«Юридическая психология»

ТЕСТЫ САМОКОНТРОЛЯ ПО КУРСУ

1. Как называется относительно устойчивое в определенной ситуации психическое явление:

  1. Состояние
  2. Процесс
  3. Свойство- это устойчивые образования, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, характерный для данного человека. К психическим свойствам относятся темперамент, характер, способности человека, направленность его личности

Характер — стержневое психическое свойство личности, содержание которого оценивается по ее отношениям к различным событиям и явлениям объективной действительности, формирующим соответствующие черты характера. В свою очередь черта характера представляет собой устойчивую, повторяющуюся в различных ситуациях особенность поведения личности.

  1. Образование

2. Психология становится наукой:

A. В середине XX века

B. В конце XVIII века

C. В конце XIX века Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений — психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого В. Вундта (1832—1920), создателя первой в мире психологической лаборатории. В области сознания, полагал он, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию.

Другим крупным психологом того времени – и вклад этого мыслителя в психологию, как и в философию, совершенно уникален – был американский ученый Уильям Джеймс (1842 – 1910), создатель теории «потока сознания». Он не был экспериментатором, однако, на основе самонаблюдения других людей, клиническом материале и наблюдении создал особый подход к сознанию и собственную теорию; ряд его идей (очень небесспорных порой) послужил основой для новых направлений психологической мысли, а по тем временам их оригинальность была удивительна. По Джеймсу, основное заключается в том, что душа позволяет человеку приспособиться к миру, по возможности комфортно себя в нем чувствуя.

Существенные изменения в представления о предмете и методе психологии были внесены 3. Фрейдом (1856-1939), который основал парадигму психоанализа.

14 стр., 6547 слов

Функции личности и сознания

... семьянина, как отца, как воспитателя, как товарища, как часть коллектива. Деятельность и сознание личности Волевая регуляция (воля) деятельности необходима в том случае, когда человек должен сделать ... множество самых сложных вопросов. Именно по этой причине сознание, несмотря на важнейшее значение этого явления в понимании психологии и поведении человека, до сих пор остается одним ...

Русский физиолог и психолог Иван Михайлович Сеченов (1829-1905) разработал естественнонаучную теорию психической регуляции поведения. Революцией в психологии стал его план построения психологии на основе объективного метода. Этот план он изложил в трактате «Кому и как разрабатывать психологию» (1873).

Психологию Сеченов называл «родной сестрой физиологии». Он разработал основы новой эмпирической психологии, базирующейся на рефлекторном понимании сознательной и бессознательной психической жизни. В дальнейшем его идеи получили развитие в работах русских ученых И.П. Павлова и В.М. Бехтерева.

D. В середине XVII века

С каким событием это связано?

3. Понятие, характеризующее неповторимое сочетание свойств и качеств у людей, это:

  1. Личность
  2. Индивидуальность — это неповторимое сочетание личностных свойств и качеств человека, присущих только ему и отличающих его от других людей. Своеобразие психических свойств личности определяется неповторимостью его жизненного опыта. Индивидуальность проявляется в уникальном сочетании свойств (направленности, темперамента, характера, способностей) и качеств личности (эмоциональных, волевых, интеллектуальных, мотивационных), в индивидуальном стиле деятельности (игровой, учебной, трудовой), в общении, поведении, привычках ит.д.
  3. Человек
  4. Индивид

4. Как называется познавательный процесс, являющийся отражением отдельных предметов и явлений окружающего мира:

  1. Память
  2. Внимание — это отражение отдельных предметов и явлений окружающего мира при одновременном отвлечении от остальных.
  3. Ощущение
  4. Восприятие

5. Как называется вид внимания, который характеризуется устойчивостью и продуктивностью и не требует волевых усилий:

  1. Непроизвольное
  2. Произвольное
  3. Послепроизвольное

Для послепроизвольного внимания характерно исключение из поля зрения всего того, что не связано с выполняемым действием, поэтому необходимость в волевом удержании внимания сводится к минимуму.

Послепроизвольное внимание имеет еще одну особенность, которая состоит в том, что оно не управляется самоприказами, самоинструкциями, словесными указаниями, характерными для  произвольного внимания, оно не возникает там, где нет настоящего интереса к делу..

Общее с непроизвольным вниманием состоит в отсутствии у обоих видов необходимости в волевом усилии. А с произвольным вниманием послепроизвольное роднит целенаправленность совершаемого действия, характеризуется устойчивостью и продуктивностью.

  1. Коллективное

6. Процессом регуляции является:

  1. Память
  2. Мышление
  3. Воображение
  4. Воля Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. В соответствии с этим принято выделять в качестве конкретизации указанной выше общей функции две другие – активизирующую и тормозящую.

7. Как называется психическое свойство, в основе которого лежат содержательные (выражающие отношение к чему-либо) особенности психических явлений:

  1. Характер Характер − (от греч. charakter – черта, признак, примета, особенность) – индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах.
  2. Темперамент
  3. Направленность
  4. Способности

8.

7 стр., 3155 слов

Подходы к понимаю человека и его потребностей в социокультурной ...

... они играют основную роль в формировании личности. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности. В данном случае основополагающий ... считала, что тревога является необходимым компонентом в психике человека. Наоборот, она утверждала, что тревога возникает в ... оно — свойство, присущее психике лишь в отдельные моменты. Перед глубинной психологией стоит и проблема личности, ибо содержание ...

Доминирующей чертой истероидной акцентуации характера по а. Е. Личко является:

  1. Тревожность
  2. Ригидность
  3. Крайнее непостоянство проявлений
  4. Потребность быть в центре внимания. Главной чертой является эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания окружающих к своей особе, потребность вызывать восхищение, удивление, почитание, сочувствие. На худой конец предпочитаются даже негодование и ненависть в отношении себя, но только не перспектива остаться незамеченным

9. Какой тип темперамента характеризуется силой, уравновешенностью и инертностью:

  1. Сангвиник
  2. Меланхолик
  3. Флегматик Флегматик относится к сильному уравновешенному инертному типу темперамента. Инертность психических процессов означает, что таких людей тяжело вывести из равновесия. Но если флегматика «завести», то быстро успокоить уже не получится. Правда, в основном, такие люди обладают ровным настроением и мало реагируют даже на сильные эмоциональные потрясения.
  4. Холерик

10. Что является первичным продуктом усвоения информации о мире:

Навыки

Знания Для того чтобы выполнить какое-либо действие — трудовое, учебное, игровое, необходимо прежде всего знать, как это делать, обладать соответствующими знаниями. Под знаниями как результатом познания понимаются сознательно воспринятые, приведенные н систему, проверенные практикой и закрепленные в памяти представления, понятия и суждения учащихся о предметах и явлениях реальной действительности, законах природы и общества, способах деятельности, сформированные в результате целенаправленного педагогического процесса, жизненного и производственного опыта, самообразования.Для каждого вида деятельности нужны свои знания — от чисто житейских до глубоко научных. 

Привычки

Умения

11. Что является главным побуждением к деятельности, переживанием нужды в условиях и средствах существования:

Подвижность

12 стр., 5721 слов

Изучение индивидных свойств и их роли в развитии личности человека

... так как индивидные свойства, не представляя собой свойств личности, включаясь в деятельность, оказывают влияние на становление личности, так же являясь одним из ориентиров её развития. ... доказательств (хотя и есть отдельные исследования) о связи особенностей телосложения и черт психики у людей. Нейродинамические свойства мозга - основные, преимущественно генетически детерминированные особенности ...

ПотребностьПотребность (в психологии) — состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. Потребность выступает как такое состояние личности, благодаря которому осуществляется регулирование поведения, определяется направленность мышления, чувств и воли человека. Потребность человека обусловлены процессом его воспитания в широком смысле, то есть приобщения к миру человеческой культуры. Поскольку процесс удовлетворения потребности выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности личности. Если в потребности деятельность человека, по существу, зависима от ее предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется в виде собственной активности субъекта. Поэтому раскрывающаяся в поведении личности система мотивов богаче признаками и более подвижна, чем потребность, составляющая ее сущность. Воспитание потребности является одной из центральных задач формирования личности.

Мотив

Направленность

12. Психологический процесс приспособления личности к условиям деятельности называется:

  1. Привыкание
    1. Реализация

  2. Адаптация Процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией. Последняя осуществляется путем усвоения представлений о нормах и ценностях данного общества (как в широком смысле, так и применительно к ближайшему социальному окружению — общественной группе, трудовому коллективу, семье).

    Основные проявления социальной А. — взаимодействие (в т. ч. общение) человека с окружающими людьми и его активная деятельность.

  3. Деформация

13. По г. Селье, адаптационный синдром проходит в своем развитии три стадии:

A. Сопротивление, истощение, тревога

B. Тревога, сопротивление, истощение реакция тревога, «аларм», мобилизация;стадия сопротивления, резистентности; стадия истощения, когда исчерпываются адаптивные возможности. Селье назвал общим адаптационным синдромом. И лишь потом, когда присоединяются другие симптомы (сыпь на теле, расстройство желудка, боли в тех или иных участках тела и т.д.), можно говорить о диагнозе, о специфичности симптомов заболевания. Самое интересное дальше. В развитии адаптационного синдрома различают три стадии: реакцию тревоги, фазу сопротивления и фазу истощения.

C. Истощение, тревога, сопротивление

D. Возбуждение, адаптация, истощение

14. Изменение личностных структур в результате негативного воздействия специфики профессиональной деятельности называется:

  1. Дезадаптация
  2. Профессиональная реализация
  3. Профессиональная деформация Профессиональная деформация (от лат. deformatio) — когнитивное искажение, психологическая дезориентация личности, формирующаяся из-за постоянного давления внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности и приводящая к формированию специфически-профессионального типа личности.
  4. Профессиональная адаптация

15. Какой метод исследования психики человека специально разработан для выявления его неосознаваемых (или малоосознаваемых) личностных качеств:

  1. Наблюдение
  2. Беседа
  3. Проективный метод Под проективными мы понимаем такие методики опосредованного изучения личности, которые базируются на построении специфической, пластичной ситуации, создающей в силу активности процесса восприятия наиболее благоприятные условия для проявления тенденций, установок, эмоциональных состояний и других особенностей личности (В. М. Блейхер, Л. Ф. Бурлачук, 1976, 1978).

    9 стр., 4162 слов

    Организованная группа и преступная организация как форма соучастия

    ... группой, либо преступной организацией. Участники организованной группы и преступной организации признаются исполнителями независимо от их роли в совершенных преступлениях. Соучастие, как и любая совместная деятельность, ... быть двух видов: - предварительным - когда распределяются роли, согласуются способы, методы и время совершения преступления; - сговор, возникший в процессе совершения ...

    Е. Т. Соколова (1980) считает, что проективный метод, ориентированный на изучение неосознаваемых или не вполне осознанных форм мотивации, является практически единственным собственно психологическим методом проникновения в наиболее интимную область человеческой психики. проективные методики ставят своей целью выявление своеобразных «субъективных отклонений», личностных «интерпретаций», причем последние далеко не всегда объективны, не всегда, как правило, личностно значимы.

  4. Эксперимент

16. Какой метод исследования психики человека относится к группе высокоформализованных методов:

A. Наблюдение

B. Тест Тест (от английского test — задача, проба) — метод исследования личности, построенный на ее оценке по результатам стандартизированного задания, испытания, пробы с заранее определенной надежностью и валидностью.Результат выполнения теста оценивается в количественных показателях. Количественные показатели, выражающие различные отдельные свойства, можно представить в виде специальной диагностограммы — психодиагностического профиля.

C. Беседа

D. Биографический метод

17. Ненаучным методом психодиагностики является:

  1. Беседа
  2. Графология
  3. Наблюдение
  4. Тест

18. Научным методом психодиагностики является:

  1. Графология
  2. Френология
  3. Тест
  4. Физиогномика

19. Связь между индивидуальными особенностями личности и типом телосложения выявил:

  1. З. Фрейд
  2. Э. Кречмер Главным идеологом конституциональной типологии был немецкий психиатр Э. Кречмер, опубликовавший в 1921 г. работу под названием «Строение тела и характер» (в русском переводе книга вышла в 1924 г., последнее переиздание – 1995 г.).

    Он обратил внимание, что каждому из двух видов заболеваний – маниакально-депрессивному (циркулярному) психозу и шизофрении – соответствует определенный тип телосложения. Это позволило ему утверждать, что тип телосложения определяет психические особенности людей и их предрасположенность к соответствующим психическим заболеваниям. Многочисленные клинические наблюдения побудили Э. Кречмера предпринять систематические исследования строения человеческого тела. Произведя множество измерений различных его частей, автор выделил четыре конституциональных типа.1. Лептосоматик (греч. leptos – «хрупкий», soma – «тело»).

    5 стр., 2236 слов

    Мотивация преступного поведения. Криминальная субкультура

    ... товарищество – лжетовариществом,оправдывает и поощряет преступное поведение и преступный образ жизни.     Криминальная субкультура, ... наиболее чуткую по своим возрастнымособенностям к языковым инновациям.     Носителями криминальной субкультурыявляются криминальные группы, а персонально – рецидивисты. Они аккумулируют,пройдя через тюрьмы и колонии, устойчивый преступный ...

    Обладает цилиндрической формой туловища, хрупкого телосложения, высокого роста, грудная клетка плоская, вытянутое лицо яйцеобразной формы (анфас).

    Длинный тонкий нос и неразвитая нижняя челюсть образуют так называемый угловой профиль. Плечи у лептосоматика узкие, нижние конечности длинные, кости и мышцы тонкие. Индивидов с крайней выраженностью этих особенностей Э. Кречмер называл астениками (греч. astenos – «слабый»).2. Пикник (греч. pγκnos – «толстый, плотный»).

    Ему свойственны чрезмерная тучность, малый или средний рост, расплывшееся туловище, большой живот, круглая голова на короткой шее. Относительно большие периметры тела (головы, груди и живота) при узких плечах придают телу бочкообразную форму. Люди этого типа склонны к сутулости.3. Атлетик (греч. athlon – «борьба, схватка»).

    Имеет хорошую мускулатуру, крепкое телосложение, высокий или средний рост, широкий плечевой пояс и узкие бедра, отчего фронтальный вид тела образует трапецию. Жировая прослойка не выражена. Лицо в форме вытянутого яйца, нижняя челюсть хорошо развита.4. Диспластик (греч. dγs – «плохо», plastos – «сформированный»).

    Его строение бесформенное, неправильное. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерным ростом).

  1. К. Леонгард
  2. А. Маслоу

20. Группа, выделяемая из социального целого по признаку значимости, называется:

A. Неформальная

B. Коллектив

C. Реальная

D. Референтная

Рефере́нтная гру́ппа — это социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций.

ГРУППА — ограниченная размером общность людей, выделяющаяся или выделяемая из социального целого по определенным признакам: характеру деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуре, композиции, уровню развития и пр. Самые распространенные классификации групп:

1) по размеру: группы большие, малые, микрогруппы (диады, триады);

2) по общественному статусу: группы формальные (официальные) и неформальные (неофициальные);

3) по непосредственности взаимосвязей: группы реальные (контактные) и условные;

4) по уровню развития: а) группы низкого уровня развития: ассоциации, корпорации, группы ди

фузные; b) группы высокого уровня развития — коллективы;

5) по значимости: группы референтные и группы членства. Величина, структура и состав группы определяются целями и задачами деятельности, в которую она вовлечена или ради которой создана. Содержание деятельности совместной членов группы опосредует все процессы внутригрупповой динамики: развитие отношений межличностных, восприятие партнерами друг друга ( перцепция социальная), формирование групповых норм и ценностей, форм сотрудничества и взаимной ответственности. А сформированные в группе отношения влияют на эффективность ее деятельности.

18 стр., 8976 слов

Психологическая сущность преступного поведения

... рассмотрение психологической структуры преступного действия, а также компонентов преступной деятельности. Вопрос 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПРЕСТУПНОГО ДЕЙСТВИЯ Своеобразие индивидуального преступного поведения состоит в том, ... поведение личности имеет две стороны: внешнюю (предметно-физическую) и внутреннюю (психологическую). Иначе говоря, любое правонарушение включает в себя две группы ...

21. Социально-психологическим методом, используемым для изучения положения индивида в группе, является:

A. Биографический метод

B. Референтометрия

C. Социометрия — теория измерения межличностных отношений, автором которой является американский психиатр и социальный психолог Джекоб Морено. Реже социометрией называют методику изучения внутригрупповых связей и иерархии в малых группах Одной из инноваций Морено является так называемая социограмма. Это схема, которая представляет собой несколько концентрических кругов. Каждый из кругов соответствует количеству предпочтений в данной группе (чем ближе к центру — тем больше предпочтений).

Предпочтения выявляются путём опросов или других исследований. В центр помещается наиболее популярный член группы (или несколько членов), далее — менее популярные, по мере убывания, вплоть до изгоев (крайний,внешний круг).

Между индивидами прочерчиваются линии со стрелками, обозначающие обоюдную либо одностороннюю симпатию или антипатию. Повторные измерения, проведенные в той же группе, позволяют исследовать динамику отношени

D..Моделирование

22. Социометрия, сначала как теория, затем как социально-психологический тест, была создана:

  1. Г. Айзенком
  2. Д. Кеттеллом
  3. К. Левиным
  4. Д. Морено Основоположник социометрии — американский психиатр и социальный психолог Якоб (Джекоб) Леви Морено (1892-1974).

    По его мнению, психическое состояние, адекватность поведения человека во многом зависят от занимаемого им положения в неформальной структуре малой группы. Недостаток симпатий становится одновременно и следствием межличностных проблем, и их источником

.Социометрия— теория измерения межличностных отношений, автором которой является американский психиатр и социальный психолог Джекоб Морено. Реже социометрией называют методику изучения внутригрупповых связей и иерархии в малых группахОдной из инноваций Морено является так называемая социограмма. Это схема, которая представляет собой несколько концентрических кругов. Каждый из кругов соответствует количеству предпочтений в данной группе (чем ближе к центру — тем больше предпочтений).

Предпочтения выявляются путём опросов или других исследований. В центр помещается наиболее популярный член группы (или несколько членов), далее — менее популярные, по мере убывания, вплоть до изгоев (крайний,внешний круг).

Между индивидами прочерчиваются линии со стрелками, обозначающие обоюдную либо одностороннюю симпатию или антипатию. Повторные измерения, проведенные в той же группе, позволяют исследовать динамику отношений

8 стр., 3787 слов

Группа и групповое поведение в организации

... также проявления группового поведения в трудовой жизни. Само понятие группа трактуется по-разному в ... отношений с другими. 1. Теория групп. Понятие "команды" Коллективный характер труда приводит к необходимости учитывать влияние групп на трудовое поведение личности (формальных и неформальных), а ...

23. Под психологической структурой преступной группы понимается:

A. Ролевая дифференциация преступных действий участников группы

Роли в случной группе обычно не распределяюся,стпень сплоченности участниковгруппы … Наблюдается чкая ролевая дифференциация, жесткая дисциплина и конспиративность 

B. Установление норм и правил поведения членов преступной группы в сфере преступной деятельности, так и вне ее

C. Сложившиеся отношения между членами преступной группы и с окружающей их средойСТРУКТУРА ГРУППЫ (от лат. structura — взаиморасположение, строение…) — совокупность устойчивых связей между членами группы, обеспечивающих ее целостность и тождество самой себе.

Психологическая структура преступной группы — сложившиеся отношения членов этой преступной группы с окружающей средой. Эти отношения базируются на функционально-ролевом положении членов внутри своей группы: распределение ролей, функций между участниками преступной группы, обусловленных характером преступной деятельности, занимаемым положением в иерархической лестнице, статусом и т.д

D. Передача информации от одного члена преступной группы к другому

24. Поведение жертвы в криминальной психологии называется:

Аморальным

Делинквентным

ВиктимнымОт противного Девиа́нтное поведе́ние (также социальная девиация) — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определенных формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя).

Аморализм — принцип практической или идейной ориентации, включающий отрицание моральных устоев и общепринятых норм поведения в обществе, нигилистическое отношение ко всяким нравственным нормам и принципам.

Делинквентное поведение (лат. delictum — проступок, англ. delinquency — правонарушение, провинность) — антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его проступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом. Понятием «Делинквентное поведение» оперируют представители криминологии, социологии, педагогики, психологии, социальной педагогики и других отраслей знания. Виктимность (от лат. victima — жертва) — склонность стать жертвой преступления. Понятие виктимности широко употребляется в позитивистской, в том числе отечественнойвиктимологии. В современной зарубежной виктимологии термин почти не используется, а допущение, что совершение преступления может зависеть от поведения жертвы, подвергается острой критике как обвинение жертвы

Девиантным

25. Наиболее часто встречающиеся типы акцентуаций характера у подростков-правонарушителей:

  1. Эпилептоидный, лабильный, шизоидный, неустойчивый
  2. Шизоидный, сензитивный, психастенический, конформный
  3. Истероидный, циклоидный, гипертимный, паранояльный
  4. Неустойчивый, истероидный, гипертимный, эпилептоидный

Какова вероятность или частота вовлечения перечисленных подростковых акцентуатов в девиантное (отклоняющееся) поведение? А. Е. Личко приводит следующие данные: на неустойчивый тип акцентуации характера падает 76 % делинквентного поведения, на эпилептоидный — 61 %, на истероидный — 52 %, на шизоидный — 44 %, на гипертимный — 36 % и на лабильный — тоже 36 % .  При обследовании делинквентных подростков, направленных в специальное ПТУ, наиболее частыми типами акцентуаций характера также оказались неустойчивый, эпилептоидный и истероидный.

11 стр., 5116 слов

Семейный конфликт как фактор отклоняющегося формирования личности ...

... получают. Данная работа посвящена изучению влияния семейных конфликтов на формирование личности и отклоняющегося поведения конфликтантов. Типы и причины семейных конфликтов В зависимости от ... социального отчуждения; девальвация моральных ценностей, в том числе традиционных норм сексуального поведения; изменение традиционного положения женщины в семье (противоположными полюсами этого изменения ...

26. Типичные подростковые поведенческие реакции, которые являются одним из факторов «риска» при совершении правонарушений, выделил:

A. Ю. М. Антонян

B. А. Е. Личко Каждая возрастная группа характеризуется рядом психологических особенностей. Специфику поведения подростков во многом помогают объяснить присущие им стереотипы поведения, или подростковые реакции, которые выявил и описал А. Е. Личко.

C. К. Леонгард

D. А. А. Реан

27. Воры по своей психологической структуре отличаются от других категорий преступников:

A. Повышенной импульсивностью

B. Пониженной тревожностьюВоры сходны с корыстно-насильственными преступниками, но их психологические особенности имеют значительно меньшую степень выраженности. Они более социально адаптированы, менее импульсивны, обладают меньшей ригидностью и стойкостью аффекта. Воры обладают наиболее гибким поведением и отличаются сравнительно низким уровнем тревоги. Они наиболее общительны, с хорошо развитыми навыками общения и в большей степени стремятся к установлению межличностных контактов. Их агрессивность значительно ниже, и они в большей степени могут контролировать свое поведение. Для них менее характерно самообвинение за ранее совершенные асоциальные действия.

C. Ригидностью

D. Индивидуалистичностью

28. Наиболее распространенный неосознаваемый мотив при совершении изнасилований:

A. Защитный

B. Игровой

C.СамоутверждениеПотребность в самоутверждении проявляется в стремлении человека утвердить себя в социальном, социально-психологическом и индивидуальном плане (мотив самоутверждения).

Чаще всего человек не осознает этот процесс. Расхитители престижного типа, например, стремятся достичь определенного социального статуса или же сохранить его любым путем, в том числе и преступным. Если это становится для них невозможным, то воспринимать неудачу они будут как жизненную катастрофу Самоутверждение — наиболее распространенный мотив при совершении изнасилований. Переживание собственной неполноценности, ущербности как мужчины фиксирует его на фрустрирующем объекте (женщина вообще).

Желание избавиться от зависимости и, в тоже время, утвердиться в мужской роли может подтолкнуть такое лицо на совершение преступления, изнасилование. Наиболее опасны серийные сексуальные убийства, в основе которых лежат следующие мотивы. Сексуальные посягательства на женщин, сопровождаемые проявлениями особой жестокости, за которой стоит необходимость избавиться от психологической зависимости, от женщины как абстрактного образа, обладающего большой силой.Социальное или биологическое отвержение (действительное или мнимое) женщиной порождает у лица страх потерять свой социальный и биологический статус. Полностью господствуя над жертвой, преступник самоутверждается

D. Замещающий

29. Психологическими вопросами оценки свидетельских показаний в конце 18 – начале 19 века занимался:

  1. А. Р. Лурия  Психологическими вопросами оценки свидетельских показаний в конце 18 – начале 19 века занимался:A. А. Р. Лурия (16.07.1902 — 14.08.1977) профессор, доктор педагогических наук , доктор медицинских наук, действительный член Академии Педагогических наук РСФСР B. М. М. Щербатов (23.07. 1733 — 12.12. 1790) — русский историк, публицист, философ. Почётный член Санкт-Петербургской Академии Наук с 1776 года, член Российской академии (1783).

    Одним из первых авторов, который рассмотрел ряд судебно-психологических аспектов и выразил идею гуманизма, 

C. И. Гофбауэр (1879–1961) — австрийский гинеколог, изучавший клинические и морфофункциональные аспекты взаимоотношений в системе мать–плод. 

D. П. С. Лаплас ( 23 марта 1749 — 5 марта 1827) — французский математик,механик, физик и астроном; известен работами в области небесной механики, дифференциальных уравнений, один из создателей теории вероятностей. Заслуги Лапласа в области чистой и прикладной математики и особенно в астрономии громадны: он усовершенствовал почти все отделы этих наук. Был членом Французского Географического общества изучает вероятность свидетельских показаний наряду с вероятностью исходов судебных приговоров, резолюций на собраниях и т.д., пытаясь дать им оценку в математическом исчислении. Лаплас считал, что элементы вероятности того, что данное показание соответствует действительности,

  1. М. М. Щербатов
  2. И. Гофбауэр
  3. П. С. Лаплас

30. Один из первых применял методы экспериментальной психологии для расследования преступлений и впервые сформулировавший принципы работы прибора, который впоследствии получил название «детектора лжи»:

  1. А. Ф. Кони
  2. А. Р. Лурия применял методы экспериментальной психологии для расследования преступлений и сформулировалпринципы работы прибора, который впоследствии получил наименование «разоблачителялжи»
  3. В. М. Бехтерев
  4. Г. Мюнстенберг

31. К основным психологическим особенностям допроса не относится:

  1. Диагностика истинности показаний
  2. Квалификация преступления Квалификация преступлений в уголовном праве — точная уголовно-правовая оценка конкретного общественно опасного деяния. Она заключается в установлении точного соответствия между признаками совершенного общественно опасного деяния и признаками, предусмотренными в нормах уголовного закона
  3. Индивидуальный подход
  4. Установление доверительного контакта

32. В рамках индивидуально-психологического подхода при допросе необходимо учитывать:

A. Возрастные особенности допрашиваемого

B. Особенности социального положения допрашиваемого

C. Особенности темперамента, характера, психических состояний допрашиваемого

При подготовке к допросу подозреваемых, обвиняемых в процессе его проведения важно учитывать сложные психические состояния, в которых находятся допрашиваемые. В большинстве случаев на предварительном следствии подозреваемый, обвиняемый находятся в подавленном, депрессивном состоянии. Такое состояние характеризуется плохим настроением, упадком душевных сил, растерянностью, пассивностью. В отдельные периоды оно может проявляться во вспышках раздражительности, повышенной эмоциональности, вспыльчивости, взвинченности. Следователь обязан помнить, что привлечение к уголовной ответственности, задержание, арест обычно очень глубоко переживаются человеком. По шкале жизненных ситуаций, вызывающих у людей депрессию, такие события осознаются как одни из наиболее значимых. Поэтому можно определить психическое состояние обвиняемого на предварительном следствии как фрустрационное. Известно, что в психологии под «фрустрацией» (с лат. frustratio– тщетное ожидание, обман) принято понимать психическое состояние, наполненное тревогой, расстройством, внутренним дискомфортом, общей напряженностью, которое наступает при осознании человеком разрушения его жизненных планов, замыслов, возникновении преград на пути к цели. Близким к нему понятиями являются «угроза» или «опасность».

D. Криминальный опыт допрашиваемого

33. В компетенцию судебно-психологической экспертизы не входит установление эмоционального состояния:

  1. Физиологический аффект
  2. Аффективная реакция
  3. Патологический аффект в компетенцию судебно-психологической экспертизы не входит т. к. это входит в компетенцию комплексной судебно-психиатрической экспертизы в которой участвуют два специалиста психолог и психиатр
  4. Реакция эмоционального возбуждения

34. Характерной особенностью физиологического аффекта не является признак:

A.Полная амнезия- это заболевание с симптомами потери памяти, проявляется в появлении полной фиксационной потере памяти, то есть невозможностью больным запоминать новые сведения. А признаками физиологического аффекта являются ответы В, С,D

B. Сужение сознания

C. Кратковременность

D. Внезапность

35. К наиболее частым ошибкам при назначении судебно- психологической экспертизы относится:

A. Установление психического состояния, предрасполагавшего к самоубийству

B. Установление физиологического аффекта

C. Установление индивидуально-психологических особенностей, способных существенно повлиять на поведение

D. Установление юридических признаков субъективной стороны преступленияЭксперту не должны задаваться вопросы направленные на установление юридических признаков субъективной стороны

36. К компетенции судебно-психологической экспертизы не относится:

A. Установление способности несовершеннолетних обвиняемых, имеющих признаки отставания в психическом развитии, полностью сознавать значение своих действий

B. Установление структуры преступной группы на основе имеющихся данных о психологических особенностях личности участников такой группы, которые позволяют занимать лидирующее или какое-либо иное положение в группе

C.Установление наличия или отсутствия физиологического аффекта на патологической почвеПатологический аффект, будучи предметом исследования судебной психиатрии, является исключительным состоянием и довольно редко встречается в судебно-экспертной практике Для установления аффекта в момент совершения противоправных действий лицами, страдающими психическими заболеваниями (шизофренией, эпилепсией, маниакально-депрессивным психозом и др.), проводятсякомплексные судебные психолого-психиатрические экспертизы.

D. Установление способности потерпевших по делам об изнасилованиях правильно понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление

37. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза направлена на установление:

  1. Процессов, свойств и состояний психически здоровой личности
  2. Вменяемости – невменяемости
  3. Пограничных психических проявлений т.к. изучение пограничных проявлений психики, имеют значение для установления истины судопроизводства и составляют

предмет КСППЭ

  1. Деформированных морально-нравственных качеств

38. Предметом пенитенциарной психологии не является:

  1. Изучение личности преступника потому что это предмет криминологии

Изучение фактов, закономерностей и механизмов психической деятельности этих специфических групп людей (осужденных и общностей осужденных, а также воспитателей и коллективов сотрудников ИТУ) и составляет предмет исследования пенитенциарной психологии.Пенитенциарная психология не может ограничиться лишь индивидуально-психологическим изучением личности осужденного или личности воспитателя. Личность как открытая система должна изучаться и в социально-психологическом аспекте, т. е. во всех ее связях и отношениях с окружающими людьми.

  1. Исследование проблем эффективности наказания
  2. Динамика личности осужденного
  3. Особенности ресоциализации личности, отбывающей наказание

39. Термин «пенитенциарная» от лат. Poenitentiarius означает:

  1. Караемый
  2. Осужденный
  3. Покаянный — [< лат. poenitentiarius — покаянный, исправительный] — юр. тюрьмы, места заключения, исправительные учреждения тюремного типа. Система исправительного наказания преступника заключением в тюрьму, преимущественно в одиночное заключение. Система, признающая тюремное заключение (преимущественно одиночное) средством исправления преступника для возвращения его обществу.
  4. Отбывающий наказание

40. Основным постулатом пенитенциарной системы является положение:

  1. Наказание должно соответствовать преступлению
  2. Наказание должно удержать виновного от повторного преступления
  3. Наказание должно соответствовать развитию общества
  4. Наказание должно соответствовать не преступлению, а преступникуОсновной постулат пенитенциарной системы – наказание должно соответствовать не преступлению, а преступнику, личность которого деформирована природными и социальными дефектами.

41. Основным средством исправления осужденных не является:

  1. Труд
  2. Обучение
  3. Общение т. к все другие явлся средствами исправления Основными средствами исправления и перевоспитания осужденных являются режим отбывания наказания, труд, воспитательная работа с лицами, отбывающими наказание, обучение. Т. к. коллектив осужденных это общность закрытого типа, характеризуется большим разнообразием людей, которые отличаются по национальному, возрастному, профессиональному признакам, но и по степени аморальности, педагогической запущенности. Отношения делятся на официальные и не официальные отношения. Также делятся на группы
  4. Режим

42. Восстановление утраченных социальных связей и качеств личности, необходимых для нормальной жизнедеятельности в обществе называется:

  1. Реабилитация
  2. Социализация
  3. Адаптация
  4. Ресоциализация Исправительная (пенитенциарная — от лат. «poenitentiarius» — покаянный, исправляемый) психология изучает психологические основы ресоциализации — восстановления утраченных социальных связей и качеств личности, необходимых для нормальной жизнедеятельности в обществе. Ресоциализация личности осужденных связана, прежде всего, с их ценностной переориентацией, формированием у них механизма социально-положительного целеполагания, отработкой у личности прочных стереотипов социально-положительного поведения

43. Функциями профессионального общения являются:

  1. Познавательная, организационная, потребительная
  2. Вербальная, производственная, образовательная
  3. Воспитательная, практическая, распределительная
  4. Коммуникативная, интерактивная, перцептивная т.к. В структуре общения юриста выделяются три его непременные составные части: 1) коммуникативная сторона, состоящая в обмене информацией 2) перцептивная сторона, т. е. процесс взаимного восприятия, познания субъектов общения и установления на этой основе взаимопонимания между ними; 3) интерактивная сторона, заключающаяся в организации взаимодействия, совместных действий (деятельности) партнеров общения.

44.Стратегии поведения в конфликтных ситуациях изучал:

  1. К. Томас К.У. Томасом были разработаны основные наиболее приемлемые стратегии поведения в конфликтной ситуации. Они указывают, что существуют пять основных стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество или конкуренция. Стиль поведения в конкретном конфликте, указывают они, определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально.
  2. А. Адлер

C. В. В. Романов

D. Г. Олпорт