Информационные технологии в ручном труде для УО

Год:

2007

Автор:

Сакулина, Юлия Валерьевна

Тема диссертации:

Повышение эффективности уроков трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида на основе использования информационных технологий

Ученая cтепень:

кандидат педагогических наук

Место защиты диссертации:

Екатеринбург

Код cпециальности ВАК:

13.00.03

Специальность:

Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)

Количество cтраниц:

170

Обратите внимание, представленные ниже научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR).

В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.

В PDF файлах диссертаций и авторефератов доставляемых из РГБ подобных ошибок нет.

Оглавление:

ВВЕДЕНИЕ

Глава

I. Рассмотрение проблемы формирования общетрудовых умений у детей в педагогической и специальной литературе

1.1. Дидактические основы трудовой деятельности детей с нарушениями интеллекта

1.2. Анализ проблемы обучения труду детей с нарушением интеллекта

1.3. Формирование общетрудовых умений у детей с нарушением интеллекта

Глава

II. Интеграция информационных технологий в учебный процесс общей и специальной школы

2.1. Информационные технологии в образовании

2.2. Элементы компьютерной грамотности как средство активизации процесса усвоения образовательных программ учащимися специальной (коррекционной) школы VIII вида

2.3. Разработка программных продуктов для обучения общетрудовым умениям

Глава

III. Формирование общетрудовых умений у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида с использованием информационных технологий

3.1. Организация и методика исследования

3.2. Описание программы

3.3. Результаты обучающего эксперимента и их анализ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Введение:

В конце XX в. человечество вступило в стадию развития, получившую название постиндустриальное или информационное общество. Информационные и коммуникационные технологии, по сути, расширяют границы таких фундаментальных понятий, как знание и язык. Представление о важнейшей функции языка получении и передаче с его помощью знания сложилось исторически: язык специфическая система связи, или коммуникации. Помимо языка для поиска и получения знаний, их хранения и передачи человек искал и находил дополнительные средства, которые оказывали значительное влияние на жизнь общества. Письменность, печатный станок, телефон, телевидение и, наконец, сеть Internet вот наиболее впечатляющие вехи эволюции в передаче знаний. Суждение «Мы живем в век информации и коммуникаций» не совсем верно, поскольку и информация, и коммуникации были всегда, но постипдустриальное общество уникально тем, что его характеризует исключительно быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий, а их возможности становятся беспрецедентными для развития человека, для эффективного решения многих профессиональных, экономических, социальных и бытовых проблем. Грамотно, умело распорядиться этими возможностями смогут лишь те члены общества, которые будут обладать необходимыми знаниями, позволяющими ориентироваться в новом информационном прострапстве. Речь идет об изменении содержания образования, об овладении информационной культурой одним из слагаемых общей культуры, понимаемой как высшее проявление образованности, включая личностные качества человека и его профессиональную компетентность. Заметим, что понятие «культура» трактуется по-разному. Но при всех различиях наиболее существенными ее атрибутами признаются «глубокое, осознанное и уважительное отношение к наследию прошлого, способность к творческому восприятию и преобразованию действительности в той или иной жизненной сфере», В контексте такого понимания культуры сегодня для становления учителя как личности просто необходимо его приобщение к информативнокоммуникативным возможностям современных технологий, овладение подлинной информационной культурой, которая открывает ему и его ученикам путь к достижению одной из главных целей образования: от диалога людей и культур через выявление и развитие творческого потенциала личности прийти к взаимообогащению и продуктивному взаимодействию человеческих сообществ. Технология новое понятие, возникшее в педагогическом словаре в середине 80-х начале 90-х годов как обобщенное представление о разнообразии авторских концепций в системе образования. Лексико-семантическое значение самого слова «технология» трактуется как совокупность приемов, используемых в разнообразных видах деятельности человека, и в этом смысле названное понятие ассоциируется с дидактическими определениями, такими как методы, приемы, средства и так далее. В современной психологопедагогической литературе наблюдаются попытки систематизировать использование технологий применительно к разнообразным задачам и содержанию образования. В частности технология трактуется как: «содержательная (В.П.Беспалько), «описание процесса достижения планируемых результатов обучения» (И.П.Волков), «искусство, мастерство, умение, совокупность методов» (В.М. Шепель).

4 стр., 1814 слов

Современные технологии начального математического образования в начальной школе

... обучения. Именно в этом смысле термин «технология» и его вариации («технология обучения», «образовательные технологии», «технологии в обучении», «технологии в образовании») ... технологии нейролингвистического программирования и суггестивные. · По ориентации на личностные структуры: информационные технологии ... компьютерных технологий. В науке появилось специальное направление - педагогическая технология. ...

Разнообразие подходов к тому, что следует понимать под технологиями в педагогике, все же позволяет создать представление о том, что технологии могут раскрывать как стратегические (методологические, теоретические) проблемы образования, так и конкретные процессуальные действия, исполь Гершунский Б.С. Философия образоваиия. М., 1998. 65. 4 техника реализации учебного процесса» зуемые в непосредственном содержании субъект-субъектных отношений (ученик учитель) в учебном процессе, а также в разнообразии их форм применения: компьютерные, предметно-дидактические, социально- педагогические, психологические, реабилитационные и многие другие. Таким образом, педагогические технологии дают возможность гибко реагировать на те или иные новации, выбирая из них наиболее адекватные и приемлемые к качественному развитию субъекта образования. В этой связи процесс организованного обучения детей и подростков с нарушениями интеллекта выступает в специальном образовании как модель для использования комплексных технологий, направленных на организацию гуманной, комфортной педагогической среды с безусловным использованием развивающих средств и методов. Системный подход к труду людей с ограниченной деятельностью следует понимать значительно шире того понятия, которое вкладывалось в идеологию профессионально-трудового обучения в специальной (коррекционной) школе 50-х начала 90-х годов. Сегодня более актуальным является понимание труда, как сферы деятельности, которая снимает ограничения на доступную и целесообразную деятельность для каждого индивида, именно в таком контексте необходимо рассматривать коррекционный потенциал и смысл существования системы специального образования для лиц с ограниченными возможностями. Таким образом, содержание образования, обогащенное применением информационных и коммуникационных технологий, с которыми связывают получение таких ключевых компетенции, как социальная, коммуникативная, информационная, когнитивная и специальная, станет намного глубже и осмысленней при выполнении следующих условий: Зеер Э. Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионалыюго образования Образование и наука. 2002. Ш1. 37. 5 значительного повышения уровня профессионального и общегуманитарного взаимодействия педагогов и обучаемых благодаря возможности выполнения совместных проектов, в том числе и телекоммуникационных; 2) появлении качественно новых условий для реализации творческого потенциала учащихся за счет расширения возможностей традиционных библиотек и лабораторий школы благодаря доступу к электронным библиотекам и виртуальным лабораториям, к научным, учебным и другим культурно и социально значимым ресурсам сети Internet; 3) повышении эффективности самостоятельной работы учащихся с традиционными и электронными ресурсами благодаря развитым системам для самоконтроля и поддержки обратной связи с учителем. Выполнение перечисленных условий будет способствовать достижению основной цели модернизации образования улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению потребностей гармоничного развития отдельной личности и информационного общества в целом. Перспективным направлением развития коррекционного образования в рамках специальной школы является использование новых информационных технологий, В общеобразовательных школах нашей страны компьютеры появились в начале 80-х годов, В специальном (коррекционном) образовании они появились много позже и все чаще применяются как наиболее адаптируемое к индивидуальным особенностям средство обучения. Разумеется, информационные технологии не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей его обстановкой, дает ему веру в свои силы. Эмоционально-волевая сфера этих учащихся тоже в ряде случаев нарушена и проявляется в примитивности чувств и интересов, недостаточной выразительности и адекватности эмоциональных реакций, слабости побуждений их к деятельности, особенно к познанию окружающего. Во многом дефектна и моторно-двигательная сфера учащихся с ограниченными умственными возможностями, у всех без исключения наблюдаются более или менее выраженные отклонения в речевом развитии. Педагогическая система коррекционной школы направлена на обучение, воспитание и развитие детей с ограниченными умственными возможностями, коррекцию их недостатков, социальную адаптацию. Дидактические основы обучения, общая методика урока, основы организации учебной работы в школе все это используется в коррекционной педагогике так же, как и в обшей педагогике. Такие общедидактические принципы, как воспитывающий характер обучения, наглядность, доступность, индивидуальный подход, имеют большое значение. Однако общепедагогические принципы коррекционная педагогика рассматривает как исходные для ее особой задачи коррекции развития ребенка с ограниченными возможностями. К специальным принципам коррекционной педагогики относятся принцип коррекционноразвивающего обучения и принцип практической направленности обучения. Как правило, в коррекционной школе готовят учащихся к реальной действительности: обучение чтению, счету, письму, выработка чувства уверенности в себе, формирование навыков общения, выполнение простейшей работы по дому, приготовление пищи, умение делать покупки и т.д. Компьютер вызывает горячий интерес как учащихся, так и педагогов. Однако если в основание использования компьютерных технологий не закладываются продуманные принципы и адекватные дидактические цели и намерения, то едва ли это использование приведет учащихся к ожидаемому результату, скорее породит непредсказуемые и непредвиденные эффекты. Актуальность проблемы и темы исследования. Эволюционный характер изменений в системах общего и специального образования России в Воспитание и обучеиие детей в специальной (коррекционпой) школе Под ред. Воронковой В.В.- М.: Школа-Пресс, 1994. Вильяме Р., Маклии К. Компьютеры в школе: Пер. с англ. Обш. ред. и вступ.ст. В.В.Рубцова.-М.: Прогресс, 1988.

8 стр., 3559 слов

Технология информационно-речевого воздействия педагога.

... прощания, выражения извинения, благодарности, согласия, одобрения, похвалы (заслуженных).   Технология информационно-речевого воздействия педагога. Информативное речевое воздействие обесᴨȇчивается пятью ... «целесообразность дружественности». В системе взаимоотношений педагогов и учащихся в обучении и воспитании распространен стиль общение-дистанция. Дистанция должна существовать, ...

17 стр., 8379 слов

Одаренные дети и особенности их обучения в дополнительном образовании

... обучения в дополнительном образовании". Цель: изучение психолого-педагогических аспектов и методических особенностей обучения одаренных детей в дополнительном образовании. Объект: процесс дополнительном образования ... критичность, быстрота, внимание), специальную (музыкальную, художественную, ... Классификационные параметры технологии Уровень и характер ... выраженные способности учиться), трудовую (в области ...

последние десятилетия обострил интерес к проблемам трудового и профессионального обучения лиц с недостатками умственного развития. Трудовое и профессиональное обучение стало рассматриваться не только как средство коррекции и развития детей с умственной отсталостью (Г.М. Дульнев, Е.А. Ковалева, В.В. Коркунов, Л, Мирский, Н.П, Павлова, Б.И. Пинский, В.А. Шинкаренко), но и как средство реабилитации (А.А. Гнатюк, Г.Г. Зак, В.В. Коркунов, Н.П.Кузьмина, О.А. Сычугова).

Предварительный анализ специальной литературы по проблематике трудового обучения лиц с недостатками умственного развития показывает, что в настоящее время активно обсуждаются две наиболее острые проблемы: расширение профилей трудового обучения в соответствии с уровнем развития современного производства и производственных отношений, которые бы наиболее всего отвечали задачам социально-трудовой В.В. Коркунов, реабилитации П.П. Малофеев, (И.М. Бгажнокова, А.А. Гнатюк, А.А. Наумов, О.А. Сычугова); совершенствование организационных и дидактических аспектов трудового и профессионально-трудового обучения детей и подростков с учетом принципа коррекционно-развивающей направленности учебного процесса в специальной школе VIII вида (Е.А.Ковалева, Н.Н. Кузьмина, Л. Мирский, В.А. Шинка-ренко, A.M. Щербакова,).

17 стр., 8075 слов

Формы и технологии информационно-психологического воздействия пропаганды

... противоречий в обществе. Это позволяет разобщить людей, сделать их послушными воле пропагандиста. Технология создания «образа врага» позволяет сплотить толпу вокруг пропагандиста, навязать ей выгодные ему ... внедрении этого образа жизни в другой стране. В то же самое время, технология создания «образа врага» выполняет позитивную функцию, если она используется для объединения широких ...

Указанные точки зрения на процесс развития трудового и профессионального обучения не вступают в противоречие и взаимно дополняют друг друга, придавая процессу совершенствования новый смысл и открывая новые перспективы для развития данного направления в работе с умственно отсталыми школьниками. Перспективным направлением развития коррекционного образования в рамках специальной школы является использование новых информационных технологий (Н.Н. Малафеев, О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская).

В обш,еобразовательных школах нашей страны компьютеры появились в начале 80-х годов. В специальном (коррекционном) образовании в 90-х годах и все чаще применяются как наиболее адаптируемое к индивидуальным особенностям учащихся средство обучения. В связи с развитием информационных технологий и внедрением их в работу специальных (коррекционных) школ существенно расширяются дидактические возможности процесса обучения детей с различными нарушениями и отклонениями в развитии. Информационные технологии в специальном образовании постепенно находит свое научное обоснование (Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, Н.В. Мазурова, Н.Н. Малофеев, Н.А. Свинина, И.А. Филатова и др.), активно внедряются в различные области специального образования и практическую деятельность педагогов-дефектологов. Первые шаги, направленные на внедрение информационных технологий в систему трудового обучения (Г.В. Васенков, А.Б. Меньков, A.M. Щербакова), говорят об эффективности данных технологий в совершенствовании учебного процесса и доступности овладения ими многими учениками с нарушениями интеллектуальной деятельности. Однако ни по количеству научных исследований с использованием современных технологий, ни по направленности их использования в учебном процессе специальной школы они не могут удовлетворить существующие в настоящее время потребности. Содержание образования, обогащенное применением информационных технологий, с которыми связывают получение таких ключевых компетенций, как социальная, коммуникативная, информационная, когнитивная и специальная, станет глубже и осмысленнее. Компьютер в специальном образовании рассматривается как мощное средство моделирования развивающей среды, средство расширения временных и пространственных границ специального образования. Использование информационных технологий будет способствовать улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению потребностей гармоничного развития отдельной личности и информационного общества в целом.

На актуальность проблемы использования информационных технологий в учебном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида указывают также выявленные нами несоответствия и противоречия между: интенсивным характером внедрения информационных технологий во все сферы жизни общества и недостаточной их освоенностью в условиях специального образования, в том числе в трудовом обучении умственно отсталых школьников; имеющимися у умственно отсталых школьников возможностями в овладении информационными технологиями и отсутствием адаптированных к условиям трудового обучения компьютерных программ различного назначения; необходимостью совершенствования учебно-воспитательного процесса в специальной школе с использованием информационных технологий и неразработанностью дидактических аспектов их внедрения в процесс трудового обучения детей с интеллектуальной недостаточностью. На основе приведенных несоответствий и противоречий сформулирована проблема исследования, которая заключается в дидактических особенностях использования информационных технологий, направленных на повышение эффективности обучения труду учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Актуальность выявленной проблемы и сформулированные нами несоответствия и противоречия определили тему исследования: «Повышение эффективности уроков трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида на основе использования информационных технологий». Цель исследования: научное обоснование, разработка и внедрение в содержание уроков трудового обучения информационных технологий, направленных на повышение уровня самостоятельности умственно отсталых учащихся в труде, основанных на реализации дидактических принципов трудового обучения. 10 Объект исследования: процесс трудового обучения умственно отсталых учащихся с использованием информационных технологий на уроках труда в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Предмет исследования: дидактическое обеспечение уроков трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида с использованием информационных технологий. Цель и предмет исследования позволили сформулировать его гипотезу: трудности в овладении общетрудовыми умениями, обусловленные низким уровнем познавательной деятельности умственно отсталых школьников, требуют значительного времени для коррекции и развития детей на уроках трудового обучения традиционными методами, введение в процесс обучения информационных технологий, по всей вероятности, окажется более эффективным средством преодоления названных трудностей; можно предположить, что методическое сопровождение уроков с использованием информационных технологий (определение места, функций компьютерно-ориентированных уроков, соотношение компьютерно- опосредованных и традиционных форм учебной деятельности, характер сотрудничества учителя и ученика при работе с компьютером на уроках труда) будет необходимым дидактическим обоснованием уроков трудового обучения с использованием информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида. В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования ставились и решались следующие задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую, дефектологическую, методическую и техническую литературу по проблеме исследования. 2. Выявить дидактические особенности введения в традиционную методику трудового обучения информационных технологий. 3. Экспериментально проверить эффективность коррекционно-развивающей технологии уроков трудового обучения умственно отсталых школьников с использованием информационных технологий. 11 Теоретико-методологической основой исследования явились научнотеоретические положения теории деятельностного подхода в обучении (Б,Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Л. Рубинштейн); теория поэтапного формирования мыслительных процессов в процессе обучения (П.Я. Гальперин, В.В. Да-выдов, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин); теории и методики трудового обучения умственно отсталых учащихся (Г.М. Дульнев, Е.А. Ковалева, В.В. Коркунов, Л. Мирский, Б.И. Пинский, В.А. Шинкаренко); теории информационных технологий в обучении (А.Г. Гейн, Л.И. Долинер, И.В. Роберт, Б.Е. Стариченко, И.А. Смольникова, А.А. Кузнецов, А.Г. Кушниренко, В.Ф. Ляхович); теории информационных технологий в специальном образовании (О.И. Кукущкина, Н.Н. Малофеев).

5 стр., 2493 слов

Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом

... нарушением, которое в случае отсутствия своевременной коррекционной работы, приводит к вторичным нарушениям психики и речи. Разнообразие двигательных нарушений у детей с детским церебральным параличом обусловлено ... функций тесно связано с ощущением движений. Ощущение движений осуществляется при помощи специальных чувствительных клеток, которые дают информацию о положении конечностей и туловища в ...

15 стр., 7481 слов

Психолого-педагогические особенности использования информационных ...

... ИТО. 1. Акмеолого-психологические подходы к разработке и использованию информационных технологий обучения Профессионализация, как процесс овладения обучаемыми специальностью и продвижения к ... -педагогического обоснования возможности их использования в высшей школе посвящены исследования известных педагогов и психологов Н.М.Амосова, С.И.Архангельского, Ю.К.Бабанского, В.П.Беспалько, В.М.Блинова, ...

Исследование проводилось поэтапно. На каждом этапе решались свои локальные задачи и применялись следующие методы исследования: теоретические: изучение, теоретический анализ и синтез научной литературы по теме исследования, учебной документации (тематические планы учителей, учебные планы, учебные программы по труду); теоретическое моделирование и планирование экспериментальной и опытно-поисковой деятельности; эмпирические: педагогическое наблюдение с фиксированием результатов, опытно-поисковая работа, проведение бесед с учителями и учащимися по содержанию учебной деятельности, проведение контрольных, планирование, проведение и анализ уроков. Результаты исследования подвергались качественно-количественной обработке с использованием методов математической статистики (меры центральной тенденции, меры изменчивости, критерии значимости: Стьюдента, Фишера).

База исследования: лаборатории и кабинеты Центра информационных технологий Уральского государственного педагогического университета, специальные (коррекционные) школы J T 101, 111г. Екатеринбурга. Всего в N» экспериментальной работе было задействовано 48 учеников 5-х классов (ди12 агноз по МКБ 10, F 70), в опытно-поисковой работе более 100 учеников старших классов (6-9 классы).

Выбранная теоретико-методологическая основа и поставленные задачи определили ход исследования. Первый этап (2002-2003) теоретический. Анализ литературы по теме исследования, разработка содержания и плана проведения констатирующего эксперимента. Разработка серии уроков по освоению учащимися элементов компьютерной грамотности в условиях компьютерного класса. Второй этап (2003-2004) констатирующий. Освоение учащимися навыков работы с пользовательскими программами в условиях компьютерного класса; знакомство с обучающими компьютерными программами. Обучение учащихся в условиях школьной мастерской с использованием компьютерной программы и традиционных методов обучения по программным темам в 5-ом классе. Обработка полученных данных до начала эксперимента. Третпй этап (2004-2005) формирующий. Организация и проведение формирующего этапа опытно-поисковой работы, в процессе которого апробировалась коррекционно-развивающая технология обучения учащихся 5-х классов снециальной школы труду в целом. Проведение контрольнооценочного этапа опытно-поисковой работы. Четвертый этап (2005-2006) обобщающий. Обобщение, анализ, систематизация и описание результатов исследования, оформление диссертации. Научпая повизна песледовапия: -дано научное обоснование специфики методов и приемов обучения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках труда с использованием информационных технологий; -разработаны дидактические механизмы использования информационных технологий на уроках труда в специальной (коррекционной) школе VIII вида; выявлены и изучены особенности использования обучающих компьютерных программ для сопровождения уроков труда в 5-х классах специаль13 ной (коррекционной) школы VIII вида, направленных на формирование у учащихся с недостатками интеллекта общетрудовых умений. Теоретическая значимость исследования: -расширены теоретические представления о дидактических возможностях использования информационных технологий при работе с умственно отсталыми детьми на уроках трудового обучения; выявлены общие и частные закономерности использования информационных технологий в обучении труду умственно отсталых школьников. Практическая значимость исследования: традиционная методика обучения труду умственно отсталых школьников технологически дополнена компьютерными программами сопровождения, повышающими возможности детей в овладении общетрудовыми умениями; -дидактическое обоснование учебного процесса на уроках трудового обучения с использованием информационных технологий позволяет учителям самостоятельно осуществлять дальнейшую их разработку; материалы исследования могут использоваться в разработке методических рекомендаций, направленных в адрес педагогов, студентов и преподавателей вузов и колледжей. Обоснованность и достоверность результатов исследования и научных выводов обеспечиваются исходными теоретико-методологическими позициями, опирающимися на современные достижения педагогической науки; выбором методов, адекватных целям и задачам исследования, воспроизводимостью результатов исследования, репрезентативностью выборок; применением качественно-количественного анализа полученных материалов; использованием методов математической статистики и личным участием автора на всех этапах работы. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством: 14 участия в научно-практических конференциях: региональных, всероссийских, международных (научно-практическая конференция «Информатизация образования» (Екатеринбург, 2001); всероссийская научно- практическая конференция «Информатизация образования» (Екатеринбург, 2004); научно-практическая конференция «Информатизация образования» (Красноярск, 2006); всероссийская научно-практическая конференция «Информатизация образования» (Екатеринбург, 2006); XVI международная конференция «Информационные технологии в образовании» (Москва, 2006); международная научно-практическая конференция «Информатизация педагогического образования» (Екатеринбург, 2007); публикаций основных положений и результатов исследования в сборниках научных трудов (Изучение и образование детей с нарушениями развития. Екатеринбург, 2004; Информационные технологии в образовании. Москва, 2006); в журнале УрО РАО «Образование и наука»; -обсуждений на заседаниях кафедры информационных технологий Уральского государственного педагогического университета и кафедры специальной педагогики Института специального образования УрГПУ в 2004, 2005, 2006 г. На защиту выносятся следующие положения: 1. В противовес сложившемуся традиционному подходу в обучении умственно отсталых школьников труду использование информационных технологий существенно расширяет коррекционно-развивающие и образовательные возможности трудового обучения и способствует более эффективному усвоению учащимися ориентировочных, планирующих и контрольных функций, что существенно повышает саморегуляцию детей в трудовой деятельности за счет возможностей моделирования развивающейся среды обучения. 2. Научное обоснование использования информационных технологий в методике проведения уроков трудового обучения в специальной коррекционной школе VIII вида, включающее в себя: адаптивность компьютерных программ для учеников специальной школы, овладение работой на компью15 тере на пользовательском уровне, индивидуальный характер обучения при пользовании компьютером, небольшой объем компьютерных программ, методическое сопровождение в адрес пользователей программ, постановку новых дидактических задач. Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 112 источников. Текст изложен на 170 страницах. Работа включает 7 таблиц, 3 рисунка. Основное содержание диссертации отражено в следующих нубликацнях: Статьи в сборниках, рекомендованных ВАК для нублнкации основных результатов исследований но диссертационным работам: 1. Сакулина, Ю.В. Интеграция информационных технологий в учебный процесс общей и специальной (коррекционной) школы Ю.В. Сакулина Образование и наука. Вестник УрО РАО. Екатеринбург, 2007. №6, ч.2. 0,3 п.л. Статьи в сборниках научных трудов и тезнсы докладов на научно-нрактнческих конференциях: 2. Сакулина, Ю.В. Информационные технологии в системном описании ребенка с психическим дизонтогенезом разного характера Ю.В. Сакулина, В.В. Коркунов Информатизация образования 2001: материалы всероссийской научно-практической конференции Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2001. 0,3 п.л. 3. Сакулина, Ю.В. Компьютерное сопровождение уроков ручного труда для умственно отсталых детей. Ю.В. Сакулина, Н.В. Чугурова Изучение и образование детей с нарушениями развития: сб. научных трудов. Урал, гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2004. 0,3 п.л. 4. Сакулина, Ю.В. Элементы компьютерной грамотности как средство активизации процесса усвоения образовательных программ учащимися специальной (коррекционной) школы. Ю.В. Сакулина XVI международная 16 конференция «Информационные технологии в образовании»: сб. научных трудов участников конференции. Ч. П. М.: Просвещение, 2006. 0,2 п.л. 5. Сакулииа, Ю.В. Некоторые аспекты подготовки учителя к применению вероятностно-статистического аппарата в психолого-педагогических исследованиях и экспериментах с использованием возможностей современных ПК. Ю.В. Сакулина, В.А. Сакулин Информатизация педагогического образования: материалы международной научно-практической конференции. Ч. 2. Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2007. 0,2 п.л. Учебные пособие и методические разработки: 6. Сакулина, Ю.В. Практическое руководство по автоматизированному контролю знаний по курсу теории вероятностей: метод, разработка Ю.В. Сакулина, В.А. Саккулин Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2003. 5,8 п.л. 7. Сакулина, Ю.В. Статистические методы в психолого-педагогических исследованиях: метод, разработка Ю.В. Сакулина, В.А. Сакулин Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2003. 1,7 п.л. 8. Сакулииа, Ю.В. Элементы планирования эксперимента в психологии и педагогике: метод, разработка Ю.В. Сакулина, В.А. Сакулин Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2004. 2,9 п.л. 17

16 стр., 7512 слов

Формирование мотивационной готовности к обучению в школе у детей ...

... зависит от собственной сноровки, чем от случая». [1;с.46] Ребенок, готовый к школьному обучению, хочет учиться в школе и потому, что у него уже есть потребность занять ... что подготовка ребенка к школе постоянно совершенствуется. Однако все чаще педагоги-практики (Н.К.Абраменко, Л.И.Божович, К.А.Климова и др.) указывают на трудности переживаемые ребенком на этапе школьного обучения. Детям сложно ...

20 стр., 9680 слов

Обучение грамоте в специальной коррекционной школе VIII вида

... для педагогов - дефектологов по обучению грамоте. Экспериментальная база исследования - специальная (коррекционная) школа VIII вида № 2 города Волгограда. Методы исследования: теоретический анализ психологической, педагогической, ... работа с умственно отсталыми детьми осуществляется в специальных дошкольных и школьных учреждениях системы образования и здравоохранения. Дети с глубоким поражением ...

Информационные технологии в ручном труде для УО — Стр 2

Заключение:

на основе анализа современного состояния специального образования выяв лена недостаточная разработанность проблемы формирования элементов

компьютерной грамотности и объективные причины этого, выражающиеся в

отсутствии программных требований, соответствующих дидактических ма териалов, методических разработок и др. В качестве решения проблемы тре буется специально разработанная система, предназначенная для успешного

формирования элементов компьютерной грамотности. Процесс формирова ния элементов компьютерной грамотности должен заставить учащихся спе циальной коррекционной школы по-иному смотреть на мир, изменить стиль

мышления как элемента общей культуры человека.

В связи с развитием информационных технологий и внедрением их в ра боту специальных (коррекционных) школ существенно расширяются дидак тические возможности процесса обучения детей с различными нарушениями

и отклонениями в развитии.

Внедрение компьютерной техники в специальное обучение связано с

решением двух фундаментальных задач: научить детей грамотно нользовать ся новыми орудиями деятельности, использовать новые компьютерные тех нологии в целях коррекции нарушений и общего развития аномального ре бенка Проблема состоит в сочетании рещения этих задач, определения при оритетов и соподчиненности задач в подходе к реальному процессу специ ального обучения.

Содержание образования, обогащенное применением информационных

технологий:

— способствует повышению уровня профессиональной и общеобразо вательной подготовки;

— дает возможность для реализации творческого потенциала учащихся

за счет возможностей компьютерной техники;

— способствует повыщению эффективности самостоятельной работы.

Новые технологии помогают изменить образовательную среду в школе

для детей с нарушениями интеллекта в пользу целенаправленного формиро вания социально полезной личности, где подготовка к труду и ее содержание

должны, прежде всего, определяться на основе реабилитационных ресурсов,

трудового прогноза и качественных показателей самостоятельной жизнедея тельности развивающейся личности.

Список литературы:

1. Аванесов B.C. Композиция тестовых заданий. М., 1

2. Аванесов B.C. Научные проблемы тестового контроля знаний. М., 1994.

3. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М., 1994.

4. Бабаева Ю.Д., Войску А.Е. Психологические последствия информатизации. Психологический журнал. 1998, 1.

5. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: метод, основы. -М.: Просвещение, 1982.

6. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003.

7. Бгажнокова И.М. Использование современных педагогических технологий в организации трудового обучения лиц с умственной отсталостью. Обогащение словаря тематической лексикой на уроках трудового обучения в коррекционных школах VIII вида с использованием компьютерных технологий. М.: Современные тетради, 2003.

8. Бгажнокова И.М. Психология детей с нарушениями интеллекта: Программы педагогических институтов для специальности 2111 «Коррекционная педагогика и психология». М.: Ярославль, 1998.

9. Бгажнокова И.М., Гамаюнова Л.П. Проблемы социальной адаптации детей-сирот с нарушениями интеллекта//Дефектология, 1997. Я21.С.36.

10. Бгажонкова И.М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с недостатками интеллекта. Дефектология, 1995, Х25. И. Белкин А.С. Программа изучения личности учащихся вспомогательных школ и составление психолого-педагогической характеристики. 161

11. Вильяме Р., Маклин К. Компьютеры в школе: Пер. с англ. Общ. ред. и вступ. ст. В.В. Рубцова. -М.: Прогресс, 1988.

12. Воспитание и обучение детей в специальной (коррекционной) школе Под ред. Воронковой В.В. М.: Школа-Пресс, 1994.

13. Выготская Г.Л. Соотношение между осмыслением инструкции и выполнением действия у умственно отсталых школьников. Умственное развитие учащихся специальной (коррекционной) школы. М., 1981.

14. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967.

15. Высшее образование в Европе. ЮПЕСКО, Европейский центр по высшему образованию. М., 1996.

16. Гаврикова Л.П., Кремер О.Б., Подвальный Л. Управление индивидуализированным обучением в коррекционной школе. Воронеж: «Паучная книга», 2004.

17. Гершунский Б. Философия образования. М., 1998.

18. Гласе Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976.

19. Гмурман В.Е. Теория вероятности и математическая статистика. М.: Высшая школа, 1972.

20. Гоголева Г.С. Особенности формирования общетрудовых умений у дощкольников с тяжелой умственной отсталостью. Дисс. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2004.

21. Граборов А.Н. Вспомогательная школа. Л., 1925.

22. Демор Ж. Ненормальные дети. Воспитание дома и в школе. Под ред. Г.И.Россолимо.-М., 1909. 163

23. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для учащихся пед. училищ по специальности 2002 «Дошкольное воспитание» и 2010 «Воспитание в дошк. учреждениях». Под ред. В.И. Ядэшка, Ф.А. Сохин, Т.А. Ильина и др. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Просвещение, 1986.

24. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения в специальной (коррекционной) щколе. М.: Педагогика, 1969.

25. Дьяконов В., Повиков Ю., Рынков В. Компьютер для студента. СПб., 2000.

26. Жилкина А.Д., Жилкин В.Ф. Ручной труд в начальной школе. М.: 1958.

27. Журавлев Б.А. Столярное дело: Учебное пособие для 7-х и 8-х классов специальной (коррекционной) школы. -М., 1989.

28. Журавлев Б.А. Сценарий программы «Столярное дело»: Рукопись. Арх. «ДэльфаМ». 43. Заг Г.Г. Внеклассные формы работы как дополнительное условие повышения самостоятельности при формировании социально-трудовых навыков у младших школьников с нарушениями интеллектуального развития. Дисс…. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2001.

29. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация. М.,2001.

30. Запорожец А.В. Развитие произвольный движений. М.: АПН РСФСР, 1960.

31. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994.

32. Инновации в российском образовании: Психолого-педагогические аспекты образования детей с отклонениями в развитии. М., 2001.

33. Информатика. Под ред. Н.В. Макаровой. М., 1997. 164

34. Карасев А.И. Теория вероятностей и математическая статистика. М.: Статистика, 1977.

35. Кастро К., Альфтан Т. Компьютеры во внешкольном образовании. Персиективы: вопросы образования. М., 1991, 2.

36. Катаева А.А., Давыдова СИ. Обучение умственно отсталых школьников в игровой форме с использованием образца и словесной инструкции. Дефектология. 1976, 1.

37. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Роль дидактической игры в коррекционно-воспитательном процессе. В кн. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М., 1991.

38. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М.: Просвещение, 1994.

39. Кирмайер М. Мультимедиа: Пер. с нем. СПб., 1994.

40. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студентов высших и средних пед. уч. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000.

41. Компьютерный тренажер для обучения и контроля знаний учащихся: Практическое руководство Г.В.Васенков, В.Г. Патракеев, A.M. Щербакова. М., 1995.

42. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации. Проблемы информатизации высшей школы. М., 1998.

43. Корку нов В.В. Концептуальные положения развития специального образования в регионе: от теоретических моделей к практической реализации. Монография. Екатеринбург: УрГПУ, 1998.

44. Корку нов В.В. Организация и содержание

45. Королевская Т.К.«Видимая речь»: Новая технология новые отношения //Дефектология, 1995, 1.

46. Коротов В.М. Введение

47. Кремер О.Б. Оригинальные компьютерные игры как средство педагогической коммуникации для реализации индивидуализированного обучения в коррекционной школе 8-го вида. Электронный журнал Федерации Интернет Образования, Московского Центра Интернет-образования «Вопросы интернет образования» 2004, 20.

48. Крупская Н.К. О коллективном труде детей. Пед. соч. М.: 1959, Т. 4.

49. Кукушкина О.И. Введение

50. Кукушкина О.И. Коммуникация в компьютерном классе Дефектология. 1995. №6.

51. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. Поиски. Подходы Дефектология. 1

52. Кукушкина О.И. Организация использования компьютерной техники в специальной школе Дефектология. 1994. 6. 59-62.

53. Кукушкина О.И. Проблемы, о которых необходимо задуматься Дефектология. 1995. J b 4. V

54. Курникова Н.Я. Использование компьютерных технологий для обучения детей с проблемами интеллектуального развития. СПб., 1999.

55. Лиштван З.В. Конструирование. Пособие для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1991.

56. Мазуркова П.В. О применении компьютерного логопедического тренажера на уроках труда в коррекционной школе Обогащение словаря те166

57. Майоров А. Н. Тесты школьных достижений: Конструирование, проведение, использование. М.: СПб., 1997.

58. Маллер А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственной отсталых детей и подростков в специальных учреждениях. Метод, рекомендации.-М., 1987.

59. Малофеев Н.Н. Становление и развитие специального образования в России Основы управления специальным образованием: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений Под ред. Д.С.Шилова. М., 2001.

60. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М., 1988.

61. Машбиц Е.И. Компьютерное обучение: проблемы и перспективы. М., 1986

62. Милерян Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М.: Педагогика, 1973.

63. Мирский Л. Методика профессионально-трудового обучения в специальной (коррекционной) школе. -М.: Просвещение, 1988.

64. Мирский Л. Применение наглядных средств на уроках труда в специальной (коррекционной) школе Дефектология. 2003. >f2 1.С. 46-53.

65. Начальное профессиональное образование подростков-сирот и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Шадринск. 2003.

66. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида: Новые учебные программы и методические материалы Под ред. A.M. Щербаковой. В 2 кн. М, 2001-2002.

67. Ожегов СИ. Словарь русского языка: 7000 слов. Под ред. М.Ю. Шведовой. 22-е изд. -М.: Русс, яз., 1990. 167

68. Отраслевой стандарт «Информационные технологии в высшей школе. Термины и определения. ОСТ ВШ 01.002—95». М., 1995.

69. Павлова Н.П. Применение предметных карт на уроках ручного труда в специальной (коррекционной) школе. Дефектология. 1977, J 3, JT 4. N S»

70. Павлова Н.П. Работа с природными материалами как средство развития познавательной деятельности учашихся младших классов специальной (коррекционной) школы. Дисс…. канд. пед. наук. М, 1973.

71. Павлова Н.П. Развитие наблюдательности и воображения у учащихся специальной (коррекционной) школы на уроках ручного труда. В кн. Повышение эффективности обучения учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы. М, 1981.

72. Палат Е.Д., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие. —М., 2001.

73. Пейперт Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи. —М., 1989.

74. Переверзев В. Ю. Критериально-ориентированные педагогические тесты для итоговой аттестации. М., 1999.

75. Платов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: 1984.

76. Пособие для преподавателей. Омск, 2001.

77. Ретинская И. В., Шугрина М.В. Отечественные системы для создания компьютерных учебных курсов. Мир ПК. 1993, 7.

78. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании. М., 1994.

79. Рыков Н.П. О природе двигательных умений. Врпросы психологии. 1957, .№1. 168

80. Создание курсов в среде дистанционного обучения Lotus Learning Space:

81. Соловое А. В. Информационные технологии обучения в профессиональной подготовке. Информатика и образование. 1996, J 2 1. V

82. Социально-трудовая адаптация учащихся и выпускников вспомогательных школ (принципиальные положения, организация и содержание)

83. Суходольскнй Г.В. Основы математической статистики для психологов. Изд-во: Ленинградского университета, 1972.

84. Философский энциклопедический словарь. Гл. ред.: Л.Ф. Ильичев, Т.Н. Федосеев, СМ. Ковалев, В.Г. Панов. -М.: Сов. энциклопедия, 1983,

85. Ходжава З.И. К вопросу о понятии умения в советской психологии. Вопросы психологии, 1955. ХгЗ.

86. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. СПб., 2002.

87. Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения. М., 2000.

88. Цевенков Ю.М., Семенова Е.Ю. Информатизация образования в США. Новые информационные технологии в образовании: Обзор, инф. ПИИВ О М 1990.

89. Чебышева В.В. Психологический анализ объяснения и показа при обучении выполнению трудового действия. Известия АНН РСФСР. Вып. 91,1958.

90. Челышкова М.Б. Разработка педагогических тестов на основе современных математических моделей: Учеб. пособие. М., 1995.

91. Чертова Н.Н. Новый взгляд на ребенка Дефектология. 1995. 5.

92. Четыркин Е.М., Калихман И.Л. Вероятность и статистика. М.: Финансы и статистика, 1977. 169