Этапы развития социологической мысли

Исторический этап Представители Теоретическое направление Ключевая идея
Классический   О. Конт       Позитивизм   Общество представляет собой целостный организм, определяющий развитие и деятельность составляющих его индивидов. Человек по отношению к обществу – социальный субъект, но не автономная личность. Развитие общества подчиняется биологическим, астрономическим, климатическим и расовым законам.
Г. Спенсер     Органицизм Общество — целостная система взаимодействия природных и социальных факторов. При этом все стороны социальной жизни органично связаны друг с другом. Прогрессивное развитие общества связано с его усложнением и совершенствованием деятельности социальных институтов. Важнейшее условие стабильности общества – социальное равновесие.
Л. Гумплович     Социальный дарвинизм Предмет социологии – изучение социальных групп и взаимоотношений между ними. Взаимоотношения между группами изображены как непрерывная и беспощадная борьба. Основной социальный закон – стремление каждой социальной группы подчинять себе каждую другую социальную группу, встречающуюся на ее пути, стремление к порабощению, к господству. Конечная причина всех социальных процессов – стремление человека к удовлетворению материальных потребностей  
З. Фрейд Психоанализ Центральная идея психоанализа основана на гипотезе о доминирующей роли к человеческой жизни бессознательных импульсов. Выделял два инстинкта, движущие поведением человека: самосохранения и сексуальный (либидо).

Он выделял в структуре личности и индивида три элемента: Оно, Я, Сверх-Я. В этой структуре нашла свое отражение связь предсознательного, бессознательного и сознательного.

Г. Лебон Групповая психология Толпа – разрушительная, бессознательная сила. В толпе происходят деперсонализация и деиндивидуализация людей. Ход мыслей каждого человека в толпе направляется ее общим настроением. Отстаивал идею расового детерминизма в развитии цивилизации. Фундаментом социальной эволюции является не разум, а чувства и верования.
Ж. Гурвич Коллективно- психологическая теория Уделил много внимания истории социологии, анализируя в книгах и статьях идеи основателей социологической науки. Его всегда интересовал философско-социологический вопрос совместимости принципа детерминизма со свободой личности. В этой же связи он занимался вопросами влияния бюрократии, технократии и т. п.
Э. Дюркгейм Социальный реализм Природу социальных явлений следует объяснять социальными фактами, под которыми он понимал идеи, нормы, ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей и принудительно воздействующие на их поведение.

Также является основоположником научного метода в социологии, сущность которого состоит в строго логическом объяснении всех явлений общественной жизни.  

К. Маркс Марксизм Исторический материализм базируется на трех основных принципах: принцип всеобщего исторического детерминизма; принцип связи общественного бытия и общественного сознания; принцип первичности социально-экономического структуры в общественной жизни. Человек рождается и формируется как личность в уже сформировавшемся обществе со сложившимися устойчивыми социальными отношениями; первичными в системе общественных отношений являются экономические отношения; производственные отношения и производственные силы общества определяют все сферы жизни.
М. Вебер Понимающая социология Важнейшей задачей науки является понимание социальных процессов и их научное объяснение. Суть «понимания» состоит в умении исследователя интерпретировать объективные мотивы индивидуального действия. Логическим развитием концепции понимания стала «Теория социального действия».  
Г. Зиммель Формальная социология Формальная социология исследует формы взаимодействия между индивидами, образующими общество, отделяя их “от содержания, в котором живут эти формы”.

Определенные социальные формы обладают априорным, или “необходимым” характером, отличаясь своим эмпирическим выражением в определенных социальных ситуациях. Сумма этих форм связи образует общество, и само “обобществление” есть форма, в которую облекается содержание взаимодействия индивидов  

М.А. Бакунин, П.А.Кропоткин Анархизм Идея свободы личности как ее естественного состояния, которое не должно нарушаться никакими государственными институтами. Человек вступает в противоречие с общественными институтами, ограничивающими его свободу. Государство – власть меньшинства, противопоставленная народу сила.
Н.К.Михайловский, П.Л.Лавров Социология народничества Концепция о существовании правды-истины и правды-справедливости. Развитие учения о двуединой правде, органически сочетающей в себе объективную и субъективную правду. С позиций этой двуединой правды рассматриваются проблемы общественной жизни и различных наук; анализируется вопрос о взаимодействии «героев и толпы».  
Н.Я. Данилевский Религиозный консерватизм Теория культурно-исторических типов; общечеловеческой цивилизации и единого общеисторического процесса нет, существуют только различные культурно-исторические типы цивилизаций с их специфическими видами и жизненными циклами.

 

Н.И. Кареев Психологическое направление Социология выступает как система взглядов «на то, что нужно прежде всего видеть в обществе и как понимать его природу»; указывал на важное значение психологии в объяснении общественных явлений; психическая жизнь человека вытекает из его «психической природы» и обусловлена ею.  
М.М. Ковалевский Плюралистическая социология Подходил к социологии как к науке, а не как к концепции человеческих идеалов. Поэтому отделяет правду-истину от правды справедливости и исходит из того, что для социологии главное есть правда-истина. Особая роль историко-сравнительного метода.
П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский   Легальный марксизм Вся философия истории строилась на базе идеализма. Исторический процесс зависел от развития культурных ценностей человечества, которое определяло все социальные и экономические стороны общественно-экономического процесс. Противопоставление свободы закономерности и необходимости. Критика материалистического понимания истории; принцип свободы действия людей.  
П.А. Сорокин Социологический неопозитивизм Предмет социологии: общественная жизнь и ее процессы, которые могут быть разложены на явления и процессы взаимодействия двух или большего числа индивидов.

Подразделял социологию на теоретическую и практическую. Создал теорию стратификации,согласно которойобщество делится настраты, которые различаются между собой.  

С.А. Муромцев, Ю.С. Гамбаров, В.М. Хвостов Юридическая школа В основе права лежат интересы индивидов, общественных групп, союзов и т.д. На базе интересов в обществе возникают различные отношения, регулирование которых осуществляется с помощью различных санкций: юридической, моральной, религиозной и др. Отношение, соблюдаемое по привычке, обладает особенной прочностью и именно в силу этого не нуждается в юридической санкции. Юридическая защита необходима только тем отношениям, которые еще недостаточно прочны и требуют дополнительных гарантий от государства.  
Современный Л. Козер     Теория конфликта Конфликты играют интегрирующую и стабилизирующую роль в обществе. Конфликт возникает из различия интересов групп в борьбе за собственный статус, власть и долю вознаграждения. Он выполняет ряд позитивных функций, способствуя разрядке напряженности, стимулируя социальные изменения, создание общественных объединений, развитие коммуникативных связей.

 

А. Шюц, Т.Лукман Феноменология Концепция интерсубъективного мира; позиции, взгляды на социальные реалии одного индивида и другого несовместимы, ибо каждый человек оказывается в своем особом мире повседневной жизни. Адекватная коммуникация возникает благодаря появлению общего для взаимодействующих соц. мира, который обусловлен интеракциями между людьми.    
Дж. Хоманс Теория обмена В качестве центральной категории выделяется категория социального действия. Понять закономерности социального действия, значит, решить главную задачу социологии. Социальное действие – это процесс обмена, который строится по принципу рациональности: его участники стремятся получить наибольшую выгоду и минимизировать свои затраты.  
Б. Скиннер Бихевиористская социология Поведение индивида обуславливается и контролируется окружающей средой; связь между стимулом и реакцией в поведении человека. Концепция оперативного научения, согласно которой люди, в ходе многократных процессов, операций приобретают соответствующие реакции на внешние стимулы, т. е. происходит подкрепление реакций.

 

Э. Фромм Неофрейдизм Процесс развития связан с удовлетворением базисных, экзистенциальных потребностей. Выделяются две ориентации – продуктивная (связанная с самоопределением, реализацией и развитием личностного потенциала, способностью к «зрелой любви») и непродуктивная (потребительская, агрессивно-нечистоплотная, стяжательская и рыночная, при которой другие используются как объекты).
Г. Маркузе, В. Райх Фрейдо – марксизм Развитие науки и техники позволяет господствующему классу современного капиталистического общества сформировать через механизм потребностей новый тип массового «одномерного человека» с атрофированным социально-критическим отношением к обществу и тем самым «сдерживать и предотвращать социальные изменения».

Касторновой Жанны

26Э112