Деонтология в дерматовенерологии

Меняются эпохи, поколения людей, но остаются не­дуги, а следовательно, и врачи, призванные облегчать страдания заболевших. Успех в осуществлении меди­цинскими работниками этой гуманной миссии зависит не только от своевременной диагностики и лечения, но и от характера взаимоотношений врача и пациента, коллег по специальности, персонала медицинских уч­реждений, соблюдения принципов медицинской деон­тологии во всех областях, в том числе в дерматологии и венерологии. Важнейшей предпосылкой к этому яв­ляется изучение и понимание медико-биологических, социальных сторон личности больных, а также их внутреннего мира, отношения к своему недугу.

Подобный целостный подход к пациентам с их неповторимой личностной индивидуальностью особенно необходим на современном этапе, когда наблюдается прогрессирующий процесс все более узкой специали­зации, дифференциации и технизации медицины, ре­ально грозящий ее «дегуманизации» [Либих С. С., 1974].

В настоящее время создалась определенная дис­пропорция между высоким уровнем соматического об­следования дерматологического больного и полнотой изучения его личности, духовного мира, произошел разрыв между лечебным воздействием на соматику и психику. Подобная ситуация ухудшает прогноз многих дерматозов, в особенности тех, при которых морфоло­гические элементы проявления болезней незначительны или совсем отсутствуют, а субъективные ощущения вызывают длительные и мучительные страдания (на­пример, кожный зуд неврогенного характера и др.).

Признано, что любой хронически протекающий дер­матоз может являться фактором, изменяющим личность больного человека. Справедливо считает С. С. Либих, что создается совершенно своеобразный «мир болез­ни», обеспечивающий определенную адаптацию боль­ного к окружающим его условиям.

Из приведенного выше становится понятной необхо­димость укрепления связующего звена «пациент — больной» путем реализации принципов деонтологии. Они должны основываться не только на объективной оценке патологических изменений кожи, но и на глу­боком понимании субъективного, внутреннего мира страдающего человека: переживаний, обусловленных потерей или ограничением трудоспособности, частич­ным отрывом от общества, косметическими дефектами. В результате нарушается психоэмоциональное состоя­ние, возникают тревога, страх, плохое настроение, раздражительность, образование новых психологи­ческих механизмов (уход в болезнь), новых эталонов поведения, системы оценок (например, субъективная реакция на возникновение дерматоза и отрицательная установка в отношении проводимого лечения).

2 стр., 644 слов

ДКР по пенитенциарной психологии 2 вариант 1.Принципы изучения ...

... работы рассмотреть: 1.Принципы изучения личности и среды осужденных. 2.Понятие принципов ...................................................... 1. Принципы изучения личности и среды осужденных Личность осужденного находится в центре внимания ... ли пути исправления тех или иных недостатков в характере, в сознании; - характер осужденного, особенности темперамента, уровень развития способностей, воли, ...

Понимание внутреннего мира больного человека, соблюдение принципов деонтологии особенно необхо­димы при определении врачом тактики его поведения в общении с пациентами, страдающими венерическими болезнями. Это естественно, так как последние, осо­бенно сифилис, наносят значительный ущерб не только здоровью заболевшего, угнетают его моральное со­стояние, но и причиняют тяжелые страдания семье, родственникам.

Своеобразие кожных и венерических заболеваний обусловливает важность разработки деонтологических принципов, которыми должны руководствоваться спе­циалисты в своей практической деятельности.

Физические и моральные страдания, которые при­чиняют больным хронические дерматозы, создают па­тологическую почву для возникновения невротических состояний. Этим объясняется, что у значительной час­ти пациентов возникает гипостеническая форма не­врастении, проявляющаяся резким снижением работо­способности, активного и пассивного внимания, поло­вой потенции, замедлением мыслительных процессов, головными болями, подавленным настроением, ослаблением интересов, побуждений, желаний, пассивно-оборонительный тип реакций и др.

Необходимо особо остановиться на психоэмоцио­нальном состоянии пожилых людей, а также детей и подростков,

страдающих хроническими дерматозами, так как учет возрастных особенностей имеет важное практическое значение при выборе наиболее эффек­тивных методов психотерапии. Развитие невротических состояний у лиц пожилого возраста может быть обус­ловлено действием менее выраженных и менее ак­туальных для личности больного психогенных факто­ров, чем у лиц молодого возраста [Винецкая И. Л., 1974]. Так, развивающиеся под влиянием возрастных соматических факторов и патологического процесса астенический и астеноипохондрический синдромы про­являются слабодушием, слезливостью со склонностью к инертности эмоциональных реакций.

У большинства больных отмечается неустойчивое настроение с преобладанием пессимистической окраски и склонностью к депрессивным реакциям, ослабление активного внимания, нарушения памяти, расстрой­ства сна и т. д.

Протекающий хронически дерматоз круто меняет мир мыслей и чувств не только взрослых, но и детей, особенно подростков. Непосредственное отрицательное влияние на центральную нервную си­стему больного ребенка оказывают извращенные экстеро- и интероцептивные рефлекторные влияния, ис­ходящие из кожного покрова, интоксикация, аллергия, нарушение сна. Важное значение имеют ограничения в общении со сверстниками (в учебе и в каникулярное время), отрыв от семьи в связи с госпитализацией, изменение режима дня; другие раздражители — не­обычная обстановка в лечебном учреждении, неприят­ные болезненные ощущения (инъекции, вливания, перевязки, взятие крови для исследования).

Согласно нашим наблюдениям, в частности в пионерском лагере санаторного типа «Сокол» (Анапа), многие маленькие пациенты испытывают чувство стра­ха разной степени в зависимости от тяжести недуга, личности заболевшего, его воспитания и микросо­циальной среды. У детей раннего возраста внешним проявлением страха является плач, а у подростков — отказ от процедур, резкость, грубость по отношению к медицинскому персоналу. Так же как и у взрослых, страх парализует волю подростка, способность логи­чески мыслить, адекватно реагировать на субъектив­ные ощущения. Он присматривается к медицинскому работнику, прислушивается к каждому его слову, интонации голоса. У подростка часто развивается ро­бость, сужение интеллектуальных интересов, неуве­ренность в своих возможностях учиться, приобретать профессию.

20 стр., 9841 слов

Реабилитация детей группы риска в интернатном учреждении

... проверить значение реабилитационной деятельности для детей группы риска в интернатном учреждении. Объект исследования : дети группы риска в интернатном учреждении. Предмет исследования : процесс реабилитации детей группы ... семьи; семьи, имеющие детей – инвалидов; детей, оставшихся без попечения родителей. Что касается детей, подростков группы риска, то к ним он относит детей, которые в силу ...

В конечном итоге у больных может развиться гипо-стеническая или гиперстеническая форма неврастении. При гипостенической форме дети становятся замкну­тыми, пугливыми. Может возникнуть аутизация лич­ности — уход в мир внутренних переживаний, стрем­ление к уединению, нежелание контакта со здоровыми сверстниками. При гиперстенической форме неврасте­нии дети жалуются на головную боль, повышенную утомляемость; они раздражительны, суетливы, вспыль­чивы, не могут сдерживать свои желания и порывы. Отрицательное влияние оказывает больничная обста­новка, если в ней не предусмотрены все элементы ох­ранительного режима: ухудшается психоэмоциональное и физическое состояние детей, развивается синдром «госпитализма» [Шамсиев С. Ш., Еренков В. А., 1979].

Особенности психоэмоционального состояния паци­ентов при дерматологических заболеваниях (взрослых и детей) необходимо учитывать дерматологу при планировании оздоровительных мероприятий. Важное значение имеет соблюдение деонтологических прин­ципов во взаимоотношениях врача и родственников заболевшего, особенно ребенка.

Врач — больной — родители образуют своеобраз­ный треугольник межличностных отношений. Этот тре­угольник далеко не равносторонний, а углы его нахо­дятся не в равнозначных отношениях: врач несет боль­шую ответственность по отношению к больному ре­бенку, а страдания последнего обусловливают страх, беспокойство, постоянное напряжение родителей; боль­ные становятся обидчивыми, порой неадекватно реаги­руют на самые обычные раздражители.

Душевную травму наносят родителям тяжелые либо неизлечимые заболевания детей (например, их­тиоз, синдром Лайелла, псориатический полиартрит и др.).

Родители глубоко переживают и тогда, когда у детей возникает менее опасное для жизни и здоровья заболевание, но обусловливающее серьезные косме­тические дефекты (тотальная алопеция, распростраценный псориаз и т. д.).

Большинство родителей пере­живают недуг своего ребенка сильнее, чем свою бо­лезнь. Особенно отрицательное влияние на психоэмо­циональную сферу пациентов, а также их ближайших родственников (пожалуй, даже в большей степени!) оказывает заболевание сифилисом и другими венери­ческими болезнями. Это определяет своеобразную деонтологическую тактику в процессе лечения данной категории пациентов.

С учетом изложенного, понятно, насколько важно создание в дерматологическом учреждении охрани­тельного режима в широком понимании этого слова. Он должен предусматривать применение различных методов психотерапии (суггестия, аутогенная трени­ровка, гипноз и др.), нормальный нравственно-психо­логический климат в коллективе, правильные взаимо­отношения с родственниками заболевших.

17 стр., 8485 слов

Общение врача с ребенком. Налаживание контакта с детьми и сбор анамнеза

... дверь и отсутствие интереса, напротив, не способствуют общению. Соблюдая тактичность, когда это необходимо, врач поощряет поток информации, особенно при обсуждении психосоциальных аспектов. Не всегда легко ... врача. Это тем более верно, если ребенок плохо учится в школе или родители описывают проблемы, связанные с поведением. В таком случае кроме родителей необходимо встретиться с учителем ребенка ...

Вся окружающая обстановка в специализирован­ном дерматовенерологическом учреждении должна внушать пациентам доверие и уважение к медицин­ским работникам, устранять чувство страха. Важны приветливость персонала, рациональное устройство ин­терьеров, продуманная система наглядных санитарно-. просветительных материалов (плакаты, санбюллетени).

«Лицом» диспансера является регистратура. Сотрудники регистратуры должны понимать специфи­ку общения с людьми, обращающимися с проявлени­ями или подозрениями на венерические заболевания — необходимость конфиденциального разговора, сохра­нения тайны. Само собой разумеется, что они должны быть чуткими, отзывчивыми, терпеливыми. Однако это­го недостаточно: необходима определенная компетент­ность в вопросах дерматологии и венерологии. Знание основных симптомов болезней, которые может сооб­щить больной, позволяет регистратору правильно ре­шить вопрос о его направлении к тому или другому специалисту. Вот почему необходимо или во всяком случае желательно, чтобы на работу в качестве регист­раторов принимались лица, достаточно эрудированные, а также обладающие определенными характерологи­ческими качествами. Кроме того, заведующий поли­клинической частью диспансера и старшая сестра должны повседневно заниматься с регистраторами: повышать их культурный и медицинский уровень. Получив необходимые сведения в регистратуре, боль­ной направляется в кабинет врача.

В кабинете пациент должен убедиться в том, что все внимание врача и медицинской сестры обращено к нему, они приветливы, внимательны, не ведут посто­ронние разговоры, которые вызывают у пациента чув­ство недоверия. Назначая тот или иной лекарственный препарат (особенно новый или импортный), врач должен знать, есть ли он в аптеке и может ли больной его получить. Это — простая истина, непонимание ко­торой может стать причиной бесцельного поиска в аптеках, а следовательно, недовольства пациента и даже ухудшения состояния его здоровья.

Дерматолог должен быть хорошо информирован не только о наличии данного лекарственного средства, но и о препаратах с одинаковым механизмом действия, которые выпускают у нас или за рубежом под различ­ными названиями. Весьма осторожно следует отно­ситься к «модным» химиотерапевтическим средствам. Некоторые больные с настойчивостью выясняют, какие препараты являются остродефицитными, и не жалеют времени и сил, чтобы их получить.

Если больной стремится продемонстрировать перед врачом свою «компетентность и эрудированность» в вопросах медицины, пытается навязать свой план ле­чения, настаивает на назначении тех или иных модных лекарственных средств, необходимо проявить сдержан­ность и логическое мышление. Полезно, например, на­помнить пациенту о его профессии, о том, что было бы, если бы врач или профессор вмешались в работу строителя, программиста, астронома. После такого до­вода больной, как правило, уже не настаивает на своих требованиях и соглашается с предложенным ему планом лечения.

Характеризуя деонтологические принципы приема больных, страдающих дерматологическими заболева­ниями, в диспансере (поликлинике), следует подчерк­нуть важность установления особо доверительного отношения с больным ребенком. Любовь к детям по­могает определить их психологическую настроенность и добиться необходимого контакта. Опытные педиатры считают, что лечить детей может только тот человек, который их любит. Нельзя допускать ни малейшей фальши в отношениях с детьми, соблазнять их подарками и неисполнимыми обещаниями, уверять, что не будет больно при проведении диагностических или лечебных манипуляций.

24 стр., 11884 слов

Общие особенности психологии соматического больного

... содержания. Часто значимость травмирующей ситуации невелика, но для больного она субъективно патогенная, поэтому в беседах с такими больными необходимо проявлять осторожность и такт, учитывая их чрезмерную ... внимание рассказами о необыкновенных событиях своей жизни и состояния здоровья. Замечание врача, что высказывания больного не имеют основания, а тяжесть болезни не столь велика, может вызвать ...

Для того, чтобы дерматолог-педиатр оказал поло­жительное влияние на больного ребенка и его родите­лей, он должен тонко чувствовать их настроение, на­клонности, привычки, деликатно разобраться во внут­реннем мире маленького человека, помочь ему побо­роть страх перед болезнью, негативное отношение к медицинским работникам, больничной обстановке, ле­чебно-диагностическим процедурам, ослабить его пере­живания, вызванные отрывом от привычной домашней обстановки.

Если в беседах со взрослыми, страдающими дер­матозами, врач стремится к тому, чтобы его речь была насыщена логическим содержанием, то подобный под­ход неприемлем при общении с детьми. Более важно в этих случаях проявить доброту, ласку. Людям, рабо­тающим с детьми, как правильно пишет Г. А. Смирнова (1979), необходимо уметь находить «ключик» к сердцу ребенка. Это доступно лишь тем, кто искренне любит детей. Если крик, плач ребенка раздражают врача (или другого медицинского работника), то следует подумать о перемене работы.

Маленькие дети обладают повышенной реакцией на окружающую обстановку: они улыбаются, если на них смотрят добрые глаза, если они слышат нежный голос, и, напротив, скованы, насторожены, могут заплакать от злого взгляда, резкого голоса. Дети постарше, осо­бенно девочки, тяжело переживают йам факт сущест­вования у них кожного заболевания. Поэтому они очень чутко прислушиваются к каждому слову врача, обращают внимание на его мимику, жесты.

Особенно важно соблюдать принципы деонтологии при лечении подростков, так как при половом созре­вании у них происходит перестройка нейроэндокринной системы организма, развиваются психоневрозы, нару­шения функций щитовидной железы и другие патоло­гические состояния. Нередко наблюдающаяся у под­ростков мнительность требует особой деонтологической тактики дерматолога-педиатра.

Первая беседа врача с больным всегда имеет большое значение. Она должна вестись наедине , в атмосфере чуткости, внимания, доброжелательности. Это способствует взаимному доверию, предрасполагает пациента к раскрытию своей интимной жизни. Естест­венно, что характер беседы, ее содержание опреде­ляются социальной и личностной характеристикой больного, особенностями его профессии, семейного положения, условиями жизни, наличием судимости, уровнем употребления алкоголя и т. д. Так, например, в беседе с женщиной, которую муж заразил сифили­сом, необходимо проявить максимальное сострадание, стремиться несколько «уменьшить» ее психоэмоцио­нальное напряжение, убедить в излечимости заболева­ния и, конечно, в том, что ее тайна не станет достоя­нием окружающих.

С пациентами, морально неустойчивыми, индиф­ферентно или легкомысленно относящимися к своему недугу, но которые не могут быть причислены к группе асоциальных элементов, беседа должна быть откровен­ной, информация о тяжести заболевания правдивой. При этом необходимо обратить особое внимание, что полное излечение возможно лишь в том случае, если больной сам проявит заботу о своем здоровье, будет настойчиво лечиться, соблюдать режим и выполнять все другие предписания врача (например, исследова­ние цереброспинальной жидкости при сифилисе и др.).

5 стр., 2288 слов

Вопросы медицинской этики и деонтологии

... общество обязано заботиться о материальных потребностях и моральном достоинстве врача. 1. Понятие о врачебной этике и деонтологии Медицинская этика - это раздел философской дисциплины этики, объектом ... тайна не распространяется на родственников больного. Врач должен сообщить родственникам истинный диагноз, состояние больного и прогноз. 8. С медицинской деонтологией тесно связана ятрогения - это ...

С больными, ведущими паразитический образ жиз­ни, без определенных занятий, уклоняющимися от общественно полезного труда, надо обязательно по­пытаться провести беседу по описанной выше мето­дике. Некоторые венерологи считают, что с подобной категорией людей разъяснительная работа бесполезна. С такой точкой зрения нельзя согласиться. Опыт показывает, что в ряде случаев умело ведущий себя врач, хорошо освоивший принципы деонтологии, мо­жет добиться определенного результата. Лишь при неудаче, когда настойчивая воспитательная работа не достигает цели, допустимо применение «устрашаю­щего» подхода, например демонстрация иллюстраций тяжелых осложнений болезни, напоминание о возмож­ности привлечения к уголовной ответственности по статьям УК. РСФСР 115 и 115, присутствие заболев­ших на показательных судебных процессах, которые проводятся в венерологических стационарах.

Независимо от степени социальной адаптирован­ное больного его необходимо убедить, что обследова­ние источника заражения важно во многих отноше­ниях и отвечает его собственным интересам. Вот аргументы, которые необходимо привести: выявление источника важно для самого пострадавшего, потому что, во-первых, позволяет установить у него либо исключить предполагаемый диагноз, во-вторых, уточ­няет, заразился ли он только, например, гонореей или сифилисом, имеющим более продолжительный инкубационный период, в-третьих, дает возможность пресечь дальнейшее распространение заболевания, в-четвертых, оказать своевременную лечебную помощь первому заболевшему (источнику заражения).

По­следнее приобретает особое значение в связи с тем, что на современном этапе сифилис или гонорея могут в течение длительного времени протекать мало- или бессимптомно. Не зная об этом, половой партнер не обращается за медицинской помощью, болезнь про­грессирует и может привести к тяжелым последствиям.

Проводя беседу, венеролог должен убедить боль­ного, что его тайна не будет разглашена, а если понадобится, источник заражения будет госпитализи­рован в другой стационар.

В. Д. Кочетков, М. В. Милич (1972), У. М. Мирахмедов, Л. В. Белова (1982) пишут, что при сборе анамнеза о половой жизни больного сифилисом сле­дует применять принцип «оптимального компромисса», позволяющего щадить психику больного: вначале венеролог знакомится с его жалобами, проводит ос­мотр, необходимые лабораторные исследования и, лишь установив точный диагноз, интересуется поло­выми контактами пациента не вообще, а за определен­ный период времени. Эта рекомендация, безусловно, заслуживает внимания. Следует лишь учесть, что в ряде случаев процесс выявления половых партнеров приходится ускорять. Имеются в виду случаи, когда диагностика возможна лишь при конфронтации. Так, например, при подозрении на первичный серонегативный сифилис, когда вследствие осложнения твердого шанкра вторичной инфекцией бледную тренонему невозможно обнаружить, регионарный аденит еще не развился, а серологические реакции остаются пока отрицательными, обследование предполагаемого источ­ника заражения имеет порой решающее значение в постановке либо исключении первоначального диаг­ноза сифилиса.

Все эти весьма основательные причины заставляют венеролога быть настойчивым в поиске источника зара­жения, однако успех здесь будет во многом зависеть от того, насколько тактически правильно, доступно и кор­ректно врач изложит мотивы своих вопросов пациенту, оставаясь при этом тактичным, выдержанным и де­ликатным. При необходимости нелишне напомнить об административной ответственности, которую несет бо­льной за умышленное сокрытие источника зараже­ния.

3 стр., 1370 слов

Стиль и общение в деятельности врача

... «врач-пациент» противостоит позиционная техничность врача и его взгляд на пациента как на очередной дефектный объект, требующий устранения неисправностей. Создаётся ощущение, что врач лечит болезнь, а не больного. ... утруждает себя поиском деликатных оборотов речи. Больные часто жалуются на доктора, ссылаясь на его неуважительное отношение к пациентам и даже, по их представлениям, профессиональную ...

Опыт показывает, что больные редко отрицают наличие посторонних половых связей. В то же время они не всегда уже при первой беседе называют всех воловых партнеров (особенно, если их было два и более).

Поэтому доверительный и настойчивый раз­говор врача с больным по выявлению контактных лиц должен проводиться (настойчиво, но не назойливо!) первоначально на поликлиническом приеме, а затем и в стационаре. По мере укрепления взаимного дове­рия создадутся предпосылки для достижения конечной цели — выявления источника заражения.

К беседе по выявлению контактных лиц, особенно у больных аморальных, упорно скрывающих интимные связи, привлекаются, если необходимо, заведующий отделением, врач обследовательского бюро, главный врач. В сложных случаях полезно прибегать и к по­мощи юриста. Насколько это эффективно, свидетель­ствует опыт кожно-венерологического диспансера Томска: большинство больных назвали свои половые контакты лишь после беседы с юристом.

Какие мотивы побуждают больных, страдающих венерическими заболеваниями, не называть источни­ков заражения, либо других лиц, с которыми они вступали в интимные отношения? Это важно знать для совершенствования принципов деонтологии при сборе анамнеза, а следовательно, для осуществления впоследствии полноценной диспансеризации. Так, М. П. Фрищман и А. А. Антоньев (1979) считают, что причины сокрытия могут быть разные: желание огра­дить знакомую (знакомого) от неприятностей, чувство стыдливости, опасение мести или уголовной ответст­венности (половая связь с несовершеннолетними, по­ловые извращения), гласности. На последней из ука­занных причин, а именно тайне больного следует остановиться особо.

Положение о врачебной тайне с предельной яс­ностью изложено в «Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении». С ним должны быть ознакомлены не только врачи, но и сред­ний, а также младший медицинский персонал кожно-венерологического учреждения. Они обязаны знать, что разглашение тайны является преступлением.

Выше мы касались главным образом деонтологических подходов при сборе анамнеза больного, стра­дающего венерическим заболеванием, его значении для выявления источников заражения, а следователь­но, осуществлении целенаправленных противоэпидеми­ческих мероприятий.

Всей этой работе предшествует постановка диаг­ноза. Это весьма ответственный этап в силу описан­ных причин (тяжелый моральный урон, конфликтные ситуации в семье и др.).

Поэтому в зависимости от характерологических особенностей пациента, уровня его санитарных знаний, социально-нравственного об­лика, отношения к своему предполагаемому недугу сообщение врача о диагнозе должно быть пронизано сочувствием, а о прогнозе — оптимизмом. Важно мо­билизовать все волевые ресурсы пациента для того, чтобы он верил в благополучный исход при условии выполнения им всех назначений лечащего врача (ак­куратное лечение, соблюдение режима и др.).

5 стр., 2120 слов

Основные фазы общения врача и пациента

... врачу больные в большей степени склонны доверять как специалисту. Фаза ориентации– фаза, в которой врач, ориентируясь в установках, ожиданиях больного, стремится понять, в каком состоянии находится пациент ... отлизаться. Следует отметить, что у пациента Костоглотова присутствует такая поведенческая реакция на болезнь, как диссимуляция, когда отдавая себе отчет в том, что он болен, пациент сознательно ...

Лишь в отдельных случаях, когда врач имеет дело с асо­циальными элементами, безответственно относящими­ся к своему здоровью, можно без обиняков сообщить диагноз и говорить о тяжелых последствиях несвое­временного лечения, неполноценного выполнения ре­комендаций лечебного учреждения.

Говоря о диагнозе заболевания, нельзя обойти вопрос о наблюдающихся ошибках в диагности­ке, допускаемых дерматовенерологами, акушерами-гинекологами, хирургами, стоматологами, терапевтами и врачами других специальностей. Ошибки происходят вследствие ослабления внимания у ряда специалистов, поспешности, излишней самоуверенности.

При проведении противовенерической пропаганды необходимо формировать у слушателя принципы высокой нравственности, способствовать правильной оценке таких категорий и понятий, как любовь, долг, честь, совесть, истинная и ложная мужественность, а также понимание того негативного, что несут с собой «свобода любви», реакционные взгляды на женщину. Умелое изложение этих сложных вопросов приобре­тает громадное воспитательно-познавательное значе­ние, а примитивное освещение, напротив, усиливает инстинктивные побуждения, особенно у молодежи (обусловливает легкомысленное отношение к до- и внебрачным связям, случайным встречам, заканчи­вающимся нередко заражением венерической болез­нью).

Таким образом, в противовенерической пропаган­де важное место занимают аспекты морали. Здесь просветительная деятельность венеролога стыкуется с работой врачей других специальностей (например, наркологов), а также всеми, кто участвует в форми­ровании личности, гармонически сочетающей в себе духовное богатство, нравственную чистоту и физиче­ское совершенство (воспитатели детских садов, педа­гогические коллективы школ, профессионально-техни­ческих училищ, работники идеологического фронта).

Содружественная их работа способствует целенаправ­ленному половому воспитанию и просвещению, являю­щемуся существенной частью коммунистического воспитания. От результативности этой работы в зна­чительной мере зависит отношение людей различных поколений к проблеме пола, та или иная оценка до-и внебрачных случайных связей — наиболее сущест­венного фактора, способствующего заражению вене­рическими болезнями, их распространению. При этом определяющим в поведении мужчины и женщины, людей различных возрастных групп должны быть разумное умение сочетать свои физиологические пот­ребности с чувством ответственности друг перед дру­гом, а также перед обществом, с нормами коммунис­тической этики и нравственности.

Надо признать, что проводимые в настоящее вре­мя широкие лечебно-профилактические мероприятия по борьбе с венерическими болезнями, выявление больных, полноценное их лечение, преследуют глав­ным образом одну цель — ликвидацию уже имеющей­ся заболеваемости. Между тем конечная цель — стой­кое (!) снижение заболеваемости—может быть достигнута, если одновременно решается основ­ная, стратегическая задача — воспитание высоконрав­ственного и просвещенного индивидуума, негативно относящегося к различным человеческим порокам, слабостям. Конечно, эта работа весьма сложна, так как венеролог должен быть знаком не только с меди­цинскими аспектами проблемы, но и с основами пе­дагогики, психогигиены, социологии. Кроме того, ка­саясь интимных областей человеческих отношений, врач должен проявлять особый такт, умение тонко чувствовать, т. е. качества, без которых непозволи­тельно вторгаться во внутренний мир другого чело­века.

14 стр., 6517 слов

Я студент. Что знать необходимо

... понятие личности студента; 2. Узнать как стать студентом; 3. Рассмотреть, что ... только одно - ты студент! Целью написания работы является изучение темы: «Я студент. Что знать необходимо». Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи: 1. Определить ...

Таким образом, решая вопросы профилактики кожных заболеваний, мы главным образом просве­щаем слушателя или читателя, учим его, предостере­гаем. В отличие от этого в противовенерической про­паганде мы не только и не столько просвещаем, сколько воспитываем, обращаемся к уму и сердцу людей.

Степень овладевания принципами деонтологии в значительной мере зависит от внутренней интелли­гентности дерматовенеролога, его воспитанности, способности к сопереживанию, умения тонко чувст­вовать психологию страдающего человека. В то же время необходимы специальные знания. Вот почему вопросы деонтологии должны включаться в программы преподавания дерматовенерологии студентам всех факультетов и врачам в ГИДУВах на факультет усовершенствования врачей.

Привитие принципов деонтологии должно рассмат­риваться в тесной связи с задачами, которые решает вуз по нравственному воспитанию студенческой мо­лодежи и врачей-специалистов. Имеется в виду, во-первых, привитие им качеств, предусматриваемых моральным кодексом строителей коммунистического общества, во-вторых, воспитание этических норм, столь необходимых для профессиональной деятельнос­ти любого врача, в том числе дерматовенеролога.

Исключительно большое значение в деонтологическом воспитании студентов и врачей-курсантов имеет теоретический курс. Во вводной лекции приво­дится краткий очерк развития отечественной дерма­товенерологии, подчеркивается гуманизм отечествен­ных ученых, посвятивших себя этой науке, понима­ние того, что венерологи должны обладать не только качествами врача, но и способностями воспитателя. Все последующие лекции и практические занятия должны быть пронизаны идеей профессиональной этики, пониманием истинных, социально-значимых ценностей, возбуждать интерес к ним и одновременно обнажать сущность ложных ценностей, вырабатывать негативное к ним отношение. Так, например, при изу­чении проблем венерологии необходимо обращать внимание на то, что не социальные факторы, а амо­ральные поступки отдельных лиц способствуют в на­шей стране распространению венерических болезней, давать отпор псевдонаучным концепциям Фрейда, представлениям о «свободе любви».

Деонтология в дерматовенерологии — Стр 2

Лекции не только обогащают слушателей знания­ми по тем или иным разделам дерматовенерологии, но и формируют их мировоззрение, этические взгляды, вкусы, чувство долга; в них рассказывается о высокой нравственности советского врача, его гуманизме.

Особое место занимает ознакомление слушателей с юридическими нормами, регулирующими деятель­ность дерматовенеролога. Уже на студенческой скамье будущий врач должен хорошо усвоить сущность то­го, что называется врачебной тайной, осмыслить и понять разницу между врачебной ошибкой и несчаст­ным случаем, между проступком врача и преступле­нием.

Весьма важно также получить полное представ­ление о статьях 115 и 115 У К РСФСР и их роли в осуществлении лечебно-профилактических мероприя­тий по борьбе с венерическими болезнями.

Наряду с изложением клинического материала, тактики врача в тех или иных ситуациях дается пси­хологическая характеристика больных, страдающих кожными и венерическими заболеваниями. Это чрез­вычайно важно, так как любой патологический про­цесс влечет за собой психический «отклик», возникает сложная зависимость психического и соматиче­ского характера. Подобная ситуация особенно отчет­ливо прослеживается при невродерматозах, экземе и некоторых других поражениях кожи.

Из изложенного становится очевидным, что лек­тору необходимо убедить слушателей в том, что в лечении дерматологического или венерического забо­левания важное место должно занимать психическое воздействие на пациента. Игнорирование этого, не­соблюдение врачами «асептики» слова отрицательно влияет на результативность лекарственной терапии, порождает ятрогенные состояния.

Кроме того, в лекциях и на практических заня­тиях, конференциях студентам и врачам-курсантам прививается непримиримость к негативным факторам, являющимся причинами заражения венерическими болезнями, их распространения (злоупотребление ал­коголем, бесконтрольная половая жизнь и др.), под­черкивается воспитательная и просветительная роль дерматовенеролога. Переход от теоретического изло­жения этих положений к конкретному материалу происходит при демонстрации больных на лекциях, клинических разборах, консультациях, обходах. Они проводятся в различных аудиториях. И здесь уместно остановиться на одной на первый взгляд не столь существенной детали: оборудование помещений, где проводятся эти занятия.

Нам представляется, что на стенах аудиторий или процедурных кабинетов, которые посещают больные, не следует размещать крупные и четкие фотоснимки тяжелых недугов; нецелесообразно размещать там и шкафы с устрашающими муляжами, внушительными рентгенограммами, пугающими классификациями, а тем более патологоанатомическими макропрепара­тами.

Важнейшим этапом обучения студентов и врачей-курсантов принципам и нормам деонтологии являет­ся поликлинический прием и курация боль­ных в клинике (больнице).

Именно здесь созда­ется возможность для проявления инициативы, само­стоятельности, духовно-эмоционального единения па­циента и лечащего врача.

Первая беседа студента с пациентом, страдаю­щим дерматологическим или венерическим заболева­нием должна происходить в присутствии преподава­теля. При этом не всегда желательно присутствие всей группы студентов, так как это мешает установ­лению более тесного душевного контакта студента (или врача-курсанта) с больным, а также оказывает определенное влияние на психику пациента. При по­следующих общениях куратора с пациентом присут­ствие всей группы студентов (врачей-курсантов) воспринимается больным уже более спокойно. Сту­денту необходимо готовиться к встрече с больным заранее, во время беседы стараться следить за своей внешностью, манерами, речью. Совершенно недопус­тимо, когда куратор, беседуя с социально адаптиро­ванным венерическим больным, бесцеремонно втор­гается в его внутренний мир, проявляет фамильяр­ность, например, обращается на «ты». Последнее, кстати, недопустимо при общении со всеми больными.

Следует иметь в виду, что в процессе курации во взаимоотношениях врача и пациента порой возникают сложные коллизии. Это естественное следствие ско­ванности, неловкости, неумелости студента, суборди­натора или врача-курсанта. Вот почему столь важно, чтобы преподаватель убедился, что обучающийся четко представляет себе план сбора анамнестических данных и план обследования пациента, что он знаком с принципами деонтологии, а также профессионально достаточно подготовлен. Однако даже в этом случае не полагается студенту впервые, без помощи старшего коллеги, проводить сложные манипуляции — уретро­скопию, спинномозговую пункцию, пункцию лимфа­тического узла и т. д. Конечно, больной «служит» делу обучения студентов или врача, но его прежде всего нужно лечить. Педагогический процесс ни в коем случае не должен утомлять пациента, раздра­жать его, быть причиной дидактогении, которая пред­ставляет собой одну из форм отрицательного влияния, вызванного ошибками в педагогическом процессе.

Преподаватель должен следить за деонтологическим образованием обучающихся, формой их обще­ния с больными. Недопустимо, например, чтобы сту­дент, желая проявить свои знания, рассказывал сво­им курируемым больным результаты лабораторных исследований, давал им соответствующую оценку, на­мечал прогноз.

Педагог также должен помнить, что он консульти­рует студента или врача-курсанта, а не больного,поэтому в присутствии последнего не следует коммен­тировать намеченную лечебную тактику, отменять ранее сделанные лечебные назначения, указывать на диагностические ошибки.

В процессе занятий нельзя оберегать студента или врача-курсанта от драматических ситуаций, стрессовых состояний, например, при курации боль­ных, страдающих тяжелыми формами пузырчатки, ретикулеза. Студенты должны не только быть свиде­телями, но и активными участниками создания в ле­чебном учреждении здорового морально-психологиче­ского климата. Важнейшая предпосылка к этому — творческая целенаправленность. Во время обходов, проводимых в учебных целях, ни в коем случае пре­подавателю нельзя задерживаться у «интересного» больного и при этом не удостаивать вниманием дру­гих находящихся в палате. От студентов не усколь­зает в подобных случаях чувство обиды во взглядах «интересных» больных.

Основные сведения о больном, особенно те, кото­рые могут насторожить и психически травмировать, необходимо сообщить до его посещения. Непосредст­венно во время обхода или клинического разбора идет строго регламентированный обмен правдивой, но только положительной информацией. Такая косвен­ная психотерапия обладает немалой эффективностью. Осмотр преподавателем и куратором не должен быть обременительным для больного.

После краткого резюме ведущего обход или кли­нический разбор проводится беседа с больным по организации режима, определению толерантности к лечению, общей и текущей профилактике. Заключение, касающееся особенностей течения болезни, терапев­тической тактики и прогноза, подлежит обсуждению вне палаты или процедурного кабинета.

Независимо от болезни — венерической или дер­матологической — разбор анамнеза, результатов ла­бораторных и других обследований не полагается проводить у постели больного, а тем более в его присутствии говорить о прогнозе, если он не очень оптимистичный. Не следует блистать своей «эруди­цией», загромождать речь латинскими или не совсем понятными терминами. От подобной тактики страдает больной, трепетно ожидающий ответа на волнующие его вопросы. Больные должны быть убеждены в том,что они не являются «объектом» преподавания, «те­матически интересной» личностью. Они должны чув­ствовать, что разбор или учебный обход преподава­теля с обучающимися поможет более глубокому ос­мысливанию диагноза, причин болезни, плана лече­ния: тем самым облегчаются их страдания. Если больной отказывается пойти в смотровую, в которой преподаватель занимается со студентами, то это сви­детельствует о том, что на предыдущих этапах об­щения пациента с медицинскими работниками был допущен по отношению к нему деонтологический про­счет. Поэтому перед занятием необходимо преду­преждать студентов о том, что различные суждения и вопросы, которые ставят под сомнение правильность диагностики, лечебной тактики, не должны допускать­ся в присутствии больных. Только после обхода (вне палаты) могут быть обсуждены вопросы, возникшие у студентов.

При проведении обходов со студентами или кли­нических конференций, сопровождающихся демонст­рацией пациентов, страдающих венерическими заболеваниями, необходим особый такт. У этих боль­ных гораздо больше выражено чувство стыдливости, чем у людей, страдающих дерматозами, и многие весьма неохотно соглашаются отвечать на вопросы интимного характера, а тем более обнажать свои генеталии в присутствии большого числа людей. Поэтому предварительно следует с ними поговорить, сообщить о необходимости осмотра и попросить на это разрешение.

Объективное обследование больного следует про­водить не в палате, а в смотровой. При этом недопус­тимо, чтобы еще во время доклада и обсуждения возникающих вопросов и ответов, не имеющих пря­мого отношения к объективному обследованию, про­водили демонстрацию больной женщины в гинеколо­гическом кресле или обнаженного мужчины. Непра­вильна практика продолжения сбора анамнеза в мо­мент обследования. Полагается вначале выяснить все необходимые детали и только тогда предложить боль­ному занять соответствующее положение.

Важно учитывать, что пациенты, страдающие ве­нерическими заболеваниями, довольно часто психи­чески ранимы, особенно внимательно следят за по­ведением врача, прислушиваются к каждому его слову, всматриваются в выражение его лица. Поэто­му важно, чтобы больной чувствовал искреннее со­переживание врача. Следует быть весьма осторожным и тактичным на обходе при рассмотрении вопроса об источниках заражения пациента венерическим забо­леванием или его половых контактах. Это сторона интимной жизни пациента не может служить пред­метом обсуждения в палате во время обхода.

Особый такт необходим при демонстрации жен­щин, больных венерической болезнью, на заседаниях научных обществ, где присутствует много людей. В подобных случаях осмотр в гинекологическом крес­ле следует проводить 2—3 врачам в соседнем с ауди­торией помещении; затем они сообщают результаты всем остальным.

В обсуждение истории болезни следует активно вовлекать студента или врача-курсанта. При этом ни в коем случае нельзя проявлять раздражительность, если они допускают неточности. Уместно здесь вспом­нить известного педагога А. С. Макаренко, который в определенной степени был прав, считая, что нет плохих учеников, а есть плохие учителя, не умеющие пользоваться арсеналом педагогической науки.

Качествами педагога, которые он должен привить студентам и врачам-курсантам, должны являться альтруизм, порядочность, высокая эрудиция, чуткость, а не эгоизм, грубость, самодовольство. Последнее обусловливает потерю самокритичности. Оно прояв­ляется порой боязнью признать свою ошибку при диагностике заболевания. Подобная позиция препо­давателя представляет собой сделку с совестью, чре­ватую серьезными последствиями. Вместо этого более тактично признать свою ошибку, детально ее проана­лизировать совместно со студентами, что будет спо­собствовать выработке у них самокритичной оценки своих действий. Считаем необходимым остановиться еще на одном аспекте педагогической деятельности дерматовенеролога: воспитании у обучающихся по­нимания вреда «техницизма» в связи с научно-техни­ческим прогрессом.

Приведем следующие пути профилактики «техни­цизма». Первый путь — воспитание человека в чело­веке и человека во враче, формирование у врача, начиная со студенческой скамьи, глубокого уважения к личности человека, сочувственного отношения к его страданиям, сознательное усвоение норм врачебной этики.

Путь второй — воспитание у студентов-медиков умения органически сочетать в работе рациональное и эмоциональное, без ущерба того или другого, в интересах больного. Все увеличивающийся поток ин­формации, которую обязан изучить современный врач, получая многочисленные результаты лабораторных и инструментальных исследований, не оттеснит его от личности больного, если он сумеет в них быстро и грамотно разобраться, дать им должную оценку.

Путь третий — углубленное изучение студентом и врачом-курсантом диалектических принципов позна­ния сложных явлений природы, вдумчивое проникно­вение в философскую сущность медицины. Имеется в виду выработка у обучающихся способности выбрать из массы фактических данных наиболее важные, глав­ные, умение быстро и логично сопоставить клиниче­ские данные с обширной информацией при помощи инструментальных и лабораторных методов исследо­вания, глубоко понимать диалектическую сущность целостности организма и единства его с окружающей средой.

Освоению принципов деонтологии на кафедре дерматовенерологии способствует и умелая организация учебно-исследовательской работы студентов (УИРС), конференций студенческих научных обществ (СНО) по тематике: «Этика врача», «Клиническая психоло­гия в практике дерматовенеролога», «Влияние хро­нических кожных заболеваний на психоэмоциональ­ную сферу больных», «Советское законодательство о венерических заболеваниях», «Тайна пациента, страдающего венерическим заболеванием», и др.

Занятия научных студенческих кружков способст­вуют приобретению обучающимися навыков к само­стоятельной творческой работе, активному участию в дискуссиях.

Весьма полезно установление более тесных контак­тов между руководителем научного студенческого кружка, кафедры и студентами. Они (контакты) мо­гут приобретать различные формы. Нам, например, импонирует конференция, которая названа «Откро­вения за чашкой кофе». В такой непринужденной об­становке обсуждаем не только вопросы, относящиеся непосредственно к дерматовенерологии, но и моральнсэтические, деонтологические: «О долге врача», «Что такое счастье», «Ты и Вы», и др. Подобные конференции-диспуты обладают большим воспитатель­ным воздействием, чем теоретические рассуждения, способствуют установлению лучшего взаимопонима­ния преподавателя-наставника и студента, укрепле­нию взаимного доверия между людьми разных поко­лений. Кроме того, они способствуют развитию у сту­дентов навыков речи и культуры общения.

Необходимо отметить, что учебный процесс дол­жен осуществляться при строгом соблюдении в дис­пансере лечебно-охранительного режима. Справедливо считают С. Ш. Шамсиев и В. А. Еренков (1979), что преподаватель клинической кафедры должен быть «трижды воспитанным человеком»: как просто обра­зованный и интеллигентный человек, как педагог, т. е. обладать педагогической этикой, и как врач, т. е. располагать умением строить свое поведение в соот­ветствии с нормами врачебной этики. Здесь уместно привести отдельные положения из обращения И. П. Пав­лова к молодежи, имеющие непосредственное отно­шение к рассматриваемому вопросу. Вот несколько пожеланий великого физиолога: «С самого начала своей работы приучите себя к строгой последователь­ности в накоплении знаний… Никогда не пытайтесь прикрыть недостатки своих знаний хотя бы и самыми смелыми догадками и гипотезами. Как бы ни тешил ваш взор своими переливами этот мыльный пузырь — он неизбежно лопнет, и ничего, кроме конфуза, у вас не останется… Приучите себя к сдержанности и тер­пению… Не давайте гордыни овладеть вами. Из-за нее вы будете упорствовать там, где нужно согласить­ся, из-за нее вы откажетесь от полезного совета и дружеской помощи, из-за нее вы утратите меру объек­тивности… в коллективе … все делает атмосфера… все впряжены в одно общее дело, и каждый двига­ет его по мере своих сил и возможностей. У нас за­частую и не разберешь — что «мое», а что «твое», но от этого наше общее дело только выигрывает» .

В заключение необходимо подчеркнуть важность единства идейно-политического, нравственно-этическо­го и деонтологического воспитания студентов и вра­чей дерматовенерологов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вихляева Е.М., Гамов В.П.,Горшков С.З.;Деонтология в медицине: в 2-х т.

-М.:Медицина,1988.-416с.