Экзамен по психологии 2

1. Определение психологии как науки, предмет и задачи психологии.

Психология – научное исследование умственной деятельности и поведения, а

также научное применение приобретённых знаний. Психология – наука о

закономерностях развития и функционирования психики как особой формы

жизнедеятельности. Психология – наука о душе, о внутреннем мире человека, о

психике. Задачи псих-ии: 1) научиться понимать сущность психич. явлений и

их закономерностей; 2) научиться управлять психич. явлениями; 3)

использовать полученные знания с целью повышения эффективности деят-ти; 4)

быть теоретической основой практики психологич. службы. Предмет психологии:

человек, его внутренний мир и поведение; душевные, психич. явления,

сознание.

3. Методы психологии.

Методы психологии должны обладать валидностью и надёжность. Валидность –

соответствие конкретного исследования принятым стандартам. Надёжность –

это кач-во метода, позволяющее получить одни и те же результаты при

многократном использовании данного метода. Существует несколько

классификаций психологич. методов. Классификация по Б.Г.Анальеву: 1 гр. –

организационные методы (сравнительный метод, лонгитюдный метод

[многократное обследование одного и того же человека на протяжении

длительного времени], комплексный метод).

2 гр. – эмпирич. методы

(наблюдение [внутреннее, внешнее, включённое, свободное], эксперимент

[естественный, лабораторный], опрос, анкетирование, тест, беседа, анализ

продуктов деятельности).

3 гр. – методы обработки данных ( включает в себя

количественный и качественный анализ).

4 гр. – интерпретационные методы

(генетический и структурный анализ).

2.основные напрвления в психологии.

Бирхевизм-одно из ведущих направлений в психологии.

В основе разработки того или иного подхода в психологии всегда лежит процесс использования одной или нескольких базовых категорий, посредством которых объясняются основные проявления психики. Как правило, со временем та или иная категория абсолютизируется, превращается в объяснительный принцип, подчиняет себе остальные категории, оформляя тем самым особое научное направление. Представители определенных научных направлений, разделяющие общий подход к пониманию психического и методы его изучения, имеющие, как правило, известного научного лидера, могут образовывать научную школу.

9 стр., 4095 слов

Метод действенного анализа в режиссуре театра

... разбор философии и психологии У. Джемса, отдельные высказывания которого несомненно повлияли на формирование метода физических действий. Там же ... мной литературе, дабы найти в ней научные обоснования техник действенного анализа, практикуемых мной в работе над спектаклем, ... только скрупулезным и точным изучением методики и концепции анализа действием ролей в произведении. Прежде всего хочется отметить ...

4.Психика и мозг.

Психика является свойством мозга. “ Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи ”.

Психическая деятельность организма осуществляется посредством множества специальных телесных устройств. Одни из них воспринимают воздействия, другие — преобразуют их в сигналы, строят план поведения и контролируют его, третьи — придают поведению энергию и стремительность, четвертые — приводят в движение мышцы и т.д. Вся эта сложнейшая работа обеспечивает активную ориентацию организма в среде и решение жизненных задач.

На протяжении длительной эволюции органического мира — от амебы до человека — физиологические механизмы поведения непрерывно усложнялись, дифференцировались, становясь благодаря этому все более гибкими и оперативными.

5.Сознание и безсознание в психике человека.

Бессознание как психическое явление – это специфическое отражение действительности, выражение потребностей организма и переживание определенной модальности; оно способно к различению, выбору, творчеству, угадыванию.

Сознание-На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в определенной ситуации поведения необходима актуализация нужного образа и двигательной программы, то есть образ действия должен вписываться в образ мира. На рефлективном слое происходит соотношение мира идей, понятий, житейских и научных знаний со значением, и мира человеческих ценностей, переживаний, знаний со смыслом.

6.Ощущение и восприятие.

Ощущения — простейший психический процесс, в результате которого у человека возникает простейший образ внешнего и внутреннего мира. Представляет собой отражение отдельных свойств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущение — это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.[3.15] Ощущения являются источником наших знаний о мире и самих себе. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Осознаваемые же ощущения имеются только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. С одной стороны, ощущения объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, ощущения субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей человека.

Восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.[1.201].Восприятие — это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.[3.18]Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие—это отражение комплексного раздражителя. 

5 стр., 2147 слов

Познавательные психические процессы. Чувственное познание. Ощущения ...

... характеристике чувственного познания (ощущений и восприятия). В системе познавательных психических процессов простейшим является ощущение. Ощущение - это отражение в коре головного мозга конкретных, отдельных свойств предметов, явлений окружающего мира, непосредственно воздействующих на ...

7.Представление и воображение.

Важнейшим условием развития представлений является наличие достаточно богатого перцептивного материала. Суть данного утверждения состоит в том, что наши представления в значительной мере зависят от привычного способа восприятия, и это необходимо учитывать при решении конкретных задач.

Важнейшим этапом развития представлений является переход от их непроизвольного возникновения к умению произвольно вызывать нужные представления. При этом следует иметь в виду, что всякое представление содержит в себе элемент обобщения, а развитие представлений идет по пути увеличения в них элемента обобщения.

Воображение-Воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Принято считать, что воображение зародилось в процессе труда — специфически человеческой деятельности, из-за существования потребности в преобразовании предметов реального мира. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами — памятью и мышлением. 

8.внимание.

С объёмом внимания тесно связана и распределяемость внимания.

Наряду с этим пониманием концентрации внимания под концентрированным вниманием часто в психологической литературе понимают внимание интенсивной сосредоточенности на одном или небольшом числе объектов. Концентрированность внимания в таком случае определяется единством двух признаков — интенсивности и узости внимания.

9.Память-Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении,

сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным

его повторное исполь­зование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и бу­дущим и является

важнейшей познавательной функцией, лежа­щей в основе развития и обучения.

10. Cистема мотивации — это взаимосвязь материальных и нематериальных стимулов, цель которых состоит в обеспечении качественного и высокопроизводительного труда сотрудников компании, а также в привлечении талантливых специалистов и их удержании.Другими словами цели можно обозначить следующим образом: — привлечь новых сотрудников; — вовлечение в рабочий процесс и раскрытие их потенциала; — удержание талантливых сотрудников

Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциямиот ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа.

6 стр., 2619 слов

Представление о добрачных отношениях

... поздним возрастом вступления в брак, романтичностью отношений, поверхностью и кратковременностью общения, отсутствием братьев и сестёр и ... как ценностные ориентации и жизненные планы; детали биографии; представление о супружестве; ролевые ожидания и притязания; репродуктивные ... «болезненно» адаптироваться к ней; Более глубокое узнавание друг друга и параллельно уточнение и проверка принятого решения о ...

11.Воля-Волю можно понимать по-разному. Во-первых, воля — общее, что побуждает к любому действию, то есть, в принципе, осознаваемое желание. «Воля — сознательная регуляция субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении цели.

12. Мышление — процесс моделированиясистематических отношений окружающего мира на основебезусловныхположений. Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы — соответственно, психологии и физиологии. С точки зрения физиологии и психологии, это определение является наиболее верным.

13.Общение и речь.Общение-Общение в психологии понимают и как процесс взаимодействия, и как процесс обмена информацией, отношения людей друг к другу, взаимовлияния друг на друга, сопереживания и взаимопонимания. Короче, общение – способ существования человека, раскрывающийся во взаимоотношениях субъектов. Это субъект-субъектные отношения.

Речь-Общение в психологии понимают и как процесс взаимодействия, и как процесс обмена информацией, отношения людей друг к другу, взаимовлияния друг на друга, сопереживания и взаимопонимания. Короче, общение – способ существования человека, раскрывающийся во взаимоотношениях субъектов. Это субъект-субъектные отношения.

14. Интеллект — это способность находить алгоритм решения ранее неизвестных задач (путь решения проблем. Интеллект — это способность планировать, организовывать и контролировать свои действия по достижению цели с учетом совпадения истины и блага.

15. Эмоциональное реагирование и его характеристики. Эмоция, как реакция на ситуацию или событие, ее свойства, значение и функции. Особенности выражения человеком интереса, радости, печали, гнева, стыда. Эмоционально обусловленные патологические изменения.

16.Характер-структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все её проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику — окружающая среда

17.