Доклад заикание

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Доклад на тему

«Основные положения комплексной психолого-педагогической системы реабилитации заикающихся, предложенной Н.А.Власовой и Е.Ф.Рау»

Выполнила: ст. гр. ОАБ-44.03.03-42

Чекалкина Анастасия

Ижевск 2015

Комплексный метод реабилитации заикающихся признается отечественными специалистами наиболее эффективным. В нем можно выделить три основных направления: логопедическое, психотерапевтическое и клиническое.

Под комплексным методом реабилитации заикающихся предполагается проведение коррекционной работы в вышеупомянутых трех направлениях. Это означает, что помимо общего оздоровления организма (режим, физические упражнения, медикаментозное и физиотерапевтическое лечение), целенаправленного развития моторики (координация и ритмизация движений, развитие мелкой артикуляционной моторики и т.п.), речевого дыхания, навыков саморегуляции мышечного тонуса и эмоционального состояния (психотерапия и, в частности, аутогенная тренировка), большое значение придается воспитанию личности и развитию социальных взаимоотношений.

В рамках комплексного метода реабилитации существуют разные системы коррекционной работы. В каждой из систем одно из направлений комплексного метода (логопедическое, психотерапевтическое или клиническое) является доминирующим.

Одной из первых комплексных систем коррекционной работы с заикающимися дошкольниками в отечественной логопедии является система, предложенная Н.А. Власовой и Е.Ф. Pay (1933, 1959, 1983), которая не потеряла актуальности до настоящего времени. Авторами впервые обосновывается ряд принципов комплексного метода реабилитации заикающихся:

2 стр., 920 слов

Социально-педагогическая направленность профилактической и коррекционной ...

... и коррекционной работы с несовершеннолетними. Задачи, определенные нами в работе: проанализировать литературу по теме работы, раскрыть содержание социально-педагогической деятельности по профилактике и коррекции в работе с несовершеннолетними. Методы исследования: ...

1) до начала коррекционной работы необходимо проведение тщательного медико-психолого-педагогического обследования;

2) коррекционные воздействия должны направляться не только на развитие навыка плавной речи, но на весь организм и личность заикающегося в целом;

3) логопедической работе по развитию навыка плавной речи должен предшествовать “охранительный речевой режим”;

4) развитие навыка плавной речи включает постепенное усложнение “степени самостоятельности речи”: сопряженная, отраженная, краткие ответы на вопросы по знакомой картинке, самостоятельное описание знакомой картинки, пересказ прослушанного небольшого рассказа, рассказ по знакомой картинке и речь в беседе (спонтанная).

По мнению этих авторов, реабилитация заикающихся детей должна проводиться в коллективе в условиях учреждений типа дневного стационара или детского сада с лечебным уклоном.

Е.Ф.Рау видит задачу логопедической работы в том, «чтобы путем систематических плановых занятий освободить речь заикающихся детей от напряжения, сделать ее свободной, ритмичной, плавной и выразительной, а также устранить неправильность произношения и воспитать четкую, правильную артикуляцию».

Организация “охранительного речевого режима”

Это специальный речевой режим, направленный на исключение тех видов речи из общения, в которых наиболее часто проявляются судорожные запинки. “Специальный охранительный режим” понимается как оздоровительный щадящий режим, на фоне которого протекает “режим ограничения речи” или “режим молчания”. Оздоровительный щадящий режим как у взрослых, так и у детей включает в себя четкий распорядок дня, что в целом ритмизирует деятельность всех функций организма и способствует их нормализации. Заикающимся предлагается большее количество часов для отдыха, с дополнительными часами сна, рекомендуется употреблять с пищей достаточное количество витаминов. Данные мероприятия направлены на общее оздоровление организма.

В этот период нецелесообразны мероприятия, способствующие перевозбуждению центральной нервной системы. Проведение такого режима благотворно действует на организм в целом и состояние центральной нервной системы заикающихся, в связи с чем повышаются ее адаптивные качества.

Н.А. Власова (1959, 1983) рекомендует проводить данный режим в самом начале коррекционной работы. В этот период начинается постепенное введение простейших видов речи: сопряженной и позднее отраженной.

Последовательность использования различных видов речи соответствует основным этапам коррекционной работы.

Особое внимание в этой комплексной системе реабилитации уделяется развитию памяти, внимания, мыслительных операций. Особый акцент именно на этих видах деятельности рекомендуется делать в работе с детьми, страдающими неврозоподобной формой заикания.

Кроме этого, система реабилитации включает такие разделы:

5 стр., 2440 слов

Гигиеническая оценка условий и режима тренировочных занятий по биатлону

... 2. РЕЖИМ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ И СОРЕВНОВАНИЙ спортсмен соревнование лыжник питание Основной задачей технической подготовки на этапе ... делятся на сопряженные и специальные. Сопряженные методы включают общие психолого-педагогические методы, методы моделирования ... -тренировочной работы, направленную на формирование спортивного характера. Основной задачей психологической подготовки на этапах углубленной ...

  • работа по развитию общей и мелкой моторики, которая осуществляется на логоритмических занятиях, в ручном труде и изобразительной деятельности
  • работа по исправлению звукопроизношения
  • работа по развитию речи детей, ее лексического наполнения и грамматического оформления.

Этапы комплексного реабилитационного воздействия.

Подготовительный этап. Наряду с оздоровительными мероприятиями и щадящим речевым режимом, в этот период на­чинают развивать моторику, расширять словарный запас. Логопе­дическая работа ведется только с использованием тех видов речи, в которых заикающийся не проявляет речевых судорог, т. е. осуще­ствляется сугубо индивидуальный подход.

Подготовительный этап длится 7—8 занятий. В домашних условиях родители обеспечивают ребенку щадящий режим, кото­рый включает спокойную обстановку, четкий распорядок дня и по возможности ограничение речевого общения с окружающими. На занятиях решаются несколько задач: логопед стимулирует ре­бенка активно работать над своей речью, чтобы достичь положи­тельного результата.

Дети заучивают специальные психотерапевтические тексты для утреннего и вечернего (перед сном) проговаривания, которые со­ставляются логопедом в соответствии с возрастом ребенка. В про­цессе занятий внимание ребенка фиксируется на понятиях «кра­сивая и правильная» речь. В эти понятия входят звучность, вырази­тельность, неторопливый темп и плавность. Очень важно, чтобы в общении ребенок вел себя спокойно, непринужденно и свободно.

Речевые задания включают «зарядки», т.е. произнесение глас­ных звуков и их сочетаний с согласными; стихотворные тексты в сочетании с движениями; проговаривание автоматизированных рядов (счет, дни недели, месяцы и т.д.); упражнения на сопря­женно-отраженном виде речи, ответы на конкретные вопросы, беззвучное артикулирование, шепотную и ритмизированную речь.

Тренировка речи проводится с учетом разных положений ре­бенка (сидя, стоя, в движении и т.п.), в процессе разнообразных занятий (лепка, рисование и т. п.), в дидактических играх.

Тренировочный этап. Осуществляется целенаправленное развитие активного внимания, памяти и других психических фун­кций. Логопедические занятия включают дальнейшее формирование лексико-грамматической стороны речи. В процессе логопеди­ческой тренировки постепенно включаются те виды речи, в кото­рых у ребенка ранее отмечались запинки, т. е. осуществляется «на­ступление на больные участки речи».

Тренировочный этап длится 20—22 занятия. Дети трениру­ются в тех видах речи и ситуациях, которые для них трудны. Это предполагает постепенный переход от ответов на вопросы к спон­танной речи, от тихой к громкой речи, от спокойных занятий к эмоциональным и т. п. На этом этапе вводятся подвижные, ролевые и творческие игры. Закрепление полученных речевых навыков перено­сится из кабинетных условий в жизненные ситуации (магазин, му­зей, прогулка) и осуществляется при активном участии родителей.

22 стр., 10854 слов

Предупреждение дисграфии у детей с общим недоразвитием речи в ...

... могут регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления (с нормальным развитием речи). Ф.А. Сохин считает, что развитие звуковой стороны речи – это не только ... может возникнуть на любом этапе развития. Брадилалия – патологическая замедленность темпа речи. Тахилалия – патологически ускоренная речь. Заикание (логоневроз) – нарушение темпа речи из-за судорожного состояния. ...

Заключительный этап. Продолжается комплексное пси­холого-педагогическое воздействие на личность заикающегося в целом. Закрепляются навыки свободной речи в повседневной деятельности.

Заключительный этап длится 6—9 занятий и проходит в более трудных условиях. На логопедических занятиях используются такие формы речи, как беседы, рассказы и пр. Активно используются ролевые и творческие игры. Курс логопедических занятий по развитию плавной речи завершается концертом, в котором участвуют все дети.

Система логопедических занятий предусматривает также посте­пенное нарастание сложности речевых ситуаций. Логопедические занятия включают методический материал, в котором строго учи­тываются возрастные особенности детей и задачи программы вос­питания в детском саду.

Курс амбулаторных занятий рассчитан на 3—4 месяца (32 — 36 занятий).

Последовательность работы.

Н.А.Власова различает 7 «видов речи», которые в порядке постепенности необходимо применять на занятиях с детьми-дошкольниками:

1) сопряженная речь (Ребенок вслед за логопедом и вместе с ним произносит фразы. Это наиболее легкая для заикающихся форма речи. В случае даже очень тяжелых форм заикания ребенок сопряженно говорит совершенно свободно. Это связано с тем, что при этой форме речи он фактически лишь копирует чужую фразу (ее конструкцию, манеру произношения), да и произносит ее даже не самостоятельно, а с посторонней помощью. Степень самостоятельности здесь практически сводится к нулю)

2) отраженная речь (Предполагает в отличие от сопряженной только лишь повторение ребенком фразы вслед за логопедом без ее совместного проговаривания. Ребенок здесь также полностью использует чужую конструкцию фразы, ее темп, интонацию, манеру произношения, но он уже лишен частично помощи в виде совместного ее проговаривания. Это тоже обычно доступная для всех заикающихся детей форма речи. Здесь уже появляются элементы самостоятельной речи. Правда, это пока еще отдельные самостоятельно вставленные слова, и в то же время это еще и как бы полуотраженная речь. Ведь ответ на конкретно поставленный вопрос позволяет ребенку использовать и определенную конструкцию предложения, и почти все слова, содержащиеся в вопросе, добавив лишь 1-2 слова.)

3) ответы на вопросы по знакомой картинке (Сложнее заикающемуся ребенку давать развернутые ответы на вопросы типа: что делает мальчик (или кто-то другой), почему, для чего? На такие вопросы ребенок вынужден отвечать развернутой фразой и не одной. Но у него уже нет возможности опереться на поставленный вопрос. Такие ответы приближают ребенка к самостоятельной речи.)

4) самостоятельное описание знакомых картинок;

5) пересказ прослушанного небольшого рассказа (Пересказ еще более усложняет речь заикающегося, так как требует от него сразу произнести уже не 1-2 фразы, а значительно больше. Здесь могут встретиться не только простые, но и сложные фразы. И нужно их последовательно и связно передать слушателю. В пересказе тоже есть некоторые моменты, которые облегчают речь заикающегося ребенка. Это, прежде всего материал, изложенный кем-то: пересказ сказки, рассказа, увиденного диафильма и пр. Значит, есть уже какой-то образец. Достаточно запомнить последовательность изложения, отдельные конструктивные примеры — и вот уже есть помощь.)

14 стр., 6746 слов

Системы упражнений в диалогической речи на различных этапах обучения

... 34 Введение: Данная курсовая работа посвящена различным системам упражнений в диалогической речи на разных этапах обучения иностранному языку. Как известно, диалог занимает практически 70 % нашей ... обучении говорению на английском языке на начальном этапе. 1.3. Виды диалогических упражнений. 1. Первый тип – фонограмма с диалогической речью, представленная на уровне подготовительного упражнения для ...

6) спонтанная речь (рассказ по незнакомым картинкам это уже полностью самостоятельное изложение материала по какой-то теме: по картинке, по впечатлениям, оставшимся от экскурсии, прогулки и пр.);

7) нормальная речь (беседа, просьбы) и т.д. (Самая сложная для заикающихся, т. к. она предполагает естественное и активное речевое общение с окружающими: вопросы, просьбы, обращения, сообщения, обмен мыслями, выражение желаний и пр.)

В соответствии с выделенной степенью речевой самостоятельности детей Н.А.Власова и Е.Ф.Рау построили нарастание усложнений речевых упражнений и рекомендовали следующую последовательность работы:

  1. отраженная речь;
  2. заученные фразы;
  3. пересказ по картинке;
  4. ответы на вопросы;
  5. спонтанная речь.

При этом авторами рекомендуются обязательные ритмические и музыкальные занятия с детьми и проведение разъяснительной работы с родителями.

Все занятия по перевоспитанию речи заикающихся детей распределены по степени нарастающей сложности на 3 этапа.

Первый этап — ведутся упражнения в совместной и отраженной речи и в произношении заученных фраз, стишков. Широко используется декламация.

Второй этап — проводятся упражнения в устном описании картинок в вопросах и ответах, в составлении самостоятельного рассказа по серии картинок или на данную тему, в пересказе содержания рассказа или сказки, которую прочитал логопед.

Третий этап — завершающий, детям предоставляется возможность закрепить приобретенные навыки плавной речи в обиходном разговоре с окружающими детьми и взрослыми, во время игры, занятий, бесед и в другие моменты детской жизни.

Учитывая все перечисленные условия, речевые упражнения строятся в следующей последовательности:

  1. заученный текст;
  2. отрепетированный вслух;
  3. мысленно продуманный;
  4. незнакомый текст, экспромт.

Безусловная заслуга этих авторов состоит в том, что они впервые предложили и использовали поэтапную последовательность речевых упражнений в работе с маленькими детьми, разработали указания к отдельным этапам последовательной системы коррекции речи заикающихся дошкольников.

На протяжении многих лет предложенная методика была одной из самых популярных в практической работе с заикающимися детьми. И в настоящее время многие ее элементы и модификации используются логопедами.