Тема 12. Установление экспериментального эффекта План

Краткая аннотация

Основные понятия

12.1. Формальное планирование как условие установление экспериментального эффекта

12.2. Установление экспериментального планирования при интраиндивидуальных планах

12.3. Экспериментальный эффект при межгрупповой схеме

12.4. Качественные наблюдения и относительные понятия как основа реконструкции переменных

12.5. Количественное представление экспериментальной зависимости

12.6. Установление экспериментального эффекта на основе использования мер связи (ковариации и корреляции)

Вопросы для самопроверки

Задание для самостоятельной работы

Темы для докладов и рефератов

Литература

Краткая аннотация. Для выделения переменных в психологическом эксперименте используются разные методические средства. Все они служат цели операционализации, т.е. конкретизации в способах представления пере­менных тех эмпирически нагруженных понятий, которыми перемен­ные представлены в психологической гипотезе. В данной главе также рассмотрены способы установления экспериментального эффекта относительно различных форм планирования эксперимента.

Основные понятия: формальное планирование, независимая переменная, зависимая переменная, ковариация, корреляция, интраиндивидуальные планы, наблюдение, гипотезы, валидность, экспериментальные схемы, позиционное уравнивание.

12.1. Формальное планирование как условие установление экспериментального эффекта

Формальное планирование эксперимента психолог должен завер­шить указанием схемы (плана) управления НП, которая в свою оче­редь будет существенно определять способы обработки данных.

Обработка данных — необходимый элемент установления экспе­риментальных эффектов, включая статистические решения. Первый этап — это представление значений ЗП в таком виде, который позво­ляет использовать те или иные планы обработки данных. Последние данные не повторяют прямо экспериментальных схем, но могут быть в разной степени адекватны им. Один из аспектов этой адекватнос­ти — логичный переход от содержательной (экспериментальной) ги­потезы к формулировке статистических гипотез (в первую очередь это нуль-гипотеза как гипотеза об отсутствии различий между выбороч­ными значениями ЗП).

6 стр., 2732 слов

Экспериментальная псих

... 1 неделя Введение в экспериментальную психологию 1.Предмет и объект изучения экспериментальной психологии как науки. История исследования экспериментальной психологии. Развитие экспериментальной психологии в России. 2.Основные понятия: экспериментальный метод, эксперимент, переменная, гипотеза. ...

Второй аспект — правильный выбор статис­тических критериев с точки зрения учета шкалы, которой соответ­ствует измеренная психологическая переменная (шкалы наименова­ний, порядка, интервалов, отношений).

С учетом этих составляющих психолог осуществляет обратный ход размышлений о возможности выбора между экспериментальной и контргипотезами: от статистиче­ских решений к выводу об экспериментально установленном факте и далее к достоверным выводам о том, следует ли считать эксперимен­тальную гипотезу выдержавшей эмпирическую проверку.

Напомним, что эмпирическое «доказательство» гипотезы — это оценка соответствия эмпирических данных предполагавшейся связи между НП и ЗП. Установление экспериментальных фактов — самый строгий способ эмпирической проверки, но не «доказательство» в собственном смысле. Любой экспериментальный факт является ре­зультатом принятия решения, поэтому всякого рода апелляции к фак­там как доказательствам рассматриваются как ошибки выводов.

Формальное планирование отражает логику обоснования такого принятия решения о виде установленной зависимости. Другим аспек­том этого обоснования будет оценка валидности эксперимента (см. да­лее).

Приведем примеры установления экспериментальных эффектов. Они демонстрируют общность формального вывода о действии НП при двух основных способах планирования — интраиндивидуальных и межгрупповых схемах.

12.2. Установление экспериментального планирования при интраиндивидуальных планах

Рассмотрим эксперимент из учебника Р. Готтсданкера «заучива­ние фортепьянных пьес» для более детального знакомства с таким представлением о формальном планировании, которое реализует этот автор, — выбор из имеющегося набора экспериментальных схем.

Предполагаемый испытуемый Джек Моцарт поставил цель — про­верить две конкурирующие гипотезы и на основе эксперимента сде­лать выбор в пользу практического применения одного из двух ме­тодов заучивания музыкальных пьес.

НП была задана двумя качественно отличающимися уровнями: одно условие предполагало целостный метод, другое — частичный. Их различие легко представить по аналогии с заучиванием стихотво­рения, повторяемого целиком или по строчкам.

Схема проведенного интраиндивидуального эксперимента выгля­дела как позиционное уравнивание. Формально это один из вариантов схем позиционного уравнивания. Другие авторы называют последова­тельность экспериментальных условий, когда порядок следования их друг за другом симметричен относительно середины последователь­ности, схемой реверсивного уравнивания. В данном примере — АББА. В случае трех условий реверсивное уравнивание выглядело бы после­довательностью АБССБА.

Выбор схемы был обусловлен следующими моментами. Испол­нение одной пьесы занимало около 15 мин. Чтобы сравнить два метода (Аи Б), нужно выбрать равные по трудности произведения: реализовать определенный порядок условий: АБ или БА. Однако положение каждого из условий в паре могло влиять на выполнение задания в последующем условии. Например, если А — частичный метод, то, возможно, заучивание пьесы короткими отрывками могло помешать в дальнейшем заучиванию больших частей. Эффект пре­дыдущего метода мог быть положительным (причем неспецифич­ным): улучшение деятельности во втором условии за счет привыка­ния к режиму эксперимента.

13 стр., 6245 слов

Аддиктивное поведение военнослужащих в условиях военной службы, ...

... Введение Актуальность представленной работы на тему “ Аддиктивное поведение военнослужащих в условиях военной службы, методы его выявления ” - это та проблема, которая угрожает не только ... к аддиктивному поведению в условиях военной службы. Задачи исследования: · Теоретический анализ литературы по проблеме аддиктивное поведение военнослужащих · Изучение методов и методик выявления аддиктивного ...

Таким образом, посредством интраиндивидуальной схемы контро­лировалось смешение эффектов последовательности и основного ре­зультата действия (ОРД) независимой переменной с побочными влияниями, связанными с местоположением ее уровней в общей по­следовательности проб. Фактор задачи — другой источник возмож­ных смешений. Ведь для каждого уровня НП нужно выбрать эквива­лентные задачи, поскольку одна и та же пьеса не может быть выучена дважды.

Допустим, Джек успешно справился с контролем этой побоч­ной переменной, подобрав действительно одинаковые по трудно­сти пьесы. Повтор разных положений А и Б в общей схеме позици­онного уравнивания (АББА) позволил ему предположить, что со­зданы равные условия влияния А на Б, и наоборот.

Иными словами, все четыре подобранные для заучивания му­зыкальные пьесы были сходны между собой и не отличались влия­нием предыдущих условий на последующие. Однако остался еще один источник смешений результата экспериментального воздей­ствия с побочными переменными — фактор времени. Во 2-й, 3-й и 4-й позициях состояние испытуемого могло существенно измениться (он мог устать, сосредоточиться и т.п.).

Использование схемы позиционного уравнивания исходило из предположения, что изменения ЗП от условия к условию во времени, т.е. безотносительно к качеству метода, протекали в линейной зависи­мости. Это позволяло считать, что изменения ЗП, связанные с коле­баниями в субъективном состоянии испытуемого, усредненные по 1-й и 3-й позициям, равны изменениям, происшедшим в промежу­ток времени между 2-й и 4-й позициями. Фактор времени контроли­ровался схемой АББА таким образом, что изменения ЗП, связанные с состоянием испытуемого, приходились поровну на совокупность А-условий и Б-условий, подобная схема контролирует изменения ЗП во времени только в случае их линейного вида.

В течение 7 дней, начиная и завершая музицирование в одно и то же время, Джек разучивал 4 пьесы в заданном порядке условий, отводя каждому занятию 3 ч. Общее время заучивания каждой пьесы и было ЗП. Сравнивали среднее время в условии А и в условии Б. Это соответственно 235 мин для частичного и 285 мин—для целостного метода. Экспериментальный эффект, или результат действия НП, представляет разницу в эффективности заучивания. Данные опы­тов свидетельствовали в пользу большей эффективности частично­го метода.

Итак, при интраиндивидуальной схеме проведения психологичес­кого эксперимента экспериментальный эффект, или ОРД эксперимен­тального фактора, выглядит как разница между выборочными средни­ми ЗП, подсчитанными для сравниваемых (экспериментального и кон­трольного) условий. Основные угрозы валидности со стороны влияния побочных переменных, которые могут обеспечить систематические или несистематические смешения с эффектом НП в интраиндивидуальных экспериментах, контролируются рядом схем. Кроме контроля эффектов последовательности условий, при планировании интраиндивидуального эксперимента предполагается также контроль факто­ров времени и задач. Все эти три фактора выступают в качестве побоч­ных переменных, так как разные экспериментальные условия предъяв­ляются одному и тому же испытуемому, а значит, в определенной последовательности задач и варьируемых в течение времени условий НП. Эти факторы являются, таким образом, основными угрозами внутренней валидности интраиндивидуальных экспериментов.

7 стр., 3010 слов

Я — концепция и ценностные ориентации подростка в условиях ...

... отстаивать свое право быть личностью. Подростковый возраст характеризуется резкими, качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития. Центральным фактором психологического развития подросткового возраста, ... подросткового возраста, его важнейшим новообразованием является становление нового уровня самосознания, изменение Я-концепции. Я-концепция – это обобщенное представление о самом ...

Ненадежность данных — другой источник неверной интерпрета­ции установленной зависимости. Эта угроза выводу об установленной зависимости контролируется путем увеличения количества проб. В рас­смотренном примере это количество было минимальным — по два повтора каждого условия НП.

12.3. Экспериментальный эффект при межгрупповой схеме

Используем проверку гипотезы о влиянии на восприятие сообще­ний их источника, взятую из работы С. Московичи и Ф. Бушини [44]. В цитируемом экспериментальном исследовании проверялась целая система гипотез. Выделим в ней пока только одну линию анализа, связанную с демонстрацией наиболее простого случая оценивания экспериментального эффекта при учете одной НП.

Общетеоретический контекст этого социально-психологичес­кого исследования включал проверку «гипотезы соответствия». Со­гласно положениям этой гипотезы индивиды, объединенные в массу или группу, не могут рассуждать так же критично, как они способ­ны это делать в одиночку. Аудитория, воспринимающая сообще­ние, или публика в силу «механизмов заражения или лености ума» оказывается подверженной влиянию ошибочных, т.е. предвзятых, сообщений. Вывод, который психологи предложили, исходя из этой концепции, в качестве рецептов рекламы и пропаганды, был та­ков: чем более алогичны или неправильны сообщения, тем более охотно они принимаются на веру публикой. Искаженные, т.е. пред­взятые, сообщения выступили здесь фактором задачи или экс­периментальным материалом. Испытуемым предъявляли три типа задач, отличающихся типом ошибки в сообщении, но экспери­ментальный факт устанавливался для каждого типа предвзятых со­общений в отдельности. Варьирование типа предвзятых сообщений давало экспериментаторам возможность определить широту обоб­щений, т.е. выявить, на какие типы ошибок распространяется за­кономерность.

Если использовать классификацию переменных по основаниям их отношения к содержанию гипотезы, то типы задач можно назвать здесь уровнями дополнительной переменной. Остановимся на одном из уровней такой переменной.

Исследователей в первую очередь интересовал вопрос о том, поче­му искаженные сообщения по-разному воспринимаются в зависимости от того, является ли их источником большинство или меньшинство ауди­тории. В работе представлен также случай анонимного источника, кото­рый пока не будем анализировать. Авторы поставили под сомнение ус­тоявшуюся систему взглядов, согласно которой различными являются механизмы оценивания сообщений: приписывание источника сообще­ния большинству влияет косвенным путем, т.е. в обход сознательным прямым оценкам, а приписывание сообщения меньшинству повышает критичность его оценивания публикой. В результате искаженное сооб­щение влияет в меньшей степени, если оно исходит от меньшинства, и в большей степени, если приписывается большинству.

Авторское уточнение касалось механизма восприятия сообщений: приписывание сообщения большинству вводит в аргументацию ста­тистические умозаключения. Статистически правомерное заключе­ние в результате действия когнитивной эвристики — эвристики ре­презентативности — используется людьми для неверных обобщений. Кроме того, мнение большинства столь часто ошибочно и от­личается от мнений профессионалов, что, давая непрофессиональ­ному большинству неверные доводы, можно вполне соответство­вать в сообщении их неверному (предвзятому, искаженному) мне­нию. Другими словами, ошибочное мнение принимается в качестве рационального довода потому, что соответствует наиболее распрост­раненным заблуждениям публики (как непрофессионально пред­ставляющего проблему большинства).

11 стр., 5396 слов

Психология личности соотношение понятий человек индивид личность ...

... поставленных вопросов нам необходимо начать с анализа понятия “человек”, с выяснения различия между понятиями “человек” и “личность”. Хотя данные понятия и являются однопорядковыми, они, тем не менее, ... на пороге своего расцвета. Сегодня проблема стоит остро, как никогда, поскольку большинство серьёзных недугов человечества - стремительный рост численности населения, глобальное потепление, ...

Это соответствие репрезен­тирует субъективно приемлемое для большинства людей ошибоч­ное мнение, которое именно в силу указанного соответствия кажется публике вполне рациональным.

Зависимая переменная была представлена в исследовании пятибалль­ными шкалами оценок: от несогласия (1) до полного согласия (5) с содержанием сообщения. Независимая переменная задавалась инст­рукцией, а именно: одни и те же сообщения приписывались в пер­вой серии большинству, во второй — меньшинству. Итак, мы свели экспериментальную схему к простейшему ее варианту: есть два усло­вия, и одно и то же сообщение оценивается двумя группами людей. Средний балл при оценке сообщения как мнения «большинства» составил 4,2; средний балл согласия с содержанием сообщения, когда его источником называлось «меньшинство», — 3,8.

Экспериментальный эффект в межгрупповых экспериментах мож­но оценить как различие ЗП в сравниваемых группах, т.е. в экспери­ментальном и контрольном условиях. Это различие подсчитывается как разница средних выборочных значений баллов: 4,2 — 3,8 = 0,4.

Остается, однако, вопрос о том, стоит ли считать полученную величину в 0,4 балла достоверным различием. Другая постановка этого вопроса: является ли статистически значимым различие меж­ду выборочными значениями ЗП в двух экспериментальных усло­виях? Если признать, что разница не существенна (при статисти­ческом оценивании нуль-гипотеза не отвергается), то можно сде­лать заключение, что нет экспериментальных доводов в пользу экспериментальной гипотезы (о более эффективном влиянии со­общений, приписываемых большинству).

Если валидность проведенного исследования оценивается как вы­сокая, то такой отрицательный результат означает, что необходимо исходную экспериментальную гипотезу признать неверной, посколь­ку опытные данные ей не соответствуют. Если считать полученную разницу 0,4 балла значимым экспериментальным эффектом (в слу­чае, когда нуль-гипотеза о равенстве двух выборочных средних была отвергнута), то можно говорить о том, что исходная гипотеза выдер­жала экспериментальную проверку. Другими словами, эмпирически установленная зависимость ей соответствует. Таким образом, без этапа статистических выводов установленная величина влияния экспе­риментального фактора не дает оснований для выбора между экспе­риментальной и контргипотезой.

В общем случае установление экспериментального эффекта при межгрупповых планах, так же как при интраиндивидуальных, означа­ет выявление различий выборочных средних для показателей ЗП в разных условиях НП, представленных в этих схемах показателями ис­пытуемых различных групп. Чтобы говорить о тех или иных схемах сравнений ЗП, необходимо, чтобы обе переменные (НП и ЗП) были измерены, т.е. их изменения должны быть представлены в определен­ной шкале, что в психологии означает возможность выполнения опре­деленных правил приписывания чисел психологическим объектам.

14 стр., 6671 слов

ИЗМЕРЕНИЯ. ШКАЛЫ ИЗМЕРЕНИЯ

... успешный.     Задачи: 1) Эффективен ли социально психологических тренинг направленный на формирование навыка активного слушания. N=12 по ...     Анализ различий и сдвигов на уровне шкалы наименований: Фи-критерий Фишера (ФиФ) На примере анализа ...   Анализ различий и сдвигов на уровне номинальной шкалы. Fi-Fish Ограничения: n1,n2>=5; max отсутствует. Рассмотрим на примере ...

12.4. Качественные наблюдения и относительные понятия как основа реконструкции переменных

Для выделения переменных в психологическом эксперименте используются разные методические средства. Все они служат цели операционализации, т.е. конкретизации в способах представления пере­менных тех эмпирически нагруженных понятий, которыми перемен­ные представлены в психологической гипотезе.

Операционализация переменных как предварительное условие их измерения в психологическом исследовании учитывает традиции и анализа психологических шкал, используемых субъектом для описа­ния своего внутреннего (перцептивного) опыта, и выявления перемен­ных, соответствующих тем или иным шкалам, при описании получен­ных эмпирических данных с позиции исследователя как внешнего на­блюдателя. Одна проблема остается при этом достаточно общей: имеет ли внутренний или внешний наблюдатель исходные основания для ре­шения вопроса о возможности перехода от качественного анализа пси­хологической реальности к конструированию этой реальности на уров­не переменной, т.е. количественно измеряемой реальности?

Само по себе использование качественных описаний также не бес­спорно с точки зрения возможности отнесения их к шкале наименова­ний. Для научной классификации должен быть установлен критерий, в соответствии с которым приписывание разных чисел (или маркеров) различным классам «психологических объектов» или явлений удов­летворяет требованию установления отношения равномерности (иден­тичности) внутри класса и возможности отнесения каждого элемента только в один класс. В психологии нередки описания результатов, по­строенные таким образом, что каждый класс определяется по новому критерию (например, первый — по особенностям мотивации испыту­емых, второй — по особенностям их мышления и т.д.).

В таком случае элементы должны перемещаться из класса в класс с каждой новой сменой критерия.

Проблема использования классификационных признаков заклю­чается также в том, что многие психологические термины можно оп­ределить только как относительные, т.е. не путем указания входящих в эти понятия признаков, а на основе противопоставления другим тер­минам. Тогда речь идет о проблематичности существования классифи­кационного критерия. По мнению австралийских психологов [72], так обстоят дела, например, с терминами «интеллигентный», «нормаль­ный», «интровертированный», «мужественный». Почти о каждом при­лагательном можно сказать, что применительно к описанию человека оно задает лишь относительное понятие: норма противопоставляется не норме, мужественность — женственности и т.д.

Относительное понятие предполагает наличие континуума, по которому все люди оцениваются как «относительно таковые». Так, «интеллигентность» (в переводе с английского точнее «интеллекту­альность») подразумевает не разделение людей на две группы, но оценку или упорядочение каких-то проявлений субъекта относитель­но всего ряда соответствующих наблюдений в данной популяции. Не может быть однозначного критерия или четкой линии, отделяющей интеллектуальное проявление человека от неинтеллектуального. В то же время в обществе существуют определенные представления о раз­личиях между интеллектуальными и неинтеллектуальными проявле­ниями человека в его поведении и формах общения.

2 стр., 899 слов

Тема Измерение в психологии

... исследований, а затем формулировать количественные законы. Вопросы для размышления: С чем связаны трудности применения метрических шкал в психологии? Проблема измерения психологических явлений является ... операционализации объекта измерения. При решении задач по данной теме необходимо привлекать знания, полученные по другим дисциплинам, для описания объектов измерения, выделять различные ...

Заметим, что эти критерии связаны с рамками определенной культуры. Так, в истории русской культуры понятие интеллигент­ности не отождествлялось только с критерием интеллектуальнос­ти, а оценка интеллигентности связывалась с рядом нравственных проявлений человека (т.е. неинтеллектуальным критерием).

Если рассматривать различные этнические группы, то социокультурные аспекты значения «интеллектуальность» делают возможность срав­нения людей из этих разных групп очень проблематичной. Без спе­циального обсуждения термина «интеллектуальность» нельзя гово­рить, что одна группа интеллектуальнее другой.

Относительным понятие интеллектуальности остается и при по­строении психологических шкал на основе нормативного тестиро­вания. Допустим, исследователь операционализировал понятие «ин­теллектуальность» на уровне методики психологического теста на интеллект. Измерение коэффициента интеллекта, или IQ, не ре­шает проблемы, так как учитывает относительность понятия нор­мы выраженности показателя. Показатель 70 баллов произвольно может быть определен как «пограничная линия» для отделения нор­мальной, хотя и сниженной по отношению к 100, «интеллектуаль­ности» от «неинтеллектуальности» и «умственной ненормальнос­ти». Вряд ли у психолога будет уверенность в отнесении людей с показателями 69 и 71 к названным разным классам «неинтеллекту­альности».

Итак, ответ на вопрос о возможности построения классификации как способа задания качественной шкалы психологических перемен­ных зависит во многом от решения проблемы соответствия вербаль­ной категоризации для описания субъективной реальности и эмпири­ческому распределению оцениваемых атрибутов. Континуальный ха­рактер множества признаков облегчает иногда рассмотрение их на уровне более высокой шкалы — шкалы порядка.

Собственно психологическое измерение начинается с установле­ния классификаций, в результате которых получают так называемые номинативные шкалы. Если выделен признак, по которому сравнива­ются объекты, то качественные различия по этому признаку позво­ляют приписать показателю переменной номер того или иного клас­са. В данном случае используется лишь то свойство чисел, что они разные. Поэтому иногда об измерении начинают говорить только в том случае, если психологическая переменная удовлетворяет и дру­гим свойствам чисел. Так, если можно установить порядок следования психологических объектов в соответствии с выраженностью какого-то свойства, то построена порядковая шкала. Она позволяет зафикси­ровать ранг, или место, каждого значения переменной по отноше­нию к другим значениям. Этот ранг может быть результатом установ­ления порядка между какими-то стимулами или их атрибутами самим испытуемым (первичный показатель методик ранжирования, или рей­тинговых процедур), но может определяться экспериментатором в качестве вторичного показателя (например, при ранжировке частот положительных ответов испытуемых на вопросы, относящиеся к раз­ным темам).

2 стр., 947 слов

Экспериментальная педагогика 2

... воспитания в зависимость от психолого-биологического фактора. Механистически понимал процесс воспитания. В 1903 г. вышла в свет работа Вильгельма Августа Лая « Экспериментальная дидактика», в ... детей в педагогику, не находили разумного баланса между теоретическими и экспериментальными исследованиями. Экспериментальная педагогика дала импульс к возникновению педологии. Вильгельм Август Лай (1862 ...

Измерение в порядковых шкалах уже означает выполнение требо­вания монотонности. Соответственно появляется возможность графи­чески представить зависимость между НП и ЗП. Для номинативных шкал количественное представление экспериментального эффекта может быть отражено в виде диаграмм, но не графиков. График пред­полагает, что расположение чисел на осях координат удовлетворяет требованию монотонности. Если значения НП представлены номина­тивной шкалой, графическое изображение рисует псевдозависимости.

«Псевдо» в данном случае означает, что вид зависимости не может быть установлен как количественная связь, поскольку допу­стима перестановка на номинативной шкале любых классов — лю­бых уровней как качественно отличающихся между собой. Продол­жим в этом аспекте рассмотрение в качестве примера количествен­ных данных из работы С. Московичи и Ф. Бушини [44]. Проверялась гипотеза о разном восприятии одного и того же решения пробле­мы, если испытуемым предвзятое дается как мнение большинства или меньшинства. НП была представлена тремя источниками сооб­щения. В условии А испытуемому говорили, что источник является анонимным, в условии Б — большинство (другими словами, пред­ставленное в тексте решение проблемы нужно рассматривать как мнение большинства).

Третье условие М в инструкции было задано так, что сообщение приписывалось позиции меньшинства. ЗП из­мерялась средними величинами прямого влияния источника сооб­щения, которые были получены при использовании пятибалльных шкал оценивания согласия испытуемого с решением проблемы таким образом, как это задано в тексте сообщения.

Итак, не следует путать количественные данные об эксперимен­тальных эффектах (связываемых с варьированием качественных или количественных уровней НП) и утверждения о количественных зави­симостях между НП и ЗП. Наличие качественных уровней НП никак не связано со способом измерения ЗП.

Наконец, следует учитывать различия в способах реализации стати­стических решений о значимости полученных экспериментальных эф­фектов, а именно: когда выборочные значения ЗП предполагают ис­пользование критериев непараметрической и параметрической статистики.

12.5. Количественное представление экспериментальной зависимости

При обсуждении возможности установления разных базисных про­цессов, стоящих за фиксируемыми психологическими показателями, мы уже затронули проблему разных интерпретаций одной и той же переменной.

Теперь отметим только тот факт, что измерение переменных при осуществлении экспериментальных исследований также осуществля­ется при некоторых допущениях о возможном или желательном ха­рактере вида переменных как качественных или количественных. Так, проверка гипотез о количественных закономерностях (в контексте той или иной каузальной зависимости) предполагает обычно возможность проведения многоуровневого эксперимента, где НП представлена как минимум в виде шкалы порядка. При заданных в шкале наименований уровнях экспериментального фактора о количественных гипотезах или об установлении количественной закономерности между изменения­ми НП и ЗП речь не идет. Данные или полученные результаты в этом случае могут отображаться в виде диаграмм, гистограмм, но они отра­жают лишь количественные показатели ЗП, а в представлении каче­ственно отличающихся условий НП соответствующие качественные уровни (классы) значений могут быть как угодно переставлены.

9 стр., 4232 слов

Физиологические основы психики

... - группам нейронов ЦНС. Единицы информации здесь - количественные параметры стимулов (например, давление на кожу, местоположение раздражителя ... электромагнитные волны в радиовещании. Кодирование заключается в установлении однозначного соответствия между символами двух наборов. В ... нервный импульс. Скорость его распространения в зависимости от морфофункциональных особенностей проводника колеблется от ...

Итак, количественное измерение НП есть условие проверки ги­потез о количественно описываемых видах зависимости между пере­менными. Вспомним, что для установления соответствующей закону Фехнера логарифмической психофизической зависимости использо­вались ответы «да—нет» или «равенства—неравенства» эталонного и переменного стимулов, и при качественном характере ответа (ЗП) реконструировалась количественная зависимость, продемонстрировавшая свойства субъективного ряда ощущений как шкалы интервалов. В случае исследовательской цели построения психологической шка­лы задачей испытуемого было давать ответ о своих ощущениях. При цели экспериментальной проверки каузальных гипотез задачей испы­туемого может не являться ориентировка на субъективные шкалы, хотя получаемые экспериментальные эффекты могут быть описаны в схожих количественных зависимостях.

Например, в ситуации многоальтернативного выбора испытуе­мый не решает задачу психологического измерения, но осущест­вляет простую моторную реакцию, и ЗП является временем реак­ции. Отражение логарифмической зависимости этого времени ре­акции от числа присутствующих альтернатив представлено на рис. 6.2. График отображает количественную зависимость между НП и ЗП,’ однако ее нельзя интерпретировать как психологичес­кую шкалу. Ось абсцисс на графике уже задана определенным спо­собом измерения — индексом трудности задания через вычисление процента успешно справляющихся с ней испытуемых. Ось ординат отражает ЗП времени решения задачи выбора, а не субъективные оценки испытуемых. Таким образом, сходная по форме логарифми­ческая зависимость отнюдь не предполагает какой-либо психологи­ческой шкалы. Измерение переменных здесь — условие установления количественной зависимости, а не способ построения какой-либо измерительной шкалы для отражения свойств субъективного ряда.

Количественная оценка экспериментального эффекта как разни­цы выборочных значений фиксируемых показателей в эксперимен­тальном и контрольном условиях предполагает такое допущение, как возможность количественного измерения изменений в показателях пси­хологической методики. Установление экспериментального эффекта на основе сравнения выборочных средних (полученных для экспери­ментальной и контрольной групп) требует, чтобы значения ЗП были измерены как минимум на уровне шкалы интервалов. Для двух срав­ниваемых выборок обычным является использование критерия Стьюдента (Меритерия).

Измерения ЗП могут происходить и по другим причинам, а не только в результате экспериментального воздействия. Для случая с более чем двумя выборками значений психологических показате­лей (когда в эксперименте использовано более двух групп или двух условий НП) аналогом указанного статического t-критерия явля­ется t-критерий, вычисляемый согласно процедуре дисперсион­ного анализа (ANOVAилиMANOVA).

Дисперсионный анализ как способ обработки данных нацелен на выделение в вариациях пере­менных компонентов, которые обусловлены экспериментальным фактором, и компонентов, имеющих статус случайных изменений или изменений, связанных со специфическими факторами.

Таким образом, необходимо различать количественную обработку результатов эксперимента и измерение переменных; измерение показа­телей ЗП и отображение психологической реальности, представлен­ной в реконструкциях базисных процессов и в приписываемых психо­логическим шкалам количественных свойствах.

12.6. Установление экспериментального эффекта на основе использования мер связи (ковариации и корреляции)

Вывод об экспериментальном эффекте может быть сделан как на основе установления значимой связи между изменениями НП и ЗП, т.е. путем использования мер связи, так и путем установления значи­мых различий в ЗП между экспериментальным и контрольным усло­виями, т.е. путем использования мер различий. Выбор тех или иных статистических критериев определяется обоснованным обсуждением адекватности их с точки зрения возможных соотнесений разных ви­дов представления эмпирических результатов и предположений о ка­узальной зависимости. Если выбраны меры связи, то далее необходи­мы решения о выборе коэффициента корреляции, соответствующего шкалам измерения психологических переменных и плану соотнесе­ния ЗП с экспериментальными условиями. В случае если выбраны меры различий, то также предполагается ряд решений об их соответствии плану сбора данных и типу показателей ЗП.

При установлении связей между переменными, измеренными в разных шкалах, требуются решения об их преобразованиях (приведе­ние к одному виду, например, на основе их нормирования).

Эти и другие решения принимаются не на основе знаний по статистике, а на основе содержательных переходов от целей исследования к поиску про­цедур, соответствующих установлению необходимых психологических шкал и способов количественной оценки полученных эффектов.

В главе 12, представляющей отличия корреляционного подхода от экспериментального, меры связи рассмотрены более подробно. Пока отметим следующее: выявление ковариации или корреляции перемен­ных для выполнения второго условия причинного вывода не означает, что отношение между НП и ЗП должно статистически оцениваться именно на основании использования мер связей. В этом условии име­ется в виду установление неслучайного, закономерного соответствия фиксируемых изменений ЗП изменениям в уровнях управляемого (эк­спериментального) фактора. Статистические выводы о значимых раз­личиях в выборочных показателях ЗП в контрольном и эксперимен­тальном условиях, т.е. использование мер различий для установления экспериментальных эффектов, позволяют установить лишь факт из­менений ЗП. Это первый шаг к выводу о результате действия НП. Вторым существенным шагом (при планировании эксперимента и обсуждении его результатов) является обоснование того, что разница в условиях НП экспериментально контролировалась. Обсуждение экс­периментальной процедуры с точки зрения того, действительно ли управляемые экспериментатором различия выступают в качестве при­чинно-действующих условий — лишь один из аспектов принятия реше­ния об установленной зависимости. Другим, не менее важным аспек­том является многоплановая оценка валидности эксперимента.

Итак, статистические решения об отвержении нуль-гипотез сле­дует рассматривать только в качестве одного из этапов реализации достоверных выводов об установленной зависимости на основе по­лученных эмпирических данных. Формальное планирование учи­тывает этот этап следующим образом. Величина полученного в экс­перименте различия (в сравниваемых рядах показателей ЗП) оце­нивается с точки зрения предполагаемого минимального эффекта, который при заданном уровне значимости (вероятности ошибок первого рода), а также необходимом для этого числе проб или ис­пытуемых (и — величина выборки) принимается в качестве крите­риального при заключении о неслучайном характере различий в эмпирических выборках показателей.

Статистические решения связаны с количественной оценкой экспериментального эффекта как преодолевающего это минималь­ное значение. Однако они не означают установления количествен­ных зависимостей, если под таковыми понимать установление ко­личественно представленных отношений между изменениями в уровнях НП и ЗП.

Экспериментальная гипотеза может включать предположения о функциональных отношениях между НП и ЗП как количественных зависимостях. Статистические решения осуществляются и для сравне­ния качественных уровней НП по соответствующим им показателям ЗП. Иными словами, сама по себе количественная оценка основного результата действия НП не означает, что психологическая гипотеза является количественной.