Доклад по УИП

Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в воспитательной колонии.

Понятие и сущность уголовной ответственности несовершеннолетних

Вопросам уголовной ответственности несовершеннолетних специально посвящена гл. 17 «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» УК РФ.

В соответствии со ст. 87 УК РФ несовершеннолетними признаются физические лица (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства), которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.

Следует отметить, что ст. 20 УК РФ выделяет два возраста уголовной ответственности несовершеннолетних: четырнадцать-пятнадцать лет — за совершение преступлений, перечисленных в ч. 2 ст. 20 УК РФ; шестнадцать-семнадцать лет — за совершение остальных преступлений, за исключением тех случаев, когда ответственность могут нести только совершеннолетние лица (например, за деяния, предусмотренные ст. 134, 150, 151, ч. 2 ст. 157 УК РФ).

Если несовершеннолетний, достигший возраста уголовной ответственности, совершает преступление по предложению взрослого, действия последнего надлежит квалифицировать по ст. 150 УК РФ и по закону, предусматривающему ответственность за соучастие (в форме подстрекательства) в совершении преступления.

Если же инициатива совершить преступление исходит от несовершеннолетнего и взрослый принял участие в совместном совершении общественно опасного деяния, совершеннолетний будет нести уголовную ответственность по общим правилам института соучастия.

Специфика уголовной ответственности несовершеннолетних проявляется и в особом подходе законодателя к оценке совершенных подростками преступлений и их личности при определении рецидива преступлений.

Так, в соответствии с ч. 4 ст. 18 УК РФ при признании наличия рецидива преступлений не принимаются во внимание судимости за преступления, совершенные в возрасте до восемнадцати лет.

Несовершеннолетие виновного признается обстоятельством, смягчающим наказание (п. «б» ч. 1 ст. 61 УК РФ).

К несовершеннолетнему, совершившему преступление, согласно УК РФ могут быть применены следующие меры уголовно-правового воздействия:

а) освобождение от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 90, 91 УК РФ);

13 стр., 6095 слов

Виды наказаний, применяемые к несовершеннолетним

... подростки с 10-летнего возраста, был установлен более мягкий режим уголовной ответственности для несовершеннолетних, совершивших преступления «без разумения» в возрасте от 10 до 14 лет. ... самостоятельная глава 14 об особенностях уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Эти особенности обусловлены возрастом субъектов, которым к моменту совершения преступления исполнилось 14, но не ...

б) назначение наказания (в соответствии со ст. 88, 89 УК РФ);

в) освобождение от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия (ч. 1 ст. 92 УК РФ);

г) освобождение от наказания с помещением виновного в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием (ч. 2 ст. 92 УК РФ)

В научной литературе различают режим исполнения и режим отбывания наказания. Режим исполнения наказания — это порядок деятельности администрации по осуществлению охраны осужденных и надзора за ними, проведению обысков, организации и контролю распорядка дня осужденных, их работы, учебы и отдыха, обеспечению условий их содержания (предоставление свиданий, получение посылок, приобретение продуктов питания и др.).

Режим отбывания наказания — это установленный распорядок жизни, труда, учебы и отдыха несовершеннолетних, отбывающих наказания в местах лишения свободы, а также порядок реализации условий отбывания наказания, в основе режима отбывания наказания лежит система обязательных правил, регулирующих поведение осужденных.

Условия отбывания наказания в воспитательных колониях

В соответствии с требованиями ч. 9 ст. 74 УИК РФ в воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные к лишению свободы, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими возраста 19 лет. В воспитательных колониях могут создаваться изолированные участки, функционирующие как исправительные колонии общего режима, для содержания осужденных, достигших во время отбывания наказания возраста 18 лет.

Условия отбывания лишения свободы в воспитательных колониях регламентируется ст. 133 УИК РФ.

Осужденные, отбывающие наказание в воспитательных колониях в обычных условиях, проживают в общежитиях. Им разрешается:

1) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости в размере 4 тыс. руб.

2) иметь восемь краткосрочных свиданий и четыре длительных свидания в течение года.

Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, проживают в общежитиях. Им разрешается:

1) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости в размере 6 тыс. руб.;

2) иметь 12 краткосрочных свиданий и четыре длительных свидания в течение года. По решению администрации воспитательной колонии длительные свидания могут проходить за пределами воспитательной колонии.

6 стр., 2956 слов

Презентация на тему: Освобождение от наказания

... 69 ч. 3 УК РФ к семи годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима и переведенному в колониюпоселение, в постановлении указал следующие ... ст.85 УК РФ) •Освобождение от наказания несовершеннолетнего с применением к нему принудительных мер воспитательного воздействия (ст.92 УК РФ) •Освобождение от наказания в соответствии с Примечанием 1 ст.134 ...

Осужденные, отбывающие наказание в льготных условиях, проживают в общежитиях. Им разрешается:

1) расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на лицевых счетах, без ограничения;

2) иметь краткосрочные свидания без ограничения их количества, а также шесть длительных свиданий в течение года. Свидания могут представляться с проживанием за пределами воспитательной колонии.

Осужденным, отбывающим наказание в льготных условиях, по постановлению начальника воспитательной колонии может быть разрешено проживание в общежитии за пределами воспитательной колонии без охраны, но под надзором администрации воспитательной колонии. В этом случае им разрешается:

1) пользоваться деньгами;

2) носить гражданскую одежду.

Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в изолированных жилых помещениях, запираемых в свободное от учебы или работы время. Им разрешается:

1) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости в размере 1 тыс. руб.;

2) иметь шесть краткосрочных свиданий в течение года.

К несовершеннолетним за нарушения установленного порядка отбывания наказания наряду с предусмотренными п. «а» и «б» ст. 115 УИК РФ могут применяться следующие меры дисциплинарного воздействия (ст. 136 УИК РФ):

— лишение права просмотра кинофильмов в течение одного месяца;

— водворение в дисциплинарный изолятор (ДИЗО) на срок до семи суток с выводом на учебу.

Вместе с тем в соответствии с требованиями ст. 134 УИК РФ к ним могут применяться и меры поощрения за хорошее поведение, добросовестное отношение к труду и учебе, активное участие в работе самодеятельных организаций осужденных и в воспитательных мероприятиях. К таким мерам относятся:

1) предоставление права посещения культурно-зрелищных и спортивных мероприятий за пределами воспитательной колонии в сопровождении сотрудников данной колонии;

2) досрочный перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные.

Изолированные помещения оборудуются полным комплексом коммунально-бытовых объектов с обеспечением изоляции содержащихся в них лиц от осужденных, отбывающих наказание в других условиях. Лица, помещенные в изолированное помещение, из состава отрядов и отделений не исключаются. Старшие воспитатели, воспитатели отделений, психологи, учителя, мастера, сотрудники отдела режима, оперативного отдела проводят с ними воспитательную и профилактическую работу по установленному распорядку дня.

Приобретение осужденными продуктов питания, предметов первой необходимости осуществляется воспитателем по предварительным заказам из имеющегося в магазине ассортимента товаров.

Оставление осужденных, достигших возраста 18 лет, в воспитательной колонии производится по постановлению начальника воспитательной колонии, санкционированному прокурором.

Вопросы перевода осужденных к лишению свободы из воспитательных колоний в исправительные колонии регулируется правилами, установленными ст. 140 УИК РФ. В соответствии с указанной правовой нормой отрицательно характеризующиеся осужденные к лишению свободы, достигшие возраста 18 лет, переводятся для дальнейшего отбывания наказания из воспитательной колонии в изолированный участок воспитательной колонии, функционирующий как исправительная колония общего режима, при его наличии, или в исправительную колонию общего режима.

10 стр., 4916 слов

Особенности воспитательной работы с несовершеннолетними заключенными

... направленности. ГЛАВА 1. Психолого-педагогическая и криминологическая характеристика несовершеннолетних осуждённых отбывающих наказание в виде лишения свободы в ВК. Психолого-педагогическая ... также являются лидерами отрицательной направленности, нарушителями режима содержания, трудно поддаются воспитательному воздействию и психологической коррекции. [13] Эпилептоидный тип. Основными чертами ...

Находясь вне общежития, осужденные обязаны: соблюдать правила общественного порядка; своевременно возвращаться после работы в общежитие и сообщать о прибытии представителям администрации; по первому требованию работников колонии и сотрудников милиции предъявлять пропуск. Осужденным запрещается: выходить из общежития в не установленное распорядком дня время; в рабочее время оставлять объект работы; принимать для вручения или отправки передачи и письма, выполнять другие поручения осужденных; передавать пропуск другим лицам.

Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в изолированных жилых помещениях, запираемых в свободное от учебы или работы время. Осужденные могут ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, помимо заработанных средств, средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере трех тысяч рублей. Им предоставляется шесть краткосрочных свиданий в течение года.

Перспективы развития

На основании работы группы ученых во главе с Л.В. Перцовой, начальником отдела ВК ГУИН Минюста России

1. Установление единого вида режима исправительного учреждения для несовершеннолетних с раздельным содержанием осужденных мужского и женского пола.

Уголовное и уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации устанавливают принцип дифференциации назначения и исполнения наказания. Ст. 80 УИК РФ устанавливает раздельное содержание мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых.

Это требование предусмотрено и в международных стандартах обращения с заключенными (п. 29 Правил ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы).

Данный принцип определяет инфраструктуру уголовно-исполнительной системы, обязанной обеспечить изоляцию несовершеннолетних и взрослых путем их размещения в различных видах исправительных учреждений.

Создание единого вида режима     позволит оградить несовершеннолетних осужденных к отбыванию наказания в ВК усиленного режима от негативного влияния взрослых преступников, даст возможность включить в систему воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными общественные объединения и родителей, облегчит решение вопросов трудового и бытового устройства освобождающихся, позволит полнее воспользоваться предоставленными законом правами. Кроме того, это даст возможность сократить расходы, предусмотренные бюджетом, на перевозки осужденных по территории Российской Федерации.

2. Создание воспитательного центра

Воспитательный центр — вид исправительного учреждения, обеспечивающий завершенный цикл работы с лицами, совершившими преступление в несовершеннолетнем возрасте. Воспитательный центр может аккумулировать направления работы различных видов учреждений уголовно-исполнительной системой (СИЗО-ВК-ИК).

17 стр., 8286 слов

Психолого-педагогическая работа с притесняемыми осужденными несовершеннолетнего ...

... исследование проблемы насилия в воспитательной колонии. Задачи курсовой работы: Изучить психологические аспекты пребывания несовершеннолетних в СИЗО и ВК; Выяснить, кто является «притесняемым», а кто ... такое обособление. Рассматривая данную проблему нужно уделить внимание, непосредственно, стратификационным группам несовершеннолетних осужденных, так как причастность к той или иной страте, влияет на ...

Цель создания такого комплекса – поставить барьер на пути дальнейшей криминализации несовершеннолетних.

Такое решение в целом позитивно, поскольку позволяет закрепить результаты воспитательной работы с воспитанниками, а также привлечь 18–19-летних к хозяйственным работам, необходимым учреждению, на которых нельзя использовать подростков. Но и при установлении предельного возраста в 19 год не все осужденные успевают отбыть назначенный срок наказания.

Вместе с тем продление возможности отбывания наказания в воспитательной колонии для лиц, преодолевших восемнадцатилетний возрастной барьер несовершеннолетнего, заметно меняет возрастное соотношение несовершеннолетних и взрослых, с преобладанием последних, влечет рост численности контингента в целом, ставит новые проблемы перед персоналом ВК, который вынужден перестраивать свою работу с учетом увеличивающегося возрастного диапазона осужденных. Это возлагает и дополнительные финансовые нагрузки на воспитательные колонии, которые вынуждены обеспечивать взрослых осужденных нормами питания и материально-технического обеспечения, установленными для несовершеннолетних.

Предлагается создание при воспитательных колониях участков, работающих в режиме исправительной колони общего режима, для воспитанников ВК, достигших 18-летнего возраста, до завершения отбывания ими наказания без возрастных ограничений. Для реализации предложения требуется внести соответствующие изменения в УК РФ и УИК РФ.

Воспитательный центр – вид исправительного учреждения для лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте, аккумулирующий направления работы различных видов учреждений уголовно-исполнительной системой (СИЗО-ВК-ИК).

Цель создания такого комплекса – поставить барьер на пути дальнейшей криминализации несовершеннолетних.

Создание комплекса осуществляется на базе воспитательной колонии и ориентировано на административные центры, что позволит организовать функционирование всех его структурных подразделений.

3. При организации учебно-воспитательного процесса воспитательная работа направлена на подготовку социализированной личности

Требования, которые ранее предъявлялись к подростку в местах лишения свободы, были направлены на формирование послушного осужденного. Соблюдение режимных требований, посещение школы, трудовая занятость оценивались прежде всего с точки зрения организации жизни и деятельности мест лишения свободы и того, насколько подросток «вписался» в эту структуру (не нарушает режим содержания, посещает школу, не отказывается от работы, не противостоит администрации).

Именно это определяло степень его исправления.

Подросток, прибывший в ВК, обнаруживает признаки социальной дезадаптации (не умеет правильно строить отношения с людьми, определять линию поведения в обществе, обеспечивать свои физические и духовные потребности, соблюдая общепринятые правовые и нравственные нормы).

6 стр., 2553 слов

Назначение воспитательных колоний

... рассмотреть назначение воспитательных колоний; 3) рассмотреть условия отбывания в воспитательных колониях; 4) проанализировать меры поощрения и взыскания, применяемым к осужденным к лишению свободы в воспитательных колониях. Объектом исследования работы является правонарушения несовершеннолетними. Предметом ...

Методами воспитательной работы следует:

компенсировать дефицит опыта эмоционально-близких связей, приводящий к неспособности относиться к другому человеку, как самоценности;

нивелировать последствия воспитания в искусственной изолированной среде, которая создает свои нормы жизни и спектр жизненных ценностей;

подготовить к восприятию общечеловеческих ценностей (основ этики, психологии общения, нравственных ценностей).

Психологическая служба в воспитательных центрах должна являться базовой в профилактическо-воспитательной работе с несовершеннолетними.

Воспитательная колония (воспитательный центр) – учреждение, в котором концентрируется большая масса несовершеннолетних с отклоняющимися формами поведения. На психологическую службу, как структуру, компетентную в области закономерностей развития и функционирования подростковой психики, возлагается задача создания морально-психологического климата в учреждении, способствующего исправлению несовершеннолетних осужденных путем:

оказания психологической помощи несовершеннолетним в решении проблем, связанных с необходимостью проживания в условиях лишения свободы;

оказания коррекционного психолого-педагогического воздействия на личность совершившего преступление;

обеспечения психологической подготовки несовершеннолетних к жизни в обществе после освобождения;

обеспечения необходимыми знаниями о возрастной психологии персонала, занятого в работе с подростками.

В настоящее время общеобразовательные школы воспитательных колоний обеспечивают реализацию права осужденных на основное общее образование и создают условия для получения ими среднего (полного) общего образования. На практике это означает, что обязательным для осужденных в ВК является 9-летнее образование. Обучение воспитанников в старших классах осуществляется по их желанию.

Принимая во внимание различную подготовленность подростков, разницу в интеллектуальном уровне и состоянии здоровья необходимы образовательные программы должны быть доступны различным группам осужденных.

Одновременно следует развивать работу по подготовке подростков к обучению в техникумах, на подготовительных курсах при институтах, поощрять заочное обучение.

4. Одним из важных направлений является реорганизация профессионального училища и предприятия воспитательной колонии в учебно-производственный комплекс, создание условий для приобретения осужденными профессий, необходимых для самообеспечения.

Анализ деятельности профессиональных училищ при ВК показывает, что их подчинение Министерству образования России не дает возможности объединить общеобразовательное и профессионально-техническое обучение в единый учебно-воспитательный процесс в интересах развития, воспитания и реабилитации оступившихся подростков, затрудняет привлечение работников ПУ к активной работе с осужденными, тем самым снижается их ответственность за конечный результат работы воспитательной колонии. Следует решить вопрос о переводе профессиональных училищ, работающих в воспитательных колониях, в ведение уголовно-исполнительной системы.

Сегодня предприятия, работающие в ВК, не выдерживают конкурентной борьбы с предприятиями регионов, в том числе уголовно-исполнительной системы, поскольку не приносят большой прибыли (подростки не имеют необходимых трудовых навыков, квалифицированной специальности, численность меньше, чем в учреждениях для взрослых).

5 стр., 2341 слов

Методы проведения воспитательной работы с осужденными.

... заместитель начальника ИУ, курирующий воспитательную работу, начальник отдела по воспитательной работе с осужденными, сотрудники отдела по воспитательной работе с осужденными, начальники отрядов, воспитатели, психологи, ... определить общий замысел воспитательной работы на планируемый период, особенности педагогического процесса и направления деятельности. Далее следуют такие этапы: разработка ...

5. Создание профилактической службы, обеспечивающей предупреждение преступлений со стороны несовершеннолетних и их безопасность

Поступающие в воспитательные колонии несовершеннолетние – это наиболее криминализированная часть правонарушителей. Концентрация в ограниченном пространстве несовершеннолетних преступников обусловливает необходимость поддержания дисциплины и порядка, профилактики правонарушений среди отбывающих наказание.

Оперативная и режимная работа в воспитательных колониях имеют свою специфику, обусловленную правовыми и организационными ограничениями в привлечении к негласному сотрудничеству несовершеннолетних осужденных, частой сменяемостью контингента, не позволяющей обучить особенностям данной работы, разведнавыкам и конспирации, что ставит под угрозу безопасность осужденных и сказывается на качестве информации. Кроме того, следует иметь в виду, что значительная часть несовершеннолетних осужденных имеет отклонения в психике, а основная масса воспитанников отстает в своем психолого-педагогическом развитии на 3-4 года от своих сверстников.

При организации охраны запрещено применение оружия к несовершеннолетнему при пресечении побега, розыскной собаки без поводка.

Данные факторы обусловливают профилактическую направленность деятельности обеих служб с опорой на психолого-педагогические методы работы.

В соответствии с требованиями международных документов, согласно которым «ни один несовершеннолетний не должен выполнять функции, связанные с поддержанием дисциплины, за исключением тех, которые связаны с осуществлением контроля за конкретной деятельностью в социальной области, в области образования и спорта или в рамках самоуправления» (п. 71 Правил ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы»), выдвигается тезис: «Исполнение функций по предупреждению и пресечению преступлений среди несовершеннолетних и поддержание дисциплины являются исключительной обязанностью сотрудников учреждения».

6. Необходимо развитие участия общественных объединений в работе воспитательных центров. Несовершеннолетний осужденный остается членом общества, что требует налаживания и поддержания связей с лицами и учреждениями, которые могут содействовать обеспечению прав осужденного и способствовать его включению в социальную жизнь после освобождения.