Вопросы по физиологии ВНД

Вопросы по физиологии ВНД на экзамен для психологов ЯГПУ

  1. История, предмет и задачи физиологии высшей нервной деятельности.

  1. Понятие о низшей и высшей нервной деятельности, сходства и отличия. Учение И.П. Павлова об условных рефлексах. Правила выработки и схема образования условного рефлекса.

  1. Классификация условных рефлексов. Торможение условных рефлексов, его виды. Значение учения об условных рефлексах в педагогике.

  1. Доминанта, ее значение в условно-рефлекторной деятельности.

  1. Свойства высшей нервной деятельности по И.П. Павлову, их определение и применение для характеристики типов ВНД. Характеристика типов ВНД, их соотнесение с темпераментами.

  1. Специфически человеческие типы ВНД. Формирование типа ВНД в онтогенезе. Значение учения о типе ВНД в педагогике.

  1. Неврозы, определение, причины и фон для возникновения.

    Общие и системные неврозы. Характеристика типов неврозов в зрелом возрасте. Неврозы у детей. Профилактика и лечение неврозов.

  1. Анализатор: определение. Принципы строения и основные функции анализаторов. Основные закономерности деятельности анализаторов. Основной закон психофизики – закон Вебера – Фехнера, его математическое выражение и анализ.

  1. Зрительный анализатор, строение и функции. Рецепторный аппарат. Свойства зрительного восприятия, их определения и анализ (не менее 6 – 7 качеств).

    Аномалии зрения и их коррекция.

  1. Слуховой анализатор, строение. Звуковые восприятия (не менее 4 качеств).

  1. Практикум по физиологии ВНД: основные изученные темы, работы, результаты и выводы.

  1. Восприятие пространства и пространственная ориентация.

  1. Временные аспекты адаптации человека. Хронобиология. Биоритмы и его параметры. Классификация биоритмов. Эндогенные и экзогенные факторы, регулирующие биоритмы.

  1. Биологические часы. Механизмы управления биологическими часами. Явление затягивания. Правила Шиманского, Ашоффа. Температура как затягивающий фактор.

  1. Практические применения знаний о биоритмах. Методы исследования биоритмов у человека. Восприятие времени человеком.

  1. Асимметрия полушарий в организации ВНД.

  1. 1-ая и 2-ая сигнальные системы человека в организации ВНД.

  1. Стресс. Значение для адаптации. Факторы стресса. Анатомо-физиологические механизмы проявления. Стадии развития стресса.

  1. Нейро-гуморальная регуляция как основа деятельности целостного организма при достижении адаптации. Определение регуляции. Элементы и уровни системы регуляции. Типы регуляции, примеры. Обратная связь и примеры. Надежность биологических систем как итог регуляции. Способы ее достижения.

  1. Негативные физиологические состояния, возникающие в процессе деятельности: монотония, пресыщение, эмоциональное напряжение, эмоциональное выгорание. Состояние утомления.

  1. Эмоции: их общая характеристика и функции. Потребностно-информационная теория возникновения эмоций П.В. Симонова. Характеристика потребностей человека.

  1. Роль эмоций в адаптации человека и ее нарушении. Формы коррекции эмоциональных состояний. Слово как фактор психофизического воздействия. Аутогенная тренировка: ее общая характеристика и методика проведения.

  1. Анатомическая основа для возникновения эмоций. Функциональная асимметрия мозга и эмоции. Выражение эмоций и способы их оценки. Возможности сознательного управления эмоциями.

  1. Сон как системный процесс. Биологическое значение сна. Признаки сна. Методы исследования сна. Фазы сна и их проявления. Сновидения. Теории сна.

  1. Человек в компьютерном мире. Эргономические и психофизиологические аспекты адаптации. Человеко-компьютерный интерфейс и антропоморфность компьютеров.

  1. Движение. Механизмы его регуляции.

  1. Нейрофизиологические основы памяти и обучения.

  1. Понятие функционального состояния. Возможные его определения. Виды функциональных активационных состояний.

  1. Физиология ВНД и психофизиология. История и современный этап взаимосвязи наук. Нейронаука. Принцип психофизиологического исследования. Направления прикладных исследований.
  1. Психофизиологическая характеристика почерка как двигательного навыка.
  1. Способности и одаренность. Определения и взаимоотношение. Диагностика способностей и одаренности. Общие и специальные способности.