Эмоциональная депривация

Эмоциональная депривация

Эмоции являются необходимой составляющей, обеспечивающей благополучие человека, и его выживание. Также эмоции имеют огромное эволюционное значение, так как именно они обеспечивают новый тип мотивации, поведенческий тенденции, наибольшую вариативность поведения. Известно, что эти качества позволяют индивиду успешно взаимодействовать с окружающей средой, и нормально адаптироваться. Ученые обращают особое внимание на роль эмоций, как в формировании, так и в развитии человека. Что собой представляет эмоциональная жизнь? Прежде всего, это чувства, отражающие действительность, хотя это происходит очень своеобразно.

Человек развивается, и вместе с этим в эмоциональном плане меняется его отношение к окружению, оно приобретает максимальную дифференцируемость, начинает более соответствовать отведенной роли, отражает его устремления и запросы. Эмоции оказывают непосредственное воздействие буквально на каждый компонент сознания. В том числе, на память, воображение, восприятие, мышление. Как характерная закономерность, возникает рост познания действительности, так как развиваются эмоции и чувства, особенно в детском возрасте. Происходит ознакомление личности с социальной сферой, познавательные процессы становятся более углубленными.

При эмоциональной депривации многое из перечисленного отсутствует, лишая человека нормального развития. Одним из существенных факторов, определяющим в дальнейшем детское развитие, считается желание родителей заиметь ребенка, причем, это желание  осознанное. Оно является главным моментом в формировании структуры психо-эмоционального плана детской личности. Уже в пренатальный период у него начинает формироваться позитивный взгляд на жизнь, окружающих, в том числе и на самого себя. В его подсознании заложено, что он любим своими родителями, его ждут. И это является определяющим в дальнейшем развитии ребенка.

Особенности эмоциональной депривации

Эмоциональная депривация представляет собой особую, индивидуальную переработку стимульного обеднения, которого ребенок или взрослый человек достиг в определенной ситуации. Это психическое состояние требует коррекции, и если имеется недостаточность проявления эмоций в окружении человека, то возникают характерные признаки, дающие возможность распознавания эмоциональной депривации. Установление эмоциональных связей является важнейшим условием, которое является гарантом эффективности воспитательных элементов, если речь идет о ребенке. В практике психиатрии имеется немало фактов, на основании которых можно утверждать, что успешное развитие ребенка возможно лишь в том случае, если между ним и взрослым человеком установлены правильные психические отношения.

5 стр., 2251 слов

Эмоции человека 3

... печальных, а не наоборот; слабый раздражитель вызывает слабую эмоциональную реакцию, а сильный — сильную. Связь физиологии человека с его эмоциями Человек живет благодаря тонко организованным взаимосвязанным физиологическим процессам, обеспечивающим ...

Известно, что эмоциональная депривация в наибольшей степени свойственна детям, и если они находятся в избыточно изменчивой среде, то развитие происходит таким образом, что ребенок становится социально-гиперактивным. Его привлекают все новые контакты, притом, что не имеет значения, от кого они исходят. Активность детей, испытывающих эмоциональную депривацию, имеет социально-эмоциональную окраску. То есть, они лезут на колени даже к незнакомым людям, стараются привлечь к себе внимание. При подобных контактах всегда устанавливается взаимопонимание, которое характерно большой изменчивостью, хотя и является положительным.

При недостатке эмоциональных переживаний считается, что человек испытывает эмоциональную депривацию, и такой своеобразный голод общения становится причиной возникновения обычных для такого вида депривации последствий. Тем не менее, в обычной жизни патологические состояния психики ребенка можно заметить не всегда, и такая несвоевременность в дальнейшем создает дополнительные осложнения. Ребенок начинает испытывать чувство тоски и одиночества, могут периодически возникать проблемы социального плана, развиваются комплексы, которые обусловлены эмоциональной депривацией любого типа.

Последствия эмоциональной депривации

При возникновении депривации любого типа, в том числе, и при эмоциональной депривации, не должно возникать сомнений в необходимости лечения. Если человек не имеет количества общения, которое необходимо ему по структуре личности, а также, если он не получает необходимых впечатлений, то он рискует получить проблемы, имеющие психиатрический, психологический, а также соматический характер. Причина в том, что индивид испытывает состояние, называемое голодом общения. Ученые доказали, что если в жизни ребенка не появится лицо, к которому малыш будет привязан, его поведение очень быстро меняется.

Малыш становится вялым, снижается его ориентировочная активность, он не стремится к движению, неизменно начинается ослабление здоровья и отставание в развитии по всем параметрам. При эмоциональной депривации возникает развитие «госпитализма». Именно на этом основании детская смертность в приютах, в период с восемнадцатого по девятнадцатое столетие столь высока, и такое положение наблюдалось в различных странах Запада. Сейчас установлено, что подобная статистика обусловлена отсутствием контакта детей с матерью, то есть, имела место эмоциональная депривация.

На основании данных исследований, проводимых ранее, известно, что у детей, воспитывающихся в приюте, нарушения возникали после трехмесячного возраста, когда они переставали получать грудное вскармливание, и были переданы на воспитание в общественные благотворительные организации. В  том числе, такие дети испытывали не только эмоциональную, но и сенсорную депривацию, а также моторную депривацию. Практически, до полутора лет они находились в отдельных боксах. Даже достигнув возраста двух лет, они имели отставание в физическом развитии, страдало и умственное развитие. Если дети не возвращались к матерям, то их состояние становилось хуже, и развивались различные заболевания.

3 стр., 1083 слов

Классификация эмоций. Эмоциональные состояния

... возникают в необычно трудной ситуации и переживаются с большой внутренней напряженностью, тревожностью. Эмоциональные состояния человека разделяют на 5 категорий, которые идентифицируются по силе, качеству и ... длительности проявления:  Настроение. Одно из самых продолжительных эмоциональных состояний. Оно влияет на деятельность человека и может возникать как постепенно, так ...

J.Bowlby (1979), известный исследователь феномена материнской де-привации, вводит термин «патогенное родительствование» (pathogenic parenting), определяя его как ключевой этиологический фактор невротических симптомов, личностных расстройств, семейных и супружеских проблем J.Bowlby выделяет следующие типы неадекватного родительского отношения:

1. Отсутствие родителя или отделение ребенка от родителя (при помещении в больницу, детское учреждение).

2. Отсутствие адекватного ответа на поиск заботы и привязанности, отвержение ребенка.

3. Угрозы покинуть ребенка, применяемые как дисциплинарная мера (родитель угрожает лишить ребенка своей любви, покинуть семью, совершить суицид и т.п.).

4. Провоцирование родителем чувства вины или переживания собственной «плохости» у ребенка. (При этом ребенок подвергается исключительной критике. Крайним вариантом является возложенная на ребенка ответственность за болезнь или смерть одного из родителей.).

5. Тревожная привязанность к ребенку, связанная с оказанием на него давления. Родитель (обычно мать) стремится таким образом стать единственным источником заботы в окружении ребенка.

Описывая пагубные последствия подобного родительского отношения, Bowlby отмечает, что «формирование той или иной психопатологии в этих случаях происходит, так как мир для таких детей всегда остается двусмысленным, неопределенным и всегда опасным». Собственный внутренний мир ребенка, границы его тела, полоролевая идентичность также будут диффузными, размытыми, нечеткими, как в случае симбиоза с матерью, так и в случае отвержения.

Таким образом, любая ситуация насилия вряд ли является случайной для жертвы. Вероятнее, что она окажется подготовленной всей предыдущей историей жизни ребенка, и, прежде всего — историей его детско-родительских отношений.