Вопросы к экзамену по возрастной психологии

Вопрос 1. Возрастная психология как наука. Понятие психического развития, возраста. Закономерности психического развития. Теоретические и практические задачи возрастной психологии. Связь с другими науками.

Возрастная психология как наука.

Психология – наука о закономерности функционирования и развития психики.

Возрастная психология – наука о закономерностях развития психики в онтогенезе.

Объект изучения возрастной психологии — развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек. Психология развития выделяет возрастные изменения в поведении людей и стремится объяснить эти изменения, раскрыть закономерности приобретения людьми опыта и знаний. В центре внимания — различные формы психической организации, типичные для отдельных периодов жизненного пути человека. Возрастная психология ставит своей задачей исследование целостною психического развития на всем пространстве человеческой жизни от рождения до смерти, сверхзадача — изучение изменяющегося, развивающегося индивида в изменяющемся мире.

Предмет возрастной психологии — возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.

Понятие психического развития, возраста.

Психическое развитие – процесс количественных, качественных и структурных изменений психики во времени. (Количеств. изменен. – запоминается больше; качеств. изменен. – появление новых свойств Пример: непроизвольное запоминание становится произвольным; структурные изменен. – изменение системы связей между элементами целого. Пример: эмоция начинает контролироваться, т.е. соединяется с волей. Изменения бывают положительными (эволюционные) и отрицательными (инволюционные))

Развитие психики:

  • Филогенез – развитие психики человека, как вида в целом.
  • Онтогенез – индивидуальное развитие психики в процессе жизни человека.

Возраст — категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития.

Возраст:

2 стр., 791 слов

Тема 3. Возникновение психологии как самостоятельной науки

... науки. Психология же исходя из специфики психологического знания не отвечала этим требованиям. В началеXIXв. возникает наука психофизика, которая изучает влияние на психические ... реализуется приспособленческая функция психики. Психика человека (его ... развития (потому что сам Вундт уже открыл все, что можно было открыть в данной теории). Иван Михайлович Сеченов (1829-1905). Другая программа психологии ...

  • Календарный (паспортный) – период времени от момента рождения до настоящего или любого другого момента исчисления.
  • Психологический – физический возраст, которому соответствует человек по уровню своего психического развития.
  • Биологический – возраст, характеризующийся определенной типичной степенью анатомического и физиологического развития индивида (состояние организма, определяющееся медиками).

Акселерация – когда биологический возраст опережает календарный.

Ретардация – календарный возраст опережает биологический.

Закономерности психического развития (закономерности – то что присуще всем – большинство – норма):

  1. Нелинейность
  2. Гетерохромность (разновременность) отдельные элементы психики развиваются в разное время (воображение в один возрастной период; память – в другой)
  3. Необратимость (невозможно вернуться в исходное состояние… если что-то измен. в психике)
  4. Поэтапность (каждый индивид проходит в своем развитии ряд этапов…)
  5. Синзитивность (чувствительность) для развития каждой психической функции существуют наиболее благоприятные периоды развития – синзитивные.

Теоретические и практические задачи возрастной психологии:

  1. Теоретические:
  • Изучение движущих сил развития психики
  • Изучение влияющих факторов на развитие психики
  • Практические
  • Контроль за ходом и динамикой развития психики
  • Диагностика развития, доля развития каких-то недостатков, затем коррекция
  • Прогнозирование
  • Помощь в кризисные возрастные периоды
  • Профилактическая задача, + просвещение

Связь с другими науками.

Возрастная психология тесно связана с другими отраслями психологической науки. Она опирается на представления о психике человека, разработанные в общей психологии, использует систему основных понятий общей психологии. В то же время исследование происхождения и начальных этапов становления высших психических функций (например, памяти или мышления) приводит к более глубокому пониманию развитых форм сложных психических процессов. Изучение преобразования психических процессов у детей выступает как особый метод познания механизмов психического — генетический метод. Однако предмет генетической психологии не совпадает с таковым в возрастной психологии. В центре внимания генетической психологии — развитие психических процессов как таковых; для возрастной психологии важен развивающийся человек. Много общего имеют возрастная психология и педагогическая психология, особенно в своем историческом развитии. Реальное единство педагогической и возрастной психологии объясняется общим объектом изучения — развивающимся и изменяющимся в онтогенезе человеком. Но в педагогической психологии на первом плане — обучение и воспитание субъекта в процессе целенаправленного воздействия педагога, а возрастную психологию интересует, как протекает развитие в самых разнообразных социокультурных ситуациях.

Психическое развитие человека происходит внутри различных социальных общностей: семьи, группы сверстников во дворе или в детском саду, в школьном классе. Как субъект общения и межличностного взаимодействия, развивающийся индивид частично составляет предмет социальной психологии. Соотношение типичного и индивидуального, общего и своеобразного, нормального и аномального, отклоняющегося рядов развития создает общие поля для возрастной психологии и психологии сравнительной, дифференциальной, патопсихологии и клинической психологии. Возрастная психология имеет многообразные связи с широким спектром областей науки и культуры. Она опирается на знания из области естественных наук, медицины, педагогики, этнографии, социологии, геронтологии, культурологии, искусствоведения, языкознания, логики, литературоведения и других областей науки. И, в свою очередь, возрастная психология, раскрыв закономерности возрастного становления психики, делает их общим достоянием.

26 стр., 12850 слов

Семинар.Возр. Младенчество и раннее детство

... ситуации. Переход от раннего возраста к дошкольному. В период раннего детства (от одного года до трех лет) ребенок проходит огромный путь психического развития: он овладевает ходьбой, речью, ... детям сознательно принимать решения, но это важный шаг на пути развития произвольности. Поведение ребенка раннего возраста определяется уже не только тем, что в данный момент воздействует ...

Вопрос 2. Разделы возрастной психологии. Исторический анализ понятий: детства, зрелости, старости. Характеристика детства как социокультурного феномена

Разделы возрастной психологии (4 раздела; 8 стадий):

  • Детская психология : — Младенческий возраст (кризис новорожденности, кризис 1 года жизни);

— Ранний возраст (кризис 3 лет)

— Дошкольный возраст (кризис 7 лет)

— Младший школьный возраст ( кризис 13 лет)

  • Психология подростка: — Подростковый возраст (кризис 17 лет)

— Юношеский возраст (кризис 21 года)

  • Психология зрелости: — Зрелость (кризис пенсионного возраста)
  • Психология старости: — Старость

Исторический анализ понятий: детства, зрелости, старости.

Детство – это период, который возникает в филогенезе на том этапе, когда приспособительные механизмы новорожденного существа недостаточны для самостоятельного выживания.

Д.Б. Эльконин описал 2 парадокса детства:

  1. – человек – самое совершенное существо в природе

– новорожденный человек – самое беспомощное существо.

Вывод : Это объясняет происхождение детства; Определяется характеристика детства: детство – период зависимости.

  1. – культурно-исторический опыт человека все время обогащается.

– новорожденный человек не изменяется.

Вывод: Это объясняет изменение продолжительности детства (удлиненное детство); Определяется характеристика детства: детство – период освоения опыта.

Содержание детства определяется конкретной исторической обстановкой. Детство продолжается до тех пор, пока уровень освоения культурного опыта не позволит ребенку самостоятельно удовлетворять свои потребности. Чем более развито общество, тем длиннее детство.

  • Проблема удлинения детства на современном этапе развития общества. Запорожец предложил два решения проблемы интенсификации детства:

Акселерация (ускорение) – увеличивается содержание обучения и снижаются сроки начала обучения.

Амплификация (обогащение) – обогащение содержания обучения и включение этого обогащения в соответствующее возрасту виду обучения.

  • Членение детства на отдельные возрастные периоды:

Произошло благодаря возникновению социальных институтов (прежде всего школ)

Изначально выделялось два периода: дошкольный, школьный

С внедрением классно урочной системы школьный возраст расчленился на: младший, средний, старший

С появлением высшего образования и службы в армии появился: юношеский возраст

6 стр., 2830 слов

МЕТОДЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ

... обучения; - создать проект формирования личностных качеств дошкольников. Методы использованные при написании курсовой работы: - теоретический поиск; - метод проектной деятельности. ... взрослым и сверстникам. Можно сказать, что данный возраст представляет собой сензитивный период в развитии ... поведения. В младшем и среднем дошкольном детстве продолжается формирование характера ребенка. Он складывается ...

С появлением дошкольного образования появилось разделение: младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст.

Вывод: Детство возникло на определенном этапе филогенеза. Содержание, продолжительность и этапы детства зависят от эпохи.

Детство как социокультурный феномен

(Эльконин)

Человек, появляясь на свет, наделен лишь элементарными механизмами для поддержания жизни. Чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство, тем беспомощнее это существо при рождении – один из парадоксов природы, который предопределяет историю детства.

В ходе истории росло обогащение материальной и духовной культуры человечества… но за это время новорожденный ребенок практически не изменился. Детство – это период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и психической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества. При этом продолжительность детства в первобытном обществе не равно продолжительности детства в эпоху средневековья или в наши дни. Этапы детства человека – продукт истории, и они также подвержены изменению, как и тысячи лет назад. Поэтому нельзя изучать детство ребенка и законы его становления вне развития человеческого общества и законов, определяющих его развитие. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества.

Зрелость – период независимости; период передачи и использования опыта.

Старость – период, который появляется на том этапе филогенеза, когда: появляются сферы общественной жизни, в которой стрики востребованы (образование, религия); появляются излишки производства (если есть деньги на их содержание).

Вопрос 3. Понятия: методология, метод, стратегия. Стратегии исследования в возрастной психологии (д.Б. Эльконин).

Классификация методов возрастной психологии по б.Г. Ананьеву

Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Метод – совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.

Стратегия – это:

  1. совокупность поведенческих шаблонов, позволяющих достичь определенного, заранее намеченного результата.
  2. общий план, процедура ведения психологических исследований.

Стратегии исследования в возрастной психологии.

В истории возрастной психологии выделяются три основные стратегии.

1. Стратегия наблюдения. Основная задача – накопление фактов и расположение их во временной последовательности. Наблюдение должно отвечать ряду требований – это четко поставленная цель и разработанная схема наблюдений; объективность наблюдения; систематичность наблюдений; наблюдение за естественным поведением ребенка.

2. Стратегия естественно-научного констатирующего эксперимента. Основная цель – установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики, дать качественное описание. Эксперимент — исследование, в процессе которого мы сами вызываем интересующие нас психические явления и создаем условия, необходимые и достаточные для проявления и измерения связей изучаемых переменных между собой и обстоятельствами жизни ребенка

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... навы­ки, которые впоследствии будут характеризовать его поведение. Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в младенческом возрасте: у новорожденного сон отделяется от бодрствования ... пытаться объ­яснить, установить простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­ ...

3. В настоящее время интенсивно развивается стратегия формирующего эксперимента, введенная в психологию Л. С. Выготским. Он назвал этот метод экспериментально-генетическим, так как он искусственно вызывает и создает генетический процесс психического развития. Основная цель — активное вмешательство, построение процесса с заданными свойствами.

Классификация методов возрастной психологии по Б.Г. Ананьеву.

Выделяет 4 группы: 1. Организационные методы:

  1. сравнительный (поперечный),
  2. лонгетюдный (продольный),
  3. комплексный.

2. Эмпирические:

  1. наблюдение, самонаблюдение;
  2. эксперимент;
  3. психодиагностические методы (тесты, опросники, анкеты, интервью, беседа, социометрия);
  4. анализ процесса и продуктов деятельности;
  5. биографический метод.

3. Методы обработки данных:

  1. количественная обработка;
  2. качественная обработка;

4. Интерпретационные методы:

  1. генетический метод – это интерпретация материала в характеристиках развития, установление вертикальных связей между уровнями развития;
  2. структурный метод – это установление горизонтальных связей между всеми изучаемыми характеристиками данного психологического феномена.

Характеристика групп методов.

В современной  дидактике  все  многообразие методов обучения сведено в три основные группы: 1. Методы организации учебно-познавательной деятельности.  К  ним относятся словесные, наглядные и практические, репродуктивные  и проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные методы обучения. 2. Методы стимулирования и  мотивации  учебно-познавательной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии и др. 3. Методы контроля (устный,  письменный, лабораторный и др.)  и самоконтроля в процессе обучения.

МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — группа методов обучения, направленных на организацию учебно-познавательной деятельности учащихся. Подразделяются на 1.Подгруппа по источнику информации и восприятия: словесные методы (рассказ, лекция, беседа, конференция, диспут, объяснение); наглядные методы (метод иллюстрации, метод демонстрации); практические методы (упражнения, лабораторные опыты, трудовые задания).2) Подгруппа по логике мышления: индуктивные методы обучения (логика раскрытия содержания изучаемого материала от частного к общему); дедуктивные методы обучения (логика раскрытия содержания изучаемой темы от общего к частному).

3) Подгруппа по степени самостоятельности и активности познавательной деятельности учащихся: репродуктивные методы (активное восприятие, запоминание и воспроизведение (репродукция) сообщаемой учебной информации словесными, практическими или наглядными методами и приемами); проблемно-поисковые методы обучения (усвоение знаний, выработка умений и навыков осуществляются в процессе частично-поисковой или исследовательской деятельности обучаемых. Реализуется через словесные, наглядные и практические методы обучения, интерпретированные в ключе постановки и разрешения проблемной ситуации).

23 стр., 11172 слов

Развитие психики человека в онтогенезе

... два пути истории развития психики: филогенез - историческое развитие (охватывает весь процесс эволюции вида, более глобальный), филогенез определяет онтогенез путем создания необходимых ... рассмотреть основные периоды развития психики индивида. Объектом нашего исследования является психическое развитие. Предмет исследования - развитие психики человека в онтогенезе. Развитие психики человеческого ...

МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ — пути побуждения воспитанников к улучшению своего поведения, развития у них положительной мотивации поведения. Наказание — торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождение чувства вины и раскаяния. Поощрение — стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания усилий и стараний личности. Принуждение — пед. воздействие, основанное на активном проявлении воли воспитателя в отношении воспитанников, не обладающих достаточной сознательностью и игнорирующих нормы общественного поведения

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ В ОБУЧЕНИИ — методы получения информации учителем и обучающимися о результативности процесса обучения. Позволяют установить, насколько готовы учащиеся к восприятию и усвоению новых знаний, выявить причины их затруднений и ошибок, определить эффективность организации, методов и средств обучения и т. д. Подразделяются на устные (индивидуальный, фронтальный и уплотненный опросы); письменные (письменные работы, диктанты, изложения, сочинения, рефераты и т. п.); практические (практические работы, опыты); графические (графики, схемы, таблицы); программированные (безмашинные, машинные); наблюдение; самоконтроль.

Вопрос 4. Биогенетический подход в детской психологии (Ст. Холл, э. Мейман, п.П. Блонский, к. Бюлера).

Теория конвергенции в. Штерна

  • Развитие психики рассматривалось как саморазвертывание наследственно заложенной программы, обеспечивающее адаптацию ребенка к условию среды.
  • Ведущий фактор – наследственность (всё биологически предопределено)
  • Два направления биогенетических теорий:
  1. Теории рекопетуляции – здесь отождествляются филогенез и онтогенез; в основе биогенетический закон (Холл): онтогенез есть краткое повторение филогенеза.
  2. Нормативный подход – разрабатывали нормы психического развития, но утверждали, что также все биологически предопределено.

Концепция рекопетуляции Холла.

Предмет исследования: особенности психики детей и подростков.

Методы: экспериментальные, опросники, статистические.

Ведущий фактор: наследственность. Ребенок от рождения обладает не только биологическими, но и социальными инстинктами. (Стремление учиться, любовь к дому, родительство – инстинктивно заложено в человеке, так как присутствует у всех)

Движущая сила: адаптация, так как среда может лишь способствовать или препятствовать развертыванию этих инстинктов.

Обучение не может качественно изменить развитие, оно должно следовать за социальными инстинктами.

Периодизация Холла — Гетченса.

Критерий: способ добывания пищи

Особенности, наблюдаемые у детей определенного возраста, объяснял изменением способа добывания пищи.

В филогенезе 5 стадий:

1 стадия – рытья и копания. В филогенезе – собирательство. В онтогенезе – (0-5 лет) дети любят играть с песком.

4 стр., 1760 слов

1.Понятие об онтогенезе и дизонтогенезе человека

... из факторов. Дизонтогенез (disontogenesis) — это нарушение развития организма на каком-либо этапе онтогенеза. Психический дизонтогенез — патология психического развития с изменением последовательности, ритма и ... подразумевают совокупность некоторых выдающихся (заметных окружающим) психических свойств отдельного человека. При этом имеются в виду те психические свойства, которые ...

2 стадия – охоты и захвата. Филогенез – охота. Онтогенез – (5-11) проявляется замкнутость и настороженность ко всем окружающим, появляется агрессивность, жестокость, стремление делать многие вещи тайком.

3 стадия – пастушеская стадия. Филогенез – скотоводство. Онтогенез – (8-12) характерно желание иметь домашних животных, появляется стремление к любви и ласке, стремятся иметь свой собственный уголок, строят укрытия.

4 стадия – земледельческая. Филогенез – земледелие. Онтогенез – (11-15) интерес к явлениям природы, садоводству, здесь зарождается наблюдательность и осмотрительность.

5 стадия – промышленности. Филогенез – промышленность (новое время).

Онтогенез – (14-20) осознание роли науки, стремление к накопительству.

Холл считал, что ребенок должен пройти обязательно все стадии (нужно создать условия).

Павел Петрович Блонский. Закон повторяемости форм развития.

Исследовал одаренность детей.

Выделил два вида наследственности: хроматин (гены), социальная наследственность (опыт предков, их уровень образования и культуры).

Критерием его периодизации является память.

Выделил четыре вида памяти:

1. Двигательная. Филогенез – простейшие. Онтогенез – новорожденные.

2. Эмоциональная. Филогенез – черви. Онтогенез – первые полгода жизни.

3. Образная. Филогенез – млекопитающие. Онтогенез – со 2го полугодия.

4. Словесно логическая. Филогенез – человек. Онтогенез – после первого года жизни.

Дантиция – критерий по появлению и смене зубов.

1 ст. Беззубое детство (0,8 мес – 2,5 года)

2 ст. Детство молочных зубов (2,5 – 6,5 лет)

3 ст. Детство постоянных зубов (6,5 лет – до появления зуба мудрости)

Эрнст Мейман (Биогенетический закон)

Предмет исследования: разработка психологических основ обучения и воспитания.

Ведущий фактор: наследственность. (Достижения в развитии интеллекта обуславливаются наследственностью)

Движущая сила: адаптация (потому что окружающее позволяет ускорить или замедлить развитие)

Выделил 3 стадии интеллектуального развития:

1 стадия. Фантастический синтез (Картина мира строится человеком на основе вымышленных законов) Филогенез – первобытные люди. Онтогенез – дошкольник (0-7 лет)

2 стадия. Анализ (Отдельные явления мира объясняются с научной точки зрения) Филогенез – античный, средневековый человек. Онтогенез – младший школьник (7-12 лет)

3 стадия. Рассудочный синтез (Строится научная картина мира) Филогенез – новое время. Онтогенез – подростки.

Карл Бюлер. Теория преформизма.

Предмет: духовное развитие ребенка.

Особое внимание уделял интеллекту.

Ведущий фактор: наследственность (ею определена направленность личности).

Выделял стадии развития интеллекта:

1. Инстинкт. Филогенез – низшие животные. Онтогенез – новорожденные.

2. Дрессура. Филогенез – позвоночные. Онтогенез – младенцы (0-1 год).

3. Интеллект. Филогенез – антропоиды (человек).

Онтогенез – с одного года и далее.

В.Штерн. Персоналистическая теория.

Теории конвергенции (развитие – результат схождения (конвергенции) двух факторов – и наследственности и окружающей среды.)

Все достижения человека – это результат совокупности этих двух факторов.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... Берковец и др.). Так, З. Фрейд связывает становление агрессивного поведения ребенка со стадиями сексуального развития (Фрейд, 1989). Представитель теории инстинктов К. Лоренц (1994), как и ... на начальной стадии, необходимым условием является установление доверительных отношений с ребенком. Чтобы работа с аутичным ребенком оказалась более эффективной, желательно начинать ее с развития психических ...

(Например, речь появляется у всех детей около 1,5 лет – влияние наследственности. НО словарный запас у всех разный – влияние среды)

Чем младше ребенок, тем большее влияние оказывает наследственный фактор; Чем старше – тем большее влияние оказывает социальный фактор.

Периодизация основана на биогенетическом подходе. Онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез, поэтому процесс индивидуального развития соответствует основным периодам биологической эволюции и исторического развития человечества.

1. Онтогенез – младенческий возраст. Филогенез: 1ое полугодие – млекопитающие; 2ое полугодие – высшие обезьяны.

2. Онтогенез – ранний возраст. Филогенез – начальный этап развития (австралопитеки)

3. Онтогенез – дошкольный возраст. Филогенез – первобытный человек

4. Онтогенез – младший школьный возраст. Филогенез – античность

5. Онтогенез – средний школьный возраст. Филогенез – средневековье

6. Онтогенез – юность. Филогенез – эпоха Просвещения

7. Онтогенез – зрелость. Филогенез – Новое время

Развитие подготавливает обучение.

Вопрос 5. Американская психология развития. Концепция научения в бихевиоризме и необихевиоризме (Дж. Уотсон, б.Скиннер, а. Бандура, Сирс)

Предмет: поведение

Факторы: среда (человек – продукт среды)

Движущая сила: адаптация

Методы: наблюдение, эксперимент (проводили над низшими животными, так как человек и животное имеют одни и те же биологические законы)

Связь обучения и развития: Обучение отождествляется с развитием. (Развитие = обучение)

Проблема периодизации: Периодизации нет

Бихевиоризм возник в начале XX века.

В основе бихевиоризма – концепция прагматистов. (они просчитывают, составляют планы; целесообразные, т.е. все ненужные вещи выбрасывают; мера ценности – вещи, в том числе и человек, определяется ее практическим результатом)

Предмет исследования – поведение – это единственное, что доступно объективному изучению, наблюдению и эксперименту.

Поведение – система реакций организма на внутренние и внешние стимулы.

(Мышление и эмоции – это внутреннее поведение, которое проявляется внешне)

У всех людей, животных поведение проявляется по одним и тем же законам.

Закономерности развития и функционирования психики.

Поведение состоит из актов (стимул – реакция)

Все психические функции – есть внутренние действия, поэтому психика формируется при жизни. Изначально все дети обладают одинаковыми способностями, в процессе развития человек осваивает необходимый для выживания набор навыков, получается, что человек – продукт среды.

Главный вопрос – как осуществляется научение.

Научения: классическое (Уотсон), оперантное (Скиннер), социальное (необихевиоризм)

Классическое научение Уотсона.

Механизм заимствован у Павлова

Научение осуществляется путем образования ассоциативных связей между условным и безусловным стимулами.

Безусловный стимул + Условный стимул = Условная реакция.

Безусловные стимулы – стимулы, которые непосредственно вызывают реакцию.

Условные стимулы – стимулы, которые ассоциативно связаны с безусловными.

Оперантное научение Скиннера.

6 стр., 2528 слов

Личность ребенка, зависимость от среды

... следующие задачи: - Раскрыто понятие личности ребенка; - Исследовано развитие личности ребенка под влиянием факторов среды; - Выявлено влияние социальной среды на развитие ребенка. 1. Понятие личности Личность - ... развитие ребенка как человеческой личности возможно лишь в окружении других людей при активном и пассивном обучении поведенческим навыкам. Развитие социального поведения ребенка ...

Поведение определяется не только стимулом, но и последствием.

Последствие бывает благоприятные и неблагоприятные. Если последствия благоприятны для организма, то вероятность повторения опыта в будущем усиливается. Неблагоприятные делятся на наказание и отрицательное последствия. Отрицательное подкрепляет, усиливает другое поведение (убираем то, что доставляет неудобство).

Наказание делится на негативное (с убавлением: я тебя не знаю, я тебя больше не люблю…) и позитивное (с добавлением к ситуации: посадить в тюрьму, поставить в угол.)

Стимулы:

  • Первичные (связаны с биологическими потребностями)
  • Вторичные (ассоциативно связаны с первичными)
  • Социальные (лесть, похвала, внимание)

Социальное научение (необихевиоризм)

Отличие в том что в формулу стимул – реакция добавляется промежуточная переменная.

  1. Стимул – интеллект – Реакция.

Вместо интеллекта может быть восприятие, оценка, прогнозирование… т.е. высшие психические функции.

Это социально-когнитивное научение А. Бандура. (бихевиоризм + когнитивная психология)

Человеку нет необходимости осваивать поведение методом проб и ошибок, он может научиться через подражание другим людям, для этого необходимо 4 условия:

  • Восприятие образца
  • Запоминание образца
  • Моторные навыки
  • Мотивация

Образцы для подражания – эмоционально привлекательные!

  1. Стимул – эмоции (переживания) – Реакция

Это социальное научение. Джордж Мидт. (бихевиоризм + психоанализ)

Все люди играют роли (социальные роли).

Эти роли проигрываются от ожидания окружающих.

Общие позиции бихевиоризма и необихевиоризма:

  • Изучают формирования поведения
  • Отрицают врожденные предпосылки; Поведение – это результат воспитания
  • Ведущий фактор – среда
  • Движущая сила поведения – адаптация

Вопрос 6. Психоаналитические теории развития ребенка. Концепции развития личности з. Фрейда и а. Адлера

В основе психоаналитической теории лежит философия Фрейдизма.

Человек – существо биологическое, управляемое бессознательными инстинктами.

Предмет: бессознательное

Факторы: наследственность, среда (общество налагает запреты, предъявляет требования, впоследствии это интериоризируется – т.е. становится внутренним — Сверх-Я).

Движущая сила: адаптация

Методы: – интерпретация сновидений, ошибок, описок, оговорок, потерянных вещей, анализ свободных ассоциаций, психоанализ – предназначен для диагностики и лечения неврозов.

Связь обучения и развития: Воспитание (обучение) должно опираться на уже имеющиеся предпосылки… на уже созревшее – соответственно возрасту

Психологическое развитие понимается как формирование механизма контроля.

Проблема периодизации:

Фрейд выделил 5 стадий:

  • Оральная (от рождения до 1 года).

    Фрейд считал, что на этой стадии основной источник удовольствия сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением. Оральная стадия состоит из двух фаз – ранней и поздней, занимающих первое и второе полугодия жизни. На ранней фазе присутствует действие сосания, на поздней – укус. Источник неудовольствия связан с невозможностью матери сразу удовлетворить желание ребенка. На этой стадии «Я» постепенно отсоединяется от «Оно». Эрогенной зоной является рот.

  • Анальная (1–3 года).

    Она состоит из двух фаз. Либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности. «Я» ребенка обучается разрешать конфликты, находя компромиссы между стремлением к наслаждению и действительностью. На этой стадии полностью образована инстанция «Я», и она может контролировать импульсы «Оно». Социальное принуждение, наказание родителей и страх потерять их любовь заставляют ребенка мысленно представлять себе запреты. Начинает формироваться «Сверх-Я»

  • Фаллическая (3–5 лет).

    Это высшая ступень детской сексуальности, главной эрогенной зоной выступают генитальные органы. Родители противоположного с ребенком пола становятся первыми, кто привлекает их внимание в качестве объекта любви. 3. Фрейд такую привязанность у мальчиков назвал «эдиповым комплексом», а у девочек «комплексом Электры». По мнению Фрейда, в греческом мифе о царе Эдипе, которого убил собственный сын и впоследствии женился на своей матери, находится ключ к сексуальному комплексу: мальчик испытывает любовь к своей матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего и ненависть, и страх. Но в конце этой стадии происходят освобождение от «эдипова комплекса» из-за страха кастрации, ребенок вынужден отказаться от влечения к матери и идентифицировать себя с отцом. После этого полностью дифференцируется инстанция «Сверх-Я».

  • Латентная (5-12 лет).

    Отмечается снижение полового интереса, инстанция «Я» полностью контролирует потребности «Оно». Энергия либидо (влечения) переносится на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми, на освоение общечеловеческого опыта.

  • Генитальная (12–18 лет).

    3. Фрейд считал, что подросток стремится к одной цели – нормальному сексуальному общению; в этот период все эрогенные зоны объединяются. Если осуществление нормального сексуального общения затруднено, тогда можно наблюдать феномены фиксации или регресса к одной из предыдущих стадий. На этой стадии инстанция «Я» должна бороться против агрессивных импульсов «Оно», которое вновь дает о себе знать.

Закономерности:

Фрейд создал две модели психики: топологическая и структурная.

Топологическая включает: сознательное (контролируется в данную секунду; то, что сейчас говорю); предсознательное; бессознательное (наши желания, потребности, которые не осознаются, но проникают в сознание; то, что неприлично; инстинкты: эрос, тонатос).

Структурная включает: Сверх Я (Супер Эго) – нельзя, запреты (у взрослых); Я (Эго) – оно осуществляет выбор; Оно (Ид) – хочу (у ребенка)

Взрослые отличаются от ребенка: у них есть Сверх – Я, поэтому и психическое развитие понимается, как формирование механизма контроля.

Так как требования к Я со стороны Оно, Сверх – Я и реальности не совместимы, неизбежно его пребывание в состоянии конфликта, создающего невыносимое напряжение, от которого личность спасается с помощью специальных «защитных механизмов»:

  • Вытеснение (непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию.)
  • Проекция (перенос на другое лицо своих аффективных переживаний любви или ненависти)
  • Регрессия (соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления)
  • Сублимация (запретная сексуальная энергия переносится на виды деятельности, приемлемые для индивида и общества)

А.Адлер

Основа человека – не природные инстинкты, а общественное чувство, котороя является врожденным, но должно быть социально развито.

Также был против расчленения личности на 3 структуры. Считал, что личность едина и ее основная цель – стремление к превосходству.

Но это стремление не всегда может быть осуществлено и у человека появляется чувство неполноценности.

Основное содержание бессознательного – чувство неполноценности.

Чувство неполноценности универсально, свойственно всем людям, но это чувство неприятно и люди пытаются избавиться от него. Это хорошо, так как это подталкивает людей к развитию.

Когда есть чувство неполноценности, мы пытаемся компенсировать его. Появляется стремление к самосовершенствованию (но не к совершенству) – это первый механизм психического развития.

Второй механизм психического развития – социальный интерес (интерес к интересам других людей) Выделяют: альтруизм (когда человек стремится, чтобы все вокруг были счастливы за счет него); ненужные (без целей); псевдокомпенсация (манипуляция другими людьми); адекватная компенсация.

Неадекватные компенсации происходят у людей, у которых сформировался комплекс неполноценности.

Комплекс неполноценности – негативное самоотношение.

Причины формирования комплекса неполноценности:

  • Физический дефект
  • Отвержение детей родителями
  • Гиперопека родителями

Факторы развития: биологический фактор, среда (должна быть благоприятной, чтобы не привести к формированию комплекса неполноценности)

Комплекс неполноценности преодолевается с помощью различных компенсаций:

  • Успешная компенсация чувства неполноценности
  • Сверхкомпенсация – одностороннее приспособление к жизни
  • Уход в болезнь – человек не может полностью освободиться от человеческого непонимания.

Вопрос 7. Проблемы психического развития в неопсихоанализе (а.Фрейд, к. Хорни) Эпигенетическая теория э. Эриксона

  1. Меньше внимания уделяется сексуальным отношениям
  2. В исследованиях акцент переносится с Ид на Эго
  3. Больший оптимизм (личность формируется всю жизнь, а не до 6 лет)

Карен Хорни

  1. Основное содержание бессознательного – чувство тревоги
  2. Неадекватная тревога. Неадекватная тревога возникает из-за двух видов потребностей:
  • Биологические потребности (выживание)
  • Социальные потребности (потребность в любви)

От удовлетворения потребности в любви зависит психическое здоровье.

Если недостаточно удовлетворяются биологические потребности, формируется физиологическая тревога. А если не удовлетворяются социальные потребности, формируется психическая тревога.

  1. «Я-реальное» (то, что я думаю про себя; самооценка своего уровня развития)

«Я-идеальное» (то, каким я хочу быть)

«Я в глазах других» (как я понимаю, что обо мне думают другие)

Эпигенетическая теория Эриксона

Эпигенетический закон – эмбрион в развитии должен пройти определенные стадии (перепрыгивать ничего нельзя)

Этот закон Эриксон перенес на онтогенез.

Основное содержание бессознательного:

  • Эгоидентичность – стремление быть собой. Создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего Я (индивидуальности)
  • Групповая идентичность – стремление быть среди людей, членом группы.

Структуру личности трактует как и Фрейд. Когда мы хотим – это ОНО, когда мы должны – это СВЕРХ-Я, а «мертвая точка» — это Я.

Постоянно балансируя между крайностями этих двух инстанций, «Я» использует защитные механизмы, которые позволяют человеку прийти к компромиссу.

Эриксон использовал психоисторические методы – применение психоанализа к истории.

Каждой стадии развития отвечают свои, присущие данному обществу ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им.

Групповая идентичность формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в социальную группу мироощущения.

Формирование эгоидентичности (целостности личности) продолжается на протяжении всей жизни и проходит ряд стадий.

Всего 8 стадий:

  • Младенчество. Базальное доверие / базальное недоверие
  • Раннее детство. Автономия / стыд и сомнение.
  • Игровой возраст. Инициативность / вина
  • Младший школьный возраст. Трудолюбие / неполноценность.
  • Школьный возраст (юность).

    Эго — идентичность / ролевое смешение

  • Ранняя взрослость. Достижение близости / изоляция.
  • Средняя взрослость. Продуктивность / инертность.
  • Возраст мудрости или старости. Целостность эго/ отчаяние

Для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом.

Решение каждой из этих задач сводится к установлению определенного соотношения между двумя крайними полосами.

То есть развитие личности – это результат борьбы этих крайних возможностей, которая не затухает при переходе на следующую стадию развития.

Переход от одной формы эгоидентичности к другой вызывает кризисы идентичности

Кризисы (по Эриксону) – это не болезнь личности, не проявление невротического расстройства, а «поворотные пункты», «моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой».

Вопрос 8. Учение ж. Пиаже о развитии интеллекта. Закономерности развития интеллекта. Качественные особенности детского мышления. Стадии интеллектуального развития

Предмет: интеллект и его развитие.

Факторы: среда, наследственность

Движущая сила: адаптация. Развитие интеллекта происходит потому, что нужно адаптироваться, то есть интеллект обеспечивает адаптацию.

Методы: метод клинической беседы. Пиаже критиковал тесты, которые не позволяют изучить динамику интеллектуального развития. Использовал также эксперимент.

Связь обучения и развития: обучение должно опираться на развитие, оно может его ускорить или замедлить, но качественно изменить не может.

Выявленные закономерности:

Интеллект – структура познавательных операций. У взрослых – это структура логических операций.

Логические операции – это умственные обратимые преобразования.

Генетическая психология изучает как происходит переход от одних форм мыслительной деятельности к другим, от простой структуры умственной деятельности к более сложной и каковы причины этих структурных преобразований. Она изучает сходство и различие между психической жизнью ребенка и взрослого человека.

Выделил два процесса адаптации:

  • Процесс ассимиляции – приспособление объектов среды к своим возможностям.
  • Процесс аккомодации – изменение организма в ответ на требования среды. Освоение новых познавательных схем.

Выработка новых схем:

  • Дифференциация – расчленение на более мелкие этапы.
  • Интеграция – объединение ранее не связанных схем.

Периодизации:

1 Характеристика – направленность. Аутистическая мысль направлена на удовлетворение потребностей. Социализированная мысль – на познание мира. Эгоцентрическая мысль – и на то и на другое.

2 Характеристика – осознанность. Аутистическая – не осознанно. Эгоцентрическая – не осознанно. Социализированная – осознанно.

3 Характеристика – связь с речью. Аутистическая – не вербальна. Эгоцентрическая – эгоцентрическая речь. Социализированная – вербальна.

Суть не в гипертрофии собственного я, а наоборот в игнорировании собственной позиции.

Экстериоризация – направленность от внешнего к внутреннему.

Эгоцентризм у ребенка – если я тебя не вижу, то и ты меня не видишь. Скрытая умственная позиция – игнорирование собственной позиции.

Эгоцентризм у взрослого – основан на личных качествах, осознанное неприятие других мнений.

Трансдукция (встречается у детей) – переход от частного к частному, пропуская общее.

Дедукция и индукция встречается у взрослых.

Преодоление эгоцентризма:

  • Осознание своей точки зрения
  • Осознание других точек зрения
  • Понимание относительности мнений, позиций

Особенности детского мышления.

Ж. Пиаже впервые при помощи собственного метода, названного «клиническим», исследовал особенности детского мышления, детской логики. Он показал, что мышление ребенка качественно отличается от мышления взрослого человека и в процессе развития претерпевает качественные изменения.

Все особенности детского мышления (интеллектуальный реализм, синкретизм, непонимание отношений, трудность осознания, неспособность к рефлексии) основываются на его главной особенности – эгоцентризме.

Эго центрическую мысль Пиаже считает связующим генетическим звеном, промежуточным образованием в истории развития мышления от аутического – подсознательного, индивидуального к направленному разумному – сознательному и социальному мышлению. То есть, ряд существенных положений Пиаже заимствует из психоанализа: то, что принцип удовольствия, управляющий аутистическим мышлением, предшествует принципу реальности, управляющему логикой разумного мышления. Биологическое и социальное представлены у Пиаже как две внешние и механически действующие друг на друга силы.

Эгоцентрический характер мысли ребенка неразрывно связан по — Пиаже с самой психологической природой ребенка и его проявления всегда неизбежны, независимо от опыта.

Все разговоры детей Пиаже делит на две группы:

эгоцентрическая речь, в которой ребенок разговаривает сам с собой, ни к кому не обращаясь, Пиаже считает ее побочным продуктом детской активности (Выготский называет такую речь словесным аккомпанементом детской деятельности).

Бóльшая половина высказываний ребенка до 6 – 7 лет эгоцентрична, по мере роста ребенка ее коэффициент постепенно падает и к 7-8 годам приближается к нулю;

социализированная речь, с которой ребенок обращается к другим: просит, требует, задает вопросы и т.д.

Учение о стадиях интеллектуального развития

Стадии. Возраст. Характеристика.

  • Сенсо-моторный интеллект. 0-2. Ребенок познает мир с помощью ощущений и движения. Внешние необратимые операции осуществляются с конкретным материалом.
  • Предоператорные операции. 2-6. Познавательные операции становятся внутренними, но необратимым, осуществляются с конкретным материалом, представленным в образах.
  • Конкретные операции. 6-11. Познавательные операции внутренние и уже обратимые. Осуществляются с конкретным материалом, представленным в образах.
  • Формальные операции. 12-18. Внутреннее мышление, обратимое, осуществляется с абстрактным (символичным или знаковым) материалом. Появляются способность мыслить формально, способность мыслить гипотетико-дедуктически, рефлексия (отражение внутреннего мира, собственного мышления)

Вопрос 9. Культурно – историческая концепция психического развития Л.С. Выготского. Предмет и метод исследования. Понятие высших психических функций, закон их развития. Условия и движущие силы психического развития.

Концепция Выготского посвящена высшим психическим функциям.

Предмет: сознание – как сложная динамическая система психических функций (весь опыт человека)

Факторы: наследственность, среда как общение, активность самой личности

Движущая сила: обучение

Обучение создает зону ближайшего развития, т.е. вызывает у ребенка интерес к жизни, пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка возможны только в сфере взаимоотношения с окружающими и сотрудничества с товарищами, но затем становится достоянием самого ребенка.

Метод: экспериментально-генетический метод (создается экспериментальная ситуация для детей разных возрастов).

В результате выявлены закономерности функционирования психики.

Связь обучения и развития: обучение не тождественно развитию.

Обучение – процесс освоения культурно-исторического опыта

«Развитие – есть процесс формирования человека как личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях.»

Психическое развитие – это освоение ребенком культурных высших форм внешней и внутренней деятельности.

Сознание – динамическая структура единства психических функций и опыта.

Высшие психические функции — сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредствованные по психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления.

Сознание представляет собой систему, включающую два вида психических функций:

  • Натуральные. Они врожденны, как и у животных обусловлены особенностями организма (рефлексы, ощущения, непроизвольное внимание…) Качественные отличия:
    • Неопосредствованность
    • Неосознанность
    • Непроизвольность
    • Доминирует восприятие. В структуре доминирует аффективное восприятие (эмоционально заряженное, то что ярко окрашено, воздействует на эмоции) Могут изменяться только количественно
  • Высшие. Формируются при жизни и только при определенных условиях. Качественные изменения:
  • Опосредствованность. Человеческое взаимодействие с миром осуществляется с помощью средств. Для внешней деятельности средство – орудие. Для внутренней, психической деятельности средство – знаки, символы.
  • Осознанность. Осознание – есть вербализация своих состояний. Осознать значит сказать.
  • Произвольность – волевые усилия с помощью речи – приказ самому себе.
  • Интеллектуализированнность. Они все образовывают структуру, где доминирует мышление.

Изменяются и количественно и качественно

Закон высших психических функций. Всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды: сперва как деятельность коллективная, социальная деятельность, то есть как функция иетерпсихическая, второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка, как функция интропсихическая (то есть ИНТЕОРИОРИЗИРУЮТСЯ).

Условия и движущие силы развития

По Выготскому обучение – движущая сила развития

Но обучения не тождественно развитию и не всегда является его движущей силой, может случиться так, что оно будет бесполезно, или даже затормозит его…

Обучение должно ориентировать развитие на зону ближайшего развития.

Зона ближайшего развития – это разница расстояния между уовнем актуального умственного развития ребенка и уровнем возможного развития.

Актуальный уровень развития – уровень трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно.

Возможный уровень развития – уровень трудности задач, решаемый под руководством взрослого.

Выготский: «Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития».

Виды обучения:

  1. Спонтанное. В дошкольном возрасте ребенок сам может обучаться по своей инициативе.
  2. Реактивное. Обучение по программе.

Если в спонтанном ребенок сам изучал, например, кубик, то в реактивном его направляют на изучение цвета, размера…

  1. Спонтанно – реактивное. Переход от одного вида обучения к другому.

Факторы (условия) психического развития:

1. Биологические предпосылки. (Морфофизиологические особенности головного мозга)

Кора больших полушарий лучше развита у человека, что отвечает за обучаемость. Подкорковое лучше развито у животных, что обеспечивает врожденные процессы – рефлексы, инстинкты.

2. Среда как общение.

Среда не является условием. Среда – источник психического развития. Условием является общение. Поэтому только при взаимодействии с окружающими ребенок осваивает культурно-исторический опыт.

Общение – есть взаимодействие субъектов, которые осуществляют передачу культурно – исторического опыта

3. В отечественной психологии наряду с такими факторами развития, как наследственность и среда, появляется еще и активность самого субъекта.