Развитие мелкой моторики у дошкольников

Содержание

Введение 2

Глава 1. Теоретические аспекты развития мелкой моторики старших дошкольников 5

1.1 Закономерности развития мелкой моторики у детей старшего старшего дошкольного возраста">дошкольного возраста 5

Глава 2. Особенности развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП 16

2.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с ДЦП 16

2.2 Проявления нарушений мелкой моторики у дошкольников с ДЦП 26

Глава 3. Развитие мелкой моторики старших дошкольников с ДЦП 35

3.1 Методы изучения состояния мелкой моторики 35

3.2 Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики 48

Список литературы 58

Введение

В настоящее время количество детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата значительно возросло. По некоторым данным, 6 детей на 1000 детского населения страдают детским церебральным параличом (ДЦП) [3].

Дети с ДЦП нуждаются в оказании специально организованной психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Чрезвычайно важна роль своевременной и качественной диагностики, профилактики и коррекции поведенческих, нервно-психических, двигательных и патохарактерологических расстройств для успешной социальной интеграции детей с ДЦП. В свою очередь, процесс социальной адаптации невозможен без достаточного уровня развития психической деятельности ребенка.

Проблемам изучения, обучения, воспитания, лечения и комплексной реабилитации больных ДЦП разного возраста посвящены многочисленные работы клиницистов, педагогов, психологов (Л.О. Бадалян, Л.И. Виноградова, М.В. Ипполитова., Э.С. Калижнюк, И.И. Кириченко, К.А. Семенова, Т.И.Серганова, О.В. Степанченко, Л.М. Шипицына и др.).

12 стр., 5874 слов

Специфические особенности мелкой моторики детей дошкольного возраста с ОНР

... исследования: выявить особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Объект исследования: развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи. Предмет исследования: специфические особенности мелкой моторики детей дошкольного возраста с ...

Анализ этих работ показал, что все авторы указывают на важную роль развития двигательный функций детей с ДЦП, в том числе мелкой моторики.

У детей с ДЦП процесс формирования мелкой моторики и двигательных навыков имеет свои особенности. Это обусловлено грубыми нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и задержкой развития высших психических функций. У детей с церебральным параличом задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: с трудом и опозданием формируются функция удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Темпы двигательного развития при ДЦП широко варьируются. В силу двигательных нарушений у детей с церебральным параличом статические и локомоторные функции не могут развиваться спонтанно или развиваются неправильно.

Одной из особенностей, характеризующих детский церебральный паралич, является нарушение моторики рук. Нарушение центрального отдела двигательного анализатора приводит к сложным и стойким расстройствам моторики рук, которые характеризуются нарушением тонуса мышц, наличием парезов, насильственных движений — гиперкинезов. Недоразвитие мелкой моторики влияет на развитие речи, на формирование навыков письма в период школьного обучения, поэтому коррекция нарушения мелкой моторики является важной задачей обучения и воспитания детей с ДЦП.

Подавляющее большинство исследований посвящено формированию и совершенствованию общей моторики ребенка, тогда как вопросы развития у детей мелкой моторики руки у детей с ДЦП не нашли должного изучения. Не определены наиболее эффективные пути развития мелкой моторики у детей с ДЦП.

Большое значение в развитии мелкой моторики детей имеет игровая деятельность. На практике используются различные виды игр: пальчиковые, игры с предметами, дидактические. Вместе с тем в настоящее время не определены пути развития мелкой моторики у детей с ДЦП с использованием дидактических игр.

Таким образом, актуальность и недостаточная разработанность проблемы исследования обусловили выбор темы работы: «Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики старших дошкольников с ДЦП».

Цель исследования: изучение особенностей развития мелкой моторики старших дошкольников с ДЦП.

Объект исследования: особенности развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП.

Предмет исследования: развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с ДЦП посредством дидактической игры.

Гипотеза исследования: работа по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП будет эффективна, если она будет проводиться систематически, с учетом особенностей развития мелкой моторики детей с разными формами ДЦП, с использованием дидактической игры.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ клинической, педагогической, психологической литературы по проблеме развития мелкой моторики в онтогенезе.

2. Изучить проявления нарушений мелкой моторики у детей с ДЦП.

3. Рассмотреть методы диагностики мелкой моторики у детей.

4. Определить основные направления развития мелкой моторики посредством дидактической игры.

Методологические основы исследования: положения специальной педагогики, специальной психологии о единстве законов нормального и аномального развития (Г.Я. Трошин, Л.С. Выготский), сложной структуре дефекта при аномальном развитии (Л.С. Выготский), общих и специфических закономерностях аномального развития (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский).

10 стр., 4947 слов

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста ...

... развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка. Целью работы стало: развитие мелкой моторики у детей дошкольного ...

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты развития мелкой моторики старших дошкольников

1.1 Закономерности развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

Мелкая моторика — один из основных навыков, которым должен овладеть ребенок в самом начале своей жизни. Под понятием мелкой моторики подразумевается работа пальцев рук, направленная на хватание, удерживание и манипулирование различными предметами [13].

Понять основные психофизиологические закономерности двигательного развития ребенка дошкольного возраста позволяет теория Н.А. Бернштейна. Развитие двигательной сферы ребенка заключается в формировании сложнейшей организации действий, обеспечивающих быстрое, верное и точное выполнение разнообразных движений за счет их исправления, уточнения, изменения по ходу выполнения.

Н.А. Бернштейн писал: «Координация движений есть преодолевание избыточных степеней свободы движущего органа, превращение его в управляющую систему» [6]. Рука человека от плеча до кончиков пальцев, обладает огромным числом степеней свободы: целенаправленно (произвольно) совершить движение рукой, скажем, донести ложку до рта, означает не дать этому бесконечному числу степеней свободы осуществиться, ограничить их до минимума, который необходим в данном конкретном случае. Например, ребенок, учась действовать с ложкой, учится ограничивать подвижность суставов. ………………

Список литературы

1. Архипова Е.Ф. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом в раннем возрасте: Кн. для логопеда, воспитателя, родителей детей с ДЦП. — М., 1997. — 86 с.

2. Бабенкова Р.Д. Обучение технике письма учащихся с церебральными параличами: Методические рекомендации. — М.: Просвещение, 2001. — 231 с.

3. Бадалян Л.О. Детские церебральные параличи / Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимошина. — М.: Просвещение, 2004. — 196 с.

4. Бадалян Л.О. Невропатология: Учебник. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 384 с.

5. Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму: Конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5-7 лет. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. — 120 с.

6. Бернштейн И.А. О построении движения. — М.: Просвещение, 2005. — 213 с.

7. Бортфельд А., Рогачева Е.Н. Лечебная физкультура и массаж при детском церебральном параличе. — Л.: Медицина, 1986. — 172 с.

8. Босых В.Г., Павловская Н.Т. Нарушение функции верхних конечностей при спастической диплегии: обследование и коррекция // Коррекционная педагогика. — 2004. — №1(3).

– С.52-59.

9. Босых В.Г., Павловская Н.Т. Оценка тяжести двигательных нарушений при ДЦП в форме спастической диплегии // Специальная психология. — 2005. — №1(3).

— С.21-27.

10. Ботта Н. Лечебное воспитание детей с двигательными расстройствами церебрального происхождения / Под ред. М.Н. Гончаровой. — М.: Просвещение, 2003. — 246 с.

9 стр., 4090 слов

Особенности образования детей с детским церебральным параличом

... недоношенных младенцев, действительно показывают общее количество детей с церебральным параличом. Новые технологии не изменили темп развития церебрального паралича у детей, которые родились в нормальный срок и ... может сказаться на дальнейшее развитие их будущего ребенка. Поэтому самой распространенной болезнью у наших детей является Детский Церебральный Паралич. Среди детской и подростковой ...

11. Бронников В.А. Детский церебральный паралич: справочное издание / В.А. Бронников, А.В. Одинцова, Н.А. Абрамова, А.А. Наумов, О.К. Малышева; под ред А. Зебзеевой. — Пермь: Здравствуй, 2000.- 256 с.

12. Власова Т.А. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — М.: Педагогика, 1985. — 128 с.

13. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. — Минск, Попурри, 1997. — 93 с.

14. Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя / Л.П. Носкова, П.Д. Соколова, О.П. Гаврилушкина, Л.А. Головчиц, А.А. Катаева, Г.И. Обухова и др./ Под ред. Л.П. Посковой. — М.: Просвещение, 1993. — 224 с.

15. Ипполитова М.В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье / М.В. Ипполитова, Р.Д. Бабенкова, Е.М. Мастюкова. — М.: Педагогика, 1993. — 320 с.

16. Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. — Киев,. 1987. — 222 с.

17. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить: Пальчиковый игротренинг / М.М. Кольцова, М.С. Рузина. — СПб., 2004. – 132 с.

18. Кулеш Н.С. Современный подход к восстановительному лечению детского церебрального паралича // Коррекционная педагогика. — 2004.- №2l(3).

— С.6-11.

19. Левченко И.Ю. Психологические особенности подростков и старших школьников с детским церебральным параличом. Монография. — М.: РИЦ «Аль-фа» МГОПУ, 2001. — 149 с.

20. Левченко И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько. — М., 2001. — 216 с.

21. Левченко И.Ю. Особенности психического развития больных ДЦП в детском и подростковом возрасте. — М.: Педагогика, 1991. — 321 с.

22. Леонтьев А.И. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т II. — М.: Педагогика, 1983. — 320 с.

23. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. — СПб.: Речь, 2001. — 220с.

24. Мамайчук И.Н., Манухина З.П. О роли моторного дефекта в развитии познавательной деятельности у детей с церебральным параличом // Детские церебральные параличи. Труды НИИ им. Г.Н.Турнера. — Л., 1974. – С.79-82.

25. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. — М.: Просвещение, 1991. — 198 с.

26. Мастюкова Е.М.Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст; Под ред.А.Г.Московкиной. — М.: Классик Стиль, 2003. — 320с.

27. Приходько О.Г., Моисеева Т.Ю. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни. Методическое пособие. — М.: Полиграфсервис, 2003. — 160 с.

28. Рогачева Е.И. Лечебная физкультура и массаж при детских церебральных параличах / Е.И. Рогачева, М.С. Лаврова. — М.: Просвещение, 2003. — 94 с.

29. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 712 с.

30. Самсонова Л.Н. Особенности комплексной коррекции нарушения функции рук у учащихся с церебральным параличом. — СПб.: Детство-пресс, 2001. — 118 с.

4 стр., 1802 слов

особенности овладения трудовой деятельностью детьми с церебральным параличём

... и локомоторных функций. У детей с церебральным параличом нарушена возрастная последовательность формирования двигательных навыков. Моторное развитие у детей с церебральным параличом не просто задержано в ... его постнатального созревания. Большая роль в отклонении психического развития детей с церебральным параличом принадлежит двигательным, речевым и сенсорным нарушениям. Так, глазодвигательные ...

31. Семенова К.А. Методические рекомендации по этапному лечению детских церебральных параличей. — М., 1978. — 42 с.

32. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учебное пособие. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 232с.

33. Серганова Т.Н. Как победить детский церебральный паралич: разумом специалиста, сердцем матери. — СПб.: Изд-во ТАС, 1995. — 192 с.

34. Симонова Н.В. Формирование пространственно-временных представлений у детей с церебральным параличом // Дефектология. — 1981. — № 4. -С.82-86.

35. Специальная психология: Учебное пособие / В.И.Лубовский, Т.В.Розанова, Л.И.Солнцева; под ред.В.И.Лубовского. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 464 с.

36. Текорюс В.В. Коррекция двигательных нарушений при детских церебральных параличах: Метод. рек. — М., 1987. — 19 с.

37. Титова О.В. Справа-слева. Формирование пространственных представлений у детей с ДЦП. — М.: Издательство «Гном и Д», 2004. — 56 с.

38. Усанова О.Н. Специальная психология: Система психологического изучения аномальных детей. — М., 1990. — 201 с.

39. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учебное пособие. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 368с.

40. Шипицына Л.М. Детский церебральный паралич / Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. — 232 с.