Вопросы к экзамену по «Специальной психологии» для группы л-10,11

Кухтова Н.В. , канд. психол. наук, доцент

  1. Специальная психология как самостоятельная отрасль науки и практики: определение, цель, задачи.
  2. Разделы специальной психологии, взаимосвязь с другими отраслями психологии и науками.
  3. Принципы специальной психологии
  4. Методы специальной психологии
  5. Понятие нормы в развитии детей. Понятие дефекта. Первичный и вторичный дефекты.
  6. Этиология и патогенез нарушенного развития
  7. Общие и специфические закономерности психического развития детей.
  8. Общая характеристика нарушений психофизического развития
  9. Психологические параметры дизонтогенеза. Классификация нарушений в развитии по типу дизонтогенеза
  10. Современные классификации детей с особенностями психофизического развития
  11. Депривационные феномены как причина и следствие нарушенного развития. Особенности развития психики в условиях разных видов депривации
  12. Психологические особенности познавательной сферы детей с трудностями в обучении, обусловленными задержками психического развития.
  13. Психологические особенности познавательной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью.
  14. Особенности познавательной сферы у детей с нарушениями речи.
  15. Психологические особенности детей с ДЦП и сохранным интеллектом: особенности познавательной сферы
  16. Особенности познавательной сферы у детей с нарушениями зрения
  17. Особенности познавательной сферы у детей с нарушениями слуха
  18. Познавательная сфера детей с РДА.
  19. Перечень методик и их характеристика для изучения познавательной сферы у детей с ОПФР
  20. Личность детей с трудностями в обучении, обусловленными задержками психического развития. Особенности межличностных отношений.
  21. Особенности личности умственно отсталого ребенка. Межличностные отношения.
  22. Особенности личности и межличностных отношений детей с нарушениями речи. Типы личности при речевых нарушениях.
  23. Личность и межличностные отношения детей с ДЦП
  24. Личность и межличностные отношения лиц с нарушениями слуха
  25. Личность детей с нарушениями зрения. Особенности межличностных отношений детей с нарушениями зрения.
  26. Личность детей с РДА, и их межличностные отношения.
  27. Перечень методик и их характеристика для изучения личности и межличностных отношений у детей с ОПФР
  28. Компенсация отклонений в развитии. Понятие о компенсаторных феноменах.
  29. Структурно-уровневая организация компенсаторных процессов. Биологические и социальные факторы компенсации.
  30. Понятие о декомпенсации, гиперкомпенсации, псевдокомпенсации.
  31. Адаптационные и компенсаторные процессы.
  32. Социализация детей с ОПФР. Сущность, условия и критерии социализации.
  33. Семья как основной агент социализации и социальной адаптации детей с ОПФР. Психологическая помощь семьям, имеющим детей с ОПФР.
  34. Коррекционные направления в работе с детьми с особенностями психофизического развития
  35. Ранняя коррекция отклонений в развитии
  36. Психокоррекционная работа с детьми с трудностями в обучении, обусловленными задержками психического развития
  37. Психокоррекционная работа при легкой интеллектуальной недостаточности
  38. Психокоррекционная работа с детьми с нарушениями речи
  39. Психокоррекционная работа при ДЦП
  40. Психокоррекционная работа при нарушениях слуха
  41. Психокоррекционная работа при нарушениях зрения
  42. Психокоррекционная работа при аутизме
  43. Арттерапия в системе психокоррекционной помощи детям с ОПФР

Список рекомендуемой литературы Основная литература

  1. Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. – М.: «Ось-89», 1999. – 224 с.
  2. Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности / Булахова Л.А. [и др.]; под ред. И.А. Полищука и А.Е. Видренко. – М.: Киев: Здоровье, 1980. – 156 с.
  3. Глухов, В.П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии : уч.-метод. пос. для пед. и гуманитарных вузов / В. П. Глухов. – М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2007. – 311 с.
  4. Государев, Н.А. Специальная психология / Н.А. Государев. – М.: Ось-89, 2008. – 288 с.
  5. Забрамная, С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения / С.Д. Забрамная. – М.: Просвещение, 1988. – 96 с.
  6. Кисова, В.В. Практикум по специальной психологии / В.В. Кисова, И.А. Конева. – СПб.: Речь, 2006. – 352 с.
  7. Лубовский, В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В.И. Лубовский. – М.: Педагогика, 1989. – 104 с.
  8. Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. – СПб.:Речь. – 2001. – 219 с.
  9. Мастюкова Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии; под ред. В.И. Селиверстова / А.М. Мастюкова., А.Р. Московкина. – М.: Академия, 2003.
  10. Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями: пособие для учителей, психологов и родителей детей с ограниченными возможностями / А.Н. Коноплева [и др.]; науч. ред. Т.Л. Лещинская. – Мн., 2005.
  11. Основы специальной педагогики и психологии : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. М. Трофимова [и др.]. – Спб: Питер, 2005; 2006. – 304 с. : ил.
  12. Основы специальной психологии; под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2002. – 480 с.
  13. Пожар, Л. Психология аномальных детей и подростков – патопсихология / Л. Пожар. – М.: Воронеж, 1996. – 128 с.
  14. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция; под ред. проф. У.В. Ульенковой. – Спб.: Питер, 2007. – 304 с.
  15. Психолого-педагогическая диагностика / И.Ю. Левченко и др.; под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М.: Академия, 2003. – 320 с.
  16. Ранняя комплексная помощь детям с особенностями психофизического развития / авт.-сост. С.В. Лауткина. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2011. – 47 с.
  17. Саенко, Ю.В. Специальная психология / Ю.В. Саенко. – М.: Академический Проект, 2006. – 182 с.
  18. Семаго, Н.Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго.– М.: АРКТИ, 2003. – 208 с.
  19. Семейное воспитание детей с нарушениями речи / авт.-сост. Н.В. Дроздова. – Минск: БГПУ, 2006. – 40 с.
  20. Слепович, Е.С. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии / Е.С.Слепович, А.М. Поляков. – Спб.: Речь, 2008. – 247 с.
  21. Сорокин, В.М. Практикум по специальной психологии / В.М. Сорокин, В.Л. Кокоренко; под ред. Л.М. Шипициной – СПб.: Речь, 2003. – 122 с.
  22. Сорокин, В.М. Специальная психология / В.М. Сорокин; под ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2003. – 216 с.
  23. Специальная психология / сост. Е.С. Слепович [и др.]. – Мн.: БГПУ, 2005. – 95 с.
  24. Специальная психология; под ред. В.И Лубовского. – М.: Академия, 2003. – 464 с.
  25. Усанова, О.Н. Специальная психология / О.Н. Усанова. – СПб: Питер, 2008. – 400 с.: ил.
  26. Шаповал, И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: учеб. пособие / И.А. Шаповал. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 320 с.
  27. Шаповал, И.А. Специальная психология / И.А. Шаповал. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с.

Дополнительная литература

  1. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья / Л.И. Акатов. – М.: Академия, 2004. – 354 с.
  2. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. – 136 с.
  3. Богданова Т.Г. Сурдопсихология / Т.Г. Богданова. – М.: Академия, 2002.
  4. Варенова, Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики / Т.В. Варенова. – Мн.: ООО «Асар», 2003. –288 с.
  5. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология»; сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. – М.: ООО «Аспект», 2005. – 448 с.
  6. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития; под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Полиграф сервис, 1998. – 336 с.
  7. Детская логопсихология; под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 175 с.
  8. Калягин, В.А. Логопсихология / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. – М.: Академия, 2006. – 320 с.
  9. Калягин, В.А. Психолого-педагогическая диагностика детей и подростков с речевыми нарушениями с нарушениями речи / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. – СПб.: КАРО. – 2005. – 288 с.
  10. Корнев, А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А.Н. Корнев. – СПб.: Речь, 2006. – 380 с.
  11. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь / Сост. Н.В. Новоторцева. – Яр., 1999. – 144 с.
  12. Коррекционно-педагогическая работа в домах-интернатах для детей с умственным и физическим недоразвитием : учеб.-метод. пособие для педагогов / И.К. Боровская и [и др.]; под ред. Т.В. Лисовской. – Минск : Четыре четверти, 2010. – 392 с.
  13. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих / А.Г.Литвак. – Спб.: Каро, 2006. – 336 с.
  14. Левченко, И.Ю. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / И.Ю. Левченко, Н.А. Киселева. – М.: Изд-во «Книголюб», 2008. – 160 с.
  15. Логопсихология: уч.-мет. пособие / авт.-сост. С.В. Лауткина. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. – 173 с.
  16. Локалова, Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике / Н.П. Локалова. – 3-е изд.– М.: «Ось-89», 2003. – 96 с.
  17. Мамайчук, И.И. Динамика некоторых видов познавательной деятельности дошкольников с церебральным параличом / И.И. Мамайчук // Дефектология. – 1976. – № 3. – С. 29–35.
  18. Мастюкова, Е.М. Исследование структуры интеллектуальных нарушений у детей с церебральным параличом / Е.М. Мастюкова, Л.И. Переслени, М.С. Певзнер // Дефектология. – 1988. – № 4. – С. 12 – 17.
  19. Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте. Классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии и МКБ 10. – СПб: Речь, М.: Смысл, 2003. – 407 с.
  20. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; научн. ред. С.Е. Гайдукевич. – Мн: УО «»БГПУ им. М. Танка, 2007. – 144 с.
  21. Понятийно-терминологический словарь логопеда; под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Владос, 1997. – 400 с.
  22. Семаго, Н. Взаимодействие специалистов в коррекционно-развивающей работе с неуспевающими детьми при различных типах отклоняющегося развития / Н. Семаго // Школьный психолог. – 2003. – № 40. – с. 12–15.
  23. Семаго, Н. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст / Н. Семаго, М. Семаго. – СПб.: Речь, 2005.
  24. Солнцева, Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста / Л.И. Солнцева. – М., 1998.
  25. Тригер, Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. – СПб.: Питер, 2008. – 192 с.
  26. Трошин, О.В. Логопсихология / О.В. Трошин, Е.В Жулина. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 256 с.
  27. Шипицына, Л.М. Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. – М.: Академия, 2004.
  28. Юсупова, Г.Ф. Психокоррекционная работа по преодолению личностных нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи / Г.Ф.Юсупова // Специальная психология. – 2007. – № 3 (13).

    18 стр., 8530 слов

    Глава I. Проблема речевого развития детей в психологии

    ... формируется у нормально развивающегося ребенка в старшем дошкольном или младшем школьном возрасте под воздействием целенаправленного обучения. Существует несколько точек зрения о развитии речи с момента рождения. ... на 39 страницах, включает 3таблицы . Глава I. Проблема речевого развития детей в психологии 1.1.Развитие речи детей в онтогенезе. Возникновение языка относится к глубокой древности и ...

    23 стр., 11121 слов

    Развитие чувства ритма у младших школьников

    ... физического и психического здоровья нации. Развитие чувства ритма, выступает одной из главных задач обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. Основными средствами музыкальной ... исследования - изучить уровень развития чувства ритма младших школьников, а также разработать занятия, направленные на формирование чувства ритма у детей младшего школьного возраста. Объект исследования ...

    17 стр., 8241 слов

    Диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе

    ... здоровья, эмоционально-личностного развития ребёнка. 1.2 Диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе В процессе прохождения практики, мною изучена работа педагога ... и интерпретации результатов методик, написанию заключений; на основе изученных материалов, провести диагностику психологической готовности детей подготовительной группы к школе. Руководитель практики: педагог- ...

    11 стр., 5460 слов

    Нарушение формирования знаний об окружающем мире у детей младшего ...

    ... нарушениях интеллектуального развития детей младшего школьного возраста. . Провести теоретический анализ особенностей формирования знаний об окружающем мире у детей младшего школьного возраста с нормальным интеллектуальным развитием. . Рассмотреть особенности нарушений ... аномалии рассматриваются в рамках развивающейся психологии личности. В отечественной психологии это направление представлено в ...

    – С. 54–63.

  29. Ясюкова, Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников / Л.А. Ясюкова. – СПб.: Речь, 2003. – 384 с.

Литература для самостоятельного изучения

  1. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития; под ред. И.М. Бгажноковой. – М. : ВЛАДОС, 2007. – 239 с.
  2. Выготский, Л.С. Основы дефектологии. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1983. – Т.5.
  3. Егорова, Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии / Т.В. Егорова. – М.: Педагогика, 1973. – 149 с.
  4. Ермаков, В.П. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
  5. Контрольные задания по курсу «Специальная психология» // Сборник контрольных заданий по психологическим дисциплинам / авт-сост. Н.С. Вислобокова, С.В. Лауткина; под общ. ред. С.Л. Богомаза. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2009. – С. 7–23.
  6. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта; под ред. И.М. Бгажноковой. – М. : ВЛАДОС, 2007. – 181. с.
  7. Сборник контрольных заданий по коррекционной педагогике и психологии / авт.-сост. Н.С. Вислобокова и др.; под общ.ред. С.Л. Богомаза. – Витебск: изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. – 121 с.
  8. Худик, В.А. Психология аномального развития личности в детском и подростково-юношеском возрасте / В.А. Худик. – Киев, 1993. – 144 с.
  9. Цветкова, Л.С. Мозг и интеллект: нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности / Л.С. Цветкова. – М.: Просвещение. – АО «Учеб. лит.», 1995. – 304 с.
  10. Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л.М. Шипицына. – СПб.: Речь, 2005.