Образ жизни

ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЕ

Образ жизни- это деятельность или актив­ность людей, которые определенным образом реагируют на условия жизни. Он указывает на то, как люди относятся к усло­виям жизни, как связаны с ними и используют их.

Образ жизни классифицируется по 3 критериям:

1. по характеру активности: физическая, интеллектуальная;

2. по сфере активности: трудовая, нетрудовая;

3. по виду активности: производственная, со­циальная, культурная, образовательная, деятельность в быту, медицин­ская и другие виды активности.

С образом жизни связаны понятия «уклад жизни», «уровень жизни», «качество жизни», «стиль жизни», но которые не заменяют этого понятия.

«Уровень жизни» (или уровень благосостояния) характеризует размер и структуру материальных и духовных потребностей, то есть количественные, поддающиеся измерению параметры, условий жизни: размеры валового продукта, национального дохода, обеспеченность жильем, отдыха, медицинской помощью, по­казатели здоровья населения и др.

«Уклад жизни» — это порядок общест­венной жизни, труда, быта, отдыха и т.д., в рамках которого проходит жизнедеятельность людей. Это временной регламент явлений обществен­ной жизни.

«Стиль жизни», как правило, относят к индивидуальным осо­бенностям поведения как одного из проявлений жизнедеятельности. Сюда же причисляют и индивидуальные особенности образа мыслей, стиля мышления.

«Ка­чество жизни», включает по­казатели уровня жизни, уклада, стиля жизни. Этот термин можно использовать как характеристику качественной стороны условий жизни — качество жилищных условий, питания, образования, медицинской помо­щи т.д.

Комплексные социально-гигиенические исследования, включающие и клинико-социальные исследования, установили связь социальных условий и показателей здоровья населения.

Различия в обеспечен­ности жильем и в размере жилой площади не оказывали прямого влияния на состояние здоровья. Вместе с тем, деятельность в связи с такими факторами, как внутрисе­мейные отношения, психологический климат, распределение и использо­вание материальных возможностей и т.п., непосредственным образом влияли на различ­ные показатели здоровья.

Например, частота заболеваний пневмонией де­тей в неполных семьях в 4 раза выше, чем в полных. Напряженные отношения в семье, неблагоприятный психоэмо­циональный климат способствуют возникновению и более тяжелому течению некоторых болезней у детей и подростков: в таких семьях в 2,3 раза больше детей с язвенной болезнью желудка и в 1,7 раза — с гастродуоденитами.

5 стр., 2096 слов

формирование ситуативно-деловой формы общения у детей третьего ...

... жизни в условиях организованной непосредственно образовательной деятельности будет протекать успешнее, если будет: - развивать у детей навыки сотрудничества с взрослым и сверстниками; - развивать у детей познавательную активность ... -педагогических условий для формирования ситуативно-деловой формы общения у детей третьего года жизни в процессе непосредственно образовательной деятельности. База ...

Режим дня членов семей — один из комплексных по­казателей, характеризующих образ жизни. Нарушение режима способствует возникновению и отрицательно воз­действует на течение различных заболеваний, способствует развитию дефектов и от­ставанию физического и интеллектуального развития у детей, отрицательно влияет на другие показатели здоровья.

Доказано влияние неблаго­приятного режима труда и отдыха, отсутствия стабильных режимов питания, чередования работы и отдыха, совместно с другими факторами риска, на заболеваемость раком желудка, гортани, легкого, крови.

Эти примеры подтверждают мнение о непосредственном влиянии на здоровье образа жизни, и особен­но это касается медицинской активности (это понятие предложено Ю.П.Лисицыным по аналогии с другими формами активности — трудовой, социальной, физической и др.).

Доказательство превалирующего воздействия на здоровье факторов образа жизни и, прежде всего медицинской активности, рассматривается как признак решающей роли социального опосредования общественного здоровья и как основа мер по стратегии здравоохранения — формирования здорового образа жизни как базы профилактического направления.

Здоровый образ жизни — это наиболее типичная деятельность, для конкретных социально-экономических, поли­тических, экологических и прочих условий, направленная на сохранение, улучшение и укрепление здоровья. В таком понимании здоровый образ жизни включает:

1) форму образа жизни,

2) условия, способствующие реализации и развитию других форм и проявлений образа жизни, направленных на охрану и улучшение здоровья населения.

Нет такого вида и способа деятельности, которые бы в своих позитивных проявлениях не формировали здоровый образ жизни. Следовательно, в деятельности по охране и улучшению здоровья, в гигие­ническом воспитании нужно учитывать многообразие воздействий, усло­вий и факторов, определяющих характер и уровень здоровья человека, группы людей и населения.

Определено два направления формирования здорового образа жизни:

1. Создание, развитие, активизация позитивных для здо­ровья условий, факторов, обстоятельств, т.е. формирование потенциала общественного здоровья (Health promotion).

2. Преодоление, уменьшение факторов риска.

Ключом к ним можно рассматривать медицинскую актив­ность.

Схема формирование здорового образа жизни:

7 стр., 3316 слов

Образ вожатого

... ваши мысли классифицировать по разделам: чем интересным я занимался в жизни? какие у меня есть способности и таланты? за что меня ... симпатий и антипатий. Но не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний ... (на перый взгляд очевидными и не требующими внимания) моментами в жизни детей: Утром и вечером необходимо умываться и чистить зубы, а ...

1.Создание и развитие факторов здоровья: трудовой активности, физического и душевного комфорта, экологической активности, высокой физической активности, сбалансированного питания; устроенности быта и семейных отношений; высокой медицинской активности и т.д.;

2. Преодоление факторов риска: низкой трудовой активности, дискомфорта, психической напряженности, низкой социальной активности, загрязнения внешней среды, низкой экологической активности; гиподинамии; несбалансированного питания; потребления алкоголя, курения, низкой медицинской активности и т.д..

Оба эти аспекта взаимно связаны, но на практике дело ограничивается лишь борьбой с факторами риска. Проблема заключается в конкретных программах формирова­ния здорового образа жизни и их реализации, в том числе и через так называемые «программы здоровья».

ВОЗ представила рекомендации по преодолению факторов риска и формированию здорового образа жизни. Например, для профилактики ИБС ВОЗ рекомендует проведение следующих мер:

1) правильное питание — для снижения уровня холестерина в крови и преду­преждения тучности;

  1. отказ от курения;

3) сокращение количества потреб­ляемой соли и алкогольных напитков, раннее выявление повы­шения кровяного давления и борьба с ним;

4) поддержание нормальной мас­сы тела и регулярные физические упражнения как составная часть по­вседневной жизни;

  1. снижение уровня социального и профессионального стресса.

Если к этому добавить конкретные рекомендации относительно са­мого трудного для реализации пункта о «снижении уровня социального и профессионального стресса», а также необходимость строгого соблюдения индивидуальных медицинских, медико-психологических требований, то перечисленное можно определить как универсальную меди­цинскую программу формирования здорового образа жизни.

Формирование здорового образа жизни должно быть основным на­правлением социальной политики в области здравоохранения, вклю­чающим в себя профилактику, особенно первичную. На этом направлении должны базироваться федеральные комплексные программы укрепления здоро­вья, республиканские, территориальные. Они должны вклю­чать в себя меры гигиенического воспитания, борьбу с факторами риска, активи­зацию физической культуры, программы здо­ровья.

Профилактическое направление здравоохранения должно стать основой во всех программах здоровья. В них должны быть предусмот­рены совместные действия местной администрации, учреждений здравоохранения, про­свещения, культуры и др. Осуществление мер первичной профилактики должно стать обязанностью всей сети лечебно-профилакти­ческих учреждений, особенно служб первичной медико-санитарной по­мощи.

Пропаганда здорового образа жизни должна акцентироваться не столько на санитарном про­свещении, сколько на обучении восприятию гигиенических навыков, правил и норм поведения и активном их проведении в жизнь. В период реформиро­вания здравоохранения ослаблено внимание к профилактике и программам формирования здорового образа жизни. Существенным препятствием для успешного развития программ формирования здорового образа жизни остается низкая гигиеническая и медицинская культура значительной части населения.

2 стр., 660 слов

Роль врача в формировании здорового образа жизни и привычек здорового ...

... 3. Либеральный стиль (анархический, попустительский). Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, легко подчиняется, устраняется от ответственности, неавторитетен. Выделяют также три функции педагогического ...

ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЕ (Ответ)

Образ жизни- это деятельность или актив­ность людей, которые определенным образом реагируют на условия жизни. Он указывает на то, как люди относятся к усло­виям жизни, как связаны с ними и используют их.

Образ жизни классифицируется по 3 критериям:

1. по характеру активности: физическая, интеллектуальная;

2. по сфере активности: трудовая, нетрудовая;

3. по виду активности: производственная, со­циальная, культурная, образовательная, деятельность в быту, медицин­ская и другие виды активности.

Комплексные социально-гигиенические исследования установили связь социальных условий и показателей здоровья населения.

Например, частота заболеваний пневмонией де­тей в неполных семьях в 4 раза выше, чем в полных. Напряженные отношения в семье, неблагоприятный психоэмо­циональный климат способствуют возникновению и более тяжелому течению некоторых болезней у детей и подростков: в таких семьях в 2,3 раза больше детей с язвенной болезнью желудка и в 1,7 раза — с гастродуоденитами.

Нарушение режима способствует возникновению и отрицательно воз­действует на течение различных заболеваний, способствует развитию дефектов и от­ставанию физического и интеллектуального развития у детей, отрицательно влияет на другие показатели здоровья.

Здоровый образ жизни — это наиболее типичная деятельность, для конкретных социально-экономических, поли­тических, экологических и прочих условий, направленная на сохранение, улучшение и укрепление здоровья. В таком понимании здоровый образ жизни включает:

1) форму образа жизни,

2) условия, способствующие реализации и развитию других форм и проявлений образа жизни, направленных на охрану и улучшение здоровья населения.

Определено два направления формирования здорового образа жизни:

1. Создание, развитие, активизация позитивных для здо­ровья условий, факторов, обстоятельств, т.е. формирование потенциала общественного здоровья (Health promotion).

2. Преодоление, уменьшение факторов риска.

Ключом к ним можно рассматривать медицинскую актив­ность (понятие предложено Ю.П.Лисицыным).

Схема формирование здорового образа жизни:

1.Создание и развитие факторов здоровья: трудовой активности, физического и душевного комфорта, экологической активности, высокой физической активности, сбалансированного питания; устроенности быта и семейных отношений; высокой медицинской активности и т.д.;

2. Преодоление факторов риска: низкой трудовой активности, дискомфорта, психической напряженности, низкой социальной активности, загрязнения внешней среды, низкой экологической активности; гиподинамии; несбалансированного питания; потребления алкоголя, курения, низкой медицинской активности и т.д..

9 стр., 4437 слов

Двигательная активность как фактор формирования здорового образа жизни

... — эффективные средства сохранения и укрепления здоровья, гармоничного развития личности, профилактики заболеваний, обязательные условия здорового образа жизни. Понятие «двигательная активность» включает в себя сумму всех движений, ... исключительное значение. Известно, что даже у здорового и нестарого человека, если он не тренирован, ведет сидячий образ жизни и не занимается физкультурой, при самых ...

Оба эти аспекта взаимно связаны, но на практике дело ограничивается лишь борьбой с факторами риска. Проблема заключается в конкретных программах формирова­ния здорового образа жизни и их реализации, в том числе и через так называемые «программы здоровья».

Формирование здорового образа жизни должно быть основным на­правлением социальной политики в области здравоохранения, вклю­чающим в себя профилактику, особенно первичную. На этом направлении должны базироваться федеральные комплексные программы укрепления здоро­вья, республиканские, территориальные. Они должны вклю­чать в себя меры гигиенического воспитания, борьбу с факторами риска, активи­зацию физической культуры, программы здо­ровья.

Профилактическое направление здравоохранения должно стать основой во всех программах здоровья. В них должны быть предусмот­рены совместные действия местной администрации, учреждений здравоохранения, про­свещения, культуры и др. Осуществление мер первичной профилактики должно стать обязанностью всей сети лечебно-профилакти­ческих учреждений, особенно служб первичной медико-санитарной по­мощи.

Пропаганда здорового образа жизни должна акцентироваться не столько на санитарном про­свещении, сколько на обучении восприятию гигиенических навыков, правил и норм поведения и активном их проведении в жизнь.

7