Социальная психология 6

15.09.09 г.

Церковникова Наталья Геннадьевна

Социальная психология УМК Е.2009

Внеаудиторная К/Р, темы на стр. 14, за 2 недели до окончания курса эссе 4-6 стр. темы:

  1. Современная социальная психология: сильные и слабые стороны.
  2. Пример как прием психологического воздействия.
  3. Групповые феномены, их роль в жизни личности.
  4. Психологические особенности толпы.
  5. Личность в социальном мире.
  6. Этическая сторона проблемы убеждения в социальной психологии.
  7. Суггестивное воздействие социальной среды.
  8. Восприятие и понимание лица противоположного пола. Специфика социального восприятия.
  9. Структура социальной установки.
  10. Коммуникативные барьеры.
  11. Основные феномены процесса межгруппового восприятия.
  12. Манипуляция личности.

Вступление, краткий план, основная часть и заключение, литература (3-4 источника).

Литература.

  1. Андреева Г.М. «Социальная психология».
  2. Кричевский Р.Л. и Дубовская Е.М. «Социальная психология малой группы» м.-2001г.
  3. Майерс Д. «Социальная психология» С.-П. 2002г.
  4. Шибутани «Социальная психология» Р.-Д. 1998г.

Тема 1: Предмет и методы социальной психологии.

Социальная психология– это наука, изучающая закономерности поведения, деятельности и общения людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы. А также психологические характеристики этих групп.

Социальная психология на стыке м/у общей психологией и общей социологией. Начала развиваться в 50-60 гг. 20 века. Фундамент социальной психологии – философия. Существует интрадисциплинарный подход, согласно которому социальная психология существует на границе м/у социологией и психологией. Интердисциплинарный подход – социальная психология – это часть психологии. Это часть социологии.

Функции:

14 стр., 6960 слов

История психологии. Часть 1

... космические явления, включая человека и его душу. Таким образом, человек рассматривается как часть природного мира. Это означает возникновение природоцентристского подхода к его пониманию.    Мифологичность ...

1) теоретико-познавательная— изучение общественно-психологических закономерностей и механизмов, их детерминант, раскрытие сущности общественно-психологических явлений и процессов, а также определение методов управления ими;

2) мировоззренческая–способствует выработке определенного видения социально-психологической картины мира;

3) регулятивная– способствует изучению воздействия общественно-психологических явлений на функционирование других феноменов;

4) прогностическая– способствует раскрытию динамики соотношения и взаимосвязи м/у идеологией и общественной психологией в перспективе; 5) аксиологическая – способствует определению реальных и мнимых социально-психологических ценностей.

Отрасли социальной психологии:

1) этнопсихология – психология национальных групп;

2) психология религии;

3) семейная психология;

4) психология общения;

5) психология социального взаимодействия;

6) политическая психология;

7) психология управления;

8) конфликтология;

9) психология криминальной субкультуры.

Предмет– это психологические особенности людей, связанные с включенностью в определенные социальные группы, а также характеристики таких групп.

Принципы:

1) детерминизма –опосредование или обуславливание к-либо явлений.

2) принцип развития.

3) принцип системности.

Методы:

1) количественные – соцопрос масс людей;

2) качественный – глубинной интервью.

3) наблюдение – дает возможность представить реальное поведение индивидов: открытое и скрытое.

4) опрос: заочные опросы (письменное анкетирование) и очные (непосредственно идет работа).

Вопросы д.б. корректно сформулированы, однозначно, д.б. отсутствовать отрицательная форма, мотивация участника опроса, д.б. вводная часть опроса, интрига развития проблемы и заключительная часть.

5) эксперимент: лабораторные – подробное описание феномена, проводятся в специально определенном месте, естественный эксперимент — констатация, фиксация наличной ситуации.

6) анализ документов – реконструкция особенности человека по продуктам его деятельности (дневник, его работы).

Социальная группа и классификация социальных групп.

Социальная группа – это общность людей, объединенных едиными целями, потребностями, совместной деятельностью и составляющая элемент социальной структуры общества.

Классифицируются по размеру:

1) большая группа – это крупное социальное объединение (социальные слои, нации, этнические группы и т.д.).

Структурная сложность группы, несколько лидеров, управление группой носит пространственный характер, члены группы м. не знать друг друга, посредником установления контакта служат СМИ, существуют специфические регуляторы поведения членов – нравы, обычаи, религия, свой язык, жаргон.

2) средняя социальная группа – коллектив Академии, коллектив курса. Территориальное единство членов группы, однородность членов, возможность непосредственного общения большинства членов группы, управляющий центр м. находиться как внутри группы, так и за её пределами.

3) Малая группа – совокупность людей, совместно выполняющих определенную целенаправленную деятельность и имеющих непосредственные контакты в соответствии с характером решаемых задач. Наличие плотных межличностных связей м/учленами, наличие устойчивого лидера, основой формирования группы явл-ся межличностные отношения. 30-40 человек – верхняя граница.

Основные направления в современной социальной психологии.

Взгляды на социализацию в психологии.

Ученые

Сущность социализации

Стадии социализации

Факторы

Институты соц-ции

Эрик Эриксон

Социальное развитие, соц-я адаптация, расширение осознаваемого соц-го кругозора и радиуса соц-го взаимодействия

1)От рождения до 1г. – базовое доверие или базовое недоверие. Сильная сторона личности – надежда.

2)1-3года – автономия или стыд и сомнение. Сильная сторона – сила воли.

3)3-6 лет – инициативность или вина. Сильная сторона – целеустремленность.

4)6-12 лет– трудолюбие или неполноценность.Сильная сторона – компетентность.

5)12-19 лет – эго-идентичность или ролевое смешение. Сильная сторона – верность.

6)20-25 лет – интимность или изоляция. Сильная сторона – любовь.

7)26-64 лет – продуктивность или инертность или застой. Сильная сторона – забота.

8)65-до смерти – эго-интеграция или отчаяние. Сильная сторона – мудрость.

*Исторические; *культурные; *социальные (кризисы, конфликты)

Семья

Ближайшее окружение

Неформальное объединение.

Зигмунд Фрейд

Приспособление биологической сущности человека к соц-ым условиям.

1)Оральнаяот рождения до 18 мес. – орально-оптимистичная личность или орально-агрессивная, орально-садистическая.

2)Анальная1,5-3года.

3)Фаллическая3-6 лет–эдипов комплекс-любовь мальчика к матери, электро комплекс – любовь девочки к папе.

4)Латентная- 6-12 лет – учебные дела.

5)Генитальная12-16 лет – интерес к противоположному полу.

*Переживания раннего детства, а также влияние взрослых и либидо

Семья.

Жан Пиаже

В формировании интеллекта, усвоение системы знаков.

1)Сенсомоторная- до 2х лет — познание с помощью органов чувств.

2)Предоперациональная2-6 лет

3)Стадия конкретных операций6-11 лет – конкретные познания.

4)Стадия формальных операций11-13 лет – абстрактные понятия.

*Ближайшее окружение

*Социальные факторы

*Культурные

Семья

Дошкольные учреждения

Школа.

Выученная беспомощность.

Теория развития личности в группе.

А.В.Петровский – автор данной теории.

Стадии:

  1. Стадия адаптации– наблюдает за нормами и правилами, которые формируются в новой группе, адаптируется к условиям.
  2. Стадия индивидуализации – проявление самого себя.
  3. Стадия интеграции личности в группе – группа личность принимает, способствует его развитию, он считается полноправным членом группы.

Эксперименты Филиппа Зимбардо.

Заключенные и надзиратели. Поместили в камеру. Тюремный эксперимент – человек соответствует своей роли.

29.09.09г.

Социальная психология личности.

Социализация личности– это двусторонний процесс, включающий в себя с одной стороны усвоение индивидом социального опыта, путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей и с другой стороны, это процесс активного воспроизводства социальных связей индивида за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Факторы социализации:

  1. Макрофакторы- планета, мир, страна, общество, гос-во.
  2. Мезофакторы- этнокультурные условия, региональные условия, тип поселения, СМИ, политика, идеология, культура, наука.
  3. Микрофакторы– религиозные организации, семья, трудовой коллектив, группы сверстников, субкультура, институты воспитания.

Институты социализации– это те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта. 1) Семья; 2) Дошкольное учреждение; 3) Школа; 4) Институт; 5) Трудовые и учебные коллективы.

Источники социализации: первый опыт раннего детства, при котором происходит формирование психических функций и элементарных форм общественного поведения, социальные институты.

Типы проектов социализации в семье:

  1. Устойчивое наследование прародительской модели
  2. Усеченное воспроизводство прародительской модели
  3. Антимодель — отрицание прародительского проекта
  4. Современная социальная модель – ценности и социальные преставления поколения родителей

Механизмы социализации:

1)идентификация– отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющими усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим.

2)подражание – сознательное или бессознательное воспроизведение индивида модели поведения или опыта др. людей.

3) внушение – процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается.

4) фасилитация – это стимулирующая влияние поведения одних людей на деят-ть др., в результате которого их деят-ть протекает свободнее и интенсивнее.

5) конформность – это внешнее согласие индивида с группой, подчинение любым её влияниям при внутреннем несогласии, социальное приспособленчество. Отрицательная связь комфорности–интеллект, способность б. лидером, социальная активность, ответственность. С. Аш. Комформизм базируется на следующих потребностях: 1) потребность одобрения, когда групп одобряет тех, кто подчиняется, 2) потребность в безопасности – позволяет человеку соглашаться с мнением др. людей: а) сознательное свободное принятие групповых норм и ценностей, б) вынужденное принятие норм и ценностей под угрозой санкции, в) демонстрация антагонизмов по отношению к группе, г) свободная, осознанное отвержение группы, её ценностей с учетом последствий, вплоть до ухода из группы.

Деструктивные варианты социализации: 1) ретардация – отставание в социализации – несвоевременное, с опозданием усвоение личностью тех позитивных норм, образцов поведения, которые предписываются обществом. 2) десоциализация – это процесс, когда на определенной стадии нормальной социализации происходит её некоторая деформация и в результате десоциализации происходит разрушение позитивных норм и ценностей в замен которых усваиваются новые антиобщественные нормы и ценности и образцы поведения. 3) ассоциализация – это антиобщественный хар-ер соединения с обществом. 4) ресоциализация – это процесс социального восстановления личности, усвоение ею повторно или впервые позитивных общественных норм и ценностей образцов поведения. 5) виктимизация – это процесс превращения человека в жертву социализации под воздействием её неблагоприятных обстоятельств. Два условия: социальное – внешнее воздействие, климатические изменения, загрязнения окружающей среды, знасительные стрессы и напряжения, катастрофы, низкий уровень жизни, безработица, слабая социальная поддержка со стороны гос-ва. Феноменологические условия – внутренние изменения в человеке, формируется определенные личные качества (агрессивность, упрямство, жестокость, инфантилизм, хамство, наглость, жестокость в поведении).

06.10.09г.

Социально-психологические закономерности общения.

  1. Понятие общения.
  2. Стороны общения.
  3. Невербальное общение.
  4. Деструктивные варианты общения.

Общение – это сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов м/улюдьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой системы взаимодействия, а также восприятие и понимание др. человека.

Функции общения:

  1. Формирующая – формирует личность.
  2. Подтверждения – в ходе общения мы познаем, понимаем и утверждаем себя в собственных глазах.
  3. Организация и поддержание межличностных отношений.
  4. Внутри личностная.

Типы общения:

  1. Императивный(авторитарный, директивный) – партнеры по общению не выступают равными.
  2. Манипулятивное общение – скрытое воздействие на др. человека.
  3. Диалогическое общение

Стороны общения:

  1. Коммуникативная – обмен информацией и её понимание. Средства коммуникации – невербальное средство общения (мимика, жесты, пантомимика), паралингвистические средства (качество голоса, его тональность, диапазон, особенности произнесения речи и неречевых звуком), простраственно – временные средства общения (время взаимодействия и дистанция между партнерами общения).
  2. Интерактивная — взаимодействие партнеров, в котором различают такие его формы, как сотрудничество, противоборство, уклонение от взаимодействия.
  3. Перцептивная – восприятие одним партнерам по общению другого.

Невербальное общение– это общение посредство неречевых знаковых систем (визуальная система, акустическая система, тактильная, ольфакторная).

Психологические сигналы при вступлении в контакт:

  1. Проксемика – наука, изучающая расположение людей в пространстве.

    преподаватель

    нет

    Выгодная позиция

Угол наклона тела д.б. острым, голова чуть подана вперед. Дистанция: публичная — 3.6 метра, социальная – 3,6 – 1,2 метров, личная – 1,2 метра – 45 см, интимная – меньше 45 см.

  1. Позы в психологии – открытая, закрытая, симметричные и ассиметричные (лучше).
  2. Мимика – улыбка, живое выражение лица, естественно изменяющееся.
  3. Взгляд – 3-5 секунд. Частота контакта – смотреть на партнера 1 раз в минуту. Частота моргания – 1раз в 3-5 секунд.
  4. Такестика – движение людей в пространстве, прикосновения в процессе общения. Не допускается – ритмические движения (щелканье ручкой), движения большой амплитуды, резкие движения, не ритуализированные прикосновения.
  5. Язык жестов

Деструктивные варианты общения.

Трудности в общении– это разнообразные и устойчивые нарушения общения, сопровождающиеся сложными переживаниями и чувством психологического дискомфорта. Трудности делятся на нарушение общения – двустороннее осложнение общения, обусловленное эгоизмом, подозрительностью, авторитарностью, неискренностью, и коммуникативные барьеры. Первичные трудности, которые зависят от природных свойств человека(агрессивность, повышенный уровень тревожности, ригидность).

Вторичные трудности, психогенные причины, психологические травмы, социогенные причины, как следствие барьеров в общении (коммуникативные, смысловые барьеры – одно и то же слово имеет разный смысл для разных людей).

Дефицитное общение – дефицит доверительных, близких отношений, приводящие к тяжелому чувству потери связи с людьми. Виды:

— одиночество– эпизодические, острые ощущения беспокойства и напряжения, связанные с устремлением иметь дружеские и интимные отношения;

— аутистичность– свойство личности, чрезмерный уход собственный мир, отказ от общения; отчужденность – охлаждение и разрыв с ближайшим окружением, выпадение из социальных связей, проявляется как бессилие перед повседневными проблемами, апатия;

— аномия– состояние дезорганизации личности, возникающая в результате дезориентации, например, конфликта.

Дефекты общения – это некие помехи, создаваемые человеком, обладающим определенными личностными свойствами, выражающееся в свернутости контактов и содержательной стороны общения, преднамеренном искажении истинных мотивов собеседника, а также снижение успешности общения и удовлетворенностью им. Акцентуации характер– выраженность сразу нескольких черт характера в человеке.Тревожность. Ригидность.Деструкции в общении м.б. осложнены ложью, обманом, агрессивным поведением, хамство, лицемерие, хитрость, мстительность, цинизм.