Теоретико-методологические основы изучения особенностей мотивации фрилансеров

 

Курсовая работа по дисциплине: «Общая психология»

 

Мотивация в работе фрилансера

 

Оглавление

 

Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения особенностей мотивации фрилансеров

1.1 Понятие мотивации: основные подходы

1.2 Особенности мотивационной сферы личности

1.3 Особенности мотивации фрилансеров

Глава 2. Эмпирическое изучение мотивационной сферы фрилансеров

2.1 Характеристика эмпирической базы исследования

2.2 Характеристика методики исследования

2.3 Анализ результатов исследования

Заключение

Список литературы

Приложения

 

Введение

 

Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности — одна из стержневых в психологии. Неудивительно, что эта проблема с давних пор занимает умы учёных, ей посвящено не поддающееся учёту количество публикаций.

Наш интерес к данной теме определяется тем, что формирование мотивационной сферы является неотъемлемой частью развития личности человека.

В российской психологии разработан ряд плодотворных концепций деятельности и методических подходов к её изучению. Это прежде всего работы общетеоретического плана С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, Б.Г. Ананьева, К.А. Абульхановой-Славской, В.П. Зинченко, В.Н. Мясищева, Г.В. Суходольского, Е.Б. Старовойтенко.

Поэтому цель данной работы – изучение особенности мотивации фрилансеров.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Определить понятие мотивации личности.

2. Проанализировать сущность мотивационной сферы личности.

3.Описать основные подходы к исследованию мотивационной сферы личности.

4. Проанализировать особенности мотивационной сферы фрилансеров.

Объект – люди, занимающиеся фрилансом.

Предмет исследования – особенности мотивации фрилансеров.

Эмпирической базой исследования выступили 40 человек, занимающиеся фрилансом в г. Екатеринбург.

Методологической базой работы являются труды отечественных и зарубежных исследователей данной проблемы в области психологии, таких как А.Г. Здравомыслов, Д.Н. Узнадзе, В.В. Сусленко, В.А. Ядов, М. Рокич, В.Г. Алексеева, Г. Олпорт и др.

На основании рассмотренных теоретических аспектов исследования данной проблемы в современной отечественной и зарубежной науке, в работе нами были выдвинута следующая гипотеза:

4 стр., 1907 слов

1.Диагностика мотивационной структуры личности

... социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере о.Ф.Потемкиной ОПИСАНИЕ Методика Потемкиной Ольги Федоровны "Диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере" состоит из ... нный проф иль личн ости диктуется в научном плане общностью мотивации и эмоциональности, и в практическом - существенной ди агностической информативностью. ...

Мотивами в работе фрилансеров является меньшая склонность к общению и взаимодействию с людьми и снижение уровня выраженности боязни быть отвергнутым, которые проявляются с появлением профессионального опыта.

Для проверки гипотезы использована методика:

Опросник аффилиации А. Мехрабиана (адаптация Шапкина), направленный на диагностику уровня аффилиации, а именно двух обобщённых устойчивых мотивов личности, входящих в структуру мотивации аффилиации: стремление к принятию (СП) и страх отвержения (СО).

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

 

Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения особенностей мотивации фрилансеров

 

1.1 Понятие мотивации: основные подходы

 

Проблема мотивов и мотивации поведения — одна из стержневых и наиболее трудных в психологии. Б.Ф. Ломов, в частности, отмечает, что в психологических исследованиях деятельности вопросам мотивации и целеобразования принадлежит ведущая роль. Говоря об актуальности данной темы, он отмечает, что в мотивах и целях наиболее отчетливо проявляется системный характер психического; они выступают как интегральные формы психического отражения. Откуда берутся и как возникают мотивы и цели индивидуальной деятельности? Что они собой представляют? Разработка этих вопросов имеет огромное значение не только для развития теории психологии, но и для решения многих практических задач [11, с.205].

Прежде всего. возникла терминологическая неясность: рядоположено и даже как синонимы употребляются термины «мотивация» и «мотив». Первое понятие используется даже охотнее, так как, понимая под ней процессы детерминации активности человека и животных или же процесс формирования побуждения к действию или деятельности, в неё можно включать что угодно; ведь детерминировать и побуждать может безграничное множество вещей и явлений.

Действительно, мотивацию связывают с потребностями, мотивами, мировоззрениями человека, особенностями его представления о себе, личностными особенностями, функциональными состояниями, переживаниями, знаниями о среде, прогнозе её изменений, ожидаемых последствий, оценки других людей.

Понятие мотивации у человека, по всеобщему признанию, включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки, или диспозиции, идеалы и т.д.

В наиболее широком смысле мотивация иногда определяется как детерминация поведения вообще. Однако многие зарубежные авторы, придерживаясь наиболее узкого определения человеческой мотивации, не включают в число мотивируемых безусловно-рефлекторные акты, аффективно-экспрессивные реакции, фрустрации. Это не совсем оправдано, так как дифференциация понятий мотивации и детерминации должна, по-видимому, идти не по линии исключения некоторых актов поведения человека из числа мотивируемых, а по линии включения дополнительных качественных характеристик в мотивацию как особый вид детерминации. Вместе с тем такая позиция показательна для понимания мотивации как активно-действенного отношения человека к действительности.

В различных определениях мотивации выражается позиция психологов по важнейшему вопросу — о соотношении энергетической и содержательной сторон мотивации. Нередко встречается одностороннее понимание мотивации как чисто энергетического источника активности, не включающего в себя содержательную сторону, конкретные механизмы «распределения» энергии, регуляции поведения.

2 стр., 880 слов

Мотивация поведения: потребности и мотивы

... литературы по проблеме исследования. 1. Понятие мотивации На протяжении многих лет ученые не оставляют надежду изучить мотивацию поведения человека, под которой в настоящее время ... исследования: «Мотивация поведения: потребности и мотивы». Цель исследования: изучить такие компоненты мотивационной сферы человека, как потребности и мотивы. Объект исследования: мотивационная сфера человека. Предмет ...

Так, 3. Фрейд все мотивационные закономерности понимал только как динамически-энергетические; Фриер считает, что мотивация — это энергетический аспект опыта и реакций; Браун и Фарбер определяют мотивацию как энергетическую, динамическую функцию в отличие от обучения как ассоциативной, регулятивной функции. Многие психологи, не формулируя столь прямо своей позиции, вместе с тем фактически преувеличивают, абсолютизируют роль динамических моментов, ставят односторонний, неправомерный акцент на их изучении, игнорируя роль содержательного момента.

Многие российские психологи в понимании и в самом определении мотивации исходят из положения о единстве динамической и содержательной сторон мотивации.

С.Л. Рубинштейн писал: «Мотивация — это через психику реализующаяся детерминация». «Мотивация — это опосредованная процессом ее отражения субъективная детерминация поведения человека миром. Через свою мотивацию человек вплетен в контекст действительности» [11, с.37].

Еще одно понятие, описывающее мотивационную сферу человека, — это «мотив». Мотив — это предмет, который выступает в качестве средства удовлетворения потребности (А.Н. Леонтьев).

При одной и той же потребности мотивами наблюдаемого поведения могут выступать различные предметы. Мотивы есть только у человека. Замечено, что потребность сама по себе не может быть мотивом поведения, так как она способна породить только ненаправленную активность организма. А направленность и организованность поведения обеспечиваются лишь мотивом — предметом данной потребности. Мотивы в отличие от потребностей потенциально осознаваемы [5, с.56].

Взгляды на сущность мотива у психологов существенно расходятся. В качестве мотива назывались самые различные психологические феномены. Это — намерения, представления, идеи, чувства, переживания; потребности, влечения, побуждения, склонности (X. Хекхаузен [13]); желания, хотения, привычки, мысли, чувство долга; морально-политические установки и помыслы (Г.А. Ковалёв); психические процессы, состояния и свойства личности (К.К. Платонов); предметы внешнего мира (А.Н. Леонтьев [4]); установки (А. Маслоу); условия существования (К. Вилюнас ); побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий (B.C. Мерлин) соображение, по которому субъект должен действовать (Ж. Годфруа).

Недаром А.Н. Леонтьев писал, что работы по проблеме мотивации почти не поддаются систематизации — до такой степени различны те значения, в которых употребляется термин «мотив», и что понятие мотива превратилось в большой мешок, в который сложены самые разные вещи.

О вольном использовании понятия «мотив» литераторами, публицистами, юристами и говорить не приходится. Так любая причина поступка, исторического и экономического развития человечества называется мотивом. Неудивительно, что подчас исчезает сам предмет обсуждения, то есть мотив, или же высказываются предположения, что современное понятие мотива описывает не одну, а несколько реальностей, не совпадающих друг с другом[11, с.5].

7 стр., 3416 слов

Мотивы и мотивация. Поведение человека 2

... потребностей Маслоу»?           &nМотивация КАК ПРИЧИНА АКТИВНОСТИ Мотивация как ведущийфактор регуляции активности лич­ности, ее поведения и деятельности представляетисключительный интерес для всех людей. ... что онвсегда отвечает той или иной потребности. Итак, под мотивом мыбудем понимать внут­реннее побуждение личности к тому или иному виду ...

А.Н. Леонтьев считал, что мотивы относятся только к деятельности, но не к действиям, хотя в 1956 году он отмечает, что мотив побуждает отдельное, частное действие. Далее, в более поздних работах он утверждал, что действие не имеет самостоятельного мотива, и рассматривал его только в рамках деятельности.

Если принять это как частный случай осуществления действий, то правомерность утверждения А.Н. Леонтьева становится очевидной — каждое действие в составе деятельности не имеет собственного мотива, но это не значит, что эти действия не мотивированы. Просто для деятельности и действий, входящих в неё, имеется общий мотив. Однако цель деятельности и цель каждого действия, входящего в эту деятельность, не совпадают, хотя и те, и другие обусловлены смыслом деятельности как своеобразным стержнем осуществляемой программы. Действия могут выступать и в качестве поступков. Но может ли быть немотивированным сознательно совершаемый поступок? Поэтому самостоятельные действия должны иметь мотив. В то же время само действие может выступать в качестве деятельности, если оно выполняется в процессе работы. Впрочем, рассматривая подобные случаи, А.Н. Леонтьев пишет, что когда одни и те же действия становятся деятельностью, то эта деятельность приобретает самостоятельный мотив. Подобные случаи он обозначает как «сдвиг мотива на цель» [4. с.32].

Согласно же представлениям Р.А. Пилояна, мотив, наоборот, относится только к действиям, а деятельность он рассматривает в контексте понятия «мотивация». В этом он солидарен с М.Ш. Магомед-Эминовым, который связывает мотивацию не только с подготовкой деятельности, но и с её осуществлением. Вообще-то подобное многообразие взглядов не должно удивлять, если согласиться с тем, что само поведение человека весьма многообразно.

Автор психологической концепции деятельности А.Н. Леонтьев отмечал, что предмет деятельности, являясь мотивом, может быть как вещественным, так и идеальным, но главное, что за ним всегда стоит потребность, что он всегда отвечает той или иной потребности. Разработанная в трудах известных российских психологов концепция личности и деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.) исходит из того, что за мотивами стоят те или иные потребности. При всех разночтениях, имеющихся в современной психологии, понимание мотива как побудительной причины поступков и деятельности, связанной с удовлетворением потребностей, не вызывает сомнения. [4, с.56].

А.А. Реан считает, что объединять в структуре мотивации потребности и мотивы значит лишить термин «мотив» какого-либо самостоятельного содержания.

Многие психологи (например, Е.Ю. Пятаева, Д.А. Леонтьев) очень четко вычленяют собственно мотивы и регуляторы мотивации. В большинстве зарубежных теорий мотивационное поведение рассматривается как результат взаимодействия личностного и ситуационного факторов. Если под первыми понимаются мотивационные диспозиции личности, включающие в себя ценности, потребности, мотивы и установки, то под вторыми — внешние, по отношению к человеку условия. Под этими внешними условиями имеются ввиду не объективные параметры среды, а то, как человек субъективно отражает эти объективные условия, а также то, какое значение он им придает.

В зависимости от ценностных ориентаций мотив может выступать как общественно значимый, значимый для данной группы или общности и индивидуально значимый. В связи с условиями деятельности и характером потребностей в мотивации на первый план могут выдвигаться материальные или духовные побуждения. Большую или меньшую роль в ней играет чувство долга, желание добиться успеха, завоевать авторитет, идентифицироваться с группой, стремление избежать наказания, попытка добиться поощрения и т.д.

4 стр., 1797 слов

Изучение специфических особенностей игровой деятельности взрослого человека

... областного центра, имеющее отношение к игровой деятельности. Предмет исследования - социально - психологические особенности игровой деятельности личности. Цель исследования: изучение специфических особенностей игровой деятельности взрослого человека. Исходя из цели работы, были ...

Итак, понятие мотивации употребляется в двух смыслах:

1. мотивация — это система факторов, вызывающих активность организма и определяющих направленность поведения человека. Сюда включаются такие образования, как: потребности, мотивы, намерения, цели, интересы, стремления;

2. мотивация — это характеристика процесса, обеспечивающего поведенческую активность на определенном уровне. Другими словами — мотивирование.

Рассмотрев феномен мотивации, нам будет легче понять, что же движет людьми, которые становятся фрилансерами.

Итак, под мотивом мы будем понимать внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности

 

1.2 Особенности мотивационной сферы личности

 

Мотивация как движущая сила человеческого поведения, безусловно, занимает ведущее место в структуре личности, пронизывая ее основные структурные образования: направленность личности, характер, эмоции, способности, деятельность и психические процессы.

То, что большинство психологов включает в характер (в частности, различного рода волевые качества), составляет в основном динамическую сторону мотивационной характеристики личности (в отличие от содержательной стороны).

Некоторые из качеств характера выражают чисто динамические характеристики (устойчивость побуждений, переключаемость, возможности волевого подавления импульсивных влечений), другие, кроме динамической стороны выражают и некоторые содержательные характеристики (дисциплинированность, сознание ответственности, общительность).

Мотивация теснейшим образом связана с эмоциями. Эмоционально-ценностное отношение человека к миру, оценочные отношения выражают значимые для человека моменты и составляют ту общую обширнейшую сферу, в пределах которой развертываются не только пассивно-эмоциональные процессы, переживания, но и активно-действенные, актуальные мотивационные процессы. Мотивация поведения принципиально невозможна вне пределов эмоциональной, мотивационно-ценностной сферы.

Говоря о мотивационной сфере личности, следует отметить, что потребности, мотивы, цели — основные составляющие мотивационной сферы человека. Каждая из потребностей может быть реализована во многих мотивах; каждый мотив может быть удовлетворен различной совокупностью целей.

Можно выделить несколько параметров, характеризующих мотивационную сферу человека [7, с.78]:

1. развитость — характеризует качественное разнообразие мотивационных факторов;

2. гибкость — описывает подвижность связей, существующих между разными уровнями организации мотивационной сферы (между потребностями и мотивами, мотивами и целями, потребностями и целями);

3. иерархизированность — это характеристика ранговой упорядоченности строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности.

7 стр., 3483 слов

Взаимосвязь смысловой сферы личности и мотивации учебно-профессиональной ...

... формирование учебно-профессиональной мотивации и смысловой сферы личности является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, ...

Кроме того, в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются интересы, желания и намерения, задачи.

Интерес — это когнитивно-мотивационное состояние познавательного характера, которое связано с одной центральной потребностью. Интересу соответствует особый вид деятельности — ориентировочно-исследовательская. Высший уровень такой деятельности (присущий только человеку) — научные и художественно-творческие изыскания.

Желания и намерения — это ситуативно возникающие и быстро сменяющие друг друга субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действий.

Задача — это частный ситуативно-мотивационный фактор, возникающий тогда, когда в ходе выполнения действий, направленных на достижение определенной цели, возникает трудность, которую преодолевают благодаря постановке конкретной задачи [7, с.67].

В плане воздействия создание мотивов можно обозначить как мотивирование. Мотивирование — это процесс побуждения к деятельности и общению для достижения личных целей или целей организации. Другими словами, мотивировать — значит создать влечение или потребность, побуждающие нас действовать с определенной целью. Потребность выступает как внутренний, а цель — как внешний аспект мотивации [7].

Под мотивами в этом случае обычно понимают активные движущие силы, определяющие поведение человека. Мотивировать людей — значит затронуть их важные интересы, создать им условия для реализации себя в процессе жизнедеятельности. Для этого человек должен:

— быть знаком с успехами (успех — это реализация цели).

Необходимо вместе с тем формулировать цели, в достижении которых он лично заинтересован;

— иметь возможность увидеть себя в результатах своего труда, реализовать себя в труде;

— ощущать свою значимость [2, с.34].

Рассмотрев понятие мотива, мотивации, определив основные характеристики и составляющие мотивационной сферы личности, перейдем к изучению подходов и моделей описания мотивации в психологии.

Разработанные модели мотивации можно классифицировать на два вида: содержательные и процессуальные. Содержательные теории мотивации основаны на идентификации внутренних побуждений (потребностей), заставляющих людей действовать определенным образом. К таким моделям мотивации могут быть отнесены модели, описанные в работах А. Маслоу, Д. Мак-Клелланда и Ф. Герцберга. Более современными являются процессуальные модели мотивации, основанные на том, как ведут себя люди с учетом их воспитания и познаний. Примерами таких моделей являются модель ожидания и модель справедливости. Следует иметь в виду, что хотя эти описания и расходятся по ряду вопросов, они не являются взаимоисключающими [10, с.67].

Одной из наиболее разносторонних является классификация потребностей, предложенная Абрахамом Маслоу. Согласно его классификации, выделяются следующие потребности.

1. Физиологические потребности, обеспечивающие выживание человека. К ним относятся потребности в еде, питье, жилище, отдыхе и сексе.

2. Потребность в безопасности (и уверенности в будущем) — это стремление чувствовать себя защищенным, желание избавиться от неудач и страхов.

3. Социальные потребности включают чувство принадлежности к чему-либо или к кому-либо, чувства принятия тебя другими, социального взаимодействия, привязанности и поддержки.

9 стр., 4253 слов

24.Мотивация и стимулирование профессиональной деятельности

... в коллективе, социальные потребности и т.п.) и индивидуального подхода (потребности личности). Социологические методы базируются на способах мотивации общественного воздействия на людей через "мнение ... чисто кадровых вопросов переходят к разработке систем стимулирования профессиональной деятельности, управлению профессиональным продвижением, предотвращению конфликтов, изучению рынка трудовых ресурсов ...

4. Потребности в уважении включают потребность в самоуважении, личностных достижениях, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.

5. Потребности самовыражения — это стремление реализовать способности к развитию собственной личности.

Для указанной иерархической системы мотивов существует правило: «Следующая ступень мотивационной структуры имеет значение лишь тогда, когда предыдущие ступени реализованы».

Важную роль в реализации оптимальной мотивации играет реализация потребностей в успехе, признании, оптимальной организации труда (учения) и перспективы роста.

Согласно теории Мак-Клелланда, людям присущи три типа потребностей: власти, успеха и причастности [13, с.45].

Потребность власти выражается в желании оказывать воздействие на других. Чаще всего люди с такой потребностью откровенны и энергичны, они не боятся конфронтации и стремятся отстаивать первоначальные позиции. Это хорошие ораторы. У таких людей отсутствует склонность к авантюризму и тирании, главное для них — проявить свое влияние. Такое личностное влияние может стать основой лидерства в небольших группах.

Потребность успеха удовлетворяется не провозглашением успеха человека, что только подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного завершения. Люди с такой потребностью рискуют умеренно, предпочитают ситуации, при которых они могут взять на себя личную ответственность за поиск решения проблемы. Они хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись вполне конкретно. Перед такими людьми необходимо ставить задачи с умеренной степенью риска или возможностью неудачи. Им надо делегировать достаточные полномочия, чтобы была возможность проявить инициативу. Важно регулярно и конкретно поощрять их в соответствии с достигнутыми результатами [10, с.56].

Люди, для которых характерна потребность в причастности, заинтересованы в компании знакомых, оказании помощи другим и налаживании дружеских отношений. Их привлекает работа, которая будет давать значительные возможности социального общения.

По мнению Г. Меррея, существует 2 ведущих мотива личности: это стремление к принятию личности окружающими людьми и страх быть отвергнутым другими людьми.

В контексте изучения мотивационной сферы личности следует рассмотреть феномен аффилиации, под которым понимается потребность человека в установлении, сохранении и упрочении добрых отношений с людьми.

Формирование данной потребности обусловлено характером взаимоотношений с родителями в раннем детстве, со сверстниками и может нарушаться при провоцировании ситуаций, сопряжённых с тревогой и неуверенностью в себе и приводящих к возникновению чувства одиночества, беспомощности. При этом общество других людей позволяет проверить избранный способ поведения и характер реакций на сложную и опасную обстановку. В известной мере близость других приводит и к прямому снижению тревожности, смягчая последствия физиологического и психологического стресса.

Индивид, обладающий этой потребностью, не только постоянно стремится к людям и испытывает удовлетворение от эмоционально положительного общения с ними, но в человеческих отношениях видит один из главных смыслов жизни. Иногда эта потребность становится для человека настолько значимой, что перевешивает остальные.

На основе этой теории А. Мехрабианом был разработан опросник, измеряющий аффилиацию.

Одной из процессуальных моделей является теория ожиданий. Согласно этой теории, ожидание следует рассматривать как оценку данной личностью вероятности определенного события. Например, сделав хорошо работу, мы ожидаем получить более солидное вознаграждение.

Согласно теории мотиваций Мак-Клелланда — Аткинсона, поведение человека в ситуациях, связанных с деятельностью в группе, формирует стремление:

1. к успеху, как желание выделиться, решать проблемы и быть за них ответственным, а также получать конкретные отзывы о своей работе;

2. к власти, как желание влиять на других, управлять ими, получая от собственного могущества моральное удовлетворение;

3. к признанию, т.е. желание установить тесные дружеские связи с окружающими.

В соответствии с теорией поля К. Левина, наблюдаемое в любой момент поведение есть функция поля, в котором оно проявляется. Двумя основными компонентами этого поля являются личность и среда. Подчас легче изменить внешнюю среду, чем самого человека. При совместной деятельности роль среды играет рабочая обстановка, другими словами — климат, сложившийся в организации [9, с.67].

Итак, мы обозначили, что основными составляющими мотивационной сферы человека являются потребности, мотивы, цели, интересы и желания, которые определяют поведение человека и обосновывают его выбор профессии. А также важной потребностью в жизни человека, оказывающей непосредственное влияние на формирование личности, является потребность в установлении контактов, отношений с окружающими людьми.

В работе мы будем придерживаться взглядов Леонтьева о том, что мотивационная сфера не является внутренне однородной структурой, она неразрывно связана с целями в жизни человека и выстраивает направление активности, в том числе и профессиональной. [11, с.45].

 

1.3 Особенности мотивации фрилансеров

 

Изучение влияния ценностных ориентаций личности на различные сферы ее деятельности подтверждает положение о том, что общие и специфические условия деятельности, преломляясь в сознании, по-разному проявляются в реальном поведении. Причина существенных отклонений в поведении одного лица от другого — в субъективном восприятии данных условий, а также различиях в их ценностных ориентациях, в структуре жизненных ценностей различных людей.

Для того чтобы понять мотивацию фрилансера, необходимо обратиться к истории возникновения фриланса как деятельности. Исторически «freelancer» — наемный воин, «free» — означает «свободный», а lance – «копье». Термин фрилансер впервые употребляется Вальтером Скоттом в романе «Айвенго» для описания «средневекового наёмного воина».

Фрила́нсер в переносном значении — вольный художник) — человек, выполняющий работу без заключения долговременного договора с работодателем, нанимаемый только для выполнения определённого перечня работ внештатный работник[17].

Рынок фриланс-услуг в настоящее время уже достаточно развит в Европе и Америке и стремительно развивается в России и странах СНГ, вовлекая всё новых участников как со стороны исполнителей, предлагающих свои услуги, так и со стороны частных лиц и организаций, готовых к сотрудничеству на удалённой основе.

Фриланс-движение — понятие, активно использующееся активистами и сторонниками удалённой формы работы. Регулярно проходящие в разных городах конференции и товарищеские встречи фрилансеров, акции в поддержку коллег позволяют говорить о существовании фриланс-культуры, имеющей свои индивидуальные черты [17].

Явление фриланса в России развивалось во многом благодаря кризису большое число людей за 2008-2009 гг. потеряло постоянную работу, а по прогнозам исследователей в наступающем 2011 году не ожидается снижения роста безработицы. Независимые консультанты и фрилансеры отмечают, что заняться фрилансом их сподвиг кризис — в конце 2008 года было достаточно трудно найти высокооплачиваемую работу в соответствии с квалификацией, а на прежнем месте стало скучно», но с течением времени такой вид работы стал для них основным [18].

Сейчас freelance – это любая профессия независимого характера. Наиболее традиционно представление о «свободных художниках» как о гуманитариях. Фрилансеры – люди различных возрастных категорий, имеют самые разные специальности. Таким образом работают журналисты, переводчики, бухгалтеры, дизайнеры, программисты, копирайтеры, юристы, работники сферы туризма и т.д. Также фрилансером является работник, приглашенный для выполнения работ в ходе аутстаффинга. Будучи вне постоянного штата какой-либо компании, фрилансер может одновременно выполнять заказы для разных клиентов.

Фрилансер чаще всего сам предлагает свои услуги — через интернет, газетные объявления или пользуясь «сарафанным радио», то есть личными связями. Фриланс особенно распространён в таких областях деятельности, как журналистика (и другие формы деятельности, связанные с написанием текстов), компьютерное программирование и дизайн во всех его проявлениях (реклама, веб-дизайн, дизайн интерьера и т. д.), перевод, разного рода консультационная деятельность.

Потенциальный фрилансер должен обладать рядом качеств. Он должен быть организованным человеком, ведь он сам себе начальник, сам решает, в каком порядке и в какое время нужно выполнять те или иные задания. Недостаток планирования может обернуться потерей клиентов и репутации настоящего профессионала. Для успешной работы фрилансеру нужно уметь точно рассчитывать свои силы, грамотно распоряжаться своим временем. Он должен хорошо понимать, что рассчитывать на помощь сострадательных коллег не придется, если работа окажется «не по зубам».

Фрилансер должен обладать масштабным видением, так как ему приходится решать не только творческие, но и финансовые вопросы. Коммуникабельность и обаяние играют решающую роль в налаживании деловых связей. Они выручают, когда придется назначать и вести переговоры, заниматься саморекламой, ходить на собеседования. Полезно иметь крепкую нервную систему: когда работаешь исключительно «на себя, а не на дядю», занятость очень нестабильная, так что нет возможности рассчитать доход даже в ближайший месяц, не говоря уж о долгосрочных планах [17].

Фрилансер не должен ждать ни от кого толчка, чтобы приступить к выполнению задания и не иметь привычки откладывать все на последний момент, рассчитывая на благосклонность заказчика.

Мотивация у всех фрилансеров разная, на первых порах, чаще всего, это желание обрести независимость, а не жажда быстрой наживы, хотя и последнее не исключается. Фрилансер должен быть человеком образованным, целеустремленным, динамичным и должен очень дорожить своей репутацией.

Обеспечивать работой фрилансер должен себя сам, от этого и зависит его доход. Найти работу можно на биржах фриланса, оставляя заявки к имеющимся проектам. Можно предлагать свои услуги на тематических форумах или же стать членом команды, всевозможных веб-студий, агентств сейчас предостаточно. Немало фрилансеров сотрудничают на постоянной основе с солидными компаниями, издательствами, которые весьма достойно, а главное, регулярно оплачивают их труд.

Не всегда сразу же удается обрести постоянных заказчиков, готовых достойно оплачивать работу. Сначала нужно заявить о себе, поэтому приходится выполнять достаточно сложные заказы за невысокое вознаграждение. Но этот период быстро проходит, если фрилансер действительно хороший специалист в своей области. За короткий промежуток времени он наработает несколько лестных отзывов и составит себе неплохое портфолио. Подавляющее большинство потенциальных заказчиков на это обращают внимание и выбирают в качестве исполнителя человека с опытом [19].

У каждого вида занятости есть свои преимущества и недостатки. Содержание фрилансера обходится зачастую дешевле, потому что для него не нужно обустраивать рабочее место, и ему не положен фиксированный оклад. К его услугам обращаются по мере надобности, и оплачиваются они, как правило, попроектно [17].

Согласно первой всероссийской переписи фрилансеров, проведенной в конце прошлого года проектом Free-lance.ru и Высшей школой экономики среди 13 тысяч фрилансеров, сами фрилансеры отмечают следующие недостатки такого рода деятельности: на первом месте указывается нестабильность доходов (59%), далее идет высокий риск обмана заказчиком (51%), и со значительным отрывом следуют необходимость самостоятельно обеспечивать свою занятость (33%) и отсутствие социальный гарантий (30%).

Около трети фрилансеров работает без выходных, по семь дней в неделю, еще 30% — лишь с одним выходным, и пятая часть имеет десятичасовой рабочий день. Ночную работу также никто не отменял — почти 70% фрилансеров работают с девяти вечера до полуночи, 40% — до трех ночи. Но такой свободный график подходит далеко не всем [18].

Итак, деятельность фрилансера привлекает огромное количество молодых людей, но не так много тех, кто добивается в этой сфере успеха. Фриланс предъявляет особые требования к человеку. Поскольку без внутренней силы, нацеленности на результат, четкой формулировки целей и задач невозможно достигнуть успеха в данном виде бизнесе. Таким образом, изучение мотивации фрилансера позволит выявить его выбор такого профессионального пути.

Мотивационная сфера фрилансера, бесспорно, имеет огромное значение в формировании и развитии его личности, в регуляции его поведения и деятельности. В зависимости от устремлений, которые он пытается реализовать, жизненные сферы (профессиональная, обучения и образования, семейная, общественная жизнь и сфера увлечений) обладают для разных людей различной степенью значимости.

В отечественной практике профконсультирования долгое время был распространен подход, основывающийся на том, что профессиональная деятельность является основным содержанием жизни человека. Однако практика показала, что для одного человека профессиональная жизнь — это возможность удовлетворения потребности в общении, для другого — это средство зарабатывания денег, а для третьего на первый план выступает сфера семейной жизни и т.д. Таким образом, сопоставляя преобладающие мотивы индивида с доминирующими для него жизненными сферами, можно определить и доминирующую направленность данной личности [1, с.13].

мотивация фрилансер личность

Глава 2. Эмпирическое изучение мотивационной сферы фрилансеров

 

2.1 Организация и методы исследования

 

На основании анализа теоретических концепций по проблеме исследования мотивации, нами были выделены следующие категории исследовательской работы.

Поэтому цель исследования – изучить особенности мотивации фрилансеров.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. изучить научную литературу, провести ее анализ по выбранной тематике исследования;

2. подобрать методики, направленные на исследование мотивов в работе фрилансеров;

3. проанализировать особенности мотивационной сферы фрилансеров;

4. сравнить особенности мотивации фрилансеров с разным стажем деятельности.

5. подвести выводы.

Объект – люди, занимающиеся фрилансом, в возрасте от 22 лет до 40 лет.

Предмет исследования – особенности мотивации фрилансеров.

В работе нами выдвинута следующая гипотеза:

Мотивами в работе фрилансеров является меньшая склонность к общению и взаимодействию с людьми и снижение уровня выраженности боязни быть отвергнутым, которые проявляются с появлением профессионального опыта.

Для проверки гипотезы использована методика:

Опросник аффилиации А. Мехрабиана (адаптация Шапкина) [7], направленный на диагностику уровня аффилиации, а именно двух обобщённых устойчивых мотивов личности, входящих в структуру мотивации аффилиации: стремление к принятию (СП) и страх отвержения (СО).

Выборка состоит из 40 человек. Исследование проводилось сентября по октябрь 2010 года.

Выборка была разделена нами на три группы. В первую группу вошли фрилансеры со стажем работы в данной сфере до 1 года, во вторую группу- со стажем до 3 лет, в третью – со стажем более 3 лет.(Приложения 1-3)

Все участники исследования обучаются и работают в городе Екатеринбурге.

Психологическое исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе была определена тема нашего исследования. На основе анализа литературы, наблюдения и беседы с испытуемыми были определены цель, задачи, предмет и объект исследования, и в соответствии с ними выдвинута гипотеза.

На втором этапе была осуществлена подготовка и организация исследования. Далее проводилась экспериментальная работа, связанная с проверкой гипотезы исследования. Осуществлялся анализ и обработка результатов эксперимента.

На третьем этапе было проведено обобщение и систематизация полученных данных, описание теоретических и практических выводов.

 

2.2 Характеристика методики исследования

 

В исследовании использовалась методика — опросник А. Мехрабиана (адаптация Шапкина), направленный на диагностику уровня аффилиации. Методика предназначена для диагностики двух обобщённых устойчивых мотивов личности, входящих в структуру мотивации аффилиации: стремление к принятию (СП) и страх отвержения (СО).

Аффилиация (от англ. to affiliate — присоединять, присоединяться) — стремление человека быть в обществе других людей.Потребность в аффилиации — это потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравиться, привлекать внимание, интерес, чувствовать себя ценной и значимой личностью.

Мюррей в 1938 г. описывал мотив (потребность) в аффилиации следующим образом:

— Заводить дружбу и испытывать привязанность.

— Радоваться другим людям и жить вместе с ними.

— Сотрудничать и общаться с ними.

— Любить.

— Присоединяться к группам.

Испытуемым, проходящим тестирование по данной методике, предлагается 30 суждений, ознакомившись с которыми им необходимо выразить степень своего согласия с каждым из этих суждений при помощи следующей шкалы: + 3 – полностью согласен, + 2 – согласен, + 1 – скорее согласен, чем не согласен, 0 – ни да, ни нет, — 1 – скорее не согласен, чем согласен, — 2 – не согласен, — 3 – полностью не согласен. Меру своего согласия с тем или иным утверждением нужно выразить цифрой с соответствующим знаком, проставленной на листе бумаги рядом с номером данного суждения.

По каждой из представленных шкал в отдельности определяется сумма баллов, полученных испытуемым. Для этого пользуются ключом и переводными оценочными шкалами.

Для каждого из испытуемых отдельно устанавливаются уровень развития мотива «стремление к людям» и уровень развития мотива «боязнь быть отвергнутым». При этом пользуются следующей суммарной шкалой:

Сумма баллов от 32 до 80 – низкий уровень развития данного мотива.

Сумма баллов от 81 до 176 – средний уровень развития мотива.

Сумма баллов от 177 до 224 – высокий уровень развития мотива.

Предлагаемый опросник оценивает две мотивационные тенденции, функционально взаимосвязанные и соотносимые с потребностью аффилиации: стремление к людям и боязнь быть отвергнутыми. Соответственно, испытуемым предлагаются для ответов два разных опросника, один из которых предназначен для оценки первой мотивационной тенденции, а другой – второй.

 

2.3 Анализ результатов исследования

 

Полученные результаты представим на рис.1. По шкале «стремление к людям» превалируют средние значения. Как указывают авторы методики средние значения по этой шкале, могут мало, что сказать о возможном поведении человека и его переживаниях, связанных с человеческими отношениями.

Более информативны в данной методике высокий и низкий уровень.

 

Рисунок 1 Распределение выраженности стремления к людям у фрилансеров по уровням ( в %)

 

Как видно из полученных результатов, у 30% фрилансеров, отмечается низкий уровень стремления к людям, что говорит о том, что не всегда от общения с людьми они испытывают положительные эмоции, это сдерживает их в контактах с людьми.

Только 12 % отмечают у себя желание контактировать и общаться с людьми и получают от общения положительные эмоции.

Обратимся к сравнительному анализу средних тенденций по шкале «стремление к людям» у фрилансеров с разным стажем деятельности в этой области (табл. 1).

 

Таблица 1 Распределение выраженности стремления к людям у фрилансеров, в зависимости от стажа деятельности (в %)

Уровень выраженности стремления к людям Стаж деятельности
До 1 года 1 – 3 года Более 3 лет
Высокий
Средний
Низкий

 

Как видно из данной таблицы, тенденция к снижению стремления к общению с людьми, отмечается уже после трех лет фриланс- деятельности.

Наиболее высоким уровнем стремления к людям обладают фрилансеры, чей стаж деятельности находится в пределах от 1 до 3 лет. Скорее всего, результат свидетельствует об успешном преодолении стадии адаптации к данной деятельности и освоении профессиональных функций.

Тогда, как с появлением профессионального опыта, отмечается меньшая склонность к общению и взаимодействию с людьми, что отражается в увеличении количества фрилансеров, имеющих низкий уровень выраженности стремления к людям. Данный уровень имеет в зависимости от стажа тенденцию роста, это четко видно в данной таблице.

По методике аффилиации были получены результаты изучения уровня выраженности боязни быть отвергнутым, представленные на рис.2.

Рисунок 2. Распределение выраженности боязни быть отвергнутым у фрилансеров по уровням ( в %)

 

Как видно из рис. 2, большинству респондентов (72 %) характерен средний уровень выраженности боязни быть отвергнутым. То есть фрилансеры в большинстве чувствуют себя уверенно, самодостаточны и внешние факторы, такие как – отвержение со стороны других, не сильно влияют на их эмоциональное самочувствие.

Данная тенденция мало информативна, более интересно рассмотреть крайние значения.

Низкий уровень боязни быть отвергнутым присутствует у существенного количества опрошенных – 25 % выборки. Это может сказать нам об адаптации фрилансеров в социуме, либо о незаинтересованности контактов с другими.

Важно отметить, что высокий уровень боязни быть отвергнутым проявляется только у 3 % выборки, что еще раз подтверждает независимость фрилансеров, занимающихся данным бизнесом от других людей, ориентацию больше на собственные интересы и потребности.

Сравнительный анализ уровней выраженности боязни быть отвергнутым фрилансеров, отличающихся по стажу деятельности представлен в табл. 2.

Таблица 2 Распределение выраженности боязни быть отвергнутым у фрилансеров, в зависимости от стажа деятельности (в %)

Уровень выраженности боязни быть отвергнутым Стаж деятельности
До 1 года 1 – 3 года Более 3 лет
Высокий
Средний
Низкий

 

Итак, наиболее выраженный уровень боязни быть отвергнутым и наиболее низкий уровень наблюдается у фрилансеров со стажем более трех лет.

Данное противоречие мы можем объяснить тем, что у некоторых фрилансеров со стажем более трех лет, имеющих высокий уровень, появляется психологическое напряжения в этот период деятельности, связанное с возрастом и нарастающей профессиональной конкуренцией.

Большинство фрилансеров этого периода все же имеет низкий уровень (44% со стажем более 3-х лет), который можно объяснить тем, что все-таки фрилансеры достаточно уверенно себя чувствуют, состоялись в данном бизнесе, имеют планы на будущее, и такая боязнь как возможность быть отвергнутым не влияет в целом на их эмоциональное состояние.

Также фрилансеры, имеющие стаж деятельности более трех лет, обладают наименьшим уровнем выраженности боязни быть отвергнутым, поскольку находятся в наиболее благоприятной психологической обстановке. Обладая большим стажем и уже добившись каких-либо профессиональных успехов, они более независимы и уверены и будущем.

Таким образом, анализируя результаты, полученные по данной методике, можно сделать вывод, что наиболее высоким уровнем стремления к людям обладают фрилансеры, чей стаж деятельности находится в пределах от 1 до 3 лет. С появлением профессионального опыта, отмечается меньшая склонность к общению и взаимодействию с людьми, что отражается в увеличении количества фрилансеров, имеющих низкий уровень выраженности стремления к людям. Тенденция к снижению уровня наблюдается с достижением стажа более 3-х лет.

Более низкий уровень боязни быть отвергнутым отмечается у фрилансеров со стажем деятельности более трех лет. Это можно объяснить тем, что все-таки большая часть фрилансеров в этой группе достаточно уверенно себя чувствуют, имеют планы на будущее и не нуждаются в помощи других.

 

Заключение

 

Огромное значение в наполненности личности играет мотивационная сфера человека. Она определяют наиболее важные, значимые аспекты жизни, составляя основу ядра личности, определяя ее направленность, влияет на систему межличностных отношений, задавая ей определенную знаковую модальность.

Формирование мотивационной сферы является неотъемлемой частью развития личности человека. Мотивационная сфера неразрывно связана с ценностями и ценностными ориентациями человека, его целями в жизни. Основными составляющими мотивационной сферы человека являются потребности, мотивы, цели, интересы и желания, которые определяют поведение человека и обосновывают его выбор профессии.

Отечественные психологи в основном говорят о потребностно мотивационных образованиях, а не о ценностно-мотивационных. На значимость последних обращают внимание в своих исследованиях Э.С. Чугунова, Р.Х. Шакуров, Е.Ю. Пятаева, Д.А. Леонтьев.

Появление фрилансеров на современном рынке труда — явление новое. Фриланс как любая деятельность, предъявляет особые требования к человеку, которые являются основополагающими, поскольку без внутренней силы, нацеленности на результат, четкой формулировки целей и задач невозможно достигнуть успеха в данном бизнесе.

Цель нашей работы была достигнута. Были изучены основные особенности мотивационной сферы фрилансеров.

Для достижения цели, были решены следующие задачи:

1. Проанализированы понятия мотива, мотивации, мотивированности.

2. Определена сущность мотивационной сферы личности.

3. Описаны основные подходы к исследованию мотивационной сферы личности.

4. Проанализированы особенности мотивации в работе фрилансеров.

В результате исследования, мы пришли к выводу о том, что наиболее высоким уровнем стремления к людям обладают фрилансеры, чей стаж деятельности находится в пределах от 1 до 3 лет. С появлением профессионального опыта, отмечается меньшая склонность к общению и взаимодействию с людьми, что отражается в увеличении количества фрилансеров, имеющих низкий уровень выраженности стремления к людям. Тенденция к снижению уровня наблюдается с достижением фрилансерами стажа более 3-х лет.

Более низкий уровень боязни быть отвергнутым был отмечен у фрилансеров со стажем деятельности более трех лет. Это можно объяснить тем, что все-таки большая часть фрилансеров в этой группе достаточно уверенно себя чувствуют в данном бизнесе, имеют планы на будущее и не нуждаются в помощи других.

Таким образом, цель, поставленная в данной работе, достигнута, задачи решены, а гипотеза, поставленная в начале исследования, нашла свое подтверждение. В целом наше исследование позволило проследить тенденции и сделать выводы об особенностях мотивации в работе фрилансеров. Полученные результаты могут быть использованы в работе кадровых агентств для разработки программ адаптации.

 

Список литературы

 

1. ЗеерЭ.Ф. Психология профессий: уч. пособие. М.: Екатеринбург, 2007

2. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. – М., 2006.

3. Климов Е.А. Введение в психологию труда. — М., 2007

4. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личным: социогенез и феноменология ценностей регуляции деятельности / /Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. — Психология, 2006.

5. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. 2-е изд. – М.: Смысл, 2006.

6. Немов Р.С. Психология: Кн. 1. Общие основы психологии. – М., 2004.

7. Немов Р.С. Психология: Кн. 2. Психология образования.– М., 2004.

8. Олпорт Г. Личность в психологии. — М., 2005.

9. Попов В.А., Кондратьева О.Ю. Изучение мотивационно-ценностных ориентаций молодежи. // Социс.- 1999 — №6.

10. Рогов М.Г. Ценности и мотивы личности в системе непрерывного профессионального образования – автореф. дисс. на соискание уч. ст. д.п.н. – Ярославль, 2007.

11. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений А.Н. Сухов, А.А. Бодалёв, В.Н. Казанцев и др.; Под ред. А.Н.Сухова, А.А. Деркача. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

12. Социология молодежи. Учебник / Отв. ред. В.Т. Лисовский. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. — С. 154-170;

13. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – М., 2006.

14. Человек и его работа. Социологическое исследование / Под ред. А.Г. Здравомыслова. — М., 2006.

15. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. — М., 2005.

16. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека.- М.: Просвещение, 2002.

Приложение 1

 

Сводная таблица эмпирических данных в группе со стажем от 0-1 года

ФИО Стаж (мес) Опросник аффилиации
к людям быть отвергнутым
Казанцева Ю.Г.
Сычева А.
Виктория
Карина С. 0,5
Марина И.
Кузнецова И.
Погодаева О.
Науменко Н.
Ольга К. 1,5
Ивонина Л.
Анжела О.
Катерина Е.

 

Приложение 2

 

Сводная таблица эмпирических данных в группе со стажем 1-3 лет

ФИО Стаж Опросник аффилиации
к людям быть отвергнутым
Фомичева А.И. 1,4
Матвеева М.С.
Слепнева З.А.
Боровцова О. 2,3
Фролова Т. 1,5
Боровикова Ю.
Катеринич А.О.
Зырянова Э.
Боярских А.
Иванова О.
Кошкина В.А. 1,5

 

Приложение 3

 

Сводная таблица эмпирических данных в группе со стажем более 3 лет

ФИО Стаж (лет) Опросник аффилиации
к людям быть отвергнутым
Попова О.В.
Роза И.
Марина Р.
Петкина М.И.
Каримова О.В. 4,3
Демина М.Р.
Соловьева И.И.
Наследова Г.И.
Кислицина А.В.
Лопатина Н.
Каменева О.
Каюмова М.
Ксюша К.
Танюшка
Арбенина Н.
Даша И

 

Опросник аффилиации Мехрабиана ( адаптация Шапкина)

 

Под аффилиацией понимается потребность человека в установлении, сохранении и упрочении добрых отношений с людьми. Индивид, обладающий этой потребностью, не только постоянно стремится к людям и испытывает удовлетворение от эмоционально положительного общения с ними, но в человеческих отношениях видит один из главных смыслов жизни. Иногда эта потребность становится для человека настолько значимой, что перевешивает остальные. Аффилиация для людей педагогических профессий должна быть одной из главных потребностей и, по крайней мере, не уступать тем потребностям, удовлетворение которых, напротив, как-то разъединяет людей.

Существует несколько методик для оценки аффилиации. Наиболее валидной, надежной, но вместе с тем и самой трудоемкой является проективная методика. Однако эта потребность такова по своей природе, что для ее диагностики с успехом могут быть использованы и методики опросного типа. Одна из таких методик описывается далее.

Испытуемые, проходящие тестирование по данной методике, перед началом исследования получают инструкцию следующего содержания:

Инструкция: «Вам предлагается несколько десятков суждений, ознакомившись с которыми необходимо выразить степень своего согласия с каждым из этих суждений при помощи следующей шкалы:

 

+ 3 – полностью согласен,

+ 2 – согласен,

+ 1 – скорее согласен, чем не согласен,

0 – ни да, ни нет,

— 1 – скорее не согласен, чем согласен,

— 2 – не согласен,

— 3 – полностью не согласен.

 

Меру своего согласия с тем или иным утверждением можно выразить цифрой с соответствующим знаком, проставленной на листе бумаги рядом с номером данного суждения».

Предлагаемый опросник оценивает две мотивационные тенденции, функционально взаимосвязанные и соотносимые с потребностью аффилиации: стремление к людям и боязнь быть отвергнутыми. Соответственно, испытуемым предлагаются для ответов два разных опросника, один из которых предназначен для оценки первой мотивационной тенденции, а другой – второй.

Шкала теста для оценки силы стремления к людям

 

1. Я легко схожусь с людьми.

2. Когда я расстроен, то обычно больше предпочитаю быть среди людей, чем оставаться одному.

3. Если бы мне пришлось выбирать, то я предпочел бы, чтобы меня считали способным и сообразительным, а не дружелюбным и общительным.

4. Я нуждаюсь в близких друзьях меньше, чем большинство людей.

5. Я часто и охотно говорю с людьми о своих переживаниях.

6. От хорошего фильма или книги я получаю большее удовольствие, чем от хорошей компании.

7. Мне нравится иметь как можно больше друзей.

8. Я скорее предпочел бы провести свой отдых вдали от людей, чем на оживленном курорте.

9. Я думаю, что большинство людей славу и почет ценят больше, чем дружбу.

10. Я предпочел бы самостоятельную работу коллективной.

11. Излишняя откровенность с друзьями может повредить.

12. Когда я встречаю на улице знакомого, я всегда стараюсь перекинуться с ним парой слов, а не просто пройти мимо, поздоровавшись.

13. Независимость и свободу от личных привязанностей я предпочитаю прочным дружеским узам.

14. Я посещаю компании и вечеринки потому, что это хороший способ завести друзей.

15. Если мне нужно принять важное решение, то я скорее посоветуюсь с друзьями, чем стану обдумывать его один.

16. Я не доверяю слишком открытому проявлению чувств.

17. У меня много близких друзей.

18. Когда я нахожусь с незнакомыми людьми, мне совсем не важно, нравлюсь я им или нет.

19. Индивидуальные игры и развлечения я предпочитаю групповым.

20. Эмоционально открытые люди привлекают меня больше, чем сосредоточенные и серьезные.

21. Я скорее предпочту интересную книгу или схожу в кино, чем проведу время на вечеринке.

22. Путешествуя, я больше люблю общаться с людьми, чем просто наслаждаться видами и посещать достопримечательности одному.

23. Мне легче решить трудную проблему, когда я обдумываю ее один, чем тогда, когда я ее обсуждаю с друзьями.

24. Я считаю, что в трудных жизненных ситуациях скорее нужно рассчитывать на свои силы, чем надеяться на помощь друзей.

25. Даже в обществе друзей трудно полностью отвлечься от забот и срочных дел.

26. Оказавшись на новом месте, я быстро приобретаю новый круг знакомых.

27. Вечер, проведенный за любимым занятием, привлекает меня больше, чем общение с людьми.

28. Я избегаю слишком близких отношений с людьми, чтобы не потерять личную свободу.

29. Когда у меня плохое настроение, я скорее стараюсь не показывать окружающим свои чувства, чем пытаться с кем-нибудь поделиться ими.

30. Я люблю бывать в обществе и всегда рад провести время в хорошей компании.

1. Я легко схожусь с людьми. 2. Когда я расстроен, то обычно больше предпочитаю быть среди людей, чем… 3. Если бы мне пришлось выбирать, то я предпочел бы, чтобы меня считали способным и сообразительным, а не дружелюбным…

Шкала теста для оценки боязни быть отвергнутым

 

1. Я стесняюсь идти в малознакомое общество.

2. Если вечеринка мне не нравится, я все равно не ухожу первым.

3. Меня бы очень задело, если бы мой близкий друг стал противоречить мне при посторонних людях.

4. Я стараюсь меньше общаться с людьми критического склада ума.

5. Обычно я легко схожусь с незнакомыми людьми.

6. Я не откажусь пойти в гости из-за того, что там будут люди, которые меня не любят.

7. Когда два моих друга спорят, я предпочитаю не вмешиваться в их спор, даже если с кем-то из них не согласен.

8. Если я попрошу кого-то пойти со мной, а он мне откажет, то я не решусь попросить его снова.

9. Я осторожен в высказывании своего мнения, пока хорошо не узнаю человека.

10. Если во время разговора я чего-то не понял, то лучше промолчу, чем прерву говорящего и попрошу повторить сказанное.

11. Я открыто критикую людей и ожидаю от них того же.

12. Мне трудно говорить людям «нет».

13. Я все же могу получить удовольствие от вечеринки, даже если вижу, что одет не по случаю.

14. Я болезненно воспринимаю критику в свой адрес.

15. Если я не нравлюсь кому-то, то стараюсь избегать этого человека.

16. Я не стесняюсь обращаться к людям за помощью.

17. Я редко противоречу людям из боязни их задеть.

18. Мне часто кажется, что незнакомые люди смотрят на меня критически.

19. Всякий раз, когда мне предстоит идти в незнакомое общество, я предпочитаю брать с собой друга.

20. Я часто говорю то, что думаю, даже если это неприятно собеседнику.

21. Я легко осваиваюсь в новом коллективе.

22. Временами у меня возникает чувство, что я никому не нужен.

23. Я долго переживаю, если посторонний человек нелестно высказался в мой адрес.

24. Я никогда не чувствую себя одиноким в компании.

25. Меня очень легко задеть, даже если это не заметно со стороны.

26. После встречи с новым человеком меня обычно мало волнует, правильно ли я себя вел.

27. Когда мне необходимо за чем-то обратиться к официальному лицу, я почти всегда жду, что мне откажут.

28. Когда нужно попросить продавца показать понравившуюся мне вещь, то я чувствую себя неловко.

29. Если я недоволен тем, как ведет себя мой знакомый, я обычно прямо указываю ему на это.

30. Если в транспорте я сижу, мне кажется, что люди смотрят на меня с укором.

31. Оказавшись в незнакомой компании, я скорее включаюсь в беседу, чем остаюсь в стороне.

32. Я стесняюсь просить, чтобы мне вернули книгу или какую-либо другую вещь, занятую на время у меня.

1. Я стесняюсь идти в малознакомое общество. 2. Если вечеринка мне не нравится, я все равно не ухожу первым. 3. Меня бы очень задело, если бы мой близкий друг стал противоречить мне при посторонних людях.

Оценка результатов

 

По каждой из представленных выше шкал в отдельности определяется сумма баллов, полученных испытуемым. Для этого пользуются ключом и переводными оценочными шкалами, представленными ниже.

 

Ключ к шкале « стремление к людям »: +1, +2, -3, -4, +5, -6, +7, -8, -9, -10, -11, +12, -13, +14, +15, -16, +17, -18, -19, +20, -21, +22, -23, -24, -25, +26, -27, -28, -29, +30.

 

Ключ к шкале « боязнь быть отвергнутым »: +1, +2, +3, +4, -5, -6, +7, +8, +9, +10, -11, +12, -13, +14, +15, -16, +17, +18, +19, -20, -21, +22, +23, -24, +25, -26, +27, +28, -29, +30, -31, +32.

Для определения суммы баллов по каждой шкале используется следующая процедура. Пунктам опросника, помеченным в ключе знаками «+», приписываются баллы в соответствии со следующей переводной шкалой, где в числителе представлены оценки, данные испытуемыми соответствующим суждениям, а в знаменателе – те баллы, которые в конечном счете должны получить эти пункты шкалы, и которые суммируются:

 

— 3 -2 -1 0 1 2 3

1 2 3 4 5 6 7

 

Пунктам опросника, помеченным в ключе знаком «–», точно так же приписываются баллы, но в соответствии с другим соотношением:

— 3 -2 -1 0 1 2 3

7 6 5 4 3 2 1

По каждой из представленных выше шкал в отдельности определяется сумма баллов, полученных испытуемым. Для этого пользуются ключом и переводными…   Ключ к шкале « стремление к людям »: +1, +2, -3, -4, +5, -6, +7, -8, -9, -10, -11, +12, -13, +14, +15, -16, +17, -18,…

Выводы об уровне развития

 

Для каждого из испытуемых отдельно устанавливаются уровень развития мотива «стремление к людям» и уровень развития мотива «боязнь быть отвергнутым». При этом пользуются следующей суммарной шкалой:

Сумма баллов от 32 до 80 – низкий уровень развития данного мотива.

Сумма баллов от 81 до 176 – средний уровень развития мотива.

Сумма баллов от 177 до 224 – высокий уровень развития мотива.

Возможны следующие типичные сочетания двух обсуждаемых мотивов и способы их интерпретации:

1. Высокий уровень развития мотива «стремление к людям», сочетаемый с высоким уровнем развития мотива «боязнь быть отвергнутым». Индивид, имеющий такое сочетание обоих мотивов, характеризуется сильно выраженным внутренним конфликтом между стремлением к людям и их избеганием, который возникает каждый раз, когда ему приходится встречаться с незнакомыми людьми.