Вопросы к итоговому экзамену

  1. Как объясняют психологи деятельностного подхода исходную задачу психики, ее природу? Что общего в существовании живых существ? Для объяснения каких явлений онтогенеза живых существ был предложен принцип функциональной системы?

  1. Каковы структурные элементы психики человека? Как объясняется в отечественной психологи важнейший механизм и условие превращения потребности в цель? Реализуется ли в традиционной дидактике и основанной на ней методике обучения важнейший, с точки зрения отечественной психологии, механизм и условие превращения потребности в цель?

  1. Каким образом гены стимулируют развитие человека? Какие изменения, происходящие с человеческим организмом в течение внутриутробного периода, можно отнести к проявлениям психической активности? Что принципиально отличает существование человека от других живых существ? Каков психологический смысл утверждения В.В. Давыдова о том, что труд есть основа человеческой жизни?

  1. Как объясняют психологи деятельностного направления строение сознания человека и механизмы и законы его развития и работы? При каком условии человек утрачивает возможность со-знания? Является ли слепоглухота таким условием? Нарушаются ли в случае слепоглухоты общие закономерности развития человека, изученные и описанные в контексте отечественной и зарубежной психологии?

  1. Каковы характеристики человеческой психики? Каков психологический смысл утверждения Л.С. Выготского о том, что цели развитию поставлены заранее? Как определены ожидаемые результаты индивидуального психического развития в отечественной психологии? Какие особенности развития человека определяются как наследственно закрепленные? С какой целью в психологии используется понятие эталонов?

  1. Каким требованиям должно удовлетворять научное исследование? В чем отличие данных личного опыта от данных, собранных исследователем? Чем определяется выбор исследователем стратегии сбора информации (плана исследования)?

  1. В чем трудность изучения психических явлений? Какое знание о человеке можно получить с помощью эмпирических методов? Каковы возможности и ограничения метода наблюдения в изучении процессов развития? Какие задачи может решать исследователь детского развития с помощью методов самоотчета (интервью и вопросники)?

  1. Какое знание о человеке можно получить с помощью психологического эксперимента? В каких вариантах используется в возрастно-психологических исследованиях экспериментальный метод? Для чего в отечественной психологии используется экспериментально-генетический (генетико-моделирующий) метод?
  1. Чем объясняется необходимость введения в научный контекст понятий индивид, субъект, личность? Почему недостаточно какого-то одного из них?

  1. Для обозначения какой реальности в психологии используется термин «индивидные свойства»? Как объясняется природа индивидных свойств человека? Какова их роль в функционировании личности? Чем объясняется обращение педагогов к психологическому знанию о темпераменте в организации обучающего влияния?

  1. Почему ощущение называют фундаментом всех познавательных процессов? Какими видами представлены ощущения? Каково содержание психологического процесса восприятия? особенности образов восприятия у человека? Как (с помощью каких категорий) объясняется результат любого познавательного процесса?

  1. Какова основная функция памяти и ее частные проявления? Какими механизмами обеспечивается механическая память и память смысловая? О какой реальности говорят как о памяти личности? Чем объясняется культивирование в учебных заведениях произвольной механической памяти?

  1. В чем отличие человеческого мышления от мышления животных? Возможно ли разумное действие у животного? Как устроено умственное действие человека? Каково содержание и структура умственного действия ребенка на разных этапах онтогенеза (Ж.Пиаже)?

  1. Каковы специфические механизмы мыслительного акта? Что является показателем ясности и точности мысли? Каков путь воспитания способности мыслить? Как воспитывается эта способность на разных этапах образования: цели и средства достижения?

  1. В чем обнаруживается ограниченность предположения о том, что отсутствие речи является лишь препятствием к общению со взрослыми? Как возникает у ребенка умение действовать со словами? Каково психологическое значение знака? Чем объясняется универсальность письменной речи?

  1. Каково психологическое содержание волевых действий человека? В чем проявляется специфика волевой активности ребенка в условиях традиционной модели обучения (в условиях заданного учения)? В условиях развивающего обучения?

  1. Как объясняется в культурно-исторической психологии способность фантазировать, ее содержание и природа? Почему В.В. Давыдов называет ее главной особенностью человека? Каковы основания утверждения А.С. Арсеньева о том, что само по себе обучение основам наук, получение учащимися соответствующих знаний, умений и навыков … может препятствовать развитию творческих способностей? Как это возможно? Объясните механизм.

  1. Каковы основания утверждения о том, что первично ощущение человеком несчастья? Какие виды чувств осваивает человек? Возможно ли не иметь чувств (жить без чувств)? В чем важность переживания ребенком аффектов, почему аффекты нельзя глушить? Какие проявления человека обнаруживают в нем познавательную страсть? Какова ее природа?

  1. Почему психическое развитие человека стало научной проблемой? Что предполагается под решением этой проблемы? Как представлено решение проблемы психического развития в основных научных школах психологии: психоаналитической традиции, когнитивной психологии, бихевиоризме, культурно-исторической психологии?

  1. Обнаруживается ли общность в объяснении психологического содержания возраста зарубежными и отечественными исследователями (на примере конкретных теорий)? Есть ли общее в понимании кризиса развития отечественными и зарубежными психологами? Предложите вариант взаимодополнительности теорий в объяснении становления человеческой психики.

  1. Чем определяются представления о возрасте человека, живущего в условиях общинно-родового строя? Какие черты современного детства, зафиксированные Д.Б. Элькониным в периодизации, можно считать в значительной степени исторически устойчивыми? Каково содержание психических новообразований ребенка, осваивающего различные формы сотрудничества со взрослым? Чем объясняются изменения, происходящие в современном детстве (кризис детства)?

  1. Из каких представлений Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева исходит Д.Б. Эльконин при построении своей модели периодизации психического развития? Что нового содержит гипотеза Д.Б. Эльконина о периодичности психического развития? Как используется эта гипотеза в проектировании обучения детей младшего школьного и подросткового возраста?

  1. Каким потенциалом обладает ранний возраст (от 0 до 3-х лет) с точки зрения традиции отечественной психологии? Какие изменения в развитии ребенка становятся показателями наступления дошкольного периода? Как связаны психические новообразования дошкольного периода с новообразованиями предыдущего периода?

  1. Какую активность ребенка можно считать игрой? Как развивается игра ребенка? Почему игра дошкольника, по мнению отечественных психологов, имеет статус ведущей деятельности? Как используется игра в обучении дошкольников, детей других возрастов и взрослых?

  1. Каким потенциалом обладает младший школьный возраст с точки зрения отечественной психологии? Как определяют психологическое содержание данного возраста современные исследователи (К.Н. Поливанова; В.И. Слободчиков; Г.А. Цукерман и др.)? Чем определяется возможность нормативного развития в младшем школьном возрасте? Объясните механизм развития ребенка в рамках указанного периода.

  1. Каково значение понятия «критический период» в междисциплинарном контексте? Для объяснения каких закономерностей развития используется понятие сензитивного периода? В чем обнаруживается связь и различие между критическими и сензитивными периодами в возрастно-психологическом контексте?

  1. Понимание развития связано с представлениями о стадиальности этого процесса. Что понимается под стадией развития? Каковы основания для выделения стадий онтогенеза в различных психологических подходах? По каким показателям определяют наступление нового возраста? Обнаруживается ли связь между возрастами?

  1. На каком основании В.В. Давыдов высказывает утверждение об «ассоциативно-рефлекторном» содержании традиционной дидактики? В чем видит проблемы формирования мышления школьников Э. В. Ильенков? В чем назначение (основная задача) психолого-педагогического эксперимента Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова?

  1. Как в истории культуры возникает совместная деятельность детей? Каковы основные признаки совместной деятельности детей, ее виды? Для чего нужна совместная деятельность?

  1. Что выступает формой и содержанием учебной деятельности младшего школьника? Какими действиями оснащен ребенок, освоивший теоретическое знание? Как должны измениться формы учебной деятельности в подростковой школе? Чем это объясняется? В чем специфика учебного сотрудничества на этом этапе обучения?

  1. Каково содержание социально-психологических явлений в жизни малой группы (конформное поведение и неконформное поведение, групповая сплоченность, лидерство и руководство малой группой)? Чем определяется положение индивида в группе? Насколько это важно для индивида? Каковы психологические средства изменения статуса и позиции?

  1. Чем объясняется выделение трех проекций в описании психологического содержания социализации (инкультурации, интернализации и адаптации)? Как протекает развитие личности подростка? В каких условиях социализации возможно обретение подростком позитивной идентичности?