Девиантное поведение 9

Содержание

Девиантное поведение в современной России

1.Содержание понятия девиантного поведения__________________2

2. Теоретические объяснения причин девиантного поведения_______4

3.Конкретные формы девиантного поведения___________________8

3.1.Преступность_____________________________________8

3.2.Алкоголизм______________________________________8

3.3.Наркомания_____________________________________11

3.4.Суицид_________________________________________12

3.5.Проституция_____________________________________13

4.Аддитивные формы девиантного поведения__________________15

Список использованной литературы_________________________18

Девиантное поведение в современной России

Содержание понятия девиантного поведения

Девиантное, или отклоняющееся (от лат. deviatie — отклонение),поведение всегда связано с несоответствием человеческих поступков и действий распространённым в обществе или социальных группах нормам, правилам поведения, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям.

Исходным для понимания сути девиантного поведения служит понятие «норма». Социальная норма – это исторически сложившаяся в конкретном обществе мера допустимого поведения отдельной личности, социальной группы или организации. Социальные нормы возникают как результат отражения (адекватного или искажённого) в сознании людей объективных закономерностей функционирования общества и воплощаются в этикете, морали, юридических номах.

Социальные нормы, подобно другим ценностям, выполняют функцию оценки и ориентации личности, общности, а также осуществляют регулирование поведения и социальный контроль за поведением. Они носят ярко выраженный волевой характер, но в отличии от индивидуального волеизъявления выражают типичные социальные связи, дают типовой масштаб поведения. Норма не только оценивает, но и ориентирует подобно идеям, идеалам, но и предписывает. Социальные нормы – это правила, выражающие требования общества, социальной группы к поведению личности, группы в их взаимоотношениях друг с другом, социальными институтами, обществом в целом.

10 стр., 4681 слов

Процесс усвоения индивидом социальных норм общества называется

... нельзя оценивать его критически»? 1) правовая норма 2) норма этикета 3) эстетическая норма 4) моральная норма Преступное поведение. нарушающее социальные нормы, называется 1) конформизм 2) девиантное 3) неформальное 4) делинквентное К числу ...

Регулирующее воздействие норм состоит в том, что они устанавливают границы, условия, формы поведения, характер отношений, цели и способы их достижений. Вследствие того, что нормы предусматривают и общие принципы поведения, и его конкретные параметры, они могут давать более полные модели, эталоны должного, нежели другие ценности.

Нарушение норм вызывает конкретную и чёткую негативную реакцию со стороны социальной группы, общества, его институциональных форм, направленную на преодоление отклоняющегося от нормы поведения. Поэтому нормы являются действенным средством борьбы с девиацией, обеспечения порядка, устойчивости общества.

Многообразие социальной реальности, социальных потребностей порождает и многообразие норм. Классифицируют их по разным основаниям. Выделение норм по субъектам, носителям норм. По этому основанию выделяют общечеловеческие нормы, нормы общества, групповые, коллективные.

По объекту, или сфере деятельности, выделяются нормы, действующие в области определённых видов отношений: политические, экономические, эстетические, религиозные и т. д. По содержанию выделяют нормы, выделяют нормы, регулирующие имущественные отношения, общение, обеспечивающие права и свободы личности, регламентирующие деятельность учреждений, взаимоотношения между государствами и т. д. По месту в нормативно-целостной иерархии различают основополагающие и второстепенные, общие и конкретные. По форме образования и фиксации: жестко фиксированные и гибкие. По масштабам применения: общие и локальные. По способу обеспечения: опирающиеся на внутреннее убеждение, общественное мнение или на принуждение, на силу государственного аппарата. По функциям: нормы оценки, ориентирующие, контролирующие, регламентирующие, карающие, поощряющие. По степени устойчивости: нормы, опирающиеся на социальную привычку, на обычай, традиции и не имеющие такого основания и др.

В большинстве случаев отклоняющееся от социальных норм поведение корректируется с помощью социальных санкций. Слабые и эпизодические формы девиаций, связанные с нарушением порядка взаимодействия между  людьми, фиксируются общественным мнением и корректируются непосредственно и ситуативно участниками взаимодействия. Методы и средства борьбы с устойчивыми девиациями определяются общественным сознанием или интересами правящей элиты в зависимости от степени опасности отклонений.

Социальные отклонения выступают как средство развития системы, преодоления консервативных и реакционных стандартов поведения, т.е. играют позитивную роль. Негативные формы девиаций (преступность, алкоголизм, наркомания, проституция) являются социальной патологией. Они дисфункциональны, приносят значительный ущерб конкретной личности и обществу в целом.

Теоретические объяснения причин девиантного поведения

В социологии девиантного поведения выделяются несколько направлений, объясняющих причины его возникновения. Сторонники психологической трактовки связывали девиацию с психологическими чертами (неустойчивостью психики, нарушение психологического равновесия и т. п.).

Были получены данные о том, что некоторые умственные расстройства, особенно шизофрения, могут быть обусловлены генетической предрасположенностью. Кроме того, некоторые биологические особенности могут оказывать влияние на психику личности. Например, если мальчика дразнят за маленький рост, его ответная реакция может быть направлена против общества и выразится в девиантном поведении. В таких случаях биологические факторы лишь косвенно способствуют девиации необходимо учитывать сложную совокупность многих факторов.

8 стр., 3523 слов

особенности социального поведения детей 4 — 5 лет в зависимости ...

... специфику изучения социального поведения. Сущностный смысл социального поведения раскрывается на пересечение таких процессов, как осознание человеком себя членом общества, субъектом взаимодействия с другими людьми, с группами; сознательное выполнение норм социального бытия, принятых ...

Развернутое социологическое  объяснение девиации впервые дал Эмиль Дюркгейм, предложивший теорию аномии, которая раскрывает значение социальных и культурных факторов. По Дюркгейму, основной причиной девиации является аномия – буквально, отсутствие регуляции, безнормность. По сути, аномия – это стояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми, противоречивыми. Всё, что нарушает стабильность, приводит к неоднородности, неустойчивости социальных связей, разрушению коллективного сознания (кризис, смещение социальных групп, миграция и т. д.), порождает нарушения общественного порядка, дезорганизует людей, в результате чего появляются различные виды девиаций. Отклонение от нормы несёт не только отрицательное, но и положительное начало. Например, девиация подтверждает роль норм, ценностей, даёт более полное представление о многообразии норм; способствует социальному изменению, раскрывает альтернативу существующему, ведет к совершенствованию социальных норм; реакция общества, социальных групп на девиантное поведение уточняет границы социальных норм, укрепляет и обеспечивает социальное единство.

Согласно культурологическим объяснениям, девиация возникает в результате конфликтов между нормами культуры. В обществе существуют отдельные группы, нормы которых отличаются от норм остального общества, поскольку интересы группы, не соответствуют нормы большинства. Например, в таких субкультурах, как уличные банды или группы заключённых, полиция ассоциируется скорее с карательной или продажной организацией, чем со службой по охране порядка и защите частной собственности. Член такой группы усваивает её нормы и, таким образом, становится нонконформистов с точки зрения широких слоёв общества.

Миллер утверждал (1985), что существует ярко выраженная субкультура низшего слоя общества, одним из проявлений которой является групповая преступность. Эта субкультура придаёт огромное значение таким качествам, как готовность к риску, выносливость, стремление к острым ощущениям и «везение». Члены банды руководствуются этими ценностями в своей жизни, поэтому другие люди, в первую очередь представители средних слоёв, начинают относиться к ним, как к девиантам.

Почему лишь некоторые люди усваивают ценности девиантной субкультуры, в то время как другие отвергают её? Одни исследователи утверждают, что преступности обучаются, т. е. девиантное поведение усваивается в процессе общения с преступниками. Так, если большинство друзей и родственников того или иного человека занимаются преступной деятельностью, существует вероятность, что он станет преступником. Таким образом, криминальная девиация является результатом преимущественного общения с носителями преступных норм, при этом важную  роль играют не контакты с безличными организациями или институтами, а повседневное общение.

Говард Беккер в своей книге «Аутсайдеры» (1963) отвергал многие психологические и социологические объяснения девиации, основанные на «медицинской модели», согласно которой, человек, проявляющий девиантное поведение, считается в некотором смысле «больным». Такие подходы не учитывают политического аспекта девиации. Беккер считал, что девиация обусловлена способностью влиятельных групп общества (законодатели, судьи, врачи и пр.) навязывать другим определённые стандарты поведения.

Лемерт в своей теории (1951) выделяет первичную девиацию, когда люди нарушают некоторые принятые в обществе нормы и правила поведения, но окружающие ещё не оценивают их поведение как девиантное, и вторичную девиацию, когда окружающие человека начинают обращаться с ним, как с девиантом; постепенно он и сам привыкает считать себя таковым и вести себя в соответствии с этой ролью.

Конфликтологический подход к девиации представлен группой социологов, которые называют себя «радикальными криминологами». Они считают, что культурные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры (субкультуры) и отвергают все теории преступности, трактующие её как нарушение общепринятых законов. При этом создание законов и подчинение им – часть конфликта, происходящего в обществе между различными группами. Так, в случае конфликта между властями и некоторыми категориями граждан власти обычно избирают вариант принудительных мер.

Отечественный социолог Я. Гилинский считает источником девиации наличие в обществе социального неравенства, значительных различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп. Общей закономерностью отклоняющегося поведения служит факт относительно устойчивой взаимосвязи между различными формами девиаций. Эти связи могут быть как прямыми (алкоголизм и хулиганство), так и обратными (убийство и самоубийство).

Существует зависимость всех форм проявления девиации от экономических, социальных, демографических, культурных и других факторов. Особую остроту эта проблема приобретает в переходном обществе, где все сферы общественной жизни претерпевают серьёзные изменения и происходит девальвация прежних норм поведения.

Конкретные формы девиантного поведения

К основным формам девиантного поведения в современных условиях можно отнести преступность, алкоголизм, наркоманию, суицид. Каждая форма девиантного поведения имеет свою специфику.

Преступность. Изучение проблем преступности выявляет большое количество факторов, воздействующих на её динамику: социальное положение, род занятий, образование, нищета, как самостоятельный фактор, деклассирование, т. е. разрушение или ослабление связей между индивидом и социальной группой.

Как отмечают исследователи, основные качественные показатели роста преступности в России приближается к общемировым. Нужно учитывать, что преступность имеет порог количественного и качественного насыщения, за которым она из криминологической, правоохранительной проблемы превращается в проблему политическую.

Преступность – отражение пороков человечества, и до сих пор искоренить её не удалось ни одному обществу. Поэтому необходимо сосредоточиться на реальной задачей – снижение темпов прироста и удержание преступности под контролем на социально терпимом уровне.

Алкоголизм. Опьяняющие напитки известны человечеству с давних пор. Они изготавливались из растений, и их потребление было частью религиозного ритуала, которым сопровождались празднества.

Изучение различных аспектов потребление алкоголя и его последствий представляет большую сложность. При анализе алкогольной ситуации и её динамики, как правило, используют три группы социологических показателей остроты алкогольной проблемы и масштабов распространения пьянства в стране: 1) уровень потребления алкоголя на душу населения и структура потребления; 2) характеристики массового поведения, являющегося следствием потребления спиртного; 3) ущерб, причинённый пьянством экономике и обществу.

В модели алкогольного потребления учитываются следующие характеристики: показатель уровня потребления алкоголя в сочетании с данными о структуре потребления; регулярность потребления, длительность, связь с приёмом пищи; численность и состав пьющих, непьющих, пьющих умеренно; пьющих умеренно; распределение потребления алкоголя между мужчинами и женщинами, по возрастам и другим социально-демографическим признакам; поведение при одинаковой степени опьянения и оценке этого поведения в социокультурных и этнических группах.

В истории борьбы общества с алкоголизмом можно обнаружить два направления: 1) ограничение доступности спиртных напитков, сокращение их продажи и производства, повышение цен, ужесточение карательных мер за нарушение запретов и ограничений; 2) усилия, направленные на уменьшение потребности в алкоголе, улучшение социальных и экономических условий жизни, рост общей культуры и духовности, спокойная, взвешенная информация о вреде алкоголя, формирование у населения безалкогольных стереотипов поведения.

 Крайний вариант первого направления – попытки введения «сухого закона» на территории некоторых стран (Англия, США, Финляндия Россия), но они не достигли своих цели, потому что наличие алкоголя – не единственная и не лавная причина существования алкоголизма. Успешное решение проблемы преодоление пьянства и алкоголизма требует учёта экономического, социального, культурного, психологического, демографического, юридического и медицинского аспектов.

Данные государственной статистики свидетельствуют о значительных масштабах алкоголизации молодого поколения россиян (как, впрочем, и всего населения) и вытекающих из этого негативных последствиях. С 1998 г. неуклонно растёт заболеваемось алкогольными психозами, увеличивается количество случаев от отравления алкоголем и алкогольными суррогатами. В 2001г. в органы внутренних дел были доставлены 277 тыс. несовершеннолетних за распитие спиртных напитков или появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения, 31,1 тыс. несовершеннолетних были арестованы за убийство или покушение на убийство и умышленное причинение тяжких телесных повреждений, совершённые в состоянии алкогольного опьянения. Потребление алкогольных напитков, равно как и курение, давно стали нормой, неотъемлемым элементом субкультуры учащейся молодёжи.

Таблица 1.

Доля потребляющих спиртные напитки в составе учащейся молодёжи, %

Спиртные напитки

Место обучения

Школа

ПТУ

техникум

вуз

Пиво

67,9

78,0

81,0

85,9

Вино

22,0

30,5

27,0

40,1

Водка

20,2

45,1

41,3

38,5

Коньяк

4,1

7,3

7,1

15,3

Другие крепкие напитки:  ром, виски, джин и другое

6,4

8,5

7,1

15,3

Самогон, спирт

5,2

14,6

9,5

7,6

Не потребляют алкогольных  напитков

20,7

8,5

3,2

2,4

Наркомания (от греч. narke – оцепенение и mania – бешенство, безумие). Это заболевание, которое выражается в физической и (или) психической зависимости от наркотических средств, постепенно приводящему к глубокому истощению физических и психических функций организма. Наркомания (нркотизм) как социальное явление характеризуется степенью распространённости потребления наркотиков или приравненных к ним веществ без медицинских показаний, и включает злоупотребление наркотиками и болезненное (привычное) их потребление. Более 60% наркоманов впервые пробуют наркотики в возрасте до 19 лет. Таким образом наркомания – это прежде всего молодежная проблема, тем более, что значительная часть наркоманов, особенно тех, кто употребляет так называемые, радикальные наркотики (производные опийного мака), не доживает до зрелого возраста.

Современная учащаяся молодежь хорошо информирована о наркотических средствах (см. таб. 2).

Уже в 5-м классе многие знают о препаратах Каннабиса, наркотических средствах опийной группы и наркотических стимуляторах. В 6-м классе растёт доля информированных об ЛСД и «самоделках», а к 9-му классу – об экстази и эфедрине.

Таблица 2

Доля учащейся молодёжи, информированной о наркотиках разного психоактивного действия, % [1]

Наркотики разного психоактивного действия

Где учатся

В школе

В ПТУ

В техникуме

В вузе

Препараты Каннабиса

71,1

81,7

81,7

83,5

Опийная группа

74,1

81,7

85,7

82,3

Стимуляторы

51,2

59,8

67,5

72,5

Галлюциногены

18,8

23,2

37,3

44,6

Ингалянты

2,1

1,2

1,6

2,8

Снотворные и седативные средства

5,9

8,5

11,9

9,5

Другое

8,5

13,4

15,9

12,8

Суицид – намерение лишить себя жизни, повышенный риск совершения самоубийства. Эта форма отклоняющегося поведения пассивного типа является способом ухода от неразрешимых жизненных проблем, от самой жизни.

В разные эпохи и в разных культурах существовали свои оценки этого явления: часто самоубийство осуждали (с точки зрения христианской морали самоубийство считается тяжким грехом), иногда же допускали и считали в определённых ситуациях обязательным (например, самосожжения вдов в Индии (обычай сати) или харакири самураев).

При оценке конкретных суицидальных актов многое зависит от мотивов и обстоятельств, особенностей личности. Исследования свидетельствуют, что суицидальное поведение провоцирует  специфическая комбинация таких характеристик, как пол, возраст, образование, социальное и семейное положение.

Суициды в большей степени характерны для высокоразвитых стран, и сегодня существует тенденция увеличения их числа. Суицидная активность имеет определённые временные циклы: весеннее-летний  пик и осонне-зимний спад (отмечены ещё Э. Дюркгеймом); рост количества самоубийств во вторник и снижение в среду – четверг; конец недели больше опасен для мужчин. Соотношение между мужчинами и женщинами-самоубийцами примерно 4:1 при удавшихся самоубийствах и 4:2 при попытках, т. е. суицидное поведение мужчин чаще приводит к трагическому исходу. Отмечено, что вероятность проявления этой формы отклонений зависит и от возрастной группы; так, самоубийства совершаются чаще в возрасте после 55 и до 20 лет, сегодня самоубийцами становятся даже 10 -12-летние дети.

Проституция. Молодёжная проституция – явление не новое. Её отрицательные последствия чаще всего выражаются в социальной деградации личности, неспособности создать полноценную семью и интегрироваться в общество. Согласно полученным ответам, проституцией занимается в целом 5,7 % всей молодёжи, в том числе 3,6 % учащихся.

[1] 

[1]

Аддитивные формы девиантного поведения.

В отечественной социологии до настоящего времени малоисследованной остаётся проблема аддикции (пагубной склонности к чему-либо).

Но без понимания механизма возникновения и протекания этого явления трудно анализировать алкоголизм, наркоманию и некоторые другие формы деструктивного поведения.

Суть аддитивного поведения индивида заключается в стремлении изменить своё психическое состояние посредством приёма некоторых веществ или фиксации внимания на определённых предметах или видах деятельности. Процесс употребления такого вещества, привязанность к предмету или действию сопровождается развитием интенсивных эмоций и принимает такие размеры, что начинает управлять жизнью человека, лишает его воли к преодолению аддикции. Такая форма поведения характерна для людей с низкой переносимостью психологических затруднений, плохо адаптирующихся к быстрой смене жизненных обстоятельств, стремящихся в связи с этим быстрее и проще достичь психофизиологического комфорта. Аддикция для них становится универсальным средством бегства от реальной жизни. Люди с аддиктивным типом поведения с целью самозащиты используют механизм, называемым в психологии «мышлением по желанию»: вопреки логике причинно-следственных связей они считают реальным лишь то, соответствует их желаниям. В итоге нарушаются межличностные отношения, человек отчуждаются от общества.

Для людей с аддитивной формой поведения в качестве вещества, предмета или действия могут выступать – наркотики, алкоголь, табак, азартные игры (включая компьютерные), длительное прослушивание ритмичной музыки, полное погружение  в какой-либо вид деятельности с отказом от жизненно важных обязанностей человека.

Аддитивное поведение формируется постепенно. Начало отклонения связано с переживанием человеком интенсивного острого изменения психического состояния благодаря принятию определённых веществ или с помощью определённых действий, возникновением понимания того, что существует определённый способ изменить своё психологическое состояние, испытать чувство подъёма, радости, экстаза. Далее формируется устойчивая последовательность  прибегания к средствам аддикции. Сложные жизненные ситуации, состояния психологического дискомфорта провоцирует аддитивную реакцию. Постепенно такое поведение становится привычным типом реагирования на требования реальной интегральной части личности, т. е. возникает другая личность, вытесняющая и разрушающая прежнюю.

[1] Материалы всероссийского опроса, проведённого в 2001 году Центром социологических исследований Министерства образования Российской Федерации по теме «Девиация подростков и молодёжи: алкоголизм, проституция, наркомания», в ходе которого было опрошено 2000 человек в возрасте 12-20 лет. Половину опрошенных составили юноши, половину – девушки.

Список использованной литературы

1. Маркович, Д. Ж. Общая социология : учебник / Д. Ж. Маркович. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Владос, 1998. – 432с. – ISBN 5-691-00171-Х

2. Соколов, В. М. Социология нравственного развития личности : учебное пособие / В. Ж. Соколов. – М. : Политиздат, 1986. – 240с.

3. Социология : учебник / под ред. В. П. Лаврененко. – М. : — ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – 407с. – ISBN  5- 238-00130-4

4. Волков, Ю. Г. Социология в вопросах  ответах : учебное пособие / Ю. Г. Волков, И. В. Мостовая. – М. : Гардарики, 1999. – 374с. – ISBN 5-8297-0003-4

5. Арефьев, А. Девиантные яаления в среде учащейся молодёжи / А. Арефьев // Народное образование. 2003. — №7. С. 193 -199.