«Криминальная психология»

1. Какие явления изучает криминальная психология?

— виды преступлений и их квалификационные признаки;

— психологические особенности расследования преступлений;

+психические явления, проявляющиеся в детерминации преступных деяний;

— психологические аспекты предупреждения преступлений;

+психологические особенности личности преступников.

2. Что из перечисленного не относится к объектам исследования криминальной психологии?

— психическая регуляция преступного поведения;

— психологические свойства личности преступников;

+способы совершения преступных деяний;

— криминогенные дефекты общественного правосознания;

+экономические факторы преступности.

3. Какие из перечисленных явлений выступают более общим предметом криминальной психологии?

— мотивы и цели преступного поведения;

+психические явления присущие преступному поведению;

— психологические свойства личности преступника;

+особенности субъектов преступного поведения;

— психические состояния субъекта преступного поведения.

4. Какие теоретические задачи решает криминальная психология? Отметьте, какие не относятся к теоретическим задачам криминальной психологии.

— объяснение механизма психической регуляции преступного поведения;

— раскрытие психологических особенностей преступлений различных видов;

+способы сокрытия следов преступлений и создания ложного алиби;

— раскрытие психологических особенностей личности преступников различных типов;

+раскрытие структуры и тенденций преступности.

5. Какие теоретические задачи стоят перед криминальной психологией? Отметьте, что не относится к теоретическим задачам криминальной психологии.

14 стр., 6665 слов

Лекция 1. Психология девиантного поведения как социально-психологическая ...

... норм; 2) поведение делинквентное (психологическая тенденция к правонарушению) - преступное, криминальное. Следует отметить, что отклоняющееся поведение, вступающее в ... НОРМ. И относить к девиантному поведению не только преступления и иные правонарушения, но и ... положения, которые вызывают отклоняющееся поведение, способствуют его развитию. В отечественной психологии (М.А. Алемаскин, Л.Н. Зюбин, ...

— объяснение психологических закономерностей и механизмов формирования криминогенной личности;

— раскрытие социально-психологических явлений, присущих преступным группам;

— раскрытие психологических особенностей преступных групп различных типов;

+психологический анализ построения версий о преступлениях;

+объяснение психических явлений, определяющих невменяемость субъекта преступления.

6. Решение каких теоретических задач осуществляется в криминальной психологии? Отметьте, что не относится к теоретическим задачам криминальной психологии.

+квалификация признаков обстоятельств, при которых совершаются преступные деяния;

— психологические особенности восприятия преступниками поведения потерпевшего;

— психологические закономерности и механизмы влияния социальных условий на преступность;

+психологический анализ конкретных преступных деяний;

— разработка методологии криминальной психологии.

7. Какие объяснительные идеи в криминальной психологии основываются на принципе детерминизма? (4).

+личностные предпосылки к преступному поведению проявляются при определенных

внешних условиях;

— человек совершает преступление под решающим влиянием внешних условий;

— определенные внешние условия детерминируют преступное поведение у людей;

+внешние условия субъективно оцениваются и обусловливают юридически значимые действия индивида в зависимости от личностных склонностей;

— человек совершает преступные действия исключительно в силу своих криминогенных склонностей при любых условиях.

8. В чем может проявляться типологический подход к исследованиям в области криминальной психологии?

+личность преступников изучается в зависимости от видов совершенных преступлений;

— изучение различных видов психологических свойств личности преступников;

— изучение различных видов социально-психологических явлений в преступных группах;

+психологическое изучение преступных групп в зависимости от их криминальной специализации;

— изучение основных элементов психологического механизма преступлений.

9. Какие из исследований в истории развития криминальной психологии внесли положительный вклад в развитие ее научных взглядов? Отметьте, что нельзя отнести к положительному вкладу в развитие научных взглядов.

+антропологический подход к объяснению отличительных особенностей преступников,

сформулированный Ч.Ломброзо;

— психоаналитический подход к объяснению формирования криминогенной личности, выдвинутый А.Адлером и др.;

11 стр., 5138 слов

Криминальная психология

... ряд ценных выводов. Криминальная психология изучает психические закономерности, связанные с формированием преступной установки личности, образованием преступного умысла, подготовкой и совершением преступления, а также созданием преступного стереотипа поведения. Она исследует личность преступника, а также ...

+концепция конституционального предрасположения, выдвинутая Э.Хотеном, В. Шелдоном;

— типологии преступников, разработанные И.Я. Фойницким и С.В. Познышевым;

— ценностно-нормативная концепция личности преступника, сформулированная А.Р. Ратиновым.

10. Назовите исследователя, который является автором выделения двух типов преступников: эндогенных и экзогенных?

— И.Я. Фойницкий;

+С.В. Познышев;

— А.Р. Ратинов;

— В.Л.Васильев;

— В.Ф. Пирожков.

11. Что объясняет психологический механизм преступного поведения?

+психическую деятельность, детерминирующую преступное поведение;

— личностные предпосылки преступного поведения;

+взаимосвязь психических процессов, состояний и свойств субъекта преступления, а также внешних условий в детерминации преступного поведения;

— процесс порождения преступного поведения, раскрывающий поэтапное развитие психической деятельности;

— влияние социальных условий на формирование криминогенных склонностей личности.

12. Какие основные элементы включает психологический механизм преступного поведения? Отметьте, что не относится к его основным элементам.

— психическое состояние субъекта преступления;

— мотивация преступного поведения;

+способы сокрытия следов преступления;

— преступная цель и способ действий;

+используемые средства при совершении преступления.

13. Отметьте, что не относится к основным элементам психологического механизма преступного поведения?

— восприятие и оценка значения обстоятельств ситуации;

— психическое состояние лица, совершающего преступление;

+факторы формирования криминогенных склонностей личности преступника;

+тяжесть причиняемого вреда;

— исполнительная регуляция по реализации преступной цели.

14. Укажите, что не относится к основным элементам психологического механизма преступного поведения?

— целевая установка, включающая преступный способ действий;

— представление о значении обстоятельств ситуации, в которых действует субъект;

+социально-психологическая характеристика преступной группы, в составе которой действует субъект;

— свойства личности, обусловливающие мотивацию и принятие субъектом преступного способа ее реализации;

+способ сокрытия следов, используемый субъектом.

15. Что не относится к основным элементам психологического механизма преступного поведения?

+личность потерпевшего;

— функциональное и фоновое психическое состояние лица, совершающего преступление;

— мотивация преступного поведения;

6 стр., 2579 слов

Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» ...

... социальным наукам, является разрыв между вербализованным поведением и поведением в жизненных ситуациях (модели действия), в которых вербализованное поведение является лишь незначительным компонентом» [11, с. ... предлагал в акциональных методах или исследовании поведения действием. Современные отечественные и западные авторы предлагают улучшить ситуацию при помощи учета следующих факторов: создание ...

— влияние обстоятельств ситуации на лицо, совершающее преступление;

+результат и последствия преступного деяния для его субъекта.

16. Какая оценка ситуации лицом, совершающим преступление, является криминогенной?

+лицо, совершающее квартирую кражу, считает, что она не поставлена под охрану милиции;

— ситуация оценивается им как рискованная;

— лицо акцентирует внимание на обстоятельства, которые могут способствовать его изобличению;

— ситуация оценивается достаточно объективно и адекватно;

+лицо, ошибочно оценивает поведение другого человека как вредоносное для себя.

17. Какие побуждения представляют собой криминогенную мотивацию?

+стремление испытать удовольствие от процесса совершения преступления;

— стремление добыть деньги для питания и употребления спиртных напитков;

+желание добыть деньги в сумме, которую реально человек не может заработать;

— желание защитить свое достоинство в связи с явным оскорблением со стороны другого человека;

— стремление одержать верх в ситуации столкновения интересов с другим человеком.

18. Какие побуждения выражают собой криминогенную мотивацию?

— желание потратить имеющиеся деньги на употребление алкоголя;

+желание употребить наркотики при отсутствии средств для их приобретения;

— желание отомстить другому человеку, доставив ему отрицательные переживания;

+желание избавиться от угроз и побоев другого человека, с которым он вынужден совместно проживать, не рассчитывая на правовую защиту;

— желание защитить собственное достоинство, в ситуации, когда его оскорбили в присутствии других людей.

19. Какой элемент психологического механизма преступного поведения является центральным (системообразующим)?

— восприятие и оценка ситуации как безвыходной;

— фоновое психическое состояние преступника;

— мотивация преступного деяния;

— исполнительная регуляция намеченных преступных действий;

+криминальная цель действий.

20. Какие внешние условия способствуют совершению индивидом корыстного преступного деяния?

— конфликтные отношения с членами семьи;

— высокая раскрываемость корыстных преступлений в городе, где он проживает;

+умеренная оплата его труда, не позволяющая накопить желаемые денежные сбережения;

— успешное ведение бизнеса некоторыми близкими друзьями, вызывающее зависть;

+подстрекающее влияние других лиц, предшествовавшее совершению преступления.

1 стр., 441 слов

Методика «Самооценка Эмоциональных состояний» (сокращённый ...

... восторженное веселье. 9. Очень возбужден и в очень приподнятом состоянии. Восторженность. 8. Возбужден, в хорошем расположении духа. 7. Чувствую ... стремление к деятельности. 8. Много энергии, сильная потребность в действии. 7. Чувствую себя очень свежим, в запасе значительная ... Ужасно утомлен. Почти изнурен и практически не способен к действию. Почти не осталось запасов энергии. 1. Абсолютно выдохся. ...

21. Какие внешние условия способствуют совершению индивидом насильственных противоправных действий (например, причинение телесных повреждений)?

— нетрезвое состояние индивида;

— возникновение тяжелых для индивида материальных обстоятельств, которые он не видит возможности преодолеть;

+подстрекающее влияние других лиц;

+оскорбительное поведение потерпевшего в отношении индивида;

— отсутствие видимых препятствий для противоправного посягательства.

22. Какие внешние условия являются криминогенными — способствуют совершению корыстного преступления?

— нежелание лица трудиться и систематическое пьянство;

+тяжелое материальное положение лица, выход из которого он не видит;

+влияние других лиц, склоняющих к совершению преступления;

— приятельские отношения с лицом, который отбыл наказание за совершение корыстных преступлений;

— отсутствие технических средств охраны, которые могут помешать хищению.

23. Какие внешние условия будут препятствовать покушению на совершение корыстного преступного посягательства?

+присутствие других лиц, которые станут свидетелями хищения и могут способствовать изобличению;

+человек, которого преступник намеревается ограбить, является по внешним признакам физически сильным;

— человек, которого преступник намеревается ограбить, в совершенстве владеет приемами самообороны, однако преступник об этом не знает;

— проведение специальных мероприятий по поимке группы серийных грабителей, о которых эти грабители не знают;

— установка в квартире скрытой охранной сигнализации, о которой не знают лица, намеревающиеся совершить кражу ценных вещей из данной квартиры.

24. Какие представления индивида о внешних условиях являются криминогенными?

+многие другие люди совершают преступления;

— желаемую сумму денег реально можно заработать;

— совершив преступление, сложно избежать ответственности;

+раскрываемость преступлений не высокая;

— даже хорошо подготовленное преступление практически могут раскрыть.

25. Какие свойства личности не выражают приемлемость преступного способа действий?

— убежденность в том, что преступный способ является доступным и быстрым;

— положительное отношение, как к преступному, так и к правомерному способам действий в зависимости от обстоятельств;

— положительное отношение к преступному способу и допустимость использования правомерного способа действий;

+завышенные материальные притязания, которые невозможно удовлетворить правомерным способом;

22 стр., 10904 слов

Категории психологии. (образ, мотив, отражение, психика, сознание, ...

... произвольная преднамеренная опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели. Категория личности. Личность - человеческий индивид как субъект социальных отношений и сознательной ... Различают общественные отношения, производственные, нравственные отношения и т.д. Категория действия. Категория действия претерпела сложный цикл преобразований. В теоретическом плане это ...

+алкогольная зависимость, удовлетворение которой индивид не способен обеспечить своим заработком.

26. Какие представления о преступном способе удовлетворения материальных потребностей не способствуют формированию его личностной приемлемости?

— преступным способом можно добыть большие деньги;

— преступный способ более быстрый и не требует больших затрат времени и сил;

— человек, который использует преступный способ, нормальный и часто положительный по своему характеру;

+преступный способ используют значительная часть людей, которых можно считать неудачниками;

+преступный способ доходный и в то же время для многих заканчивается судом.

27. Процесс порождения преступного поведения во внутреннем плане, имеющий свои этапы развития – это … преступного поведения.

+генезис.

28. Какое функциональное и фоновое психологическое состояние субъекта способствует совершению умышленного насильственного преступления?

+состояние аффекта отрицательной модальности;

— сильное переживание астенической эмоции;

+состояние опьянения;

— состояние заторможенности;

— состояние растерянности.

29. Какие явления рассматриваются при изучении генезиса преступного поведения?

— типы мотивов;

+формирование мотивации преступного деяния и ее изменения;

— врожденные задатки криминогенных склонностей;

+этапы формирования преступного умысла;

— уровни психической регуляции преступного поведения.

30. Какие явления рассматриваются при анализе генезиса преступного поведения?

— формирование криминогенных свойств личности;

— причины и условия различных видов преступлений;

+осмысление способа преступных действий и принятие решения;

+этапы формирования готовности к совершению преступления;

— типы криминогенных склонностей личности.

31. Какие явления рассматриваются при познании генезиса преступного поведения?

— типы криминогенных мотивов;

— типология криминогенных личностей;

+типология процесса порождения готовности к совершению преступления;

+процесс подготовки преступного деяния во внутреннем плане;

— способы сокрытия следов преступления и избежание ответственности.

32. Как влияет состояние аффекта на юридически значимое поведение человека?

— обостряет самоконтроль;

6 стр., 2811 слов

Проявление защитных механизмов личности в трудных жизненных ситуациях

... тоже время отечественных исследований, которые касаются изучения особенностей проявления защитных механизмов личности в трудных жизненных ситуациях явно недостаточно. Цель исследования – ... ситуации как предмет психологического исследования. Предмет исследования – защитные механизмы личности как способы реагирования личности в трудных жизненных ситуациях. Гипотеза исследования – наличие у ...

+актуализирует мотивацию разрядки напряжения;

— усиливает произвольную регуляцию действий;

— обусловливает стереотипность действий;

+обостряет осознание последствий.

33. Какие психологические явления могут иметь место в связи с совершением преступления в состоянии аффекта?

+постепенное накопление потенциала отрицательного эмоционального возбуждения;

— импульсивная вспышка эмоционального возбуждения в результате собственных мыслей при отсутствии внешнего отрицательного фактора;

— усиление чувствительности к отдаленным отрицательным последствиям в состоянии аффекта;

+разрядка аффекта путем совершения действий в отношении человека, не являющегося источником отрицательных переживаний;

— усиление ценностно-смысловой регуляции.

34. Какие психические явления могут проявляться при совершении преступления в состоянии аффекта?

+усиление аффективного реагирования в состоянии опьянения;

— обострение запоминания ситуации и собственных действий;

— акцентирование внимания на последствия для себя совершаемых насильственных действий;

+вытеснение из памяти отдельных фрагментов собственных действий;

— усиление чувства тревоги в момент совершения действий.

35. Какие собственно психологические признаки определяют понятие «личность преступника»?

— факт совершения преступления;

— достижение возраста уголовной ответственности лицом, совершившим уголовно наказуемое деяние;

+наличие криминогенной склонности;

+общественная опасность личности, проявившаяся в совершенном преступлении;

— факт судебного признания лица виновным в совершенном преступлении.

36. Какие признаки определяют понятие «криминогенная личность»?

— наличие непогашенной судимости после отбытия наказания за совершенное преступление;

— наличие психических аномалий;

+наличие криминогенной склонности;

+отсутствие антикриминальной устойчивости личности по отношению к влияниям определенных лиц;

— иждивенчество за счет близких родственников.

37. Какие психологические особенности непосредственно определяют наличие криминогенной склонности личности?

— алкогольная зависимость;

— неприязненное отношение к определенному человеку или людям, представляющим определенную социальную группу;

+личностная приемлемость преступного способа удовлетворения материальных потребностей;

— эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость;

+положительная представленность преступного способа в психологической структуре личности.

38. Какие психологические свойства могут входить в психологическую структуру криминогенной склонности в качестве существенных?

13 стр., 6357 слов

Механизм преступного поведения

... стадий (звеньев) механизма преступного поведения. Также здесь рассматривается роль мотивов и потребностей личности при совершении преступления; третий вопрос включает анализ взаимодействия личности и ситуации как причин преступления, что доказывает социальный ...

+положительное отношение к преступному способу удовлетворения определенной потребности или разрешения определенной ситуации;

+гипертрофированные материальные притязания;

— высокая эмоциональность;

— неуравновешенность;

— низкие умственные способности.

39. Какие влечения являются непосредственно криминальными?

— наркомания;

+клептомания;

— влечение к азартным играм;

— влечение к переживанию риска;

+садизм.

40. Какие влечения являются собственно криминальными?

+педофилия;

— мазохизм;

— токсикомания;

+пиромания;

— алкоголизм.

41. Какие психологические свойства личности обусловливают криминогенную мотивацию?

— повышенная тревожность;

— акцентуация характера демонстративного типа;

— гипертрофированные статусные притязания, деспотизм;

+акцентуация характера эмотивного типа;

+фиксированное переживание чувства социальной отчужденности.

42. Какие свойства личности реализуются в исполнительной регуляции при совершении насильственных преступлений?

— убеждение в безнаказанности;

— приемлемость криминального насилия;

— агрессивная мотивация;

+умения, полученные при занятии единоборством;

+волевые качества (решительность, смелость).

43. По каким психологическим особенностям строятся типологии личности преступников?

+по особенностям устойчивой мотивации преступного поведения;

— по рецидиву преступлений;

— по видам совершаемых преступлений;

+по особенностям криминогенной склонности;

— по уровню развития интеллекта.

44. Какие психологические особенности присущи преступникам, относящимся к экзогенному типу (совершают преступления при решающем влиянии внешних условий)?

+отличаются конформностью и неразвитым нравственно-правовым самоопределением;

— склонны создавать конфликтные ситуации, в которых импульсивно совершают преступления;

+склонны драматизировать проблемы и не видят выхода из них;

— склонны выявлять и использовать благоприятные возможности для совершения корыстных преступлений;

— совершают преступления в группе, являясь лидерами.

45. Какие преступники, могут быть отнесены к экзогенному типу (совершают преступления по собственной инициативе)?

+совершают насильственные преступления при накоплении отрицательного эмоционального потенциала;

— совершили несколько эпизодов хищений на предприятии, когда возникли большие трудности в материальном обеспечении семьи;

12 стр., 5568 слов

Особенности личности несовершеннолетних преступников

... преступлений возможно лишь в том случае, если внимание будет сконцентрировано на личности преступника, поскольку именно личность является носителем причин их совершения, основным и важным звеном всего механизма преступного ... становятся жертвой насилия, побоев, истязаний, изощренной жестокости в семье, в неформальной группе по месту жительства, в учебных заведениях, особенно закрытого типа. Ответная ...

— первоначально искали правомерную возможность удовлетворения завышенных материальных притязаний и не найдя ее совершили умышленное преступление в составе группе лиц, ранее совершавших преступления;

+совершают кражи, когда находят благоприятные для этого условия;

— совершили насильственные действия, выразившиеся в превышении необходимой обороны.

46. Индивид занят трудовой деятельностью, но считает, что и правомерный и преступный способы удовлетворения материальных потребностей имеют и положительные, и отрицательные стороны. Как более правильно охарактеризовать его социально-правовую позицию?

— он обладает склонностью к совершению корыстных преступлений;

+он не имеет необходимой антикриминальной устойчивости;

— он не имеет криминогенной склонности;

+он имеет предпосылки формирования криминогенной склонности;

— его позиция не сформирована.

47. Лицо, занято трудовой деятельностью и совершает хищения, используя должностное положение. Как более правильно охарактеризовать его социально-правовую позицию?

+он обладает склонностью к совершению корыстных преступлений с использованием

должностного положения;

— он не имеет необходимой антикриминальной устойчивости;

+он имеет криминогенную склонность и обладает готовностью к правомерному обеспечению материальных потребностей;

— его позиция не сформирована;

— он обладает внутренне противоречивой склонностью к совершению корыстных преступлений.

48. Лицо уклоняется от трудовой деятельности, живет на иждивении родителей, при этом отрицательно относится к корыстным преступным деяниям. Как более точно охарактеризовать его социально-правовую позицию?

— он не имеет антикриминальной устойчивости;

+его позиция выражает неадаптированность в сфере материального обеспечения жизни;

— его позиция внутренне противоречива в отношении правомерных и противоправных способов обеспечения материальных потребностей;

+его позиция не сформирована в плане правомерных путей материального обеспечения жизни;

— его позиция нейтральная.

49. Какие определения подходят к психологическому типу преступника, который совершил несколько преступлений в составе группы, в которой он является лидером?

— конформный тип;

— экзогенный тип;

+эндогенный тип;

— экстравертный тип;

+обладающий зрелой криминальной склонностью.

50. Какие типы преступников, отражают характерные для них особенности мотивации преступного поведения?

— квартирный вор;

+самоутверждающийся тип;

+игровой тип;

— насильственный тип;

— рецидивист.

51. Какие типы преступников отражают характерные для них особенности мотивации преступного поведения?

— импульсивный тип;

— расчетливый тип;

+престижный тип;

+алкогольный тип;

— случайный тип.

52. Какие особенности характерны для преступников, совершающих преступления импульсивно?

+наличие криминального влечения, актуализирующегося при восприятии предмета влечения;

— возникновение ситуации, провоцирующей совершение преступления;

— чувство собственной неполноценности;

+холерический темперамент;

— склонность к депрессивному состоянию.

53. К каким типам относятся преступники, совершающие деяния, предварительно обстоятельно подготавливаясь к их совершению?

+расчетливый тип;

— наркозависимый тип;

— экзогенный тип;

— импульсивный тип;

+профессиональный тип.

54. Для каких типов личности преступника характерно внутренне противоречивое, субъективно вынужденное принятие преступного способа действий?

— который положительно относится к преступному способу и отрицательно – к правомерному;

+который противоречиво относится к преступному способу и отрицательно – к правомерному;

— который отрицательно относится к преступному способу и противоречиво – к правомерному;

+который противоречиво относится к преступному способу и противоречиво – к правомерному;

— который положительно относится к преступному способу и противоречиво – к правомерному.

55. Для каких типов личности преступника характерно субъективно непротиворечивое принятие преступного способа удовлетворения некоторой потребности как наиболее предпочтительного?

+который положительно относится к преступному способу и отрицательно – к правомерному;

— который противоречиво относится к преступному способу и отрицательно – к правомерному;

— который противоречиво относится к преступному способу и положительно – к правомерному;

— который противоречиво относится к преступному способу и положительно – к правомерному;

+который положительно относится к преступному способу и положительно – к правомерному.

56. Какие теоретико-методологические положения являются верными для объяснения формирования криминогенной личности?

— криминогенная личность формируется при определяющей роли наследственных задатков;

+криминогенная личность формируется при определяющей роли социальных влияний;

— криминогенная личность формируется в результате влияния случайных факторов, как генотипических, так и социальных;

— факторы формирования криминогенной личности не могут носить закономерный характер;

+формирование криминогенных свойств личности является социально детерминированным, при котором генотипические задатки выступают внутренними условиями.

57. Какие теоретические положения являются верными для объяснения формирования криминогенной личности?

+криминогенная личность формируется в результате усвоения социального опыта и самостоятельного развития;

+на формирование криминогенной личности существенное влияние оказывает ближайшее социальное окружение;

— личность приобретает криминогенные качества в ситуации совершения преступления;

— личность проявляет криминогенные качества в ситуации совершения преступления, которые таким образом формируются;

— сложные жизненные ситуации могут обусловливать преступное поведение индивида независимо от сформированности криминогенных качеств личности.

58. Какие факторы не являются значимыми для формирования криминогенной личности?

+уровень и содержание получаемого индивидом образования;

— отсутствие правовой грамотности и адекватных правовых представлений;

— деспотизм со стороны родителей в детском возрасте;

— дружеские отношения с лицами, допускающими аморальные и противоправные поступки;

+чтение детективной литературы о работе людей, раскрывающих преступления.

59. Какие факторы не выступают в качестве значимых для формирования криминогенной личности?

— высокий уровень преступности в населенном пункте, где проживал индивид;

— увлеченность триллерами, компьютерными боями;

+предоставление родителями самостоятельности при выборе профессии и других форм организованной занятости;

— предоставление родителями самостоятельность в выборе круга друзей и форм развлечений;

+постановка на учет в инспекции по делам несовершеннолетних.

60. Какие психологические механизмы действуют при формировании в детском возрасте склонности к кражам в случае, когда ребенок похищает игрушку другого ребенка, которую он очень хотел иметь и это остается без реакции?

+механизм импритинга;

— механизм подражания;

— механизм научения;

— механизм психологического взаимозаражения;

+механизм самостимулирования.

61. Какие психологические механизмы действуют при формировании в склонности к кражам в случае, когда молодой человек под влиянием другого лица втягивается в совершение квартирных краж ?

+механизм подражания;

+механизм научения;

— механизм импритинга;

— механизм стереотипизации;

— механизм рефлексии.

62. Какие психологические механизмы действуют при формировании в детском возрасте склонности к насильственным действиям в случае, когда он испытывает насилие в отношении себя и матери со стороны отца?

— механизм эмпатии;

+механизм подражания;

+механизм научения;

— механизм взаимозаражения;

— механизм стимулирующего подкрепления.

63. Какие психологические механизмы действуют при формировании криминогенной склонности в связи с наблюдением сцен насилия в видеопродукции, транслируемой СМИ?

— механизм эмпатии в связи с восприятием жертв насилия;

— механизм подкрепления;

— механизм убеждения;

+механизм внушения;

+механизм подражания.

64. Какие факторы обусловливают недостаточную антикриминальную устойчивость личности подростка и предпосылки формирования у него криминогенных склонностей?

+асоциальные компания подростков;

— наличие карманных денег и предоставляемая родителями самостоятельность их использования;

— привлечение одного из родителей к уголовной ответственности за совершение должностного преступления;

— неполная семья и уклонение одного из родителей от содержания и воспитания подростка;

+скандалы и пьянство родителей.

65. Что выражает собой криминогенетический анализ в изучении личностных предпосылок противоправного поведения?

+влияние образа жизни, занятости индивида на формирование склонностей, имеющих отношение к юридически значимому поведению;

+влияние ближайшего социального окружения, форм совместной деятельности на формирование социально-правовой позиции, в том числе на формирование криминогенных склонностей;

— выявление генотипических (унаследованных) криминальных задатков;

— выявление ранее совершенных противоправных деяний как фактов сохранения к текущему времени криминогенных склонностей;

— выявление генезиса ранее совершенных преступлений.

66. Какие два пункта данных являются наиболее значимыми для вероятностного утверждения, что индивид обладает склонностью к совершению корыстных противоправных деяний?

— индивид ранее совершал корыстное преступление, за что отбыл наказание, стал на учет в службе занятости и находится на иждивении пожилых родителей;

+индивид длительное время не работает и проживает в жилье своего знакомого, который отбывал наказание;

+индивид характеризует преступный способ удовлетворения материальных потребностей «как не требующий много времени и используемый многими людьми»;

— индивид считает, что человек, совершающий хищение, «может быть походим на обычных людей, но его ожидает привлечение к ответственности»;

— индивид считает, что «некоторые богатые люди обеспечили свое материальное состояние нарушая законы и избежали ответственности».

67. Какие два пункта данных являются наиболее значимыми для вероятностного утверждения, что индивид обладает склонностью к совершению насильственных противоправных деяний?

— отец индивида является рецидивистом и значительную часть времени провел в местах лишения свободы за совершение грабежей;

+индивид занимался боксом, совершил в пьяном состоянии злостное хулиганство, за которое осужден;

— индивид считает, что у него вспыльчивый характер и ему иногда приходится себя сдерживать;

+индивид считает, что часто приходится иметь дело с людьми, которые «не понимают слов, пока не почувствуют страх»;

— индивид страдает алкоголизмом, за прогулы неоднократно увольнялся с работы, в последнее время ведет маргинальный образ жизни (характерный для «бомжа»).

68. О чем свидетельствуют высказывания индивида: «Человек, который совершает хищение, может оказаться в ситуации, когда нужны большие деньги на лечение родного человека, а многие крадут потому, что им слишком много надо или ленятся работать, привыкли к праздной жизни или может наркоманы какие-нибудь»?

— проявляется установка на совершение корыстных преступлений;

+не достаточная антикриминальная устойчивость в критической ситуации;

+в обычных условиях жизнедеятельности проявляется законопослушная позиция;

— проявляется криминогенная мотивация корыстного типа;

— имеется криминальная личностная норма, ориентированная на совершение корыстных преступлений.

69. О чем свидетельствуют высказывания индивида: «Если человек работает головой, когда крадет, то никто его найдет, и живет он нормально, лучше, чем многие другие. А если он туповатый, то ему светит тюрьма»?

— о наличии криминальной мотивации в виде клептомании;

+о положительном отношении к преступному деянию корыстного типа;

— о противоречивой позиции в отношении законопослушного способа обеспечения материальных потребностей;

— о противоречивом отношении к преступному способу обеспечения материальных потребностей;

+о признаках криминогенной склонности корыстного типа.

70. О чем свидетельствуют высказывания индивида: «Человек, который идет на совершение кражи, к сожалению, потерял себя, одержим жаждой денег и живет в тревоге, даже если живет на широкую ногу»?

— о наличии криминальной мотивации;

— о противоречивом отношении к преступному способу обеспечения материальных потребностей и человеку, совершающему корыстное преступление;

— о противоречивой позиции в отношении законопослушного способа обеспечения материальных потребностей;

+об отсутствии склонности к совершению корыстного преступного деяния;

+о признаках отрицательного отношения к преступному деянию корыстного типа.

71. Какие научные методические подходы применяются непосредственно для выявления криминогенных склонностей личности?

— изучение биографии индивида с выяснением перенесенных психологических травм;

— диагностика психологических черт личности;

+изучение социальных влияний на личность, которые могли обусловить формирование свойств личности, значимых в детерминации противоправного поведения, а также и законопослушной позиции;

+выяснение признаков отношения к преступному и правомерному способам удовлетворения потребностей и интересов;

— выяснение возможностей наследственной предрасположенности к противоправному поведению.

72. Какие методики целесообразно применять для выявления криминогенных склонностей личности?

+методика проективных вопросов и заданий;

— личностный опросник Кетелла;

— социометрическая методика;

— тесты ценностных ориентаций;

+цветовой тест отношений.

73. Какие характеристики преступных групп являются собственно психологическими?

+статусная дифференциация членов группы;

+внутригрупповые нормы и обычаи;

— численный состав группы;

— особенности возрастного состава;

— криминальная направленность (специализация) группы.

74. Какие из названных характеристик преступных групп относятся к собственно психологическим?

+характер межличностных отношений членов группы;

+мотивация вхождения в группу ее членов;

— устойчивость преступной деятельности группы;

— возрастной состав преступной группы;

— дифференциация членов группы по количеству судимостей.

75. Какие характеристики преступных групп относятся к собственно психологическим?

1) повторность преступлений, совершенных группой;

2) криминальная специализация группы;

+функционально-ролевая специализация членов группы;

+дифференциация членов группы по степени влиятельности;

5) способы сокрытия следов преступлений. используемые в группе.

76. Какие характеристики преступных групп относятся к психологическим?

+отношения каждого члена группы с каждым;

— прежние судимости членов группы;

— участие в преступных группах несовершеннолетних;

+сплоченность группы;

— отбытие ранее наказаний членами группы.

77. Какие мотивы могут обусловливать вхождение индивида в преступную группу?

— мотив автономии;

— мотив психологического взаимозаражения;

+мотив дружеской привязанности и долга;

+мотив самоутверждения;

— мотив самоопределения.

78. Какие мотивы могут побуждать индивида входить в преступную группу?

+мотив самовыражения;

+мотив социальной отчужденности;

— мотив избежания ответственности;

— мотив сочувствия;

— мотив стереотипизации.

79. Какие психологические особенности характерны для предкриминальных групп?

— корыстные мотивы объединения членов группы;

+объединение для совместного проведения времени;

+преступление совершают ради развлечения;

— существует четкая иерархия;

— существует строгая внутренняя дисциплина.

80. Какие психологические особенности характерны для устойчивых преступных групп корыстной направленности?

+наличие функционально-ролевой специализации членов группы;

— отсутствие четкой статусной иерархии;

+взаимоконтроль членов группы;

— численность групп 2-4 человека;

— обязательное вхождение в более широкую криминальную общность.

81. Какие психологические особенности характерны для организованных преступных сообществ?

— принудительное вхождение в преступное сообщество лиц, отбывших наказания;

— единый состав, не дифференцированный на отдельные группы;

+объединение отдельных преступных групп с сохранением их самостоятельной криминальной специализации;

— планирование главарями сообщества преступной деятельности всех входящих в его состав лиц;

+решение главарями вопросов взаимодействия преступных групп и разрешение конфликтов.

82. Какие психологические особенности характерны для случайных преступных групп?

— обязательное наличие лидера группы;

— периодическое объединение членов группы для совершения преступлений;

— совершение, как правило, насильственных преступлений;

+мотивы объединения в группу как правило носят корыстный характер (для совершения корыстных преступлений);

+объединение, как правило, лиц отбывших наказание, случайно встретившихся.

83. Какие психологические особенности характерны для преступных групп с изменяющимся составом из числа лиц, принадлежащих более широкой общности преступников?

+мотивы объединения носят корыстную направленность или для защиты своих интересов от посягательств конкурирующей общности преступников;

+объединение осуществляется, когда возникает благоприятная возможность совершения корыстного преступления;

— члены более широкой общности, как правило, не поддерживают между собой отношения, а знают только главарей;

— общие нормы взаимоотношений между преступниками не сформированы;

— отсутствует статусная структура в преступной группе.

84. Какие признаки присущи криминальной субкультуры?

— особые традиции и ритуалы принятия в преступную группу;

+расслоение преступников на неформальные категории;

— принудительное вхождение преступников в общность;

— особые правила совершения преступлений;

+криминальная ценностно-нормативная идеология.

85. Какие явления характерны для криминальной субкультуры?

+криминальная мифология;

+специфический язык общения;

— отличительные признаки одежды;

— существование субкультуры исключительно в общностях лиц, содержащихся в местах лишения свободы;

— ориентация на расширение сфер криминального бизнеса.

86. Какие особенности характерны для криминальной субкультуры?

— неформальная идеология, направленная на досрочное освобождение преступников, отбывающих наказание;

— взаимное информирование преступников о собственной противоправной деятельности;

+санкции за нарушение общепринятых правил поведения;

— ритуалы празднования важных событий в преступном мире;

+возвышение справедливости в отношениях среди профессиональных преступников.

87. Какие признаки присущи криминальной субкультуры?

+решение важных вопросов преступного мира при сборе авторитетных преступников;

— зависимость криминального авторитета от количества судимостей;

— допустимость участия в работе самодеятельных организаций осужденных в целях досрочного освобождения;

— обязательность для всех преступников выполнения решений криминальных авторитетов о способах совершения преступлений;

+ориентация неформальных норм поведения на конспирацию преступной деятельности.

88. Какие явления имеют место в криминальной субкультуре?

— самостоятельное установление принадлежности к определенной касте преступников;

— зависимость принадлежности к определенной касте преступников от физической силы;

+ценность умственных способностей и справедливости как качеств личности;

+уважительное отношение преступников к матери;

— уважительное отношение взрослых преступников к несовершеннолетним.

89. Какие психологические признаки характерны для противоправной толпы?

— поддержание дружеских взаимоотношений;

— ориентация каждого преимущественно на индивидуальные интересы;

+психологическое взаимозаражение;

+эмоциональная идентификация;

— управляемая организованность.

90. Какие психологические признаки могут быть характерны для противоправной толпы?

+паническая мотивация;

+стяжательская мотивация;

— статусная иерархия;

— общепризнанные нормы и обычаи;

— ориентация поведения на взаимоотношения.

91. Какие психологические особенности характерны для противоправной толпы?

+агрессивная мотивация;

— целенаправленное распространение информации;

— мотивация приобретения авторитета;

+импульсивное реагирование и поведение;

— ориентация в поведении, как правило, на знакомых лиц.

92. Какие психологические признаки характерны для толпы с противоправным поведением?

+распространение слухов;

— мотивация действий, ориентированная на поддержание позитивных взаимоотношений;

+конформная мотивация действий;

— ориентация внимания на последствия;

— организованное управление действиями.

93. Какие теоретические основания используются в психологическом анализе причин преступности?

+принцип детерминизма;

+принцип иерархии факторов;

— факторный анализ;

— принцип деятельностного подхода;

— принцип экстраполяции данных об уровне преступности.

94. Какие теоретические посылки используются в психологическом анализе причин преступности?

— психологическая теория черт личности;

+принцип доминирующей роли правосознания;

— корреляционный анализ количественных показателей преступности;

— корреляционный анализ качественных показателей преступности;

+принцип анализа социальных влияний и условий на правосознание.

95. Какие явления характеры в порождении преступности?

+самодетерминация преступности;

+кумулятивный эффект;

— доминирующее влияние социальных условий на порождение преступности по отношению к общественному правосознанию;

— непосредственная обусловленность преступности уровнем материального благосостояния населения;

— непосредственная обусловленность преступности уровнем образования населения;

96. Какие явления имеют место в порождении преступности?

— закономерная смена роста и спада уровня преступности;

— доминирующее влияние международных тенденций преступности по отношению к факторам внутри страны;

— закономерная смена тенденций роста рецидивной преступности и преступности лиц, впервые совершающих преступления;

+доминирующее влияние правосознания на состояние преступности по сравнению с экономическими факторами;

+опосредованность социальной коммуникацией влияния на уровень преступности уровня раскрываемости преступлений.

97. Какие явления присущи процессам порождения преступности?

1) рост латентной преступности обусловлен повышением уровня правосознания;

+влияние социально-экономических условий на состояние преступности опосредовано социальной коммуникацией;

+правовая культура населения более непосредственно определяет уровень преступности, чем применение уголовно-правовых мер;

4) рост преступности уменьшает ее самодетерминацию;

5) снижение преступности непосредственно обусловлено ростом материального благосостояния населения.

98. Какие явления обнаруживаются в порождении преступности?

— рост коррупционной преступности обусловлен усилением государственного регулирования борьбы с преступностью;

— сокращение латентной преступности обусловлено ростом преступности в целом;

+усиление уголовно-правовых санкций и строгость наказания приводит к снижению преступности опосредованно;

— причины и условия преступности имеет достаточно точную интерпретацию, позволяющую делать прогнозы с высокой вероятностью;

+причинный комплекс преступности представляет собой сверхсложную систему, не поддающуюся однозначной интерпретации.

99. Отметьте по степени значимости три фактора, влияющих на состояние преступности, начиная от наиболее значимого фактора. Указывайте их номера в приведенном перечне

+1уровень правосознания населения;

+2нравственно-правовое содержание информационного потока;

+3уровень организации борьбы с преступностью;

— уровень экономического благосостояния населения;

— правовое регулирование борьбы с преступностью.

100. Отметьте по степени значимости три фактора, оказывающих влияние на состояние преступности, начиная от наиболее значимого фактора. Указывайте их номера в приведенном перечне.

+1уровень развития нравственно-правового социального контроля населения;

+2уровень нравственно-правовой культуры населения;

+3уровень трудовой занятости населения;

— уровень социального обеспечения населения (медицинского, пенсионного и др.);

— уровень развития сферы услуг для населения.

101. Отметьте по степени значимости три фактора преступности, начиная от наиболее значимого фактора. Указывайте их номера в приведенном перечне.

— уровень стабильности семьи в обществе (процент разводов);

— уровень социальной защиты детей;

+1уровень алкоголизации населения и альтернативного явления – распространенности «здорового образа жизни»;

+2уровень нравственно-правовой направленности обучения и содержания СМИ;

+3нравственно-правовое сознание населения.

102. Отметьте по степени значимости три фактора, детерминирующих преступность, начиная от наиболее значимого фактора. Указывайте их номера в приведенном перечне.

+1уровень выявления преступлений и неотвратимости наказаний;

+2уровень правового просвещения и воспитания населения;

+3уровень развития участия населения в поддержании правопорядка;

— уровень профессионального образования населения;

— уровень материального обеспечения безработных.

103. Какие две сферы социально-правового поведения являются наиболее значимыми для анализа состояния и тенденций преступности?

— сфера образования;

+сфера взаимодействия с другими людьми;

— сфера исполнения конституционных обязанностей;

+сфера обеспечения материальных потребностей;

— сфера гражданско-семейных отношений.

104. Определите какие явления можно отнести к социальным влияниям (в отличие от социальных условий), значимым для уровня правопорядка?

— социальное обеспечение населения;

+нравственно-правовое воспитание населения;

— трудовая занятость населения;

— уровень материального состояния населения;

+нравственное содержание информационного потока СМИ.

105. Какие явления можно отнести к социальным влияниям (в отличие от социальных условий), значимым для уровня правопорядка?

— государственная поддержка образования;

— доступность развития частного предпринимательства;

+государственная система нравственного и правового просвещения и воспитания;

+информационное обеспечение борьбы с преступностью;

— правовое регулирование общественных отношений.

106. Какие составляющие включает общественное правосознание, обусловливающее состояние правопорядка?

— степень материального расслоения населения;

— тенденции изменения преступности;

+уровень знаний населением правовых предписаний, определяющих обязанности, запреты, порядок реализации законных интересов;

— практика правоприменительной деятельности;

+отношения членов общества к правовым предписаниям, определяющим возможности реализации законных прав и интересов.

107. Какие элементы включает общественное правосознание, обусловливающее состояние правопорядка?

+отношения членов общества к правомерным способам удовлетворения потребностей или разрешения проблемных ситуаций;

— общественные отношения, регулируемые правом;

+общественное отношение к противоправным способам удовлетворения личных интересов;

— знание структуры правоохранительных органов государства;

— коррумпированность сотрудников правоохранительных органов.

108. Какие социально-психологические явления включает общественное правосознание?

— качественные показатели преступности;

+отношение членов общества к правоохраняемым социальным ценностям;

— тенденции роста преступности;

— правовое регулирование порядка реализации законных интересов членов общества;

+представления о правовых позициях людей в обществе.

109. Какие социально-психологические составляющие включает общественное правосознание?

+социально-правовые ожидания, которые выражают представления о последствиях противоправного поведения и успешности правомерных путей удовлетворения интересов;

— применяемые уголовно-правовые меры в борьбе с преступностью;

— уровень образования членов общества;

— степень распространения пьянства и наркомании;

+общественное отношение к противозаконному поведению людей.

110. Какие составляющие входят в структуру общественного правосознания?

— организация охраны общественного правопорядка;

— распространение через СМИ информации об уголовно-правовых мерах, применяемых за противоправные деяния;

— организация правового просвещения членов общества;

+отношение к выполнению гражданского долга по участию в поддержании правопорядка;

+отношение к правоохранительным органам и применению уголовно-правовых мер к лицам, совершающим преступления.

111. Какие конечные цели преследует социально-психологический мониторинг общественного правосознания?

— научное описание основных составляющих общественного правосознания;

+оценка тенденций изменения преступности;

+разработка мер по повышению уровня правосознания для укрепления правопорядка;

— научная разработка методики изучения правосознания;

— сравнительный анализ правосознания для оценки уровня правового просвещения населения.

112. Какие основные сферы социально-правового поведения членов общества должен охватывать мониторинг общественного правосознания в связи с прогнозированием преступности?

+сферу поведения связанную с обеспечением удовлетворения материальных потребностей;

— сферу правового регулирования трудовых отношений;

+сферу поведения человека, направленного на взаимодействие с другими людьми;

— сферу участия членов общества в политической жизни страны;

— поведение в сфере семейно-бытовых отношений.

23