Экзамен социология

1. Социология как наука об обществе. Объект, предмет, структур социологии.  2. Структура социологии. Соотношение и взаимодействие социо логии и других общественных наук.  3. Понятие «социальное». Функции социологии.  4. Общество как целостная социальная система. Понятие «общест­во», «страна», «государство». Характерные признаки общества.  5. Типология обществ.  6. Происхождение культуры. Структура культуры, её элементы.  7. Роль культуры в жизни общества. Сущность этноцентризма и культурного релятивизма.  8. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность». Взаимодействие личности и общества.  9. Ролевая теория личности: социальный статус и социальная роль.  10. Социализация личности. Особенности социализации на раз­личных этапах жизни.  11. Агенты и институты социализации. Ресоциализация и десоциализация личности.  12. Содержание социальных связей. Основные формы социальных связей.  13. Теория социального действия М. Вебера.  14. Взаимодействие как обмен (Теория обмена Дж. Хоманса).  15. Сущность социальных отношений, их многообразие.  16. Социальная группа. Классификация социальных групп, их функции.

  1. Социология как наука об обществе. Объект, предмет, структура социологии.  Термин ”социология” происходит  от слов, означающих — общество и учение. Из чего следует, что ”социология”- есть наука об обществе в буквальном смысле слова. Социология — это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.

   На всех этапах истории человечество пыталось осмыслить общество, выразить свое отношение к нему (Платон, Аристотель).

Но в научный оборот понятие ”социология” было введено французским философом Огюстом  Контом в_30-х_годах прошлого столетия. Как наука социология формировалась в 19 веке в Европе. Причем наиболее интенсивно в ее становлении участвовали ученые, пишущие на французском, немецком, английском языках. Огюст Конт и затем англичанин Герберт Спенсер впервые обосновали необходимость выделения социального знания в самостоятельную научную дисциплину, определили предмет новой науки и сформулировали специфические, лишь ей присущие методы. Огюст Конт был позитивистом, т.е. сторонником теории, которая должна была стать столь же доказательной и общезначимой, как и естественно — научные теории, должна была основываться только на методе наблюдения, сравнительном, историческом и противостоять умозрительному рассуждению об обществе. Это способствовало тому, что социология сразу стала имперической наукой, наукой, привязанной к земле. Точка зрения Конта на социологию как науку тождественную обществознанию, господствовала в литературе до конца XIX века.

9 стр., 4315 слов

Социология как наука об обществе. Предпосылки возникновения социологии

... как научное изучение общества и социальных отношений». (Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. М., 1994. С.14). «Социология – наука о социальной жизни человека, групп и обществ». (Гидденс Э. Социология.- Челябинск,1991. С.18). «Социология - это познание ...

В конце 19 — начале 20 вв. в научных исследованиях общества стал выделяться на ряду  с экономическим, демографическим, правовым и другими аспектами так же и социальный.  Предмет социологии в этой связи зауживается и начинает сводиться к изучению социальных сторон общественного развития.

Первым социологом, давшим узкую трактовку социологической науки, был Эмиль Дюркгейм.

Социальная жизнь тесно связана с жизнью отдельного индивида и влияет на поведение каждого человека. Таким образом, объектом изучения социологии является социальная реальность, сам человек и все то, что его окружает, что он создал своими руками. Под предметом исследования обычно понимают совокупность характеристик, качеств, свойств объекта, представляющих особый интерес для данной науки. Предмет социологии – это социальная жизнь общества, т. е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей.

2. Структура социологии. Соотношение и взаимодействие социологии и других общественных наук.  Как и многие другие науки, социология развивалась в двух основных направлениях: фундаментальном и прикладном.

Прикладное исследование направлено на решение каких-либо практических проблем и задач, фундаментальное исследование ставит своей целью преимущественно разработку научных теорий, развитие основополагающих принципов социологии, выявление универсальных взаимозависимостей и закономерностей.

Выделяют два взаимосвязанных уровня познания: теоретический и эмпирический. Теоретическая социология решает научные проблемы, связанные с объяснением социальных явлений, разработкой категорийного аппарата науки и методологии. Практическое оформление теоретическая социология находит в общей социологической теории (общей социологии).

Прикладная социология ставит задачу поиска средства для достижения определенных практических целей, путей и способов использования познанных теоретической социологией устойчивых взаимозависимостей (закономерностей).

Эмпирическое исследование может проводиться в рамках как фундаментальной, так и прикладной социологии. Если его целью является построение теории, то оно относится к фундаментальной социологии, если его цель выработка практических рекомендаций — к прикладной социологии.

В системе гуманитарных наук социология занимает особое место. Это объясняется следующими причинами: 1) она является наукой об обществе, его явлениях и процессах; 2) она включает в себя общую социологическую теорию, или теорию общества, которая выступает как теория и методология всех других гуманитарных наук; 3) все гуманитарные науки, изучающие различные стороны жизнедеятельности общества и человека, всегда включают в себя социальный аспект, т. е. те законы, которые исследуются в той или иной сфере общественной жизни и реализуются через деятельность людей; 4) техника и методика изучения человека и его деятельности, которые разрабатываются социологией, необходимы для всех общественных и гуманитарных наук, так как используются ими для своих исследований; 5) сложилась целая система исследований, которые проводятся на стыке социологии и других наук. Эти исследования получили название социальных исследований (социально-экономических, социально-политических, социально-демографических и др.).

11 стр., 5104 слов

О.Конт — основатель социологии как науки об обществе

... -вторых, социлогическую теорию Г.Спенсера В-третьих, Э.Дюргейм, создатель теории социального реализма. 1. О.Конт - основатель социологии как науки об обществе. Социологию как позитивную науку Конт противопоставлял теологическим и метафизическим спекуляциям об ...

Специфика социологии заключается в ее пограничном положении между естественнонаучным и социогуманитарным знанием. Она одновременно использует методы философских и социально-исторических обобщений и специфические методы естественных наук – эксперимент и наблюдение. Социология изучает и общие законы бытия (онтология), и общие принципы познания (гносеология, логика, методология).

Но наиболее глубоко проникает в структуру социологии философия, становясь частью ее теоретической системы (особенно социальная философия).

Также важна связь социологии с историей. В социологии широко используются исторические данные. Большую роль для социологии играет статистика, придающая ей конкретно-научный характер. Социология тесно взаимодействует с психологией. Социальная психология является отраслью научного знания, возникшего на стыке социологии и психологии. Со всеми науками об обществе социология связана социальным аспектом его жизни; отсюда социально-экономические, социально-демографические и другие исследования, на основе которых рождаются новые «пограничные» науки: социальная психология, социобиология, социальная экология и пр. В системе социогума-нитарного знания социология играет особую роль, так как дает другим наукам об обществе научно обоснованную теорию общества через его структурные элементы и их взаимодействие; методику и технику изучения человека. Значение социологии для других наук заключается в том, что она дает научно обоснованную теорию об обществе и его структурах, обеспечивает понимание законов взаимодействия его различных структур.

3. Понятие «социальное». Функции социологии.  Социальное – это совокупность тех или иных свойств и особенностей (общественных отношений) социальных общностей (классов, групп людей) в процессе их совместной деятельности в конкретных условиях, проявляющихся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или социальной группы. Именно в процессе взаимодействия друг с другом люди оказывают воздействие друг на друга и тем самым способствуют тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования. Можно выделить следующие основные черты, которые характеризуют специфику социального. Во-первых, это общее свойство, присущее различным группам людей и являющееся результатом их взаимоотношений. Во-вторых, это характер и содержание отношений между различными группами людей, находящихся в зависимости от занимаемого ими места и от той роли, которую они выполняют в различных общественных структурах.

22 стр., 10689 слов

Социальная психология в системе наук. Социальная перцепция

... в сравнении с социологическим. Общество как объект исследования относится пока, скорее, к социологии, чем к социальной психологии. В данной главе структура социальной психологии представлена разделами, соот­ ... специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук — психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый ...

В-третьих, это есть результат «совместной деятельности различных индивидов», проявляющийся в общении и в их взаимодействии. Социальное возникает именно в ходе взаимодействия людей, обусловливается различиями их места и роли в конкретных общественных структурах. Социология выполняет в обществе множество различных функций. Главные из них таковы: 1) теоретико-познавательная – дает новые знания об обществе, социальных группах, индивидах и закономерностях их поведения. Особое значение принадлежит специальным социологическим теориям, которые раскрывают закономерности, перспективы социального развития общества. Социологические теории дают научные ответы на актуальные проблемы современности, указывают реальные пути и методы социального преобразования мира; 2) прикладная – предоставляет конкретную социологическую информацию для решения практических, научных и социальных задач. Вскрывая закономерности развития различных сфер общества, социологические исследования дают конкретную информацию, необходимую для осуществления контроля над социальными процессами; 3) социальный прогноз и контроль – предупреждает об отклонениях в развитии общества, прогнозирует и моделирует тенденции общественного развития. На основе социологических исследований социология выдвигает научно обоснованные прогнозы относительно развития общества в будущем, которые являются теоретической основой построения перспективных планов социального развития, а также дает практические рекомендации, разрабатываемые социологами, для более эффективного управления социальными процессами; 4) гуманистическая – разрабатывает социальные идеалы, программы научно-технического, социально-экономического и социально-культурного развития общества.

4. Общество как целостная социальная система. Понятие «общест­во», «страна», «государство». Характерные признаки общества.  Общество —  это  сложная динамическая система связи людей,  объединенных семейными узами, групповыми, сословными, классовыми отношениями. Система —  это  множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих  некоторое  целостное единство. Сложность  любой системы проявляется в количественном отношении — система состоит из множества элементов.  Социальная система – это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколения. Основным  элементом  социальной системы,  являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Они носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из  поколения в поколение.  Действия индивидов вызывают изменения в социальной общности или обществе в  целом.  Социальные  взаимодействия приводят к  изменению  старых и становлению новых общественных отношений, т.е. к их динамике. Общественные отношения характеризуются  устойчивыми и самостоятельными связями между индивидами социальными группами.  На уровне общества индивидуальные действия, связи и отношения образуют системное качество.

5 стр., 2410 слов

Роль отца в системе социального воспитания детей в семье

... культуре он определяет такими характеристиками как: глава семьи, властная сила, обеспечивающая систему воспитания, порядок, ответственность, соблюдение традиций семьи, заботу и защиту детей от социальных рисков. В современном обществе ... родительства отличается прежде всего системой норм и правил, предписываемых как обществом, так и культурой, традициями, ценностями общества. Этот подход лежит в ...

Общество как целостная система представляет собой органическое единство четырех сфер общественной жизни — экономической, социальной, политической и идеологической. Каждая из сфер общественной жизни выполняет определенные функции. Система представляет собой органическое единство четырех сфер общественной жизни — экономической, социальной, политической и идеологической. Каждая из сфер общественной жизни выполняет определенные функции: Экономическая — функцию материального производства. Социальная – социализации. Политическая — социального управления.  Идеологическая — духовного производства. Социальная система представляет собой явление или процесс, состоящий из качественно определенной совокупности элементов, находящихся во взаимных связях и отношениях и образующих единое целое, способное во взаимодействии с внешними условиями изменять свою структуру. 

Страна — часть света или территории, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом. Государство — политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти, органы и структуру правления. Общество — социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура. Общество — социальная организация не только страны, но также нации, народности, племени.

Существует ряд признаков, совокупность которых дает представление о том, что такое общество. Выделяет следующие:

  • Социальная система является обществом только в том случае, если она не входит в качестве составной части в более крупное общество.
  • Браки заключаются между представителями данного объединения.
  • Оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями.
  • Объединение имеет территорию, которую считает своей собственностью.
  • Оно обладает собственной системой правления.
  • У него собственное название и собственная история, т. е. такая история, в которой многие ее взрослые члены видят объяснение со своим собственным прошлым.
  • У него имеется своя собственная культура.

5. Типология обществ. Наиболее устойчивой в современной социологии считается типология, основанная на выделении традиционного, индустриального и постиндустриального обществ.

Традиционное общество (его еще называют простым и аграрным) — это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанном на традициях (традиционное общество).

Поведение индивидов в нем строго контролируется, регламентируется обычаями и нормами традиционного поведения, устоявшимися социальными институтами, среди которых важнейшим будут семья, община. Отвергаются попытки любых социальных преобразований, нововведений. Для негохарактерны низкие темпы развития, производства. Важным для этого типа общества является устоявшаяся социальная солидарность, что установил еще Дюркгейм, изучая общество австралийских аборигенов.

Традиционное общество характеризуется естественным разделением и специализацией труда (преимущественно по половозрастному признаку), персонализацией межличностного общения (непосредственно индивидов, а не должностных или статусных лиц), неформальным регулированием взаимодействий (нормами неписаных законов религии и нравственности), связанностью членов отношениями родства (семейным типом организации общности), примитивной системой управления общностью (наследственной властью, правлением старейшин).

11 стр., 5136 слов

Институт социализации – это учреждения и инструменты социальной ...

... становление и развитие человека современного физического типа, обладающего разумом. Указанные социальные качества играют ведущую роль в развитии человека и его социальной жизни, но весьма существенна ... в общественную жизнь, что порождает изменения в социальной структуре общества и в структуре личности. Социализация связана так же с процессом социальной активности человека, а следовательно, ...

Индустриальное общество — это тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. Для него характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.

В 1960-е гг. появляются концепции постиндустриального (информационного) общества (Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас), вызванные резкими изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран. Ведущей в обществе признается роль знания и информации, компьютерных и автоматических устройств. Индивид, получивший необходимое образование, имеющий доступ к новейшей информации, получает преимущественные шансы продвижения по лестнице социальной иерархии. Основной целью человека в обществе становится творческий труд.

Негативной стороной постиндустриального общества выступает опасность усиления социального контролясо стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом.

6. Происхождение культуры. Структура культуры, её элементы. Слово “культура” происходит от слова, означающего культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник термин искусство земледелия. Но в 18 и 19 вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. В немецком языке слово культура означало высокий уровень цивилизации.

Первоначально понятие культуры подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу (обработка земли и прочее), а также воспитание и обучение самого человека. Воспитание включало не только развитие умения следовать существующим нормам и обычаям, но и поощрение желания им следовать, формально уверенность в способности культуры удовлетворить все потребности и запросы человека. Такая двуаспектность свойственна пониманию культуры в любом обществе. Хотя само слово «культура» вошло в обиход европейской социальной мысли лишь со 2-ой половины 18 века, более или менее сходные представления могут быть обнаружены на ранних этапах европейской истории и за ее пределами.

Структура культуры содержит три основных компонента.

Доминирующая культура — это культура, распространяющаяся на всех членов данного общества. Доминирующая культура обладает одним важным свойством: она имеет тенденцию привести поведение членов данного общества к некоторому среднему состоянию. Эта культура стремится к усредненности, некоторому общему уровню, вырабатывает общие правила поведения и общие системы ценностей.

7 стр., 3497 слов

Современные представления о социализации мужчины в современном обществе

... современные представления о социализации мужчины в современном обществе. В ходе исследования ... социальных, они нормативны, выражают определенные социальные ожидания проявляются в поведении. На уровне культуры ... дает нам современное представление молодых людей о семейной жизни, об ... личность усваивает и преломляет в своем сознании и поведении». Семья является одним из важнейших институтов социализации. ...

Субкультура — это культура какой-либо социальной или демографической группы, отличная от доминирующей, но не противоречащая ей в отношении основных социальных норм и ценностей. Каждое общество обладает большим количеством субкультур, которые первоначально возникают на основе социальных структур общества.

В обществе могут возникать также контркультуры, то есть такие культуры, которые отличаются от доминирующей культуры и противоречат ей. В связи с этим, доминирующая культура находится в постоянной оппозиции к контркультурам, наблюдается устойчивое стремление подавить проявления контркультур или снизить их влияние.

Важнейшие элементы культуры — язык, ценности, нормы.

Язык — это совокупность знаков и сигналов, которые люди используют для передачи информации. Также с его помо­щью человек определяет «своего» среди других людей.

Ценности — это предпочтительные для индивида или группы значения явлений. Это представления о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют различать желательное и нежелательное, то к чему следует стремиться и чего следует избегать (оценка — отнесение к ценности).

Различают ценности: терминальные (ценности цели) и инструментальные (ценности средства).

Ценности ориентируют человека, сообщество в окружающем мире, побуждают к конкретным действиям или бездействию. Социальные ценности существуют всегда в виде определенной системы и выражаются в менталитете человека, сообщества. 

Нормы — это формы регуляции поведения в социальной системе (ожидания, определяющие круг допустимых действий): 1)формализованные правила (все, что официально записано); 2)правила морали (связаны с представлениями людей); 3)образцы поведения (мода).Каждое ограничение позволяет человеку сделать новый шаг в своем развитии.

7. Роль культуры в жизни общества. Сущность этноцентризма и культурного релятивизма.  Роль культуры в общественной жизни невозможно переоценить, так как, по большому счету, культура является той средой, в которой протекает человеческая жизнь, а значит, и жизнь всего общества. Человек как существо разумное создал совершенно уникальное жизненное пространство — культуру. И это пространство (или реальность, открытая только человеку) стало жизненной средой человека. Именно культура является тем компонентом, который позволяет определенной совокупности индивидов создавать социальную целостность, то есть общество. Общие способы коммуникации, общие цели и ценности, общие представления о должном, правильном и неправильном позволяют обществу сохранять стабильность и преемственность не только на протяжении жизни одного поколения, но и значительно более длительные промежутки времени — сотни, а иногда даже тысячи лет.

В этом смысле культура может пониматься как устойчивый, действующий дольше жизни одного поколения механизм адаптации общества к внешним условиям среды и изменениям своей собственной внутренней структуры. При этом свойственная культуре статичность не исключает полностью изменений. В рамках целого общества культурные изменения, безусловно, имеют место, но их протекание чаще всего растянуто во времени, менее динамично, чем жизнь отдельных членов общества. Именно эта «медлительность» принятия изменений и обеспечивает устойчивость социального развития, когда каждый новый культурный феномен, претендующий на включение в рамки господствующей культуры, проходит длительную проверку и апробацию (Нужно отметить, что в условиях современной цивилизации такое положение вещей претерпевает значительные изменения).

12 стр., 5635 слов

Личность как социальный тип. Основные социологические теории личности

... социализации. Социализация охватывает все процессы приобщения индивида к культуре: • его обучение и воспитание, • взаимодействие с другими людьми, • освоение им ценностей и норм общества, различных социальных ... Социология в этом случае должна изучать только непосредственно наблюдаемые социальные факты. Человек – индивид – личность. В жизни эти весьма взаимосвязанные понятия часто отождествляют, ...

Таким образом, культура выполняет весьма значимую роль стабилизатора общественной жизни.

Устойчивость культуры к резким и глобальным изменениям можно объяснить тем, что культура как социальный феномен одновременно и постоянно воссоздается (принимается и используется) большим числом носителей данной культуры (людьми, которые считают эту культуру родной).

Следовательно, чтобы в культуре закрепилось, а не просуществовало некоторое время среди ограниченного круга индивидов, некое новшество, необходимо, чтобы новшество это было воспринято подавляющим числом носителей культуры. Только в этом случае новшество становится неотъемлемой частью культуры, закрепляется как норма, передается в качестве таковой следующему поколению. Реальная жизненная практика служит тем полигоном, на котором проходят апробацию все новые культурные формы, способы деятельности и коммуникации, нормы поведения. В результате такой апробации большинство новшеств не приживаются. Но то немногое, что успешно проходит испытание на полезность и соответствие уже существующим ценностям данной культуры, приобретает нормативный характер (становится нормой), зачастую вытесняя при этом устаревшие компоненты культуры.

8. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность». Взаимодействие личности и общества. 

Человек — это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, или — точнее — субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса. Будучи высшей ступенью развития живых организмов, на Земле, он по своей природе представляет собой единство социальных и природных качеств, получивших отражение в определении человека как целостной многосложной биосоциальной (биопсихосоциальной) системы.

Индивид — это единичный представитель человеческого рода, частное от общего, отдельно взятый человек — безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Родившийся ребенок — индивид, но он не есть еще человеческая индивидуальность. Индивид становится индивидуальностью по мере того, как он перестает быть только «единицей» человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью.

Личность — это человеческий индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т. д.).

4 стр., 1612 слов

Цветовые предпочтения социальных групп, партий и общественных объединений

... к потере контроля над собой. Красный цвет - это цвет бунта, освобождения от социальных норм. В русских сказаниях ухарь, гуляка, сорвиголова, разбойник часто изображается в красной ...

Она представляет собой динамичную, относительно устойчивую целостную систему интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Социальные качества личности проявляются в ее действиях, поступках, в ее отношении к другим людям. По этим проявляющимся вовне поступкам, а также посредством анкет, тестов и самонаблюдения можно в известной степени судить о внутреннем мире человека, его духовных и нравственных качествах. Внутреннее содержание личности не есть результат механического внедрения в ее сознание многообразных внешних воздействий, а итог той внутренней ее работы, в процессе которой внешнее, пройдя через субъективность личности, перерабатывается, осваивается и применяется ею в практической деятельности. Сложившаяся таким образом система воспитанных и самостоятельно выработанных индивидом социальных качеств проявляется в субъективной форме (идеи, ценности, интересы, направленность и т. д.), отражающей взаимодействие личности с окружающим объективным миром. Понятие личности характеризует человека как активного субъекта социальных отношений. Вместе с тем каждый человек — это не только субъект, но и объект деятельности, совокупность функций (ролей), которые он выполняет в силу сложившегося разделения труда, принадлежности к тому или иному классу или социальной группе с их идеологией и психологией. Характер мировоззрения личности, формируемого социальным окружением, воспитанием и самовоспитанием, является одним из важнейших ее качеств, ее «стержнем». Мировоззрение личности в значительной мере предопределяет направленность и особенности всех социально значимых ее решений и поступков.

9. Ролевая теория личности: социальный статус и социальная роль. Ролевые теории личности. Ролевая теория личности – это подход к изучению личности, согласно которому личность описывается посредством усвоенных и принятых ею или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения – ролей, которые вытекают из ее социального статуса в данном обществе или социальной группе. В рамках ролевой теории были экспериментально выявлены следующие феномены: ролевой конфликт – переживание субъектом неоднозначности или противоборства ролевых требований со стороны разных социальных общностей, членом которых он является, что создает стрессовую ситуацию; интеграция и дезинтеграция ролевой структуры личности – следствия гармоничности или конфликтности социальных отношений. Различаются ведущие социальные роли, вытекающие из социальной структуры общества, и роли, которые возникают относительно произвольно в групповых взаимодействиях и предполагают активную социальную окраску их реализации. Роль чаще всего понимается как социальная функция, модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или межличностных отношений. Исполнение роли должно соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям окружающих вне зависимости от индивидуальных особенностей личности. Социальный статус (от лат. status — положение, состояние) обычно определяется как положение индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. Каждый социальный статус обладает определенным престижем. Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями. Разнообразие статусов. Существует широкий диапазон статусов: предписанные, достигаемые, смешанные, личные, профессиональные, экономические, политические, демографические, религиозные и кровно-родственные, которые относятся к разновидности основных статусов.

Экзамен социология — Стр 2

10. Социализация личности. Особенности социализации на раз­личных этапах жизни.  СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ — процесс, в ходе которого человек с определенными биологическими задатками и психологическими предрасположениями приобретает качества, опыт, необходимые для жизнедеятельности в обществе. В процессе социализации личности особая роль принадлежит языку. Это объясняется тем, что в нем в концентрированной форме содержится социальный опыт предшествующих поколений, наций, народов, народностей. Физические признаки (цвет кожи, волос, глаз, форма черепа, черты лица, рост и т. д.) биологически обусловлены и в процессе социализации личности почти не изменяются. Уже в детские годы активно включаются в процесс социализации личности факторы национальной культуры, носителями которой являются окружающие ребенка люди. В ходе воспитания в системе образования формируются черты, свойства, привычки, отвечающие нормам и требованиям действующей в рамках данной культуры системы ценностей и традиций. Социализация личности — это процесс вхождения индивида в социальную среду, усвоения им социальных влияний, приобщения его к системе социальных связей. Социализация — это двухсторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, с другой стороны — процесс активного воспроизводства системы социальных связей за счет его активной деятельности. Процесс социализации, таким образом, есть процесс формирования, становления и развития личности. Выделяют три среды социализации личности: деятельность, общение и познание. Процесс социализации имеет свои стадии. Дотрудовая стадия охватывает период жизни человека до начала трудовой деятельности и включает два этапа: раннюю социализацию (от рождения до поступления в школу) и стадию обучения. Трудовая стадия охватывает весь период трудовой деятельности, послетрудовая — пенсионный период. Социализация на различных этапах жизненного цикла человека. Процесс социализации непрерывен и продолжается в течение всей жизни человека. Трехлетние дети социализированы в рамках детского сада, студенты – в рамках избранной ими профессии, новые работники – в рамках своего учреждения или предприятия, муж и жена – в рамках созданной ими молодой семьи, новообращенные – в рамках своей религиозной секты, а пожилые люди – в рамках дома для престарелых. Так или иначе, все общества имеют дело с жизненным циклом, начинающимся с зачатия, продолжающимся вплоть до стадии старения и завершающимся смертью. Устройство современных обществ формально предопределяет подготовку членов общества к выполнению новых ролей. Школы и высшие учебные заведения призваны передавать учащимся различные знания и навыки, больницы для душевнобольных – учить пациентов более приемлемым моделям приспособления к жизни, тюрьмы – “повторно социализировать” заключенных с помощью программ перевоспитания, а конференции и семинары – знакомить служащих фирмы с принципами ее функционирования.

11. Агенты и институты социализации. Ресоциализация и десоциализация личности.  Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей. Первичная социализация – сфера межличностных отношений, так что агенты социализации здесь играют главнейшую роль. Плюс они выполняют гораздо больше ролей и функций, нежели агенты вторичной социализации. Отец – опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг и т.д. Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители находятся в превосходящей позиции. Сверстники же равны ему. При этом разные социальные агенты как бы конкурируют друг с другом за право обладания преимущественного влияния на ребенка. Предположим, родители ребенка и его друзья, оказывают противоположное влияние на объект, при этом каждый дает ему неоценимые знания о том, как быть взрослым, или, наоборот, ребенком. То есть таким образом они облегчают ему переход от состояния зависимости к независимости, от детства к взрослости. Подразумевая конкретно членов семьи и родственников, употребляют понятие «агенты». В первичной социализации агенты социализации могут называться также институтом социализации, если говорить о них в общем виде. Например, институт семьи. Институты социализации – это учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Первичным институтом социализации можно также называть не только семью, но и школу, которая в которой ребенок испытывает большое влияние агентов. Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей она сохраняется и во второй. И напротив, вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда, повзрослев, он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: производством, государством, СМИ, армией, церковью и т.д. Первичная социализация есть та первая социализация, которой индивид подвергается в детстве и благодаря которой он становится членом общества. Вторичная социализация – это каждый последующий процесс, позволяющий уже социализированному индивиду входить в новые сектора объективного мира его общества. Вторичная социализация, как уже было сказано, охватывает в большей степени зрелость и старческий период. Период зрелости характеризуется большим, по сравнению с предыдущим периодом, количеством друзей у молодых людей, состоящих в браке. В среднем, их число составляет семь человек, они подбираются по сходству вкусов, взглядов на мир, интересов и по географическому удобству общения. Деятельность в расцвете зрелости направлена на достижение поставленных жизненных целей, это не позволяет много времени уделять друзьям. Поддерживаются лишь самые прочные связи. С приходом старости и теми драматическими событиями, что сопровождают этот период, жизнь человека переворачивается. Теряются дружеские связи. Но социализация личности на этом не заканчивается, ведь этот процесс длится всю жизнь, хотя и несколько меняет свое направление по сравнению с предыдущими этапами. Ресоциализация и десоциализация. Десоциализация – отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения – и Ресоциализация – этап обучения новым ценностям, ролям правилам взамен старым, следующий за десоциализацией. Эти два процесса – две стороны одного, а именно, взрослой, продолженной социализации. В детском и подростковом возрасте социализация ребенка проходит плавно, за исключением некоторых резких изменений, которые могут произойти в его жизни (развод родителей, их смерть).

Социализация ребенка представляет собой впитывание знаний и социальных и культурных норм и ценностей. Так что первое крупное изменение происходит только со вступлением во взрослую жизнь. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности – от занятий по исправлению навыков речи до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под ее воздействием люди пытаются разобраться в своих конфликтах и изменить свое поведение на основе этого понимания. И хотя процесс социализации продолжается, как мы уже выяснили, на первый план выходит десоциализация и _есоциализация. Иногда человек впадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности, а _есоциализация является поверхностной. Она не способна восстановить все богатство утраченных ценностей, норм и ролей. Именно с такими условиями сталкиваются те, кто попадает в концлагеря, тюрьмы и колонии, психиатрические больницы, а в некоторых случаях и проходящие службу в армии. Для десоциализации в экстремальных условиях характерны такие признаки, как: изоляция от внешнего мира (высокие стены, спецпропуска), постоянное общение с одними социальными партнерами, утрата прежней идентификации, которая происходит через ритуал переодевания, замена старого имени на номер или смена статуса, утрата свободы и другое. В подобных случаях индивид не просто дезориентируется, но нравственно деградирует. Десоциализация может быть настолько глубокой, что позитивная _Ресоциализация уже не поможет – разрушенными окажутся основы личности. Позитивная _ресоциализация может быть столь же глубокой, как и десоциализация. Когда, например, человек эмигрирует в другую развитую страну, он попадает в столь же разнообразную и богатую культуру. Отвыкание от старых норм и традиций, ценностей и ролей компенсируется новым жизненным опытом. Даже уход в монастырь, предполагающий не менее радикальные перемены в жизни, не ведет за собой духовного обнищания. Из вышесказанного можно сделать вывод: десоциализация и _ресоциализация – это два крыла нормальной социализации. Вторая говорит о разобучении в нормальных условиях, тогда как первая – о переобучении в экстремальных. И та, и другая социализации могут быть глубокими, то есть вызывать деградацию личности, и поверхностными, и сопровождать нормальные жизненные циклы человека.

12. Содержание социальных связей. Основные формы социальных связей.  социальная связь – зависимость между субъектами связи, которая возникает в результате совершения социальных действий с ожиданием соответствующего ответного действия партнера. Социальная связь имеет свою структуру, состоящую из трех основных элементов: 1. Субъекты связи – индивиды или группы, участвующие во взаимодействии. 2. Предмет связи – то, по поводу чего осуществляется связь. 3. Механизм сознательного регулирования связи: своеобразные «правила игры», негласно устанавливаемые партнерами, соблюдение или несоблюдение которых может привести к продолжению отношений или к их разрыву. В социологии различают 3 вида социальных связей: 1. Социальные контакты. 2. Социальные взаимодействия, или интеракции. 3. Социальные отношения. Социальные контакты — это самый простой вид социальных связей, который представляет собой кратковременные коммуникации индивидов, не имеющие особой значимости, ценности для коммуникантов. Например, общение со случайным прохожим, покупка цветов, оплата счетов – все это социальные контакты. Более сложной формой социальной связи являются интеракции, или взаимодействия. Это систематические, регулярные социальные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие целью вызвать вполне определенную ответную реакцию со стороны партнера. Ответная реакция порождает новую реакцию воздействующего. Таким образом, речь идет об обмене действиями. Например, один человек назначает деловое свидание другому незнакомому человеку. Естественно, в ходе опосредованных контактов у этих людей возникнет потребность во взаимодействии. Перед встречей у каждого из них существует некоторая система ожиданий поведения, общепринятого в обществе и в данной группе: партнер должен прийти вовремя, соблюсти ритуал знакомства, быть вежливым и т. д. Если эти общепринятые ожидания не удовлетворяют одну из сторон, то взаимодействие может прерваться, стать одноразовым (здесь действует механизм регулирования социальной связи).

В случае же оправдания ожиданий с обеих сторон возникают новые ожидания, связанные с личностными особенностями данного человека, с его статусом, способом исполнения роли, с институциональными нормами, которые он представляет. Исходя из этого, основными характеристиками любого взаимодействия являются: 1. Сопряженность системы действий обоих партнеров по отношению друг к другу. 2. Возобновляемость взаимодействий и их координация. 3. Устойчивый интерес к ответным действиям своего партнера. Взаимодействие может продолжаться долго и стать устойчивым, многоразовым или постоянным. В ходе устойчивого взаимодействия ожидания индивидов постоянно видоизменяются, но в то же время появляется определенный набор устойчивых ожиданий, которые придают взаимодействию упорядоченный и наиболее предсказуемый вид. Такие упорядоченные и устойчивые социальные взаимодействия называют социальными отношениями. Так, вступая во взаимодействия с коллегами по работе, членами семьи, руководителями, мы знаем, как они должны вести себя по отношению к нам и как мы должны взаимодействовать с ними. Нарушение таких устойчивых ожиданий, как правило, приводит к видоизменению характера отношений и даже к прерыванию общения. Итак, вся социальная жизнь – это сложная система, элементами которой являются индивиды и социальные группы, связанные между собой сложными и предсказуемыми социальными отношениями и кратковременными, ничего не значащими, как мы думаем, взаимодействиями и контактами.

13. Теория социального действия М. Вебера.  Социология по Веберу — наука, которая занимается социальными действиями, толкуя и понимая эти действия через объяснения. Таким образом, социальные действия — это предмет изучения. Толкование, понимание  метод, благодаря которому причинно объясняются явления. Тем самым понимание является средством объясне­ния. Социологическое понятие действия Вебер вводит через понятие смысла. Социология рассматривает поведение личности лишь постольку, поскольку личность связывает со своим действием определенный смысл, то есть социология призвана изучать рациональное поведение, при котором индивид осознает смысл и цели своих поступков, не подчиняясь эмоциям и страстям. Вебер выделял четыре типа поведения: — Целерациональное поведение предполагает свободный и осознанный выбор цели: продвижение по службе, покупка товара, деловая встреча. Такое поведение обязательно свободно. Свобода означает отсутствие какого-либо принуждения со стороны коллектива или толпы. — Ценностно-рациональное поведение базируется на сознательной ориентации или вере в нравственные или религиозные идеалы. Идеалы стоят выше сиюминутных целей, расчетов, соображений выгоды. Деловой успех отходит на второй план. Человек может даже не интересоваться мнением окружающих: осуждают они его или нет. Он думает только о высших ценностях, например, спасении души или чувстве долга. С ними он соизмеряет свои поступки. — Традиционное поведение. Его даже нельзя назвать сознательным, ибо в основе лежит притупленная реакция на привычные раздражения. Она протекает по однажды принятой схеме. Раздражителями выступают различные табу и запреты, нормы и правила, обычаи и традиции. Они передаются из поколения в поколение. Таков, например, обычай гостеприимства, существующий у всех народов. Ему следуют автоматически, в силу привычки вести себя так, а не иначе. — Аффективное, или реактивное поведение. Аффект – это душевное волнение, которое перерастает в страсть, сильный душевный порыв. Аффект идет изнутри, под его влиянием человек поступает бессознательною. Будучи кратковременным эмоциональным состоянием, аффективное поведение не ориентировано на поведение других или сознательный выбор цели. Состояние растерянности перед неожиданным событием, душевный подъем и энтузиазм, раздражение на окружающих, подавленное состояние и меланхолия – все это аффективные формы поведения.

14. Взаимодействие как обмен (Теория обмена Дж. Хоманса).  Согласно теории обмена, поведение человека в настоящий момент обусловлено тем, вознаграждались ли как именно его поступки в прошлом. Дж. Хоманс выделяет шесть аксиоматических положений (постулатах) теории обмена. 1. Аксиома успеха: чем чаще соответствующие действия людей получают вознаграждения, тем вероятнее, что эти действия будут осуществляться ими с определенной частотой и дальше. 2. Аксиома стимула: если в прошлом тот или иной стимул (или набор стимулов) был связан с вознаграждением действия индивида, то чем более похожи на него стимулы в настоящем, тем вероятнее, что человек совершит такое же (или похожее на него) действие. Пример. Успех сопровождал девушку на танцах в школе, и гораздо меньше – на городской дискотеке. Она всегда предпочтет бывать на школьных танцах. 3. Аксиома ценности: чем большую ценность представляет для индивида результат его действия, тем более вероятно совершение им данного действия и в последующем. Если на танцах в школе девушка встретила молодого человека, который ей понравился, она не пожалеет усилий для того, чтобы танцы состоялись (уговорит директора, напишет сценарий вечера и т.д.).

4. Аксиома депривации—пресыщения: чем чаще в недавнем прошлом индивид получал определенную награду, тем менее ценным становится для него любое последующее получение этой награды. Если у девушки установились близкие отношения с молодым человеком, она может не стремиться на танцы, т.к. есть другие варианты для встреч. 5. Аксиома агрессии — одобрения: а) если действие индивида не вызовет ожидаемого вознаграждения или приведет к наказанию, он испытает состояние гнева, и возрастет вероятность того, что более ценным для человека станет агрессивное поведение; б) если действие индивида ведет к ожидаемому вознаграждению или не приведет к ожидаемому наказанию, то он испытает чувство удовольствия, и тогда возрастет вероятность того, что он воспроизведет одобряемое поведение, поскольку оно будет для него более ценным. 6. Аксиома рациональности: при выборе между альтернативными действиями индивид изберет то, для которого ценность результата, помноженная на вероятность его получения, наибольшая. Теория обмена критикуется за излишне упрощенный подход к взаимодействию. Например, мать настаивает, чтобы сын съел шпинат и обещает ему за это поход в кино. Казалось бы, произошел обычный обмен выгодами. Но может оказаться, что сын съедает шпинат не для того, чтобы пойти в кино. Он уступает матери, думая: придет отец, и будет ругаться, что опять куплено много шпината. Сын может отказаться от шпината не потому, что мала награда, а потому что в действиях матери он усмотрит ее желание продемонстрировать свою власть. Внутри данного взаимодействия можно усмотреть гораздо большее количество смыслов, чем мы рассмотрели.

15. Сущность социальных отношений, их многообразие.  Социальные связи человека, находящегося даже в очень небольшой, малочисленной группе, представляют собой множество взаимодействий, состоящих из действий и ответных реакций. Складывается сложная сеть взаимодействий, охватывающая различное число индивидов. Постепенно в ходе общения из всей совокупности взаимодействий выделяются устойчивые социальные связи, которые на основе рационально-чувственного восприятия их взаимодействующими индивидами приобретают определенную специфическую форму, характеризующуюся соответствующим поведением взаимодействующих индивидов. Такие осознанные и чувственно воспринимаемые совокупности повторяющихся взаимодействий, соотнесенные по своему смыслу друг с другом и характеризующиеся соответствующим поведением, называют социальными отношениями. В отличие от взаимодействий социальные отношения четко разделяются по смыслу и содержанию. Например, студент, попадающий в незнакомую группу, начинает взаимодействовать с другими студентами на лекциях, семинарах и вне учебного процесса. Постепенно через какое-то время повторяющиеся взаимодействия приводят к возникновению разных по содержанию социальных отношений: любовь и ненависть, равнодушие, вражда, дружба, уважение, выгодный обмен, выполнение обязательств, презрение и т. д. Каждый из членов социальной группы после ряда взаимодействий вступает с другими членами группы в определенные отношения, которые крайне разнообразны по форме и содержанию. Для изучения этого богатого мира социальных отношений их нужно классифицировать и определить механизм их формирования. Прежде всего социальные отношения подразделяются на односторонние и взаимные. Односторонние социальные отношения характеризуются тем, что их участники вкладывают в них различный смысл: любовь индивида может наткнуться на презрение или ненависть со стороны объекта этой любви. В данном случае поведение участников будет соотнесено по смыслу, поскольку один действующий индивид предполагает, что чувства, присущие ему, испытывает и другой партнер или партнеры, и на это ожидание ориентирует свое поведение. Сила и характер этой ориентации имеют решающее значение для взаимоотношений с другими партнерами. Так, первоначальная симпатия, натыкаясь на неприязнь, может перерасти в ненависть, если установка на отношения симпатии слабая и неопределенная. Однако эта симпатия при сильной, точно определенной установке даже в отсутствие взаимности партнера может достаточно долгое время оставаться неизменной

16. Социальная группа. Классификация социальных групп, их функции.

Социальная группа — социально организованная общность людей, объединенных общими интересами, целями и совместной деятельностью. Социальная группа — субъект социально организованной и социально значимой деятельности. Социальные группы делятся на большие, средние и малые. Большая социальная группа — количественно неограниченная общность людей, выделяемая на основе различных социальных признаков — демографических, классовых, национальных, партийных. В больших группах формируются культурные ценности, вырабатываются традиции, базовые ценности — идеология. Социальная связь в больших социальных группах осуществляется средствами массовой коммуникации. Средние социальные группы, обладая некоторыми признаками больших социальных групп, отличаются территориальной локализацией, возможностью непосредственного общения (коллектив большого завода, института, школы, войсковой части).

Малая социальная группа — группа непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими интересами, целями и групповыми нормами поведения. Малая группа имеет определенный количественный состав, структурную организацию, социально-психологические механизмы жизнедеятельности, групповую динамику. В малой социальной группе существует управляющее звено — руководитель, реализующий общие интересы, ставящий цели деятельности и организующий совместную деятельность членов группы. Формальные руководители или общепризнанные лидеры, а также сублидеры образуют «мозговой центр» группы; основная масса группы — исполнители с различным групповым статусом. Возможно существование и низкостатусных членов группы, не нашедших в ней своего места. Существенное значение в малой группе имеют межличностные отношения, непосредственные межличностные контакты. Функции группы. 1. Социализирующая, то есть группа способствует приспособлению индивида к социальной жизни. 2. Инструментальная, то есть группы необходимы для осуществления дел, которые трудно или невозможно выполнить одному. 3. Экспрессивная (выразительная), то есть в группе удовлетворяется стремление членов группы к социальному одобрению, уважению, доверию. 4. Поддерживающая, то есть люди объединяются в группы для ослабления неприятных чувств. Надо сказать, что существует множество критериев классификации социальных групп. 1) По характеру взаимосвязей в группе выделяются группы первичные и вторичные. Первичные группы – два или более человек, между которыми устанавливаются прямые, близкие, эмоциональные отношения, отражающие многие аспекты их личностей. Вторичные группы состоят из двух или более лиц, которые вовлечены в безличные отношения.