Курсовая 3 курс 2

Содержание

Введение

  1. Теоретические подходы к пониманию адаптации
    1. Понятие социально-психологической адаптации.
    2. Проблемы адаптации курсантов-первокурсников.
  2. Эмпирическое исследование социально-психологической адаптации курсантов 1 курса психологического факультета
    1. Организация и методы исследования.
    2. Результаты исследования и их интерпретация.
    3. Выводы

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Успешная адаптация в высшем учебном заведении служит фактором оптимизации жизни и деятельности первокурсников. Неэффективная адаптация, напротив, приводит к ряду негативных явлений: возникновению у первокурсника отрицательных психических состояний, напряженности отношений внутри коллектива и др.

Наиболее тяжело первокурсники переживают начальный период адаптации. С момента начала обучения первокурсник переживает сложный период адаптации к новой среде, к непривычным условиям труда и быта, новому социальному окружению, специфическим требованиям режима проживания на казарме, комплексу социально-экономических явлений.

Проблема социально-психологической адаптации у студентов первокурсников изучается в рамках различных разделов психологии: социальной психологии, психологии личности и др.

Социально-психологическая адаптация – это сложное явление, связанное с индивидуальными особенностями человека и с позицией личности в обществе. В зарубежной психологии, данную проблему изучали Г. Айзенк, Л. Филипс, Г. Гартман и другие.1

В отечественной психологии изучению социально-психологической адаптации посвящены исследования А. А. Налчаджяна, Д. А. Андреевой,

А. В. Петровского, И. К. Кряжевой и многих других исследователей.

2 стр., 564 слов

Программа психологического исследования 2012

... другие исследования, какую-то теорию, жизненные наблюдения и т.д. Например, Часть студентов на занятиях по психологии не ... испытуемых не менее 10 человек. 4. Ход исследования 5.Результаты исследования 6.Выводы 1, 2, 3 части необходимо сдать ... характеристики определяют выбор места в аудитории. Методика исследования. Здесь называется метод сбора данных(эмпирический метод):наблюдение, эксперимент, ...

Данная проблема имеет широкое освещение в научной литературе. Изучение данного феномена поможет увидеть проблемы негативной адаптации первокурсников, что, в свою очередь, может стать перспективой развития психокоррекционных программ для оптимизации процесса адаптации курсантов первого курса. Все это обусловило выбор темы и ее актуальность.

Цель данной курсовой работы – дать характеристику социально-психологической адаптации курсантов.

Объектом исследования является адаптация курсантов 1 курса психологического факультета. Предмет исследования – это особенности социально-психологической адаптации первокурсников.

Для достижения цели и проверки гипотезы в процессе исследования, решались следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие социально-психологической адаптации.
  2. Определить проблемы адаптации курсантов-первокурсников.
  3. Провести исследования на предмет определения особенностей социально-психологической адаптации первокурсников.
  4. Сравнение результатов исследования групп курсантов.

Стоящие перед нами задачи, мы пытались решить с помощью следующих методов:

  • Теоретические методы: анализ научной литературы.
  • Эмпирические методы: диагностика социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.
  • Методы математической обработки данных: анализ данных первичной статистики.

1. Теоретические подходы к пониманию социально-психологической адаптации

  1. Понятие социально-психологической адаптации.

В самом общем виде адаптация – это процесс приспособления человека к условиям внешней и внутренней среды. Понятие адаптации происходит от лат. adapto – приспособляю. Оно заимствовано из биологии и означает прилаживание, приспособление к окружающей среде.

Адаптация — это свойство человека, которое характеризует его устойчивость к условиям среды, выражая уровень приспособленности к ней. Здесь важно видеть взаимный характер адаптации человека и той среды, с которой он вступает в регулярные адаптационные связи. Устойчивая психическая адаптация (адаптированность), уровень психической деятельности, определяющий адекватное заданным условиям среды поведение человека, его эффективное взаимодействие со средой и успешную деятельность без значительного нервно-психического напряжения. 2

В отечественной психологии изучением данного феномена занимался А. А. Налчаджан. Он определяет социальную адаптацию как состояние взаимоотношений личности и группы, при котором личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои социогенные потребности и свободно выражает свои творческие способности.3В связи с этим автор выделяет нормальную, девиантную и патологическую виды адаптации.

4 стр., 1513 слов

Социально-психологические закономерности деятельности менеджера

... социально – психологических закономерностей деятельности менеджера. Задачи исследования: - Выявить существующие на данном этапе развития психологические закономерности деятельности менеджера; - Раскрыть области применения психологических закономерностей в деятельности менеджера; - Выявить особенности практического применения психологических закономерностей в деятельности ...

Нормальная адаптация приводит к устойчивой адаптивности личности в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений её структуры, а так же без нарушения норм той социальной группы, в которой протекает активность личности.

Девиантная адаптация — это те процессы социальной адаптации личности, которые обеспечивают удовлетворение потребностей индивида в данной группе при том условии, что ожидания остальных участников социального процесса не оправдываются таким поведением.

Патологическая адаптация — это такой социально-психический процесс, который полностью или частично осуществляется с помощью патологических механизмов и форм поведения и приводит к образованию патологических комплексов характера, входящих в состав невротических и психотических синдромов. Патологизирующее поведение, однако, может быть и адаптивным тогда, когда в группе ожидается именно такое поведение, т.е. когда группа имеет патологизированные нормы.

В качестве специфических особенностей социальной адаптации отмечается активное участие сознания, влияние трудовой деятельности человека на среду, активное изменение человеком результатов своей социальной адаптации в соответствии с социальными условиями бытия, а «успешный» характер адаптация носит при сохранении устойчивости объекта, приобретении нового качества в результате изменчивости и развитии адаптивных механизмов.4

Сложным является вопрос о показателях социально-психологической адаптации. В наиболее общем виде такими показателями являются состояние психического здоровья человека и степень биологического воспроизводства определенной этносоциальной группы. Это значит, что показатели адаптации определяют жизнеспособность и выживаемость, как индивида, так и группы. Также отмечаются показатели, связанные с переосмысление ситуации, эффективности решения трудных ситуаций, в том числе в учебной и профессиональной деятельности.

А. В. Петровский выделяет три фазы развития личности при вхождении ее в относительно стабильную социальную сферу: адаптация – индивидуализация — интеграция. В ходе адаптации человек осваивает действующие в группе нормы, усваивает приемы и средства деятельности, которыми владеют все члены группы.5

Субъект не может осуществить потребность проявить себя как личность, пока он не освоил действующие в группе нормы и ценности, не овладел приемами и средствами деятельности.

Эффективная адаптация достигается индивидом за счет субъективно переживаемых утрат некоторых своих индивидуальных отличий.

Процесс индивидуализации порождается обостряющимися противоречиями между результатами первой фазы «быть как все» и стремлением к максимальной персонализации.

Индивид вынужден искать способы для достижения своей цели, то есть персонализации, мобилизовать для этого все внутренние ресурсы.

23 стр., 11099 слов

Сравнительная характеристика психических процессов и их значение ...

... работы, преподавательской и практической деятельности. Психология ощущения. Ощуще́ние ... (самый высокий диапазон адаптации). Явление адаптации имеет целесообразное биологическое ... психология неразрывно связана спсихологией личности. Без общей психологии психолог ... чувствительности. Но чувствительность каждого человека изменяется в зависимости от ... делятся на три группы. К первой группе относятся ощущения, ...

Третья фаза — интеграция — характеризуется противоречием между стремлением субъекта и его способностью быть идеально представленным в других, а также потребностью группы принять его индивидуальные качества, соответствующие групповым ценностям.

В процессе интеграции происходит формирование новообразований личности, которые отвечают потребностям группового развития и потребности индивида осуществлять значимый вклад в жизнь группы. Об интеграции можно говорить и в том случае, когда не столько индивид приводит в соответствие свою потребность в персонализации потребностям общности, сколько общность трансформирует свои потребности в соответствии с потребностями индивида, который в этом случае занимает позицию лидера.

Для формирования устойчивой структуры личности необходимо многократное воспроизведение успешной или неуспешной адаптации, индивидуализации и интеграции, что и происходит на протяжении жизни человека, так как он входит не в одну, а во многие группы. Закономерности, открытые и изученные А.В. Петровским, могут рассматриваться как характерные не только для периодов детства и ранней юности, но и для последующего возрастного развития и могут стать основой для периодизации всего развития личности.

С точки зрения развития личности интерес представляют работы А. В. Петровского, который ввел понятие неадаптивности. Это понятие теряет свойственный ему смысл болезненных отклонений от «нормы» и рассматривается как феномен роста и развития возможностей человека. Возникает неадаптивная активность субъекта, которая образует ядро развивающейся личности.

При анализе категорий «адаптивность-неадаптивность» раскрываются тенденции функционирования целеустремленной системы, определяющиеся соответствием-несоответствием между ее целями и достигаемыми результатами в процессе деятельности.6

Адаптивность — это согласование целей и результатов функционирования целеустремленной системы. Неадаптивность — противоречие между целью и результатом активности индивида: намерение не совпадает с деянием, замысел — с воплощением и т.д. Это противоречие — источник существования и развития индивида.7

Следующий ученый, И. К. Кряжева подчеркивает активность личности в процессе социальной адаптации. Она рассматривают социально-психологическую адаптацию как взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к правильным соотношениям целей и ценностей личности и группы. Адаптация происходит тогда, когда социальная среда  способствует реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию и развитию ее индивидуальности.8

В описании процесса адаптации фигурируют такие понятия, как «преодоление», «целенаправленность», «развитие индивидуальности», «самоутверждение».

В зависимости от структуры потребностей и мотивов личности формируются следующие типы адаптационного процесса:

— тип, характеризующийся преобладанием активного воздействия на социальную среду;

2 стр., 534 слов

Практическое занятие № 2. Личность студента в образовательном процессе

... Психологические основы профессионального самоопределения и становления личности. 3. Типология личности студента, индивидуально-типологические особенности. 4. Адаптация студентов к учебному процессу в высшей школе: этапы, трудности, условия ... с. 8. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования : от деятельности к личности: учеб. пособие для студ., обуч. по направлению и спец. психологии. 2 ...

— тип, определяющийся пассивным, конформным принятием целей и ценностных ориентаций группы.

Д. А. Андреева рассматривает адаптацию и социализацию как единый процесс взаимодействия личности и общества. При этом адаптация выражает приспособление человека к новой для него предметной деятельности, являясь условием социализации, понимаемой как процесс становле­ния личности.9

Социальная адаптация, определяется как процесс приспособления личности к существующим общественным отношениям, нормам, ценностям, традициям общества, в котором человек действует и живет.

Адаптация человека имеет два аспекта – психологический и биологический. Психологический аспект адаптации – приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными требованиями, мотивами, интересами. Психологическая адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества. Основные проявления психологической адаптации – взаимодействие (в том числе и общение) человека с окружающими людьми и его активная деятельность.10

Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления, в отличие от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически.

Адаптивный процесс имеет определенные стадии развития и протекает фазно. Обычно выделяют фазы кратковременного повышения резистентности и ее снижения, после чего развивается состояние устойчивого приспособления. В общем виде эта схема описывает адаптивные изменения при действии на организм самых разнообразных факторов внешней среды — холода, гипоксии и т. д.

Этапы социально-психологической адаптации:

  1. Подготовительный этап имеет место в том случае, когда человек

предполагает или знает о предстоящих изменениях. Содержание этой стадии носит познавательный характер. В зависимости от индивидуальных свойств и качеств личности познавательное поведение будет либо активно целенаправленным, либо пассивным.

  1. Этап стартового психического напряжения – пусковой момент включения механизма переадаптации. Содержание данного этапа состоит в нарастании эмоционального напряжения, формирование состояния внутренней и внешней напряженности, являющейся психофизиологическими детерминантами активизации деятельности организма. Происходит внутренняя мобилизация психических ресурсов человека для последующего из использования в целях организации нового уровня психической деятельности в измененных условиях существования.
  2. Этап острых психических реакций входа (первичная дезадаптация) – личность начинает испытывать на себе влияние психогенных факторов измененных условий существования. Основные факторы: измененная афферентация, резкое изменение набора раздражителей, которые действовали на психику и органы чувств человека ранее.11

Любые экстремальные или нестандартные условия являются фрустрирующими. Фрустрация есть неизбежное следствие конфликтов между потребностями человека и ограничениями, налагаемыми средой (обществом, условиями деятельности и др.)

Последствия фрустрации различаются по их влиянию на личность и ее поведение, могут быть конструктивными и разрушительными. Конструктивный момент – эмоциональная напряженность, вызванная фрустрацией, активирует психическую деятельность человека на поиск выхода из конфликтной ситуации. Конструктивная сторона фрустрации носит характер успешной переадаптации. Если уровень напряжения, вызванный сценическими эмоциями, переживаемыми человеком в измененных условиях, продолжает расти и превышает индивидуальный порог толерантности к фрустрации, то в этом случае возможен деструктивный выход из ситуации. Успешная переадаптация здесь невозможна, более того, на фоне преобладания тревожных эмоций возрастает дезорганизация психической деятельности человека, истощая его психические ресурсы. Нервно-психическая деятельность приобретает неустойчивый характер, когда старые привычные комплексы нервно-психических реакций уже не в состоянии обеспечить эффективное взаимодействие со средой, а новые комплексы еще не выработаны.

В данном случае, психическая деятельность, должна найти разрядку на высоком уровне активации, но так как ее направленность для личности будет деструктивной, то в результате произойдет инерция дезадаптивных состояний.

Деструктивные последствия фрустрации конфликта между потребностями личности и ограничениями в их удовлетворении проявляются в двух формах – агрессии и бегстве от ситуации.

Агрессивный – как бы атака на препятствие или барьер. При осознании возможной или явной опасности агрессии, она направляется на любой случайный объект, на посторонних людей, сослуживцев, не причастных к самой причине агрессии. Это могут быть ярость, вспышки гнева по ничтожным поводам, недовольство всем, особенно требованиям, предъявляемым к данной личности.

Бегство от ситуации – это «уход» человека в свои переживания, обращение психической энергии на генерацию собственных негативных состояний, самокопание, самообвинение. Развиваются тревожные депрессивные симптомы. Этот тип людей характеризуется замкнутостью, отрешенностью, погруженностью в мир внутренних разрушений.12

  1. Этап завершающего психического напряжения – если адаптационный процесс развивается успешно. В содержании этой стадии наблюдается подготовка психи человека к возвращению старых режимов функционирования реакций и их подготовка к заново моделируемым сознанием личности условиям. В этот период вновь появляются симптомы тревожности, волнительности.
  2. Этап острых психических реакций «выхода» — завершающая стадия, по своим функциям аналогична стадиям «выхода».

Под «выходом» подразумевается выход из экстремальных условий, в которых личность находилась некоторое время. Здесь возможны поведенческие реакции типа эйфории, «почти полной свободы».

Далее наступает реадаптация к привычной жизни (относительно), в обычную среду деятельности и обитания.13

Таким образом, адаптация в широком смысле означает приспособление к окружающим условиям. Выделяют биологический (психофизиологический) и психический аспекты адаптации. Причем качественное своеобразие адаптационных процессов у человека состоит в их активном, личностно и социально опосредованном характере, дающем возможность произвольного контроля, в том числе ряда психофизиологических адаптационных реакций.

  1. Проблемы адаптации курсантов-первокурсников.

Современные условия функционирования социума складываются так, что общество все больше и больше нуждается в высококвалифицированных сотрудниках. Для профессиональной подготовки юноши и девушки стремятся поступить в высшее учебное заведение (далее ВУЗ).

Первый год обучения очень важен с точки зрения адаптации студентов (курсантов) для обучения в ВУЗе. Происходит процесс приведения основных параметров его социальных и личностных характеристик в соответствии к новым условиям вузовской среды.

Первокурсники, поступив в ВУЗ, прежде всего приобретают новую социальную роль – студента (курсанта).

Они методом проб и ошибок пытаются освоить ожидаемое от них поведение, на основе которого они строят взаимоотношения со сверстниками и преподавательским составом. Отметим, что в ВУЗе большую роль социализации отдельного индивида, играет учебная группа. Чем быстрее сформируется учебная группа, выстроятся определенные системы отношений, тем быстрее курсанты освоят новую социальную роль.14

Кроме того, в ВУЗе учебные нагрузки принципиальным образом отличаются от школьных нагрузок. Информационная насыщенность учебного процесса, больший процент аудиторных занятий на первом курсе, наличие особых форм организации учебной деятельности в ВУЗе — все это повышает тревожность у первокурсников и существенно влияет на процесс адаптации. Для многих студентов высокие требования учебного процесса нередко приобретают характер травмирующих факторов.15Постоянное умственное и психическое напряжение, а также нарушения труда, отдыха и питания часто приводят к срыву процесса адаптации и развитию заболеваний.

Не стоит забывать и о служебной нагрузке курсантов. Речь идет о проживании в расположении института, несение службы в составе суточного наряда, большая физическая нагрузка. Это так же оказывает влияние на прохождение процесса адаптации у первокурсников.16

Следует отметить, очень часто процесс социально-психологической адаптации первокурсников протекает стихийно. А вместе с тем, не все студенты, попадая в атмосферу ВУЗа, способны быстро адаптироваться. Отсюда возникает необходимость комплекса мер по адаптации вчерашних абитуриентов к вузовской жизни. Ведь очевидно, что профессиональное и личностное развитие будущих специалистов станет эффективнее, если будет целенаправленное и активное сопровождение адаптационного процесса.17

Список литературы

  1. Андреева Д. А. О понятии адаптации: Исследования адаптации студентов к обучению в вузе, — А.: Человек и общество, 2006.- 451 с.
  2. Мельник С. Н. Проблемы адаптации первокурсников к учебному процессу, — Студенческий научный журнал т. 1, № 6, 2010, 80-81 с.
  3. Столяренко Л. Д. Основы психологии: учебное пособие для вузов. – 4-е изд. – РнД: ФЕНИКС, 2009, 447 с.
  4. Петровский A.B., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 1998.
  5. Большой психологический словарь/ под ред. Б. Г. Мещеркова, акад. В. П. Зинченко. М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003, 440 с.
  6. Маклакова А. Г. Общая психология: Учебник/ А. Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2010, 592 с.
  7. Панченко Л. Л. Адаптация к вузу, стресс и здоровье студентов и курсантов// Воспит. Учащ. Молодежи – Владоивосток: изд. Дальневост. ун-та, 2002. – 153 с.
  8. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М., 2008.
  9. Меньшикова И.Н. Социально-психологическая адаптация студентов к вузу. Текст / И.Н. \\ Материалы Ι Международной научно-практической конференции «Молодежь и наука: реальность и будущее». — Невинномысск, 2008.
  10. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии /2-е изд перераб. и доп. — М.: Эксмо, 2010. — 368 с. — (Психологическое образование).
  11. Психология. Педагогика. Этика.: Адаптация к экстремальным условиям: Учебник для вузов/под ред. Ю. В. Наумкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Закон и право; ЮНИТИ, 2002, 55 с.
  12. Кряжева И.К. Социально-психологические факторы адаптированности личности: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1980. 24 с.
  13. http://testoteka.narod.ru/lichn/0.html

  1. Эмпирическое исследование социально-психологической адаптации курсантов 1 курса психологического факультета
    1. Организация и методы исследования

Анализ научной литературы показал, что изучение психологических особенностей процесса адаптации первокурсников является актуальным в настоящее время, так как негативные моменты адаптации могут обусловить дальнейшее асоциальное развитие личности курсантов-первокурсников.

В связи с вышесказанным, нам представляется правомерным выдвинуть гипотезу о том, что первокурсники, менее адаптированы к жизни в новых условиях, в связи с различной выраженностью таких механизмов адаптации, как самовосприятие и принятие других, эмоциональная комфортность и интернальность.

Сформированная нами гипотеза предполагает решение нескольких исследовательских задач:

  1. Изучение уровня социально-психологической приспособленности у первокурсников.
  2. Изучение особенностей социально-психологической адаптации курсантов.
  3. Выявление наличия различий в исследуемых группах.

Для решения поставленных задач было необходимо обосновать выборку испытуемых. В качестве экспериментальной (основной выборки) выступали 24 человека. Выборка формировалась из числа курсантов 1 курса психологического факультета.

Исследование включает в себя несколько этапов:

На первом этапе был произведен отбор людей из числа первокурсников с целью отбора испытуемых в экспериментальные группы. Критерием отбора было определено, обучение курсантов на 1 курсе психологического факультета.

На втором этапе было проведено исследование с помощью выбранной методики.

На третьем этапе был произведен анализ анкет и интерпретация полученных результатов

В соответствии с поставленными задачами, были определены методы исследования. Основным методом исследования выступило тестирование.

В качестве экспериментальной методики, адекватных поставленным задачам, нами была определена следующая:

Диагностика социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.

Личностный опросник предназначен для изучения особенностей социально-психологической адаптации и связанных с этим черт личности. Стимульный материал представлен 101 утверждением, которые сформулированы в третьем лице единственного числа без использования каких-либо местоимений. В методике предусмотрена достаточно дифференцированная,7-бальная шкала ответов.

Авторами выделяются следующие 6 интегративных показателей: 1 – «Адаптация»; 2 – «Самопринятие»; 3 – «Принятие других»; 4 — «Эмоциональная комфортность»; 5 — «Интернальность»; 6 — « Стремление к доминированию».

С помощью обработки данных проведенной методики выявляются следующие характеристики:

— коэффициент социально — психологической адаптированности;

— коэффициент социально – психологической дезадаптированности;

— факторы, определяющие адаптированность – дезадаптированность.

Текст методики см. Приложение 1.

2.2. Результаты исследования и их интерпретация.

С помощью методики исследования социально – психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда мы изучали особенности социально-психологической приспособленности и связанные с этим черты личности у курсантов 1 курса психологического факультета.

Авторы методики предположили, что социально – психологическая адаптация строится на основе нескольких параметров, а именно: социально – психологическая адаптация; дезадаптация; принятие себя; непринятие себя; принятие других; непринятие других; эмоциональный комфорт; эмоциональный дискомфорт; внутренний контроль; внешний контроль; лживость (+); лживость (-); доминирование; ведомость; эскапизм (уход от проблем).

Так же, авторами выделено 6 основных шкал: 1 – «адаптация», 2 – «самопринятие», 3 – «принятие других», 4 – «эмоциональная комфортность», 5 – «интернальность», 6 – «стремление к доминированию».

Курсовая 3 курс — Стр 2

Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Средние значения по методике исследования социально – психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда

Шкалы

Группа 1

Группа 2

Среднее значение

Стандартное отклонение

Среднее значение

Стандартное отклонение

Адаптация

56,1

28

54,6

27,3

Самопринятие

68,7

34,3

66,3

33,1

Принятие других

59,5

29,8

58,4

29,2

Эмоциональная комфортность

56,7

28,3

51,9

25,9

Интернальность

60,9

30,5

55,9

27,9

Стремление к доминированию

46,05

23,03

53,4

26,7

Данные таблицы свидетельствуют о наличии индивидуальных различий внутри групп: «адаптация», « самопринятие», «принятие других», «эмоциональная комфортность», «интернальность», «эскапизм». Рассмотрим каждую шкалу в отдельности

Средние показатели по шкале «Адаптация» у обеих групп находятся в пределах нормы, что говорит нам об успешном приспособлении к измененяемым условиям среды. Но обратим внимание на то, что у испытуемых 1 группы, показатель выше на 1,5 %, что может говорить нам о недостаточно активном приспособлении к изменяемым условиям окружающей среды испытуемых группы 2.

Средние показатели по шкале «Принятие себя» свидетельствует о присутствии у курсантов чувства собственной ценности, способности понимать себя. Сравнивая показатели 1 и 2 групп, мы можем увидеть, что показатель 1 группы выше показателя 2 на 2,4 %, это говорит о том, что испытуемые 1 группы более уравновешенные, спокойные, уверенные в себе по сравнению с испытуемыми 2 группы.

Средний показатель по шкале «Принятие других» в обеих группах имеет не значительные отличия. Данный результат свидетельствует о том, что курсанты обеих групп принимают других, могу поставить себя на их место, дают адекватную самооценку действиям других.

Средний показатель по шкале «Эмоциональная комфортность» имеет большой разрыв между группами, он составляет 4,8 %, исходя из этого, мы можем сделать вывод о том, что испытуемые 1 группы испытывают большее удовольствие и радости от учебного процесса, взаимодействия с одногруппниками, чем испытуемые 2 группы.

Средний показатель по шкале «Интернальность» в группах имеет результат ещё выше, чем по шкале «Эмоциональная комфортность» и составляет 5 %. Данный процент, свидетельствует о том, что испытуемым группы 1 в большей степени свойственно принимать ответственность за события своей жизни на себя, объясняя их своими способностями, чертами личности, особенностями поведения, в отличии от испытуемых группы 2.

Средний показатель по шкале «Стремление к доминированию», единственный показатель, который во 2 группе испытуемых выше, чем в группе испытуемых 1. Разность между показателями групп составляет 7, 35 %. Это свидетельствует о том, что испытуемые группы 2, в большей степени стремятся к доминированию, к власти надо окружающими. Что у испытуемых 2 группы более развиты лидерские качества, чем в группе 1.

Стандартное отклонение по всем шкалам свидетельствует о наличии индивидуальных различий внутри каждой группы.

Таким образом, анализ средних значений по методике «Социально – психологическая адаптация» К. Роджерса и Р. Даймонда, показал, что курсантов 1 группы уровень социально – психологической адаптации выше, чем у курсантов 2 группы, что указывает на малоэффективное приспособление к условиям социальной среды, но вместе с тем, курсанты 2 группы больше стремятся к доминированию, к лидерству.

  1. Выводы

В нашей работе были проанализированы и изучены особенности социально – психологической адаптации курсантов 1 курса психологического факультета, тем самым достигли цели нашего исследования.

На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:

— у курсантов обеих групп уровень социально – психологической адаптации выше нормы, что говорит о достаточном уровне адаптации.

— Прослеживаются значимые различия по шкале «Интернальность», что свидетельствует о различно выраженности умения курсантами управлять собой и своими собственными поступками.

— Несмотря на полученные результаты исследования, стоит заметить, что по ряду шкал («Принятие себя», «Эмоциональная комфортность», «Стремление к доминированию») выявлены индивидуальные различия не только между группами, но и внутри них.

— Курсанты 1 группы менее склонны к проявлению лидерских качеств, чем курсанты группы 2.

В результате проведенного исследования, на основе анализа различных теорий по изучению данной темы, была подтверждена гипотеза о том, что первокурсники, менее адаптированы к жизни в новых условиях, в связи с различной выраженностью таких механизмов адаптации, как самовосприятие и принятие других, эмоциональная комфортность и интернальность.

Заключение

Проведенное исследование показало, что изучение психологических процессов адаптации курсантов – первокурсников является актуальным в настоящее время, так как негативные моменты адаптации могут обусловить дальнейшее асоциальное развитие личности курсантов.

Анализ литературных данных свидетельствует о том, что социально – психологическая адаптация – сложное явление, связанное с индивидуальными особенностями человека, и с позиции личности общества. Под социально – психологической адаптацией к изменяемым условиям жизни подразумевается умение первокурсникам устанавливать межличностные отношения – как формальные (деловые, например, с преподавателями, начальством курсов), так и неформальные (дружеские, например, одногруппники), эффективно взаимодействовать с другими людьми и адекватно выражать свои чувства и потребности.

Большинство авторов сходится на том, что адаптационный период является самым напряженным в плане соответствия сложившейся у человека направленности требований, которые ему предъявляются средой образовательного учреждения. Наиболее тяжело первокурсникам переживается начальный период пребывания в новых условиях.

Изучая данный феномен, можно увидеть проблемы протекания негативной адаптации у первокурсников, что в свою очередь может стать перспективой развития психокоррекционных программ для оптимизации процесса адаптации курсантов на разных этапах пребывания в новых условиях.

В нашей работе мы проанализировали научную литературу по проблеме исследования, провели эмпирическое исследование и таки образом, выполнили поставленные нами задачи в ходе исследования и достигли цели работы.

Приложение 1

Методика «Социально – психологическая адаптация» К. Роджерса и Р. Даймонда

Опросник личностный. Предназначен для изучения особенностей социально-психологической адаптации и связанных с этим черт личности.

Стимульный материал представлен 101 утверждением, которые сформулированы в третьем лице единственного числа, без использования каких-либо местоимений. По всей вероятности, такая форма была использована авторами для того, чтобы избежать влияния «прямого отождествления». То есть ситуации, когда испытуемые сознательно, напрямую соотносят утверждения со своими особенностями. Данный методический прием является одной из форм «нейтрализации» установки тестируемых на социально-желательные ответы.

В методике предусмотрена достаточно дифференцированная, 7-бальная шкала ответов. Остается открытым вопрос, насколько оправдано применение подобной шкалы, так как в обыденном сознании испытуемому достаточно трудно выбрать между таким вариантами ответов, как например, 2″ — сомневаюсь, что это можно отнести ко мне; и «3» — не решаюсь отнести это к себе.

Авторами выделяются 6 интегральных показателей:

  1. «Адаптация»;
  2. «Приятие других»;
  3. «Интернальность»;
  4. «Самовосприятие»;
  5. «Эмоциональная комфортность»;
  6. «Стремление к доминированию».

Каждый из них рассчитывается по индивидуальной формуле, найденной, по всей вероятности, эмпирическим путем. Интерпретация осуществляется в соответствии нормативными данными, рассчитанными отдельно для подростков и взрослой выборки.

Инструкция

В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни, переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни.

Прочитав очередное высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените, в какой мере это высказывание может быть отнесено к вам. Для того чтобы обозначить ваш ответ в бланке, выберите один из семи вариантов оценок, пронумерованных цифрами от 0 до 6, подходящий, по вашему мнению:

  • 0 — это ко мне совершенно не относится;
  • 1 — мне это не свойственно в большинстве случаев;
  • 2 — сомневаюсь, что это можно отнести ко мне;
  • 3 — не решаюсь отнести это к себе;
  • 4 — это похоже на меня, но нет уверенности;
  • 5 — это на меня похоже;
  • 6 — это точно про меня.

Выбранный вами вариант ответа отметьте в бланке для ответов в ячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания.

Тестовый материал.

  1. Испытывает неловкость, когда вступает с кем-нибудь в разговор.
  2. Нет желания раскрываться перед другими.
  3. Во всем любит состязание, соревнование, букву.
  4. Предъявляет к себе высокие требования.
  5. Часто ругает себя за сделанное.
  6. Часто чувствует себя униженным.
  7. Сомневается, что может нравиться кому-нибудь из лиц противоположного пола.
  8. Свои обещания выполняет всегда.
  9. Имеет теплые, добрые отношения с окружающими.
  10. Человек сдержанный, замкнутый, держится ото всех чуть в стороне.
  11. В своих неудачах винит себя.
  12. Человек ответственный, на него можно положиться.
  13. Чувствует, что не в силах хоть что-нибудь изменить, что все его усилия напрасны.
  14. На многое смотрит глазами сверстников.
  15. Принимает в целом те правила и требования, которым надлежит следовать.
  16. Собственных убеждений и правил ему не хватает.
  17. Любит мечтать, иногда даже средь бела дня; с трудом возвращается от мечтаний к действительности.
  18. Всегда готов к защите и даже нападению, «застревает» на переживаниях обид, мысленно перебирая способы мщения.
  19. Умеет управлять собой и собственными поступками, заставлять себя, разрешать себе; самоконтроль для него не проблема.
  20. Часто портится настроение: накатывает уныние, хандра.
  21. Все, что касается других, его не волнует: сосредоточен на себе, занят собой.
  22. Люди, как правило, ему нравятся.
  23. Не стесняется своих чувств, открыто их выражает.
  24. Среди большого скопления народа бывает немножко одиноким.
  25. Сейчас очень не по себе. Хочется все бросить, куда-нибудь спрятаться.
  26. С окружающими обычно ладит.
  27. Все труднее бороться с самим собой.
  28. Настораживает незаслуженное доброжелательное отношение окружающих.
  29. В душе оптимист, верит в лучшее.
  30. Человек неподатливый, упрямый, таких называют трудными.
  31. К людям критичен и судит их, если считает, что они этого заслуживают.
  32. Обычно чувствует себя не ведущим, а ведомым: ему не всегда удается мыслить и действовать самостоятельно.
  33. Большинство из тех, кто его знает, хорошо к нему относятся, любят его.
  34. Иногда бывают такие мысли, которыми не хотелось бы ни с кем делиться.
  35. Человек с привлекательной внешностью.
  36. Чувствует себя беспомощным, нуждается в том, чтобы кто-то был рядом.
  37. Приняв решение, следует ему.
  38. Принимает, казалось бы, самостоятельные решения, но не может освободиться от влияния других людей.
  39. Испытывает чувство вины, даже когда винить себя как будто бы не в чем.
  40. Чувствует неприязнь к тому, что его окружает.
  41. Всем доволен.
  42. Выбит из колеи: не может собраться, взять себя в руки, организовать себя.
  43. Чувствует вялость; все, что раньше волновало, стало вдруг безразличным.
  44. Уравновешен, спокоен.
  45. Разозлившись, нередко выходит из себя.
  46. Часто чувствует себя обиженным.
  47. Человек порывистый, нетерпеливый, горячий; ему не хватает сдержанности.
  48. Бывает, что сплетничает.
  49. Не очень доверяет своим чувствам: они иногда подводят его.
  50. Довольно трудно быть самим собой.
  51. На первом месте рассудок, а не чувство: прежде чем что-либо сделать, подумает.
  52. Происходящее с ним толкует на свой лад, способен напридумывать лишнего. Словом, «не от мира сего».
  53. Терпимый к людям и принимает каждого таким, каков тот есть.
  54. Старается не думать о своих проблемах.
  55. Считает себя интересным человеком: привлекательным как личность, заметным.
  56. Человек стеснительный, легко тушуется.
  57. Обязательно нужно напоминать, подталкивать, чтобы довел дело до конца.
  58. В душе чувствует превосходство над другими.
  59. Нет ничего, в чем бы выразил себя, проявил свою индивидуальность, свое Я.
  60. Боится того, что подумают о нем другие.
  61. Честолюбив, неравнодушен к успеху, похвале; в том, что для него существенно, старается быть среди лучших.
  62. Человек, у которого в настоящий момент многое достойно пре зрения.
  63. Человек деятельный, энергичный, полон инициатив.
  64. Пасует перед трудностями и ситуациями, которые грозят осложнениями.
  65. Себя просто недостаточно ценит.
  66. По натуре вожак и умеет влиять на других.
  67. Относится к себе в целом хорошо.
  68. Человек настойчивый, напористый; ему всегда важно настоять на своем.
  69. Все привычки считает хорошими.
  70. Не любит, когда с кем-нибудь портятся отношения, особенно если разногласия грозят стать явными.
  71. Подолгу не может принять решение, а потом сомневается в его правильности.
  72. Пребывает в растерянности, все спуталось, все смешалось у него.
  73. Доволен собой.
  74. Невезучий.
  75. Человек приятный, располагающий к себе.
  76. Лицом, может, и не очень пригож, но может нравиться как человек, как личность.
  77. Презирает лиц противоположного пола и не связывается с ними.
  78. Когда нужно что-то сделать, охватывает страх: а вдруг не справлюсь, вдруг не получится.
  79. Легко, спокойно на душе, нет ничего, что сильно тревожило бы.
  80. Умеет упорно работать.
  81. Чувствует, что растет, взрослеет: меняется сам и его отношение к окружающему миру.
  82. Случается, что говорит о том, в чем совсем не разбирается.
  83. Всегда говорит только правду.
  84. Встревожен, обеспокоен, напряжен.
  85. Чтобы заставить хоть что-то сделать, нужно как следует настоять, и тогда он уступит.
  86. Чувствует неуверенность в себе.
  87. Обстоятельства очень часто вынуждают защищать себя, оправдываться и обосновывать свои поступки.
  88. Человек уступчивый, податливый, мягкий в отношениях с другими.
  89. Человек толковый, любит размышлять.
  90. Иной раз любит прихвастнуть.
  91. Принимает решения и тут же их меняет; презирает себя за безволие, а поделать с собой ничего не может.
  92. Старается полагаться на свои силы, не рассчитывает на чью-либо помощь.
  93. Никогда не опаздывает.
  94. Испытывает ощущение скованности, внутренней несвободы.
  95. Выделяется среди других.
  96. Не очень надежный товарищ, не во всем на него можно положиться.
  97. В себе все ясно, себя хорошо понимает.
  98. Общительный, открытый человек; легко сходится с людьми.
  99. Силы и способности вполне соответствуют тем задачам, которые приходится решать; со всем может справиться.
  100. Себя не ценит, никто его всерьез не воспринимает.
  101. Беспокоится, что лица противоположного пола слишком занимают мысли

Бланк ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

Показатели и ключи интерпретации

Интегральные показатели

 Адаптация

А=(a/(a+b)) x 100%

 

Самопринятие

S=(a/(a+b)) x 100%

 

Принятие других

L=(1,2 a/(1,2a+b)) x 100%

 

Эмоциональная комфортность

E=(a/(a+b)) x 100%

 

Интернальность

I=(a/(a+1,4b)) x 100%

 

Стремление к доминированию

D=(2a/(2a + b)) x 100%

Показатели

Номера высказываний

Нормы

1b

Адаптивность

Дезадаптивность

4, 5, 9, 12, 15, 19, 22, 23, 26, 27, 29, 33, 35, 37, 41, 44, 47, 51, 53, 55, 61, 63, 67, 72, 74, 75, 78, 80, 88, 91, 94, 96, 97, 98

2, 6, 7, 13, 16, 18, 25, 28, 32, 36, 38, 40, 42, 43, 49, 50, 54, 56, 59, 60, 62, 64, 69, 71, 73, 76, 77, 83, 84, 86, 90, 95, 99, 100

(68-170)

68-136

(68-170)

68-136

2b

Лживость «-»

«+»

34, 45, 48, 81, 89

8, 82, 92, 101

(18-45)

18-36

3b

Принятие себя

Неприятие себя

33, 35, 55, 67, 72, 74, 75, 80, 88, 94, 96

7, 59, 62, 65, 90, 95, 99

(22-52) 22-42

(14-35) 14-28

4b

Принятие других

Неприятие других

9, 14, 22, 26, 53, 97

2, 10, 21, 28, 40, 60, 76

(12-30) 12-24

(14-35) 14-28

5b

Эмоциональный комфорт

Эмоциональный дискомфорт

23, 29, 30, 41, 44, 47, 78

6, 42, 43, 49, 50, 83, 85

(14-35) 14-28 (14-35) 14-28

6b

Внутренний контроль

Внешний контроль

4, 5, 11, 12, 19, 27, 37, 51, 63, 68, 79, 91, 98, 113

25, 36, 52, 57, 70, 71, 73, 77

(26-65) 26-52

(18-45) 18-36

7b

Доминирование

Ведомость

58, 61, 66

16, 32, 38, 69, 84, 87

(6-15) 6-12

(12-30) 12-24

8

Эскапизм

(уход от проблем)

17, 18, 54, 64, 86

(10-25)

10-20

1Маклакова А. Г. Общая психология: Учебник/ А. Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2010, 592 с.

2Большой психологический словарь/ под ред. Б. Г. Мещеркова, акад. В. П. Зинченко. М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003, 440 с.

3Налчаджян А. А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии /2-е изд перераб. и доп. — М.: Эксмо, 2010. — 368 с. — (Психологическое образование).

4Налчаджян А. А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии /2-е изд перераб. и доп. — М.: Эксмо, 2010. — 368 с. — (Психологическое образование).

5Петровский A.B., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 1998.

6Петровский A.B., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 1998.

7Петровский A.B., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 1998.

8Кряжева И.К. Социально-психологические факторы адаптированности личности: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1980. 24 с.

9Андреева Д. А. О понятии адаптации: Исследования адаптации студентов к обучению в вузе, — А.: Человек и общество, 2006.- 451 с.

10Столяренко Л. Д. Основы психологии: учебное пособие для вузов. – 4-е изд. – РнД: ФЕНИКС, 2009, 447 с.

11Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М., 2008.

12Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М., 2008.

13Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М., 2008.

14Меньшикова И.Н. Социально-психологическая адаптация студентов к вузу. Текст / И.Н. Материалы Ι Международной научно-практической конференции «Молодежь и наука: реальность и будущее». — Невинномыск, 2008.

15Психология. Педагогика. Этика.: Адаптация к экстремальным условиям: Учебник для вузов/под ред. Ю. В. Наумкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Закон и право; ЮНИТИ, 2002, 55 с.

16Мельник С. Н. Проблемы адаптации первокурсников к учебному процессу, — Студенческий научный журнал т. 1, № 6, 2010, 80-81 с.

17Панченко Л. Л. Адаптация к вузу, стресс и здоровье студентов и курсантов// Воспит. Учащ. Молодежи – Владоивосток: изд. Дальневост. ун-та, 2002. – 153 с.