Этнопсихология 4

Министерство культуры РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Пермская государственная академия искусств и культуры»

Кафедра искусств

Дисциплина: Этнопсихология

Реферат

Тема: « История развития этнопсихологии в отечестве и за рубежом»

Реферат по

Этнопсихологии

студентки заочного отделения

гр. ЗНХК/12-1 Костицыной Ольги Николаевны

Проверила: преподаватель

Балева М.В.

Пермь 2015

Содержание Введение 3 1. Предпосылки возникновения и развития этнопсихологии 4 2. Становление этнопсихологии как науки за рубежом 6 3. Развитие этнопсихологии в нашей стране 7 Заключение 11 Литература 13

Введение Этнопсихология (от гр. ethnos – племя, народ) – это область психологии, которая изучает этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функционирование национального самосознания, этнических стереотипов и установок. Годом рождения этой науки принята считать 1859 г., когда Г. Штейнталь и М. Лацарус начали издавать «Журнал этнической психологии и языковедения». В своей программной статье «Мысли о народной психологии» редакторы провозгласили рождение новой науки – науки о познании народного духа, который понимали как особое устойчивое образование, выражающее психическую схожесть индивидов, принадлежащих к определенной нации, и их самосознание. С тех пор этническая психология прошла долгий путь развития и в настоящее время включает несколько самостоятельных направлений:  1. Сравнительные исследования этнических особенностей познавательных процессов, эмоций и т. п., составляющие неотъемлемую часть соответствующих разделов общей и социальной психологии.  2. Культурологические исследования особенностей символов и ценностных ориентаций народной культуры неразрывно связаны с соответствующими разделами этнографии, фольклористики и искусствоведения.  3. Исследование этнических особенностей социализации детей тесно связано с социологией и детской психологией.  4. Исследование этнического сознания и самосознания тесно связано с социальной психологией, изучающей социальные установки, межгрупповые отношения и взаимоотношения внутри группы.  Изучение вопросов истории развития этнопсихологии как науки, которым посвящена данная работа, представляет особую актуальность в настоящее время в связи с обострением социально-политических проблем на мировой арене, усилением межэтнических конфликтов и снижением толерантности к инакомыслию в социуме.

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...

... их применения в общей психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии Методы иссл-ия в ... явлений (этнических, экономических).Функции:· методологическая:связана с потребностью определения объекта и предмета социальной психологии;· мировоззренческая: ... законов психической деятельности человека. Общая психология – это наука, изучающая особенности возникновения и ...

1. Предпосылки возникновения и развития этнопсихологии

Этнические различия давно привлекают внимание исследователей. Начиная с Геродота (490-425 г. до н. э.), летописцы, повествуя о дальних странах и проживающих там народах, немало внимания уделяли описанию их нравов, обычаев и привычек. Интерес к проблеме этнических различий и их влияния на культуру и быт народов проявляли Гиппократ, Страбон, Платон, Теофраст, Ксенофонт и другие. С позиций Гиппократа, различие между народами обусловлено расположением страны, климатом и другими естественными факторами. Этот подход в дальнейшем поддержали другие ученые, и в науке сложилась определенная теория – географический детерминизм. Платон, в отличие от Гиппократа, подчеркивал, что характеры людей формируются под влиянием определенной формы государственного правления, и что видов устройства души существует столько, сколько видов государственного устройства, и при изменении последнего устройство души также меняется. Теофраст исследовал моральные качества людей, которые, по его мнению, формируются под влиянием социального окружения. Он указывал, что определенные народы, проживая в одной климатической зоне, имеют разные формы государственного правления, разную культуру и религию, разную психологию.

Вместе с тем, можно найти похожие по характеру народы, которые живут на разных континентах и в разных климатических условиях. Согласно теории английского философа Д. Юма, люди тяготеют к общению и объединению. Объединение людей для решения общих вопросов, связанных с обороной, торговлей, управлением, приводит к образованию общего языка, общих наклонностей и национального характера. Аналогичные взгляды высказывал представитель французского просвещения К. Гельвеций. «Всякий народ, – писал К. Гельвеций в книге «О человеке», – имеет свой особый способ восприятия, который и создает его характер. Причем у всех народов этот характер может меняться внезапно или постепенно – в зависимости от внезапных или постепенных изменений формы правления и общественного воспитания». Особенности национального характера зависят от социально-политических отношений и свободны от географических влияний. Проблемы этноса интересовали и представителей немецкой классической философии – И. Гердера, Г. Гегеля, И. Фихте, И. Канта. По мнению И. Гердера, формирование национального характера определяется единством внешнего (климатические условия) и внутреннего (органические, в частности генетические, особенности), при этом главную роль в этнической истории он отдает внутренним факторам. В своей работе «Идеи к философии истории человечества» И. Гердер рассматривал движущие силы развития общества, пытаясь выявить законы развития общества. Кроме того, он анализировал характеры разных народов, в частности, славян. Изображая национальный характер славян, он отмечал их трудолюбие, миролюбие, милосердие и гостеприимность.

18 стр., 8627 слов

Психология политической коммуникации

... механизмы образования и функционирования властных отношений. Первое. Генезис психологии власти (обзор концепций и подходов): Социобиологический подход. ... к доминированию стало предположение о его врожденном характере. Сначала эта мысль высказывалась в философско-умозрительной ... представлений о природе человека. Так, Аристотельсчитал, что есть народы и люди, которые по своей природе призваны ...

Важное место в истории этнопсихологии занимают работы И. Канта, показавшего, что каждый народ имеет свой национальный характер, который проявляется в отношении к другим народам и в национальной гордости. И. Кант признавал влияние географического фактора и формы правления на национальный характер, но утверждал, что не они являются основой характера народа, а черты предков, закрепленные генетически и передаваемые из поколения в поколение. Поэтому при изменении места жительства и формы правления характер народа, как правило, не меняется – хранится язык, род занятий, костюмы. Значительным вкладом И. Канта в народоведение стал сравнительный анализ характеров европейских народов и идея о том, что в национальном характере любого народа есть как положительные, так и негативные черты. В философской и общественно-политической мысли начала ХIХ в. в связи с анализом национального характера того или иного народа формируется понятие «дух народа», которое встречается, в частности, в работах представителей немецкой классической философии Г. Гегеля и И. Фихте. Г. Гегель в работе «Философия духа» отмечает, что национальный характер – это проявление субъективного духа в разных естественных условиях, которые, по сути, определяют специфику духовного мира наций и рас, особый дух народа.

2. Становление этнопсихологии как науки за рубежом Становление этнической психологии как самостоятельной дисциплины относят к второй половине ХIХ в. и связывают с именами Х. Штейнталя, М. Лацаруса, В. Вундта, Г. Лебона. В это время зародилась идея создания специальной науки, призванной объединить историко-филологические исследования с психологическими, – «этнической психологии». Первоначальный замысел был изложен Х. Штейнталем в «Журнале социальной психологии и лингвистики» (1852), а с 1859 г. он совместно с М. Лацарусом стал издавать специальный журнал «Этническая психология и языковедение». Опираясь на психологию Г. Гегеля и И. Гербарта и концепцию «народного духа», Х. Штейнталь и М. Лацарус утверждали, что язык, религия, право, искусство, наука, быт, нравы и т. п. получают конечное объяснение в психологии народа как носителя коллективного разума, воли, чувств, характера, темперамента и т. п. Согласно такому пониманию, все явления социальной жизни представляют собой своеобразную форму «эманации народного духа». Задача психологии народов как отдельной науки – познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народов.

Г. Лебон считал, что существует различие в структурах психики разных народов и рас. Причем различие настолько велико, что говорить о равнозначности народов и рас невозможно. Согласно теории Г. Лебона, существуют низшие и высшие народы, причем к высшим народам принадлежат только европейские. Такие ошибки в теоретических выкладках относительно неравнозначности народов и рас привели Г. Лебона в лагерь апологетов колониализма и расизма. Основателем «школы народов» и ученым, осуществившим разработку этнопсихологической концепции, стал немецкий ученый В. Вундт, который подверг критике интеллектуализм воззрений Х. Штейнталя и М. Лацаруса и выдвинул столь же идеалистическое волюнтаристское понимание сущности и задач этнической психологии. Он отказался от неопределённого понятия «дух целого» и предложил программу эмпирических исследований языка, мифов и обычаев – своего рода социологию обыденного сознания. В его варианте психология народов – это описательная наука, фиксирующая особенности «глубинных слоев» духовной жизни людей. Для В. Вундта народное сознание представляло собой «творческий синтез» индивидуальных сознаний, порождавший качественно новую реальность, обнаруживаемую в продуктах надындивидуальной деятельности.

13 стр., 6308 слов

Психология народов Вильгельма Вундта

... психологическую сторону проблем. Но эта психология народов не будет уже тождественна с этнопсихологией Лацаруса-Штейнталя; а Гербартова ... психологии народов; 2) изучить задачи психологии народов; 3) определить главные области психологии народов. 1. Происхождение психологии народов Романтизм выступает против индивидуализма предшествующей эпохи и проводит мысль, что народ, порождающий язык, ...

В своих исследованиях В. Вундт исходил из того, что поскольку народная душа такая же реальность, как и индивидуальная, то и изучать ее нужно также детально, как и индивидуальную душу. Для этого он предложил использовать метод анализа конкретно-исторических продуктов творчества народа: языки, мифов, обычаев. Язык народа, по теории В. Вундта, идентичен мышлению, мифы – чувством, обычаи – воли в индивидуальной психологии. Школа психологии народов послужила отправной точкой для развития понимающей психологии В. Дильтея и Э. Шпрангера, а также французской социологической школы. В России идеи этой школы развивал А. А. Потебня. В изучении проблем этнической психологии, наряду с психологами, приняли участие лингвисты, историки, археологи, социологи, этнологи, антропологи и др. Был собран огромный фактический материал по психологии различных племён и народов. Особенное внимание уделялось исследованиям психологии первобытных народов (французский философ и этнограф Л. Леви-Брюль, немецкий учёный Р. Турнвальд и др.).

Л. Леви-Брюль отмечал, что разным этническим общностям свойственно специфическое мышление, и что над мышлением отдельных людей довлеют коллективистские представления, отражающиеся в обычаях, обрядах, языке, культуре, социальных институтах. Логика первобытных людей отличалась от мышления современного человека, что обусловило длительность эволюции национальной психики. На развитие этнопсихологических взглядов оказали и идеи французского этнографа и социолога К. Леви-Стросса (1908-1987).

Главным направлением творчества Леви-Стросса был анализ структур жизни и мышления, не зависящих от индивидуального сознания, на примере исследования первобытных обществ Южной и Северной Америки.

3. Развитие этнопсихологии в нашей стране В России в начале ХХ в. проблемами этнопсихологии занимались Г. Г. Шпет, В. М. Бехтерев, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия. Большое внимание уделялось вопросам предмета и методов этнопсихологии. Значительный вклад в развитие этнической психологии внес выдающийся российский философ Г. Г. Шпет, который в 1920 г. организовал в Московском университете кабинет этнической психологии, а в 1927 г. издал работу «Ввдение в этническую психологию», в которой выступил с резкой критикой В. Вундта и генетического подхода (Штейнталь, Лацарус и др.) и пытался обосновать свое понимание этнопсихологии с позиций феноменологии Э. Гуссерля. Он считал, что этнопсихология должна быть описательной, а не объяснительной наукой. Этому талантливому исследователю так и не удалось развить свои идеи до конца из-за политических преследований и гибели в 1937 г. В. М. Бехтерев считал, что каждая нация имеет свой темперамент и свои национальные черты характера, особенности умственной деятельности, которые закрепляются и соответственно передаются биологическим путем. Все остальные этнопсихологические характеристики имеют социокультурную природу и зависят, по его мнению, от общественного развития и уклада жизни, сложившегося в ходе культурного генезиса.

6 стр., 2724 слов

Психология общения и методы влияния людей друг на друга. Механизмы ...

... демократический, либеральный. Необходимо понять, что такое влияние с точки зрения психологии. Психологическое влияние - воздействие на психологическое состояние, мысли, чувства, поступки ... Заражение - бессознательная, невольная и спонтанная передача эмоционального состояния одного человека другому. Человек здесь не испытывает организованного, преднамеренного давления, но неосознанно усваивает ...

В противовес В. Вундту, предполагавшему, что основными источниками этнопсихологических знаний являются мифы, обычаи и язык, В. М. Бехтерев призывал исследовать коллективную и индивидуальную психологию и деятельность людей как представителей конкретных национальных общностей, резко критикуя при этом не только объекты изучения, но и понятийный аппарат своих предшественников (Вундта, Лебона), которые проявляли субъективизм, говоря о «народной душе», «народном чувстве» и «народном духе». Он не признавал понятия «народная душа», «народные чувства», «народный дух» и считал, что изучением психологии народов должна заниматься особая наука – коллективная рефлексология. В своих работах он одним из первых в России обратился к вопросу о роли и значении символики в национальной психологии. Согласно его представлениям, жизнь любой группы и народа в том числе, полна символизма. В качестве национальных символов может использоваться широкий круг предметов и явлений: язык и жесты, флаги и гербы, герои войны, подвиги исторических лиц, выдающиеся исторические события. Они выступают средством согласования интересов и совместной деятельности людей, тем самым объединяя их в единую общность.

В конце 20-х годов ХХ в. проблемы этнопсихологии стала разрабатывать культурно-историческая школа, которую возглавлял выдающийся психолог Л. Выготский. Предметом этнической психологии, по мнению представителей этой школы, является изучение социально-исторического развития поведения этноса. Говоря об этнической психологии, Л. С. Выготский имел в виду, прежде всего, так называемую «психологию примитивных народов», поэтому необходимым считал проведение сравнительного кросс-культурного анализа психической деятельности «культурного человека» и «примитивного». Он считал, что нужно проводить, прежде всего, межэтнические сравнительные психологические исследования представителей «традиционных» и цивилизованных обществ. По мнению Л. С. Выготского, основным в этнопсихологии является инструментальный метод, который состоит в исследовании психологических инструментов, опосредствующих психическую деятельность. Например, культурные знаки (это, прежде всего, язык, а затем – искусство, религия, быт) являются своеобразными инструментами, с помощью которых один человек воздействует на другого, но вместе с тем формирует и собственный внутренний мир. На основе теории инструментального метода Л. С. Выготским была разработана научно-исследовательская программа по педологии национальных меньшинств. Вместо традиционного тестирования Л. С. Выготский предлагал использовать изучение национальной среды, ее структуру, динамику и все то, что определяет этническое своеобразие психических процессов. Кроме того, психику детей национальных меньшинств Л. С. Выготский предлагал изучать не в сравнении с психикой «стандартного» ребенка, а на основе сравнительного анализа с психикой взрослого той же этнической группы и той же культурной среды. Экспериментальное подтверждение идей культурно-исторического подхода Л. С. Выготского было осуществлено его учеником А. Р. Лурия в 1931-32 гг. в Узбекистане. Результаты исследований показали, что изменение общественно-исторической формации и характера общественной практики привело к коренным изменениям психических процессов узбеков – восприятия, мышления, воображения. Но материалам этой экспедиции повезло увидеть мир только через 40 лет. В 30-те годы ХХ ст. начались гонения на психологическую науку, апогеем которых постоянное постановление «О педологических отклонениях в системе Наркомпросу». Наряду с другими областями психологии этнопсихология была осуждена как «буржуазная» наука и такой она считалась очень долго.

13 стр., 6071 слов

Психология личности в этнических конфликтах

... больших анонимных общностей и является катализатором социальной активности. Действенность идеологий, замешанных на национально-этническом чувстве, не вызывает сомнений. Отсюда попытки использовать национализм в смеси с коммунизмом, ...

Лишь в 60-х гг. появились публикации по этнопсихологии. Первым на необходимость исследования национальной психологии обратил внимание советский социальный психолог и историк Б. Ф. Поршнев (1908-1979).

Он критиковал тех ученых, которые стремились выводить своеобразие психологических особенностей из физических, антропологических и других подобных черт, считая, что нужно искать объяснение специфических характеристик психического склада нации в исторически сложившихся конкретных экономических, социальных и культурных условиях жизни каждого народа. Он призывал исследовать традиционные формы труда, формирующие особенности национального характера, подчеркивал необходимость изучения связей языка с глубинными психическими процессами, советовал изучать механизмы общения и пр. В 70-е годы отечественные философы и историки стали активно разрабатывать теорию наций и национальных отношений, уделяя приоритетное внимание методологическому и теоретическому обоснованию сущности и содержания национальной психологии как явления общественного сознания (Э. А. Баграмов, А. Х.Гаджиев, П. И. Гнатенко, А. Ф. Дашдамиров, Н. Д. Джандильдин, С. Т. Калтахчяй, К. М. Малинаускас, Г. П. Николайчук и др.).

Изучением этнопсихологических феноменов начали заниматься философия, социология, этнография, история. Началось активное изучение этнографических характеристик народов мира и нашей страны (Ю. В, Арутюнян, Ю. В. Бромлей, Л. М. Дробижева, В. И. Козлов, Н. М. Лебедева, А. М. Решетов, Г. У. Солдатова и др.).

С начала 70-х годов этнопсихологическая проблематика стала разрабатываться военными психологами (В. Г. Крысько, И. Д. Куликов, И. Д. Ладанов, Н. И. Луганский, Н. Ф. Феденко, И. В. Фетисов).

В 80-е 90-е годы у нас в стране начали складываться научные коллективы и школы, занимающиеся проблемами собственно этнической психологии и этносоциологии. В настоящее время экспериментальные исследования в области этнической психологии включают в себя три главных направления:

1. психологическое и социологическое изучение различных народов и народностей (осмысление этнических стереотипов, традиций и специфики поведения русских и представителей многочисленных этнографических групп Северного Кавказа, национально-психологических особенностей, коренных народов Севера Поволжья, Сибири и Дальнего Востока и пр.); 2. социологическиме и социально-психологические исследования межнациональных отношений в России и СНГ; 3. изучение социокультурной специфики вербального и невербального поведения, этнопсихолингвистической проблематике.

Особую роль среди исследователей истоков национального своеобразия народов нашего государства сыграл Л. Н. Гумилев (1914-1992) – российский историк и этнограф, разработавший концепцию происхождения этносов. По мнению исследователя, этнос – это явление географическое, всегда связанное с ландшафтом, который кормит приспособившихся к нему людей и развитие которого зависит в то же время от особого сочетания природных явлений с социальными и искусственно созданными условиями. Вместе с тем он подчеркивал психологическое своеобразие этноса, определяя последний как устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам и отличающийся своеобразными стереотипами поведения, которые закономерно меняются в историческом времени. Заключение Как показал анализ доступных нам литературных источников, этнопсихология представляет собой междисциплинарную отрасль знаний, изучающую этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов и т. д. Интерес к проблеме этнических различий и их влияния на культуру и быт народов проявляли Геродот, Тацит, Гиппократ, Страбон, Платон, Теофраст, Ксенофонт и другие. В разработку психологии этноса важный вклад внесли учение К. Гельвеция о равнозначности народов, идея единства культур разных народов И. Гердера и диалектика национального характера, исследованная И. Кантом. Создание этой науки было провозглашено в 1852 г. М. Лацарусом и Х. Штейнталем. В начале XX в. эти идеи получили развитие в «психологии народов» В. Вундта, а также в работах Н. Ланга, Г. Челпанова, В. Бехтерева. Современная этнопсихология не представляет собой единого целого ни по тематике, ни по методам. В ней можно выделить такие направления, как сравнительные исследования этнических особенностей когнитивных процессов, эмоций и пр.; культурологические исследования особенностей символического мира и ценностных ориентаций народной культуры; исследования этнического сознания и самосознания; исследования этнических особенностей социализации детей. Поскольку свойства национальной культуры и свойства составляющих этнос (этническую общность) индивидов не тождественны, между культурологическими и психологическими исследованиями этнопсихологии всегда существуют определенные расхождения. В современных условиях особое внимание в этнопсихологии уделяется изучению психологических причин этнических конфликтов, нахождению эффективных путей их разрешения, а также выявлению истоков роста национального самосознания, развития его в разных социальных и национальных средах.

6 стр., 2826 слов

Психология этнических групп

... относительно особенностей психологического склада и поведения людей, обусловленных их этнической принадлежностью. Основной психологической характеристикой, отличающей этнические группы, является этническое самосознание. 3. Этническое самосознание Этническое (национальное) самосознание — это осознание народом себя как этнической общности, ...

Литература Крысько, В. Г. Этническая психология: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений.-М.: Издательский центр «Акакдемия», 2002.

Лебедева, Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию .- М.: Старый сад, 1998.

Стефаненко, Т. Г. Этнопсихология [текст] :учеб.для студентов вузов /Стефаненко Татьяна Гавриловна.- 3-е изд.,испр. И доп.- М. : Аспект Пресс, 2003.

13