Этапы развития геополитики

Геополитика

Этапы развития геополитики

Содержание

Введение

. Этапы происхождения геополитики как науки

.1 Политические учения античности

.2 Политические идеи Века Просвещения

.3 Географический детерминизм немецкой классической философии

.Основные парадигмальные этапы развития геополитики

.1 Этап национально-государственного подхода

.2 Идеологический этап развития геополитики

.3 Цивилизационный анализ в геополитике

.4.Информационный этап развития геополитики

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы работы состоит в том, что методология геополитики закладывает глубинные основы для изучения динамики современной геополитической ситуации, исследования геополитических конфликтов и противоречий в современном мире. Именно поэтому важное значение имеют особые исследовательские установки — научные парадигмы, — осознанные или неосознанные каноны геополитического мышления, ориентирующие исследователей на определенную геополитическую картину мира и различные аналитические стратегии. Геополитическая парадигма является мировоззренческой системой, определяющей роль и значение особых форм завоевания и контроля над пространством, функции временных и пространственных геополитических координат, формы отношений между ведущими геополитическими акторами, границы геополитических технологий. Тем самым геополитическая парадигма призвана обеспечить ценностный и мировоззренческий фундамент для пространственных отношений между государствами в современном мире.

Объект исследования — геополитика как наука в своём развитии. Предмет исследования — этапы развития геополитического знания.

Цель работы — характеристика развития геополитики на каждом её этапе. В соответствии с поставленной целью задачи работы предусматривают:

.Анализ происхождения геополитики как науки;

.Анализ основных этапов собственно геополитики. В геополитике последовательно господствовали несколько основных парадигм — национально-государственная, идеологическая, цивилизационная и информационная. Каждая из них по-своему расставляла акценты на геополитической карте мира.

1. Этапы происхождения геополитики как науки

7 стр., 3029 слов

Система работы по развитию фонематического анализа у детей дошкольного ...

... если: - реализуется специально организованная система; - учитываются индивидуальные и возрастные особенности развития фонематического анализа у старших дошкольников с ОНР; - создана специальная коррекционно-развивающая среда. ... 34 45 47 51 ВВЕДЕНИЕ Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного ...

.1 Политические учения античности

Истоки формирования геополитических концепций можно найти в глубокой древности. Уже в период Античности осмысление проблемы военных столкновений между государствами вело к постепенному осознанию античными философами неразрывной взаимосвязи почвы и крови, пространства и власти, географии и политики. Так происходит формирование теории влияния среды на политическую историю, которую излагают Аристотель, Гиппократ, Полибий, Парменид и другие, менее известные античные авторы. Во многом их теоретические построения являются результатом обобщения событий политической истории того времени, но некоторые идеи, несомненно, являются интеллектуальными изысканиями самих авторов, носят печать их индивидуальной прогностической интуиции и обладают эвристическим потенциалом, востребованным и в наши дни. Несмотря на наивность общих научных представлений Античности, геополитические идеи греческих и римских авторов и сегодня зачастую поражают своей глубиной и меткостью.

Античные философы остро чувствовали значение почвы — среды обитания — пространства для формирования социокультурной и политической идентичности человека. Впервые теорию влияния среды излагает известная школа Гиппократа в V в. до н.э. в трактате «О воздухах, водах и местностях». Позднее в европейской геополитике эти идеи стали доминирующими и получили концептуальное обоснование.

В античной политической философии была разработана концепция пяти температурных зон или поясов земли: два холодных, два умеренных и один жаркий (в центре), каждый из которых обладает своими политическими особенностями. Известные греческие философы Аристотель и Парменид писали о политическом превосходстве промежуточной зоны, населенной греками. Основные аргументы философов сводились к тому, что жители южных стран получают от самой природы пищу и одежду почти в готовом виде, удовлетворяя насущные потребности легко и свободно, поэтому они не имеют внутреннего стремления к развитию своих государств. Напротив, жители севера слишком много энергии должны затрачивать на поддержание жизни на своих территориях, поэтому у них не хватает сил для развития. Следовательно, только в умеренном климате можно найти идеальный природный баланс, способствующий расцвету государств.

Известные античные философы рассматривали вопрос о влиянии географической среды на политическую деятельность людей, свойства их политического темперамента, обычаи, нравы и даже общественный строй. Платон, Гиппократ, Полибий, Цицерон писали, что жаркий климат расслабляет характеры, и люди легко попадают в рабство, а северный, напротив — закаляет, что способствует развитию демократических форм правления.

Важно отметить, что интерес к географии не был умозрительным для античных авторов. Проблема развития городов-государств (полисов) приводила к серьезным геополитическим противоречиям: как расширить жизненное пространство наиболее удобным и легкодоступным способом, провести колонизацию свободных территорий, защитить свои владения от нашествия врагов.

30 стр., 14824 слов

Идеалистическая школа конфликтологии: взгляды Конфуция, Платона, Аристотеля.

... жён и детей приведёт к уничтожению государства. Аристотель был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности ... на самом деле идет всегда и везде. Аристотель: Аристотеля заслуженно называют энциклопедистом античности. Он стал основоположником таких наук, как логика, ... поразительнее всего, что Платон требует, чтобы все жили легко и радостно. Все должны постоянно петь и веселиться, ...

Признанным стратегом Античности был Аристотель, который разработал немало оригинальных геополитических идей. Именно он впервые в истории политической мысли разработал геополитическую концепцию самодовления государства, этот термин сегодня широко используется в геополитических исследованиях, поэтому обращение к аристотелевскому геополитическому наследию всегда актуально.

В известном трактате «Политика» Аристотель развивает концепцию государственного самодовления двух основных факторов: самодовление территории и самодовление населения. Для того чтобы создать такое самодовление, территориальная политика государства должна быть направлена на то, чтобы в конечном счете «собирание земель» обеспечило жителей государства всем необходимым, «так как самодовление (территории) и заключается в том, чтобы ни в чем не было недостатка». Следовательно, величину и значение государства следует измерять не количеством населения, а государственными возможностями. Каждое государство должно преследовать свои задачи, и потому величайшим государством следует признать такое, которое в состоянии выполнить эти задачи наилучшим образом.

Аристотель определил пропорции населения и размеры территории, исходя из логических соображений: «ведь закон есть некий порядок; благозаконие, несомненно, есть хороший порядок; а чрезмерно большое количество не допускает порядка». Он справедливо полагал, что государство с крайне малочисленным населением на большой территории не может обладать самодовлением, государству же с чрезмерно большим населением трудно иметь правильное политическое устройство. Следовательно, в идеале государство должно заключать в себе такое количество населения, какое было бы прежде всего самодовлеющим для устройства благой жизни на началах политического общения.

Тонкие стратегические расчеты в территориальной геополитике нужны во всем: территория должна быть труднодоступна для вторжения по границам, но иметь удобные выходы. С военной точки зрения территории надлежит быть «легко обозримой», чтобы ее было легко защищать. Особую роль играет расположение столицы, которая должна возможно теснее быть связана с материком и морем, а равно и со всей территорией государства. Столица государства выделяется на фоне всего окружающего пространства как центральный пункт, из которого возможно выслать помощь во все стороны. Весьма важно на случай военных действий иметь удобный тайный выход для жителей, для неприятелей же город должен быть труднодоступным для нападения по географическим условиям. Стратегическое значение имеет хорошее водоснабжение внутри города, чтобы можно было выдерживать длительные осады врагов. Еще одно стратегическое условие — чтобы в город легко было доставлять получаемые продукты; далее чтобы был удобный подвоз к нему разных стратегических материалов и сырья для обработки. Стратегия должна учитывать и особенности розы ветров: города, обращенные к востоку и прочно защищенные от северных ветров, являются более благоприятными для здоровья жителей, и этот фактор также играет важное геополитическое значение.

4 стр., 1758 слов

Географическая школа

... главных китах - территории, суверенитете, безопасности государств - акторов международной политики.  Признанным патриархом направления географического детерминизма в науке ... или металлургии, традиции и ценности перенимаются народами крайне медленно и с большим трудом. ... государственного устройства. Используя данные статистики, палеоботаники, истории, географии они стремятся обосновать связи между ...

Не утратили своего значения идеи Аристотеля о стратегической близости к морям, о морской силе и необходимых морских гаванях. И во время Античности, и в наши дни близость к морю дает не только геополитические преимущества государству, но может содержать дополнительные опасности, которые, впрочем, можно преодолеть правильной стратегией. Основная идея состоит в том, что порты и гавани должны быть особым образом расположены по отношению к столице: не составлять с ней одно целое, но и не слишком далеко отстоять от нее. При этом столица должна господствовать под ними благодаря своим городским стенам и иным военным укреплениям. Тем самым близость к гаваням обеспечит экономические блага для главного города, в случае же возникновения опасности ее легко предупредить изданием соответствующих законов, которые точно бы обозначили, кому дозволено и кому запрещено прибывать в порты. Интересно, что Аристотель предупреждал правителей морских государств по поводу прибытия в порты большого количества иноземцев, «воспитанных в иных законах», что способно пошатнуть право и мораль в государстве. Таким образом, античный философ тонко чувствовал значение социокультурных факторов в геополитике.

Представляет интерес меткая стратегическая оценка некоторых географических центров античного мира, сделанная в свое время Аристотелем. Он весьма точно характеризовал геополитическое превосходство Крита: «Остров Крит как бы предназначен природой к господству над Грецией, и географическое положение его прекрасно: он соприкасается с морем, вокруг которого почти все греки имеют свои места поселения; с одной стороны, он находится на небольшом расстоянии от Пелопоннеса, с другой — от Азии… Вот почему Крит и утвердил свою власть над морем, а из островов — одни подчинил своей власти, другие населил…». Все эти тонкие стратегические зарисовки античного философа свидетельствуют, что проблема пространственных отношений между государствами — главная проблема геополитики — была в центре внимания античной политической философии и заложила основы европейской геополитики.

.2 Политические идеи Века Просвещения

Новым важным этапом в развитии геополитических идей на Западе стала эпоха Просвещения. Известные европейские философы — Монтескье, Дидро, Руссо, Д’Аламбер, Ламетри обращались к проблеме влияния географического фактора на политическое развитие народов. В этот период сформировалась концепция географического детерминизма в общественных науках, которая затем сыграла в Европе решающую роль при возникновении геополитики как науки.

Ключевая идея географического детерминизма была сформулирована Ш. Монтескье в работе «О духе законов» (1748): «Власть климата есть первейшая власть на земле». Обосновывая эту идею, Монтескье подчеркивал, что прямое воздействие климата на физиологическое состояние людей, а значит и на их психологию, имеет решающее значение при организации общественного устройства и учреждении политических порядков: «малодушие народов жаркого климата всегда приводило их к рабству, между тем как мужество народов холодного климата сохраняло за ними свободу».

8 стр., 3625 слов

Геополитика

... образом, географическая среда рассматривается в качестве решающего фактора социально-экономического, политического и культурного развития народов. В СССР долгое время геополитика ... на захват власти над всей Землей. В XIX в. история человечества вошла в ту фазу, когда развитие империй ... разделу между ними всего мира. С тех пор они провели множество войн за передел мира, включая две мировые войны. ...

Именно поэтому «дух законов» в каждой стране должен соответствовать условиям географической среды, только тогда государство способно гармонично и успешно развиваться во времени и в пространстве. Таким образом, политическая философия эпохи Просвещения вплотную подходит к формулировке геополитического закона соответствия политики, права и территории, который сыграл впоследствии важную роль в развитии немецкой геополитической школы.

1.3 Географический детерминизм немецкой классической философии

политический государственный национальный детерминизм

На следующем этапе, начиная с XIX столетия, «пальма первенства» в развитии географического детерминизма постепенно переходит к немецким ученым, среди которых прежде всего следует назвать Г. Гегеля, К. Риттера и А. Гумбольдта, предложивших несколько оригинальных геополитических идей. Немецкие философы выступают уже с критикой вульгарного географического детерминизма, более зрело и взвешенно подходя к интерпретации природных факторов и их влияния на политическую историю.

Особого внимания заслуживают оригинальные геополитические идеи Г. Гегеля (1770-1831).

Гегель оставил глубокое исследование философии истории с точки зрения развития национального духа и политического строя разных народов. Именно это позволило великому немецкому философу впервые в истории политической мысли осуществить концептуальный геополитический анализ современной ему картины мира. При этом Гегель не просто представил интересное описание пространственных отношений между государствами, цивилизациями и народами, известными европейцам к середине XIX в., но — что особенно важно- разработал методологию такого анализа, который сегодня мы не можем не назвать геополитическим.

Гегелевская геополитическая карта мира естественным путем разделяется на Старый и Новый Свет. Такое деление было для него актуальным, не только потому (как это обычно принято утверждать), что Америка и Австралия стали известны значительно позднее остальных частей света. Для Гегеля Америка и Австралия были новы не только относительно, но и по существу: по всему их физическому и духовному характеру. Особого внимания заслуживал тот факт, что архипелаг между Южной Америкой и Азией обнаруживал, по мнению философа, физическую незрелость: «характер большей части этих островов таков, что они являются лишь как бы земляным покровом для скал, выступающих из бездонной глубины и носящих характер чего-то поздно возникшего». Следы незрелости находил он и в Австралии: «…ведь если мы проникнем из английских владений в глубь страны, то мы найдем огромные потоки, которые, еще не прорыв себе русла, оканчиваются в болотистых равнинах». Интересно, что относительно Америки и ее культуры он делал не менее безапелляционные выводы: «Америка всегда была и все еще продолжает быть бессильной в физическом и духовном отношениях».

13 стр., 6308 слов

Психология народов Вильгельма Вундта

... неопределенность понятия повлияла и на зачатки новой психологии народов. В обосновании этой новой дисциплины Штейнталь исходил из философии Гегеля и сродных с нею идей Вильгельма Гумбольдта. ... -Штейнталя; а Гербартова механика представлений принадлежит прошлому. Она - только интересная страница в истории развития новой психологии. Но стоять на точке зрения её предпосылок для объяснения ...

В концепции Гегеля незрелость природного мира накладывает решающий отпечаток на духовный мир народов, населяющих эти «физически незрелые» местности, что, в свою очередь, определяет место народов на карте политической истории. Поэтому Америку — главную страну Нового Света, он не видел на карте всемирной истории XIX в., но пророчески указывал, что именно этой стране суждено стать центром «всемирно-исторического значения», объясняя это опять-таки преимущественно психологическими и географическими факторами: «в эту страну стремятся все те, кому наскучил исторический музей старой Европы. Говорят, что Наполеон сказал: эта старая Европа наводит на меня скуку».

Гегель предложил разделить на три геополитических ареала Старый Свет — арену всемирной истории. Его методология основана на характерных географических различиях:

) безводное плоскогорие с его обширными степями и равнинами; страны плоскогорий, как правило, прочно замкнуты в себе, но способны давать импульсы исторического развития и территориальной экспансии;

) низменности, переходные страны, прорезанные и орошаемые большими реками; здесь образуются центры культуры, обладающие уже значительными притяжениями (мы бы сегодня назвали их цивилизациями);

) прибрежные страны, непосредственно прилегающие к морю; они должны выражать и сохранять мировую связь. Таким образом, именно география в гегелевской концепции служит ключом к пониманию исторической роли народов разных территорий.

Представляет интерес гегелевский анализ всех трех географических ареалов с точки зрения их роли в политической истории. Весьма скептически он охарактеризовал народы плоскогорий: в пустынях Аравии, в монгольских степях, в Южной Америке на берегах Ориноко и в Парагвае почва неплодородна, люди беспечны и не собирают запасов на зиму, ведут патриархальную жизнь, и богатство их заключается лишь в животных, которые странствуют вместе с кочевниками. Он пессимистически оценивал историческую миссию кочевников, не видел в кочевническом элементе генератор политической энергии, способный всколыхнуть и вдохнуть жизнь в деятельность мирных земледельцев равнин. Более того, Гегель указывал на разрушительный и бессмысленный характер набегов кочевников: «они все растаптывают, а затем исчезают, как сбегает опустошительный горный поток, так как в нем нет подлинного жизненного начала».

Совсем в другом ракурсе Гегель рассматривал судьбу народов долин, орошаемых большими реками. В Китае, Индии, Египте создавались большие царства и формировались крупные империи. Имперский характер этих народов Гегель объяснял тем, что земледельцы, населяющие равнины, способны к регулярному кропотливому труду, заинтересованы в поземельной собственности и развитии правовых отношений. Это закономерно делает государство центральным политическим институтом, который жители поддерживают и развивают во всех отношениях, в том числе и в территориальном.

10 стр., 4765 слов

Менталитет и его выражение в этнической картине мира

... природно-климатическом и историко-культурном пространстве. Менталитет этноса определяет свойственные его представителям способы видеть и воспринимать окружающий мир. Он проявляется в свойственных ... имеет сложную эволюцию. Изначально использовались такие тесные определения как «психика народа», «дух народа», «этническое самосознание». «Ментальность» не отделялось от понятия «этнического». Менталитет ...

Особая миссия у морских народов, которые Гегель характеризует с явной симпатией: если низменность прикрепляет человека к земле, благодаря чему он становится зависимым в бесконечном множестве отношений, то море выводит его из этих ограниченных сфер, В воображении человека море связано с чем-то неопределенным, неограниченным и бесконечным, и когда человек ощущает себя в этой бесконечной стихии, то это внушает ему стремление выйти за пределы, раскрепоститься. Революционного импульса волевых устремлений за пределы земной ограниченности недостает величественным азиатским государствам, хотя сами они часто граничат с морем; для них море является лишь прекращением земли.

Существенный вклад в развитие идей географического детерминизма внес современник Гегеля К. Риттер (1779-1858).

В его работах была обоснована концепция иерархического деления мира в контексте единого глобального пространства. Геополитическую карту мира Риттер разделил на континентальную (сухопутную) и морскую (водную) части. Границу между ними он определил в виде большого полукруга, проходящего через Перу в Южной Америке и через южную часть Азии. Тем самым он одним из первых обосновал идею противостояния государств Суши и Моря в геополитике, которая стала определяющей в XX в. Именно у Риттера немецкие геополитики почерпнули все свои основные континентальные конструкции, впоследствии на его труды часто ссылался Ратцель — основатель немецкой геополитической школы.

Вслед за Гегелем в рамках континентальной полусферы на геополитической карте мира Риттер выделял Старый и Новый Свет. Но его аргументация в пользу такого деления несколько отличалась от гегелевской. Для Риттера особое значение имела разница в климатических особенностях Старого и Нового Света: у первого — заметное климатическое однообразие, тогда как у второго — значительные климатические различия. Он усмотрел в этом существенное влияние на характеры населяющих континентальные страны народов: на особенности менталитета, морали, отношение к труду и стереотипы психологического восприятия. Все это позволило Риттеру объяснить геополитическое единство старой Европы и существенные противоречия между странами Нового Света, апеллируя к географическим особенностям в рамках континентальной дихотомии, что сделало его геополитическую модель достаточно целостной.

Однако особое значение для формирования европейской геополитики имели идеи немецкого географа Дж. Готтмана, сформулированные им в его блестящей работе «Политика государств и их география». Он ввел в оборот термин «иконография пространства», обратив внимание на то, что автономные пространства цивилизации и культуры образуют все наблюдаемые организованные в пространстве формы политической, общественной и частной жизни.

В понятие «иконография пространства» Готтман включал и различные пространственные картины мира, и отдельные представления, возникшие как результат влияния религий, традиций, исторического прошлого, разных социальных моделей, характерных для определенных территорий с особой неповторимой культурой. Мифы и образы ушедших столетий, легенды и саги, табу и символы культуры, топографически локализованные в определенном пространстве, так или иначе, формируют его иконографию.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... подробностях я уже не задумывался…» Все проводники человека и его семеричный состав связывают человека с соответствующими слоями Пространства, и задача лишь в том, чтобы это соприкосновение ... стало сознательным. Именно сознанием должен коснуться и касаться человек Высших Миров, ибо ...

Готтман писал о «циркуляции иконографии» — динамическом влиянии территориальных культур друг на друга в течение времени. В определенном смысле циркуляция иконографии представляет собой пространственное измерение геополитики. Впоследствии это позволило известному немецкому геополитику К. Шмитту остроумно заметить, что на место знаменитой теории «циркуляции элит» В. Парето в современной геополитике выходит не менее важная теория циркуляции иконографии.

2.Основные парадигмальные этапы развития геополитики

2.1 Этап национально-государственного подхода

На заре становления геополитики как науки, в начале прошлого столетия, геополитический анализ начинался с рассмотрения национальных государств. Во многом это объяснялось тем, что вплоть до недавнего времени две мощные силы — национализм и индустриализм — действовали сообща, созидая и разрушая национальные государства. Национально-государственный ракурс в решении геополитических проблем вполне оправдан с позиций общественного самосознания, считающего свое общество замкнутым универсумом, космосом в себе самом — самостоятельным субъектом геополитических отношений.

Геополитики рассматривают национальное государство как политическую целостность, созданную национальной или многонациональной общностью на определенной территории, где с помощью политической элиты, монополизирующей власть, поддерживается определенный порядок, включая законное право на применение насилия. Действительно, каждое национальное государство оказывает всестороннее влияние на жизнь общества и с этой точки зрения может рассматривать себя даже как геополитический центр, с которым должен считаться остальной мир. При этом все национальные государства — от самых малых до самых крупных — отстаивают суверенное право организовывать свою жизнь самостоятельно, и эти претензии распространяются не только на политическую и экономическую сферы, но и на область международных отношений.

Национально-государственная парадигма во многом не утратила своего значения до сих пор: национальные государства по-прежнему находятся в центре геополитического анализа. Однако с течением времени в геополитике все более важное значение стали приобретать другие факторы геополитического анализа. Интересно, что преодоление национально-государственной парадигмы в геополитике произошло не умозрительно-теоретическим способом, а практически-политическим путем. Это произошло в 1917 г., когда мир узнал о появлении на геополитической карте нового государства — Советской России, поставившей перед собой невиданную по масштабам геополитическую цель — осуществление «всемирно-исторической миссии рабочего класса» — построение коммунизма на всей планете. Постепенно марксистско-ленинская идеология становится основой политического и геополитического объединения лагеря «мировой системы социализма», выдвинувшего специфический лозунг: отправить «старый буржуазный мир» «на свалку мировой истории».

23 стр., 11232 слов

Освещение геополитических конфликтов в современной прессе

... основы, понятия и методы манипулирования сознанием в языке прессы; 2. охарактеризовать политический дискурс; 3. выявить соответствующие критерии и провести когнитивно - дискурсивный анализ ... технологической возможности массового создания сообщений (изобретение книгопечатания ? прессы). Наука дала миру убедительный метод создания сообщений для прессы. Так возникли средства массовой информации, с ...

.2 Идеологический этап развития геополитики

В течение почти 70 лет — с 1917 до 1985 г. — расстановку сил на геополитической карте мира стало определять столкновение идеологий. Центральной категорией геополитического анализа в этот период была идеология — система концептуально оформленных представлений и взглядов на политическую жизнь, которая отражала интересы определенного класса. Запад вооружился идеологией «прав человека» и начал неутомимую борьбу за расширение границ «свободного мира»; коммунистический Восток не менее решительно боролся за геополитическое пространство, прикрываясь известным лозунгом: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

На первом этапе идеологического противостояния в «холодной войне» СССР имел решающие преимущества в виде детально разработанной еще классиками марксизма идеологии, лозунги которой были весьма привлекательными для всех угнетенных и обездоленных. Имея серьезный теоретический и практический опыт идеологической борьбы, СССР сумел в короткие сроки создать мировую систему социализма — геополитический лагерь своих сторонников в виде стран народной демократии. Одновременно почти во всех странах Африки, Азии и Америки возникли родственные коммунистические партии, которые подтачивали режим противника изнутри.

Но достаточно быстро США постарались придать идеологии «прав человека» черты хорошо разработанной идеологической доктрины и использовали ее как лозунг в борьбе за расширение своих «жизненных интересов». Во многом копируя идеологическую систему СССР, в США в короткие сроки были созданы идеологические институты и фонды, призванные обосновывать и распространять идеи демократии по всему миру.

Победа США в идеологическом противостоянии с СССР во многом состоялась благодаря тому, что на рубеже 1948-1950 гг. аналитики США наряду с идеологическим противоборством подключили стратегии информационной войны, используя специальные разработки спецслужб. После окончания «холодной войны» рухнул «железный занавес», и геополитика оказалась перед необходимостью определения новой парадигмы, способной объяснить геополитическую картину мира.

2.3 Цивилизационный анализ в геополитике

В постсоветский период постепенно утверждается новая парадигма — цивилизационная. Цивилизационный анализ пришел в геополитику из культурологии, где успешно развивался в течение двух предшествующих столетий. Для методологии цивилизационного анализа ключевым является понятие «цивилизация». Эта категория появилась в социально-политических исследованиях ещев XVIII в. и первоначально означала «триумф и распространение разума не только в политической, но и моральной и религиозной области», просвещенное общество в противовес дикости и варварству, прогресс науки, искусства, свободы и справедливости и устранение войны, рабства и нищеты. Цивилизация означала в первую очередь идеал и, в значительной степени, идеал моральный.

Постепенно многие исследователи начинают относить к цивилизации целые страны и народы в их развитом состоянии, и слово «цивилизация» впервые употребляется во множественном числе, что говорит о признании многообразия в цивилизационном развитии народов. Ф. Гизо пишет «Историю цивилизации в Европе» (1828), затем — «Историю цивилизации во Франции» (1830).

Р. Бокль публикует «Историю цивилизации в Англии» (1857—1861).

Пальма первенства в использовании цивилизационного анализа в геополитике по праву принадлежит русскому ученому Н.Я. Данилевскому (1822-1885), написавшему известную работу «Россия и Европа» (1869).

Собственно, Данилевский и разработал цивилизационную парадигму как геополитический метод, обратив внимание на то, что притяжение культуры является решающим в сфере геополитики. Данилевский полагал, что каждая цивилизация основана на какой-то исходной духовной предпосылке, «большой идее», «сакральной ценности» или первичном символе, вокруг которых в ходе развития формируются сложные духовные системы, а вслед за этим и материальная оболочка в виде государств, государственных объединений и союзов. Особое значение имеет выдвинутая им идея «всеславянского союза» как творческого цивилизационного синтеза, способного сыграть важную роль в российской геополитике.

С позиций цивилизационного анализа в XXI в. расклад сил на геополитической карте мира будет определяться принадлежностью к основным мировым цивилизациям. Большинство исследователей в современном мире выделяют пять сложившихся цивилизаций:

·западное общество, объединенное западным христианством;

·православно-христианское или византийское общество, расположенное в Юго-Восточной Европе и России;

·исламское общество — от Северной Африки и Среднего Востока до Великой китайской стены;

·индуистское общество в тропической субконтинентальной Индии;

·конфуцианско-буддистское общество стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Таким образом, цивилизационный анализ в геополитике направлен на активизацию в сознании исследователей древней сакральной триады: вера, почва и кровь, которая и сегодня многое может объяснить в притяжении и отталкивании государств и народов на геополитической карте мира. И здесь необходимо коснуться интерпретации цивилизационной парадигмы в геополитике С. Хантингтоном, которая вошла в современный дискурс как теория «столкновения цивилизаций».

Модель «столкновения цивилизаций» Хантингтона основана на том, что международная система, прежде состоящая из трех блоков («первого», «второго» и «третьего» миров), сегодня перестраивается и превращается в новую систему, состоящую из восьми главных цивилизаций — западной, японской, конфуцианской, хинди, исламской, православно-славянской, латиноамериканской и африканской. Хантингтон убежден, что состязающиеся силовые блоки в будущем станут отличать принадлежность к этим цивилизациям (а не к нациям и не к идеологиям, как было прежде): «…в конечном счете для людей важна не политическая идеология или экономические интересы. Вера и семья, кровь и убеждение — это то, с чем люди себя идентифицируют и за что они будут биться и умирать. И поэтому столкновение цивилизаций заменит «холодную войну» как главный фактор глобальной политики». Различные цивилизации, с его точки зрения, вырабатывают разные культурные ценности, которые гораздо труднее примирить, чем конфликт классовых идеологий

В целом концепция Хантингтона, очевидно, направлена на то, чтобы доказать мировой общественности, что центральной осью геополитики в будущем станет конфликт между Западом и другими Цивилизациями. «Запад против остального мира» — этот красноречивый заголовок одного из разделов его статьи весьма подходит для названия ее в целом. Идеологический подтекст выступления автора очевиден: сплотить западный мир, дать ему новую консолидирующую идею.

Концепция «столкновения цивилизаций» уводит геополитиков от перспективы разрешения международных конфликтов в сторону однозначной конкуренции и противостояния. Опасность такого подхода очевидна. Вопрос необходимо перевести в принципиально иную плоскость: цивилизационный анализ в геополитике должен стать основой диалога цивилизаций.

.4 Информационный этап развития геополитики

Современная информационная революция формирует новую — информационную парадигму в геополитике, в центре которой находится идея информации как главного фактора современной геополитической динамики. Под воздействием информационных технологий стремительно меняются не только формы борьбы, но и методы геополитического господства, динамика политического времени и пространства. Особую роль при этом играет новое измерение геополитики — виртуальное информационное пространство, где с помощью информационных технологий разворачиваются новые формы геополитической борьбы.

Современная информационная парадигма в геополитике призвана реализовать три главные цели при постижении геополитической динамики современного мира:

) классифицировать и организовывать происходящие в мире геополитические трансформации таким образом, чтобы их можно было представить в перспективе;

) объяснить причины происходящих глобальных геополитических трансформаций и предсказать, когда, где и как будут происходить события будущего;

) предложить концептуально целостное понимание того, почему и как должна развиваться геополитическая динамика современного мира.

Современная геополитическая картина мира отличается сложностью, динамичностью, открытостью, многовариантностью, виртуальностью глобальных процессов, что позволяет многим геополитикам использовать категорию «геополитический хаос» при оценке сложившейся картины мира. Однако эта категория призвана умело маскировать тайные пружины вполне направленной геополитической динамики, которые генерируются в рамках информационной борьбы за пространство.

Управление информационными потоками становится главным рычагом власти в постклассической геополитике, которая все больше приобретает виртуальные формы. Стремительное развитие информационных технологий приводит к разрушению старых международных институтов, контролировавших геополитические трансформации прошлого века, что способствует развитию новых противоречий и конфликтов в современном мире.

В рамках информационной парадигмы геополитики принципиально по-новому решаются многие проблемы контроля над пространством. Информационная революция привела к существенным изменениям в классических характеристиках политического пространства и времени, поставила целый ряд новых острых вопросов. Наиболее сложной проблемой стало осмысление изменений структуры и качества политического пространства. Феномен предельного ускорения политического времени в сетевых структурах привел к «исчезновению» классического политического пространства: освоение виртуального мира привело к нивелировке и поглощению реальных пространств за счет развития скорости политического времени. Стирание исторических, социокультурных и сакральных координат виртуального пространства, которое признает только «вечное теперь» актуального информационного поля на экранах телевизоров и мониторах компьютеров, равнозначно нивелировке самого понятия пространства в классической геополитике.

Новая информационная парадигма геополитики означает, что в XXI в. судьба пространственных отношений между государствами будет определяться, в первую очередь, информационным превосходством в виртуальном пространстве. Тем самым вопрос о роли символического капитала культуры в информационном пространстве приобретает не абстрактно-теоретическое, а стратегическое геополитическое значение. Но социокультурные факторы активизируются только благодаря человеческой активности, поэтому в центре информационных технологий находится сам человек политический как творец и интерпретатор современной политической истории.

Именно поэтому информационная парадигма в геополитике считает основной целью геополитических технологий изменение человека, его мировоззрения и идентичности. С точки зрения информационной парадигмы центральная антропологическая проблема геополитики — влияние виртуальной реальности на формирование менталитета человека политического информационного общества. Информационные войны используют разрушительные воздействия информационных технологий, усиливающих «анатомию человеческой деструктивности» (Э. Фромм).

Сегодня очевидно, что самая главная информационная революция произошла за кулисами средств массовой информации. Она была связана с появлением информационно-психологического оружия, способного эффективно воздействовать на психику, эмоции и моральное состояние людей. Военные операции в Югославии, Афганистане, Ираке — все это не что иное, как перевод «гуманитарной катастрофы из виртуальной реальности на местность». Геополитика начинает активно осваивать новое виртуальное информационное пространство, и результаты этого освоения можно без преувеличения назвать революционными.

Ж. Бодрийяр, оценивая современную геополитическую революцию, заметил: «никогда не атаковать сложившуюся систему с позиций силы. В этом заключается революционная идея, плод воображения самой системы, которая не устает вызывать на себя огонь. Но борьба перенесена в символическое поле, где основными правилами являются вызов, реверсия, неуклонное повышение ставок. Но за смерть можно заплатить только смертью, либо смертью в превосходной степени». И такие смертоносные сценарии с использованием информационных технологий уже начинают распространяться в Интернете. По мнению одного из современных политологов, Интернет может служить средством войны (и не безуспешной) одного человека с целым государством!

Военные эксперты определяют информационно-психологическое оружие как «нелетальное (не смертельное) оружие массового поражения», способное обеспечить решающее стратегическое преимущество над потенциальным противником. Его главное преимущество над остальными средствами поражения состоит в том, что оно не подпадает под принятое международными нормами понятие агрессии. Современной геополитике предстоит еще решить сложную проблему контроля над информационным оружием, которая ставит под вопрос само существование человека.

Заключение

Геополитика имеет достаточно длительную непростую историю. В своем развитии она прошла ряд основных этапов. Первый из них занимает наиболее продолжительный отрезок времени и связан с предысторией геополитики. Период с античности до второй половины XIX века фактически лишь подготовил почву к становлению геополитики.

Во второй половине XIX столетия начинается эпоха классической геополитики — её обособления и становления в качестве самостоятельной науки. Помимо того, что в данный период в обиход вошел сам термин «геополитика», наука также получила свой предмет, методологию и определённую теоретическую базу.

В ходе исследования были проанализированы четыре ведущие парадигмы-этапа в геополитике — национально-государственная, идеологическая, цивилизационная и информационная. Каждая из них выделяет и абсолютизирует какой-то один фактор, пытаясь объяснить геополитическую ситуацию. В этом их эвристический потенциал: они способны сфокусировать внимание исследователя на главном, отодвинув второстепенные доводы на задний план. Но есть и обратная сторона медали, о которой не стоит забывать: в реальном геополитическом противоборстве действует множество факторов — национально-государственных, идеологических, цивили-зационных, экономических, информационных и многих других. Поэтому методологическая ценность парадигмы только в том, что она дает рамочную концепцию, отталкиваясь от которой исследователь начинает анализ всей совокупности геополитических факторов, которые взаимодействуют на геополитическом поле.

Список использованной литературы

1.Кузнецов В.Н. Мироустройство XXI: мировоззрение, миропорядок. Опыт гуманитарно-социологического исследования / Под общ. ред. В.Н. Кузнецова; Журнал «Безопасность Евразии», Кафедра социологии безопасности Социального факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. — М. : Книга и бизнес, 2007. — 679 с.

.Кузнецова А.В. Необходимость и возможность теории мироустройства XXI в. //Власть. — 2009. — №5. — С. 42-45

.Миньяр-Белоручев К. В. Мировая геополитика. — М.: «Проспект-АП», 2006 — 400 с.

.Панченко, М. Неклассические парадигмы изучения миропорядка //Власть. — 2009. — №4. — С. 121-127

.Судорогин, О. Новая роль информационного пространства в XXI веке //Власть. — 2009. — №1. — С. 27-33

.Тихонравов, Ю.В. Геополитика — М.: ИНФРА-М, 2008. — 269 с.

7.Фокин, С.В. История возникновения и развития геополитики как науки [Электронный ресурс] — www.humanities.edu.ru/db/msg/86327