56. Эмоционально-волевая сфера личности

56. Эмоционально-волевая сфера личности

В познании проявляет себя отношение, к. в свою очередь есть результат познания. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств и эмоций. Эмоции- более простые, непосредственные переживания в данный момент, связанные с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Первое впечатление от чего-либо носит эмоциональный характер.Чувство– это более сложное, чем эмоции, постоянное, устоявшееся отношение личности к тому, что она познает и делает, к объекту своих потребностей. Чувства характеризуются устойчивостью и длительностью.

Эмоции можно охарактеризовать следующими признаками.

  1. в отличие от др. познавательных процессов, к. отражают содержание объекта, эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту.
  2. эмоции обычно отличаются полярностью, т.е. имеют положительный или отрицательный знак, например: радость – печаль, надежда – разочарование.

Эмоции и чувства выполняют две основные функции: сигнальную и регулятивную.

Эмоциональный процесс включает три основных компонента:

  1. эмоциональное возбуждение, определяющее мобилизационные сдвиги в организме.
  2. знак эмоции: положит. эмоция возникает тогда, когда событие оценивается как позитивное и наоборот.
  3. степень контроля эмоции. Различают два состояния: сильного эмоционального возбуждения (гнев, радость), при котором еще сохраняется ориентация и контроль, и крайнего возбуждения (паника, ужас, экстаз), когда ориентация и контроль практически невозможны.

Эмоции бывают:

  • Стеническиеотличаются действенностью, они побуждают человека к поступкам, увеличивают напряжение сил, активизируют организм, поднимают настроение.
  • Астеническиеэмоции характеризуются пассивностью или созерцательностью, они расслабляют человека, подавляют его активность.

Виды эмоций:

  1. Аффект – это наиболее мощная эмоциональная реакция, к. полностью охватывает психику чел-ка, как бы соединяя главный раздражитель со всеми второстепенными, в результате возникает обобщенный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом, включая сопутствующие ассоциации и движения.
  2. Собственно эмоции, в отличие от аффектов — более длительные и менее интенсивные состояния. Они – реакция не только на события свершившиеся, но и на вероятные или вспоминаемые.
  3. Чувства – еще более длительные, чем эмоции и устойчивые состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым).
  4. Настроения — самые длительные эмоциональные состояния, окрашивающие поведение человека. Настроение тесно связано с соотношением между самооценкой человека и уровнем его притязаний.
  5. Стресс – комплексная психологическая и физиологическая реакция организма на мощное проявление эмоций в результате неблагоприятных воздействий разного рода (холода, страха и т.п.).

Совокупность всех побудительных сил личности, приобретающих характер мотивов действий, поступков и форм деятельности, образуют особую, достаточно существенную область психической жизни человека, которую называют мотивационной сферой или направленностью личности.

2 стр., 573 слов

Диагностика эмоциональных состояний личности.

... 3. Эмоции и эмоциональные состояния: настроение, аффект, стресс, фрустрация. Внешнее выражение эмоциональных состояний. 4. Высшие чувства (моральные, интеллектуальные, эстетические, практические) как результат общественного развития. Диагностика эмоциональных состояний личности. 6. ...

Воля– это особая форма активности человека, представляющая собой сознательное регулирование человеком своего поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении цели.

Волевые действия:

  1. Непроизвольные — Совершаются в результате возникновения неосознанных или недостаточно отчетливых побуждений (установок и т.д.), имеют импульсный характер, лишены четкого плана.
  2. Произвольные — Предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность.
  3. Простые — Отсутствие колебаний, уверенное движение к цели, ясное представление о цели и путях ее достижения. Выбор цели и принятие решения о действиях осуществляется без борьбы мотивов.
  4. Сложные — Наличие нескольких актуальных мотивов, их борьба и осуществление сложного выбора.

Функции воли:

  1. выбор мотивов и целей
  2. регуляция побуждения к действию при недостаточной или избыточной мотивации
  3. организация психических процессов в адекватную. систему действий, выполняемых чел-ком
  4. мобилизация психических и физических возможностей при преодолении препятствий в достижении поставленных целей.

В волевой деятельности формируются качества личности. Наиболее существенными являются следующие:

  1. самостоятельность, т.е. способность определять свои поступки, исходя из своих убеждений, знаний и представлений о том, как надо поступать в соответствующих ситуациях. Противоположность-внушаемость.
  2. решительность, т.е. способность своевременно и без излишних колебаний принимать достаточно обоснованные решения, а затем проводить их в жизнь. Противоположность – нерешительность.
  3. настойчивость, т.е. способность к длительному и неослабному напряжению энергии, когда трудности достижения намеченной цели не отпугивают, неуклонно движется к намеченной цели.
  4. самообладание, т.е. способность заставить себя выполнить принятое решение, преодолевая побуждения (страх, лень и т.п.), или сдерживать проявления чувства раздражения, гнева, ярости, и т.д.

Характеристики волевого действия:

8 стр., 3985 слов

Учение. Природа. Цели. Средства. Мотивы учения и их динамики

... знаний. Эти уровни познавательных мотивов могут обеспечивать наличие у школьника так называемого «мотива достижения», который состоит в стремлении ... личность ученика: ее направ­ленность, волевые черты характера, способность и т. д. Поступление в школу — ... убеждения, с которыми связыва­ются мотивы учебной и трудовой деятельности. Основные цели учения: Совершенствование практических навыков должностных ...

  1. Осознанность, целенаправленность, соответственность собственному соз-нательному решению.
  2. Обусловленность внешними (социальными) и внутренними (личными) причинами.
  3. Наличие дефицита побуждений (или торможение) в начальной фазе и (или) в ходе осуществления.
  4. Обеспеченность дополнительным побуждением (торможением) за счет функционирования специальных механизмов.