Вопр-отв дефектология

ВОПРОСЫ

к экзамену по курсу «Дефектология»

  1. Определение дефектологии, характеристика ее структуры. Задачи дефектологии.

Дефектология (лат. defectus — недостаток и греч. logos — слово, учение) наука о закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах, методах, формах организации их воспитания и обучения. Основной задачей Д. является разработка теоретических и прикладных основ системы комплексной — медико-психолого-педагогической — помощи детям различных возрастов с различными нарушениями в развитии, органично соединяющей клинико-физиологическое и психолого-педагогическое направления исследований процессов развития и обучения детей. 

Дефектология — наука о психофизич особ, обучения и развития детей с аномальным развитием

Задачи — разр методов обучения, воспитания, коррекции и адаптация этих детей в обществе (соц и труд)

Тифло, сурдо, олигофрено, лопедия.

  1. Закономерности формирования и развития понятийного аппарата дефектологии (явление параллельной терминологии).

Наука на стыке наук, термины выпадают, термины берутся из смеж дисцип — социология,психол,мед, пед

  1. Понятие ограниченных возможностей здоровья.

Лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, т.е. глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата и другие. Эти люди являются маломобильными гражданами и они чаще всего ограничены в возможности полноценной жизни: сидеть, ходить, обслуживать себя, а уж тем более путешествовать.

  1. Эволюция отношения государства и общества к лицам с нарушениями в развитии (по Н.Н. Малофееву).

осознание необходимости заботиться о лицах с отклонениями в развитии В первый период (IХ в. до н.э.—1198 г.) западноевропейская цивилизация прошла путь от агрессии и нетерпимости к людям с выраженными отклонениями в развитии (законы Ликурга, Спарты) к осознанию необходимости заботиться о людях с отклонениями в развитии. Условной границей первого периода в Западной Европе является первый прецедент государственной заботы об инвалидах — открытие в Баварии первого приюта для слепых в 1198 году. В России первый период начинается в Х веке, а заканчивается  в 1704—1706 гг. Началом периода условно можно считать X век — время христианизации Руси и возникновения монастырских приютов. Окончание первого периода — указы Петра I, запрещающие умерщвлять детей с врожденными дефектами (1704)  и повелевающие открыть церковные приюты и госпитали для оказания помощи сиротам, нищим и убогим (1706).

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... детей. Объясняя развитие, ... периоды. ... развития мышления; возмужалость — развитием ... дети ... идею развития, ... развитию, ... развития, ... детей ... развитие. ... развития. ... ход развития ... развитии, ... развитии ... развития ... ребенок ... ребенка ... развития, ... развитии. ... периода ... развитием орга­нов чувств; отрочество — развитием ... ребенка ... ребенка и его развитии. ... развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды. ...

2)признание целесообразности обучения  детей с сенсорными нарушениями Во второй период (XII — XVII века) европейская цивилизация прошла путь от осознания необходимости призрения лиц с отклонениями в развитии к осознанию возможности обучения хотя бы части из них. Условной границей периода в Западной Европе можно считать переосмысление во Франции гражданских прав людей с сенсорными нарушениями и первые прецеденты открытия в Париже спецшкол: для глухонемых (1770) и для слепых (1784).В России второй период начинается на пять веков позже, составляет одно столетие (1706—1806) и заканчивается в те же сроки, что и на Западе. На этот период приходятся прецеденты открытия первых специальных школ в Петербурге: для глухих (1806) и для слепых (1807).

3) осознание необходимости  организации системы специального образования. Третий период (конец XVIII — начало XX века) — путь от признания целесообразности обучения детей с сенсорными нарушениями к осознанию необходимости организации системы специального образования. Именно в это время создается параллельная образовательная система — система специального образования, включающая три типа спецшкол: с нарушениями слуха, зрения, умственно отсталых. Условной границей периода в Западной Европе можно считать последнюю четверть 19 века.Россия третий период проходит в 1806—1927 гг. Предпосылки формирования национальной системы специального образования начинают закладываться в монархической России, а ее оформление приходится на Советский период и связано с Законом о всеобуче. С этого момента отечественная система специального образования коренным образом отличается от западноевропейской, так как строится в логике тоталитарного государства на принципиально иных идеологических, философских постулатах, ценностных ориентациях, ином понимании прав человека. 4) осознание необходимости обучения  всех детей с отклонениями в развитии В четвертый период (начало ХХ века — 70-е гг. ХХ века) — Европа проходит путь от осознания необходимости обучения части аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех аномальных детей.

Это период совершенствования национальных систем специального образования, становления новых типов школ, новых типов специального обучения. Концом периода можно считать первые прецеденты закрытия специальных школ и перевода их учащихся в общеобразовательные учреждения, открытия классов для глубоко умственно отсталых детей, считавшихся ранее не обучаемыми.Четвертый период Россия проходит в 1927—1991 гг. Данный этап характеризуется, прежде всего, совершенствованием национальной системы специального образования. Начало четвертого периода связывается с принятием Постановлений СНК «О введении всеобщего начального обучения» (1926), «О порядке введения всеобуча» (1927), «О мероприятиях для усиления работы по воспитанию и обучению умственно отсталых, глухонемых и слепых детей и подростков» (1927).

2 стр., 805 слов

Специальные методики воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии, ЧПК2

... обучения детей с нарушенным слухом Основной задачей дошкольного образования детей с нарушениями слуха является обеспечение всестороннего развития ... если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических ... специальная психология. 2015. Том 4. №2. 5. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностики речевых нарушений/ Под. ред. Чиркиной Г.В. - М., 2013 6. Павлова И. Ю. Развитие ...

Дифференциация системы специального образования, ее структурное совершенствование приходится в России на 50—90 гг., данный период характеризуется развитием классификации детей с отклонением в развитии, совершенствованием горизонтальной и вертикальной структур специального образования. 5)  от «институализации» к интеграции (70-е гг.— конец XX века) — переход от изоляции к интеграции. Это время переосмысления основ организации системы специального образования, утверждения идей интеграции под влиянием развития западной демократии, либерально-демократических настроений, проведение активной антидискриминационной государственной политики. На смену старой парадигме общественного и государственного сознания «полноценное большинство»— «неполноценное меньшинство» приходит новая — «единое сообщество, включающее людей с различными проблемами. Начинает формироваться новая культурная норма — уважение к различиям между людьми. При таком понимании выделение национальных, этнических, политических, религиозных и других меньшинств, в том числе людей физически и интеллектуально неполноценных, становится недопустимым, что и фиксирует законодательство, но уже не на уровне отдельно взятой европейской страны, а на уровне мирового сообщества.

Применительно к людям с нарушениями в развитии — это Декларация ООН «О правах умственно отсталых» (1971), «О правах инвалидов» (1975) и следующие за ними антидискриминационные законодательные акты.Идеи интеграции лиц с отклонениями в развитии в 70-е гг. возникают и реализуются в контексте общественного противостояния любому проявлению дискриминации. Специальные школы в данном аспекте признаются учреждениями сегрегационными, а изолированная система специального образования — дискриминационной. Помещение в нее ребенка рассматривается как нарушение его прав и «навешивание социального ярлыка».Пятый период характеризуется в западноевропейских странах перестройкой организационных основ специального образования, сокращением числа специальных школ и резким увеличением количества специальных классов в общеобразовательных школах. Интеграция лиц с отклонениями в развитии в общество становится ведущей тенденцией этого периода эволюции, базирующейся на их полном гражданском равноправии и новой философии общества.В России такая смена отношений совпадает с распадом СССР и кардинальным изменением устройства государства. Россия как демократическое государство в 1998 году ратифицировало Конвенцию ООН  «О правах ребенка», «О правах умственно отсталых лиц», приняло закон «Об образовании». В этот период происходит переосмысление государством и обществом прав человека, прав ребенка, прав инвалидов. Государство начинает проводить антидискриминационную политику по отношению к лицам с отклонениями в развитии, закладываются основы формирования новой культурной нормы — уважение различий между людьми.

3 стр., 1110 слов

Характеристика этапы развития общества

... позицию из второго столбца. характеристика этапы развития общества А) главный фактор производства – 1) аграрный (традиционный) научно – ... другому понятию. Ответ _______________   В2.Установите соответствие между этапами развития общества и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую ...

  1. Роль Л.С.Выготского в становлении дефектологии.

 Именно Выготскому принадлежит самая выдающаяся роль в становлении науки дефектологии. Он создал в Москве лабораторию психологии аномального детства, которая стала впоследствии составной частью Экспериментального дефектологического института. Он одним из первых среди отечественных психологов не только теоретически обосновал, но и подтвердил на практике, что любой недостаток как в психологическом, так и в физическом развитии поддается коррекции, т.е. его можно компенсировать за счет сохранных функций и путем длительной работы. Основной упор при изучении психологических особенностей аномальных детей Выготский делал на умственно отсталых и слепоглухонемых. Понимание Львом Семеновичем природы и сущности аномального развития отличалось от широко распространенного биологизаторского подхода к дефекту. Л.С. Выготский рассматривал дефект как «социальный вывих», вызванный изменением отношений ребенка со средой, что приводит к нарушению социальных сторон поведения. Он приходит к заключению, что в понимании сущности аномального развития необходимо выделять и учитывать первичный дефект, вторичный, третичный и последующие наслоения над ним. Различение первичных и последующих симптомов Л.С. Выготский считал чрезвычайно важным при изучении детей с различной патологией. Он писал, что элементарные функции, являясь первичным недостатком, вытекающим из самого ядра дефекта и будучи с ним непосредственно связанными, являются менее поддающимися коррекции.

  1. Причины и проявления слуховых расстройств.
  2. Общая характеристика детей с нарушениями слуха.
  3. Причины и проявления зрительных расстройств.
  4. Общая характеристика детей с нарушениями зрения.
  5. Причины и проявления речевых расстройств.
  6. Характеристика развития речи в онтогенезе
  7. Классификации нарушений речи
  8. Причины и проявления нарушения двигательных функций.
  9. Классификация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
  10. Понятие умственной отсталости. Причины, виды умственной отсталости.
  11. Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью.
  12. Клиническая систематика задержек психического развития.
  13. Современные представления о причинах и основном дефекте при расстройствах аутистического спектра.
  14. Понятие структуры дефекта. Первичный и вторичный дефект.
  15. Основные параметры, определяющие тип нарушения психического развития (по В.В. Лебединскому).

    4 стр., 1651 слов

    Клинико-психологическая характеристика детей с дизартрией

    ... легкие «стертые» проявления могут быть как у детей с сохранным интеллектом, так и у детей с олигофренией. Дети с дизартрией по клинико-психологической характеристике могут быть ... психофизического развития: • дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием; • дизартрия у детей с церебральным параличом • дизартрия у детей с олигофренией • дизартрия у детей с гидроцефалией • дизартрия у детей ...

    Типология нарушений психического развития у детей.

  16. Соотношение биологического и социального в дизонтогенезе.
  17. Психическое недоразвитие. Характеристика.
  18. Задержанное развитие. Характеристика.
  19. Поврежденное развитие. Характеристика.
  20. Дефицитарное развитие. Характеристика.
  21. Искаженное развитие. Характеристика.
  22. Дисгармоническое развитие. Характеристика.
  23. Положение инвалида в современном обществе.
  24. Представления о коррекции, компенсации, реабилитации и абилитации.
  25. Интеграция. Виды интеграции. Психологические проблемы инклюзивного обучения детей с проблемами в развитии.