Распределение ролей в семье 2

Определение семьи. Особенности семьи как МГ. Проблемы современной семьи. Проблема распределения ролей. Лидерство в семье. Функции семьи.

  1. Определение семьи.

Семья́ — организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве.

Семья, основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и С. отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений.

Дополнение:

Применяя понятие С. к первобытному обществу, Ф. Энгельс обозначал им круг лиц, между которыми были разрешены половые отношения. В указанном смысле можно говорить о кровнородственной семье, в которой брачные отношения имеют лишь одно ограничение — принадлежность к разным поколениям, о групповой семье, которая возникла в результате запрещения половых связей не только между родителями и детьми, но и между братьями и сестрами и имела эндогамную (см. Эндогамия) и экзогамную (см. Экзогамия) разновидности, наконец, о парной семье, которая предполагала брачные отношения лишь одного мужчины с одной женщиной, но эти отношения были ещё непрочными и легко расторжимыми. Можно предположить даже существование дислокальной парной семьи, когда каждый из супругов жил в своей родовой группе.

  1. Семья как МГ.

Социальные группы – это совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности.Социологи выделяют три отличительных признака социальной группы – взаимодействие, членство и идентичность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей. Малая социальная группа немногочисленна по своему составу группа. Все ее члены объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

По мнению социолога М. С. Мацковского, при анализе семьи как малой группы целесообразно выделить три основных типа характеристик:

1. Характеристика группы в целом: цели и задачи семейной группы, состав и структура семьи, социально-демографический состав семьи, групповая сплоченность, групповая деятельность и характер группового взаимодействия семейной группы, структура власти, коммуникации в семье и т. д.

29 стр., 14122 слов

Структура межличностных отношений. Значение потребностей человека ...

... через которые или с помощью которых люди воспринимают и оценивают друг друга. Структура межличностных отношений предполагают выяснение положения индивида в группе в качестве ее члена: его статус, ...

2. Характеристика связей и отношений семейной группы с более широкими социальными системами в рамках социальной структуры общества. Здесь прежде всего следует выделить функции семьи по отношению к обществу.

3. Цели, задачи и функции семьи по отношению к индивиду, групповая регуляция поведения и взаимодействия в семье, групповой контроль, групповые санкции, включенность индивида в жизнедеятельность семьи.

Особенности семьи как МГ:

1. Жесткие нормативные установки семейных отношений, которые обуславливаются существованием в каждой культуре четко очерченных представлений о том, когда целесообразнее создавать семью, какими должны быть отношения между супругами, родителями и детьми, как распределяются обязанности между членами семьи, какие поощрения и санкции необходимо применять к членам семьи в разных ситуациях и т.д.; кроме того, семья непосредственно зависит от общественных институтов, которые регулируют порядок заключения брака и развода, особенных прав и привилегий, применение определенных санкций и т.д.

2. Четко определенную гетерогенность состава семьи по половым признакам, по возрасту, что определяет разные потребности, ценностные ориентации членов семьи и т.д.

3. Закрытый характер семейной группы, который обуславливается определенной конфиденциальностью отношений, ограниченной возможностью и четкой регламентацией порядка вхождения в семью новых членов и выхода из нее.

4. Четко обозначеннуюполифункциональность семьи, что часто связано с большим количеством семейных ролей, многочисленными аспектами семейной жизни, которые имеют противоречивый характер.

5. «Историчность», т.е. на жизнедеятельность семьи влияют не только качественные этапы ее развития (ухаживание, рождение детей и т.д.), а и непосредственный опыт семейной жизни взрослых членов семьи.

6. Четко обозначенную эмоциональность семейных отношений, имеющих абсолютный характер, который обуславливает большую субъективную важность многих, даже объективно незначительных аспектов жизнедеятельности семьи и делает успех или неудачу в семье исключительно значащими для человека, влияя на ее мироощущение, психическое и соматическое здоровье.

3. Функции семьи.

Экономическая (материально-производственную), хозяйственно-бытовая.

Экономическая функция семьи определяется объединением доходов ее членов и распределением этих доходов на потребление в соответствии с потребностями каждого члена семьи. Хозяйственно-бытовая функция реализуется в форме организации быта семьи и личного быта каждого из ее членов. Распределение домашних обязанностей и их содержание обусловлены исторической эпохой, условиями жизни, составом семьи и стадией ее жизненного цикла;

Репродуктивная. Направлена на деторождение и воспроизводство населения.

Воспитательная. Реализуется в трех аспектах:

1) Семья выступает институтом первичной социализации ребенка.

2) Постоянное влияние детей на их родителей.

3) Систематическое воспитывающее влияние семейной группы на каждого своего члена.

7 стр., 3451 слов

Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений

... Кроме того, некоторая неуверенность в семейных отношениях может порождаться опасениями за будущее в связи с возможностью расторжения контракта. Изучение приемных непрофессиональных семей в нашей стране традиционно ... может развиваться не только тревожность, печаль, депрессия, но и агрессия, одной из функций которой, по мнению Д.Боулби, является попытка достижения утраченной связи [Боулби, 2003]. ...

Также обеспечивает непрерывность развития общества, продолжение человеческого рода, связь времен. Известно, что воспитание в семье, эмоционально-позитивное полноценное общение ребенка с близким взрослым определяет гармоническое развитие ребенка в ранние годы. С возрастом ребенка воспитательная функция семьи не утрачивает своего значения, а лишь изменяются задачи, средства, тактика воспитания, формы сотрудничества и кооперации с родителями. В настоящее время именно воспитание детей рассматривается как важнейшая социальная функция семьи.

Сексуально-эротическая. Лишь избирательные, стабильные сексуальные отношения с постоянным партнером, выступающим как уникальная и неповторимая личность, создают условия для достижения наиболее полной сексуальной гармонии партнеров.

Функция духовного общения, предполагающая духовное взаимообогащение членов семьи; информационный обмен; обсуждение наиболее значимых для личности проблем социально-политической, профессиональной, общественной жизни; общение в контексте восприятия литературных и художественных произведений искусства, музыки; создание условий для личностного и интеллектуального роста членов семьи.

Функция эмоциональной поддержки и принятия, обеспечивающая чувство безопасности и принадлежности к группе, эмоциональное взаимопонимание и сочувствие, или так называемую психотерапевтическую функцию. В современной семье другим аспектом этой функции выступает формирование у личности потребности в самовыражении и самоактуализации;

Рекреативная (восстановительная) функция обеспечения условий восстановления нервно-психического здоровья и психической стабильности членов семьи;

Функция социальной регуляции, (контроля и опеки), заключающаяся в регуляции отношений между членами семьи на основе моральных норм через первичный социальный контроль, реализацию личного авторитета и власти.

За последние десятилетия заметно возросло значение функции эмоциональной поддержки и принятия (включая эмпатию и привязанность), реализующей потребности человека в аффилиации и любви. В современном обществе любовь является сущностной характеристикой отношений в семье, заключение браков определяется в первую очередь наличием любви между супругами.

4.распреление ролей в семье.

К. Киркпатрик выделяет три вида супружеских ролей: традиционные, товарищеские и партнерские.

Традиционные роли предпологают со стороны жены:

•рождение и воспитание детей,

•создание и поддержание дома,

•обслуживание семьи,

•преданное подчинение собственных интересов интересам мужа,

•приспособленность к зависимости,

•терпимость к ограничению сферы деятельности.

Со стороны мужа:

· преданность матери своих детей,

· экономическая безопасность и защита семьи,

· поддержание семейной власти и контроля,

· принятие основных решений,

· благодарность жене за ее умение быть зависимой, подчиненной,

· обеспечение алиментов при разводе.

Товарищеские роли требуют от жены:

· сохранение внешней привлекательности,

· обеспечение моральной поддержки и сексуального удовлетворения супруга,

· поддержание полезных для мужа социальных контактов,

· живого и интересного духовного общения с мужем и гостями,

· обеспечение разнообразия жизни и устранения скуки.

10 стр., 4615 слов

Семья как фактор развития ребенка

... в результате развода или смерти одного из супругов. В неполной семье один из супругов, чаще мать, воспитывает ребенка. 4. Материнская (внебрачная) семья – мать не состоит в браке с отцом ... преимущественно из двух поколений – из супругов и детей – до вступления в брак последних. Нуклеарная семья т.е. молодая семья, обычно наблюдается тесное содружество супругов в быту. Оно выражается в уважительном ...

От мужа:

· восхищение женой,

· рыцарское отношение к ней,

· ответная романтическая любовь и нежность,

· обеспечение средств для нарядов, развлечений, социальных контактов,

· проведение досуга с женой.

Роли партнеров требуют и от мужа и от жены:

· экономического вклада в семью в соответствии с заработком,

· общей ответственности за детей,

· участия в домашней работе,

· распределение правовой ответственности.

Кроме того, от жены требуется: отказ от рыцарства супруга, поскольку супруги равны,

· равной ответственности за поддержание статуса семьи,

· в случае развода и отсутствия детей — отказ от материальной помощи мужа.

А от мужа:

· принятие равного статуса жены и согласия с его равным участием в принятии любых решений

Семья может чувствовать себя спокойно и стабильно, когда исполняемые мужем и женой роли согласованны.

Часто между супругами возникают конфликты и не согласия по поводу распределения ролей в семье. Например, муж ожидает от жены, что она будет домохозяйкой, а жена хочет делать карьеру, сама принимать решения. Жена претендует на роль лидера в семье. В результате супруги борются за власть в семье. Один принимает решения, другой их не выполняет.

По распределению власти семейные роли могут быть трех типов:

1. Централистический или авторитарный, с оттенками патриархальности, когда во главе стоит один из супругов, в нашей стране роль лидера часто принадлежит жене. Глава или лидер принимает решения по всем основным семейным вопросам, является инициатором, генератором идей.

2. Автономный — муж и жена распределяют роли и не вмешиваются в сферу влияния другого.

3. Демократический — управление семьей лежит на плечах обоих супругов примерно в равной степени.

Кроме того, каждый из партнеров приносит определенные представления о том, каким должен быть брак, из своей родительской семьи. Женщине может нравиться романтика, а мужчина может вести себя рационально и делать акцент на карьере, зарабатывании денег. Конфликт возникает тогда, когда кто-то из супругов пытается подогнать своего партнера под свои ожидания.

5. Лидерство в семье.

1. Нет лидера: Идеальным браком можно считать равное положение супругов с высокой культурой общения. Быть лидером это не значит морально подавлять партнера и самоутверждаться за его счет, это значит брать на себя ответственность за членов семьи, принимать решения и идти на компромиссы. При возникновении спорных вопросов супруги вполне могут договориться и согласиться благодаря этике и способности к анализу ситуации. Уступки в равной степени — это показатель лидерских черт, присущих сильным личностям, способных принять свою неправоту в некоторых вопросах. Поэтому когда в семье все разногласия решаются посредством обсуждения и на уступки идет каждый из супругов в равной степени, можно сказать что партнеры находятся в равных условиях и не существует явного лидера в семье.

2.Женщина лидер: Другая модель взаимоотношений очень распространена в современных браках, когда женщина старается захватить место лидера в семье, причем делает это открыто и напролом. Зарабатывая наравне с мужем или больше, воспитывая детей и ведя домашний быт, женщина начинает подавлять партнера захватывая его область семейных обязанностей. В свою очередь сильный мужчина противостоит натиску, откуда возникают конфликтные ситуации, порой неразрешимые. В таких ситуациях, если супруги не обладают высокой культурой общения и для женщины лидерство становится одержимостью — конфликты неизбежны. Мужу придется доказывать свою значимость не на словах и стараться достичь равного статуса с супругой. Если же мужчина принимает такую ситуацию, сдает позиции и готов жить с лидером женщиной, то такие браки, как правило, долговечны и имеют место быть.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ... психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...

3.Два лидера в семье: Семья, где каждый из супругов считает себя лидером и при этом не способны договориться между собой, это открытое поле боя и бесконечное перетягивание одеяла на себя. Предметом спора может быть любая тема и при несовпадении мнений развивается скандал. В такой семье не обязательно женщина превосходит мужа в финансовом плане, мощным мотивом борьбы за ведущую позицию может стать ребенок. В подавляющем большинстве союзов все вопросы связанные с воспитанием детей решает женщина, и поскольку ребенок является смыслом брака, как продолжение рода, жена берет на себя ведущую роль, исполняя самую важную миссию. Постепенно ссора входит в привычку и если ни одна сторона не сдает позиции, то семейная жизнь будет как на вулкане.

4. Мужчина лидер. В данном случае мы имеем дело с патриархальной моделью семьи. Женщина выполняет подчинённую роль, а мужчина решает все возникающие финансовые, бытовые и хозяйственные вопросы. Очень часто женщине в данной модели отводится роль исполнителя.

Существует понятие официальный лидер и формальный. Проблемой многих семей является внутреннее Я каждого из супругов, которое не дает пойти на компромисс. Официальный лидер, как правило, мужчина, так уж сложилось исторически, но не всегда он является истинным ведущим партнером в семье. Искусство лидерства заключается в умении дать официальному лидеру иллюзию превосходства, в то время как неформальный лидер остается в тени, но на самом деле имеет силу и авторитет. Такую роль неформального лидера исполняют в основном женщины, которые дают мужчине ощущение ведущего в семье, который на самом деле является ведомым. Такой манерой поведения обладают люди, имеющие острый ум и адекватное внутреннее Я, которые позволяют управлять процессом оставаясь на позиции второго. Это сродни ситуации в рабочем коллективе, когда заместитель директора фактически управляет предприятием, но официальным лидером, несомненно, остается директор. Модель семьи с таким положением супругов очень удачная и в большинстве своем не конфликтная, но не всегда люди умеют так искусно управлять партнером.

6. Проблемы современной семьи.

1. Демографические проблемы семьи.

Малодетность семьи — первая по значимости проблема.

Преобладание молодых семей характерно и для индустриально развитых стран. Это не столько мода( хотя и такое имеет место), сколько следствие ряда причин: широкого участия женщин в производственной деятельности, их всесторонней эмансипации, урбанизации жизни. Рост малодетных семей является для этих стран тревожной общенациональной проблемой, и поэтому государство в них осуществляет различные мероприятия, поощряющие повышение детности семьи.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... агрессии и стилями воспитания в семье. Коррекционную работу с агрессивными детьми целесообразно проводить в четырех направлениях: 1. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой ... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ...

Важной проблемой является большое число безбрачных мужчин и женщин. Свыше трети мужчин и женщин до 35 лет (в благоприятном для деторождения возрасте) не завели семьи. Такое поведение их во многих случаях требует понимания, но в целом достойно осуждения, так как вызвано стремлением продлить молодость, не спешить с брачными узами. Это часто оборачивается (особенно для женщин) серьезными проблемами в создании полноценной семьи.

  1. Социальные и экономические проблемы семьи.

Еще одна острая проблема- кризис родительства, т.е. отказ отца и/или матери от выполнения своих родительских обязанностей, отказ от детей. Сегодня в России 0,6 млн. детей- сирот. При этом 90 % из них брошены родителями. Это говорит о забвении ими материнского и отцовского долга. Чаще всего причинами этого являются внебрачные связи молодых (и даже малолетних) женщин, обрушившаяся на многих людей бедность. Если учесть, что в стране 4 млн. беспризорников, т.е. детей, родители которых не проявляют о них заботы, то это усугубляет проблему родительства.

Указанные проблемы характерны для семьи как социального института. Они связаны с выполнением тех его функций, которые имеют и общественное значение.

Растущая эмансипация женщин, все более активное их участие в общественной жизни создают большие трудности в выполнении предписанной им природой обязанности быть матерью. В этом заключается основное противоречие современной семьи. С ним связано такое явление как отказ части женщин заводить детей, заниматься их воспитанием. Большинство семейных женщин просто вынуждены работать, чтобы кормить семью, заниматься часто очень тяжелой работой (челноки, разнорабочие).

Но часть их успешно адаптировались к новым условиям и активно участвуют в бизнесе, менеджменте. Поэтому и сегодня вопрос о том, как женщинам выполнять семейные функции остается открытым.

Основной семейной стратегией сегодня становится стратегия выживания. Большинство семей выбирают способ пассивного приспособления к трудностям. Главное – приработок к основной зарплате. Снижение доходов домашних хозяйств вызывает ослабление социальной роли семьи. Действующая система социальных трансфертов для семей сегодня не в состоянии компенсировать неуклонно растущие расходы на детей. Дети становятся роскошью, которую не все могут себе позволить. Следовательно, в рамках семейной политики необходимо реализовать адресный принцип. Он заключается в социальной поддержке здоровой семьи, социальной помощи проблемной семье, социальной защите детей.

Есть проблемы у семьи и как социальной группы. Они состоят прежде всего в наблюдающемся на протяжении нескольких десятилетий ослаблении связей между родственниками, между родителями и детьми. Это так называемый конфликт «отцов и детей», который выражается в их разном отношении к существующим в жизни проблемам. В основе его лежит юношеский максимализм и взрослая назидательность, менторство.

Проблема взаимодействия между родителями и детьми неотъемлемо связана с проблемой передачи семейных ценностей. Это определяется не только социально-экономическим кризисом семьи, но и изменением самого института семьи. Под воздействием процессов урбанизации связи между поколениями становятся слабыми и неглубокими. Уже сегодня степень доверия между поколениями становится меньше. Проблема взаимоотношений родителей и детей сегодня стоит очень остро. Дети перестали заботиться о своих родителях. Таким образом, увеличивается число одиноких стариков, которые становятся нагрузкой на государство. Потеря связи между поколениями говорит о падении нравственности не только в обществе, но и в семье, которая приводит к негативным глубоким социальным и психологическим, а в итоге демографическим последствиям.

11 стр., 5138 слов

Семья как важнейший социальный институт 3

... стороны окружающих. В-третьих, семья – это особая малая социальная группа, основная социальная ячейка общества. Особая форма содружества мужчины и женщины для полноценного воспроизводства следующего ... целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Так институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, ...

  1. Психологические проблемы семьи.

В семейных отношениях закономерны критические периоды. Психологи говорят о жизненном цикле семьи. Жизненный цикл семьи- это история жизни семьи, ее протяженность во времени, собственная динамика; жизнь семьи, отражающая повторяемость, регулярность семейных событий. Семейные события- наиболее значимые для жизни семьи события, существенно влияющие на изменение семейной структуры. Совокупность семейных событий образуют основные этапы семейного цикла. Жизненный цикл развития семьи определяется объективными событиями (рождение, смерть) и осуществляется в контексте возрастных изменений всех членов семьи. Возрастно-психологические изменения, касающиеся личности каждого члена семьи, коренным образом преобразуют жизнь последней: изменяются система потребностей и мотивов личности, способы ее поведения и деятельности, социальный статус членов семьи, а следовательно, стиль общения и характер функционирования семьи в целом.

В частности, Э. Дюваль в жизненном цикле были выделены 8 стадий на основе такого критерия, как репродуктивная и воспитательная функции семьи (наличие или отсутствие детей в семье и их возраст).

Первая стадия. Формирующаяся семья (0–5 лет), детей нет.

Вторая стадия. Детородящая семья, возраст старшего ребенка до 3-х лет.

Третья стадия. Семья с детьми-дошкольниками, старшему ребенку 3–6 лет.

Четвертая стадия. Семья с детьми-школьниками, старшему ребенку 6-13 лет.

Пятая стадия. Семья с детьми-подростками, старшему ребенку 13–21 год.

Шестая стадия. Семья, «отправляющая» детей в жизнь.

Седьмая стадия. Супруги зрелого возраста.

Восьмая стадия. Стареющая семья.

Естественно, не любую семью можно рассматривать через призму этой классификации; существуют многочисленные семейные группы, которые «не вписываются» ни в одну классификацию. Например, семьи с детьми, сильно отличающимися по возрасту, много раз вступавшие в брак и имеющие детей от предыдущих браков, неполные (с одним из родителей) семьи, проживающие с родителями одного из супругов, и т. д. Однако какова бы ни была структура семьи, какие бы специфические задачи она ни решала, на определенной стадии жизненного цикла она сталкивается с типичными для этого этапа развития трудностями, знание которых поможет справиться с ними гораздо успешнее.