15.09.09 г.
Церковникова Наталья Геннадьевна
Социальная психология УМК Е.2009
Внеаудиторная К/Р, темы на стр. 14, за 2 недели до окончания курса эссе 4-6 стр. темы:
- Современная социальная психология: сильные и слабые стороны.
- Пример как прием психологического воздействия.
- Групповые феномены, их роль в жизни личности.
- Психологические особенности толпы.
- Личность в социальном мире.
- Этическая сторона проблемы убеждения в социальной психологии.
- Суггестивное воздействие социальной среды.
- Восприятие и понимание лица противоположного пола. Специфика социального восприятия.
- Структура социальной установки.
- Коммуникативные барьеры.
- Основные феномены процесса межгруппового восприятия.
- Манипуляция личности.
Вступление, краткий план, основная часть и заключение, литература (3-4 источника).
Литература.
- Андреева Г.М. «Социальная психология».
- Кричевский Р.Л. и Дубовская Е.М. «Социальная психология малой группы» м.-2001г.
- Майерс Д. «Социальная психология» С.-П. 2002г.
- Шибутани «Социальная психология» Р.-Д. 1998г.
Тема 1: Предмет и методы социальной психологии.
Социальная психология– это наука, изучающая закономерности поведения, деятельности и общения людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы. А также психологические характеристики этих групп.
Социальная психология на стыке м/у общей психологией и общей социологией. Начала развиваться в 50-60 гг. 20 века. Фундамент социальной психологии – философия. Существует интрадисциплинарный подход, согласно которому социальная психология существует на границе м/у социологией и психологией. Интердисциплинарный подход – социальная психология – это часть психологии. Это часть социологии.
Функции:
История психологии. Часть 1
... космические явления, включая человека и его душу. Таким образом, человек рассматривается как часть природного мира. Это означает возникновение природоцентристского подхода к его пониманию. Мифологичность ...
1) теоретико-познавательная— изучение общественно-психологических закономерностей и механизмов, их детерминант, раскрытие сущности общественно-психологических явлений и процессов, а также определение методов управления ими;
2) мировоззренческая–способствует выработке определенного видения социально-психологической картины мира;
3) регулятивная– способствует изучению воздействия общественно-психологических явлений на функционирование других феноменов;
4) прогностическая– способствует раскрытию динамики соотношения и взаимосвязи м/у идеологией и общественной психологией в перспективе; 5) аксиологическая – способствует определению реальных и мнимых социально-психологических ценностей.
Отрасли социальной психологии:
1) этнопсихология – психология национальных групп;
2) психология религии;
3) семейная психология;
4) психология общения;
5) психология социального взаимодействия;
6) политическая психология;
7) психология управления;
8) конфликтология;
9) психология криминальной субкультуры.
Предмет– это психологические особенности людей, связанные с включенностью в определенные социальные группы, а также характеристики таких групп.
Принципы:
1) детерминизма –опосредование или обуславливание к-либо явлений.
2) принцип развития.
3) принцип системности.
Методы:
1) количественные – соцопрос масс людей;
2) качественный – глубинной интервью.
3) наблюдение – дает возможность представить реальное поведение индивидов: открытое и скрытое.
4) опрос: заочные опросы (письменное анкетирование) и очные (непосредственно идет работа).
Вопросы д.б. корректно сформулированы, однозначно, д.б. отсутствовать отрицательная форма, мотивация участника опроса, д.б. вводная часть опроса, интрига развития проблемы и заключительная часть.
5) эксперимент: лабораторные – подробное описание феномена, проводятся в специально определенном месте, естественный эксперимент — констатация, фиксация наличной ситуации.
6) анализ документов – реконструкция особенности человека по продуктам его деятельности (дневник, его работы).
Социальная группа и классификация социальных групп.
Социальная группа – это общность людей, объединенных едиными целями, потребностями, совместной деятельностью и составляющая элемент социальной структуры общества.
Классифицируются по размеру:
1) большая группа – это крупное социальное объединение (социальные слои, нации, этнические группы и т.д.).
Структурная сложность группы, несколько лидеров, управление группой носит пространственный характер, члены группы м. не знать друг друга, посредником установления контакта служат СМИ, существуют специфические регуляторы поведения членов – нравы, обычаи, религия, свой язык, жаргон.
2) средняя социальная группа – коллектив Академии, коллектив курса. Территориальное единство членов группы, однородность членов, возможность непосредственного общения большинства членов группы, управляющий центр м. находиться как внутри группы, так и за её пределами.
3) Малая группа – совокупность людей, совместно выполняющих определенную целенаправленную деятельность и имеющих непосредственные контакты в соответствии с характером решаемых задач. Наличие плотных межличностных связей м/учленами, наличие устойчивого лидера, основой формирования группы явл-ся межличностные отношения. 30-40 человек – верхняя граница.
Основные направления в современной социальной психологии.
Взгляды на социализацию в психологии.
Ученые |
Сущность социализации |
Стадии социализации |
Факторы |
Институты соц-ции |
Эрик Эриксон |
Социальное развитие, соц-я адаптация, расширение осознаваемого соц-го кругозора и радиуса соц-го взаимодействия |
1)От рождения до 1г. – базовое доверие или базовое недоверие. Сильная сторона личности – надежда. 2)1-3года – автономия или стыд и сомнение. Сильная сторона – сила воли. 3)3-6 лет – инициативность или вина. Сильная сторона – целеустремленность. 4)6-12 лет– трудолюбие или неполноценность.Сильная сторона – компетентность. 5)12-19 лет – эго-идентичность или ролевое смешение. Сильная сторона – верность. 6)20-25 лет – интимность или изоляция. Сильная сторона – любовь. 7)26-64 лет – продуктивность или инертность или застой. Сильная сторона – забота. 8)65-до смерти – эго-интеграция или отчаяние. Сильная сторона – мудрость. |
*Исторические; *культурные; *социальные (кризисы, конфликты) |
Семья Ближайшее окружение Неформальное объединение. |
Зигмунд Фрейд |
Приспособление биологической сущности человека к соц-ым условиям. |
1)Оральная–от рождения до 18 мес. – орально-оптимистичная личность или орально-агрессивная, орально-садистическая. 2)Анальная – 1,5-3года. 3)Фаллическая — 3-6 лет–эдипов комплекс-любовь мальчика к матери, электро комплекс – любовь девочки к папе. 4)Латентная- 6-12 лет – учебные дела. 5)Генитальная – 12-16 лет – интерес к противоположному полу. |
*Переживания раннего детства, а также влияние взрослых и либидо
|
Семья. |
Жан Пиаже |
В формировании интеллекта, усвоение системы знаков. |
1)Сенсомоторная- до 2х лет — познание с помощью органов чувств. 2)Предоперациональная — 2-6 лет 3)Стадия конкретных операций – 6-11 лет – конкретные познания. 4)Стадия формальных операций – 11-13 лет – абстрактные понятия. |
*Ближайшее окружение *Социальные факторы *Культурные |
Семья Дошкольные учреждения Школа. |
Выученная беспомощность.
Теория развития личности в группе.
А.В.Петровский – автор данной теории.
Стадии:
- Стадия адаптации– наблюдает за нормами и правилами, которые формируются в новой группе, адаптируется к условиям.
- Стадия индивидуализации – проявление самого себя.
- Стадия интеграции личности в группе – группа личность принимает, способствует его развитию, он считается полноправным членом группы.
Эксперименты Филиппа Зимбардо.
Заключенные и надзиратели. Поместили в камеру. Тюремный эксперимент – человек соответствует своей роли.
29.09.09г.
Социальная психология личности.
Социализация личности– это двусторонний процесс, включающий в себя с одной стороны усвоение индивидом социального опыта, путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей и с другой стороны, это процесс активного воспроизводства социальных связей индивида за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
Факторы социализации:
- Макрофакторы- планета, мир, страна, общество, гос-во.
- Мезофакторы- этнокультурные условия, региональные условия, тип поселения, СМИ, политика, идеология, культура, наука.
- Микрофакторы– религиозные организации, семья, трудовой коллектив, группы сверстников, субкультура, институты воспитания.
Институты социализации– это те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта. 1) Семья; 2) Дошкольное учреждение; 3) Школа; 4) Институт; 5) Трудовые и учебные коллективы.
Источники социализации: первый опыт раннего детства, при котором происходит формирование психических функций и элементарных форм общественного поведения, социальные институты.
Типы проектов социализации в семье:
- Устойчивое наследование прародительской модели
- Усеченное воспроизводство прародительской модели
- Антимодель — отрицание прародительского проекта
- Современная социальная модель – ценности и социальные преставления поколения родителей
Механизмы социализации:
1)идентификация– отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющими усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим.
2)подражание – сознательное или бессознательное воспроизведение индивида модели поведения или опыта др. людей.
3) внушение – процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается.
4) фасилитация – это стимулирующая влияние поведения одних людей на деят-ть др., в результате которого их деят-ть протекает свободнее и интенсивнее.
5) конформность – это внешнее согласие индивида с группой, подчинение любым её влияниям при внутреннем несогласии, социальное приспособленчество. Отрицательная связь комфорности–интеллект, способность б. лидером, социальная активность, ответственность. С. Аш. Комформизм базируется на следующих потребностях: 1) потребность одобрения, когда групп одобряет тех, кто подчиняется, 2) потребность в безопасности – позволяет человеку соглашаться с мнением др. людей: а) сознательное свободное принятие групповых норм и ценностей, б) вынужденное принятие норм и ценностей под угрозой санкции, в) демонстрация антагонизмов по отношению к группе, г) свободная, осознанное отвержение группы, её ценностей с учетом последствий, вплоть до ухода из группы.
Деструктивные варианты социализации: 1) ретардация – отставание в социализации – несвоевременное, с опозданием усвоение личностью тех позитивных норм, образцов поведения, которые предписываются обществом. 2) десоциализация – это процесс, когда на определенной стадии нормальной социализации происходит её некоторая деформация и в результате десоциализации происходит разрушение позитивных норм и ценностей в замен которых усваиваются новые антиобщественные нормы и ценности и образцы поведения. 3) ассоциализация – это антиобщественный хар-ер соединения с обществом. 4) ресоциализация – это процесс социального восстановления личности, усвоение ею повторно или впервые позитивных общественных норм и ценностей образцов поведения. 5) виктимизация – это процесс превращения человека в жертву социализации под воздействием её неблагоприятных обстоятельств. Два условия: социальное – внешнее воздействие, климатические изменения, загрязнения окружающей среды, знасительные стрессы и напряжения, катастрофы, низкий уровень жизни, безработица, слабая социальная поддержка со стороны гос-ва. Феноменологические условия – внутренние изменения в человеке, формируется определенные личные качества (агрессивность, упрямство, жестокость, инфантилизм, хамство, наглость, жестокость в поведении).
06.10.09г.
Социально-психологические закономерности общения.
- Понятие общения.
- Стороны общения.
- Невербальное общение.
- Деструктивные варианты общения.
Общение – это сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов м/улюдьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой системы взаимодействия, а также восприятие и понимание др. человека.
Функции общения:
- Формирующая – формирует личность.
- Подтверждения – в ходе общения мы познаем, понимаем и утверждаем себя в собственных глазах.
- Организация и поддержание межличностных отношений.
- Внутри личностная.
Типы общения:
- Императивный(авторитарный, директивный) – партнеры по общению не выступают равными.
- Манипулятивное общение – скрытое воздействие на др. человека.
- Диалогическое общение
Стороны общения:
- Коммуникативная – обмен информацией и её понимание. Средства коммуникации – невербальное средство общения (мимика, жесты, пантомимика), паралингвистические средства (качество голоса, его тональность, диапазон, особенности произнесения речи и неречевых звуком), простраственно – временные средства общения (время взаимодействия и дистанция между партнерами общения).
- Интерактивная — взаимодействие партнеров, в котором различают такие его формы, как сотрудничество, противоборство, уклонение от взаимодействия.
- Перцептивная – восприятие одним партнерам по общению другого.
Невербальное общение– это общение посредство неречевых знаковых систем (визуальная система, акустическая система, тактильная, ольфакторная).
Психологические сигналы при вступлении в контакт:
- Проксемика – наука, изучающая расположение людей в пространстве.
преподаватель
нет
Выгодная позиция
Угол наклона тела д.б. острым, голова чуть подана вперед. Дистанция: публичная — 3.6 метра, социальная – 3,6 – 1,2 метров, личная – 1,2 метра – 45 см, интимная – меньше 45 см.
- Позы в психологии – открытая, закрытая, симметричные и ассиметричные (лучше).
- Мимика – улыбка, живое выражение лица, естественно изменяющееся.
- Взгляд – 3-5 секунд. Частота контакта – смотреть на партнера 1 раз в минуту. Частота моргания – 1раз в 3-5 секунд.
- Такестика – движение людей в пространстве, прикосновения в процессе общения. Не допускается – ритмические движения (щелканье ручкой), движения большой амплитуды, резкие движения, не ритуализированные прикосновения.
- Язык жестов
Деструктивные варианты общения.
Трудности в общении– это разнообразные и устойчивые нарушения общения, сопровождающиеся сложными переживаниями и чувством психологического дискомфорта. Трудности делятся на нарушение общения – двустороннее осложнение общения, обусловленное эгоизмом, подозрительностью, авторитарностью, неискренностью, и коммуникативные барьеры. Первичные трудности, которые зависят от природных свойств человека(агрессивность, повышенный уровень тревожности, ригидность).
Вторичные трудности, психогенные причины, психологические травмы, социогенные причины, как следствие барьеров в общении (коммуникативные, смысловые барьеры – одно и то же слово имеет разный смысл для разных людей).
Дефицитное общение – дефицит доверительных, близких отношений, приводящие к тяжелому чувству потери связи с людьми. Виды:
— одиночество– эпизодические, острые ощущения беспокойства и напряжения, связанные с устремлением иметь дружеские и интимные отношения;
— аутистичность– свойство личности, чрезмерный уход собственный мир, отказ от общения; отчужденность – охлаждение и разрыв с ближайшим окружением, выпадение из социальных связей, проявляется как бессилие перед повседневными проблемами, апатия;
— аномия– состояние дезорганизации личности, возникающая в результате дезориентации, например, конфликта.
Дефекты общения – это некие помехи, создаваемые человеком, обладающим определенными личностными свойствами, выражающееся в свернутости контактов и содержательной стороны общения, преднамеренном искажении истинных мотивов собеседника, а также снижение успешности общения и удовлетворенностью им. Акцентуации характер– выраженность сразу нескольких черт характера в человеке.Тревожность. Ригидность.Деструкции в общении м.б. осложнены ложью, обманом, агрессивным поведением, хамство, лицемерие, хитрость, мстительность, цинизм.