ДОКЛАД.Половая идентичность.Москаленко.20201

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет психологии

РЕФЕРАТ

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ.

Выполнила: Москаленко Надежда Группа 20201

Томск 2015

Половая идентификация – единство самосознания, мотивов поведения, поступков в обыденной жизни человека, причисляющего себя к определенному полу и принимающая на себя предписанную традициями соответствующую половую роль. Половая идентификация осуществляется на основе генотипных предпосылок и социальных условий развития и бытия человека.

Выделяются несколько этапов формирования у ребенка половой идентичности.

Первый этап — знание «первичной половой идентичности» -формируется у ребенка к 1,5 годам в ходе общения со взрослыми. Это знание формируется прежде всего на двух основаниях:

  1. Соматические признаки ребенка. У каждого ребенка начинает формироваться образ тела;
  2. Поведенческие и характерологические нормы поведения — типичные стереотипы мужественности или женственности в поведении ребенка. Например, 2-летний ребенок уже отчетливо знает свой пол. Он не будет путаться в отличие от ребенка 1,5 лет, но отнесение к полу он обосновать сам не может.

Второй этап — 3-4 года. Дети начинают ясно различать пол окружающих их людей.

Наконец, третий этап, который практически является завершающим в формировании половой идентичности, — 6-7 лет. На этом этапе происходит дифференциация половых ролей, выбираются определенные формы игр, определенные формы компаний. Именно в возрасте 5-7 лет появляются одно-половые компании сверстников.

Так в норме скрыто идет процесс половой идентификации. Существуют ситуации, когда пол индивида и психологический пол вступают в конфликт друг с другом. Подобные факты, во-первых, свидетельствуют о том, что пол индивида является лишь предпосылкой формирования половой идентичности. Во-вторых, при анализе этих случаев приоткрываются реальные механизмы формирования психологического пола личности.

Процесс формирования психологического пола личности, его механизмы удается увидеть на материале ряда клинических случаев, в частности такого заболевания как транссексуализм. Это заболевание можно определить как нарушение половой самоидентификации личности, проявляющееся в инверсии полового самосознания: стойком осознании своей принадлежности к противоположному полу, несмотря на правильное развитие первичных и вторичных половых признаков, и выраженное желание изменить свой анатомический пол в целях закрепления противоположной половой роли.

22 стр., 10818 слов

Феномен отличительности и формирование идентичности

... постоянством и изменчивостью идентичности (Рикер П., 2000). Э. Эриксон считал, что идентичность личности объединяет в себе ... и считал ее механизмом усвоения ребенком образцов поведения значимых других, формирования супер-эго. К моменту выхода ... на современном этапе развития социальной психологии происходит переосмысление соотношения личностной и социальной идентичности. Когнитивные психологии ищут ...

В западной психологии и психиатрии само существование транссексуализма представляет парадокс для объяснения в духе двухфакторной схемы детерминации развития личности. На основании осуществленного А. И. Белкиным наблюдения за формированием полового самосознания у лиц, перенесших психологическую смену пола, могут быть выделены механизмы формирования психологического пола: а) идентификация (подстановка себя на место другого, уподобление своего Я другому); б) эмпатия(эмоциональное сопереживание с лицами того или иного пола); в) рефлексия(осознание субъектом того, как он воспринимается окружающими) и г) сигни-фикация — знаковое опосредствование совместной деятельности.

В подростковом возрасте у транссексуалов особенно резко выражаются конфликты, вызванные инверсией самосознания. Встает с особой остротой проблема личностного выбора между «женской» или «мужской» социальной половой ролью.

Поиски выхода из конфликта между социальными ожиданиями разных групп (родители, компании сверстников) и поведением, отвечающим определенной роли, приводят к попыткам с помощью врача сменить свою социальную роль. Этот выход чрезвычайно тяжел для личности и порой следствием конфликта оказывается потеря Я, деперсонализация. Человек не может адекватно отнести себя к тому или иному полу. В цикле клинических исследований А. И. Белкина выделены три этапа формирования половой идентичности у лиц, перенесших операцию смены пола.

1. Выбор идеальной модели «мужественности» или «женственности»,отвечающий представлениям личности о желаемых стереотипах избираемого пола.

Личность находит для себя эталон среди лиц другого пола, с которыми она хочет идентифицироваться. При этом встает сложная личностная проблема — всю предшествующую жизнь человек провел в другой социальной роли. У него сложилась определенная система отношений, привязанностей, стремлений. Вследствие операции он оказывается как бы вырванным из этой системы отношений и должен начать свою жизнь в новой социальной позиции.

2. Имитация. Человек, пытаясь усвоить новую роль, имитирует те или иные формы поведения «образца». Оказалось, что смена одежды выступает в качестве эффективного «знака», с помощью которого удается овладеть после операции новой социальной ролью. Вторым «средством» было уничтожение всех вещей, особенно фотографий, напоминающих о прежней жизни. Эти действия помогали людям буквально «ожить» в новом психологическом поле и сбросить груз своей биографии, активно избавиться от своего прошлого опыта.

Третий важный момент в процессе овладения психологическим полом — включение перенесших операцию лиц в значимую деятельность. Там, где бесконечные потоки слов были бессильны, включение в значимую деятельность выступило как эффективное средство освоения новой роли.

7 стр., 3420 слов

Формирование идентичности в подростковом возрасте

... также и групповую, то есть осознание себя членом той или иной социальной общности. Формирование идентичности - это процесс одновременного отражения и наблюдения, происходящий на всех уровнях ... как следствие целостности своей личности, либо оказывается обречен на безысходное отчаяние как итог путаной жизни. Также Эриксон вводит термин «психологический мораторий» для обозначения кризисного ...

Присвоение новой роли и формирование психологического пола личности. Образ социальных моделей «мужского» или «женского» поведения, который раньше был абстрактным, стереотипным, преобразуется в системное качество индивидуальности личности, становится неотъемлемым компонентом Л-образа.

В процессе перестройки и формирования психологического пола в онтогенезе проступают две общие тенденции историко-эво-люционного процесса — тенденция к сохранению и тенденция к изменению развивающейся личности. А. И. Белкин в связи с этим пишет: «Сталкиваясь с индивидами, выросшими в иных условиях,

с иными шаблонами и стереотипами полового поведения, с иным самосознанием, субъект легко впадает в ошибку, ибо строит предположения о других людях, действиях, половой культуре, опираясь на свои стандарты и стереотипы. Но вряд ли был бы возможен какой-либо исторический прогресс, если бы поведение человека (в том числе и половое поведение) носило исключительно рутинный характер и представляло бы собой стереотипное подчинение одним и тем же канонам… В человеке заключена еще одна потребность — стремление утвердить однократность и неповторимость своегоЯ»1.

Из описанных исследований вытекает, что биологический пол выступает как «безличная» предпосылка формирования психологического пола личности. Индивид рождается с определенным биологическим полом. Однако это индивидное свойство человека в контексте определенного образа жизни, как и любое другое индивидное свойство, является не только предпосылкой становления личности, но и, преобразовавшись в ходе жизненного пути, приводит к формированию психологического пола индивидуальности. Таким образом, различные качества личности, изучаемые в психологии половых различий, непосредственно не даны от природы, а представляют собой проявления индивидуальности, присваиваемые в ходе совместной деятельности людей в условиях конкретного социально-исторического образа жизни.

Половая идентичность — неизменное ядро формирования личности. Она окончательно формируется к трем годам. Независимо от того, какого пола ребенок, в первые три года о нем заботится женщина, а внутриличностная динамика формирования половой идентичности для мальчиков и девочек имеет свои отличия. Феминное формирование идентичности происходит на фоне неразрывной связи, поскольку матери ощущают своих дочерей в качестве себе подобных и связанных с собой. Девочки, идентифицируя себя в качестве лиц женского рода, ощущают себя подобными своим матерям, соединяя чувство привязанности с формированием идентичности. Своих сыновей матери ощущают как мужскую противоположность, а мальчики, осознавая себя в качестве лиц мужского рода, отделяют матерей от себя, уменьшая свою первую любовь и чувство эмпатической связи. Следовательно, маскулинное развитие влечет за собой более выраженную индивидуализацию. Игровое общение детей имеет ярко выраженные гендерные предпочтения. У детей моложе двух лет гендерные предпочтения ещё малозаметны. Явное предпочтение к игре со сверстниками своего пола появляется на третьем году жизни — сначала у девочек, а потом у мальчиков. К пяти годам эти предпочтения уже определенно установлены. Дети, особенно мальчики, предпочитают играть с детьми своего пола. Это связано с процессом формирования гендерной идентичности и усвоением соответствующих социальных стереотипов. Гендерные стереотипы, представления о подходящих данному полу занятиях и интересах, появляются у детей уже в 2.5–3 года. При этом девичьи стереотипы более гибки, а мальчиков — более ригидны. Это может быть связано как с опережающим когнитивным развитием девочек, так и с тем, что общество определяет мужские роли более жестко, чем женские.

8 стр., 3666 слов

Формирование и развитие морали

... наблюдаемого поведения. Подростки, начиная с 12—13 лет (девочки несколько раньше, мальчики позднее), копируют поведение взрослых, которые пользуются авторитетом в их ... зрелость. Оформление морально-нравственных принципов. Полоролевая дифференциация. Профессиональное самоопределение. Формирование системы социальных установок. Характерологические противоречия. Пора первой любви, романтических ...

В среднем детстве гендерная сегрегация усиливается, между 8 и 11 годами мальчики и девочки почти все время играют отдельно. При этом, начиная с 4 лет, эту сегрегацию чаще поддерживают мальчики, осуждая и высмеивая тех, кто эти границы нарушает. Предпочтение гендерно-типичных игр и занятий у мальчиков сильнее и устойчивее, чем у девочек. Эта тенденция усиливается от 5 до 14 лет, однако девичьи предпочтения во всех возрастах более гибки, чем у мальчиков, которые особенно ценят общество мальчиков с обычными мальчишескими интересами. Для девочек в выборе подруг важнее одинаковость чувств, а для мальчиков — сходство занятий и интересов.

Мальчиковые группы строже поддерживают принцип половой сегрегации и имеют более стабильное членство. Для них авторитетно только мнение мальчиков. Мальчиковые группы более автономны от взрослых. Рискованные приключения и нарушение установленных взрослыми правил поведения служат средствами сплочения группы и укрепления групповой солидарности и дисциплины. Нарушение «внешних «правил и одновременно безоговорочное подчинение собственной группе, что считается важнейшим свойством маскулинности, формируется именно в детстве и раннем подростковом возрасте. Хотя мальчики и девочки имеют одни и те же гендерные стереотипы и усваивают их более-менее одновременно, мальчики сильнее идентифицируются со своим полом, выше ценят свое сходство с другими мальчиками, воспринимая свой гендер как коллективную общность.

Различия между мальчиками и девочками, независимо от конкретного стиля их социализации, настолько велики, что можно говорить о существовании двух разных культур детства, благодаря которым формируются и закрепляются те свойства, с которыми чаще всего ассоциируются маскулинность и феминность.

Одним из важных этапов гендерной социализации становится школа. С приходом ребенка в школу на процесс полоролевой социализации и на формирование разного поведения у мальчиков и девочек начинают влиять учителя. Делая вывод из наблюдения, можно отметить, что на уроках учителя уделяют мальчикам в среднем на 20 % больше внимания, чем девочкам. Качество уделяемого внимания тоже различно: мальчиков чаще просят помочь продемонстрировать опыт, а девочек написать протокол; при нехватке учебных пособий в первую очередь их получают мальчики. Учителя по-разному реагируют на одинаковое поведение мальчиков и девочек. Если девочки допускают мелкие нарушения дисциплины, то реакция учителя весьма негативна. К нарушениям со стороны мальчиков отношение более снисходительное. Плохие успехи мальчиков и девочек учителя объясняют по-разному. Причиной неуспеха девочек они считают отсутствие способностей, а мальчиков — недостаток трудолюбия, приложенных усилий.

5 стр., 2086 слов

Игра в работе педагога-психолога: "Мы едем, едем, едем"

... с участниками театр – экспромт.   5-10 минут Игра “ах, театр” Время игры: 1,5 часа Возможности игры: игра разработана для детей в возрасте 9 – 14 лет. Проводится ... личности. Цель: формирование и сплочение детского коллектива через игровое взаимодействие. Задачи игры: развивать внутригрупповые отношения; развивать навыки коллективного взаимодействия, общения; учить принимать ответственность ...

Образ ученого больше вписывается в маскулинную систему ценностей. Были исследованы представления студентов о том, какие качества присущи типичному физику. Характеристики получились следующими: типичный физик умнее, трудолюбивее и мыслит более логично, чем средний человек, но одновременно он менее артистичен и эмоционален, меньше интересуется людьми, его окружающими, и обществом. Эти качества противоположны тем, которыми должны обладать женщины. Девочки подсознательно опасаются добиться успеха и утратить женственность.

Однако не следует думать, что от гендерных стереотипов, выработанных в процессе социализации, страдают только женщины. Запрет на эмоциональность, всегда преуспевающий победитель, сексуальный гигант — эти стереотипы вызывают у многих мужчин, не желающих или не умеющих им следовать, стрессы, чувство неудачника и даже болезни.

Вопросы, касающиеся гендерной социализации и стереотипизации на сегодняшний день как никогда противоречивы. Происходящая в нашем обществе ломка традиционной системы половых ролей и стереотипов серьезно влияет на психику и поведение мужчин и женщин. Наше общество постоянно развивается и проблема приобретает новые формы и нуждается в постоянном изучении. 

В своем анализе Ненси Ходороу (американский социолог и психоаналитик) говорит, что половая идентичность, неизменное ядро формирования личности, окончательно бывает сформирована к трем годам, независимо от пола ребенка. Установлено, что человеком, который заботится о ребенке в первые три года жизни, главным образом является женщина, а внутриличностная динамика формирования половой идентичности для мальчиков и девочек имеет свои отличия. Фемининное формирование идентичности происходит на фоне неразрывной связи, поскольку «матери ощущают своих дочерей в качестве себе подобных и связанных с собой». Соответственно девочки, идентифицируя себя в качестве лиц женского рода, ощущают себя подобными своим матерям, таким образом соединяя чувство привязанности с процессом формирования идентичности. И, напротив, «матери ощущают своих сыновей как мужскую противоположность», а мальчики, осознавая себя в качестве лиц мужского рода, отделяют матерей от себя, таким образом уменьшая «свою первую любовь и чувство эмпатической связи». Следовательно, маскулинное развитие влечет за собой «более выраженную индивидуализацию, более решительное утверждение ощущаемых границ своего эго». Для мальчиков, а не для девочек «проблемы разграничения переплелись с половыми проблемами».

Ходороу доказывает, что проявление половых различий в раннем опыте индивидуализации и единения «не означает, что женщины имеют «более слабые» границы эго, чем мужчины, или более склонны к психозу». По ее мнению, это свидетельствует о том, что «девочки из этого периода выходят, имея основания для «эмпатии», встроенной в их первичное самоопределение, чего нет у мальчиков». Таким образом, Ходороу заменяет негативное, производное описание Фрейдом женской психологии своим позитивным, непосредственным объяснением ее из самой себя: «Девочки имеют более прочную основу для переживания потребностей, чувств другого, как своих собственных (или понимания того, что так же переживаются чужие потребности и чувства другими).

13 стр., 6388 слов

Ролевая игра «Отпуск для Снегурочки» Время проведения: 20 минут

... ситуации; обучить умению распознать характер ситуации, действовать адекватно в условиях соревнования. Ход игры Эта игра по форме – групповой вариант крестиков-ноликов, по сути же – ... участников. заключение: поведение итогов. Методы, применяемые в программе данного тренинга: дискуссии, ролевые игры, психогимнастические упражнения. Основное направление их использования и интерпретации — это создание ...

Более того, девочки не определяют себя в выражениях отрицания пред-Эдиповых форм отношений в такой мере, как мальчики. Вследствие этого возвращение к этим формам не вызывает сильного ощущения угрозы для их эго. С самого раннего возраста, из-за того, что они рождены человеком того же рода девочки начинают чувствовать себя менее обособленными, чем мальчики, более связанными с внешним объективным миром. Кроме того, они по особому ориентированы по отношению к своему внутреннему миру».

Следовательно, взаимоотношения и особенно случаи взаимозависимости переживаются женщинами и мужчинами по-разному. Для мальчиков и мужчин обособление и индивидуализация необходимым образом связаны с формированием половой идентичности, поскольку отделение от матери является существенным для развития маскулинности. Для девочек и женщин проблемы фемининности, как фемининной идентичности, не зависят от достижения обособления от матери или прогресса индивидуализации. Поскольку маскулинность определяется через обособление, в то время как фемининность определяется через единение, мужской половой идентичности угрожает близость, а женской — обособление. Таким образом, у мужчин обычно возникают трудности во взаимоотношениях, а у женщин — в индивидуализации. Качество включенности в социальное взаимодействие и личные отношения, которые характеризуют жизнь женщин в противоположность жизни мужчин, становятся, однако, не просто описательным отличием, а также и препятствием к развитию, поскольку вехи детского и юношеского развития в психологической литературе характеризуются признаками возрастающего отделения. Неспособность женщин к обособлению, по определению, становится неспособностью к развитию.

Традиционная психоаналитическая концепция, начиная с Фрейда, опирается на ведущую роль в половой дифференциации биологических факторов. Основным психологическим механизмом усвоения половой роли является процесс идентификации ребенка с родителями. В развитии личности основное внимание уделялось формированию обусловленных полом моделей поведения, связанных с сексуальной сферой. Для объяснения процесса идентификации использовались понятия «Эдипов комплекс» (у мальчиков) и «комплекс Электры» (у девочек).

Идентификационная теория половой социализации является, по существу, теорией саморазвития, так как, в психоаналитической теории, опыт личности в семье, определяется различиями во врожденных биологических потребностях. Под влиянием этого опыта у детей формируются полоспецифические черты. Эти черты закрепляются по мере взросления. Поэтому социализация как процесс не является главным фактором формирования психологического пола. Согласно представлениям психоанализа — формирование гендерных составляющих смысловой сферы личности детерминировано, по большей части, биологически и ранними этапами семейного воспитания.

18 стр., 8533 слов

Игра, как средство психического развития ребенка

... данного исследования состоит в том, чтобы увидеть, как игра влияет на психическое развитие ребенка. Предметом является развитие психики ребенка в процессе игровой деятельности. Объект исследования ... групп. Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме игры, как средства психического развития ребенка 1.1 Психологические особенности детей дошкольного возраста Психологические ...

Традиционный психоанализ исходит из того, что мужские и женские модели поведения диаметрально противоположны. Для типично мужского поведения характерными являются активность, решительность, агрессивность, соревновательность и направленность на сферу достижений, способность к творческой деятельности. Для типично женского поведения характерны: пассивность, нерешительность, зависимость, конформность, отсутствие логического мышления, отсутствие устремлений к достижениям, высокая эмоциональность.

Влияние половых различий на формирование личности в раннем детстве, которые описывает Ходороу, в младшем школьном возрасте выявляется на основе изучения детских игр. Игры детей рассматриваются как испытание, в ходе которого формируется социальное развитие в школьные годы. В играх дети учатся соблюдать правила, они узнают, как эти правила создаются и изменяются.

Жанет Левер , изучая группу одногодок — учащихся начальной школы и игру как важный элемент процесса социализации в этот период, стремилась выяснить, проявляются ли половые различия в играх детей. Наблюдая за учениками пятого класса в возрасте 10 и 11 лет (выборка составляла 180 человек) из белых семей среднего достатка, она пыталась определить организацию и структуру их игровой активности. Она видела, как играют дети во время перемен, в спортивном зале, и к тому же вела дневники их рассказов о проведении внешкольного времени. На основе этого исследования Левер так описывает половые различия детей: мальчики чаще, чем девочки, играют на улице, чаще играют в больших, смешанных по возрасту группах, чаще играют в соревновательные игры, их игры длятся дольше, чем игры девочек. Последнее в некотором смысле является самым интересным открытием. Оказалось, что игры мальчиков длятся дольше не только из-за того, что они требуют более высокого уровня умения и с меньшей вероятностью становятся скучными, но также из-за того, что в случае возникновения в ходе игры споров мальчики способны разрешить их с большей эффективностью, чем девочки. Ж. Левер отмечает, что «в ходе этого исследования казалось, что мальчики все время ссорились, но ни разу игра не была прекращена из за ссоры, и ни одна игра не была прервана более чем на семь минут» . Оказалось, что мальчикам нравятся споры о законах и правилах игры не меньше, чем сама игра, и даже второстепенные или обладающие меньшим умением игроки в равной степени принимали участие в этих периодически повторяющихся перепалках. Напротив, вспышка споров среди девочек обычно вела к прекращению игры. У мальчиков более глубокий интерес вызывает разработка правил и совершенствование справедливых процедур разрешения конфликтов — интерес, который, не захватывал девочек. Девочкам свойственно более «прагматическое» отношение к правилам. Для них «правило считается настолько хорошим, настолько долго действующим, насколько оно удовлетворяет играющих». Девочки более терпимы в своем от ношении к правилам, более склонны делать исключения и легче мирятся с нововведениями.

10 стр., 4930 слов

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2

... измене­ния в плане переживаний, подготовленные всем ходом личностного развития в дошкольном возрасте. В конце до­школьного детства наметилось ... связано с игрой, — ме­нее важным. Маленький школьник с увлечением играет, и играть еще будет долго, но игра перестает быть ... ребенок выходит из кризиса и вступает в но­вый возраст. § 2. Учебная деятельность Ребенок действительно становится школьником тогда ...

Значительный вклад в создании модели психологии развития, формирующей задачи, встающие перед человеком на разных стадиях развития, был сделан Эриком Эриксоном. Он выдвинул концепцию психосоциального развития (культурные и социальные влияния, способствующие идентичности человека).

Эриксон утверждал, что на каждой стадии происходит кризис,  который человек должен преодолеть. Последствиями кризиса могут стать как здоровье и позитивное самоощущение, так и плохая адаптация, беспокойство и заниженная самооценка. В подростковом и юношеском возрасте перед человеком стоит задача постичь себя как сексуальную личность и обрести чувство близости с другим человеком. Неудачи в достижении этой цели могут вызвать путаницу в половых ролях и замкнутость, отсюда патологический способ сексуального функционирования, сохраняется всю жизнь.