ИТОГОВОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

___________Ю.Л. Камашева

«____»_______________2015_г.

ИТОГОВОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРИАТА «СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ», ПРОФИЛЬ «ЛОГОПЕДИЯ» НА 2015/2016 УЧЕБНЫЙ ГОД.

Введение в логопедическую специальность

1.Логопедия, ее предмет, задачи, принципы и методы. Связь логопедии с другими науками.

Научно – теоретические основы логопедии

2.Речь и ее виды. Причины и классификации речевых нарушений.

3.Анатомо-физиологические основы речи. Строение речевого аппарата.

4.Основные этапы развития речи.

Нарушения речи

5.Дислалия. Причины, виды. Необходимость устранения дислалии в дошкольном возрасте.

6.Дизартрия. Причины, формы. Локализация поражения ЦНС при различных формах дизартрии.

7.Ринолалия. Структура речевого дефекта. Классификация ринолалий.

8.Моторная алалия. Причины моторной алалии. Структура речевого дефекта при моторной алалии.

9.Сенсорная алалия. Причины сенсорной алалии. Определение, структура речевого дефекта.

10.Афазия. Причины афазии, виды.

11.Характеристика темпа речи и его нарушений у детей. Тахилалия. Брадилалия. Предупреждение нарушений темпа речи у дошкольников.

12.Общее недоразвитие речи. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи

13.Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

14.Нарушение письма и чтения у детей.

Логопедическая работа при нарушениях голоса и заикании

15.Заикание. Причины, формы заикания. Комплексный подход к преодолению заикания.

16.Нарушения голоса. Виды нарушений голоса.

17. Коррекция голоса при органических и функциональных нарушениях: общие задачи и специальные приемы.

18. Пути преодоления нарушений темпо-ритмической организации речи при заикании.

7 стр., 3199 слов

Причины нарушения развития в раннем развитии

... что только одна треть детей, родившихся в условиях кровосмешения, являются физически и психически здоровыми[2] . 1.2. Причины экзогенного происхождения Нарушения этого вида появляются из-за отрицательного ... часто встречаются шестипалые, характерны пороки сердца, нарушения желудочно-кишечного тракта. Как правило, такие дети умирают в первые годы жизни. Причина данного вырождения — лишняя хромосома в ...

19. Психолого – педагогические системы комплексной реабилитации заикающихся дошкольников и младших школьников.

20.Психолого-педагогические системы реабилитации заикающихся подростков и взрослых.

Логопедическая работа при нарушениях

сенсорных и двигательных функций

21.Особенности логопедической работы при нарушениях слуха.

22.Особенности логопедической работы при нарушениях зрения.

23.Особенности логопедической работы при нарушениях опорно- двигательного аппарата.

Логопедическая работа при задержке психического

развития и умственной отсталости

24.Логопедическая работа при интеллектуальной недостаточности у детей.

Логопсихология

25.Выявление нарушений личности у детей с речевой патологией.

Подготовка детей с тяжелыми нарушениями

речи к школьному обучению

26. Психолого-педагогические аспекты готовности к обучению в школе детей с речевыми нарушениями.

27. Дифференциальная диагностика ФФН у дошкольников.

Практикум по звукопроизношению, постановке голоса и выразительному чтению

28. Основные этапы преодоления дислалии у детей.

29. Общие и специфические приемы коррекции звукопроизношения при дислалии и ринолалии.

Логопедические формы и технологии

30. Особенности до- и послеоперационной коррекционной работы при ринолалии.

31. Основные направления коррекционной психолого-педагогической работы при дизартрии.

32. Содержание психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Анализ материалов обследования.

33. Психолого-педагогическая дифференциация первичных и вторичных нарушений речи у детей.

34. Направления и содержание коррекционно-педагогической работы по преодолению нарушений письма у младших школьников.

35. Основные направления коррекционного воздействия по преодолению нарушений чтения у младших школьников.

36. Предупреждение нарушений письма и чтения у детей дошкольного возраста.

37. Перспективное планирование логопедической работы при алалии у детей дошкольного возраста.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи

38. Консультативная помощь детям с речевыми нарушениями и их родителям в ПМПК.

39. Консультирование родителей и педагогов по проблемам обучения младших школьников с речевой патологией.

40. Активизация участия семьи в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Практико-ориентированные задания

Задача 1

Проанализируйте представленную ситуацию и выполните задания.

11 стр., 5049 слов

Тема «Особенности психолого-педагогического изучения детей разного ...

... ребенка дошкольного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Психодиагностическое обследование ребенка школьного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Методы диагностики детей с двигательными нарушениями. К обследованию ребенка ... При проведении психолого-педагогического изучения детей первых 3 ... развивающей работе. Основные трудности психолога при работе с ...

Во время изучения документации детей впервые укомплектованной логопедической группы логопед отметил, что у основной части детей группы отмечаются следующие пробелы лексико-грамматического и фонетического оформления связной речи:

— лексические замены (плащ – пальто, халат – пижама, катушка – нитки, душ – мыться, узкий – маленький, дно – чайник, ствол – дерево, конура – собачка живет тут и.т.);

  1. Сформулируйте и обоснуйте логопедическое заключение.
  2. Обоснуйте выбор направлений и содержание коррекционно-логопедической работы с указанной группой дошкольников.
  3. Укажите необходимый лингвистический материал для выполнения коррекционно-логопедической работы с указанной группой дошкольников.
  4. Составьте рекомендации для родителей по закреплению навыков употребления приставочных глаголов.

Задача 2

В логопедической группе для детей ОНР воспитываются дошкольники с различной степенью нарушения языковой системы.

  1. 1. Сформулируйте и обоснуйте логопедическое заключение.

Перечислите необходимые дидактические (наглядный, лингвистический) материалы для проведения обследования речи детей с различной степенью нарушения языковой системы, сформулируйте инструкции к предлагаемым заданиям.

2.Опишите 5 приемов работы по стимуляции речевой активности детей с 1 степенью нарушения языковой системы.

3.Составьте рекомендации для воспитателей логопедических групп по развитию пассивного словаря дошкольников во время прогулок.

Задача 3.

Проанализируйте следующие нарушения слоговой структуры слова у детей с алалией и выполните задания:

Чемодан – мачедан, грибы – бики, капает – крапает, ногти – нокити, доктор – дока, телефон – фон, колбаса – йайа

  1. Сформулируйте и обоснуйте логопедическое заключение.
  2. Перечислите необходимый лингвистический и наглядный материал для обследования состояния слоговой структуры слова у детей.
  3. Назовите по 3 приема логопедической работы и необходимого дидактического материала для каждого этапа работы.

Задача 4.

Проанализируйте следующие лексические нарушения и выполните задания.

Карусель – можно кататься, пень – дерево, мячик – шарик, рубашка – пальто, цыплята – курки, пар – «Ш», весла – ведра, яйцо – ко-ко, луна – земля, карман – плащ

5 стр., 2388 слов

ПМ.01. здоровый ребенок. задачи

... осмотре кожа красная, легкий синюшный оттенок на стопах и ладошках. Оцените состояние ребенка. ЗАДАЧА № 10 Ребенок родился в срок 38 – 40 недель с массой 2950, длиной 49 ... Какому возрасту соответствует развитие данного ребенка? ЗАДАЧА № 17 Мать новорожденного ребенка обеспокоена тем, что у ребенка учащенный недостаточной по ее мнению плотности стул. Ребенок находится на естественном вскармливании, ...

  1. Сформулируйте и обоснуйте логопедическое заключение.
  2. Перечислите 3 дидактических задания (с использованием наглядного материала и без него) для обследования лексических операций у детей с моторной (экспрессивной) алалией, сформулируйте инструкции к диагностическим заданиям.
  3. Приведите 5 примеров словесных игр для развития у детей представлений о многозначности.

Задача 5

На основе анализа предлагаемого текста, продуцируемого детьми с алалией, выполните задания.

  • Мама сказала детям, потому что идет дождь. Потом мальчики плачат, за то что они сразу не пошли».

  • Сформулируйте и обоснуйте логопедическое заключение.
  1. Перечислите дидактические материалы для проведения диагностики сформированности навыков текстообразования у дошкольников, сформулируйте инструкции и критерии оценки результатов обследования.
  2. Разработайте план консультации для родителей «Как и что читать детям с ОНР?»

Задача 6.

Проанализируйте предложенную ситуацию и выполните задания.

В логопедический кабинет обратились родители ребенка 5 лет с жалобами на следующие особенности речевого развития ребенка: его речь малопонятна окружающим, отмечается избирательность в понимании различных слов и обращений: если обращается мама, то – понимает, если кто-то другой – нет; ребенок может правильно повторить слова за мамой, но не соотносит предмет или явление со звучащим словом.

  1. Сформулируйте и обоснуйте логопедическое заключение.
  2. Перечислите необходимые дидактические материалы для проведения логопедического обследования понимания грамматических форм у данного ребенка.
  3. Назовите 5 заданий для развития слухового восприятия данного ребенка, сформулируйте инструкции к заданиям.

Задача 7.

Проанализируйте предложенную ситуацию и выполните задания.

Ребенок в возрасте 2 лет 4 месяцев одним и тем же словом обозначает целый ряд предметов, выражает чувства и желания. Активный словарный запас составляет 150 – 180 слов, которые представлены первым или ударным слогом, пассивный словарь соответствует норме. Фразовая речь не развита.

  • Сформулируйте и обоснуйте логопедическое заключение.
  • Назовите 5 заданий для логопедического обследования понимания речи детей раннего возраста, сформулируйте инструкции к ним.
  • Разработайте содержание консультации для родителей по стимулированию речевого развития детей раннего возраста.

Задача 8.

Проанализируйте предложенную ситуацию и выполните задания.

На логопедическое обследование пришел ребенок, у которого наряду с лексико-грамматическими нарушениями отмечается расстройство звукопроизношения.

11 стр., 5233 слов

Решение практических психологических задач Ощущение

... задаче 120 опыты были повторены с глухонемыми детьми, у которых не функционировал лабиринтный аппарат. Дети не смогли выполнить ни первое, ни второе задание. ... затем просили пройти туда, куда его носили. С этим заданием дети справлялись как с открытыми, так и с закрытыми ... 13,2 Числа 2,0 1,9 0,9 1,6 1,4 После выполнения задания испытуемым предлагали припомнить изображенные на карточках предметы и ...

  1. Сформулируйте и обоснуйте логопедическое заключение.
  2. Перечислите необходимый для обследования звукопроизношения свистящих звуков у дошкольников с алалией и обоснуйте его выбор.
  3. Какой лингвистический материал можно использовать для закрепления произношения звука «з» у ребенка с алалией и приведите примеры 5 заданий с его использованием.

Задача 9.

Проанализируйте предложенную ситуацию и выполните задания.

На заседание ПМПК обследуется неговорящий ребенок четырех лет.

  1. Сформулируйте и обоснуйте логопедическое заключение.
  2. Сформулируйте и обоснуйте требования к организации и содержанию комплексного медико-психолого-педагогического обследования неговорящих детей.
  3. Разработайте содержание консультации для мамы данного ребенка по организации и содержанию развивающих занятий в домашних условиях.

Задача 10

Проанализируйте предложенную ситуацию и выполните задания.

В процессе наблюдения за леворуким дошкольником 6-ти лет с общим недоразвитием речи, при изучении его творческих работ было отмечено: при срисовывании и аппликации — зеркальное воспроизведение предметов, при обводке и штриховке линии заходят за контур, при копировании изображений сильно уменьшает их размеры, не соблюдает последовательность, при рисовании по памяти опускает множество деталей изображения, не любит рисовать, если необходимо найти заданное количество отличий в изображениях, то находит половину, быстро устает в процессе деятельности, часто отвлекается, теряет интерес к заданию.

  1. Сформулируйте и обоснуйте логопедическое заключение.
  2. Определите, к каким нарушениям речи эти симптомы могут привести в дальнейшем, перечислите возможные группы ошибок в письменной речи.
  3. Обоснуйте выбор направлений коррекционно-педагогической работы, раскройте содержание предложенных направлений.
  4. Сформулируйте рекомендации по организации и содержанию направлений взаимосвязанной работы логопеда и воспитателя логопедической группы по преодолению перечисленных трудностей у леворукого дошкольника.

Задача 11.

Проанализируйте предложенную ситуацию и выполните задания.

Во втором классе ученик при чтении допускает такие ошибки, как замены и смешения свистящих и шипящих, пропуски букв, слогов.

  1. Сформулируйте и обоснуйте логопедическое заключение.
  2. Обоснуйте выбор направлений и последовательности коррекционно-логопедической работы по преодолению перечисленных нарушений.
  3. Подберите по 2 задания для преодоления перечисленных нарушений на каждом из этапов коррекции.
  4. Составьте рекомендации для родителей по закреплению навыков слогового синтеза.

Задача 12.

Проанализируйте предложенную ситуацию и выполните задания.

4 стр., 1714 слов

теоретически обосновать и разработать содержание работы учителя-логопеда ...

... и воспитателя обусловили выбор темы исследования. Цель исследования – теоретически обосновать и разработать содержание работы учителя-логопеда и воспитателя по развитию фонематических процессов у детей ... процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФН. Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя по ...

Ученик 2-го класса при написании диктантов и изложений допускает ошибки в написании родовых окончаний прилагательных, окончаний в предложно-падежных конструкциях, в изложениях пропускает слова в предложениях, пропускает слова в предложениях, допускает ошибки в согласовании слов, в употреблении глаголов в нужной форме.

  1. Сформулируйте и обоснуйте логопедическое заключение.
  2. Назовите необходимый наглядный и лингвистический материал, сформулируйте инструкции для обследования нарушенных операций.
  3. Обоснуйте выбор направлений и последовательности коррекционно-логопедической работы в данном случае.

Задача 13.

Проанализируйте ситуацию и выполните задания.

Учащийся 2-го класса при списывании, в диктантах, изложениях зеркально пишет заглавные буквы Е и С, взаимозаменяет строчные в-д, т-ш.

1.Сформулируйте и обоснуйте логопедическое заключение.

  1. Обоснуйте выбор направлений и последовательность коррекционно-логопедической работы.
  2. Раскройте содержание работы разных специалистов дошкольных образовательных учреждений по профилактике данного нарушения.

Задача 14.

Проанализируйте ситуацию и выполните задания.

Учащийся 2-го класса читает по слогам, скорость чтения 40 слов в минуту, затрудняется ответить на вопросы к тексту, не может пересказать прочитанное.

  1. Сформулируйте и обоснуйте логопедическое заключение.
  2. Обоснуйте выбор направлений и последовательность коррекционно-логопедической работы.
  3. Составьте методические рекомендации для учителей и родителей ребенка по закреплению навыка понимания прочитанного.

Задача 15

Проанализируйте ситуацию и выполните задания.

У воспитанника подготовительной группы для детей с ФФН наблюдаются следующие особенности: трудности в узнавании наложенных и недорисованных изображений, значительные расхождения результатов продуктивной деятельности с предложенным образцом, ошибки в определении местонахождения предметов в пространстве и на листе бумаги, быстрая утомляемость и недостаточная точность при выполнении графических заданий.

  1. Проанализируйте возможные трудности, возникающие у детей с ФФН в овладении навыком письма, раскройте их механизмы.
  2. Предложите и обоснуйте систему диагностических заданий, позволяющих выявить уровень сформированности ведущих неречевых предпосылок навыка письма.
  3. Определите основные направления работы по подготовке к овладению навыком письма дошкольников указанной группы.
  4. Разработайте систему упражнений по подготовке руки детей к письму для воспитателя группы ФФН.

Задача 16.

Проанализируйте ситуацию и выполните задания.

13 стр., 6051 слов

Особенности работы над задачами на движение в начальных классах

... работы над задачами на движение в начальных классах. Задачи исследования: ) изучить и проанализировать методическую литературу по проблеме организации на уроке работы над задачей на движение; ) раскрыть особенности работы над задачами ... категория цели действия субъекта, требования, поставленного перед субъектом; 2) как категория ситуации, включающей наряду с целью условия, в которых она должна быть ...

К логопеду был направлен мальчик 9 лет с сочетанной патологией: открытая органическая ринолалия, обусловленная врожденной расщелиной неба и парез внутренних мышц гортани.

  1. Определите механизмы и возможные нарушения речевых и неречевых функций у данного ребенка.
  2. Обоснуйте систему диагностических заданий, позволяющих выявить указанную патологию.
  3. Определить задачи, основные направления и приемы коррекционно-логопедической работы для данного нарушения.

Задача 17.

Проанализируйте ситуацию и выполните задания.

К логопеду обратилась женщина с просьбой обследовать её четырёхлетнего сына. У ребенка отмечается гиперназальность. В строении неба не обнаруживается видимых аномалий. Однако при пальпировании выявляется разнородность структуры мягкого неба.

  1. Сформулируйте и обоснуйте логопедическое заключение.
  2. Определите симптоматику и опишите возможные варианты прогноза у данного ребенка.
  3. Разработайте систему диагностических заданий, позволяющих квалифицировать дефект.
  4. Определите этапы, основные направления и содержание коррекционно-логопедической работы при данном нарушении.

Задача 18.

Проанализируйте ситуацию и выполните задания.

В неврологическом статусе ребенка отмечаются резкие изменения мышечного тонуса, насильственные движения атетоидного типа. Речь характеризуется диспросодией в виде напряженности, неплавности, замедленности. Нарушено слитное, плавное произнесение согласных и гласных звуков, гласные произносились толчкообразно, взрывные и [р] приобретали аффрицированный характер. Ярко выражены нарушения физиологического и речевого дыхания.

  1. Сформулируйте и обоснуйте логопедическое заключение. Укажите критерии дифференциальной диагностики в данном случае.
  2. Определите этапы, основные направления и специфические приемы коррекционно-логопедической работы при рассматриваемом нарушении.
  3. Разработайте систему мероприятий по преодолению патологических проявлений в речевом аппарате ребенка.

Задача 19.

Проанализируйте ситуацию и выполните задания.

У воспитанников подготовительной группы для детей с ФФН отмечаются замены и смешения звонких и глухих согласных, свистящих и шипящих, аффрикат и их составляющих, трудности в различении звуков, близких по акустико-артикуляционным признакам, недостаточная готовность к осуществлению звукового анализа и синтеза.

  1. Квалифицируйте представленные ошибки, определите их возможные механизмы.
  2. Перечислите лингвистический материал на исследование фонематического восприятия у дошкольников.