Этиология нарушений слуха

ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Глухота — полное отсутствие слуха или такая форма его понижения, при которой разговорная речь восприни­мается лишь частично, с помощью слуховых аппаратов.

Тугоухость — снижение слуха на оба уха, при котором возникают затруднения в восприятии речи, однако при усилении голоса это восприятие становится возможным.

Существуют различные взгляды на определение при­чин нарушений слуха. Наиболее часто выделяют 3 груп­пы причин и факторов, которые вызывают патологию слуха (Д. И. Тарасов и др.)

Первая группа причин и факторов носит наследствен­ный характер. Данные причины приводят к нарушени­ям в структуре слухового анализатора и развитию на­следственной тугоухости.

На долю наследственных факторов детской глухоты приходится от 30 до 50 % всех случаев. Наследственная глухота или тугоухость могут сочетаться с другими ано­малиями органов и систем организма (заболевания орга­нов зрения, патология костно-мышечной системы, не­рвной, эндокринной и т. д.).

Генетики, которые занимаются вопросами наследо­вания глухоты, отмечают, что в гаметах человека может быть до 50 различных генов, влияющих на остроту слу­ха. Вероятность рождения глухого или слабослышащего ребенка резко возрастает, если один из родителей стра­дает наследственной формой глухоты. Если наследствен­ная форма глухоты обнаруживается у обоих родителей, то вероятность рождения ребенка с неполноценным слу­хом превышает 50%.

Ко второй группе причин и факторов относят факто­ры эндогенного и экзогенного воздействия на орган слу­ха плода (без наследственного отягощения), ведущие к появлению врожденной тугоухости.

Большое значение имеют болезни матери в период беременности. К подобным заболеваниям относят крас­нуху, грипп, паротит. Оказывает влияние также прием во время беременности ототоксических лекарств, резус-несовместимостью плода и будущей матери.

На появление патологии развития слуха у ребенка влияет прием беременной женщиной алкоголя, нарко­тиков, а также работа на предприятиях с повышенной пыльностью и другими профессиональными вредностя­ми (особенно в первые месяцы беременности).

Факторы третьей группы воздействуют на орган слу­ха здорового ребенка на разных стадиях его развития и приводят к возникновению приобретенной тугоухости.

3 стр., 1451 слов

Медицинская классификация нарушений слуха у детей (Л.В.Нейману)

... расстоянии до 2 м; Этиология нарушений слуха: Экзогенные факторы: § Инфекционные заболевания во время беременности (краснуха, корь, грипп и т.д.); ... помощи имеющегося слуха. Среди слабослышащих выделяют детей с разной степенью тугоухости (слабослышания): 1) легкая степень тугоухости, при ... (дБ). При потере слуха более 80 дБ наступает глухота, при частичном нарушении (тугоухости) отмечается потеря от ...

Наиболее часто причиной появления приобретенной тугоухости являются последствия перенесенного острого среднего отита. Степень снижения слуха при заболевани­ях среднего уха различная. Но чаще всего встречаются легкая и средняя степень снижения слуха. Возникают они вследствие перехода воспалительного процесса на внутреннее ухо. Одной из причин возникновения тугоухости яв­ляется воспаление ствола слухового нерва. Роль инфекци­онных заболеваний в этиологии нарушений слуха велика. Наиболее опасны такие заболевания, как эпидемический менингит, туберкулезный менингит, скарлатина и др.

Поражается слух под воздействием ототоксических антибиотиков (канамицин, стрептомицин, неомицин и др.) Около 50 % случаев приобретенной тугоухости у детей наблюдаются после приема ототоксических атибиотиков (Д. И. Тарасов), Фактор риска при лечении эти­ми препаратами — недоношенность, общая соматичес­кая ослабленность ребенка.

К причинам, приводящим к нарушениям слуха, отно­сят родовые травмы, наложение щипцов на головку плода при родоразрешении, оперативные вмешательства на сред­нем ухе (осложнение после операции), разрыв цепи слухо­вых косточек при травмах, аденоидные вегетации и др.

Порой бывает сложно выявить первопричину возник­новения слухового дефекта. Возможно сочетание сразу нескольких причин у приводящих к снижению слуха. В то же время, одна и та же причина может вызвать раз­ные формы тугоухости или глухоты. По различным ис­точникам,, от 4 до 6 % населения нашей планеты страда­ют теми или иными расстройствами слуха. Однако по­давляющее большинство людей с дефектами слуха отно­сятся к категории слабослышащих.

Классификация глухих и слабослышащих детей

Существует несколько классификаций детей с нару­шениями слуха. Одной из распространенных классифи­каций глухих детей является классификация, разработанная Л. В. Нейманом.

Для выяснения степени поражения слуховой функ­ции, Л. В. Нейманом проводились исследования слуха глухих и слабослышащих детей методом тональной аудиометрии и с помощью речи.

Л. В. Нейман выделяет 4 группы глухих в зависимо­сти от объема воспринимаемых частот:

1-я группа — глухие дети, воспринимающие самые низкие частоты (125-150 Гц).

Эти дети не различают каких-либо звуков речи и реагируют либо на очень гром­кий голос у самого уха, либо на интенсивные звуки на близком расстоянии (крик и т. д.).

2-я группа — глухие дети, воспринимающие часто­ты 150-500 Гц. Дети этой группы реагируют на гром­кий голос у уха, различают гласные «о», «у», способны воспринять другие очень громкие звуки на небольшом расстоянии.

3-я группа — дети, воспринимающие звуки в диапа­зоне низких и средних частот, от 125 до 1000 Гц.

4-я группа — дети, воспринимающие частоты от 125 до 2000 Гц.

Дети, относящиеся к 3-й и 4-й группе, различают менее интенсивные и разнообразные по частоте звуки на близком расстоянии (звуки музыкальных инструмен­тов, бытовые звуки — звонок в дверь, звонок телефона и т. д.).

Дети 4-и группы различают почти все гласные, от­дельные фразы и слова, звучащие возле уха и на неболь­шом расстоянии.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ... психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...

Все глухие дети имеют большие или меньшие остат­ки слуха. Остаточный слух в процессе специальной ра­боты по развитию слухового восприятия играет важную роль в формировании устной речи.

Тугоухость выражается тоже в различной степени. Л. В. Нейман выделяет 3 группы слабослышащих детей по степени понижения слуха в области речевого диапа­зона частот (от 500 до 4000 Гц).

В зависимости от потери слуха выделяют 3 степени тугоухости:

1-я степень — снижение слуха в речевом диапазоне не превышает 50 дБ; восприятие частот в пределах 125-8000 Гц. Речевое общение вполне доступно. Возможно разборчивое восприятие речи разговорной громкости на расстоянии более 1 м.

2-я степень — снижен слух в речевом диапазоне до 70 дБ. Речевое общение затруднено. Разговорная речь воспринимается на расстоянии менее 1 м.

3-я степень — снижен слух в речевом диапазоне до 70 дБ. Речь разговорной громкости становится нераз­борчива даже у самого уха. Общение осуществляется с помощью громкого голоса на близком от уха рассто­янии.

Самостоятельно овладеть речью с трудом могут дети, обладающие снижением слуха на 15-20 дБ. Л. В. Ней­ман предлагает принять эту степень потери слуха в каче­стве условной границы между нормальным слухом и ту­гоухостью. По классификации Л. В. Неймана, условная граница между тугоухостью и глухотой находится на уровне 85 дБ.

Международная класси­фикация нарушений слуха.

Средняя потеря слуха опре­деляется в области частот 500, 1000, 2000 Гц.

1-я степень тугоухости —снижение слуха не превы­шает 40 ДБ;

2-я степень тугоухости — снижение слуха от 40 до -55 ДБ;

3-я степень тугоухости — снижение слуха от 55 до 70 ДБ;

4-я степень тугоухости — снижение слуха от 70 до 90 ДБ.

Снижение слуха более чем на 90 дБ определяется как глухота.

Педагогическая классификация детей с нарушениями слуха Р. М. Боскис

Эта классификация построена на психологическом изучении взаимодействия слуха и речи. Теоретической основой классификации являются положения, опреде­ляющие своеобразие развития ребенка с нарушениями слухового анализатора.

1. Нарушение слухового анализатора у ребенка необ­ходимо рассматривать в его принципиальном отличии от подобного недостатка у взрослых. У взрослых людей к моменту нарушения слуха речь сформирована, а дефект слухового анализатора оценивают с точки зрения возмож­ности общения на основе слуха. Утрата слуха в детстве влияет на ход психического развития ребенка и приводит к возникновению целого ряда вторичных дефектов. На­рушается речевое развитие ребенка. Если же глухота воз­никает рано, это приводит к полному отсутствию речи. Немота препятствует нормальному формированию словес­ного мышления, что ведет к нарушению познания.

2. Для правильного понимания развития ребенка с недостатком слуха важно учитывать возможность са­мостоятельного овладения речью. Нарушение слуха, с одной стороны, препятствует нормальному развитию

9 стр., 4267 слов

Развитие музыкального слуха у детей старшего дошкольного возраста

... заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке развития музыкального слуха у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: процесс развития музыкального слуха у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: педагогические условия ...

речи, с другой стороны, нормальное функционирова­ние слухового анализатора находится в зависимости от уровня речевого развития. Чем выше уровень рече­вого развития ребенка, тем больше возможностей ис­пользовать остаточный слух. Человек, владеющий язы­ком, имеющий достаточный словарный запас, спосо­бен лучше воспринимать обращенную речь, т. к. улав­ливает знакомые слова и фразы по смыслу, в контек­сте фразы. Дети, у которых речь развита лучше, про­изводят впечатление слышащих. Чем лучше у ребен­ка слух, тем больше возможностей для самостоятель­ного развития речи на основе подражания речи окру­жающих. ,

3. Р. М. Боскис рассматривает недостаточность слуха у ребенка с точки зрения развития речи при данном на­рушении слуха. Чем лучше речь у ребенка, тем больше возможностей использовать свой слух. При глухоте об­наруживается потеря слуха выше 80 дБ. В том случае, если при аудиометрии обнаружено снижение слуха мень­ше 80 дБ, говорят о тугоухости.

Педагогическая классификация детей с недостатка­ми слуха, разработанная Р. М Боскис, построена на критериях, учитывающих своеобразие развития детей с отклонениями в функции слухового анализатора. Р. М. Боскис выделила 2 основные группы детей с недо­статками слуха — глухие и слабослышащие.

К группе глухих относятся дети, которые вследствие врожденной или раноприобретенной глухоты не могут самостоятельно овладеть словесной речью.

К категории слабослышащих детей относят тех, у кого наблюдается снижение слуха, но возможно самостоятель­ное развитие речи (хотя бы минимальное).

В зависимости от речевого развития выделяют 2 груп­пы слабослышащих детей:

♦ слабослышащие, которые обладают относительно развитой речью с небольшими недостатками (на­рушения в звукопроизношении, отклонения в грам­матическом строе речи);

♦ слабослышащие с глубоким недоразвитием речевой функции (фразы короткие, неправильно построен­ные, отдельные слова сильно искажены и т. д.).

Среди глухих также выделяют 2 группы детей в за­висимости от времени возникновения дефекта:

♦ ранооглохшие дети, потерявшие слух на 1-2 году жизни или родившиеся неслышащими;

♦ позднооглохшие дети, т. е потерявшие слух в 3-4 года, а также позже, сохранившие речь в связи с более поздним возникновением глухоты. Термин «позднооглохшие» носит условный характер, т. к. данную группу детей характеризует не время на­ступления глухоты, а факт наличия речи при от­сутствии слуха. Позднооглохшие дети составляют особую категорию детей со сниженным слухом.

Дефект слуха в первую очередь отрицательно влияет на формирование речи, т. е. той психической функции, которая в наибольшей степени зависит от состояния слу­хового анализатора. Таким образом, на основе оценки состояния слуха, уровня развития речи с учетом време­ни наступления слухового дефекта выделяют 4 группы детей с нарушениями слуха и речи.

Уровень развития речи у детей с нарушениями слуха

При нарушении слуха уровень развития речи неоди­наков и зависит от следующих факторов: степень нару­шения слуха; время возникновения дефекта слухового анализатора; педагогические условия, в которых нахо­дился ребенок после нарушения функционирования слу­хового анализатора; индивидуальные особенности само­го ребенка.

16 стр., 7766 слов

Особенности развития речи у детей раннего возраста с нарушенной ...

... литературы дать характеристику развития речи у дошкольников, а также развития слухового восприятия. 2. Раскрыть понятие речь и дать характеристику развития речи у детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Объект исследования - речь у дошкольников ...

Каждый из вышеперечисленных факторов играет ог­ромное значение при оценке речи детей. Степень сниже­ния слуха и развитие речи у детей находятся в прямой зависимости. Чем больше у ребенка снижен слух, тем сильнее страдает речь. Если снижение слуха незначи­тельное, то отклонения речи не резко выраженны. Если наблюдается тяжелая степень снижения слуха, ребенок остается немым до начала специального образования. При средней степени снижения слуха отмечаются нарушения в фонетической, лексической, грамматической стороне речи. Слух может быть нарушен в разные периоды жизни ребенка. От временного фактора зависит наличие или отсутствие вторичных проявлений дефекта. Чем раньше возникло нарушение, тем больше оно отражает­ся на сформированности речевой функции. Потеря слу­ха у ребенка до двухлетнего возраста, когда речь еще не сформирована, ведет к полному отсутствию речи. Поте­ря слуха до 3-3,5 лет приводит к утрате сформирован­ной речи. Речь почти полностью распадается при пол­ной потере слуха в 4-5 лет, если специальное обучение не начато сразу. Потеря слуха в 6-7 лет приводит к рез­кому искажению речи ребенка, и без специальной педа­гогической помощи речь будет постепенно ухудшаться. Если слух у ребенка потерян после 7 лет, имеются навы­ки овладения грамотой, то речь может быть сохранена при условии систематической коррекционной работы.

При частичной потере слуха у детей временной фак­тор также является очень важным — он определяет уро­вень развития речи. Незначительное понижение слуха у детей в возрасте до 3 лет приводит к задержке или недоразритию речи. После 3 лет снижение слуха вызывает меньшие отклонения в развитии речи.

Таким образом, уровень развития речи у детей с на­рушениями слуха во многом определяется временем воз­никновения слухового дефекта. Педагогические условия, в которых находился ребенок с момента нарушения слу­ха, имеют огромное значение для его психического и речевого развития.

Чем раньше были предприняты специальные как медицинские, так и педагогические меры по устранении последствий снижения слуха, тем более успешно будет развиваться ребенок. Создание речевой среды в семье, проведение раннего слухопротезирования, орга­низация специальной работы по развитию слухового вос­приятия и речи определяет успешное развитие ребенка.

Индивидуальные особенности также влияют на уро­вень развития речи. В процессе овладения речью играет большую роль активность личности ребенка, подвижность мыслительных процессов. Компенсации слухового дефек­та и развитию речи способствует устойчивое зрительное внимание и память.

Формирование речи у глухих детей основывается на компенсаторном использовании сохранных анализаторов в условиях специального обучения. Активно привлека­ются зрительное и слуховое восприятие, кинестетичес­кие ощущения, тактильно вибрационная чувствитель­ность. Сурдопедагог помогает глухому ребенку овладеть движениями речевого аппарата, развить слуховое вос­приятие (с обязательным использованием звукоусили­вающей аппаратуры).

Развитие речи слабослышащих детей проходит на основе остаточного слуха при условии естественного об­щения. Даже если восприятие устной речи неполное, ребенок способен овладеть устной речью самостоятель­но, но с различными нарушениями. При создании усло­вий интенсивного развития и использования слуха воз­можность самостоятельно овладеть грамматическим стро­ем речи быстро возрастает.

17 стр., 8264 слов

Особенности развития речи детей с нарушениями слуха

... основные группы детей с недостатками слуха: глухие и слабослышащие. В свою очередь в зависимости от состояния речи среди глухих выделены две категории. Первая категория - дети без речи, родившиеся глухими или потерявшие слух в ...

Позднооглохшие дети имеют сформированную, раз­витую речь. У них наблюдается разный уровень сохран­ности речи. До потери слуха у позднооглохшего ребенка развитие речи и формирование словесного мышления проходило в условиях естественного речевого общения на основе слуха. Большинство позднооглохших имеют тяжелую степень слухового дефекта. На первый план коррекционного обучения ставится задача формирова­ния восприятия речи на зрительной основе либо на слухозрительной (с помощью звукоусиливающей аппарату­ры).

Позднооглохшие дети должны приобретать навык зрительного восприятия устной речи позже самого мо­мента овладения речью. Этим они отличаются от осталь­ных детей с нарушением слуха.

Речевое развитие играет решающую роль в развитии ребенка как личности. Снижение слуха обуславливает ограничение социального общения. Это ограничение вли­яет на формирование психики ребенка. Все сферы по­знавательной деятельности испытывают дефицит. Стра­дает речь, восприятие, память, внимание, представле­ние, мышление.

В первые 2-3 месяца жизни различия между глухим и слышащим ребенком почти не определяются (Е. Ф. Рау, Ф. Ф. Рау).

Крик и гуление глухого ребенка мало отли­чаются от таковых у слышащего. У глухих детей лепет появляется, но постепенно угасает из-за невозможности ‘контроля за своим произношением.

У глухих детей раннего возраста речь не может быть сформирована. Однако у них без специального обучения появляются различные голосовые и артикуляционные реакции. Это различные нечленораздельные звуки, вос­клицания, связанные с положительными или отрицатель­ными эмоциями ребенка. Эти звуки и используются для привлечения внимания взрослых к себе.

Может наблюдаться смех, плач, произнесение отдель­ных речевых вокализаций. Дети раннего возраста часто используют эти звуки при общении со взрослыми, в игре. Дети пытаются через лепет выразить свои желания и потребности. Ребенок начинает применять различные звукосочетания для обозначения предметов и действий. Однако эти сочетания звуков не похожи на слова родно­го языка, и их понимает только ограниченный круг близ­ких ребенку людей. Звукосочетания используются вместе с неречевыми средствами общения — такими, как есте­ственные жесты, взгляды, указания на предметы и т. д. Без обучения количество голосовых реакций с возрас­том сокращается, они становятся более однообразными, потом исчезают совсем. Речевое развитие слабослыша­щих детей в младенческом возрасте характеризуется большим разнообразием, что связано с состоянием их слуха. Формирование предпосылок речи протекает при­мерно так же, как и у глухих. У детей с легкой и сред­ней тугоухостью в раннем возрасте наблюдается много голосовых реакций. На 2-м году жизни появляется ле­пет, более бедный, чем у слышащих детей, но отличаю­щийся от лепета глухих детей. Иногда к 2-3 годам по­являются лепетные слова, слова, обознающие названия игрушек, окружающих предметов. Эти слова произно­сятся с большим количеством грамматических и фоне­тических искажений. У небольшого числа слабослышащих детей появляется короткая фраза. Дети с тяжелой тугоу­хостью по состоянию речи в раннем возрасте внешне похо­жи на глухих. Однако у них больше голосовых реакций, чем у глухих, лучшее подражание речи взрослых,

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... страхи, стереотипные движения, импульсивность, манерность, симбиотическая связь с матерью. Их речь, как правило, односложна. Среди детей, страдающих аутизмом, эта группа является самой многочисленной. Прогноз их ... коллективе. Им свойственна эмоциональная зависимость от матери. Эти дети часто бывают пар‑циально одаренными. В их речи встречается меньше штампов, она носит более спонтанный характер. ...

В дошкольном возрасте у глухих детей без обучения речь не формируется. Отмечаются различные голосовые реакции, звукосочетания, лепет. Без обучения число го­лосовых реакций сокращается, они становятся более однообразными, к пяти-шести годам исчезают совсем. Иногда старшие дошкольники, не обученные речи, осознают свои речевые проблемы, неохотно идут на общение с людьми, уходят от контактов со взрослыми и слышащими детьми. Количество средств неречевого общения с возрастом у глухих дошкольников расширяется. Появляется больше естественных жестов, которые дети копируют у взрослых или придумывают сами. Развиваются разнообразные взгляды, характеризующие их эмоциональное состояние.

После четырех лет различия в речи глухих и детей с тяжелой степенью тугоухости становятся более замет­ны. У слабослышащих детей даже без специального обу­чения увеличивается число произносимых слов. Неко­торые дети овладевают короткими аграмматическими фразами, типа: «Мама, ди» (Мама, иди), «Мама, да» (Мама, дай).

Одним из главных условий проведения работы по развитию речи является организация слухо-речевой сре­ды, которая предполагает постоянное речевое общение с ребенком при условии использования слуховых аппара­тов. Работа по развитию речи детей младенческого воз­раста направлена на развитие зрительного и слухового сосредоточения на лице взрослого, его речи, предметах. Эта работа проводится длительно, в процессе общения с. ребенком в течение всего дня, а также на специальных систематических занятиях.

Развитие речи у детей с нарушениями слуха на 2-3-м году жизни имеет более высокий темп. В связи с позна­нием разных предметов, явлений, у ребенка появляется словарь их названий, действий с предметами. Постоян­ное использование простых по структуре фраз делает доступными для понимания некоторые из них, наиболее часто повторяемые. Важно учить ребенка понимать зна­чения глаголов, так это необходимо для понимания и использования фраз. С детьми дошкольного возраста продолжается работа, начатая еще в раннем возрасте. Основные требования к организации и содержанию рабо­ты с дошкольниками, имеющими нарушенный слух, в семье остаются те же, что предъявляются к работе с деть­ми раннего возраста. Однако содержание работы расши­ряется и углубляется по различным направлениям.

Воспитание и обучение происходит в течение всего дня, включая режимные моменты, игры, свободную де­ятельность.

Занятия, включающие различные виды работ, про­водят ежедневно.

Создание слухо-речевой среды предполагает речевое общение с ребенком всех членов семьи.

При работе с ребенком используется слуховой аппарат. Всестороннее развитие ребенка включает в себя фи­зическое, трудовое воспитание, ознакомление с окружа­ющим миром, игровую деятельность, развитие изобра­зительной деятельности, работу по развитию речи, фор­мирование элементарных математических представле­ний, а также обучение чтению.

7 стр., 3360 слов

Дети со сложными дефектами развития

... слепоглухие воспитанники вошли в состав группы глухих детей при Петроградском отофонетическом институте (позднее ставшем Ленинградским институтом слуха и речи), где и обучались до 1941 года. ... с такой потерей слуха, которая препятствует усвоению речи на слух, и глухие с такой потерей зрения, которая препятствует зрительной ориентировке. Специфической особенностью таких детей является практически ...

При поступлении ребенка в школу работа по разви­тию речи, восприятия, памяти и мышления в целом бу­дет продолжена. •

Динамика и прогноз

Потенциальные возможности детей с нарушениями слуха крайне велики. Медицина не в силах вернуть та­ким детям слух. Однако дети с нарушениями слуха могут приближаться по уровню общего и речевого разви­тия к сверстникам с сохраненным слухом.

Если дети не имеют дополнительных отклонений в развитии, а адекватная и целенаправленная коррекционная работа проводится уже в первые месяцы жизни ребенка, то к 3-6 годам можно максимально прибли­зить уровни как общего, так и речевого развития к воз­растной норме (даже несмотря на тяжелую тугоухость).

Такие дети владеют развернутой фразовой речью, сво­бодно общаются как с детьми, так и со взрослыми, мо­гут- рассказывать об увиденном, о каких-то случаях .из жизни, хорошо понимают обращенную к ним речь (вос­принимают слухозрительно), могут прочесть стихотво­рение и даже напевать песенки. Звучание их собствен­ной речи обычно очень мало отличается от речи слыша­щих детей.- Дети с нарушениями слуха пользуются слу­ховыми аппаратами. Дети с развитой собственной речью в дальнейшем обучаются вместе со слышащими детьми в детских садах и в школах общего типа.

Позднооглохшие дети (те, кто потерял слух в возрас­те 4-5 лет и имел до этого момента сохранную речь) могут достичь такого же высокого уровня, при условии своевременно начатой и целенаправленной работы. Если удастся сохранить уже имеющиеся речевые навыки и совершенствовать их, а также в короткие сроки восста­новить устную коммуникацию на другой сенсорной ос­нове (зрительно-слуховой, зрительной, зрительно-вибро­тактильной), то позднооглохший дошкольник даже смо­жет остаться в том же детском коллективе, в котором он воспитывался до момента потери слуха, и подготовить­ся к устному обучению в условиях массовой школы, а позднооглохший школьник сможет успешно продолжить свое обучение в том же классе, где обучался до болезни, травмы.

Дети с тяжелой тугоухостью и глухотой при позднем начале обучения — в 2-3 года — могут достичь высокого уровня общего и речевого развития также если присут­ствует ряд благоприятных факторов. К таким факторам можно отнести высокие потенциальные возможности са­мого ребенка, его личностные особенности (такие, как коммуникабельность, активность, физическая выносли­вость, работоспособность), а еще — систематическое, ин­тенсивное, адекватное обучение ребенка. Занятия прово­дятся в условиях индивидуальной работы, в условиях за­нятий в малой группе (6-8 человек), при наличии допол­нительной помощи (речевая ритмика и т. д.), при актив­ном участии семьи в воспитании и обучении ребенка,

Эффект коррекционного воздействия на детей с на­рушениями слуха определяется:

♦ своевременностью (с момента выявления характе­ра снижения слуха);

♦ качественным слухопротезированием;

♦ использованием различной качественной звукоуси­ливающей аппаратуры ( при отсутствии медицинс­ких противопоказаний);

5 стр., 2450 слов

Особенности личности умственно отсталого ребенка (общая характеристика, ...

... т. п. Наряду с этим встречаются дети, у которых на фоне резкой недостаточности общего уровня познавательной деятельности и речи, отклонений в эмоционально-волевой сфере по ... типу умственной отсталости обнаруживаются относительно сохранные способности — музыкальный слух, чувство ритма, ...

— адекватностью коррекционного процесса.

Из всего вышеизложенного следует, что высокого уров­ня общего и речевого развития достигают дети, не имею­щие каких-либо дополнительных отклонений в развитии.

Такие дети относятся к 3 основным категориям:

♦ дети с незначительным снижением слуха;

♦ дети с тяжелыми нарушениями слуха, с которыми была начата коррекционная работа в раннем дет­стве и длительно проводилась в среде нормально слышащих (или внезапно потерявших слух) свер­стников;

♦ дети, слышащие и говорящие до некоторого време­ни, с которыми проводилась специальная коррекци­онная работа по сохранению речи, восстановлению устной коммуникации, а также обучение грамоте.

Обучение этих детей более предпочтительно в массо­вом детском учреждении, чем в специальном. Однако ин­тегрированное обучение будет эффективно при наличии коррекционной помощи, готовности ребенка обучаться в обществе слышащих, при желании родителей обучать сво­его ребенка в массовом детском саду, школе, активном участии родителей в образовании и воспитании ребенка.

Однако основная масса глухих и слабослышащих детей обучается в специальных учреждениях.

Российской сурдопедагогике свойствен оптимистичес­кий взгляд на возможности всестороннего развития детей с недостатками слуха. В соответствии с утвердившимся в отечественной психологии пониманием развития психики индивидуума как процесса его взаимодействия с соци­альным и природным окружением, сурдопедагогика выд­винула положение о решающем значении благоприятных социальных, в том числе специальных практических, ус­ловий для успешного преодоления последствий дефекта и всестороннего развития детей с нарушением слуха.

В настоящее время при обязательном основном об­щем образовании, принятом в стране, школа для глу­хих детей должна обеспечить дифференциацию требова­ний к возможному уровню образования разных катего­рий детей, обучающихся в школе, определить приори­тетные направления в работе, новые задачи в учебном образовании для неслышащих.

Специальная (коррекционная) школа призвана наряду с овладением детьми базовым уровнем знаний создать предпосылки для социальной адаптации выпускников, для включения их в трудовую деятельность и обеспече­ния достойного уровня жизни; развить у них необходи­мые способности самостоятельно находить и принимать решения в различных условиях, стрессовых ситуациях, получать нужную информацию и использовать для это­го свои знания и навыки. Решение этих задач с учетом особенностей разных групп глухих детей, обучающихся в школе, требует взаимодействия теории, практики и экспериментального обучения.

Бурные темпы развития науки, информационных технологий вызывают необходимость перестройки про­цесса обучения, сосредоточения внимания на развитии детей, на их желании учиться, пополнять знания.

К сожалению, многие, даже хорошо усвоившие школьную программу выпускники оказываются не­востребованными обществом. Они не готовы к жизни в условиях нестабильности, в ситуации поиска рабо­ты, места приложения своих знаний. Практические работники ищут пути организации уроков с позиций нового взгляда на учебный процесс, его цели и задачи.

Все вышеперечисленное дает надежду, что глухие и слабослышащие после окончания обучения смогут адаптироваться к нашей сложной жизни и быть по-настоящему востребованы современным обществом.

Особенности обучения глухих детей

У глухих детей особенно отстает развитие словесно-логического мышления, то есть связи между предмета­ми, признаками, действиями и их словесными обозначе­ниями длительное время не формируются. Наиболее сложна для глухих детей логическая переработка тек­ста, построение умозаключений на основе сведений, предъявляемых в речевой форме.

Специальная школа I вида, где обучаются глухие дети, ведет образовательный процесс в соответствии с уровнем общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

♦ 1 ступень — начальное общее образование (5-6 или 6-7 лет, в зависимости от того, обучался ли ребе­нок в подготовительном классе);

♦ 2 ступень — основное общее образование (5-6 лет);

♦ 3 ступень — полное среднее общее образование (2 года, как правило, в структуре вечерней школы).

Для детей, не получивших полной дошкольной под­готовки, организуется подготовительный класс» В пер­вый класс принимаются дети с 7 лет. Вся учебная дея­тельность характеризуется работой по формированию и развитию словесной устной и письменной речи, обще­ния, умения воспринимать и понимать речь окружаю­щих на слухозрительной основе. Дети учатся использо­вать остатки слуха для восприятия речи на слух и слухозрительно с использованием звукоусиливающей аппа­ратуры. С этой целью регулярно проводятся групповые и индивидуальные занятия по развитию слухового вос­приятия и формированию произносительной стороны устной речи.

В школах, работающих на билингвистической осно­ве, не только осуществляется равноправное обучение языку словесной и языку тестовой речи, но учебный процесс ведется на языке жестовой речи. В составе спе­циальной школы I вида организуются классы для глу­хих детей со сложной структурой дефекта (умственной отсталостью, трудностями в обучении, слабовидящих и др.).

Количество детей в классе (группе) не должно быть более 6 человек, в классах для детей со сложной струк­турой дефекта — до 5 человек.

Основное внимание уделяется развитию речи глухих детей, что является наиболее важным фактором в систе­ме социальной адаптации ребенка. Глухие дети овладева­ют языком в процессе специального обучения, Русский язык в коррекционной школе имеет коррекционную на­правленность. Кроме специальных уроков (развитие речи, чтение, грамматика), развитию речи способствуют инди­видуальные занятия. В процессе становления речи в ус­ловиях специального обучения формируется словесно-ло­гическое мышление школьника. Речь оказывает большое влияние на познание ребенком окружающего мира, на развитие эмоционально-волевой сферы и формирование личности в целом. Благодаря словесной речи неслышащие дети могут развиваться всесторонне, овладевать ос­новами наук, вступать в общение со слышащими, на ос­нове чего и происходит их социальная адаптация.

Работа по языку строится в неразрывном единстве с другими предметами школьного курса. Перед коррекци­онной школой для глухих детей ставится следующая за­дача: обеспечить учащимся овладение языком в степени, необходимой им для активной общественной деятельнос­ти и труда в среде слышащих людей. Также обучение и воспитание в школе первого вида ориентируется на воз­можность продолжения образования глухими детьми.

В специальной школе II вида обучаются слабослы­шащие (имеющие частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохшие дети (ог­лохшие в дошкольном или школьном возрасте, но со­хранившие самостоятельную речь).

Коррекционная шко­ла для слабослышащих детей имеет два отделения:

1) для детей с легким недоразвитием речи, связан­ным с нарушением слуха;

2) для детей с глубоким недоразвитием речи, причи­ной которого является нарушение слуха.

Если в процессе обучения возникает необходимость перевода ребенка из одного отделения в другое (ребенку трудно в первом отделении или, наоборот, ребенок во втором отделении достигает такого уровня общего и ре­чевого развития, которое позволяет ему учиться в пер­вом отделении), его переводят в первое отделение согласно рекомендации МППК и с согласия родителей. В первый класс в любое из отделений принимаются дети, достиг­шие 7 лет, если они посещали детский сад. Для детей, которые по какой-либо причине не имеют соответствую­щей дошкольной подготовки, во втором отделении орга­низуется подготовительный класс. Наполняемость клас­са (группы) в первом отделении — до 10 человек, во втором — до 8 человек. В специальной школе II вида образовательный процесс осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступе­ней общего образования:

♦ 1 ступень — начальное общее образование (в пер­вом отделении 4-5 лет, во втором отделении 5-6 или 6-7 лет);

♦ 2 ступень— основное общее образование (6 лет в первом и во втором отделениях);

♦ 3 ступень — среднее (полное) общее образование (2 года в первом и во втором отделениях).

Развитие слухового и слухозрительного восприятия, формирование и коррекция произносительной стороны речи проводятся на специально организованных индивидуаль­ных и групповых занятиях с использованием звукоусили­вающей аппаратуры коллективного пользования и инди­видуальных слуховых аппаратов. Развитие слухового вос­приятия и автоматизация навыков произношения продол­жаются на занятиях фонетической ритмикой и в различ­ных видах деятельности, связанных с музыкой.