Диагностика эмоционально-волевой сферы ребенка.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ.

ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Используя нижеперечисленные методики, можно:

– выявить особенности познавательной сферы ребенка, отличаю­щейся непроизвольностью и интенсивными изменениями из года в год;

– исследовать формирование волевых свойств личности ребенка и его эмоциональное развитие, также умение распознавать эмоцио­нальные состояния других людей;

– с помощью проективной методики «Моя семья», эксперимента проследить особенности формирования основных личностных образова­ний ребенка: самосознания, уровня притязаний, социальной роли и др.;

определить уровень готовности ребенка к школьному обучению.

 

4.1 Диагностика познавательной сферы ребенка[1]

 

Ощущение и восприятие

Изучение познавательной деятельности младенцев по обследованию игрушек

 

Подготовить разные по форме, содержанию, размерам игрушки, погремушки и поочередно предъявлять их ребенку. Например:

1. Держать игрушку на расстоянии 10 см от груди ребенка. Затем ту же игрушку вложить в ручку ребенка.

2. Не показывая предварительно, прикладывать к губам погре­мушку.

3. Медленно перемещать игрушку на уровне груди ребенка на расстоянии 10 см от одного края кроватки к другому.

4. Показывать одновременно две одинаковые игрушки, с расстоянием 5 см. между ни­ми .

5. Показывать ребенку погремушку, воспроизводя ей звук.

Количество познавательных и эмоциональных реакций фиксирует­ся в таблице.

 

серия Познавательные (двигатель­ные) реакции Эмоциональные реакции  
1. Глаза Руки Рот Всего Улыбка или смех   Оживление Вока лиза- ция Всего
                 

 

Для каждого возраста таблица составляется отдельно, и с ее по­мощью устанавливается, как зависит содержание, интенсивность поз­навательных и эмоциональных реакций от возраста и от характера обследуемых объектов.

Сравнительное изучение восприятия цвета и формы младенцами (3 — 12 мес.)

Подобрать 4 бутылочки, различающиеся по цвету, и 4 бутылоч­ки, различающиеся по форме. В каждом наборе только одна соска из четырех должна быть с дырочкой.

В первой серии используются различные по цвету бутылочки. Ребенку дают сначала ту, на которой соска с дырочкой. Затем эта же бутылочка предъявляется ему одновременно с другой, потом со второй и с третьей.

Вторая серия проводится аналогично с бутылочками, разными по форме.

Во время эксперимента ребенок находится в кроватке, а буты­лочки стоят перед ним.

В результате исследования делают вывод о том, как зависит скорость выработки дифференцировочного условного рефлекса от воз­раста ребенка и от признаков объекта.

 

 

Изучение восприятия цвета.

(2 — 7 лет)

Сделать кружки диаметром 3 см, окрашенные в основные, допол­нительные цвета и их оттенки; коробочки таких же цветов; 4 карты размером 25 х 10 см, разделенные на 10 квадратов. На первой нак­леить кружки основных цветов, на второй — дополнительных, на третьей — оттенков, 4-я — пустая.

Исследование проводится индивидуально с детьми, каждая серия с интервалом в день.

1. Перед ребенком ставят коробочки, дают набор кружков (по 5 шт. каждого цвета) и просят разложить кружки в коробочки в соот­ветствии с их цветом. При этом цвет не называть.

2. Ребенку дать карту-образец и дать задание разложить круж­ки на пустой карте, как на образце.

3. Ребенку дают кружок, назывют, какой это цвет, и просят ребенка найти такой же. Так находят 5 цветов.

4. Ребенку дают 5 кружков разного цвета и просят назвать цвет каждого.

В каждой серии можно отдельно предлагать разные наборы цве­тов, в зависимости от возраста брать разное количество кружков.

 

Результаты занести в таблицу:

 

№/№ возраст 1 серия 2 серия 3 серия 4 серия
  3 г. 4 г. 5 л. 6 л. 7 л.        

 

 

Сделать выводы о возрастных особенностях восприятия цвета в разных ситуациях.

 

Изучение соотношения зрительного и осязательного восприятия формы.

(4 — 7 лет)

Подобрать набор из 12 плоскостных фигур 4 геометрических форм: квадратной, треугольной, прямоугольной и трапеции, каждая из которых модифицируется в 3 вариантах (изменение величины, четкости углов и т.д.)

1. Ребенку зрительно предъявляется одна фигура в течении 10 сек. Затем демонстрируют весь набор, из которого он должен выб­рать ранее предъявленный образец.

2. Осязательное ознакомление с фигурой (со зрительным восп­риятием и без него).

Затем также из всего набора ребенок выбирает эту фигуру.

3. Фигура предъявляется зрительно, а отыскивается осязатель­но и наоборот.

Результаты сопоставляются по возрасту испытуемых и по успеш­ности зрительного, осязательного и смешанного восприятия фигур ребенком. Анализируется время ознакомления с фигурой, время узна­вания, количество и характер ошибок.

Изучение умения ориентироваться в величине предметов (2-4 года).

Подготовить одноцветную пирамидку из 4 разных по размеру колец. Исследование проводится индивидуально. Ребенку показывают пирамидку, затем на его глазах ее разбирают, складывая кольца последовательно. После этого нарушают порядок и просят ребенка самостоятельно собрать пирамидку, как она была. Расположение ко­лец можно варьировать.

Анализируется, с каким порядком колец (уменьшение, увеличе­ние, смешанный) ребенок справился лучше. Каким способом выполня­лось задание? Как выполнение этого задания зависело от возраста детей?

 

Изучение восприятия длительности временного интервала.

(5 – 7 лет)

 

Ребенку предлагается посидеть в течении 1мин и сказать, когда она кончится. Затем ему предлагают выполнять задания в те­чении 1 мин и прекращать их выполнение, когда, по его мнению, пройдет минута:

1. Разрезать бумагу на полоски.

2. Нарисовать узоры по образцу.

3. Перенести палочки с одного стола на другой и сложить их в коробочку.

В результате подсчитывают отклонения временного интервала в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей, характера задания.

 

 

Изучение представлений о временах года.

(5 – 7 лет)

 

Подобрать 4 картинки с изображением явлений природы в четы­рех временах года и по 8 на каждое время года маленьких картинок. Например, желтый лист, копна сена, люди в определенной одежде, белка делает запасы и т.д.

В предварительной беседе выясняются представления ребенка о временах года с помощью вопросов: «Когда бывает снег? Когда пада­ют листья с деревьев? Когда птицы строят гнезда?» и т.д. Через 1–2 дня ребенку показывают картинки, большие и маленькие, просят назвать, какие времена года изображены и почему он так думает. Еще через 1–2 дня перед ребенком выкладывают большие картинки и про­сят подобрать к ним маленькие. Фиксируются пояснения ребенка.

Анализируется полнота представлений ребенка о явлениях при­роды и временах года.

 

Изучение ориентации в пространственных масштабах.

(5 – 7 лет)

 

Приготовить 10 палочек разной длины — от 2 до 20 см. Каждая палочка должна отличаться от последующей на 2 см.

Перед ребенком хаотично раскладывают 10 палочек и предлагают выполнить задание – разложить палочки так, чтобы они уменьшались по длине. Если ребенок затрудняется, нужно объяснить способ пост­роения ряда.

Анализируется способ выполнения задания: на основе зритель­ного анализа, сравнение палочек с помощью прикладывания их друг к другу, путем проб и ошибок, нецеленаправленные действия.

 

 

Изучение устойчивости внимания

(3 – 7 лет)

 

Подготовить 5 сюжетных картинок, цветные карандаши, секундо­мер. На листе бумаги нарисовать 9 рядов кружков (по 6 кружков в ряду, размером 3см каждый), первый ряд раскрасить в 6 цветов.

Исследование проводится индивидуально, в два этапа:

1. Ребенку показывают последовательно сюжетные картинки и фиксируют время рассматривания каждой (до момента, когда взор ре­бенка впервые переведен на экспериментатора или на окружающую обстановку).

2. Ребенка просят раскрасить кружки в соответствии с цветом первого ряда. Фиксируется продолжительность деятельности, продол­жительность отвлечений от нее.

Подсчитывается среднее время сосредоточенности на выполняе­мой деятельности. Делаются выводы о возрастных изменениях устойчивости внимания.

 

 

Изучение произвольного переключения внимания.

(4 – 7 лет)

 

Подобрать 10 карточек с изображением шести животных на каж­дой из них.

Каждого ребенка просят пять раз подряд провести отбор карто­чек. При этом в первом, втором и пятом отборах он должен отложить карточки с одним и тем же изображением. В третий и четвертый раз требуемыми и запрещенными (т.е. которые нельзя отбирать) изобра­жениями будут другие.

Ребенку объясняют: «Отбери карточки с изображением курочки и лошадки, но не бери картинки с изображением медведя». После вы­полнения этого задания карточки перемешиваются и ребенку предла­гают вновь отобрать их. Перед третьим отбором ребенку объясняют, что теперь он не должен брать карточки с изображением курочки и лошадки, а брать только с изображением медведя. Перед пятым отбо­ром просят ребенка вспомнить содержание первой инструкции и отоб­рать карточки в соответствии с ней.

Подсчитывается количество правильных решений в пяти отборах. Делаются выводы о возрастных особенностях переключения внимания, о роли повторения инструкции вслух во время выполнения задания.

 

Изучение устойчивости и распределения внимания

(4 – 7 лет)

 

Экспериментатор предлагает детям проводить на листе бумаги определенные линии по одной клетке непрерывно вправо, влево, вверх, вниз. При этом должна получиться фигура определенной фор­мы, соответствующая имеющемуся у экспериментатора образцу. Любое отвлечение ребенка в таком задании отразится на правильности изображения фигуры.

Подсчитывается число ошибок, и сравниваются показатели детей разного возраста.

 

Изучение умственной работоспособност.

(детский вариант корректурной пробы)

(3 – 7 лет)

 

Для младших детей приготовить таблицы, состоящие из набора картинок (например яблоки, груши, какие-то игрушки и т.д.).

В каждой строке должно быть 10 картинок, во всей таблице – более 100.

Ребенку дается задание просматривать картинки и зачеркивать указанную экспериментатором ( например: » Просматривай вниматель­но каждую строчку и зачеркни все яблочки»).

На выполнение задания отводится 2 минуты.

Для детей 5 – 7 лет приготовить таблицы, состоящие из символов (круг, треугольник, звезда, флажок, полукруг, прямоугольник, квадрат).

Дается задание просматривать все фигурки, отыскивать среди них три фигурки, в которых нужно ставить значки (перед вы­полнением задания показывается образец).

Время работы 2 минуты.

В задании учитывается объем работы – количество просмотрен­ных фигур, качество работы — количество допущенных ошибок.

Высчитывается коэффициент продуктивности (КП) по формуле:

КП – С2/(С+О),

где С – количество просмотренных строк;

О – число ошибок.

 

 

Изучение непроизвольной и произвольной памяти

(3–7 лет)

 

Подобрать 3 набора картинок размером 5 х 7 см (по 16 — 25 в каждом) так, чтобы их по тематике можно было разделить на 4 группы. Например: животные, растения, одежда, предметы.

Проводится исследование в 3 этапа, с интервалом в день.

1. Изучение «пассивной» непроизвольной памяти. Ребенку пока­зываются картинки, которые он просто рассматривает. Задачи на за­поминание не ставится. После демонстрации одного из наборов ре­бенка просят назвать картинки, которые он запомнил.

2. Изучение активной произвольной памяти. Ребенку дается за­дание разложить картинки на 4 ряда, что к чему подходит. После выполнения задания просят вспомнить и перечислить, какие картинки были в каждом ряду.

3. Изучение произвольной памяти. Детям показывают третий на­бор картинок и предлагают запомнить как можно больше, чтобы потом их вспомнить. Картинка показывается около 3 с. После показа всех картинок дети называют, что они запомнили.

В итоге делается вывод по количественным данным объема запо­минания о продуктивности разных видов запоминания в разных воз­растах.

 

Изучение зависимости объема произвольной памяти от

содержания запоминаемого материала

(5–7 лет)

 

Подобрать 6 хорошо знакомых ребенку предметов, без смысловой связи между ними, 6 картинок с изображением предметов, подгото­вить 6 карточек, размером 6 х 6 см, на каждой из которых нарисо­вана цветным контуром геометрическая фигура.

Исследование проводится индивидуально. Ребенку предлагается для запоминания разный материал, который располагают хаотично на некотором расстоянии друг от друга. Время демонстрации – 20 с. Ребенка просят внимательно рассмотреть предметы, лежащие на сто­ле, запомнить их, а потом назвать. При воспроизведении геометри­ческих фигур ребенка просят нарисовать их тем же цветом.

Подсчитывается число воспроизведенного материала в каждой серии. Выясняют, какой материал лучше запоминается. Можно срав­нить результаты у детей разного возраста.

 

Изучение уровня развития произвольной образной памяти

(5 – 7 лет)

 

Подготовить 8 карточек размером примерно 4,5 х 5 см с изоб­ражением чайника, пальто, рукавиц, шорт, чашки, миски, шапки, платья и карту, разделенную на 24 клетки. Каждому изображению на карточке должны соответствовать 3 изображения на карте: одно — идентичное, второе – отличающееся какой-нибудь деталью, третье — схожее общим силуэтом и назначением.

Перед ребенком кладется карта и в течении 1с. демонстриру­ются маленькие карточки по очереди. Затем дается задание показать на карте те изображения, которые были на карточках.

Если ребенок показал идентичное изображение, он получает 3 балла, схожее – 2 балла, если другое – 0 баллов.

Подсчитывают сумму баллов: меньше 16 баллов – низкий уровень развития произвольной образной памяти, от 17 до 20 – средний, 21 – 24 – высокий. Сравнить показатели детей разного возраста.

 

Изучение процесса классификации

(3–- 7 лет)

 

Подобрать картинки размером 7 х 7 см по 5 шт. для каждой классификационной группы: игрушки, посуда, одежда, мебель, дикие животные, домашние животные, овощи, фрукты.

Ребенку дается задание разложить карточки по группам и объ­яснить, почему он относит картинку к определенной группе.

Подсчитывается число верных ответов по каждой группе карти­нок. Результаты сравниваются по возрастам. Так же определяют каки­ми признаками оперирует ребенок, как он сам объясняет свои дейс­твия. Какие классификационные группы ему выделить легче, а какие труднее?

 

 

Изучение процесса обобщения

(3–- 7 лет)

Подготовить 10 таблиц размером 12 х 12 см, разделенных на 4 квадрата, в каждом квадрате изображен предмет. 3 предмета могут быть объединены по какому-то признаку, а 4 – лишний.

Ребенку дается задание по каждой карточке: определить, какой предмет является лишним, объяснить свое решение и назвать одним словом 3 оставшихся предмета.

Анализируются особенности обобщения предметов у ребенка: по каким признакам, насколько самостоятелен при решении, как объяс­няет свои действия. Сравнить процесс обобщения в зависимости от возраста детей.

 

Изучение понимания литературных произведений

(4 – 7 лет)

Подготовить сказку. После ее прочтения ребенку задать вопро­сы: «Про что эта сказка? О чем в ней говорится? Почему герои так себя вели?» и т.п. Проанализировать ответы ребенка: умеет ли он понять идею произведения, абстрагируется ли от внешнего и видит скрытый смысл, устанавливает ли причинно-следственные связи. Сравнить ответы детей разного возраста.

 

Изучение процесса рассуждения

(3 – 7 лет)

 

Подготовить таз с водой и разнообразные предметы, сделанные из металла, дерева, пластмассы и т.д.

Исследование проводится в форме игры в отгадывание. Ребенку показывают какой-нибудь предмет и спрашивают, будет ли он плавать. Затем сам ребенок пробует бросить этот предмет в воду. В ходе иг­ры ребенка просят объяснять свои решения.

Анализируется процесс обобщения, рассуждения ребенка: как он приходит к соответствующему решению, какие признаки в предметах выделяет (существенные или нет), как принимает задачу, как осоз­нают процесс решения.

 

Изучение понимания речи

(1 – 3 года)

 

Исследование состоит из нескольких ситуаций.

1. Проверяется, отзывается ли ребенок на свое имя.

2. Просят показать называемый предмет.

3. Предлагают показать у куклы какую-нибудь часть лица или тела.

4. Просят найти аналогичную часть лица или тела у себя.

5. Просят дать называемый предмет.

6. Предлагают произвести с предметами какие-то действия (например, сложить кубики в коробку и т.д.)

7.Предлагают проделать те или иные движения руками, ногами, головой, всем корпусом.

Формулировки задания могут повторяться несколько раз. Определяют количество детей, правильно выполнявших задание,

Как зависело выполнение от числа повторений задания и от возраста ребенка.

 

Изучение словаря детей.

(2–5 лет)

 

Подобрать предметы, хорошо знакомые ребенку, с которыми он часто действует.

Ребенку дают один предмет, предлагают с ним поиграть и в хо­де игры задают вопросы о предмете, его свойствах, предлагают про­делать с ним какие-то действия, объяснить, почему это можно или невозможно сделать.

Подсчитывается правильность названия детьми предметов, их частей и свойств.

 

Изучение понимания ребенком предлога

(2 – 4 года)

 

Приготовить коробку с цветными карандашами, блюдце, чашку, ложку, коробочку из бумаги, круг диаметром 3 см.

Ребенку предлагается выполнить следующие действия:

1. Достать карандаш из коробки.

2. Положить карандаш за коробку.

3. Положить карандаш около коробки.

4. Положить карандаш в коробку.

5. Положить карандаш на коробку.

6. Поставить чашку на блюдце.

7. Положить ложку в чашку.

8. Положить ложку на чашку.

9. Положить ложку около чашки.

10.Положить кружок в коробку.

11.Положить кружок под коробку.

12.Положить кружок за коробку.

13.Положить кружок около коробки.

Подсчитать число правильно выполненных заданий по возрастным группам. Проанализировать понимание предлогов.

 

Изучение речи дошкольников в общении со сверстниками и школьниками

(3 – 7 лет)

 

В естественных условиях фиксируются обращения ребенка к вос­питателю, родителям, к сверстникам. Обращается внимание на осо­бенности общения и длительность общения. Определить число ситуа­тивных (относящихся к ситуации общения) и неситуативных высказы­ваний. Составить также сравнительную таблицу речевых средств об­щения ребенка:

 

Части речи Взрослый Сверстник
Повелительные наклонения глагола Модальные глаголы Существительные Прилагательные, выражающие отношение Наречия места Наречия образа действия Наречия, усиливающие сказанное    

 

 

Изучение оригинальности решения задач на воображение

(6 – 7 лет)

 

Подобрать 20 карточек с нарисованными на них фигурами: кон­турное изображение частей предметов (например ствол дерева с од­ной веткой, кружок–голова с двумя ушами и т.д.) и простые геомет­рические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

Ребенка просят дорисовать каждую из фигур, чтобы получилась картинка.

Выявляют степень оригинальности, необычности изображения. Насколько каждая фигура отлична от других, от рисунков других де­тей группы, насколько используется основа для рисования, есть ли дополнения в рисунке до сюжета (например дорисован один человек, а рядом другой в картинке «Друзья») и т.д. Выявить типы использо­вания основы для воображения. Можно использовать данную методику при сравнении с более старшими возрастами (даже для взрослых).

 

Изучение творческого воображения

(4 – 7 лет)

Ребенка просят сочинить сказку на заданную тему, на свободно выбранную тему, по заданному началу, по заданному плану, с за­данными персоонажами и по последовательно показываемым картинкам.

Оригинальность каждой сказки оценивается по следующим пока­зателям:

1. Наличие сюжета, замысла сказки, соответствия его назва­нию, плану или картинке, героям.

2. Характер переработки и преобразования образов восприятия или памяти, особенности их комбинирования при воссоздании образов и образных ситуаций.

3. Полнота и детализация изложения.

4. Количество воссоздаваемых и создаваемых образов и образ­ных ситуаций.

5. Эмоциональная насыщенность содержания сказки.

6. Словесное обозначение внешнего облика персонажей, обста­новки, обстоятельств совершения действий.

 

Диагностика эмоционально-волевой сферы ребенка.

Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке

(3 – 7 лет)

 

Подобрать картинки (фотографии) с изображением детей и взрослых, у которых ярко выражено эмоциональное состояние как ос­новных эмоций (радость, страх, гнев, горе), так и их оттенков, сюжетные картинки с изображением положительных и отрицательных поступков детей и взрослых.

Ребенку последовательно показывают картинки и спрашивают: «Кто изображен на картинке? Что он делает? Как он себя чувствует? Как ты догадался об этом? Опиши картинку».

При показе сюжетных картинок ребенку задаются следующие воп­росы: «Что делают дети (взрослые)? Как они это делают? Кому из них хорошо, а кому плохо? Почему ты так думаешь?»

Подсчитывается число верных ответов в разных возрастных группах по каждой картинке. Выявляется, доступно ли детям пони­мание эмоциональных состояний взрослых и сверстников, на какие признаки они опираются, кого лучше понимают — взрослых или детей.

 

Изучение социальных эмоций

(3–7 лет)

 

Ребенку задаются следующие вопросы:

1. Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему?

2. Можно ли обижать животных? Почему?

3. Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?

4. Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого, признаешься ли ты, что сам виноват? Почему?

5. Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?

6. Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя иг­рушку? Почему?

Во второй части исследования ребенку предлагается закончить несколько ситуаций, например:

1. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказал: «Маша, ты сделала свою работу. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку». Маша ответила … Что ответила Маша? Почему?

2. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котен­ка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша … Что сделал Саша? Почему?

3. Таня и Оля играли. К ним подошел маленький мальчик и спросил, можно ли поиграть с ними. «Мы тебя не возьмем, ты еще маленький», – ответила Оля. А Таня сказала … Что сказала Таня? Почему?

Анализ результатов проводят по схеме:

1. Как ребенок относится к сверстникам, отдает ли кому-то предпочтение и почему?

2. Оказывает ли другому помощь, как он это делает.

3. Проявляет ли чувство долга, заботу по отношению к сверс­тникам, младшим, взрослым, животным, в чем это выражается в каких ситуациях?

4. Замечает ли эмоциональное состояние другого, в каких си­туациях, как он на это реагирует?

5. Как реагирует на успех и неудачи других (равнодушен, за­видует успеху другого, радуется)?

При обработке результатов обращают внимание не только на правильность ответа ребенка, но и на его мотивировку. Делают вы­вод о сформированности социальных эмоций и их влиянии на поведе­ние детей разного возраста.

 

Изучение самоконтроля

(5– 7 лет)

 

Подготовить таблицу, состоящую из 100 геометрических фигур: квадратов, треугольников, кругов и ромбов, располо­женных в 10 рядах, в строчке 10 фигур.

Ребенку предлагают в каждую фигуру расставить знаки по об­разцу: в квадрат знак равенства (=), в треугольник точку (.), в круг минус (-), в ромб плюс (+).

При этом в одной группе образец все время находится перед детьми, а в другой убирается после объ­яснения задания.

Время строго фиксируется. После расстановки знаков ребенок должен найти и исправить свои ошибки красным карандашом, а затем ошибки у соседа – синим карандашом.

Подсчитывается количество участников исследования, справив­шихся с заданием, число правильных исправлений, пропусков ошибок, неправильных исправлений при самопроверке и взаимопроверке.

Делают выводы о том, существует ли разница в нахождении детьми ошибок у себя и у другого и о влиянии образца на эффек­тивность самоконтроля.

 

 

Изучение произвольного поведения

(5 – 7 лет)

 

Подобрать конструктор, привлекательные интересные игрушки. Эксперимент состоит из двух серий.

1. «Не подглядывай». Экспериментатор сообщает ребенку, что принес интересную игру, но, прежде чем начать, нужно подождать, пока он приготовит все необходимое. Пока создается видимость активной подготовки к игре, ребенку дается задание – не подгляды­вать, что делает взрослый, «а то будет неинтересно играть». Если ребенок нарушает правила, экспериментатор делает вид, что не за­мечает этого.

2. «Дождись своей очереди». Участвуют двое детей. Одному из них предлагается поиграть, а другому посидеть 3 минуты с закрыты­ми глазами и, не подглядывая, подождать своей очереди.

В обеих сериях фиксируется время, которое ребенок может ждать с закрытыми глазами. Результаты в среднем по группе оформ­ляются в таблицу:

 

 

Показатели Возраст детей
  5 — 6 лет 6 — 7 лет
  1 серия 2 серия 3серия 4 серия
Время ожида- ния (мин) Число подгля- дываний Количество самостоятель­ных действий        

Сравниваются количественные показатели выполнения заданий. Устанавливаются отличия по признаку произвольности поведения де­тей разных возрастных групп.

Диагностика особенностей личности ребенка

Изучение развития образа себя у младенцев

(2,5 – 14 месяцев)

 

Во время исследования ребенок находится перед зеркалом на пеленальном столике.

1. Регистрируется свободное поведение ребенка.

2. На лоб ребенка предварительно, незаметно для него, пома­дой наносят пятно диаметром 1,5 см.

3. Ребенок находится перед зеркалом, сзади к нему подходит мать (знакомый взрослый).

4. Позади ребенка над его плечом помещают яркую незнакомую игрушку, отражающуюся в зеркале.

5. Ребенок находится перед зеркалом на руках у матери, кото­рая незаметно надевает на себя яркие бусы, незнакомые ему.

Регистрируются следующие показатели:

1. Характеристика взгляда: направление, длительность.

2. Эмоциональные проявления: количество, адресованность, длительность и интенсивность.

3. Вокализации: адресованность, характер, длительность, ин­тенсивность.

4. Поведение, направленное на себя: рассматривает свое отра­жение, совершает действия перед зеркалом.

Поведение, направленное на зеркало: указывает рукой, дотра­гивается, лижет и др.

Поведение, направленное на мать: вокализации, обращения, действия и т.д.

Сравниваются количественные показатели экспрессивных прояв­лений и поведение детей 2 – 6 мес. и 6 – 12 мес. На основе анализа субъективных проявлений детей, чувствительности младенцев к лич­ностно адресованному отношению взрослого, способности самоузнава­ния делают вывод о наличии и времени проявления образа себя.

 

Изучение проявления чувства гордости за собственные достижения у детей 3 лет

 

Исследование проводится в три этапа. Например:

1. Ребенку дается задание собрать пирамидку, используя кар­тинку-образец. Независимо от качества исполнения, ребенок получа­ет похвалу.

2. Ребенку дается задание построить домик из деталей конс­труктора. Результат оценивается заключениями «сделал» или «не сделал».

3. Ребенку дается задание сложить грузовичок из деталей конструктора, результат не оценивается.

Анализируется активность детей в ходе выполнения заданий: ценность достижений в осуществляемой деятельности, включенность в решение задачи, оценка ребенком продуктивности своей деятельнос­ти, самостоятельность или поиск оценки взрослого. Отмечается из­менение показателей в возрастных группах до 3 лет и после 3 лет.

Обобщая полученные результаты, сделать выводы о том, харак­терно ли для периода кризиса 3 лет появление такого личностного новообразования, как «гордость за собственные достижения».

 

Изучение уровня притязаний детей

(5 — 7 лет)

 

Ребенку предлагается прыгнуть «как можно дальше», но сначала просят показать, на какое расстояние он может прыгнуть. Затем он прыгает. После прыжка ему говорят, справился он или нет, и пред­лагают сделать новую заявку. За показом следует выполнение и т.д. Это повторяется 3–4 раза.

Анализируется, соответствует ли уровень притязаний возмож­ностям выполнения, адекватно или неадекватно ребенок реагирует на успех или неудачу в выполнении задания. Как изменяются притязания после успеха или неудачи.

Изучение мотивов трудовой деятельности

(3–6,5 лет)

 

Детям предлагается через определенные промежутки времени вы­полнить одну и ту же работу, мотивировка результатов которой каж­дый раз меняется. Нужно изготовить 2 предмета: флажок и салфетку из полотна (предварительно дети должны уметь делать это).

Перед выполнением задания с детьми договариваются, что они будут де­лать, для чего и кому предназначены продукты их труда. Одно и то же задание выполняется при различных мотивировках:

1. Сделать подарок для мамы.

2. Сделать подарок для малышей.

3. Сделать игрушку для предстоящей игры со сверстниками.

4. Изготовить материал для игры в «мастерскую».

Посдчитывается, сколько детей взялось за выполнение задания, сколько отказалось. Прослеживают эффективность работы в зависи­мости от мотива деятельности, т.е. зависят ли процесс и результат изготовления предмета от того, кому он предназначается.

 

Изучение коммуникативных умений

(4–- 7 лет)

 

Подготовить силуэтные изображения рукавичек, 2 набора по 6 цветных карандашей.

Исследование проводится в 4 серии (во всех сериях дети вы­полняют задание самостоятельно).

Первая серия: Двум детям одного возраста дают по одному изображению рукавички и просят украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Поясняют, что сначала нужно до­говориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Дети получают по одинаковому набору карандашей.

Вторая серия. Аналогично первой, но детям дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами нужно делиться.

Третья серия — аналогично первой, а четвертая — второй. Но в них участвуют дети разного возраста.

Анализируют, как протекало взаимодействие детей в каждой се­рии по следующим признакам:

1. Умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это делают, какие средства используют?

2. Как осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения де­ятельности: замечают ли друг у друга отступления от первоначаль­ного замысла, как на них реагируют?

3. Как относятся к результату деятельности, своему и партне­ра?

4. Осуществляют ли взаимопомощь по ходу рисования. В чем это выражается?

5. Умеют ли рационально использовать средства деятельности (делиться карандашами во 2,4 сериях)?

Определяют, как зависят эти показатели от возрастного соста­ва пар испытуемых. Делают выводы о сформированности коммуникатив­ных умений у детей.

 

Изучение организаторских умений детей в совместной

деятельности

(4 – 7 лет)

 

Проводят наблюдение за самостоятельной, коллективной, игро­вой или трудовой деятельностью детей. Анализ проводят по схеме:

I. Организация деятельности.

1. Умеет ли ребенок предложить цель деятельности?

2. Умеет ли спланировать содержание деятельности?

3. Умеет ли выбрать средства для осуществления деятельности? Как их выбирает: до начала деятельности, путем проб и ошибок, по ходу деятельности? Умеет ли в случае необходимости изменить пер­воначальный выбор средст?

4. Умеет ли объективно оценить общий результат и вклад каж­дого? Каковы критерии этой оценки?

5. Умеет ли соотнести полученный результат с планируемым?

II. Организация взаимодействия участников деятельности.

1. Умеет ли ребенок учитывать мнение партнера, подчиняться его требованиям?

2. Умеет ли распределять обязанности с учетом возможности и интересов каждого ребенка?

3. Умеет ли следить за соблюдением правил, порядка, адекват­но реагировать на их нарушения?

4. Умеет ли справедливо решать спорный вопрос без вмешатель­ства взрослого?

5. Умеет ли объективно оценить отношение партнера к поручен­ному делу? Поощряет ли его достижения в процессе деятельности?

6. Умеет ли проявлять самокритичность, вовремя заметить и исправить ошибки?

Делают вывод о том, насколько у ребенка развиты организа­торские умения в совместной деятельности и как они влияют на вза­имоотношения со сверстниками.

 

Изучение представления о труде взрослых

(3–6 лет)

 

Составить вопросы для беседы: «Что такое профессия? Какие ты

знаешь профессии? Зачем люди трудятся?» После этого вопросы зада­ют отдельно по каждой названной ребенком профессии, например: «Что делает повар? Что нужно ему для труда? Зачем повар трудится? Каким он должен быть?»

Подсчитывается среднее число названных профессий в зависи­мости от пола и возраста детей. Определяют знание детьми специфи­ки профессий. Выявляют, какое содержание дети 5–6 лет вкладывают в понятие «профессия».

 

Изучение характера и степени осознанности ребенком отношения к нему близких людей

(6 – 7 лет)

На листе бумаги нарисовать лестницы из 6 ступенек. Вырезать фигурки мальчика и девочки.

Исследование начинается с непринужденного разговора о соста­ве семьи ребенка, о его близких родственниках, о друзьях. Затем экспериментатор показывает лист бумаги с изображением лестницы и говорит, что если всех детей рассадить на ее 6 ступеньках, то на самой верхней окажутся самые хорошие ребята, затем — средние, на самой нижней ступеньке — самые плохие. После этого ребенку дается фигурка человечка, и экспериментатор просит поставить ее на ту ступеньку, которой, по мнению ребенка, соответствует он сам. Про­сят пояснить, почему он выбрал именно эту ступеньку.

Затем ребенку предлагают поместить фигурку на ту ступеньку, куда, по его мнению, его поставит воспитатель (или другие близкие взрослые).

После каждого ответа выясняют, почему ребенок так ду­мает.

 

Исследование межличностных отношений ребенка в семье

(тест «Рисунок семьи»)

 

Для работы необходимо использовать лист белой бумаги, цвет­ные карандаши, ластик.

Инструкция: «Нарисуй свою семью». При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово «семья», а если возникают вопросы, следует лишь еще раз повторить инструкцию.

При индивидуальном тестировании следует отмечать в протоко­ле: последовательность рисования деталей, паузы, стирание деталей, спонтанные комментарии ребенка, эмоциональные реакции.

После выполнения задания обычно задаются следующие вопросы:

1. Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают?

4. Им весело или скучно? Почему?

5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

6. Кто из них самый несчастный? Почему?

Интерпретация: на основании особенностей изображения можно определить:

1. Cтепень развития изобразительной культуры, стадию изобра­зительной деятельности, на которой находится ребенок. Примитив­ность изображения или четкость и выразительность образов, эмоцио­нальная выразительность — те характерные черты, на основе которых можно различить рисунки.

2. Особенности состояния ребенка во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неб­лагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, скованности. Большие размеры, применение ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном.

3. Особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное са­мочувствие ребенка в семье можно определить по степени выражен­ности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости на рисунке, по характеру их взаимодействия.

Также следует обратить внимание на случаи, когда дети рисуют большую или меньшую семью, чем она есть на самом деле. Чем больше это несовпадение, тем больше неудовлетворенность существующей си­туацией.

 

Изучение взаимоотношений между детьми в группе

(3 – 7 лет)

Подготовить красочные картинки по 3 шт. на каждого ребенка. Исследование проводится в виде игры «Секрет». Каждого ребенка «по секрету» от остальных просят по собственному выбору подарить предложенные ему 3 картинки трем детям группы. Можно сказать: «Ты будешь дарить ребятам картинки, а они, наверное, подарят тебе. Можешь подарить тем детям, которые тебе больше всех нравятся, с которыми ты любишь играть». На обратной стороне картинки записывается имя сверстника, которому она предназначена.

Подсчитывается число общих и взаимных выборов, количество детей, попавших в группы «предпочитаемых» (6, 7 выборов), «приня­тых» (3–5 выборов), «непринятых» (1–2 выбора), «изолированных» (не получивших ни одного выбора).

Далее проводится социометричес­кий анализ.

 

Изучение лидера детской группы

(3 – 7 лет)

 

На основании социометрического исследования выявляют лидиру­ющих детей в группе, за которыми наблюдают в разных видах дея­тельности. Выясняют:

1. Качества личности, обеспечивающие дошкольнику лидерство в группе в целом или в отдельной группировке детей.

2. Качества, формированию которых способствует положение ли­дера.

3. Причины лидерства в разных видах деятельности (игровой, конструктивной, изобразительной, трудовой).

 

 

Диагностика общей готовности к школе

 

Методика Йирасека — Керна

Цель: Определение уровня готовности ребенка к обучению в школе.

Инструкция: Задания выполняются на стандартных листах бума­ги. Желательно проводить занятия за один прием.

Задание 1. Нарисовать человека.

«Возьми этот листок бумаги и нарисуй человека. Можно мальчи­ка или девочку, дядю или тетю, или того, кого ты хочешь».

Задание 2.

Дать ребенку лист бумаги размером 0,5 стандартного нелинованого листа, на котором заранее исследователь для образца напи­сал прописными буквами следующую фразу:

˝Ей дан чай˝.

«Посмотри внимательно, как здесь нарисовать буквы, постарай­ся написать их сам точно так же».

Задание 3.

Исследователь на 0,5 стандартного нелинованого листа рисует прямоугольник, состоящий из 10 точек, и предлагает ребенку скопи­ровать фигуру.

«Посмотри внимательно на эти точки и нарисуй их сам точно так же».

. . .

. . .

. . .

.

Анализ результатов:

Задание 1.

1 балл ставится за нарисованную фигуру человека, в которой есть следующие части: голова, 2 уха, 2 глаза, брови, рот, туловище, шея, две руки с 5 пальцами на каждой, ноги (в обу­ви или без), нижняя часть туловища отделена от верхней.

2 балла — могут отсутствовать такие детали: волосы, пальцы (или они не все).

3 балла — может отсутствовать изображение шеи, ушей, волос, одежды, пальцев.

4 балла — примитивное изображение.

5 баллов — головоногое существо.

Задание 2.

1 балл — полная схожесть букв. Буквы по размеру соответству­ют образцу (или отличаются по размеру не больше чем в два раза).

Заглавная буква выше строчных, между буквами выраженная связь, наклон не более 30 градусов вправо.

2 балла — изображение легко читать, но отсутствует общий наклон букв.

3 балла — правильное изображение не больше 4 букв.

4 балла — набор штрихов.

5 баллов — сумбурное изображение.

Задание 3.

1 балл — полная схожесть, допускается незначительное откло­нение от образца отдельных точек или всего столбца. Общее изобра­жение не должно быть увеличенным или уменьшенным больше чем вдвое.

2 балла — количество точек должно соответствовать образцу. Допускается отклонение трех точек по вертикали или горизонтали не больше чем на половину расстояния между ними.

3 балла — общее сходство сохраняется, но количество точек не соответствует образцу. В рисунке не должно быть больше 20 или меньше 7 точек. Допускается поворот изображения на 180 градусов.

4 балла — схожесть отсутствует. Изображение состоит из отдель­ных точек, но они все-таки находятся в определенном порядке. Раз­мер и количество точек не соответствует образцу.

5 баллов — сумбурное изображение.

Суммарно от 3 до 5 баллов получают дети с высокой школьной зрелостью, от 5 до 9 — со средней, 11 баллов с низкой и более 11 получают дети с отклонением в психическом развитии.

Развитие социальных качеств, связанных с общей осведомленностью, развитием мыслительных операций, диагностирует опросник Я. Йирасека.

 

Опросник ориентировочного теста школьной зрелости

Я.Йирасека

1. Какое животное больше — лошадь или собака?

Лошадь = 0 бал.

Неправильный ответ = -5 бал.

2. Утром вы завтракаете, а днем …?

Обедаем. Мы едим суп, мясо = 0 балл.

Ужинаем, спим и др. ошибочные ответы = -3 бал.

3. Днем светло, а ночью …

Темно = 0 бал.

Неправильный ответ = -4 бал.

4. Небо голубое, а трава …

Зеленая = 0 балл.

Неправильный ответ = -4 бал.

5. Черешни, груши, сливы, яблоки … Это что?

Фрукты = 1 бал.

Неправильный ответ = -1 бал.

6. Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?

Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не по­пал под поезд (и т.д.) = 0 бал.

Неправильный ответ = -1 бал.

7. Что такое Москва, Ростов, Киев?

Города = 1 бал.

Станции = 0 бал.

Неправильный ответ = -1 бал.

8. Который час показывают часы (показать на часах)?

Хорошо показано = 4 бал.

Показаны только четверть, целый час, четверть и час, пра­вильный ответ = 3 бал.

Не знает часов = 0 бал.

9. Маленькая корова — это теленок, маленькая собака — это…, маленькая овечка — это …?

Щенок, ягненок = 4 бал.

Только один ответ из двух = 0 бал.

Неправильный ответ = -1 бал.

10. Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем похожи, что у них общего?

На кошку, потому что у нее тоже 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0 бал.

На кошку (без приведения знаков подобия) = -1 бал.

На курицу = -3 бал.

11. Почему во всех автомобилях тормоза?

Две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте; ос­тановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1 бал.

1 причина = 0 бал.

Неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормозов) = -1 бал.

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

Два общих признака = 3 бал. (они из дерева и железа, у них рукоятки, это инструметы, ими можно забивать гвозди).

1 подобие = 2 бал.

Неправильный ответ = 0 балл.

13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?

Определение, что это животные, или приведение двух общих признаков (у них по четыре лапы, хвосты, шерсть, они умеют лазить по деревьям) = 3 бал.

Одно подобие = 2 бал.

Неправильный ответ = 0 бал.

14. Чем отличается гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали здесь пред тобой?

У них есть разные признаки: у винта — нарезка (резьба, такая закрученная линия, вокруг зарубки) = 3 бал.

Винт завинчивается, а гвоздь забивается: у винта гайка = 2 бал.

Неправильный ответ = 0 бал.

15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание … это?

Спорт, физкультура = 3 бал.

Игры (упражнения), гимнастика, состязания = 2 бал.

Неправильный ответ = 0 бал.

16. Какие ты знаешь транспортные средства?

Три наземные транспортные средства, самолет или корабль = 4 бал.

Только три наземных транспортных средства или полный пере­чень, с самолетом или кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства — это то, на чем можно куда-нибудь передви­гаться = 2 бал.

Неправильный ответ = 0 бал.

17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?

Три признака (седые волосы, морщины, уже не может работать, плохо видит, слышит, часто болеет и др.) = 4 бал.

Одно или два различия = 2 бал.

Неправильный ответ = 0 бал.

18. Почему люди занимаются спортом?

По двум причинам (быть здоровыми, закаленными, добиться ре­корда и др.) = 4 бал.

Одна причина = 2 бал.

Неправильный ответ (чтобы что-то уметь) = 0 бал.

19. Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы? Остальные должны за него работать (указание, что кто-то ос-

тается в ущербе) Ленивый, мало зарабатывает и не может что-то ку­пить = 2 бал.

Неправильный ответ = 0 бал.

20. Почему на конверт нужно приклеить марку?

Так платят за пересылку, перевозку письма = 5 бал. Неправильный ответ = 0 бал.

После проведения подсчитывается общая сумма баллов:

1 группа — 24 и более бал.,

2 группа — 14–23 бал.,

3 группа — 0–13 бал.,

4 группа — от –1 до –10 бал.,

5 группа — менее –11.

По классификации положительными считаются первые три группы. Дети, набравшие от 24 до 13 бал., считаются готовыми к школьному обучению.

 

 

[1] Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской пси­хологии. — М.: Валдос, 1995. – 291 с.