Достоевский биография и творчество

 

ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович

Достоевский Федор Михайлович родился в 1821 году,

Достоевский был вторым ребенком в большой семье (шестеро детей).

Отец, сын униатского священника, врач московской Мариинской больницы для бедных (где и родился будущий писатель), в 1828 получил звание потомственного дворянина. Мать — из купеческой семьи, женщина религиозная, ежегодно возила детей в Троице-Сергиеву лавру, учила их читать по книге «Сто четыре священные истории Ветхого и Нового Завета» (в романе «Братья Карамазовы» воспоминания об этой книге включены в рассказ старца Зосимы о своем детстве).

В доме родителей читали вслух «Историю Государства Российского» Н. М. Карамзина,произведения Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина. С особым одушевлением Достоевский вспоминал в зрелые годы о знакомстве с Писанием: «Мы всемействе нашем знали Евангелие чуть не с первого детства». Ярким детским впечатлением писателя стала также ветхозаветная «Книга Иова».

С1832 семья ежегодно проводила лето в купленном отцом селе Даровое (. Тульской губернии).

Встречи и разговоры с мужиками навсегда отложились в памяти Достоевского и служили в дальнейшем творческим материалом (рассказ «Мужик Марей» из «Дневника писателя» за 1876).

. Начало учения

В1832 Достоевский и его старший брат Михаил Достоевский  начали заниматься с приходившими в до мучителями, с 1833 обучались в пансионе Н. И. Драшусова(Сушара), затем в пансионе Л. И. Чермака.  Атмосфера учебных заведений и оторванность от семьи вызывали у Достоевского болезненную реакцию (ср. автобиографические черты героя романа «Подросток»,переживающего глубокие нравственные потрясения в «пансионе . Ту шара»).

Вместе с тем годы учебы отмечены пробудившейся страстью к чтению. В 1837 умерла мать писателя, и вскоре отец отвез Достоевского с братом Михаилом в Петербург для продолжения образования.Больше писатель не встретился с отцом, скончавшимся в 1839 (по официальным сведениям, умер от апоплексического удара, по семейным преданиям, был убит крепостными).

Отношение Достоевского к отцу, человеку мнительному и болезненно подозрительному, было двойственным.

В инженерном училище (1838-43)

С января 1838 Достоевский учился в Главном инженерном училище (впоследствии всегда считал, что выбор учебного заведения был ошибочным).

Он страдал от военной атмосферы и муштры, от чуждых его интересам дисциплин и от одиночества.Как свидетельствовал его товарищ по училищу, художник К. А. Трутовский, Достоевский держался замкнуто, однако поражал товарищей начитанностью, вокруг него сложился литературный кружок. В училище оформились первые литературные замыслы. В 1841 на вечере, устроенном братом Михаилом, Достоевский читал отрывки из своих драматических произведений, которые известны только по названиям — «Мария Стюарт» и «Борис . Году нов», — рождающим ассоциации с именами Ф. Шиллера и А. С. Пушкина, по-видимому, самыми глубокими литературными увлечениями молодого Достоевского; зачитывался также Н. В.Гоголем, Э. Гофманом, В. Скоттом, Жорж Санд, В. Гюго.По окончании училища, прослужив меньше года в Петербургской инженерной команде,летом 1844 Достоевский уволился в чине поручика, решив полностью отдаться литературному творчеству.

13 стр., 6103 слов

Новаторство Достоевского в образе «маленького» человека

... между бедностью героев и их глубоким внутренним миром. Как многие выдающиеся русские писатели, Достоевский уже в первом романе "Бедные люди" обращается к теме "маленького человека". Главный ... образом маленького человека стал Самсон Вырин из повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Традиции Пушкина продолжает Гоголь в повести «Шинель». В повести «Шинель» идея гуманного отношения к ...

Начало литературного труда

Среди литературных пристрастий Достоевского той поры был О. де Бальзак: переводом его повести «Евгения Гранде» писатель вступил на литературное поприще.Одновременно Достоевский работал над переводом романов Эжена Сю и Жорж Санд (в печати не появились).

. Выбор произведений свидетельствовал о литературных вкусах начинающего писателя: ему не чужда была в те годы романтическая и сентименталистская стилистика,нравились драматичные коллизии, крупно выписанные характеры, остросюжетное повествование. В произведениях Жорж Санд, как вспоминал он в конце жизни, его «поразила… целомудренная, высочайшая чистота типов и идеалов и скромная прелесть строгого сдержанного тона рассказа».

Триумфальный дебют

Зимой 1844 Достоевский задумал роман «Бедные люди», работу над которым он начал, по его словам, «вдруг», неожиданно, но отдался ей безраздельно. Еще в рукописи Д. В. Григорович, с которым он в то время делил квартиру, доставил роман Н. А. Некрасову, и они вместе, не отрываясь, ночь напролет читали «Бедных людей». Под утро они пришли к Достоевскому,чтобы выразить ему восхищение. Со словами «Новый Гоголь явился!»Некрасов передал рукопись В. Г. Белинскому, который сказал П. В. Анненкову: «… роман открывает такие тайны жизни ихарактеров на Руси, которые до него и не снились никому». Реакция кружкаБелинского на первое произведение Достоевского стала одним из самых известных иимевших продолжительный резонанс эпизодов в истории русской литературы: почти все участники, включая Достоевского, позднее возвращались к нему и ввоспоминаниях, и в художественных произведениях, описывая его и в прямой, и впародийной форме. Роман был напечатан в 1846 в «. Петербургском сборнике» Некрасова, вызвав шумные споры. Рецензенты, хотя и отмечали отдельные просчеты писателя, почувствовали громадное дарование, а Белинскийпрямо предрекал Достоевскому великое будущее. Первые критики справедливо заметили генетическую связь «Бедных людей» с гоголевской«Шинелью», имея в виду и образ главного героя полунищего чиновника Макара .

Девушки на, восходивший к героям Гоголя, и широкое воздействие гоголевской поэтики на Достоевского. В изображении обитателей «петербургских углов», в портретировании целой галереи социальных типов Достоевский опирался на традиции натуральной школы(обличительный пафос), однако сам подчеркивал, что в романе сказалось и влияние пушкинского «Станционного смотрителя». Тема «маленького человека» и его трагедии нашла у Достоевского новые повороты, позволяющие уже в первом романе обнаружить важнейшие черты творческой манеры писателя:сосредоточенность на внутреннем мире героя в сочетании с анализом его социальной судьбы, способность передавать неуловимые нюансы состояния действующих лиц, принцип исповедального само раскрытия характеров (не случайно избрана форма «романа в письмах»), система двойников,«сопутствующих» главным героям.

10 стр., 4926 слов

Синтаксис в произведениях Достоевского на примере романа ‘Идиот’

... почерка Достоевского. Вначале будут рассмотрены некоторые, т.е. далеко не все, свойственные Достоевскому (обнаруженные в романе «Идиот») ... и безусловность определения - индивидуальным синтаксисом данного писателя совокупность часто употребляющихся в разных его художественных ... обозначающем временные отрезки (минута, час, день... жизнь). Благодаря самой форме таких построений абстрактно-количественные ...

Влитературном кругу

Войдяв кружок Белинского (где познакомился с И. С. Тургеневым, В. Ф. Одоевским, И.И. Панаевым), Достоевский, по его позднейшему признанию, «страстно принял все учение» критика, включая его социалистические идеи. В конце 1845 на вечере у Белинского он читал главы повести «Двойник» (1846), в которой впервые дал глубокий анализ расколотого сознания, предвещающий его великие романы. Повесть, сначала заинтересовавшая Белинского, в итоге его разочаровала, и вскоре наступило охлаждение в отношениях Достоевского с критиком, как и со всем его окружением,включая Некрасова и Тургенева, высмеивавших болезненную мнительность Достоевского. Угнетающе действовала на писателя необходимость соглашаться поч тина любую литературную поденщину. Все это мучительно переживалось Достоевским.Он стал «страдать раздражением всей нервной системы», появились первые симпто мы эпилепсии, мучившей его всю жизнь.

Достоевскийи петрашевцы

В1846 Достоевский сблизился с кружком братьев Бекетовых (среди участников — А.Н. Плещеев, А. Н. и В. Н. Майковы,Д. В. Григорович), в котором обсуждались не только литературные, но и социальные проблемы. Весной 1847 Достоевский начал посещать «пятницы»М. В. Петрашевского, зимой 1848-49 — кружок поэта С. Ф. Дурова, состоявший также в основном из петрашевцев. На собраниях, носивших политический характер,затрагивались проблемы освобождения крестьян, реформы суда и цензуры, читались трактаты французских социалистов, статьи А. И. . Герце на, запрещенное тогда письмо Белинского к Гоголю, вынашивались планы распространения литографированной литературы. В 1848 вошел в особое тайное общество,организованное наиболее радикальным петрашевцем Н. А. Спешневым(имевшим значительное влияние на Достоевского); общество ставило своей целью«произвести переворот в России». Достоевский, однако, испытывал некоторые сомнения: по воспоминаниям А. П. Милюкова, он «читал социальных писателей, но относился к ним критически». Под утро 23 апреля 1849 в числе других петрашевцев писатель был арестован и заключен в Алексеевскийравелин Петропавловской крепости.

. Под следствием и на каторге

После8 месяцев, проведенных в крепости, где Достоевский держался мужественно и даже написал рассказ «Маленький герой» (напечатан в 1857), он был признан виновным «в умысле на ниспровержение… государственного порядка» и первоначально приговорен к расстрелу, замененному уже на эшафоте, после«ужасных, безмерно страшных минут ожидания смерти», 4 годами каторги с лишением «всех прав состояния» и последующей сдачей в солдаты.Каторгу отбывал в Омской крепости, среди уголовных преступников («это было страдание невыразимое, бесконечное… всякая минута тяготела как камень у меня на душе»).

16 стр., 7591 слов

Инфернальные женщины в романах Достоевского

... таких представителей русской литературы, как Ф.М. Достоевский и Л. Улицкая. Объект исследования – романы Ф.М. Достоевского «Идиот» и «Преступление и наказание» и повесть Л. Улицкой «Сонечка». Работа поможет ... литературе есть немало примеров, когда писатель вводит в своей произведение образ такой женщины, которая всегда чем-нибудь интереснa. Достоевский нaписaл целую гaлерею инфернaльных женщин, ...

Пережитые душевные потрясения, тоска и одиночество, «суд над собой», «строгий пересмотр прежней жизни», сложная гамма чувств от отчаяния до веры в скорое осуществление высокого призвания, — весь этот душевный опыт острожных лет стал биографической основой «Записок из Мертвого дома» (1860-62), трагической исповедальной книги, поразившей уже современников мужеством и силой духа писателя. Отдельной темой «Записок»оказался глубокий сословный разрыв дворянина с простонародьем. Хотя АполлонГригорьев преувеличивал в духе собственных убеждений, когда писал, что Достоевский «достиг страдательным п с и х о л о г и ч е с к и м процессом до того, что в „Мертвом доме“ слился совсем с народом», однако шаг к такому сближению — через сознание общности судьбы — был сделан. . Сразу после освобождения Достоевский писал брату о вынесенных из Сибири«народных типах» и знании «черного, горемычного быта» — опыте,которого «на целые то мы достанет». В«Записках» отражен наметившийся на каторге переворот в сознании писателя, который он характеризовал позднее как «возврат к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного». Достоевскому ясно представилась утопичность революционных идей, с которыми он в дальнейшем остро полемизировал.

Возвращениев литературу

Сянваря 1854 Достоевский служил рядовым в Семипалатинске, в 1855 произведен в унтер-офицеры, в 1856 в прапорщики. В следующем году ему было возвращено дворянство и право печататься. Тогда же он женился на М. Д. Исаевой, принимавшей еще до брака горячее участие в его судьбе. В Сибири . Достоевский написал повести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели» (обе напечатаны в 1859).

Центральный герой последней, . Фома Фомич Опискин, ничтожный приживальщик с притязаниями тирана, лицедей, ханжа, маниакальный себялюбец и утонченный садист, как психологический тип стал важным открытием, предвещавшим многих героев зрелого творчества. В повестях намечены и основные черты знаменитых романов-трагедий Достоевского: театрализация действия, скандальное и, одновременно, трагическое развитие событий, усложненный психологический рисунок. Современники остались равнодушными к «Селу Степанчиково…»,интерес к повести возник значительно позднее, когда Н. М. Михайловский в статье«Жестокий талант» дал глубокий анализ образа . Описки на,тенденциозно отождествляя его, однако, с самим писателем. Много споров вокруг«Села Степанчиково…» связано с предположением Ю. Н. Тынянова о том, что в монологах . Описки на пародируются «Выбранные места из переписки с друзьями» Н. В. Гоголя. Идея Тынянова спровоцировала исследователей на выявление объемного пласта литературного подтекста в повести, в т. ч. аллюзий, связанных с произведениями 1850-х гг., за которыми Достоевский жадно следил в Сибири.

Достоевский-журналист

В1859 Достоевский вышел в отставку «по болезни» и получил разрешение жить в Твери. В конце года он переехал в Петербург и совместно с братом Михаилом стал издавать журналы «Время», затем «Эпоха»,сочетая огромную редакторскую работу с авторской: писал публицистические илитературно-критические статьи, полемические заметки, художественные произведения. При ближайшем участии Н. Н. Страхова и А. А. Григорьева, в ходе полемики и с радикальной, и с охранительной журналистикой, на страницах обоих журналов развивались «почвеннические» идеи (см. Почвенники),генетически связанные со славянофильством, но пронизанные пафосом примирения западников и славянофилов, поисками национального варианта развития иоптимального сочетания начал «цивилизации» и народности, — синтеза,выраставшего из «все отзывчивости», «все человечности» русского народа, его способности к«примирительному взгляду на чужое». Статьи Достоевского, вособенности «Зимние заметки о летних впечатлениях» (1863), написанные по следам первой заграничной поездки 1862 (Германия, Франция, Швейцария,Италия, Англия), представляют собой критику западноевропейских институтов истрастно выраженную веру в особое призвание России, в возможность преобразования русского общества на братских христианских основаниях: «русская идея…будет синтезом всех тех идей, которые… развивает Европа в отдельных своих национальностях».

20 стр., 9738 слов

1.Проза ф.М. Достоевского

... единством авторской позиции) — все эти особенности романа, традиционно считающегося лучшим произведением Достоевского, стали основными чертами поэтики зрелого писателя. Поиск сути конфликта.Р. угнет. не столько нищетой, ... каторге. Вместе с братом М. М. Достоевским издавал «почвеннические» журналы «Время» (1861-63) и «Эпоха» (1864-65). С 1865г. – период больших романов: «Преступл. и наказ.» (1866), ...

«Униженныеи оскорбленные» (1861) и «Записки из подполья» (1864)

. На страницах журнала «Время», стремясь укрепить его репутацию,Достоевский печатал свой роман «Униженные и оскорбленные», самоназвание которого воспринималось критикой 19 в. как символ всего творчества писателя и даже шире — как символ «истинно гуманистического» пафоса русской литературы (Н. А. Добролюбов в статье«Забитые люди»).

Насыщенный автобиографическими аллюзиямии обращенный к основным мотивам творчества 1840-х гг., роман написан уже вновой манере, близкой к поздним произведениям: в нем ослаблен социальный аспект трагедии «униженных» и углублен психологический анализ. . Обилие мелодраматических эффектов и исключительных ситуаций, нагнетениетаинственности, хаотичность композиции побуждали критиков разных поколений низко оценивать роман. Однако в следующих произведениях Достоевскому удалось те же черты поэтики поднять на трагедийную высоту: внешняя неудача подготовила взлеты ближайших лет, в частности, напечатанную вскоре в «Эпохе»повесть «Записки из подполья», которую В. В. Розанов считал «краеугольным камнем в литературной деятельности» Достоевского; исповедь подпольного парадоксалиста, человека трагически разорванного сознания, его споры своображаемым оппонентом, так же как и нравственная победа героини,противостоящей болезненному индивидуализму «антигероя»,- все это нашло развитие в последующих романах, лишь после появления которых повесть получила высокую оценку и глубокое истолкование в критике.

. Семейные катастрофы и новая женитьба

В1863 Достоевский совершил вторую поездку за границу, где познакомился с А. П.. Сусло вой (страстным увлечением писателя в 1860-е гг.); их сложные отношения, атак же азартная игра в рулетку в Баден-Бадене дали материал для романа «Игрок» (1866).

В 1864 умерла жена Достоевскогои, хотя они не были счастливы в браке, он тяжело пережил потерю. Вслед за ней внезапно скончался брат Михаил. Достоевский взял на себя все долги по изданию журнала «Эпоха», однако вскоре прекратил его из-за падения подписки изаключил невыгодный договор на издание своего собрания сочинений, обязавшись копре деленному сроку написать новый роман. Он еще раз побывал за границей лето1866 провел в Москве и на подмосковной даче, все это время работая над романом«Преступление и наказание», предназначенным для журнала «. Русский вестник» М. Н. Каткова (в дальнейшем все наиболее значительные его романы печатались в этом журнале).

15 стр., 7097 слов

Шмид Вольф. «Братья Карамазовы» — надрыв автора, или роман о двух концах

... интуиции перед голосом рассудка. Достоевский слишком доверял рассудку, чтобы пре­небрегать его суждением. Это явствует, например, из полемики со спи­ритизмом в “Дневнике писателя” за 1876 год. ... идеализмах надрыв — это та психоэтическая структура, которая лежит в основе всего этого романа, романа-теодицеи. Всякой аффирмации верования аккомпанирует – разумеется, против воли замышляющего автора — ее ...

Параллельно Достоевскому пришлось работать над вторым романом («Игрок»), который он диктовал стенографистке А. Г. Сниткиной (см. Достоевская А. Г.), которая не просто помогала писателю, но и психологически поддерживала его в сложной ситуации.После окончания романа (зима 1867) Достоевский на ней женился и, по воспоминаниям Н. Н. Страхова, «новая женитьба скоро доставила ему в полной мере то семейное счастье, которого он так желал».

«Преступление и наказание» (1865-66)

Круг основных идей романа писатель вынашивал долгое время, возможно, в самом туманном виде, — еще с каторги. Работа над ним шла с увлечением и душевным подъемом, несмотря на материальную нужду. Генетически связанный сне осуществленным замыслом «Пьяненькие», новый роман . Достоевского подводил итог творчеству 1840-50-х гг., продолжая центральные темы тех лет.Социальные мотивы получили в нем углубленное философское звучание, неотделимое от нравственной драмы Раскольникова,«убийцы-теоретика», современного Наполеона, который, по словам писателя, «кончает тем, что п р и н у ж д ен сам на себя донести… чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять клюдям…». Крах индивидуалистической идеи Раскольникова,его попытки стать «властелином судьбы», подняться над «тварью дрожащею» и одновременно осчастливить человечество, спасти обездоленных — философский ответ Достоевского на революционные настроения 1860-х гг. Сделав«убийцу и блудницу» главными героями романа и вынеся внутреннюю драмуРаскольникова на улицы Петербурга, . Достоевский поместил обыденную жизнь в обстановку символических совпадений, надрывных исповедей и мучительных сновидений, напряженных философских диспутов-дуэлей,превращая нарисованный с топографической точностью Петербург в символический образ призрачного города. Обилие персонажей, система героев-двойников, широкий охват событий, чередование гротесковых сцен с трагическими, парадоксалистскизаостренная постановка моральных проблем, поглощенность героев идеей, обилие«голосов» (различных точек зрения, скрепленных единством авторской позиции) — все эти особенности романа, традиционно считающегося лучшим произведением Достоевского, стали основными чертами поэтики зрелого писателя.Хотя радикальная критика истолковала «Преступление и наказание» как произведение тенденциозное, роман имел огромный успех.

. Мир великих романов

В1867-68 гг. написан роман «Идиот», задачу которого Достоевский виделв «изображении положительно прекрасного человека». Идеальный герой князь Мышкин, «Князь-Христос», «пастырь добрый»,олицетворяющий собой прощение и милосердие, с его теорией «практического христианства», не выдерживает столкновения с ненавистью, злобой, грехом ипогружается в безумие. Его гибель — приговор миру. Однако, по замечанию Достоевского, «где только он ни п р и к о с н у л с я — везде он оставил неисследимуючерту». Следующий роман «Бесы» (1871-72) создан под впечатление мот террористической деятельности С. Г. Нечаева и организованного им тайного общества «Народная расправа», но идеологическое пространство рома намного шире: Достоевский осмыслял и декабристов, и П. Я. Чаадаева, и либеральное движение 1840-х гг., и шестидесятничество,интерпретируя революционное «бесовство» вфилософско-психологическом ключе и вступая с ним в спор самой художественной тканью романа — развитием сюжета как череды катастроф, трагическим движением судеб героев, апокалипсическим отсветом, «брошенным» на события.Современники прочитали «Бесов» как рядовой антинигилистический роман,пройдя мимо его пророческой глубины и трагедийного смысла. В 1875 напечатан роман «Подросток», написанный в форме исповеди юноши, сознание которого формируется в «безобразном» мире, в обстановке«всеобщего разложения» и «случайного семейства». . Тема распада семейных связей нашла продолжение в итоговом романе Достоевского — «Братья Карамазовы» (1879-80), задуманном как изображение «нашей интеллигентской России» и вместе с тем как роман-житие главного героя Алеши Карамазова. Проблема «отцов и детей» («детская» тема получила обостренно-трагедийное и вместе с тем оптимистическое звучание вромане, особенно в книге «Мальчики»), а также конфликт бунтарского безбожия и веры, проходящей через «горнило сомнений», достигли здесь апогея и предопределили центральную антитезу романа: противопоставление гармонии всеобщего братства, основанного на взаимной любви (старец Зосима,Алеша, мальчики), мучительному безверию, сомнениям в Боге и «мире Божьем» (эти мотивы достигают кульминации в «поэме» Ивана Карамазова о Великом инквизиторе).

12 стр., 5640 слов

О некоторых средствах создания психологии героев романа Ф.М. ...

... проблемы раскрытия внутреннего мира персонажей среди всех имен великих писателей выделяют одно- Федор Михайлович Достоевский. Его психологический роман «Преступление и наказание» написан объективною манерою, при которой автор ... своего романа: 1) рассказ в первом лице, или исповедь самого героя, 2) обычная манера повествования от автора и 3) смешанная форма («кончается рассказ и начинается дневник»). ...

Романы зрелого Достоевского — это целое мироздание, пронизанное катастрофическим мироощущением его творца. . Обитатели этого мира, люди расколотого сознания, теоретики, «придавленные»идеей и оторванные от «почвы», при всей их неотделимости от российского пространства, с течением времени, в особенности в 20 веке, стали восприниматься как символы кризисного состояния мировой цивилизации.

«Дневник писателя». Конец пути

В1873 Достоевский начал редактировать газету-журнал «Гражданин», где не ограничился редакторской работой, решив печатать собственные публицистические, мемуарные, литературно-критические очерки, фельетоны,рассказы. Эта пестрота «искупалась» единством интонации и взглядов автора, ведущего постоянный диалог с читателем. Так начал создаваться«Дневник писателя», которому Достоевский посвятил в последние го дымного сил, превратив его в отчет о впечатлениях от важнейших явлений общественной и политической жизни и изложив на его страницах свои политические,религиозные, эстетические убеждения. В 1874 он отказался от редактирования журнала из-за столкновений с издателем и ухудшения здоровья (летом 1874, затем в 1875, 1876 и 1879 он ездил лечиться в Эмс), а в конце 1875 возобновил работу над «Дневником», имевшим огромный успехи побудившим многих людей вступить в переписку с его автором (вел«Дневник» с перерывами до конца жизни).

В обществе Достоевский приобрел высокий нравственный авторитет, воспринимался как проповедник и учитель. Апогеем его прижизненной славы стала речь на открытии памятника Пушкину в Москве (1880), где он говорил о «все человечности»как высшем выражении русского идеала, о «русском скитальце», которому необходимо «всемирное счастье». Эта речь, вызвавшая огромный общественный резонанс, оказалась завещанием Достоевского. Полный творческих планов, собираясь писать вторую часть «Братьев Карамазовых» и издавать «Дневник писателя», в январе 1881 Достоевский внезапно скончался.

11 стр., 5450 слов

Отражение духовного состояния общества в публицистике Ф.М. Достоевского ...

... этико-историческая концепция «Дневника писателя» теснейшим образом связана именно с текущими политическими событиями, которые осмысливаются Достоевским, как поворотный пункт русской истории и многообещающее начало окончательного мирового исхода». В ...