6. Методологические установки и методы этологии. Противоречия между классическими зоопс%D

6. Методологические установки и методы этологии. Противоречия между классическими зоопсихологией и этологией.

Методологические установки

Объективизм. Не отрицая психику животных, считали ее недоступной для научного изучения и не признавали психику в качестве независимой причины поведения животных. При этом не привлекали рефлекторную модель поведения. Вплоть до 70-х годов ХХ века объективистстская установка превратилась в кредо этологии.

Морфологический подход (одновременно это базовый элемент этологической теории) требовал применять для изучения поведения животных понятия и методы морфологии. Поведение рассматривалось как форма, структура не статическая, как в случае телесной формы, а динамическая – движения определенной формы (в то время как бихевиористы рассматривали его как результат действия, т.е. функцию).

Так, для изучения поведения становилось возможным применять принципы аналогии и гомологии.

Безусловно обязательное применение описательного метода. Начальной стадией любого этологического изучения поведения и предпосылкой любого эксперимента должно быть длительное наблюдение за видоспецифическим поведением и описание всего его репертуара (создание этограммы).

До классической этологии это занятие, требующее больших затрат труда и времени не считалось престижным с точки зрения профессиональной науки и было уделом любителей. Лоренц и Тинберген считали, что любое конкретное поведение животного нельзя понять вне связи со всей системой поведения, элементом которой оно является.

Сравнительный метод, указывающий на необходимость сравнивать поведение животных разных, прежде всего близкородственных видов (гомологии) и видов, живущих в сходных условиях (аналогии).

Именно ср. метод позволяет обнаружить и выделить в поведение относительно независимые элементы – врожденные действия.

Разработка фундаментальных теоретических представлений должна вестись на основе изучения диких видов, а не одомашненных их форм, поскольку у последних сильно искажена нормальная организация поведения.

Поведение должно изучаться в условиях, как можно более соответствующих условиям естественного обитания. При этом можно использовать три основных варианта исследований: 1) в искусственных условиях, воспроизводящих естественные; 2) в лабораторных условиях; 3) в природных условиях (в том числе и прирученных животных).

2 стр., 963 слов

Этология с основами зоопсихологии. Классификация форм поведения ...

... потомства и его воспитанием. 3. Социальное поведение — поведение, включающее в себя все виды взаимодействий животных в группе, объем которых очень ... – М.: Аспект–Пресс, 2007 г. – 320 с. 2. Иванов, И.И. Этология с основами зоопсихологии [Текст] /И.И. Иванов. – М.: Академия, 2007 ... г. – 392 с. 4. Снегин, Э.А. Введение в этологию и зоопсихологию: Курс лекций для студентов и преподавателей биологических ...

Как зоологи, Лоренц и Тинберген исходили, прежде всего, из того, что для изучения поведения животного нужно прежде всего освободить его из клеток и экспериментальных станков.

Хотя одним из важных методов этологии было изучение поведения в природных условиях, он вовсе не был в классический период ни единственным, ни приоритетным. Сам Лоренц чаще пользовался первым методом, а также изучением прирученных свободноживущих животных в естественных условиях.

МЕТОДЫ ЭТОЛОГИИ

1. Этологическое наблюдение. Длительное наблюдение без вмешательства в жизнь животных, обязательная начальная фаза исследования.

Долговременному «бесцельному» наблюдению, при котором просто регистрируется все, что делают животные, и не ставится никаких экспериментов, в классической этологии был придан огромный вес, и способность к нему стала мерилом профпригодности. «Тот, кто считает, что у него нет времени для такого наблюдения, которое вначале не направлено на конкретную цель, должен оставить зоопсихологию вообще» (Лоренц) Особую роль они отводили так называемым естественным экспериментам, которые ставит сама природа и подмеченным в ходе «бесцельных» наблюдений. Систематическое сравнение естественных экспериментов (т.е. ситуаций, высвобождающих или не высвобождающих определенную реакцию) может дать почти такие же результаты, как и запланированный эксперимент (Лоренц).

«Не существует на самом деле никакого другого способа видеть невыученные видопредсказуемые моторные паттерны, чем внимательно смотреть на многие близкородственные виды одновременно. Вот почему люди, которые так никогда не делали вряд ли поверят в существование таких моторных паттернов» (Лоренц, 1955)

2. Описание поведения (метод этограмм).

Детальное и точное описание наблюдаемого видоспецифического поведения, как в морфологическом, так и в функциональном плане.

Главные методы регистрации – фото- и киносъемка, которые дополнялись рисунками. Звукозапись начала применяться с середины 50-х годов. Применение одновременно двух способов описания – словесного (с разработкой стандартной номенклатуры) и графического (рисунков, схем, фотографий, серий кинокадров).

3. Эксперимент. Это понятие сильно отличалось от разработанного в сравнительной и экспериментальной психологии и заимствованного из областей точного естествознания (физики, химии).

А.) Эксперимент следует проводить в естественных условиях или приближенных к таковым (возникает проблема унификации и строгого контроля условий).

В) Большое разнообразие экспериментальных методик, которые обычно изобретались для каждого конкретного исследования в зависимости от животного и изучаемого поведения («…Ставить разные виды в одни и те же экспериментальные условия является антропоморфическим видом стандартизации. Из-за видовых различий идентичные экспериментальные методики определенно не будут одними и теми же». (Тинберген).

5 стр., 2242 слов

Методы психолого-педагогических исследований 2

... его ответов на целенаправленные вопросы. Это специфичный для педагогической психологии метод исследования поведения учащегося. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек ... сопоставлении данных о ходе психолого-педагогических процессов и поведении участников учебно-воспитательного взаимодействия в условиях ощущения поднадзорности и свободы от глаз посторонних. & ...

Немногие относительно стандартные методы этологии:

1. Метод макетов – использование «ключевых раздражителей» – предъявление животному серии все более упрощающихся моделей (макетов) каких-либо биологически значимых объектов.

2. Метод «Каспар Хаузер» = метод депривации – помещение животного в условия полной или частичной изоляции от каких-либо факторов среды (депривация или обеднение среды) и регистрация тех поведенческих реакций, которые при этом сохраняются.

Примечание: Каспар Хаузер – имя, данное юноше, обнаруженному на улице одного из германских городков в 18 веке. Он не знал, кто он, как его зовут, откуда и почему он пришел. Помнил только подвал, в котором его содержали, но при этом не видел того, кто его кормил, не обладал элементарными культурными навыками, необходимыми в повседневной жизни. В дальнейшем был взят под опеку муниципалитета, но быстро умер. До сих пор остается загадкой, кто и за что так жестоко обошелся с ребенком.

3. Метод эвристического моделирования – построение эвристических моделей механизмов поведения, которые не нацелены на создание точной картины конкретных физиологических процессов, а только указывают на основные принципы организации и работы этих гипотетических механизмов. Их главная функция – направить исследования поведения и нейрофизиологи в определенное русло. До классической этологии не существовало связи между изучением сложного видоспецифического поведения и нейрофизиологией, которая занималась в основном условными рефлексами. Физиологические исследования, таким образом, были направлены на решения проблем этологии.

NB! Важнейшей особенностью классической этологии, в отличие от других направлений, является эмоциональное отношение к объектам своих исследований: этологи их любят. Если зоопсихолог может быть индифферентен к крысам или голубям, а при хорошо поставленной лабораторной базе практически лично не контактирует с ними, то невозможно в течение длительного времени (нередко месяцами и годами) терпя разнообразные лишения, буквально жить бок о бок со своими объектами и быть равнодушным к ним.

Основные претензии этологов к зоопсихологам сводились к следующему:

  1. В результате доместикации и выращивания в лабораторных условиях животные утрачивают многие важные черты естественного поведения. Таким образом, зоопсихологи изучают неестественное поведение неестественных животных в неестественных условиях.
  2. Зоопсихологи переоценивали роль факторов внешней среды и недооценивали врожденные формы поведения.
  3. Нередко не учитывалась биологическая адекватность эксперимента и применяемых методик, отсутствовало понимание того, какой компонент поведения в данном случае исследуется.

Зоопсихологи, в свою очередь, критиковали этологов за:

  1. Описательных характер получаемых данных, отсутствие количественных методов и статистического анализа.
  2. Недостаточную строгость экспериментов и контроля за их условиями.
  3. Пренебрежение внешними и внутренними причинами, которые могли влиять на поведение.
  4. Некоторые базисные концепции, например, фиксированный комплекс действий и гидравлическую модель Лоренца.

В общем, этологов можно уподобить преформистам, а зоопсихологов – эпигенетикам в биологии индивидуального развития.

1 стр., 498 слов

3.Бихевиоризм и его взаимоотношения с этологией. Гештальтпсихология

... с бихевиористской ориентацией стала главным конкурентом этологии в области исследования поведения и взаимоотношения с ней продолжают играть ... уподобляется механизму, однозначно реагирующему на поступающие из среды стимулы, действия которого могут быть предугаданы при ... и метод его исследования (т.н. камера Скиннера). Крайним выражением бихевиоризма является идея Скиннера (1938), что поведением ...

Как уже отмечалось, этология возникла и постоянно развивалась в дискуссии с бихевиоризмом. А в изучаемый период полемика с бихевиористами прямо способствовала развитию, уточнению, исправлению этологических концепций.