Детская психика

Введение.

Детство—период,когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающиепсихологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей,жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности неразвиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви,когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способностьсопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других,стремление научиться многому. Но в стране ежегодно выявляется около 100 тыс.детей, нуждающихся в опеке взрослых, которые могли бы заменить их семью.Дети-сироты или дети, лишенные родительского попечительства, попадают в домаребенка (с рождения до трех лет), а позднее—в детские дома или школы-интернаты.В нашей стране: 422 дома ребенка для 35 тыс. детей; 745 детских домов для 84тыс. детей; 237 школ-интернатов для 71 тыс. детей.

Наначало 1993 года в Российской Федерации учтено 426,2 тыс. детей сирот и детей,оставшихся без попечения родителей. Из них под опекой находились 190,4 тыс.детей сирот; 135,8 тыс. были усыновлены. В интернатных учреждениях находилось100,4 тыс. детей – сирот, из них 32,0 тыс. (т.е. каждый третий ребёнок)воспитывались в школах – интернатах для детей с недостатками умственного ифизического развития; 35,5 тыс. в детских домах; 7, 7 тыс. в домах ребёнка; 25тыс. в школах – интернатах.

Чтобыребенок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы специальныеусловия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер егообщения с окружающими людьми, его личные успехи. К сожалению, почти во всехтипах учреждений, где воспитываются сироты и дети, лишенные родительскогопопечительства, среда обитания, как правило, сиротская, приютская, казарменная.Из 150 обследованных в 1986 г. детских учреждений хорошие и показательныесоставляют лишь пятую часть(48).

Анализпроблемы сиротства привел к пониманию того, что условия, в которых  живут эти дети, тормозят их умственноеразвитие, искажают развитие личности, и это несмотря на то, что педагогическиеколлективы вкладывают в них «частичку себя».

С 1987г. в детских домах и школах-интернатахвведена должность психолога. Введение этой должности означает признание тогофакта, что для обеспечения полноценного психического развития детей,воспитывающихся вне семьи, необходима специальная психологическая помощь. Всвязи с этим, актуальность избранной нами темы дипломной работы определяласьтеоретическими и практическими запросами, стоящими перед практическим психологом,работающим в учреждении интернатного типа. Реализация программ воспитания,обучения и формирования личности подрастающего человека в условиях детскогодома не мыслима без учёта конституционально-генетических (биологических) исоциально-психологических (средовых) факторов в развитии человека,психологического анализа тенденций первоначального проявления тех или иныханомалий личности в онтогенезе.

13 стр., 6229 слов

Психосоциальная помощь детям-социальныи сиротам

... тыс. преступлений совершается подростками, 2 тыс. детей кончают жизнь самоубийством. Около половины выпускников детских домов пропадают для общества: одни становятся ... Психосоциальная работа - это направление в социальной работе, которое уделяет особдетьми-сиротами 1.1.         Понятие дети-сироты: права, социальная защита, социальная поддержка   По ...

Раскрытие проблемы становления самосознания,у детей воспитывающихся вне семьи, позволяет эмпирическим путём выявитьнекоторые психологические особенности развития ребёнка-сироты. А это в своюочередь, способствует разработке комплекса воспитательно-педагогических,психопрофилактических, и психокоррекционных мероприятий, направленных напреодоление деформирующего влияния сиротского образа жизни, и поэтому такнужных на практике.      

ГЛАВА

 I. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР.

# 1.1.

Самосознаниеи его место в психической организации ребёнка.

Проблемесамосознания посвящено

немалоисследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы восновном вокруг двух групп вопросов. В работах Б. Г. Ананьева (2), Л. И.Божович (9),Л. С. Выготского (15), А.Н. Леонтьева (43), С. Л. Рубинштейна (65), А.Г. Спиркина (73), В.В. Столина(74), П. Р. Чаматы (78), И. И. Чесноковой (79), Е. В. Шороховой (82) вобщетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован  вопрос остановлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. Вдругой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, преждевсего, связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценкамиокружающих (4,44,50,67,68).

Исследования А. А. Бодалева по социальнойперцепции заострили интерес к вопросу связи познания других людей исамопознания (7,10,40).

Немало опубликовано и философско-психологических(57,69,81) и собственно философских исследований, в которых проанализированыпроблемы, связанные с личностной ответственностью, моральным выбором, моральнымсамосознанием (30,73).

Работы И. С. Кона, в которых были удачно синтезированыфилософские, обще — и социально-психологические, историко-культурные аспекты,теоретические вопросы и анализ конкретных экспериментальных данных, открылимногие новые грани этой, пожалуй, одной из старейших проблем в психологии(37,38).

Зарубежная литература по темам, имеющим отношение к психологиисамосознания, чрезвычайно богата — достаточно указать лишь на несколько недавноизданных монографий, снабженных обширнейшей библиографией (цит по:74).

Понятия«Я» и самосознания являются также одними из центральных в литературе,посвященной теоретическим и практическим аспектам психотерапии ипсихологического  консультирования (74).Тем не менее, А. Н. Леонтьев, характеризовавший проблему самосознания какпроблему «высокого жизненного значения, венчающую психологию личности»,расценивал ее в целом как нерешенную (43), «ускользающую отнаучно-психологического анализа» (43).

Вчем же, собственно, состоит эта нерешенность, «ускользаемость» проблемысамосознания личности? Чтобы ответить на этот вопрос и тем самым сформулироватькак общую проблему, так и более частные цели данного исследования,  необходимо вкратце остановиться на техфеноменах, которые создают эмпирическую область исследований, и тех специфическихрамках, в которых они изучаются.

15 стр., 7381 слов

Психолого-педагогическое исследование проблемы импульсивного ...

... занимались такие авторы, как Г.Б. Монина, Е.К. Лютова, Н.Л. Кряжева, И.Ю. Заломихина и другие. Проблема импульсивного поведения детей с задержкой психического развития в настоящее время ... связи с присущей этому возрасту слабостью контроля своего поведения. Рассмотрим проблему импульсивного поведения детей дошкольного возраста в онтогенезе. А.Н. Леонтьев отметил, что ...

Это вопрос теоретический, но всоответствии с заявленной темой, имеет важное практическое значение, посколькуподтверждает тот факт, что не всё в феномене самосознания измеряемо. Болеетого, даже те аспекты исследования, что подаются как составляющие самосознания,не всегда являются таковыми. Именно это подталкивает исследователя киспользованию наиболее «прозрачных», неформализованных методов в эксперименте.

Эмпирическоеи теоретическое в выделении феноменов самосознания.

Психологическаяреальность, состоящая в том, что человек способен сознательно воспринимать иотноситься к самому себе, существует, конечно, до и независимо от научногоисследования. Однако всякая попытка описания, а тем более систематизацииявлений, относящихся к области самосознания, неизбежно опирается на явное илискрытое, подразумеваемое решение теоретических вопросов, таких, как проблемасоотношения сознания  и самосознания,сознаваемого и неосознаваемого, личности и самосознания, процесса и его продукта.Так, например, относится ли факт сознательного восприятия человеком его роста кобласти его самосознания, или именно к сфере восприятия, или к областисознания, можно решить лишь, если теоретически определены и различенывосприятие, сознание и самосознание. Сам факт от этого, конечно, не изменится,но от того, будет ли он включен в ту или иную сферу явлений, в конечном счете,зависят последующие выводы. Но теоретические знания, в том числе в формеразличений и определений, сами базируются на эмпирических фактах. Если бытеорию можно было построить до анализа этих эмпирических явлений, то сам этотанализ уже был бы не нужен.

Реальнаянаучная практика разрывает, конечно, этот порочный круг. В этой практике те илииные явления включаются в научный анализ или исключаются из него по мереразвития теоретических представлений либо как предмет исследования, либо какдоказательство или опровержение научных гипотез.

Спецификасамого феномена самосознания делает и проблему самосознания более психологичнойпо своему содержанию, чем проблема сознания. Но, тем не менее, она так же, каки проблема сознания, является комплексной: здесь «стыкуются» интересы такихнаук, как философия, социология, психология, этика. Каждая из нихсоответственно своей специфике определяет особый подход и ракурс анализа этойпроблемы. Комплексность проблемы самосознания вызывает необходимостьконсолидации различных наук синтеза результатов многоаспектного анализа. Вместес тем каждое исследование самосознания на теоретическом уровне требуетуточнения границ рассмотрения самосознания именно в пределах данного аспектаанализа.

Философскийаспект анализа самосознания связан с выявлением его гносеологической сущности,выяснением его соотношения с объективным бытием личности. Осознаваясуществование мира объектов, того, что находится вне нас, мы отделяем себя отвнешнего мира. Там — объект, а здесь — Я. В процессе осознания объекта всегдаприсутствует скрытая черта — не-Я. Возникает полярное взаимоотношение объекта(не-Я) и субъекта (Я).

7 стр., 3079 слов

Сознание и самосознание личности

... железный век. За ними следуют уже исторические времена, определяемые датами, хронологией. Структура сознания Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду ... и быть не может человеческого искания истины. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя собственно чувства, представляющие собой отношение к внешним воздействиям (удовольствие, ...

Принадлежность образов объектов именно моему Я вызываету человека представление о себе как об особой реальности, противостоящей мируобъектов и вместе с тем, отличной от других подобных ему Я.

Выделивсвое Я, мы можем смотреть на себя как на нечто самостоятельное по отношению ксебе же, т. е. как на объект. Способность к самоотражению своего Я заключает всебе и одно из важнейших оснований объективного исследования самосознания. Втом, как личность представляет свое Я, отражается мера ее осознания себя иуровень зрелости личности в целом. Вместе с тем в способности взглянуть насебя, как на нечто иное, и коренятся трудности исследования самосознания, таккак «вынесение» личностью себя «вовне» связано с целым рядом субъективных ееособенностей, часто препятствующих созданию объективного представления о своемЯ.

Психологическийаспект исследования проблемы самосознания, неразрывно связанный с философскимаспектом, предполагает раскрытие специфики самосознания как особого процессачеловеческой психики, направленного на саморегулирование личностью своихдействий в сфере поведения и деятельности на основе самопознания иэмоционально-ценностного отношения к себе (57).

Исследованиесамосознания в качестве психического процесса не делает его рядоположным сдругими психическими процессами — восприятием, мышлением, памятью и другими,хотя оно может существовать только на их основе и проявляться через них.Психологический «механизм» самосознания имеет интегративную природу. В каждыйакт самосознания вовлекаются не только отдельные психические процессы вразличной их комбинации, но также и вся личность в целом — система еепсихологических свойств, особенности мотивации, приобретенный опыт на разныхуровнях обобщения, наконец, эмоциональное состояние личности в данный момент. Впсихической жизни личности, в ее структуре самосознание наряду с сознаниемявляется как бы центральным образующим. Это — необходимое условие целостности ипреемственности формирования внутреннего мира личности.

Однимиз исходных, методологически важных вопросов при анализе проблемы самосознанияявляется выяснение соотношения сознания и самосознания. По своему происхождениюэто одно-порядковые явления психики, сущность которых может быть понята лишь наоснове теории отражения. Несмотря на специфику проявлений и развития, разделитьих можно только в абстракции, поскольку в реальной жизнедеятельности индивидаони внутренне едины — в процессах сознания самосознание присутствует в формеосознавания отнесенности акта сознания именно моему Я, а процессы самосознаниямогут осуществляться только на основе сознания (66 с.334).

Самосознаниев более или менее отчетливой форме своего проявления возникает онтогенетически,несколько позже сознания. Этот факт дал основание некоторым исследователямутверждать, что самосознание является высшим уровнем сознания. С таким мнениемвряд ли можно согласиться, ибо, несмотря на общность генетической природы, нанеразрывную взаимосвязь в процессе становления, сознание и самосознание имеютсвоеобразные «уровни», линии развития, которые «разводят» эти явления психики.

Говоритьоб уровневом отношении сознания и самосознания, — значит, вести анализ в рамкахкатегорий «низший—высший», «простой—сложный». Очевидно, что такой метод анализаявляется исключающим, поскольку оба эти явления психики сами по себе достаточносложны и каждое из них представляет многоуровневую систему. Процессы сознания ввысших своих проявлениях обнаруживают тончайшую приспособительную ирегулятивную деятельность, по своей сложности не уступающую актам самосознания.

18 стр., 8823 слов

Процесс воспитания и обучения детей с нарушением зрения в семье

... в семьях воспитывающих детей с нарушением зрения. 1. Теоретическое обоснование проблемы исследования 1.1 Детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии Родительское отношение ... в их сознании положительных установок. Решение данной проблемы и определило цель нашего исследования: изучить влияние отношения родителей к ребенку с нарушением зрения на особенности ...

Однакосамосознание не есть самостоятельное явление психики. Оно — то же сознание,только с иной направленностью. Человек не только осознает воздействия объектовреального мира и своими переживаниями выражает отношение к ним, но, выделивсебя из этого мира и, противопоставляя себя ему, осознает и себя как личность,свои особенности, своеобразие и определенным образом относится к себе. Еслисознание ориентировано на весь объективный мир, то объектом самосознанияявляется сама личность. В самосознании она выступает и как субъект, и какобъект познания.

Сточки зрения психологического анализа самосознание представляет собой сложныйпсихический процесс, сущность которого состоит в восприятии личностьюмногочисленных «образов» самой себя в различных ситуациях деятельности иповедения, во всех формах взаимодействия с другими людьми и в соединении этихобразов в единое целостное образование — в представление, а затем в понятиесвоего собственного Я как субъекта, отличного от других субъектов. В результатеразвернутых актов самосознания, которые становятся все более сложными, по мереувеличения числа образов, интегрирующихся в представлении и понятии о самомсебе, формируется все более совершенный, глубокий и адекватный, образсобственного Я. В структурном отношениисамосознание представляет собой единство трех сторон—познавательной(самопознание), эмоционально-ценностной (самоотношение) и действенно-волевой,регулятивной (саморегуляция).

Проблемавозникновения самосознания.

Насколько различные  феномены выбираются в качестве исходных прианализе самосознания, можно убедиться на примере решения проблемы того, как икогда у ребенка возникает самосознание.

П.Р. Чамата, специально проанализировавший эту проблему, выделил три точки зренияпо этому вопросу (78).

Анализ показывает, что их даже больше, чем три.

Однаиз этих точек зрения, высказанная, в частности, В. М. Бехтеревым, состоит втом, что простейшее самосознание в развитии ребенка предшествует сознанию, т.е. ясным и отчетливым представлениям предметов. Самосознание в его простейшейформе состоит в неясном чувствовании собственного существования (6).

Согласнодругой точке зрения, которую в отечественной литературе аргументировали, вчастности Л. С. Выготский (15) и С. Л. Рубинштейн (65), самосознание ребенкаесть этап в развитии сознания, подготовленный развитием речи и произвольныхдвижений, ростом самостоятельности, вызванным этим развитием, а такжесвязанными с этими процессами изменениями во взаимоотношениях с окружающими.Речь идет о том этапе в развитии ребенка, когда он овладевает речью ихарактеризуется попытками самостоятельного действования (2—3 года).

П. Р.Чамата, опираясь на идеи И. М. Сеченова (69), А. Галича и Л. Потребни (цит.по:78), противопоставляет первым двум точкам зрения третью — самосознаниевозникает и развивается одновременно с сознанием. Смысл этой точки зрения,которую ясно сформулировал И. М. Сеченов, сводится к следующему. К ощущениям,вызванным внешними предметами,  всегда   «примешиваются» ощущения,вызванные собственной активностью организма. Первые — объективны, т. е.отражают внешний мир, вторые — субъективны, они отражают состояние тела—этосамоощущения. Ребенок сталкивается с задачей разобщить, диссоциировать этиощущения, а это, по И. М. Сеченову, и значит осознать их отдельно. Такоеосознание оказывается возможным благодаря накоплению опыта активности вовнешнем мире. Ребенок находится как бы в естественной экспериментальнойситуации: изменение условий видения, слышания, осязания по-разному влияет насоставные части комплексных ощущений, тем самым   делается возможной их  диссоциация. П. Р.Чамата, развивая дальше эту точку зрения, подчеркивает, что самосознания, как исознание, возникает не сразу, не с рождения, а, но мере овладения собственнымтелом, «в процессе превращения обычных действий в произвольные действия» (77).Органы своего тела постепенно осознаются ребенком по мере того, как  превращаются в своеобразные «орудия» егодеятельности.

19 стр., 9214 слов

Личностное развитие детей инвалидов по зрению

... исследованиях и монографиях А.З. Свердлова и В.П. Кантора. По самосознанию детей-инвалидов по зрению литературы не достаточно. Большей частью это лишь отдельные статьи ... развитию детей–инвалидов по зрению. 2. Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний детей-инвалидов по зрению. 3. Изучение особенностей развития детей-инвалидов при нарушениях зрения. Объект исследования - группа детей ...

Анализработ, в том числе уже цитированных авторов, показывает, однако, что фактическипредполагается более чем три возможных объяснения возникновения самосознания.Эти возможности иногда обозначаются как этапы в развитии самосознания, однако,без достаточных аргументов того, почему эти этапы являются вехами в развитииодного и того же процесса. Другие авторы эти этапы склонны рассматривать каксамостоятельные точки отсчета в развитии самосознания.

Так,существует представление, согласно которому зарождение самосознания связано ужес внутриутробным развитием; важнейшую роль в этом играют тактильныеконтакты  подготавливающие чувствоограниченности собственного тела (74).

Хотя почти все авторы подчеркиваютзначение межперсональных отношений для развития самосознания, механизмы влияниявзаимоотношения ребенка с взрослым и соответственно форма, в которойзарождается самосознание, и возраст его возникновения мыслятся различно.Авторы, рассматривающие развитие ребенка в психоаналитической традиции,понимают процесс  зарождения самосознаниякак процесс субъективного отделения от матери; дискомфорт, вызванный теми илииными соматическими процессами, уменьшается у ребенка с появлением матери;соответственно ребенок начинает выделять из остального мира мать, а себяотделять от матери (47).

По данным зарубежных авторов, при хорошем материнскомуходе осознание ребенком своей отделенности от матери возникает к  концу первого года жизни (28,47).

Согласнопоследователям Ч. Кули и Дж. Мида, появление самосознания связано у ребенка споявлением у него способности встать на место другого, усвоить иную перспективув восприятии и оценке собственных свойств (74).

Согласно другой точке зрения,скорее происходит обратное: ребенок переносит знания, полученные относительнодругих, на самого себя—в этом процессе и зарождается или оформляется егосамосознание(12).

Возникновение самосознания связывается также с выражением в отчетливойформе эмоционального отношения (желаний, чувств) к окружающему. Такой точкизрения придерживался В. Н. Мясищев (56).

8 стр., 3811 слов

Происхождение и развитие сознания человека

... зрения сознание человека имеет божественное происхождение. С другой точки зрения возникновение сознания у человека рассматривается как закономерный этап эволюции животного мира. Ознакомившись ... уровню развития психики; • уровень психического развития животного тесно связан с уровнем развития его нервной системы; • человек, обладая сознанием, обладает наивысшим уровнем психического развития. Сделав ...

Многие советские авторы подчеркивалитакже значение подросткового и юношеского возраста для развития самосознания,которое Э. Шпрангер считал главным новообразованием этого возраста(9,15,43,65,84).

Появление сознательного «Я», возникновение рефлексии, сознаниесвоих мотивов, моральные конфликты и нравственная самооценка, интимизациявнутренней жизни — вот некоторые феноменальные проявления самосознания в этомвозрасте (38).

Этот период считается критическим, переломным или даже периодомсобственно возникновения самосознания во всей его целостности. «Периодомвозникновения сознательного «Я»,—пишет И. С. Кон—как бы постепенно ни формировалисьотдельные его компоненты, издавна считается подростковый и юношеский возраст»(38, с.270).

Итак,возникновение самосознания связывается с тактильными ощущениями, свойственнымичеловеческому зародышу, с досознательным чувством собственного существования, спроходящим с первых недель жизни процессом дифференциации внешних и внутреннихощущений, с субъективным отделением ребенка от матери, наступающим к концупервого года жизни, с осознанием зарождающейся самостоятельности, обусловленнойувеличением произвольности движений и возможностью речевого самовыражения,наступающей к двум-трем годам, с возможностью выразить свое эмоциональноеотношение к окружающему, с переносом знаний, сформированных относительнодругого человека, на себя самого, происходящим по мере развития социальнойперцепции, интеллекта и сознания ребенка, с возникновением эмпатическойспособности к усвоению чужой точки зрения и оценок окружающих и, наконец, свозникающей интимизацией, рефлексией и нравственной самооценкой, возникающей вподростковом возрасте.

Являетсяли истинной лишь одна какая-то точка зрения, или, может быть, речь идет опроисхождении различных психических образований, или, наконец, выделенные формысамосознания и периоды их возникновения отражают этапы в его развитии? С тем,чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим еще раз упомянутые и некоторые другиефеномены в контексте тех исследовательских парадигм, в которых они приобретаютсвою содержательную интерпретацию.

Принципыанализа самосознания в психологии.

Изучению развитиясамосознания ребенка в советской психологии уделяется большое внимание(см.3,4,77,79,83 и др.).

Принципразвития в анализе самосознания состоит в признании положения о непрерывностиизменения самосознания на протяжении всей жизни человека. Формированиесамосознания в онтогенезе проходит определенные стадии, связанные с возрастнымиэтапами психического и физического развития человека. Каждая стадия в развитиисамосознания имеет специфический уровень и свойственное для данного уровнясвоеобразие возможностей познания себя, способности к самооценке и саморегуляции деятельности и поведения.

Онтогенетическиеуровни самосознания обусловливаются, прежде всего, развитием на даннойвозрастной стадии других психических функций — памяти, мышления, речи, произвольныхдействий, чувств и т. д., поскольку все акты самосознания формируются иосуществляются только на основе этих процессов и только через них. Инымисловами, онтогенетические уровни самосознания детерминированы степенью развитиясознания и психики в целом. Манипулирование ребенка с предметами внешнего мира,расширение сферы его действий и общения, усложнение взаимоотношений с взрослымсовершенствует способы взаимосвязи ребенка с окружающим его миром. Именнодеятельность самого ребенка, различные формы его активности в предметномосвоении мира и общении выступают основными факторами развития у негосамопознания вначале в смутных недифференцированных, а затем во все болееадекватных, расчлененных формах.

7 стр., 3272 слов

Развитие психики в филогенезе. Возникновение и развитие сознания ...

... с сознанием связано развитие высших психических функций (ВПФ). При этом венцом развития ВПФ является развитие самосознания. По Л.С.Выготскому, индивидуальное сознание (т.е. сознание конкретного человека) формируется ... Сознание носит общественно-исторический и культурный характер. Сознание не является врожденным, оно формируется при условии жизни человека в обществе (у детей - маугли сознание ...

Внастоящее время в советской психологии еще нет единого мнения о начальноммоменте и критерии появления самосознания в онтогенезе. Согласно точке зренияБ. Г. Ананьева, самосознание возникает в период, когда ребенок начинаетвыделять себя в качестве субъекта своих действий. Однако границы данногопериода весьма неопределенны, поэтому, по мнению Ананьева, окончательноерешение этого вопроса на данном этапе исследования проблемы самосознания ещеневозможно(4).

Несколькопоследовательных моментов становления самосознания в онтогенезе намечает С. Л.Рубинштейн (65).

Это овладение собственным телом, возникновение произвольныхдвижений, самостоятельное передвижение и самообслуживание. Так, ребенокстановится самостоятельным субъектом различных действий, выделяет себя изокружения, у него формируются первые представления о своем Я. Среди психологоввстречаются мнения (3), что появление самосознания относится к периодуформирования мышления и речи, в результате чего возникает возможность оцениватьсвои умения в различных видах деятельности. В психологической литературевстречается также предположение, что самосознание появляется только вподростковом возрасте. Однако ярко выраженные особенности самосознанияподростка, появление осознанного стремления к самопознанию не дают основанияотрывать этот генетический уровень самосознания от всех предшествующих емууровней. Напротив, он может быть понят и объяснен в своих особенностях лишь наоснове более ранних стадий развития самосознания.

Отдельныепризнаки самосознания на начальных стадиях своего развития, конечно, еще не свидетельствуюто появлении самосознания в форме осознания личностью себя во всей совокупностифизических и психологических качеств. Но эти признаки могут характеризоватьонтогенетический уровень самосознания, соответствующий определенномувозрастному этапу развития человека.

Несовершенныеформы самосознания появляются у ребенка уже в первые годы его жизни. Эти формыобусловлены определенной степенью взаимоотношений с внешним миром исоответствующими моментами физического и психического развития. Вначале выделяетсяфизическое Я ребенка, в основе которого лежит отражение им его физическихкачеств и возможностей, особенностей своего тела.

Плодотворныеидеи о формировании физического Я человека были выдвинуты в трудах И. М.Сеченова (69).

Он считал, что в основе всех актов самосознания вообще инаправленных на осознание своего физического Я в частности лежит рефлекторнаядеятельность мозга, которая дает возможность создавать многообразные связимежду отдельными ощущениями, идущими от наших органов чувств. Синтез ощущений,аккумулированных во внутренних органах чувств и органах чувств, находящихся наповерхности тела,— исходный момент в формировании представлений человека освоем теле. В связи с этим Сеченов подчеркивал тесную генетическую связьпроцессов предметного сознания и самосознания: «Человек беспрерывно получаетвпечатления от собственного тела. Одни из них воспринимаются обычными путями(собственный голос — слухом, формы тела — глазом и осязанием), а другие идут,так сказать, изнутри тела и являются в сознании в виде очень неопределенныхтемных чувствований. Ощущения последнего рода есть спутники процессов,совершающихся по всех главных анатомических системах тела (голод, жажда и пр.)и справедливо называются системными чувствами. У человека не может быть, собственно,никакого предметного ощущения, к которому не примешивалось бы системное чувствов той или другой форме… Первая половина чувствований имеет, как говорится,объективный характер, а вторая — чисто субъективный. Первой соответствуютпредметы внешнего мира, второй — чувственные состояния собственного тела,самоощущения»(69, с.502-503).

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... и рукой); юность, помимо указанных качеств, характеризу­ется более высоким уровнем развития мышления; возмужалость — развитием воли и способностью сохранять гармонию. Соответственно этому делению, Я. А. ... периода, как детство, привело к необходимос­ти научно и систематически изучать развитие. Принцип природосообразности вос­питания, следования всеобщим законам природы, провозглашенный Я. А. ...

Таким образом, системные чувства, ощущения, идущиеот внутренних органов, сопровождают каждое явление предметного сознания.  Предметное сознание, создавая образ собственноготела, представления о своих физических состояниях и качествах, связывается ссистемными чувствами, которые создают своеобразный эмоциональный фонсамочувствия, самоощущения.

Двавида ощущений — системные чувства и предметные — находятся у ребенка, вначале вслитном состоянии, их выделение идет через анализ, расчленение первоначальноассоциированных ощущений объективного и субъективного характера, объединенных вцелостном акте познания. Процесс отделения самочувствия от явлений предметногосознания также формируется на основе многочисленных сочетаний объективного исубъективного момента в любом психическом процессе.

Детскоесамочувствие, утверждает Сеченов, дает основу для формирования более сложныхформ самосознания. «Из детского самочувствия родится в зрелом возрастесамосознание, дающее человеку возможность относиться к актам собственногосознания критически, т. е. отделять все свое внутреннее от всего происходящегоизвне, анализировать его и сопоставлять (сравнивать) с внешним,— словом,изучать акт собственного сознания» (69, с.504).

Всвязи с усложнением отношений ребенка с миром окружающих его людей иусложнением форм общения с ними происходит выделение духовного Я.

 При этом происходит восприятие человеком всебе своих представлений, чувств, мыслей, волевых процессов, их мотивов.«Человек начинает умственно отделять себя не только от процессов чувственноговосприятия внешнего мира, но и от своих помыслов, хотений, действий. Возникаетсамоанализ, самооценка, одним словом, сознание себя деятелем, человекомвоспринимающим и думающим»(82, с.221).

В основе духовного Я заключены единство,целостность внутреннего бытия личности, преемственность отдельных этапов еедуховного развития. Особенности Я на разных этапах онтогенеза человекасоставляют специфическое содержание самосознания. В его состав входят какустойчивые, инвариантные, так и изменчивые, лабильные компоненты.

Развитиеи изменение Я совершается непрерывно вместе с физическим и духовным развитиемличности. Я ребенка, Я взрослого человека, Я в старости имеют разныесодержательные характеристики. Даже для одного и того же возрастного периодаличности Я в зависимости от особенностей переживаний, от эмоционального фонавсех состояний личности бывает неодинаковым. Изменчивость и лабильность Я вовсене означает наличия у личности нескольких Я. Дело в том, что не все в структуреЯ одинаково подвержено изменениям, больше всего меняется та его часть, котораяне связана с сущностными особенностями личности. Но и последние в свою очередьв течение жизни личности находятся в состоянии постоянного уточнения,углубления, обогащения, вместе с тем они сохраняют известную тождественность,создающую индивидуальность личности, ее неповторимость.

Сразвитием познавательной способности сознания ребенка, расширением сферы егодеятельности самосознание приобретает новые свойства и существенно меняется вподростковом возрасте.

Впервыек исследованию самосознания подростка в советской психологии с новыхметодологических позиций обратился Л. С. Выготский (14,15,17,23,25).

СогласноВыготскому, самосознание — это социальное сознание, перенесенное вовнутрь, апамять — та основа, которая сохраняет целостность самосознания, неразрывность ипреемственность отдельных его состояний. При анализе самосознания подростка онреализует важнейший методологический принцип психологии — принцип развития.Самосознание подростка Выготский рассматривает, но только как феномен еголичности и сознания, а как момент развития личности подростка, обоснованныйбиологически и социально подготовленный всей предшествующей его историей. Ворганизации нервной системы заложены возможности самосознания, но для тогочтобы эти возможности были реализованы, необходимы соответствующиепсихологические и социальные изменения.

Выготскийрезко критикует точку зрения, согласно которой человек «познает» свойвнутренний мир, отдельные духовные качества путем неожиданного, внезапного ихоткрытия. Он утверждает, что «с естественной необходимостью вся психологическаяжизнь подростка перестраивается так, что возникновение самосознания являетсятолько продуктом всего предшествующего процесса развития»(23).

Образованиесамосознания — это определенная историческая стадия в развитии  личности, неизбежно возникающая из предыдущихстадий. Процесс становления самосознания подростка он рассматривает такжестадиально, как поэтапное развитие, где каждая предыдущая ступеньподготавливает последующую.

Всамом общем виде развитие самосознания подростка выглядит так. Вначале этопросто накопление представлений о самом себе. В связи с этим происходит всебольшое узнавание себя, все более обоснованное и все более связное. Затем, помере обобщения этих представлений, происходит их интериоризация. Дальнейшаяинтеграция самосознания подростка приводят его к осознанию себя в единстве всехпроявлений, к осознанию своей особенности, оригинальности, наконец, появляетсяспособность суждения в отношении себя и самооценки своей личности.

Процессстановления самосознания Выготский рассматривает в русле своейкультурно-исторической концепции и с точки зрения положения об интериоризациивнешних действий. Для психологии особенно ценно обоснование им социальнойсущности самосознания и плодотворная попытка анализировать его как непрерывныйпроцесс развития.

Выготскиймного внимания уделял анализу отношений человека с самим co6oй (а не с миромвнешних объектов).

Рассматривая его представления о самосознании, необходимоотметить, что обычно самосознанием он называл определенный этап в развитиисознания человека, отделяя при этом самосознание как сторону, аспект сознания,для обозначения чего он использовал термины «рефлексия»(23, с.228),«самосознание» (употребляемый здесь в широком смысле), «интроспекция»(23,с.160).

1. Рефлексия.Представляя самосознание аспектом сознания, Выготский подчеркивал значениерефлексивности как конституирующей характеристики сознания, указывая, чтопоследнее возникает лишь с появлением самосознания. При рассмотрении в своихранних работах механизмов сознания, Выготский сближал сознание исамосознание(25).

Обращение к самосознанию как аспекту сознания позволилоВыготскому рассмотреть развитие рефлексии в онтогенезе, то есть изучитьпредпосылки появления в подростковом возрасте самосознания как высшего этапа вразвитии сознания.                                                     

Такой предпосылкойвыступает развитие процессов отделения себя от мира и мира от себя, разделениявнешней и внутренней реальности. Выготский показывает, что выделение себя изокружающей действительности является обратной стороной развития процессаосознания внешнего мира(23, с.197).

Важныймомент в развитии рефлексии представляет появление вербального отражениясобственных процессов и действий, выступающего, по Выготскому, основой дляразвития самосознания и высших волевых регулирующих механизмов (там же, с.160).Он указывал, что переход к словесной интроспекции повторяет в общих чертаханалогичное развитие восприятия внешнего мира — переход от «бессловесного и,следовательно, несмыслового восприятия» (21, с.219) к восприятию смысловому,словесному, предметному, т. е. обобщенному. Поэтому и переход к сло