Социальная компетентность дошкольника

Содержание

Введение 3

1 Социальное развитие в дошкольном возрасте 6

2 Понятие «социальной компетентности» в психолого-педагогической литературе 11

3 Анализ существующих программ и современных подходов 23

Заключение 32

Литература 34

Введение

Дошкольный возраст является сензитивным периодом для начала формирования многих базовых качеств. Это оптимальный период для формирования многих социальных навыков. Исследования Р.И. Жуковского, С.А. Козловой, Э.К. Сусловой и др. показали, что в этом возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.

Преобразования в социальной сфере, новые социальные отношения обусловили изменение требований к личности со стороны общества. Общественные требования к личности сместились от знаний, умений, навыков к личностной компетентности в различных сферах бытия.

Современное дошкольное образование отражает общие, присущие образовательным системам внутренние цели – содействовать развитию человека, его культурному самоопределению и продуктивному включению в жизнь. Процесс дошкольного образования обеспечивает расширение и усложнение индивидуальных ресурсов развития личности ребенка средствами культуры. Необходимо, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок приобрел достаточный личный социокультурный опыт, который послужит ему фундаментом для полноценного развития и готовности к школьному обучению.

Поэтому актуальным становится поиск технологий, средств, методов социального воспитания, обеспечивающих преодоление недостаточного развития у современных детей навыков социального взаимодействия, умения оценивать меняющиеся социальные ситуации и уверенно действовать с опорой на собственные знания и отношения, что в конечном итоге обеспечивает развитие социальной компетентности, необходимой ребенку для успешного вхождения в социум.

В проекте Государственного стандарта дошкольного образования, а также во Временных требованиях Государственного стандарта дошкольного образования в качестве одной из характеристик развития ребенка на этапе дошкольного детства названа компетентность. Отмечается, что дошкольное учреждение призвано создавать условия для того, чтобы у ребенка к концу дошкольного возраста сформировалось данное качество. Некоторые современные программы дошкольного образования выделяют в качестве основных ориентиров развития детей овладение компетентностями. Однако на настоящий момент отсутствует единое мнение относительно цели и результата социального воспитания детей, адекватного возрасту и соотносимого с социальной компетентностью как личностной характеристикой и показателем успешности социализации ребенка. Формирование социальной компетентности должно стать одним из приоритетных направлений компетентностного подхода в образовании. Это – одна из составляющих процесса социализации, в котором человек участвует в течение всей своей жизни.

5 стр., 2371 слов

Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. ...

... о множественном числе существительных. Эта игра упражняет детей в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в ... человеческих качеств, таких, как изобретательность, наблюдательность, жизнерадостность, компетентность, общительность и т.п. Не следует думать, что ... и игровых упражнений, направленных на активизацию речевого развития детей. Организуя ту или иную игру, не стоит ...

Раскрытию сущности социальной компетентности посвящены работы таких авторов, как Г.Э. Белицкая, Н.И. Белоцерковец, А.В. Брушлинский, Е.В. Коблянская, Л.В. Коломийченко, С.Н. Краснокутская, А.Б. Кулин, В.Н. Куницын, О.П. Николаев, У. Пфингстен, К. Рубин, Роуз-Крэснор, В.В. Цветков и др. Рядом авторов предприняты попытки раскрыть сущность и содержание социальной компетентности относительно дошкольного возраста, условия их формирования и развития в системе дошкольного образования (Е.М. Алифанова, Н.И. Белоцерковец, М.В. Крулехт, Л.А. Парамонова, Е.Г. Юдина и др.).

В работах Г.А. Берулава, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызиной отмечается, что развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на нее, создавая для этого психолого-педагогические условия.

Это определило актуальность настоящего исследования, цель которого – изучить социальные компетенции дошкольника.

Объект исследования – социальное развитие в дошкольном возрасте.

Предмет исследования – социальные компетенции дошкольника.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме особенностей социального развития в дошкольном возрасте.

2. Проанализировать современные представления отечественных и зарубежных психологов и педагогов о содержании понятий «компетентность» и «социальная компетентность».

3. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития и формирования социальной компетентности в онтогенезе.

4. Проанализировать имеющиеся в научной литературе данные о возрастных особенностях социальной компетентности у дошкольников.

5. Дать развернутый анализ имеющихся в литературе психолого-педагогических программ по направленному формированию социальной компетентности у детей дошкольного возраста.

Теоретико-методологической основой исследования выступили явились общенаучные принципы: принцип детерминизма (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леотньев), принцип развития (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец), принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн), принцип системности (Б.Ф. Ломов, В.А. Ганзен), субъектно-деятельностный подход (Л.И. Божович, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, Л.И. Анцыферова, Д.Н. Завалишина и др.), культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, концепция возрастных новообразований Е.Е. Кравцовой и пр.

5 стр., 2221 слов

МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ...

... молодежных объединений в социализации и развитии социальной компетентности молодежи; Объект исследования: молодежные общественные объединения, молодежь являющаяся членами молодежных общественных объединений. Предмет исследования: развитие социальной компетентности членов молодёжных общественных объединений. ...

Методы исследования: для реализации поставленных в исследовании задач были использованы методы теоретического исследования (изучение и анализ психолого-педагогической литературы, диссертационных исследований по проблеме социальных компетенций в дошкольном возрасте)………………

Заключение

Как показал анализ доступных нам литературных психолого-педагогических источников, дошкольный возраст представляет собой важный период с точки зрения подготовки к вхождению в сложную социальную жизнь, накопления необходимого социального опыта, овладения социальными эмоциями, представлениями, деятельностью. В этом возрасте у ребенка происходит формирование социальных навыков, усвоение объективно заданных норм, правил человеческого общества, приобщение его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, установление начальных отношений с ведущими сферами бытия и утверждение себя как социального субъекта.

Многими исследователями отмечено, что накопление дошкольником необходимого социального опыта способствует раскрытию его возрастного потенциала, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее – к взрослой жизни. По мере освоения культурных, нравственных правил и закономерностей общественной жизни происходит развитие его социальной компетентности, понимаемой как способность оценивать собственные поступки, эффективно взаимодействовать с окружающими. То есть именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной компетентности ребенка, определяя траектории развития и адаптации в меняющемся социуме.

Согласно проекту Государственного стандарта дошкольного образования и Временным требованиям Государственного стандарта дошкольного образования, овладение ребенком социальными компетенциями является основным ориентиром воспитания и образования в дошкольного возрасте.

Социальная компетентность дошкольника предполагает знания, умения, навыки ребенка, достаточные для выполнения обязанностей, присущих данному жизненному периоду. Структуру социальной компетентности составляет, прежде всего, совокупность социальных знаний, умений и навыков, применяемых в главных сферах деятельности человека, и включает в себя следующие компоненты:

• мотивационный, включающего отношение к другому человеку как высшей ценности; проявления доброты, внимания, заботы, помощи, милосердия;

• когнитивный, который связан с познанием другого человека (взрослого, сверстника), способностью понять его особенности, интересы, потребности; увидеть возникшие перед ним трудности; заметить изменения настроения, эмоционального состояния и т.д.;

• поведенческий, который связан с выбором адекватных ситуации способов общения, этически ценных образцов поведения.

Все структурные компоненты социальной компетентности тесно взаимосвязаны и образуют единую систему внешних (объективных) и внутренних (субъективных) образований.

Реальным механизмом, претворяющим решение задачи по формированию социальной компетентности личности дошкольника, является профессиональная деятельность дошкольного учреждения в этом направлении в сотрудничестве с другими социальными институтами: семьей, культурно-просветительными учреждениями, общественными организациями, местными властями и т.д.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... пеленки, ван­ночки, кроватки) перестраивает физиологические потребности ребенка, постепенно превращая их в социальные. С первых дней жизни взрослый кормит ребенка в опреде­ленные часы. А с ... будут характеризовать его поведение. Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в младенческом возрасте: у новорожденного сон отделяется от бодрствования и фор­мируется специфический человеческий ...

Важным средством повышения эффективности формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста в условиях открытого дошкольного учреждения является содержание определенных психолого-педагогических и социальных условий, направленных на полноценное использование в образовательном процессе всех имеющихся средств и возможностей, которыми располагают социальные институты общества.

Литература

1. Актуальные проблемы дошкольного образования [Текст] / под ред. Т.М. Бабуновой. – Магнитогорск : МаГУ, 2003. – 240 с.

2. Аммосова В.В. Развитие общения у дошкольников : пособие для восп. д/садов и родителей [Текст] / В.В. Амосова. – Якутск : Бичик, 1995.

3. Аранобская-Дубовис Д.М. Идеи А. В. Запорожца о развитии личности дошкольника [Текст] / Д.М. Аранобская-Дубовис, Е.В. Заика // Вопросы психологии. – № 2, 2001.

4. Арон И.С. Основные факторы формирования личности дошкольника в особой социальной ситуации развития [Текст] / И.С. Арон // Психолог в детском саду. – 2000. – 1. – С. 70-75.

5. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников [Текст] / Л.В. Артемова. – М. : Педагогика, 1992. – 360 с.

6. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика – педагогика развития [Текст] / Т.М. Бабунова. – Магнитогорск : МаГУ, 2004.

7. Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О.А. Белобрыкина. – Новосибирск : ГЦРО, 2000. – 240 с.

8. Белобрыкина О.А. Развитие самооценки у детей дошкольного возраста средствами театрализации [Текст] / О.А. Белобрыкина // Психолог в детском саду. – 1999. – № 3-4. – С. 3-12.

9. Болотов В.Н. О новых актуальных программах по дошкольному образованию [Текст] / В.Н. Болотов // Дошкольное воспитание. – 2003. – №1. – С. 4-9.

10. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом [Текст] : пособие для практических работников ДОУ. – М. : АРКТИ, 2003.

11. Волчкова В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада [Текст] / В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. – Воронеж : Феникс, 2004. – 420 с.

12. Гогоберидзе А.Г. К проблемам познания и понимания ребенка дошкольного возраста [Текст] / А.Г. Гогоберидзе // Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.

13. Годовикова Д.Б. Осознание детьми 5-7 лет качеств сверстников и их общение [Текст] / Д.Б. Годовикова // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. – Красноярск : КГУ, 2003. – 460 с.

14. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Н.Ф. Голованова. – СПб. : Речь, 2004.

15. Денисенкова Н.В. Ваш ребенок познает мир [Текст] / Н.В. Денисенко /Дошкольное воспитание, 2000. – №1.

16. Дыбина-Артамонова О.В. Предметный мир как источник познания социальной действительности [Текст] / О.В. Дыбина-Артамонова. – Самара : Бахрейн, 1997.

17. Захарова Л.М. Педагогическое сопровождение процесса этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста : учебное пособие [Текст] / Л.М. Захарова. – Ульяновск : изд-во УлГПУ, 2007. – 44 с.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... уровни музыкально-творческих способностей дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы к проблеме развития творческих способностей человека, разработанные ...

18. Игра и дошкольник : Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности : сборник [Текст] / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. – СПБ. : Детство-Пресс, 2004.

19. Ильчиков М.З. Социология воспитания [Текст] / М.З. Ильчиков, Б.А. Смирнов. – М. : Речь, 1996. – 420 с.

20. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника [Текст] / Науч. ред. Л.А. Парамонова и др. – М. : Социосфера, 2001. – 240 с.

21. Князева О. Новое направление в дошкольном образовании – развитие социальной компетентности дошкольников [Текст] / О. Князева // Дошкольное образование. – 1998. – № 9. – С. 79-82.

22. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром [Текст] / С.А. Козлова. – М., 1988.

23. Козлова С.А. «Я – человек»: Программа приобщения ребенка к социальному миру [Текст] / С.А. Козлова. – М., 1996. – 120 с.

24. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст] / С.А. Козлова. – М., 1998.

25. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста [Текст] / Л.В. Коломийченко // Детский сад от А до Я. – 2004. – № 5.

26. Коломийченко Л.ВИ. Блочно-тематический план реализации «Программы социального развития детей дошкольного возраста» [Текст] / Л.В. Коломийченко, Л.И. Югова. – Пермь, 2003.

27. Компетентностный подход к развитию личности [Текст] : Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Отв. Ред. Е.В. Гончарова. – Нижневартовск : Изд-во НГГУ, 2007. – 151 с.

28. Комплексная программа «Детский сад 2100» [Текст]. – М. : Баласс, 2006.

29. Мир дошкольника: Вопросы и ответы [Текст] / Г.К. Кислица и др. – М. : Дрофа, 2002.

30. Мудрик А.В. Социальная педагогика [Текст] / А.В. Мудрик; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 380 с.

31. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина. – М. : Академия, 2000. – 480 с.

32. Мухина В.С. Психология игры [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2002. – 560 с.

33. Парамонова Л. Примерная обще-развивающая программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / Л. Парамонова Т. Алиева // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 6. – С. 27-31.

34. Прима Е.В. Развитие социальной уверенности у дошкольников [Текст] / Е.В.Прима, Л.В. Филиппова, И.Н. Кольцова, Н.Ю. Молостова. – М. : ВЛАДОС, 2002.

35. Программа «Детство» [Текст]. – СПб. : Речь, 1997.

36. Проняева, С.В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук / С.В. Проняева. – Екатеринбург, 1999. – 22 с.

37. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация [Текст] / Дж. Равен; пер. с анг. – М., 2002.

38. Селевко Г. Компетентности их классификация [Текст] / Г. Селевко // Народное образование. – 2004. – № 4. – С. 138-143.

39. Стеркина Р. Программа для дошкольных образовательных учреждений. Основы безопасности детей дошкольного возраста [Текст] / Р. Стеркина //Дошкольное воспитание. – 1997, № 3.

24 стр., 11705 слов

Театрализованная игра как средство эстетического воспитания детей ...

... дошкольника 1.1 Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Важнейшей стороной воспитания ребенка дошкольного возраста является эстетическое воспитание. По ... программе, учитывающей совершенный уровень развития различных видов искусства, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов. ...

40. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я : как сохранить психологическое здоровье дошкольников [Текст] / О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев, И.М. Первушина. – М. : Генезис, 2005. – 480 с.

41. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностью ориентированной парадигмы образования [Текст] / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 60.

42. Шипицина Л.М. Азбука общения [Текст] / Л.М. Шипицина, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.

43. Шишов С.Е. Компетентностный подход к образованию как необходимость [Текст] / С.Е. Шишов, С.И. Агапов / Мир образования – образование в мире. – 2001. – № 4.

44. Щеглова С. Социализация и дошкольники [Текст] / С. Щеглова Н. Витяева // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 10.

45. Эльконин Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М. : Академия, 2004. – 460 с.