Диагностические критерии посттравматического стрессового расстройства по DSM-IV

2

Диагностические критерии посттравматического стрессового расстройства по DSM-IV.

А. Индивидуум подвергся воздействию травмирующего события, в котором имели место следующие два явления:

  1. Он пережил, был свидетелем или участвовал в событии или событиях, которые представляли реальную или возможную угрозу смерти, или серьезного вреда, или нарушения физической целостности его или окружающих.
  2. Его реакцией были сильный страх, беспомощность или ужас. У детей может наблюдаться дезорганизованное или агрессивное поведение.

Б. Травмирующее событие вновь переживается в одном или более направлениях:

  1. Повторяющиеся навязчивые вызывающие дистресс переживания события, включая образы, мысли или ощущения. У маленьких детей возможны повторяющиеся игры, в которых присутствуют темы или аспекты перенесенной травмы.
  2. Рецидивирующие и вызывающие дистресс видения травмирующего события во сне. У детей могут быть пугающие сны неопознаваемого содержания.
  3. Действие или чувство, как будто травмирующее событие случилось снова, включая ощущение его репереживания, а также иллюзии, галлюцинации, диссоциативные эпизоды, в том числе те, которые возникают при пробуждении или в состоянии интоксикации. У маленьких детей может наблюдаться обусловленный травмой феномен чрезмерной драматизации (переигрывания).
  4. Сильный психологический дистресс под влиянием внешних и внутренних раздражителей, символизирующих или напоминающих какой-либо момент травмирующего события.
  5. Физиологическая реакция под влиянием внешних и внутренних раздражителей, символизирующих или напоминающих какой-либо момент травмирующего события.

В. Постоянное избегание раздражителей, ассоциирующихся с травмой, и общее оцепенение (отсутствовавшее до травмы), о которых свидетельствуют по меньшей мере три из указанных симптомов:

3 стр., 1136 слов

Черепанова Психологическая помощь детям, пережившим психологическую травму

... так или иначе отражаются основные моменты психологической травмы. Например, сказка "Три поросенка" прекрасно применялась при работе с детьми, пострадавшими от землетрясения в Армении. Там ... от психологического состояния ребенка. Зная, какая мелодия соответствует его оптимуму, ребенок может учиться саморегуляции. Для работы с последствиями различных психологических травм в английском каталоге ...

  1. Попытки избежать мыслей, чувств или разговоров, связанных с травмой;
  2. Попытки избежать действий, мест или лиц, вызывающих воспоминания о травме;
  3. Неспособность восстановить в памяти важные аспекты перенесенной травмы;
  4. Выраженное снижение интереса к ранее значимым видам деятельности или к участию в них;
  5. Чувство отрешенности или отчужденности от окружающих;
  6. Сужение диапазона эмоциональных реакций (например, неспособность испытывать любовь);
  7. Неспособность ориентироваться на длительную жизненную перспективу (отсутствие планирования профессиональной карьеры, семьи, детей, нормальной продолжительности жизни).

Г. Стойкие симптомы повышенной возбудимости (отсутствовавшие до травмы), представленные двумя или более перечисленными симптомами:

  1. Трудности засыпания или раннее пробуждение.
  2. Раздражительность или вспышки гнева.
  3. Трудность концентрации внимания.
  4. Сверхнастороженность.
  5. Усиленная «реакция на испуг» (startle-reflex).

Д. Продолжительность расстройства (симптомов, указанных в разделах Б, В и Г) более одного месяца.

Е. Расстройство вызывает значимый дистресс или нарушения в социальной, профессиональной или прочих важных сферах деятельности.

ПТСР бывают:

острые (продолжительность симптомов менее трех мес.),

хронические (продолжительность симптомов три мес. и более),

отсроченные (симптомы появляются, по меньшей мере, через шесть мес. после стрессового события).

2