Эмпирические методы в психологии

1ВОПРОС Объект и предмет экспериментальной психологии как научной дисциплины.

Экспериментальная психология– это наука изучающая основные принципы организации и проведения экспериментальных исследований в психологии

Предметомявляется теория и практика психологического эксперимента.

Выделяют 4-е подхода к определению экспериментальной психологии:

  1. Устаревший, он ведет свое начало от В. Вундта – под экспериментальной психологией понимают всю совокупность научных знаний полученных экспериментальным путем (слишком широкое определение).

    В настоящее время практически все знания в общей, социальной, возрастной психологиях и других получены экспериментальным путем.

  2. Широкий подход – экспериментальная психология понимается как наука о методах психологического исследования вообще. Она сливается с методологией.
  3. Узкий подход – экспериментальная психология совокупность конкретных экспериментальных методик.
  4. Классический подход – экспериментальная психология – наука о психологическом эксперименте, теория и практика его проведения.

Экспериментальная психология возникла в конце 19в. Основатели: Ф. Гальтон и В. Вундт.

Гальтон разработал экспериментальные методы для изучения способности человека, потом их массово применяет.

Вундт – занимался разработкой интроспективного эксперимента. Именно он разделил психологию на 2-е части – психологию народов и экспериментальную психологию.

Цель экспериментальной психологии– получение новых знаний о психике и поведении человека экспериментальным путем.

В настоящее время экспериментальный метод считается ведущим в психологии. Все новые знания получают с помощью эксперимента.

Задачи экспериментальной психологии

  1. Изучение принципов организации научного знания
  2. Разработка общих требований к эксперименту, валидности эксперимента
  3. Изучение экспериментальных и не экспериментальных методов исследования
  4. Изучение причин артефактов и разработка методов борьбы с ними. (Артефакт – ложные знания (ошибочные))
  5. Составление планов экспериментального исследования

2ВОПРОС Понятие парадигмы. Два подхода в психологии — описательный и объяснительный. Номотетический, идеографический, естественнонаучный и гуманитарный подходы. Их соотношение.

7 стр., 3378 слов

Отрасли психологии. Психологические знания в науке и практике. ...

... Психология человека и научно-технический прогресс. Методы психологии: организационные (сравнительный, комплексный, лонгитидуальный), эмпирические (анкета, опрос, беседа, наблюдение, библиографический, интервьирование, эксперимент ... Введение в психологию человек. Определение психологии человека как науки. Задачи и место психологии в системе наук. Отрасли психологии. Психологические знания в науке ...

С понятием «нормальная наука» связано понятие «парадигма». Парадигма — это общепризнанный эталон, пример научного исследования, вклю­чающий закон, теорию, их практическое применение, метод, оборудование и пр. Это — правила и стандарты научной деятельности, принятые в научном сообществе на сегодняшний день, до очередной научной революции, которая ломает старую па­радигму, заменяя ее новой.

Существование парадигмы является признаком зрелости науки или отдельной научной дисциплины. В научной психологии проблема становления парадигмы от­ражена в работах В. Вундта и его научной школы. Взяв за образец естественнонауч­ный эксперимент, психологи конца XIX — начала XX в. перенесли основные требо­вания к экспериментальному методу на почву психологии. И до сих пор, какие бы возражения ни выдвигались критиками против правомерности использования лабо­раторного эксперимента в психологических исследованиях, научные работники про­должают ориентироваться на принципы организации естественнонаучного иссле­дования. На основе этих принципов проводятся диссертационные исследования, пишутся научные отчеты, статьи и монографии.

3ВОПРОС Объект и предмет исследования. Соотношение проблемы, объекта, предмета и темы исследования.

Объект исследования– теории познания – это то, что противостоит познающему субъекту в его познавательной деятельности. То есть это та окружающая действительность, с которой исследователь имеет дело.

Предмет исследования – это та сторона, тот аспект, та точка зрения, «проекция», с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные (с точки зрения исследователя) признаки объекта. Один и тот же объект может быть предметом разных исследований или даже целых научных направлений.

Предмет познания формируется в результате определенных познавательных операций с объектом познания. Предмет познания представляет собой совокупность свойств – связей и законов, изучаемых данной наукой и получивших выражение в определенных логических и знаковых формах. Этим предмет познания отличается от объекта познания, который существует независимо от познающего субъекта – в природе, человеке или обществе.

Отличие предмета от объекта познания состоит также в том, что один и тот же объект может изучаться многими науками, каждая из которых обязательно имеет свой особый предмет познания. Например, космические объекты изучаются астрономией, астрофизикой, астроботаникой и т.д. Общество как объект познания изучается историей, политэкономией, философией, демографией и т.д. Все эти науки имеют свой особый предмет познания.

9 стр., 4087 слов

Интуиция и процесс познания 2

... менять свои устоявшиеся представления. “Если угодно, основной парадокс познания можно сформулировать так : объектом познания может быть то, что как-то дано мышлению, охарактеризовано ... самоанализа : его результаты являются источником формирования гипотез, но не являются доказательством правильности этих гипотез, доказательством являются только результаты объективного исследования психики. ...

Предмет и объект познания отличаются друг от друга также по своей структуре. Структура объекта познания представляет собой взаимодействие основных составных элементов данного объекта. В результате такого взаимодействия основных составных элементов возникают различные свойства, связи объекта и законы его развития. Хотя структура предмета познания в определенной степени детерминируется структурой объекта, но эта детерминация не является жесткой. Структура предмета познания относительно самостоятельна. Основными элементами этой структуры выступают, во-первых, история развития науки об изучаемом объекте; во-вторых, существенные свойства, а также законы развития объекта, получившие в процессе познания выражение в определенных логических формах; в-третьих, логический аппарат и методы, используемые в процессе формирования предмета познания.

4ВОПРОС Понятие гипотезы. Типы гипотез. Экспериментальная гипотеза. Статистическая гипотеза

гипотеза— научное предположение, вытекающая из теории котрорые и не подтверждаются и не опровергаются

Выделяют 3 типа гипотез по их происхождению:

  • Гипотеза, которая опирается на модели реальности, необходима для проверки конкретной теории;
  • научно-экспериментальные гипотезы, которые выдвигаются для подтверждения или опровержения разных законов;
  • эмпирические гипотезы, которые формулируются для определенного случая.

По содержанию гипотез их можно разделить на гипотезы о наличии:

А) явления;

Б) связи между явлениями;

В) причинной следственной связи между явлениями.

Статистическая гипо­теза — утверждение в отношении неизвестного параметра, сформулированное на языке математической статистики. Любая научная гипотеза требует перевода на язык статистики. Для доказательства любой из закономерностей причинных связей или любого явления можно привести множество объяснений. В ходе организации эксперимента количество гипотез ограничивают до двух: основной и альтернатив­ной, что и воплощается в процедуре статистической интерпретации данных. Эта процедура сводима к оценке сходств и различий. При проверке статистических ги­потез используются лишь два понятия: Н1(гипотеза о различии) иН0(гипотеза о сходстве).

Экспериментальная гипотеза служит для организации эксперимента, а ста­тистическая — для организации процедуры сравнения регистрируемых параметров. То есть статистическая гипотеза необходима на этапе математической интерпретации данных эмпирических исследовании. Естественно, большое количество стати­стических гипотез необходимо для подтверждения или, точнее, опровержения ос­новной — экспериментальной гипотезы. Экспериментальная гипотеза — первична, статистическая — вторична.

Возможных типовста­тистических гипотез в экспериментальном исследовании немного:

а) о сходстве или различии двух и более групп; б) о взаимодействии независимых переменных; в) о статистической связи независимых и зависимых переменных; г) о структуре латентных переменных (относится к корреляционному исследова­нию).

10 стр., 4595 слов

Метод наблюдения и самонаблюдения.

... выборочный, частичный характер. Наблюдение становится методом научного познания лишь постольку, поскольку оно не ограничивается простой регистрацией фактов, а переходит к формулировке гипотез с тем, чтобы ... устанавливать, одновременно учитывая следующие моменты: 1) цель и задачи исследования; 2) объект исследования; 3) материальные и временные возможности экспериментирования; 4) результаты научной ...

5ВОПРОС Критерий научности знания. Принцип верифицируемости и принцип фальсифицируемости в науке. Их реализация.

Любая теория есть временное со­оружение и может быть разрушена. Отсю­да — критерий научности знания: научным признается такое знание, которое может быть опровергнуто (признано ложным) в процессе эмпирической проверки. Знание, для опровержения которого нельзя приду­мать соответствующую процедуру, не мо­жет быть научным.

Критерии научности знания – это правила оценки продуктов познания на их соответствие стандартам науки.

Фальсифици́руемость (принципиальная опровержимость утверждения, опроверга́емость, крите́рий По́ппера) — критерий научности эмпирической теории, сформулированный К. Р. Поппером в 1935 году[1]. Теория удовлетворяет критерию Поппера (является фальсифицируемой и, соответственно, научной) в том случае, если существует методологическая возможность её опровержения путём постановки того или иного эксперимента, даже если такой эксперимент ещё не был поставлен. Согласно этому критерию, высказывания или системы высказываний содержат информацию об эмпирическом мире только в том случае, если они обладают способностью прийти в столкновение с опытом, или более точно — если их можно систематически проверять, то есть подвергнуть (в соответствии с некоторым «методологическим решением») проверкам, результатом которых может быть их опровержение».

Иначе говоря, согласно критерию Поппера, — научная теория не может быть принципиально неопровержимой. Тем самым, согласно этой доктрине, решается проблема демаркации — отделения научного знания от ненаучного.

Верификация — проверка, проверяемость, способ подтверждения каких-либо теоретических положений, алгоритмов, программ и процедур путем их сопоставления с опытными (эталонными или эмпирическими) данными, алгоритмами и программами. Принцип верификации был выдвинут Венским кружком[1].

или

Верификация — это подтверждение соответствия конечного продукта предопределённым эталонным требованиям.

6ВОПРОС Основные общенаучные эмпирические методы в психологии.

Это методы, которые применяются во всех науках

  1. Теоретические методы– относятся различные виды умозаключений, анализ литературы, анализ полученных данных и т.д.
  2. Интерпретационные методы– методы анализа и обработки полученных данных (методы математической статистики)
  3. Эмпирические методы– это методы, которые позволяют взаимодействовать с реальным объектом исследования (эксперимент, наблюдение, беседа)

Эмпирические методы позволяют исследователю взаимодействовать с реальным объектом своего исследования

Для психологии – это взаимодействие с носителями психики, с людьми и с животными.

Дружинин предложил классификацию эмпирических методов в психологии. Он разделил все методы на:

  • естественно-научные (пришли из естественных наук – наблюдение, эксперимент)
  • герменефтические (из исскуства, из гуманитарных областей знаний).

    К герменофтическим он относил:

    • интраспекцию – самонаблюдение за состоянием своей психики (популярна в 18-19 вв.)
    • понимание – метод предложен в культурологи для изучения текстов древних авторов. В психологии используется, в основном в психотерапии, не в науке, для понимания других людей.

7ВОПРОС Общенаучные теоретические методы.

Теоретические методы в психологии

Это методы которые позволяют психологу взаимодействовать с мысленной моделью объекта своего исследования.

Теоретические методы– представляют собой теоретический анализ знаний имеющихся у психолога, взятых из книг и от других исследователей.

Психолог знания мысленно анализирует и делает выводы с помощью умозаключений.

  • дедуктивный метод – умозаключение от общего к частному. С помощью этого метода формулируются гипотезы, создаются типологии и классификации
  • индуктивный метод – от частного к общему, таким образом создаются новые теории, концепции, выводятся законы природы.

8ВОПРОС Наблюдение как метод эмпирического психологического исследования.

В ряде наук единственным эмпирическим методом выступает наблюдение. Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Классической наблюдательной наукой является астрономия. Все ее достижения связаны с совершенствованием техники наблюдения. Не меньшее значение наблюдение имеет в поведенческих науках. Основные результаты в этологии (наука о поведении животных) получены с помощью наблюдения за активностью животных в естественных условиях. Наблюдение имеет огромное значение в физике, химии, биологии.

Наблюдение является методом, на основе которого можно реализовать номотетический или идиографический подход к познанию реальности. Идеографический подход требует наблюдения и фиксации единичных явлений и событий. Его последователи считают этот подход единственно возможным в науках, изучающих уникальные объекты, их поведение и историю. Он широко применяется в исторических дисциплинах. Важное значение он имеет и в психологии. Идеографическому подходу противостоит номотегический подход — исследование, выявляющее общие законы развития, существования и взаимодействия объектов.

Наблюдение может проводиться непосредственно или же с использованием технических средств и способов регистрации данных (фото-, аудио- и видеоаппаратура, карты наблюдения и пр.).

Однако с помощью наблюдения можно обнаружить лишь явления, встречающиеся в обычных, «нормальных» условиях, а для познания существенных свойств объекта необходимо создание особых условий, отличных от «нормальных». Кроме того, наблюдение не позволяет исследователю целенаправленно варьировать условия наблюдения в соответствии с замыслом. Исследователь, используя метод наблюдения, не может воздействовать на объект, чтобы познать его характеристики, скрытые от непосредственного восприятия. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в. естественное течение процесса.

Главными особенностями метода наблюдения являются:

•непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;

•пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;

•сложность (порой невозможность) повторного наблюдения. ‘ В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление).

В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Присутствие исследователя, если испытуемый знает, что за ним наблюдают, оказывает влияние на его поведение.

9ВОПРОС Измерение как метод эмпирического психологического исследования.

Измерением называется операция установле­ния взаимно однозначного соответствия множества объектов и символов (как част­ный случай — чисел).

Символы (числа) приписываются вещам по определенным правилам.

Шкала наименований.Шкала наименований получается путем присвоения «имен» объек­там. При этом нужно разделить множество объектов на непересекающиеся подмно­жества. Иными словами, объекты сравниваются друг с другом и определяется их эквива­лентность—неэквивалентность. В результате данной процедуры образуется сово­купность классов эквивалентности. Объекты, принадлежащие к одному классу, эк­вивалентны друг другу и отличны от объектов, относящихся к другим классам. Эк­вивалентным объектам присваиваются одинаковые имена. Исследователь, пользующийся шкалой наименований, может применять следу­ющие инвариантные статистики: относительные частоты, моду, корреляции случай­ных событий, критерийx2.

Шкала порядка.Порядковая шкала образуется, если на множестве реализовано одно бинарное отношение — порядок (отношения «не больше» и «меньше»).

Шкалы порядка широко используются в психологии познавательных процессов, экспериментальной психосемантике, социальной психологии: ранжирование, оце­нивание, в том числе педагогическое, дают порядковые шкалы.

Шкала интервалов.Шкала интервалов определяет вели­чину различий между объектами в проявлении свойства. С помощью шкалы интер­валов можно сравнивать два объекта. При этом выясняют, насколько более или менее выражено определенное свойство у одного объекта, чем у другого.

Шкала отношений.— наиболее часто используемая в физике шка­ла. По крайней мере, идеалом измерительной процедуры является получение таких данных о выраженности свойств объектов, когда можно сказать, во сколько раз один объект больше или меньше другого.

Другие шкалы.1.Дихотомическая классификациячасто рассматривается как вариант шкалы наименований. Это верно, за исключением одного случая, когда мы измеряем свойство, имеющее всего лишь два уровня выраженности: «есть—нет», так называемое «точечное» свойство.

2. Шкала разностей,в отличие от шкалы отношений, не имеет естественного нуля, но имеет естественную масштабную единицу измерения. Ей соответствует ад­дитивная группа действительных чисел.

3. Абсолютная шкалаявляется развитием шкалы отношении и отличается от нее тем, что обладает естественной единицей измерения. В этом ее сходство со шка­лой разностей. Число решенных задач («сырой» балл), если задачи эквивалентны, — одно из проявлений абсолютной шкалы.

10 ВОПРОС Эксперимент как метод эмпирического психологического исследования. Эксперимент как научная парадигма в психологии.

Эксперимент – проводимый в специальных условиях опыт с целью научных знаний, главной особенностью которого выступает целенаправленное вмешательство исследователя в изучаемый объект. Главное отличие психологического эксперимента от других психологических методов заключается в том, что он дает возможность внутр. Psявлению адекватно и однозначно проявиться во внешнем поведении, доступном объективному наблюдению. Адекватность и однозначность объективизации экспериментально вызываемыхPsявлений достигается за счет целенаправленного жесткого контроля, условий их возникновения и протекания.

Рубинштейн: основная задача психологического эксперимента заключ. в том, чтобы сделать доступными для объективного внешнего наблюдения сущ. особенности внутреннего Psпроцесса; для этого нужно варьируя условиями среды найти ситуацию, при которой внешнее протекание акта адекватно отражено бы его внутреннееPsсодержание, т.е. задача экспериментальное варьирование условий при психологическом эксперименте заключается прежде всего в том, чтобы вскрыть правильность одной единственной психологической интерпретации действия и поступка, исключая возможность всех остальных.

11 ВОПРОС Научный метод. Структура научного исследования. Этапынаучного психологического исследования.

Нау́чный ме́тод — совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки.

1накопление фактов

2планирование исследования

3проведение

4обработка результатов и интерпретации данных

5опровержение или подтвержден гипотез

6 в случ опровержения формир новая

Этапы

Процедуры

подготовительный

1.необходимость решения определенной проблемы, ее осознание, изучение, подбор литературы.

2.формулировка задач

3.определение объекта и предмета исследования

4.формулировка гипотезы

5.подбор методов и методик.

исследовательский

Сбор фактических данных с помощью разных методов. Проводятся различные этапы из серии исследований.

Обработка данных исследования

Количественный и качественный анализ исследования. 1.анализ зафиксированного фактора. 2.установление связи: зафиксированный факт — гипотеза. 3.выделение повторяющихся факторов. Происходит статистическая обработка, составление таблиц, графиков и т.д.

Интерпретация данных. Вывод

1.установление правильности, либо ошибочности гипотезы исследования. 2.соотнесение результатов с существующими концепциями и теориями.

12 ВОПРОС Понятие измерительной шкалы в психологии. Типы шкал.

Выделяют три основных атрибута измерительных шкал, наличие или отсутствие которых определяет принадлежность шкалы к той или иной категории:

1. Упорядоченность данных означает, что один пункт шкалы, соответствующий измеряемому свойству, больше, меньше или равен другому пункту;

2. Интервальность пунктов шкалы означает, что интервал между любой парой чисел, соответствующих измеряемым свойствам, больше, меньше или равен интервалу между другой парой чисел;

3. нулевая точка (или точка отсчета) означает, что набор чисел, соответствующих измеряемым свойствам, имеет точку отсчета, обозначаемую за ноль, что соответствует полному отсутствию измеряемого свойства.

Шкала наименований.Измерение будет состоять в том, чтобы, проведя эксперимент над объектом, определить принадлежность результата к тому или иному состоянию и записать это с помощью символа (набора символов), обозначающего данное состояние. Это самая простая шкала из тех, что могут рассматриваться как измерительные, хотя фактически эта шкала не ассоциируется с измере-нием и не связана с понятием «величина». Она используется только с целью отличить один объект от другого.

Если классифицируются дискретные по своей природе объекты и явления, то естественнее всего использовать шкалу наименований. Иными словами, объекты сравниваются друг с другом и определяется их эквива­лентность—неэквивалентность. В результате данной процедуры образуется сово­купность классов эквивалентности. Объекты, принадлежащие к одному классу, эк­вивалентны друг другу и отличны от объектов, относящихся к другим классам. Эк­вивалентным объектам присваиваются одинаковые имена. Исследователь, пользующийся шкалой наименований, может применять следу­ющие инвариантные статистики: относительные частоты, моду, корреляции случай­ных событий, критерий x2.

Шкала порядка.Она применяется в тех случаях, когда наблюдаемый (измеряемый) признак состояния имеет природу, не только позволяющую отождествить состояния с одним из классов эквивалентности, но и дающую возможность в каком-то отношении сравнивать разные классы.

Порядковая шкала не имеет определенной количественной меры. При этом присутствует упорядоченность, но отсутствуют атрибуты интервальности и нулевой точки.

Единственными типами отношений между неколичественными значениями шкалы могут быть:

а) равенство одинаковых значений порядковых переменных величин, соответствующих объектам одной категории,

б) неравенство разных значений переменных величин, соответствующих объектам одной категории;

в) отношения «больше» или «меньше» между разными значениями переменных величин, соответствующих объектам одной категории.

Измерение в шкале порядка может применяться, например, в следующих ситуациях:

o когда необходимо упорядочить объекты во времени или пространстве. Это ситуация, когда интересуются не сравнением степени выраженности какого-либо их качества, а лишь взаимным пространственным или временным расположением этих объектов;

o когда нужно упорядочить объекты в соответствии с каким-либо качеством, но при этом не требуется производить его точное измерение;

o когда какое-либо качество в принципе измеримо, но в настоящий момент не может быть измерено по причинам практического или теоретического характера.

Шкала интервалов.

Следующая по силе шкала — шкала интервалов (интервальная шкала), которая в отличие от предыдущих, качественных, шкал уже является количественной шкалой. Эта шкала применяется, когда упорядочивание значений измерений можно выполнить настолько точно, что известны интервалы между любыми двумя из нихШкала интервалов определяет вели­чину различий между объектами в проявлении свойства. С помощью шкалы интер­валов можно сравнивать два объекта. При этом выясняют, насколько более или менее выражено определенное свойство у одного объекта, чем у другого.

Шкала отношений.— наиболее часто используемая в физике шка­ла. По крайней мере, идеалом измерительной процедуры является получение таких данных о выраженности свойств объектов, когда можно сказать, во сколько раз один объект больше или меньше другого.

Другие шкалы.1.Дихотомическая классификациячасто рассматривается как вариант шкалы наименований. Это верно, за исключением одного случая, когда мы измеряем свойство, имеющее всего лишь два уровня выраженности: «есть—нет», так называемое «точечное» свойство.

2. Шкала разностей,в отличие от шкалы отношений, не имеет естественного нуля, но имеет естественную масштабную единицу измерения. Ей соответствует ад­дитивная группа действительных чисел.

3. Абсолютная шкалаявляется развитием шкалы отношении и отличается от нее тем, что обладает естественной единицей измерения. В этом ее сходство со шка­лой разностей. Число решенных задач («сырой» балл), если задачи эквивалентны, — одно из проявлений абсолютной шкалы.

13 ВОПРОС

Рассмотрим методы психологии исходя из основных позиций:

a) не экспериментальные;

б) диагностические;

в) экспериментальные;

г) формирующие.

15 ВОПРОС

Экспериментальные переменные

Экспериментальные переменные– это любые характеристики эксперимента (особенности экспериментатора, испытуемого, условия опыта) которые в процессе эксперимента могут измениться.

Выделяют несколько групп переменных:

  1. независимые переменные – они характеризуют экспериментальное воздействие
  2. зависимые переменные – они характеризуют результат экспериментального воздействия
  3. дополнительные переменные – обычно это дополнительные независимые переменные
  4. внешние переменные (побочные) – любые факторы каторые могут повлиять на результат эксперимента, улучшив его или ухудшив.

Независимая переменная– это переменная, которая характеризует экспериментальное воздействие: силу, длительность, постоянство, частоту и т.д.

Обычно независимая переменная появляется уже в названии

Независимая переменная– это переменная, которой управляет экспериментатор, его задачей является изменить эту переменную (любыми методами), т.е. оказать воздействие

Зависимая переменная– это переменная, которая характеризует результат экспериментального воздействия.

Независимая переменная обычно бывает одна, а зависимых может быть несколько.

Главное требованиек зависимой переменной это операционабельность (измеряемость).

В качестве зависимой переменной надо брать такие характеристики, которые легко измерить.

Задача экспериментатора организовать измерение зависимых переменных. Для этого он подбирает методики регистрации зависимой переменной. Это могут быть тесты, архивный метод, наблюдения, опросы и т.д.

Зависимая переменная зависит от независимой.

Цель любого эксперимента выяснить зависит ли зависимая переменная от независимой, а если зависит, то какова зависимость.

16 Вопрос

Типы экспериментов

  1. Пилотажный эксперимент– проводится на небольшой группе испытуемых, даже на 1 человеке. Это пробный эксперимент, обычно проводится перед началом полноценного исследования.
  2. Естественный эксперимент– эксперимент при котором воздействие осуществляет не экспериментатор, а сама жизнь, природа. Так изучают стихийные бедствия и социальные катастрофы.
  3. Лабораторный эксперимент– эксперимент проводится в лабораторных условиях
  4. Квази-эксперимент– проводится с отступлением от требований предъявляемых к истинному эксперименту
  5. Классический (истинный) эксперимент– проводится с соблюдением всех требований.

Experimentum crucis [1] (решающий опыт; буквально «опыт креста»; иногда также говорят «критический эксперимент») — эксперимент, исход которого однозначно определяет, является ли конкретная теория или гипотеза верной. Этот эксперимент должен дать предсказанный результат, который не может быть выведен из других, общепринятых гипотез и теорий. Термин «экспериментум круцис» введён Френсисом Бэконом. Карл Поппер считал наличие «экспериментум круцис» критерием достоверности научного знания.

Постановка такого эксперимента считается необходимым условием для принятия конкретной гипотезы или теории в состав общепризнанного корпуса научных знаний. В истории науки нередки случаи, когда теория разрабатывается во всей полноте ещё до постановки критического эксперимента. Теория, согласующаяся с уже известными экспериментами, но не выдавшая пока свой критический эксперимент, обычно считается заслуживающей дальнейших исследований — для поиска возможности экспериментальной проверки.

17 ВОПРОС

Пилотажное исследование (так называемое черновое, пробное исследование)Полевое исследование — тип исследования социальных явлений или поведения сообществ посредством изучения их в нормальных, естественных условиях. П. и. — это прежде всего изучение ограниченной в пространстве совокупности индивидов (людей или животных), пребывающих в своих повседневных рамках: коллектив людей в его социальном контексте; стая животных в условиях естественного существования и др. Первые П. и. были связаны с работами этнологов, описывавших совокупность явлений, которые трудно было предвидеть и систематизировать заранее. Основная цель П. и. — открытие еще неизвестных процессов и определяющих их факторов. В зависимости от задач и используемых средств можно выделить три типа П. и.: поисковое — имеющее описательный характер; диагностическое — направленное на решение практических задач; экспериментальное — связанное с проверкой гипотез. Важнейшим условием П. и. является обеспечение такого присутствия наблюдателя, которое не искажает естественный ход наблюдаемого процесса. Полевой, или естественный эксперимент — эксперимент проводится в условиях, которые экспериментатор не контролирует. Основная задача обеспечить высокую внешнюю валидность. Характерно выделение комплексной независимой переменной. Основные способы контроля внешних переменных — рандомизация (уровни внешних переменных в исследовании точно соответствуют уровням этих переменных в жизни то есть за пределами исследования) и константность (сделать уровень переменной одинаковым для всех участников).

Внутренняя валидность как правило ниже, чем в лабораторных экспериментах.

18 Вопрос

В зависимости от способа проведения

Выделяют главным образом три вида экспериментов[4]:

Лабораторный эксперимент

Полевой, или естественный эксперимент

Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент

Лабораторный эксперимент (англ. laboratory experiment), или искусственный эксперимент, — в психологии это вид эксперимента, который проводится в искусственно созданных условиях (в рамках научной лаборатории) и в котором по мере возможности обеспечивается взаимодействие исследуемых субъектов только с теми факторами, которые интересуют экспериментатора. Исследуемыми субъектами считаются испытуемые или группа испытуемых, а интересующие исследователя факторы называются релевантными стимулами.

Специфика, отличающая психологический лабораторный эксперимент от экспериментов в других науках, состоит в субъект-субъектном характере отношений между экспериментатором и испытуемым, выражающемся в активном взаимодействии между ними.

Лабораторный эксперимент ставят в тех случаях, когда исследователю необходимо обеспечить максимально возможный контроль над независимой переменной и дополнительными переменными. Дополнительными переменными называют иррелевантные, или нерелевантные, и случайные стимулы, в естественных условиях которые контролировать намного сложнее.

Является одним из видов психологического эксперимента.

эксперимент проводится в условиях, которые экспериментатор не контролирует. Основная задача обеспечить высокую внешнюю валидность. Характерно выделение комплексной независимой переменной. Основные способы контроля внешних переменных — рандомизация (уровни внешних переменных в исследовании точно соответствуют уровням этих переменных в жизни то есть за пределами исследования) и константность (сделать уровень переменной одинаковым для всех участников).

Внутренняя валидность как правило ниже, чем в лабораторных экспериментах.

19ВОПРОС

Планирование эксперимента

Планирование эксперимента– это составление плана, в котором должно быть предусмотрено:

  1. сколько групп испытуемых берется
  2. какие это группы (опытные или контрольные)
  3. последовательность действий с каждой из групп.

Планы экспериментов различаются по степени сложности.

Планирование эксперимента — один из важнейших этапов организации психологического исследования, на котором исследователь пытается сконструировать наиболее оптимальную для воплощения на практике модель (то есть план) эксперимента.

Грамотно составленная схема исследования, план, позволяет добиться оптимальных значений валидности, надёжности и точности в исследовании, предусмотреть нюансы, за которыми сложно уследить при бытовом «спонтанном экспериментировании». Зачастую, чтобы скорректировать план, экспериментаторы проводят так называемое пилотажное, или пробное, исследование, которое можно рассматривать как «черновик» будущего научного эксперимента.

20ВОПРОС

Экспериментальная выборка– это часть генеральной совокупности отобранная для участия в эксперименте.

Генеральная совокупность– это социальная группа людей, которую необходимо изучить и по отношению к которой будут сделаны выводы.

Крайне важно правильно сформировать выборку. Неправильная выборка одна из причин артефактов.

Характеристики выборки:

Качественная характеристика выборки – кого именно мы выбираем и какие способы построения выборки мы для этого используем.

Количественная характеристика выборки – сколько случаев выбираем, другими словами объём выборки.

Рандомизация

Рандомизация, или случайный отбор, используется для создания простых случайных выборок. Использование такой выборки основывается на предположении, что каждый член популяции с равной вероятностью может попасть в выборку. Например, чтобы сделать случайную выборку из 100 студентов вуза, можно сложить бумажки с именами всех студентов вуза в шляпу, а затем достать из неё 100 бумажек — это будет случайным отбором (Гудвин Дж., с. 147).

Репрезентати́вность — соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. Репрезентативность определяет, насколько возможно обобщать результаты исследования с привлечением определённой выборки на всю генеральную совокупность, из которой она была собрана.

Также, репрезентативность можно определить как свойство выборочной совокупности представлять параметры генеральной совокупности, значимые с точки зрения задач исследования.

21ВОПРОС

Экспериментальное исследование в психологии, как и в любых других науках, проводится в несколько этапов. Часть из них является обязательными, часть — в некоторых случаях может отсутствовать, но последовательность шагов необходимо запомнить, чтобы не делать элементарных ошибок.

Основные этапы психологического экспериментального исследования

1. Любое исследование начинается с определения его темы. Тема ограничивает область исследований, круг проблем, выбор предме­та, объекта и метода. Однако первым этапом собственно самого ис­следования является первичная постановка проблемы. Исследователь должен уяснить себе, чем он неудовлетворен в современном психологическом знании, где он ощущает пробелы, какие факты и закономерности не поддаются объяснению, какие теории дают про­тиворечащие друг другу объяснения поведения человека и т.д.

2. После первичной постановки проблемы наступает этап работы с научной литературой. Исследователь должен ознакомиться с экс­периментальными данными, полученными другими психологами, и попытками объяснения причин заинтересовавшего его явления.

3. На этом этапе происходит уточнение гипотезы и определение переменных. Первичная постановка проблемы уже предполагает варианты ответа на нее.

4. Исследователь должен выбрать методику, аппаратуру и условия проведения психологического эксперимента.

5. План экспериментального исследования. Выбор плана зависит от того, какова экспериментальная гипотеза, какое число внешних переменных вы должны контролировать в эксперименте, какие возможности предоставляет ситуация для проведения исследований и т.д. При ограниченности времени и ресурсов (в том числе финансовых) выбирают максимально простые экспериментальные планы. Для проверки сложных гипотез, требующих управления несколькими независимыми переменными и\или учета многих дополнительных пере­менных, используют соответствующие планы.

Исследователь может проводить эксперимент при участии одного испытуемого. В этом случае он применяет какой-либо из планов исследования для одного испытуемого. Если исследователь работает с группой, то он может выбрать ряд планов с использованием экспериментальной и контрольных групп. Простей­шими являются планы для двух групп (основная и контрольная).

Если необходим более усложненный контроль, применяются планы для нескольких групп.

6. В соответствии с планом проводится отбор и распределение испытуемых по группам.

7.Непосредственно проведение эксперимента– наиболее ответственная часть

8. Выбор методов статистической обработки, ее проведение и ин­терпретация результатов

9. Выводы и интерпретация результатов завершают исследова­тельский цикл. Итогом экспериментального исследования является подтверждение или опровержение гипотезы о причинной зависи­мости между переменными: «Если А, то В».

10. Конечным продуктом исследования являются научный от­чет, рукопись статьи, монография, письмо в редакцию научного жур­нала.

22 ВОПРОС

Вали́дность’ (англ. validity) — мера соответствия того, насколько методика и результаты исследования соответствуют поставленным задачам. В частности, валидность считается фундаментальным понятием экспериментальной психологии и психодиагностики.

Как в экспериментальной психологии, так и в статистике валидное измерение — такое измерение, которое измеряет то, что оно должно измерять. То есть, к примеру, при валидном измерении интеллекта измеряется именно интеллект, а не что-то другое. Безупречный эксперимент (возможный лишь в теории) будет обладать безупречной валидностью: он будет точно показывать, что экспериментальный эффект был вызван изменением независимой переменной, он будет полностью соответствовать реальности, его результаты можно обобщить без ограничений.

Когда говорят о степени валидности, рассматривается то, насколько результаты исследования соответствуют поставленным задачам (однако при этом валидность не измеряется в каких-либо условных единицах).

Выделяют несколько видов валидности с различных сторон характеризующих правильность научного исследования:

  1. Обыденная валидность– валидность с точки зрения здравого смысла. В науке используется редко, т.к. здравый смысл часто ошибается. Однако все таки используется, т.к. психологи то же люди.
  2. Концептуальная валидность– (теоретическая) – правильность с точки зрения соответствия каким-то научным теориям
  3. Внутренняя валидность– характеризует то, насколько проводимое исследование соответствует требованиям предъявляемым к научным исследованиям. Иначе говоря, то, насколько проводимое исследование похоже на идеальное исследование. В работе оценивается:
    1. правильность формулировки проблемы и гипотезы
    2. адекватность методов исследования
    3. правильность подбора испытуемых (должен быть большой объем выборки, они должны соответствовать изучаемой группе людей)
    4. использование математических методов в обработке и т.д.

Считается, что если исследование соответствует требованиям, то оно дает истинные знания.

  1. Внешняя валидность– характеризует то, насколько результаты исследования соответствуют окружающему реальному миру, насколько они встречаются в природе, в мире. В психологии внешняя валидность означает, что такие люди есть (с открытыми нами психологическими качествами)

адёжностью называется один из критериев качества теста, его устойчивость по отношению к погрешностям измерения. Различают два вида надёжности — надёжность как устойчивость и надёжность как внутреннюю согласованность.

стойчивость результатов теста или ретестовая надежность (англ — test-retest reliability) – возможность получения одинаковых результатов у испытуемых в различных случаях.

Устойчивость определяется с помощью повторного тестирования (ретеста):

нутренняя согласованность(англ. — internal consistency) определяется связью каждого конкретного элемента теста с общим результатом, тем, насколько каждый элемент входит в противоречие с остальными, насколько каждый отдельный вопрос измеряет признак, на который направлен весь тест. Чаще всего тесты, разрабатываются таким образом, чтобы у них была высокая степень внутренней согласованности, а связи с тем, что если одна переменная измеряется частью теста, то тогда в других частях, если они не согласованы с первой, эта же переменная измеряться не может. Таким образом, чтобы тест был валидным, необходимо, чтобы он был согласован.

23 ВОПРОС

Идеальный эксперимент– это эксперимент, который проводится идеальным экспериментатором с идеальными испытуемыми в идеальных условиях.

Идеальный экспериментатор– (это компьютер) – не оказывает никакого воздействия на испытуемого, кроме того которое должно быть по эксперименту.

Идеальные испытуемые– у них нет другой жизни кроме тех аспектов, которые изучаются в эксперименте.

Идеальные условия– эксперимент проводится со всеми испытуемыми и все они находятся в одном месте.

Идеальный эксперимент не возможен, но к нему нужно стремится.

Эксперимент полного соответствия– это эксперимент в котором полностью моделируется окружающий мир, т.е. для психологического эксперимента это окружающая человека социальная реальность, так, что человек не может отличить эксперимент от естественной жизни.

Эксперимент полного соответствия так же не возможен, но и к нему нужно стремится.

Идеальный

эксперимент

Реальный Эксперимент

эксперимент полного соответствия

Внутренняя валидность– то насколько реальный эксперимент похож на идеальный.

Внешняя валидность– то насколько реальный эксперимент похож на эксперимент полного соответствия.

24 Вопрос Балансировка и контрбалансировка. Экспериментальная и контрольная группа

Балансировка

В тех случаях, когда отсутствует возможность создать константные условия проведения эксперимента или константности условий недостаточно, применяют технику балансировки эффекта от действия внешних переменных. Балансировка применяется в двух ситуациях:

1) в том случае, если невозможно идентифицировать внешнюю переменную;

2) в том случае, если ее можно идентифицировать и использовать специальный алгоритм для контроля этой переменной.

Рассмотрим способ балансировки влияния неспецифических внешних переменных. Он состоит в том, что в дополнение к экспериментальной группе в план эксперимента включается контрольная группа. Экспериментальное исследование контрольной группы проводится в тех же условиях, что и экспериментальной. Отличие в том, что экспериментальное воздействие осуществляется только на испытуемых, включенных в экспериментальную группу. Тем самым изменение зависимой переменной в контрольной группе обусловлено лишь внешними переменными, а в экспериментальной — совместным действием внешних и независимой переменных.

Этот прием контроля дополнительной переменной чаще всего применяют тогда, когда эксперимент включает в себя несколько серий. Испытуемый оказывается в разных условиях последовательно, и предыдущие условия могут изменять эффект воздействия последующих условий. К примеру, при исследовании дифференциальной слуховой чувствительности не безразлично, какой звук, громкий или более тихий, предъявлялся испытуемому первым, а какой — вторым. Также при выполнении тестов интеллекта важен порядок предъявления испытуемому задач: от простой к сложной или от сложной к простой. В первом случае более интеллектуальные испытуемые больше утомляются и теряют мотивацию, так как вынуждены решать большее количество задач, чем менее интеллектуальные. При втором варианте предъявления заданий менее интеллектуальные испытуемые испытывают стресс неуспеха и вынуждены решать больше задач, чем их более интеллектуальные коллеги. В этих случаях для ликвидации эффектов последовательности и эффекта последействия используют контрбалансировку. Смысл ее состоит в том, что порядок предъявления разных задач, стимулов, воздействий в одной из групп компенсируется иным порядком предъявления заданий в другой группе.

Контрбалансировка применяется в тех случаях, когда есть возможность провести несколько серий.

При балансировке каждый испытуемый получает лишь одно экспериментальное воздействие — внешняя переменная сбалансируется за счет выявления эффекта ее действия на членов экспериментальной группы, по сравнению с эффектом, полученным при исследовании контрольной группы. Испытуемый может оказаться только в экспериментальной или же только в контрольной группе и получить воздействие какой-нибудь внешней переменной в обеих группах. Балансировка используется при исследовании независимых групп, тогда как контрбалансировка применяется в исследованиях с повторяющимися воздействиями.

25 ВОПРОС

Психологический эксперимент — это совместная деятельность ис­пытуемого и экспериментатора, которая организуется эксперимен­татором и направлена на исследование особенностей психики ис­пытуемых.

Процессом, организующим и регулирующим совместную деятель­ность, является общение. Испытуемый приходит к экспериментатору, имея свои жизнен­ные планы, мотивы, цели участия в эксперименте. И, естественно, на результат исследования влияют особенности его личности, про­являющиеся в общении с экспериментатором. Этими проблемами за­нимается социальная психология психологического эксперимента.

основные факторы общения, которые могут искажать результаты эксперимента:

1. Ошибки «отношения к наблюдаемому». Они связаны с понима­нием испытуемым критерия принятия решения при выборе реакции.

2. Ошибки, связанные с мотивацией испытуемого. Испытуемый может быть мотивирован любопытством, гордостью, тщеславием и действовать не в соответствии с целями экспериментатора, а в соот­ветствии со своим пониманием целей и смысла эксперимента.

3. Ошибки личностного влияния, связанные с восприятием ис­пытуемым личности экспериментатора.

В настоящее время эти источники артефактов не относятся к социально-психологическим (кроме социально-психологической мо­тивации).

Испытуемый может участвовать в эксперименте либо доброволь­но, либо по принуждению. Само участие в эксперименте порождает у испытуемых ряд пове­денческих проявлений, которые являются причинами артефактов, Среди наиболее известных — «эффект плацебо», «эффект Хоторна», «эффект аудитории».

Следует различать мотивацию участия в исследовании от моти­вации, возникающей у испытуемых по ходу эксперимента при об­щении с экспериментатором. Считается, что в ходе эксперимента, у испытуемого может возни­кать какая угодно мотивация.

Мотивация участия в эксперименте может быть различной: стремление к социальному одобрению, желание быть хорошим. Существу­ют и другие точки зрения. Полагают, что испытуемый стремится проявить себя с лучшей стороны и дает те ответы, которые, по его мнению, более высоко оцениваются экспериментатором. Помимо проявления «эффекта фасада» существует и тенденция вести себя эмоционально стабильно, «не поддаваться» давлению ситуации экс­перимента.

Ряд исследователей предлагают модель «злонамеренного испы­туемого». Они считают, что испытуемые враждебно настроены по отношению к экспериментатору и процедуре исследования и дела­ют все, чтобы разрушить гипотезу эксперимента.

Но более распространена точка зрения, что взрослые испытуе­мые стремятся только точно выполнять инструкцию, а не поддаваться своим подозрениям и догадкам. Очевидно, это зависит от психоло­гической зрелости личности испытуемого.

Для контроля влияния личности испытуемого и эффектов обще­ния на результаты эксперимента предлагается ряд специальных ме­тодических приемов.

1. Метод» плацебо вслепую», или «двойной слепой опыт». Подби­раются идентичные контрольная и экспериментальная группы. Экс­периментальная процедура повторяется в обоих случаях. Сам экспе­риментатор не знает, какая группа получает «нулевое» воздействие, а какая подвергается реальному манипулированию. Существуют мо­дификации этого плана. Одна из них состоит в том, что экспери­мент проводит не сам экспериментатор, а приглашенный ассистент, которому не сообщается истинная гипотеза исследования и то, ка­кая из групп подвергается реальному воздействию. Этот план позво­ляет элиминировать и эффект ожидай и и испытуемого, и эффект ожи­даний экспериментатора.

2. » Метод обмана». Основан на целенаправленном введении ис­пытуемых в заблуждение. При его применении возникают, естест­венно, этические проблемы, и многие социальные психологи гума­нистической ориентации считают его неприемлемым.

3. Метод «скрытого» эксперимента. Часто применяется в поле­вых исследованиях, при реализации так называемого «естественного» эксперимента. Эксперимент так включается в естественную жизнь испытуемого, что он не подозревает о своем участии в исследовании в качестве испытуемого.

4. Метод независимого измерения зависимых параметров. Приме­няется очень редко.

5. Контроль восприятия испытуемым ситуации.

26 ВОПРОС

Экспериментальные планы

Экспериментальные планы– это планирование истинного классического эксперимента.

Самый лучший план, позволяет получить истинные надежные данные, но применяется не часто в науке, т.к. очень трудоемок. Нужно не менее 2-х групп. Группы должны быть репрезентативны в генеральной совокупности и эквивалентны между собой.

Должны соблюдаться все требования контроля экспериментатора, испытуемого, прочих переменных.

План для 2-х рандомизированных групп:

Рандомизация – уравнивание испытуемых в опытной и контрольной группах.

Осуществляется разделение испытуемых на группы с помощью жребия (случайным образом)

1 гр. (э) О1х О2

РАНДОМИЗАЦИЯ (R)

2 гр. (к) О3— О4

Простые (однофакторные) планы

1Опыты с воспроизводимыми условиями

2 Опыты с привлечением двух независимых групп (экспериментальной и контрольной)

Комплексные планы

1Планы для многоуровневых экспериментов

2Факторные планы

Квазиэкспериментальные планы

1Планы ex post facto

2Планы экспериментов с малым N

Планы корреляционных исследований

27ВОПРОС

Квази-экспериментальные планы

Квазиэкспериментальные планы — планы для экспериментов, в которых вследствие неполного контроля за переменными нельзя сделать выводы о существовании причинно-следственной связи

Планы квази-эксперимента.

Квази-эксперимент проводится с учетом большинства требований предъявляемых к классическому эксперименту. Допускаются лишь незначительные отступления от правил. Чаще всего нарушается требование обязательного выравнивания испытуемых в опытной и контрольной группах. Квази-эксперименты очень распространены в науке. Они позволяют получить достаточно надежные данные, и не трудны в организации.

  • План дискретных временных серий

Участвует 1 группа испытуемых, но многократно.

На этой группе чередуются опытные и контрольные замеры

О1О2О3х О4О5О6

О1О2О3— замер до воздействия, х – воздействие, О4О5О6– замер после воздействия

  • Сравнение 2-х неэквивалентных групп

1 гр. (э) О1х О2

2гр. (к) О3— О4

План очень хороший, но есть недостаток – группы не эквивалентны. Возможно они отличаются изначально по какому то психологическому качеству, способному повлиять на результаты эксперимента.

17. Квазиэкспериментальное исследование, его виды.

Квазиэкспериментальные планы и планы expostfacto.

Квазиэкспериментом является любое исследование, направленное на установ­ление причинной зависимости между двумя переменными («еслиА,тоВ»),в кото­ром отсутствует предварительная процедура уравнивания групп или «параллельный контроль» с участием контрольной группы заменен сравнением результатов не­однократного тестирования группы (или групп) до и после воздействия.

Для классификации этих планов можно выделить два основания: иссле­дование проводится 1) с участием одной группы или нескольких; 2) с одним воздей­ствием либо серией. Следует заметить, что планы, в которых реализуется серия од­нородных или разнородных воздействий с тестированием после каждого воздействия, получили в советской и российской психологической науке по традиции на­звание «формирующие эксперименты». По своей сути они, конечно, являются ква­зиэкспериментами со всеми присущими таким исследованиям нарушениями внеш­ней и внутренней валидности.

Используя такие планы, мы с самого начала должны отдавать себе отчет в том, что в них отсутствуют средства контроля внешней валидности. Невозможно про­контролировать взаимодействие предварительного тестирования и эксперименталь­ного воздействия, ликвидировать эффект систематического смешения (взаимодей­ствия состава групп и экспериментального воздействия), проконтролировать реак­цию испытуемых на эксперимент и определить эффект взаимодействия между различными экспериментальными воздействиями.

Квазиэксперимент позволяет контролировать действие фактора фоновых воздей­ствий (эффект «истории»).

Обычно именно этот план рекомендуется исследовате­лям, проводящим эксперименты с участием естественных групп в детских садах, школах, клиниках или на производстве. Его можно назвать планом формирующего эксперимента с контрольной выборкой. Реализовать этот план весьма трудно, но в том случае, если удается провести рандомизацию групп, он превращается в план «истинного формирующего эксперимента».

Expostfacto.Экспериментатор сам не воздействует на испытуемых. В качестве воздействия (по­зитивного значения независимой переменной) выступает некоторое реальное собы­тие из их жизни. Отбирается группа «испытуемых», подвергшаяся воздействию, и группа, не испытавшая его. Отбор осуществляется на основании данных об особен­ностях «испытуемых» до воздействия; в качестве сведений могут выступать личные воспоминания и автобиографии, сведения из архивов, анкетные данные, медицин­ские карты и т.д. Затем проводится тестирование зависимой переменной у предста­вителей «экспериментальной» и контрольной групп. Данные, полученные в резуль­тате тестирования групп, сопоставляются и делается вывод о влиянии «естествен­ного» воздействия на дальнейшее поведение испытуемых. Тем самым планexpostfactoимитирует схему эксперимента для двух групп с их уравниванием (лучше — рандомизацией) и тестированием после воздействия.

Эквивалентность групп достигается либо методом рандомизации, либо методом попарного уравнивания, при котором сходные индивиды относятся к разным груп­пам. Метод рандомизации дает более надежные результаты, но применим лишь то­гда, когда выборка, из которой мы формируем контрольную и основную группы, до­статочно велика.

28 ВОПРОС

Доэкспериментальные планы

Доэкспериментальные планы– примитивные планы, вчерашний день науки. Они дают приблизительный результат, недостоверны.

Их можно использовать только для пилотажных (пробных) экспериментов:

  • исследования отдельных случаев – любой случай может быть исключением из правил, а не правилом. Случай можно подобрать под любой тезис. Но в некоторых направлениях психологии (в клинической, психотерапии) анализ отдельных случаев используется
  • план с предварительным и итоговым замером зависимой переменной

1 гр. (э) О1х О2

О1– предварительный замер, х – воздействие, О2– итоговый замер после воздействия

Недостаток – отсутствует контроль, мы не знаем, как будут вести себя показания испытуемого в естественных условиях.

  • сравнение статистических групп

1 гр. (э) х О1

2 гр. (к) — О2

х – воздействие, О1– итоговый замер после воздействия, — — отсутствие воздействия, О2– замер без воздействия у другой группы

Недостаток – отсутствует начальный замер.

30 ВОПРОС

Итогом экспериментального исследования является подтверждение или опровер­жение гипотезы о причинной зависимости между переменными: «Если А,тоВ».

Подтверждение статистических гипотез (о различиях, связи и пр.) — решающий, но не единственный аргумент в пользу принятия экспериментальной гипотезы. Ис­следователь сопоставляет свои выводы с выводами других авторов, высказывает ги­потезы о причинах сходства или различия между данными, полученными им самим, и результатами предшественников. И наконец, он интерпретирует свои выводы в терминах теоретической гипотезы. Он должен ответить на вопрос: можно ли счи­тать подтверждение или опровержение эмпирической гипотезы подтверждением или опровержением той или иной теории. Возможно, что ни одна теория не может объяснить полученные в эксперименте результаты. Тогда экспериментатор, если он склонен к теоретизированию, пытается сам теоретически объяснить полученные в эксперименте результаты. Кроме того, он высказывает предположения о возможно­сти обобщения и переноса полученных им данных на другие ситуации, популяции и т.д.

Конечным продуктом исследования являются научный отчет, рукопись статьи, монография, письмо в редакцию научного журнала.

Существуют определенные требования к оформлению рукописной научной ра­боты, наглядному представлению результатов и структуре изложения.