Личностные особенности детей-инвалидов

Оглавление

Введение 3

I. Теоретический анализ специфики развития эмоционально-личностной сферы детей-инвалидов с нарушением зрения. 8

1.1.Психологические особенности детей- инвалидов. 8

1.2. Особенности развития психики при нарушениях зрения. 16

1.3. Эмоционально-личностное развитие незрячих и слабовидящих людей. 23

1.4. Методы социальной реабилитации детей-инвалидов. 26

1.5. Роль социально-психологической адаптации в процессе интеграции инвалидов по зрению в общество 30

II. Исследование динамики личностных особенностей подростков с нарушением зрения, проходящих социальную реабилитацию. 34

2.1. Методики и методы исследования. 34

2.2.Организация и ход исследования. 38

2.3.Математическая обработка эмпирических данных исследования личностных черт. 40

2.4. Выводы и анализ результатов. 65

Заключение 68

Список использованной литературы 70

Приложения 75

Введение

В настоящие время процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социальной реабилитации.

По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часа жителей нашей планеты.[30]

Первые попытки дать толкование психической деятельности слепых принадлежат французскому энциклопедисту Д.Дидро. Начало систематического обучения слепых послужило толчком к возникновению тифлопедагогики и одновременно стало объективной предпосылкой становления тифлопсихологии.

Первые попытки исследования психики слепых (вторая половина XIX в.) были проведены методом интроспекции. В это же время—первые эксперименты по исследованию ощущений, представлений, памяти А.А. Крогиуса, Г.И. Челпанова.

Начало XX в.— стихийный процесс формирования тифлопсихологии как самостоятельной науки.

В России зарождение тифлопсихологии относится к 80-ым годам XIX в. Правда, идеи И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, Н.Н. Ланге, А.Ф. Лазурского не нашли отражения в дореволюционной тифлопсихологии.

5 стр., 2382 слов

Исследование эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста ...

... темой курсовой работы стала: «Исследование эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта». Объект исследования: эмоциональная сфера. Предмет исследования: специфика эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с нарушением ...

В середине 20-ых—начале 30-ых годов в России отмечают борьбу с биологизаторскими течениями в тифлопсихологии.

Учение о сложной структуре дефекта Л.С. Выготского—крупнейший вклад в становление дефектологии в России.

В послевоенное время в изучение психики слепых значительный вклад внесла М.И. Земцова. В работе «Пути компенсации слепоты» она обобщила весь накопленный к этому времени материал, сделала ряд принципиально важных выводов о влиянии слепоты на психическое развитие и закономерности компенсации возникающих отклонений, показала диалектику взаимоотношений двух основных факторов компенсации: биологического и социального.[22]

Среди учёных, занимавшихся этой проблемой, нельзя не назвать таких как А.Г. Литвак, М.Е. Хватцев, Б.Г. Ананьев, А.В. Ярмоленко, А.И. Зотов, Ю.А. Кулагин, Т.Р. Армитэдж, П. Виллей.

Мы считаем, что опыт, накопленный в этой области смежными науками, обязательно должен быть учтён, хотя бы уже потому, что социальная работа как наука в нашей стране ещё очень молода, и у неё нет таких больших наработок в этом направлении. Поэтому мы в своём исследовании будем опираться, прежде всего, на результаты исследований ученых этих специальностей.

В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. Только в России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилась в два раза. Многие исследователи отмечали, что у незрячих и слабовидящих людей вторично могут формироваться выраженные психоэмоциональные отклонения, затрудняющие психологическую адаптацию в обществе (Л.И. Солнцева, А.Г. Литвак, Л.И. Плаксина, М.И. Земцова, М.С. Певзнер).

К сожалению, оказание психологической помощи детям с проблемами в развитии не осуществляется в полной мере.

Актуальность. В связи с увеличением роста числа детей — инвалидов в современном обществе проблема социальной реабилитации детей становится наиболее острой. Актуальностью данной работы является то, что она показывает эффективность проведения психокорекционных мероприятий с детьми данной категории.

Для этого необходима разработка современных психокоррекционных программ и инновационных технологий, направленных на профилактику и коррекцию возможных отклонений в психофизическом и личностном развитии школьников с нарушенным зрением, а также на оптимизацию учебно-воспитательного процесса в специальных образовательных учреждениях в целом.

Целью данной работы является выявление характера влияния социально-психологической реабилитации на личностные особенности детей с нарушением зрения.

Гипотезой нашего исследования стало предположение о том, что участие в психокоррекционных группах способствует социальной адаптации личности детей с нарушением зрения.

Исходя из цели исследования, а также из сформулированной гипотезы, были поставлены следующие задачи:

1. В рамках теоретического анализа исследовать специфику развития эмоционально-личностной сферы детей-инвалидов, в частности детей с нарушением зрения;

2. Описать сущность, понятие и основные виды и методы социальной реабилитации детей-инвалидов;

3. Исследовать личностные характеристики детей с нарушением зрения до прохождения ими психокоррекционной программы;

11 стр., 5107 слов

Память у детей с нарушением интеллекта

... (При умственной отсталости) - Представление методик, направленных на изучение памяти. Предмет исследования - память детей олигофренов. 1. ПАМЯТЬ И ЕЕ ГЛАВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 1.1 Общее представление о памяти ... выработки новых навыков. Расстройство памяти вызываются обычно нарушениями нормального функционирования коры. Авторы, писавшие об умственно отсталых детях в конце 19 и начале 20 вв., ...

4. Провести диагностику личностных особенностей детей с нарушением зрения после прохождения психокоррекционной программы;

5. Оценить эффективность психокоррекционной программы с помощью методов математической обработки;

Предмет исследования: динамика развития личностных особенностей детей-инвалидов с нарушением зрения в процессе психокоррекционной

Объект исследования: слабовидящие (острота зрения от 0.05 до 0.2) учащиеся 6-7 классов Уфимской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 28 в количестве 30 человек, в числе которых 17юношей и 13 девушек.

В процессе исследования использовались методы:

1. Метод научно-теоретического анализа существующей в России литературы по общей и дефектологической психологии и педагогике.

2. Наблюдение, сравнение.

3. Методы математической статистики (непараметрический метод G-критерий знаков).

В своём исследовании мы, прежде всего, ориентируемся на решение проблем молодого поколения, на детей старшего школьного возраста, поскольку именно эта категория инвалидов является самой незащищённой и от будущего негативного воздействия современной реалии, и от той агрессивной среды, с которой она столкнётся уже через совсем небольшой промежуток времени.

Изучение детей с нарушениями зрения выявляет ряд особенностей в психическом развитии, которые отрицательно сказываются на всех сферах их деятельности. Таким образом, практическая значимость данной работы в том, что показаны компенсаторные возможности психического развития слепых детей при своевременной и правильной коррекционной работе, что создает определённые предпосылки для социальной реабилитации данной категории детей в общество….

Список использованной литературы

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М., 1985.

2. Анастази А. Психологическое тестирование. 7-е междун. изд., — С-Пб, «Питер», 2001.

3. Анохин П.К. Общие принципы компенсации нарушенных функций и их физиологическое обоснование. — М.: Наука,1963.

4. Бодалев А. А. Психология о личности. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.

5. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. М., 1989.

6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д.И. Фельдштейна / Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

7. Бондаренко Г.И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей //Дефектология. 1998. №3.

8. Буткина Г.А. Некоторые вопросы затруднения социально-психологической адаптации взрослых слепых//Дефектология,1977, №6.

9. Возрастная и педагогическая психология //под ред. Гамезо и др. — М., 1984.

10. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? М., 1992 г.

11. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры / под. ред. М. Г. Ярошевского. — М.: Институт практической психологии, Воронеж: Модек, 1996.

12. Выготский Л.С. К психологии и педагогики детской дефектности.—Дефектология.—1974.—№3.—С.71-76.

13. Дементьева Н.Ф., Багаева Г.Н., Исаева Т.А. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями, — Институт социальной работы, М., 1996 .

6 стр., 2575 слов

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ...

... процессе развития личности. Цель исследования - определить и теоретически обосновать совокупность педагогических условий социального развития детей дошкольного возраста. Объект исследования - процесс социального развития детей дошкольного возраста. Предмет исследования - педагогические условия социального развития детей. Гипотеза исследования: процесс социального развития детей ...

14. Дементьева Н.Ф., Модестов А.А. Дома-интернаты: от призрения к реабилитации. — Красноярск, 1993.

15. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан. -М., 1991. (ЦИЭТИН).

16. Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю., Соболь А.Я. Организационно-методические аспекты деятельности социального работника. В кн.; Социальная работа в учреждениях здравоохранения. — М., 1992, (Департамент проблем семьи, женщин и детей МСЗ РФ. Центр общечеловеческих ценностей).

17. Дошкольная педагогика./ Под ред. Логиновой В.И., Саморуковой В.Г. — М., 1988.

18. Дружинин В.Н. Психология семьи. — М., 1996.

19. Еникеева Д. Практическая психология. — М., 1998.

20. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия.- С-Пб., 1998.

21. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка.- С-Пб., 1997.

22. Земцова М.И. Пути компенсации слепоты.—М.: Просвещение, 1956. Гл. I-III/

23. Зотов А.И. Дефект зрения и психическое развитие личности // Психологические особенности слепых и слабовидящих школьников.—Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1981.

24. Кеттелл Р. 16-факторный личностный опросник.- Санкт-Петербург, Иматон, 1995.

25. Карвялис В. Специальное образование детей с ограниченными возможностями и подготовка педагогов-дефектологов // Дефектология. 1992. №1.

26. Коваленко Б.И., Коваленко Н.Б. Тифлопедагогика. Выпуск. 1.- М.: Просвещение.

27. Лебедева С.С. Актуальные проблемы образования инвалидов как средства их социальной адаптации // Образование как средство социальной адаптации инвалидов: опыт и перспективы / Сост. С.С.Лебедева — СПб.,

28. Литвак А.Г. Практикум по тифлопсихологии: Учебное пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов/ А.Г. Литвак, В.М. Сорокин, Т.П. Головина.—М.: Просвещение, 1989.

29. Литвак А.Г. Теоретические вопросы тифлопсихологии.—Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена.—1973.—Гл. III.

30. Литвак А.Г. Тифлопсихология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов. — М.: Просвещение, 1985.

31. Лисина М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника.- М., 1974.

32. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии.—М.: Просвещение, 1973.—С. 272.

33. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России. (Результаты исследования, как основа для построения проблемы развития) // Дефектология. №4, 1997.

34. Матейчек З. Родители и дети, — М., «Просвещение», 1992.

35. Мельников В.М., Ямпольский Г.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. – М.,1985.

36. Мочалова О.Б. Родителю будущего первоклассника. — Уфа, 2001.

37. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. -М., 1997.

38. Мухина В.С. Детская психология.- С-Пб., 1992.

39. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. — М.: Институт практической психологии, 1998.

40. Немов Р. С. Психология. Книга 1 — М., 1998.

41. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М.: Тривола, 1995.

42. Овчарова Р.В. Взаимодействие семьи, детского сада и школы в предупреждении педагогической запущенности детей. -М., 1994.

43. Панов А.М. Центры социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями — эффективная форма социального обслуживания семьи и детей // Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. — М.,1997.

15 стр., 7008 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

... X стремится прежде всего развивать личность ребенка, опираясь на эмоциональные и социальные факторы. Придерживается гибкой программы, ... быстром, сравнительно легком и глубоком проникновении в психологию учащегося; эмоциональной идентификации педагога с учащимся; ... будущей профессиональной карьеры школьников. Педагоги, ориентированные на «развитие» и на «результативность», по-разному подкрепляют успех ...

44. Петровский А.В. Психология развивающейся личности. М., 1987.

45. Психологическая диагностика детей и подростков. / Под ред. Гуревича К.М., Борисовой Е.М. — М., 1995.

46. Психологический словарь. / Под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. М., 1990

47. Психолого-педагогическая проблема становления личности и индивидуальности в детском возрасте // Под ред. Давыдова В.В., Дубровиной И.В. М., 1980.

48. Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности.// Вестник СПб.ГУ, 1995, вып.3, №20.

49. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. – СПб.: Медицинская пресса, 2002.

50. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М., 1996.

51. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. –М, 1996.

52. Силкин Л.Н. Психологическая диагностика личности и психотерапия инвалидов по зрению.—М.: Из-во ВОС, 1984

53. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. — Минск: Харвест,1998. с.524-525.

54. Солнцева Л.И. О некоторых особенностях развития слепого ребенка дошкольного возраста // Воспитание и обучение слепого дошкольника / под ред. Л.И. Солнцевой. — М., 1967.-

55. Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1998. №1

56. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. Практикум. М., 1996.

57. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1989.

58. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999.

59. Флейк-Хобсон К. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М. 1993.

60. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И. Фельдштейна. — Издание 2-е, дополненное.- М.: Институт практической психологии, 1996.

61. Хрусталев С.А. Работа с лицами со сниженной адаптацией. — М.: 2000.

62. Хювяринен Л. Зрение у детей: нормальное и с нарушениями: Пер. с англ. — СПб.: Петербург-XXI ВЕК. 1996

63. Шакурова З.А., Багимов Ю.С. Дифференциально-диагностический опросник . Челябинск: ЧГТУ,1991.

64. Шевандрин Н.И. Психология, коррекция и развитие личности. М., 1988.

65. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М., 1995.

66. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М. – Воронеж, 1995.