Экспертная оценка гармоничности личности +

О.И.Мотков, 1998

ЭКСПЕРТНАЯ

ОЦЕНКА

ВЫРАЖЕННОСТИ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ

учащихся, СТУДЕНТОВ И ДРУГИХ КАТЕГОРИЙ

ЛИЦ, ОБСЛЕДОВАННЫХ ПО МЕТОДИКАМ ПАКЕТА «ГАРМОНИЯ»,

СО СТОРОНЫ

ИХ РОДИТЕЛЕЙ, педагогов, коллег или ДРУЗЕЙ

(внешняя оценка

выраженности характеристик, входящих

в показатель «Гармоничность личности»

авторской методики «Личностная биография»)

«Эксперту»

предлагается оценить степень выраженности некоторых признаков гармоничности личности хорошо знакомых ему лиц школьного возраста или взрослых

по восьми вопросам методики «Личностная биография»:

№№ 4, 7, 9, 18, 19, 22, 23, 25.

Все они относятся к фактору «Гармоничность личности».

Если экспертом является, например,

классный руководитель или педагог учреждения дополнительного образования, то экспериментатор предлагает ему оценить своих подопечных по готовой таблице, в которой в верхней строке указываются фамилии, пол ребят, а в левой колонке — восемь вопросов с подвопросами, относящихся к изучаемому фактору «Гармоничность личности». Получаемые данные

экспериментатор обрабатывает

сам по правилам Обработки данных методики «Личностная биография», с поправкой на измененное число вопросов

фактора «Гармоничность личности» (вместо стандартных 12 здесь учитываются

ответы лишь на

8 вопросов).

Инструкция эксперту: Оцените, пожалуйста, некоторые особенности

личности хорошо знакомых Вам учащихся (студентов, и др.), ВЫБИРАЯ ДЛЯ ЭТОГО СВОЙ ОТВЕТ

в Шкале возможных ответов и записывая его цифрой в

таблице — в колонке данного оцениваемого

напротив вопроса или подпункта вопроса, на который Вы отвечаете. Если в вопросе есть подпункты, например, 4.1., 4.2., 4.3., и т. д., то нужно давать ответы обязательно по каждому подпункту !

Возможно, на некоторые вопросы Вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь выбрать интуитивно наиболее соответствующий реальному положению дел ответ. Следите за тем, чтобы Ваш ответ был записан точно напротив номера вопроса (или подвопроса), на который Вы в данный момент отвечаете.

5 стр., 2445 слов

Ответы на поставленные вопросы

... или тактильного каналов, и т.д. На этом ответы на поставленные вопросы заканчиваются. В заключение, ещё раз хочу отметить, что ... в человеческом теле. Почему вы анализируете только опрокидывание? Ответ:На этот вопрос я уже ответил выше, но, если угодно, ... -методист рукопашного боя по системе А.А. Кадочникова Ответы на поставленные вопросы Публикуется с разрешения автора. Опубликованием в журнале "Теория ...

ЖЕЛАЕМ

ПРОДУКТИВНОЙ

РАБОТЫ !

ШКАЛА

ВОЗМОЖНЫХ

ОТВЕТОВ

1

2 3 4 5 -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Нет

Скорее, нет

Средний уровень

Скорее, да

Да

Может быть, иногда

Психологическая гармония — это комплексная характеристика человека,

проявляющаяся и в личности (мотивации и эмоциональной сфере), и в психических процессах, и в поведении. Включает три группы признаков: 1) согласие с собой —

оптимальный баланс различных мотиваций друг с другом, с психическими и физическими возможностями, желаний и поведения (внутренняя гармония); согласие с людьми, с живой и неживой природой — оптимальные, преимущественно поло-жительные отношения с ними; 2) наличие здоровья — психического, личностного, духовно-личностного, социального, физического; 3) оптимальная сбалансированность

разнонаправленных и полярных мотиваций, положительных и отрицательных эмоций и состояний, желаемого и реально осуществимого, принимаемого и не принимаемого в себе и в мире, желаний и психологических и физических возможностей, и т. п.

Высокий уровень психологической гармоничности выражается следующим диапазоном пропорций, балансов перечисленных характеристик личности и психики в целом:

(1,8 (5,0): 1 или, усредненно, примерно

3: 1.

ТАБЛИЦА 1.

Оценка выраженности характеристик личности оцениваемого

(оценивает или педагог, или родители, или друзья)

Дата…

Эксперт (ФИО, должность)…

Класс (группа)… Школа (вуз)…Регион…

№№

ВОПРОС

№№ оцениваемого, его фамилия и инициалы, пол________

вопр.

1 2 3 4 5 6…20

Все (1−20)

ИМ

КС

МА

НА

ПЮ

СВ … ШМ

м ж ж м м м …

ж =================================================================================

9 стр., 4307 слов

Общение как условие социальной адаптации и формирования личности учащегося с зпр Введение

... в учебе. Одноклассников, вызываю­щих антипатии, оценивают дифференци­рование, используя в основном максималь­ ... развития аномального ребенка, коррекцию его личности. У умственно отсталых детей вследствие ... %. Анализ содержательной стороны диф­ференцированных ответов показал, что они представляют собой ... взрослого, т.е. использование чужой оценочной шкалы, образно можно назвать «эффектом зеркала». ...

4 .

Удовлетворен ли оцениваемый:

4.1. Отношениями в семье…

4.2. Отношениями с друзьями…

4.3. Своим положением в классе (в группе)…

4.4. Своей жизнью в целом…

7. Живет ли оцениваемый полной и

гармоничной жизнью …

9. Становится ли оцениваемый с возрастом:

9.1. Разумнее, мудрее…

9.2. Уравновешеннее,

спокойнее…

9.3. Добрее…

9.4. Внутренне сильнее, мужественнее…

9.5. Гармоничнее…

9.6. Терпимее к людям…

9.7. Умереннее и реалистичнее в желаниях …

18. Попробуйте оценить, много ли

противоречий в личности оцениваемого…

19. Состояние здоровья оценивенмого в

ближайший год было хорошим (по

преобладающему самочувствию)? …

22. Много ли в жизни оцениваемого обстоя-

тельств, которые мешают ему пережи-

вать внутреннюю гармонию и жить

гармонично …

. 23. Оцениваемый ведет здоровый и гармонич-

ный образ жизни …

25. Преобладающий эмоциональный

тон оцениваемого в ближайший год

(по специальной шкале)…

1

2 3 4 5 ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Состояние печали,

Чаще грусть, или

Когда как — то

В целом спокойное

Радость,

тоски или страха

раздражительность,

хорошее, то

и приятное состояние

счастье,

или гнев

плохое состояние

восторг

=================================================================================

Средний балл

Примечание: На каждый подчеркнутый вопрос или подвопрос должны быть даны ответы

отдельно на каждого оцениваемого.

ПСИХОЛОГУ

ОБРАБОТКА ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТА

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РАСЧЕТЫ

1. Переводим балльные ответы по пунктам №№ 18 и 22, выбранные по обычной восходящей шкале, в баллы шкалы нисходящей:

13 стр., 6017 слов

Стрессоустойчивость личности и уровень развития творческого потенциала

... творческого потенциала личности: §средний уровень - 54-72 балла; §выше среднего - 90-126 баллов; §высокий - ... оценить уровень своей стрессоустойчивости. Тест на самооценку стрессоустойчивости личности включает в себя 18 вопросов и ... человека происходит поэтапно. Вначале определяется уровень творческого развития личности посредством психологических методов диагностики. Следующим, ...

Обычная восходящая

шкала:

1 2 3 4 5

--------------------------------------------------------------------------

(((((

Нисходящая

шкала

для

№№ 18 и 22:

5 4 3 1 1

Например, первоначальный ответ «2» по пункту № 18 нужно перевести в балл «4» нисходя-

щей шкалы и далее в расчетах учитывать только этот последний. Это делается для каждого школьника отдельно.

2. Подсчитываем далее средние арифметические по составным вопросам, в которых имеются подпункты — это вопросы №№ 4

и 9. Суммируются ответы, данные по каждому подпункту

вопроса, и полученная сумма делится на число подпунктов в вопросе. Это делается отдельно для каждого оцениваемого.

Полученные средние баллы по

составным вопросам уже учитываются при дальнейших

основных расчетах.

ОСНОВНЫЕ

РАСЧЕТЫ

3. Отдельно по каждому испытуемому складываем баллы по всем восьми основным пунктам

(а по составным вопросам

№№ 4 и 9 — учитываем средние баллы), предложенным для ответа эксперту.

Полученную сумму делим на 8, т. е. вычисляем среднее арифметическое по всем «экспертным» вопросам показателя «Гармоничность личности и ее жизни» (Гл).

Таким образом мы определили среднюю выраженность этого показателя у каждого оцениваемого.

4. Путем подсчета средних арифметических отдельно по каждому вопросу по баллам, выставленным всему классу (или группе), можно определить общегрупповую

выраженность отдельных признаков гармоничности личности и ее жизни. Если таким же образом просуммировать среднеарифметические оценки выраженности целостного показателя гармоничности всех оцениваемых испытуемых и разделить полученную сумму на их общее число, то можно определить

7 стр., 3156 слов

Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни

... одевается, в том числе завязывает шнурки. Таблица 6 Показатели нервно-психического развития детей 6-го года жизни Моторное ... умеет пользоваться вилкой Самостоятельно умывается и вытирается Таблица 5 Показатели нервно-психического развития детей 5-го года жизни Моторное ... слово "нельзя" Самостоятельно пьет из чашки Таблица 2 Показатели нервно-психического развития детей 2-го года жизни Возраст ...

внешнюю среднюю оценку выраженности показателя гармоничности личности у всей группы.

Это

будет внешний критерий выраженности данной характеристики.

Его интересно сравнить с самооценками школьников по тем же вопросам, полученным по методике «Личностная биография» (т.е. с внутренним, субъективным критерием).

В настоящее время трудно однозначно ответить на вопрос, какой тип критерия — внешний или внутренний — точнее отражает картину и степень

гармоничности

личности, так как на самом деле субъективными являются и те, и другие оценки и неизвестно, кто точнее отражает такую сложную характеристику или самохарактеристику, как уровень своей или чужой гармоничности личности и ее жизнедеятельности.

5. Определяем уровень гармоничности (оптимальности) выраженности изучаемого показателя отдельно у каждого оцениваемого и у всей группы в целом, соотнося полученные средние баллы с интервалами уровней, представленных в таблице 2, взятой из методики «Личностная биография».

6. Если средняя по вопросу № 9 у оцениваемого

больше 3,5 балла, то у него по мнению эксперта со временем происходит реальная гармонизация личности и жизнедеятельности. Об этом же говорит и его субъективная, такого же рода, самооценка по пункту № 9.

Таблица 2. Примерные уровни гармоничности (оптимальности) выраженности

изучаемых факторов Личностной биографии испытуемого

(при

средних по группе в

районе 3,25 баллов:

3,125 (Хср (3,375)

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Уровень

10 стр., 4848 слов

Новообразования личности среднего школьника и ведущая деятельность

... 2 Кризис подросткового возраста и его значение в становлении личности Глава 2. Новообразования личности среднего школьника и ведущая деятельность 2.1 Самосознание - ... содержание деятельности. Ведущей становится общественно полезная деятельность. На новом уровне протекают психические процессы. Качественные новообразования характеризуются интенсивностью проявлений происходит качественное ...

Интервал в баллах

Интервал в процентах %

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Высокий

3,61 — 4,50

65,01 — 87,50

Псевдовысокий

4,51 — 5,00

87,51 — 100,0

Средний

3,00 — 3,60

50,00 — 65,00

Низкий

1,00 — 2,99

0,00

— 49,9

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

порядок ранжирования СРЕДНИХ ДАННЫХ

ПО ФАКТОРАМ МЕТОДИКИ «ЛИЧНОСТНАЯ БИОГРАФИЯ» С УЧЕТОМ

УРОВНЯ ГАРМОНИЧНОСТИ

При

ранжировании обобщенных средних данных

1-ый ранг

присваивается лучшему результату — т. е. лицу с высоким В уровнем гармоничности личности.

Если таких людей несколько, то 1-ый ранг дается человеку с максимально выраженным В уровнем, 2-ой — с чуть менее выраженным В уровнем, и так далее по убывающей.

После ранжирования случаев с В уровнем далее ранжированию подвергаются случаи с псевдовысоким ПВ уровнем, причем в первую очередь ранг присваивается тому, у кого ПВ уровень ближе всего подходит к В уровню, а не к 5,0 максимальным баллам !

Затем ранжируются случаи со средним

С уровнем — в первую очередь ранг присваивается

ближайшему к В уровню результату. По такому же принципу далее ранжируются данные с низким Н уровнем.

При одинаковых

уровнях и средних результатах ранги рассчитываются по стандартным статистическим правилам ранжирования.

Шкала перевода любых балльных ответов, выбранных по 5-балльной системе,

в проценты:

балл

1,0

1,1

1,2

1,3

1,4

1,5

1,6

1,7

1,8

1,9

2,0

2,1

2,2

2,3

13 стр., 6010 слов

Анализ уровня эмпатии в зависимости от гендерной составляющей

... , 22 (средний уровень эмпатийных тенденций) Интерпретация дана в соответствии с выбранной методикой. В целом большая часть баллов сосредоточена вокруг средних значений, что говорит ... Подсчет ранговых сумм по подвыборкам юношей и девушек Юноши Девушки Баллы Ранги Баллы Ранги 7 1 10 2,5 10 2,5 16 7 ... 29 30 29 суммы 198,5 266,5 Общая сумма рангов: 198,5 + 266,5 = 465. Расчетная сумма: Равенство реальной ...

2,4

2,5

2,6

2,7

%

0,0

2,5

5 7,5

10

12,5

15

17,5

20

22,5

25

27,5

30

32,5

35

37,5

40

42,5

балл

2,8

2,9

3,0

3,1

3,2

3,3

3,4

3,5

3,6

3,7

3,8

3,9

4,0

4,1

4,2

4,3

4,4

4,5

4,6

%

45

47,5

50

52,5

55

57,5

60

62,5

65

67,5

70

72,5

75

77,5

80

82,5

85

87,5

90

балл

4,7

4,8

4,9

5,00

% 92,5

95

97,5

100,0

1

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector