1. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний:

Вопросы по педагогике.

1.Педагогика как наука – это форма общественного сознания о сущности формирования личности ребенка в системе общественных отношений в процессе воспитания.

Объект педагогики – ребенок в его единстве и целостности в процессе обучения, образования и воспитания.

Предмет педагогики – процесс направленного развития и формирования личности в условиях обучения, образования и воспитания.

Задача педагогики – вскрытие закономерностей:

  • в области воспитания, образования, обучения;
  • в области управления воспитательными и образовательными системами;
  • разработка методов, средств, форм, систем обучения, воспитания и управления;
  • прогнозируемое образование на ближайшее и отдаленное будущее;
  • изучение и обобщение опыта педагогической деятельности.

Основные отрасли педагогики:

Общая педагогика

Возрастная педагогика (ясельная, дошкольная, школьная, педагогика «третьего возраста)

педагогика среднего специального образования;

отраслевая педагогика (педагогика среднего специального образования, военная, спортивная, производственная и др.)

социальная педагогика;

сравнительная педагогика;

исправительно-трудовая педагогика;

коррекционная педагогика

лечебная педагогика.

Педагогика не является полностью самостоятельной наукой, так как она заимствует знания из других наук. Она имеет связь со многими науками: медициной, психологией, биологией, социологией и т.д.

2. Практически везде категориями педагогики считаются:

  • Образование
  • Обучение
  • Воспитание

Очень часто в качестве категорий педагогики указываются:

  • Социализация
  • Дидактика
  • Развитие
  • Формирование

Педагогическая наука дает знание о способах предвидения последствий введения новых методов, учебных материалов и т.п. в образовательный процесс. А практические работники нуждаются в твердом научном основании для своей деятельности.

16 стр., 7720 слов

2. Реформаторская педагогика (новое воспитание)

... Дистервега - «Руководство к образованию немецких учителей». В нем сформулированы два взаи­мосвязанных принципа обучения и воспитания -природосообраз­ности икультуросообразности. Дистервег в воспитании ставил во главу угларазвивающе ... и фундаментальных усло­вий результативности учебно-воспитательного процесса. Гербарт видел в педагогике не только науку, но и искусство, владея которым, педагог в каждом ...

3.Методологией педагогики является совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности.

Методы научно-педагогического исследования бывают:

  1. Теоретические.

Анализ– разложение целого на части, позволяет вскрыть внутреннюю структуру объекта.

Синтез– соединение частей или свойств (сторон) изучаемого объекта в единое целое.

Дедукция– движение от общего знания к частному.

Индукция– нахождение общего на основе частных случаев.

Классификацияпредполагает распределение во взаимосвязанные группы, разряды или классы объектов, предметов, явлений на основе существенных признаков.

Сравнениекак сопоставление познаваемых с целью выявления сходства и различия между ними. С помощью сравнения устанавливаются связи между предметами и явлениями и происходит их классификация.

Абстрагирование– процесс мысленного отвлечения какого-либо свойства или признака предмета от самого предмета, от других его свойств. Конкретизация предполагает включение абстрактного понятия в многообразие действительных свойств, связей и отношений.

Изучение документации, архивных документов.

Построение гипотез. Гипотеза – научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто. Типы гипотез:

  • В зависимости от системы научного знания: теоретические – с целью устранения противоречий в теории или между теорией и экспериментом; эмпирические – опровергают или подтверждают эксперимент.
  • По содержанию гипотезы делятся: явления (было оно или не было); связи между явлениями; причины связи между явлениями.
  • По организации: научные – для организации эксперимента; статистические – для организации процедуры сравнения регистрируемых параметров.

Моделирование. Модель – специальные, искусственно созданные объекты, по своим определенным характеристикам сходные с реальными объектами, подлежащими изучению. Функции моделей: на эмпирическом уровне – реконструирующая, измерительная, описательная; на теоретическом уровне – интерпретационная, прогнозирующая, критериальная, эвристическая; на практическом уровне – познавательно-иллюстрирующая, обучающая, развлекательно-игровая.

Можно сказать, что проявление у педагога творческого начала означает наличие определенного уровня методологической культуры педагога, т. е. создание нового педагогического опыта, в котором нет действия по шаблону. Таким образом, только в процессе познавательной и практической деятельности педагога формируется его методологическая культура. Результатом методологической культуры являются оригинальные разработки педагогов, нестандартные решения в сфере педагогической теории и практики. Устоялось представление о том, что формирование методологической культуры учителя происходит при усвоении им методологических знаний, ознакомлении со способами разрешения противоречий, при оценке решений, основанных на научном и обыденном опыте, при сравнении и описании реакций профессионального и непрофессионального воспитателя на проступки ребенка и объяснении неодинаковых мер воздействия на него и т. п.

4. Дидактика— разделпедагогики;теорияобразованияиобучения. Раскрываетзакономерностиусвоениязнаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём иструктурусодержанияобразования.

23 стр., 11145 слов

Организация исследовательской деятельности младших школьников

... практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития. Именно поэтому подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и ...

Образование как ценность – личностная установка на приобретение ЗУн, духовное становление, развитие личностных качеств. Образование как процесс – освоение человеком в условиях образовательного учреждения или посредством самообразования, системы зен, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений. Образование как результат — характеристика достигнутого уровня образованности.

Функции: образовательная (ЗУН), воспитательная (мировозрение), развивающая. Структурные компоненты процесса обучения: целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, деятельностно-процессуальный, эмоцио-нально-волевой, контрольно-регулировочный, оценочно-результативный.

  • Целевой— включает цели и задачи обучения.
  • Потребностно-мотивационный— характеризует учебно-познаватель-ные потребности и мотивы обучения.
  • · Содержательный— определяет всю совокупность формируемых у субъектов процесса обучения знаний, умений, навыков, отношений, ценностных ориентаций.
  • Деятельностно-процессуальный— характеризует формы, методы, средства организации и осуществления педагогического взаимодействия, направленного на решение целей и задач процесса обучения и освоение его содержания.
  • Эмоционально-волевой — характеризует процесс обучения с точки зрения интеллектуальных эмоций и чувств, а также его волевой направленности.
  • Контрольно-регулировочный — включает регулирование учебно-познавательной деятельности учащихся и контроль за ее ходом.
  • Оценочно-результативный— проверка и оценка успеваемости, качества знаний учащихся, а также достигнутые результаты и степень эффективности процесса обучения.

Принципы обучения в тетради.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт — это совокупность трех систем требований:

  • требований к результату образования,
  • требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность),
  • требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.).

Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:

• Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.

• Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.

• Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.

17 стр., 8467 слов

Особенности использования аналитико-синтетического метода обучения ...

... задне-лобных и подкорковых отделов мозга. Данная курсовая работа по теме «Особенности использования аналитико-синтетического метода обучения письму учащихся младших классов в школе для детей с тяж ... и нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Афазия-полная или частичная утрата ...

• Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.

6.Методы обучения — это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.

Методы обучения можно подразделить на следующие группы:

· методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала;

· методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником;

· методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные работы;

· методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков : упражнения, лабораторные занятия;

· методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль.

Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Методы по Скаткину и Лернеру.

• объяснительно-наглядный (репродуктивный) метод, который тренирует память и дает знания, но не обеспечивает радости исследовательской работы и не развивает творческое мышление. Этот метод охватывает: демонстрацию, лекцию, изучение литературы, радио- и телевизионные передачи, использование дидактических машин и т. п.;

• проблемный метод — главным образом на лекции, в ходе наблюдений, работы с книгой, экспериментирования, экскурсий, — благодаря которому учащиеся приобретают навыки логического, критического мышления;

• частично-поисковый метод, как, например, самостоятельная работа учащихся, беседа, популярная лекция, проектирование, составление плана разрешения определенной проблемы и т. п., который представляет учащимся возможность принять участие в работе на отдельных этапах научного исследования, например в разработке плана исследований, при составлении протокола наблюдения, при этом они получают возможность ознакомиться с определенными моментами научно-исследовательской работы;

• исследовательский метод, благодаря которому учащийся постепенно познает принципы и этапы научного исследования, изучает литературу по теме исследуемой проблемы, разрабатывает план исследования, проверяет гипотезы и оценивает полученные результаты

Лернер и Скаткин считают, что такая классификация методов обучения демонстрирует постепенный переход от методов, предполагающих сравнительно небольшую самостоятельность учащихся, к методам, опирающимся на их полную самостоятельность.

Классификация методов по Бабанскому включает в себя три группы методов:

 

 

1.     Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

·         Лекция,

·         Рассказ,

·         Беседа,

·         Наглядные методы,

·         Методы демонстрации,

·         Практические методы,

·         Проведение опытов,

·         Проблемно-поисковые методы.

 

2.     Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

·         Игры,

·         Соревнования,

·         Побуждение.

 

3.     Методы контроля и самоконтроля.

·         Контрольные работы,

·         Лабораторные занятия.

Выбор методов обучения зависит:

от общих целей образования, воспитания и развития учащихся и ведущих установок современной дидактики;

от особенностей содержания и методов данной науки и изучаемого предмета, темы;

от особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемых ее спецификой требований к отбору общедидактических методов;

от цели, задач и содержания материала конкретного урока;

— от времени, отведенного на изучение того или иного материала;

— от возрастных особенностей учащихся; от уровня их реальных познавательных возможностей;

— от уровня подготовленности учащихся (образованности, воспитанности и развития);

— от материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;

— от возможностей и особенности учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.

7.ОБЩИЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ — индивидуальная; — парная; — групповая; — коллективная; — фронтальная. ВНУТРЕННИЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ — вводное занятие; -занятие по углублению и совершенствованию ЗУН; -практическое занятие; -занятие по обобщению и систематизации знаний; -занятие по контролю ЗУН; -комбинированная форма организации занятия. ВНЕШНИЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ — урок; — игра; — семинар; — лекция; -конференция; -самостоятельная работа; -экскурсия; -лабораторная работа; -психодрама; -факультативные занятия и другие формы.

Общие формы организации обучения Индивидуальная форма сложилась еще в первобытном обществе как передача опыта от старшего поколения младшему, от одного человека — другому. Ее суть заключалась в индивидуальном выполнении определенных заданий в доме учителя или самого ученика на основе их непосредственного контакта. В настоящее время данная форма обучения применяется с целью адаптирования степени сложности учебных заданий, оказания помощи с учетом индивидуальных особенностей ученика и оптимизации самого учебного процесса. В связи с этим в качестве основного достоинства данной формы обучения выделяется возможность полностью индивидуализировать содержание, методы и темпы получения образования, отслеживая и корректируя как преподавательскую, так и учебную деятельность. Парная форма связана с коммуникативным взаимодействием между учителем и парой учащихся, выполняющих под его руководством общее учебное задание. Групповая форма — когда общение учителя осуществляется с группой детей более трех человек, которые взаимодействуют, как между собой, так и с учителем с целью реализации образовательных задач. Коллективная форма — одна из самых сложных форм организации деятельности учащихся, рассматривающая обучение целостного коллектива, имеющего руководителя из среды учащихся. Данная форма ориентирована на активное взаимообучение учеников, их сплоченность и взаимопонимание. Фронтальная форма, т.е. «обращенная к зрителям», предполагает одновременное обучение группы учащихся или целого класса, решающих однотипные учебные задачи с последующим контролем результатов со стороны учителя. Эта традиционная форма организации учебного процесса связана с «усреднением» обучающихся, так как единообразие заданий не учитывает их индивидуальных особенностей.

Среди конкретных форм организации работы с учащимися в процессе обучения можно выделить: урочные и внеурочные.

Урочные:

а) урок б) лекция в) семинар г) практикум д) зачет е) экзамен

Внеурочные:

1) регулярные:

а) домашняя работа б) факультативные занятия или групповые, индивидуальные

в) работа с научно-популярной литературой г) телевизионные передачи

д) дополнительные занятия

2)эпизодические:

а) реферативные работы б) тематические конференции

Объяснительно-иллюстративное обучение — усвоение знаний и их последующее применение на практике, т.е. формирование умений и навыков. Главная задача учителя сводится к изложению материала, чтобы учащиеся его поняли и усвоили.

 Проблемное обучение — система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоения новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя.

8. Кла́ссно-уро́чная систе́ма обуче́ния— преобладающая в современном образовании и повсеместно распространенная организация процесса обучения, при которой для проведения учебных занятий учащиеся одного и того же возраста группируются в небольшие коллективы (классы), сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (обычно —учебного года), причём все учащиеся работают над усвоением одного и того же материала. При этом основной формой обучения являетсяурок.

Типы уроков

Цель: восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

1. Организация начала урока.

2. Проверка домашнего задания.

3. Подготовка учащихся к усвоению.

4. Изучение нового материала.

5. Первичная проверка усвоения знаний.

6. Первичное закрепление знаний.

7. Контроль и самопроверка знаний.

8. Подведение итогов урока.

9. Информация о домашнем задании.

2. УРОК ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ.

Цель: вторичное осмысливание уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.

Логика процесса закрепления знаний:

1. Актуализация опорных знаний и их коррекция.

2. Определение границ ( возможностей ) применение этих знаний:

что с их помощью можно определить, где применить?

3. Пробное применение знаний.

4. Упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений безошибочного применения знаний.

5. Упражнения с переносом знаний в новые условия.

3.УРОК КОМПЛЕКСНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ЗУН УЧАЩИХСЯ.

Цель: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия.

Логика процесса комплексного применения ЗУН:

1. Актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний.

2. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

3. Усвоение образца комплексного применения ЗУН.

4. Применение обобщенных ЗУН в новых условиях.

5. Контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков.

4. УРОК ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ

Цель: усвоение знаний в их системе.

I . Подготовка учащихся: сообщение заранее темы ( проблемы ), вопросов литературы . Вооружение учащихся во время обобщающей деятельности на уроке необходимым материалом : таблицами, справочниками , наглядными пособиями , обобщающими схемами , фрагментами фильмов.   Самое главное в методике обобщения — включение части в целое .

5.УРОК ПРОВЕРКИ, ОЦЕНКИ И КОРРЕКЦИИ ЗУН УЧАЩИХСЯ .

Цель : определение уровня знаний , сформированности УН , комплексного их применения . Закрепление и систематизация знаний . Коррекция знаний , умений и навыков. В процессе учебно-воспитательной деятельности учащихся лежит деятельность , направленная на выполнение постепенно усложняющихся заданий за счет комплексного охвата знаний , применение их на разных уровнях:

I. Уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания. Это значит понял, запомнил, воспроизвел.

2. Уровень готовности применять знания по образцу и в сходных условиях. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел, применил по образцу и в измененных условиях, где нужно узнать образец.

3. Уровень готовности к творческому применению знаний. Это значит : овладел знаниями на 2 уровня и научился переносить в новые условия.

Структура урока изучения нового материала:

  • первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;
  • указания на то, что учащиеся должны запомнить;
  • мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;
  • сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т. п.);
  • первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;
  • контроль результатов первичного запоминания;
  • регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;
  • Внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;
  • Частое включение опорного материала для запоминания и применения.

 

    На главную

     Форум

 

Об авторе

 

  

 

 

 

Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков:

  • сообщение учащимся цели предстоящей работы;
  • воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных знаний;
  • выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;
  • проверка выполненных работ;
  • обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
  • задание на дом (если это необходимо).

Структура урока формирования умений навыков:

  • постановка цели урока;
  • повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;
  • проведение проверочных упражнений ;
  • ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;
  • упражнения на их освоения;
  • упражнения на их закрепления;
  • тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;
  • упражнения на перенос в сходную ситуацию;
  • упражнения творческого характера;
  • итог урока;
  • задание на дом.

Структура урока повторения:

  • организация начала урока;
  • постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;
  • проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной).

    На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;

  • подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;
  • задание на дом.

Структура урока проверки знаний:

  • организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;
  • постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;
  • изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т. п.).

    Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика;

  • подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);
  • определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей устранения их и совершенствования знаний и умений.

Структура урока применения знаний, умений и навыков:

  • организация начала урока (психологический настрой учащихся);
  • сообщение темы урока и его задач;
  • изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;
  • формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях – по аналогии;
  • упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;
  • творческое применение знаний и умений;
  • упражнения по отработке навыков;
  • домашнее задание;
  • итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

Структура повторительно-обобщающего урока:

  • организационный момент;
  • вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;
  • выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений;
  • проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);
  • формулирование выводов по изученному материалу;
  • оценка результатов урока;
  • подведение итогов;
  • задание на дом (не всегда).

Структура комбинированного урока (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):

  • организация начала урока;
  • проверка домашнего задания, постановка цели урока;
  • подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т. е. Актуализация знаний и практических и умственных умений;
  • изучение нового материала, в том числе и объяснение;
  • закрепление изученного материала на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;
  • обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;
  • подведение итогов и результатов урока;
  • задание на дом;
  • подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

Виды уроков

Урок – лекция – форма, которая предполагает погружение обучающихся в предлагаемую тему; уроки, рассказывающие всё крупными блоками и дающие экономию времени для творческой работы.

Цель: создать условия для того, чтобы обучающие имели целостное представление о новой теме.

Урок – лекция – это первый урок по новой теме.

— на доске записывается план урока

— далее идёт совместное решение «ключевых» вопросов. Обучающиеся самостоятельно делают для себя новые открытия, опираясь на изучаемый материал.

— весь изучаемый материал конспектируется в тетрадях согласно предложенному плану

затем предлагается работа в парах, обучающиеся обмениваются полученными знаниями, используя план

— итог подводится у доски. Желающие рассказывают о новой теме.

На первом же по теме уроке обучающиеся знакомятся с вопросами к зачёту, определяя ЗУНы, которыми они должны овладеть при изучении данной темы.

Уроки – семинары предполагают обращение обучающихся к словарям, справочникам, дополнительной литературы.

Цель: обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении определённой темы.

— за 7-10 дней до семинара сообщаются вопросы и литература

— учитель назначает ассистентов, которые готовят сообщения

— задания к семинару включают как теоретические вопросы, так и практические

— слушаются сообщения ассистентов. В обсуждении принимают участие все обучающиеся

— рецензирование выступлений

— подведение итогов

Уроки – консультации – вопросы задают дети, а отвечает учитель

Цель: проверить подготовку обучающихся к зачёту по определённой теме

Уроки проводятся в форме собеседования. Учитель вовлекает обучающихся в содержание обучения. Обучающиеся могут задавать вопросы до урока или во время урока.

Уроки решения «ключевых» задач предполагают проведение как комбинированных, так и интегрированных уроков – практикумов во время изучения определённой темы.

Цель: выполнить минимум основных задач по теме; отрабатывать определённые умения и навыки

На уроках – практикумах предполагаются задания повышенной трудности; задания, предполагающие использование знаний в нетиповых условиях.

Также практикуется проведение интегрированных уроков.

Зачётные уроки – это организация индивидуальной работы в группе.

Такие уроки проводятся по окончании изучения какой-то темы. Учебный процесс организуется с учётом следующих моментов:

— обучающихся систематически изучают или излагают новую тему, опираясь на рассказ другого

— обучающихся участвуют в планировании, организации, учёте и контроле работы

— обучающимся предоставляется возможность узнать всё, что знают остальные и передавать свои знания другому

Группы формируются по количеству вопросов. Один обучающийся является консультантом. Каждая группа имеет свою ведомость, а ученик и «зачётную книжку».

Обучающиеся только на одном уроке прослушивают трижды теоретический материал, имеют возможность высказываться по определённой теме, получить оценку за пройденный материал.

Формы организации урока: работа в группах.

Данная форма широко применяется при проведении зачётных уроков.

Общие правила организации групповой работы:

— учить, как сидеть за партой, чтобы смотреть не на учителя, а на партнёра; как положить учебник, как соглашаться, как возражать

— учитель вместе с обучающимися показывает весь ход зачёта у доски

— разбор нескольких ошибок. Анализировать не содержательную ошибку, а взаимодействие, приведшее к ошибке

— соединять в группы с учётом личностных склонностей и не только. Упрямцу полезно померятся с упрямцем. Самому слабому обучающемуся нужен не столько сильный, сколько терпеливый. Двух озорников соединять опасно, но при тактичной поддержке модно наладить первые доверительные контакты

— для срабатывания групп нужны минимум 3-5 занятий, поэтому пересаживать детей не стоит

— при оценке работы группы следует подчёркивать не столько ученические, сколько человеческие достоинства: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, приветливость

— для работы групп парты ставятся так, чтобы, детям удобно было смотреть друг на друга

Задания с элементами творчества — это задания повышенной трудности, используются на уроках решения 2ключевых» задач, на уроках, практикующихся при подготовке к урокам-зачётам и на самих уроках0зачётах как практические задания

Цель: использование учителем для развития активного, самостоятельного, творческого мышления младших школьников. Главное условие этой цели — применение полученных знаний в новых, нестандартных условиях. Это должны быть задания, требующие от обучающихся на каждом уроке хотя бы небольшого самостоятельного поиска, включающие элементы проблемности, будящие мысль учеников.

Различают 2 вида таких заданий:

1) задания на сравнения. Например, по теме «Ударение» важно раскрыть смысло-различительную роль ударения. У Кати хорошие игрушки. Кати шар ко мне.

2) группировка задания.

Чтобы все ученики класса справились с заданием на группировку, нужна определённая организация их выполнения, преследующая цель индивидуализации хода выполнения. Для итогового задания на группировку необходимо дифференцировать по уровню трудности, соблюдая переход от начальной, более сложной формулировки задания к менее сложной, т.е. снижения трудности могут служить средством самоконтроля обучающихся, если учитель будет предлагать ученику проверить своё решение путём сличения его с последующей инструкцией.

Психолого-педагогическое обоснование:

Исследования показывают, что каким бы хорошим не был учитель начального общего образования, он один обеспечить полноценное личностное развитие младших школьников не может. Для этого необходимо организовать взаимодействие обучающихся между собой в процессе учебной деятельности.

Дать каждому ребёнку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитете учителя, ни подавляющего внимания класса.

Дать каждому ребёнку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабо подготовленных детей развивается школьная тревожность, а у лидеров неприятное искажается становление характера.

Дать каждому ребёнку опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться.

Дать учителю мотивационное средство, вовлечь в содержание обучения, возможность и необходимость органически сочетать на уроке воспитание и обучение, строить и человеческие и деловые отношения детей.

Основные противопоказания:

— недопустима пара из двух слабых учеников

— детей, которые сейчас отказываются работать вместе, нельзя принуждать к этому

— можно разрешить ребёнку работать в одиночку, но при этом учитель не должен показывать своё недовольство (надо выяснить причину)

— нельзя занимать детей более 10-15 минут в 1 классе, более половины урока во 2-3 классе. Это приведёт к повышенной утомляемости

— нельзя требовать абсолютной тишины, должен быть рабочий шум; бороться с выкриками надо с помощью колокольчика

— нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе

Предметное тестирование

Тестирование — это обобщённый материал по ключевым грамматико-орфографическим темам, нацеленный на выявление степени усвоения изучаемого материала

Цель: диагностика усвоения ЗУНов по одной теме или сплетению тем в наиболее сжатые сроки.

Тестирование проводится на отдельных карточках для каждого обучающегося. Обучающиеся читают задание, уясняют его и выполняют прямо в карточках: вставляют нужную букву, выбирают из нескольких вариантов правильный, находят ошибки в разборе слов, предложений.

Особенностью проведения такого вида контрольной работы является полная самостоятельность обучающихся.

Структура тестов

  1. тесты распределены по крупным грамматическим схемам, имеют разделы и подразделы
  2. задания разбиты на 2 уровня:

I уровень — проверка умения воспроизводить нужную информацию по памяти, узнавать конкретный объём в ряду других

II уровень — проверка умения применять знания I уровня на практике, поэтому задания II уровня более сложные

  1. Каждый тематический тест состоит из 4 частей:
    1. перечень того, что проверяется с указанием уровня и номера соответствующего задания, т.к. в тесте они могут быть расположены в произвольном порядке
    2. сами задания
    3. правильные ответы с указание максимального балла, который можно получить за выполнение теста, и причина выставления этого балла
    4. ориентировочная оценка по рейтинговой и традиционной системам

Требования к проведению тестирования

На начальном этапе тестовое задание выполняется под руководством учителя, что необходимо для освоения обучающимися данной формы работы. Затем работа выполняется самостоятельно.

Когда дети хорошо овладевают техникой выполнения тестового задания, хорошо понимают суть и формулировку, то учитель может предложить обучающимся составить тестовое задание. А это уже показатель наивысшего уровня владения материалом обучающимися.

Если же контроль расширяется, то используется система тестовых заданий, собранная в предметный тест. Предметный тест строится в 3 аспектах в соответствии с содержанием, определённым для проверки

Требования к содержанию.

В том случае, когда учитель ставит целью проверку знаний по одной теме, то в предметный тест входят задания только по этой теме.

В случае, когда учитель предполагает проверить материал нескольких тем, то в предметный тест входят задания на сущность каждой темы.

При этом следует помнить, что общее количество заданий в предметном тесте не должно превышать десяти.

Что такое предметный тест?

Предметный тест, как система тестовых заданий, проводится с целью:

— установить глубину и прочность усвоения обучающимися пройденного материала

— выявить, в какой степени дети научились применять знания, умения, навыки при выполнении различных заданий

Для эффективного применения тестов необходимо соблюдение следующих условий

1.основным условием является полная самостоятельность обучающихся в процессе выполнения заданий

2. задания предлагаются в порядке возрастания сложности

3. разнообразие форм подачи тестовых заданий

4. чёткость словесных формулировок, вопросов, заданий

5. соблюдение требований о дозировке тестовых заданий, в одном предметном тесте — не более 12

6. чёткая инструкция учителя в начале работы с обязательным прочтение содержания листа

Пути совершенствования современного урока: отход от шаблонов, использование творческих заданий, вовлечение детей в различного рода деятельность.

9. Диагностика достижений учащихся. Педагогический контроль и учет учебной работы учащихся. Оценка результатов процесса обучения. Критерии оценки качества обучения

Диагностика учебных достижений это проведение контрольных работ, срезовые работы, тестирования. Контроль знаний учащихсяявляется одним из основных элементов оценки качества образования. Учителя ежедневно контролируют учебную деятельность учащихся путем устных опросов в классе и путем оценки письменных работ. Основная цель педагогического контроля – это определение связи между факторами воздействия (средства, нагрузки, методы) и теми изменениями, которые происходят у занимающихся в состоянии здоровья, физического развития, спортивного мастерства и т.д. (факторы изменения).

На основе анализа полученных в ходе педагогического контроля данных проверяется правильность подбора средств, методов и форм занятий, что создает возможность при необходимости вносить коррективы в ход педагогического процесса. В практике физического воспитания используется пять видов педагогического контроля, каждый из которых имеет свое функциональное назначение. 1. Предварительный контроль проводится обычно в начале учебного года (учебной четверти, семестра).

Он предназначен для изучения состава занимающихся (состояние здоровья, физическая подготовленность, спортивная квалификация) и определения готовности учащихся к предстоящим занятиям (к усвоению нового учебного материала или выполнению нормативных требований учебной программы).

Данные такого контроля позволяют уточнить учебные задачи, средства и методы их решения.2.Оперативный контроль предназначен для определения срочного тренировочного эффекта в рамках одного учебного занятия (урока) с целью целесообразного чередования нагрузки и отдыха. Контроль за оперативным состоянием занимающихся (например, за готовностью к выполнению очередного упражнения, очередной попытки в беге, прыжках, к повторному прохождению отрезка лыжной дистанции и т.п.) осуществляется по таким показателям, как дыхание, работоспособность, самочувствие, ЧСС и т.п. Данные оперативного контроля позволяют оперативно регулировать динамику нагрузки на занятии. 3.Текущий контроль проводится для определения реакции организма занимающихся на нагрузку после занятия. С его помощью определяют время восстановления работоспособности занимающихся после разных (по величине, направленности) физических нагрузок. Данные текущего состояния занимающихся служат основой для планирования содержания ближайших занятий и величины физических нагрузок в них.4.Этапный контроль служит для получения информации о кумулятивном (суммарном) тренировочном эффекте, полученном на протяжении одной учебной четверти или семестра. С его помощью определяют правильность выбора и применения различных средств, методов, дозирования физических нагрузок занимающихся.

5.Итоговый контроль проводится в конце учебного года для определения успешности выполнения годового плана-графика учебного процесса, степени решения поставленных задач, выявления положительных и отрицательных сторон процесса физического воспитания и его составляющих. Данные итогового контроля (состояние здоровья занимающихся, успешность выполнения ими зачетных требований и учебных нормативов, уровень спортивных результатов и т.п.) являются основой для последующего планирования учебно-воспитательного процесса. Методы контроля. В практике физического воспитания применяются следующие методы контроля: педагогическое наблюдение, опросы, прием учебных нормативов, тестирование, контрольные и другие соревнования, простейшие врачебные методы (измерение ЖЕЛ – жизненной емкости легких, массы тела, становой ‘-.илы и др.), хронометрирование занятия, определение динамики Физической нагрузки на занятии по ЧСС и др.

Проверка и оценка знаний — составная часть процесса обучения, осуществляется путем систематического контроля за учебной деятельностью учащихся, на уроках и дома с помощью устных, письменных, графических и практических заданий и непосредственного наблюдения за их работой. Оценка качества образования подразумевает оценку качества образовательных достижений обучающихся и качество образовательного процесса. В таком случае под качеством образования следует понимать характеристику системы образования в общеобразовательном учреждении, которая отражает степень соответствия реальных достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям

Критерии оценки качества образованияПоказатели и признаки, на основании которых оценивается качество общего образования: адекватность отражения потребности личности, общества и государства в общем образовании в основополагающей системе требований стандартов; условия реализации общеобразовательных программ начального, основного (неполного среднего) и среднего (полного) общего образования и их соответствие требованиям стандартам; ресурсное обеспечение образовательного процесса (в том числе – его кадровое обеспечение) и их соответствие требованиям стандартов; реализуемые в образовательном процессе и достигаемые учащимися результаты освоения основных общеобразовательных программ и их соответствие планируемым результатам как на уровне требований стандартов, так и на уровне его ресурсного обеспечения.

10.Тестирование как средство контроля и оценки качества обучения в современной школе. Дидактическая характеристика ЕГЭ.

Еди́ный госуда́рственный экза́мен(ЕГЭ) — централизованно проводимый вРоссийской Федерацииэкзаменв средних учебных заведениях —школахилицеях. Служит одновременно выпускным экзаменом из школы и вступительным экзаменом ввузыиссузы. При проведении экзамена на всей территории России применяются однотипные задания и единые методы оценки качества выполнения работ. После сдачи экзамена всем участникам выдаются свидетельства о результатах ЕГЭ (в быту нередко называемыесертификатами), где указаны полученные баллы по предметам. С2009 годаЕГЭ является единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в вузы, при этом есть возможность повторной сдачи ЕГЭ в последующие годы.

11.Воспитание как социокультурный и педагогический процесс. Базовые теории воспитания и развития личности.

Социокультурный подход предполагает необходимость формирование ценностного и на его основе ответственного отношения человека к окружающему миру, как основы для «вхождения» в Культуру; организацию такого образовательного процесса и создание такой образовательной среды, чтобы формирование личности протекало в контексте общечеловеческой культуры с учетом конкретных культурных условий жизнедеятельности человека; определение содержания образования на уровне содержания современной мировой культуры; организацию взаимодействия ребенка с миром Культуры: на всех уровнях (микро-, мезо-, макро-); в рамках всех возрастных субкультур (сверстники, старшие, младшие).

Социокультурный подход опирается на учение о ценностях (аксиологию) и обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. На передний план выступает идея развития ребенка через присвоение общекультурных ценностей, понимание им природы и человека как величайших ценностей, желание жить в гармонии с окружающим миром в соответствии с его законами. Предполагается формирование культуросообразного содержания образования, воссоздание в образовательных структурах культурных образцов и норм жизни. Это означает ориентацию педагогического процесса на общечеловеческие культурные ценности, мировую и национальную духовную культуру.

Рассмотрим основные признаки воспитания как педагогического явления: 1. Целенаправленность всего воспитательного процесса и каждого его элемента. Имеется постановка воспитателем цели (как конечного результата педагогической деятельности), определение стратегических и тактических задач по ее реализации, переведение целей и задач во внутренний план воспитания; планирование на основе их всей жизнедеятельности воспитанников и воспитателя. 2. Воспитание — это процесс. Система компонентов воспитательного процесса самая динамичная структура, так как каждый из ее компонентов в наивысшей степени динамичен: педагог, как субъект педагогического процесса — развивающаяся личность, находящаяся во взаимодействии со стремительно меняющимся окружающим миром, воспитанник — развивающаяся личность, не только объект педагогических воздействий, но и субъект многообразных отношений с окружающей действительностью, в том числе и в педагогическом процессе его позиция активна, многочисленные внешние факторы так же динамичны. 3. Воспитание — это процесс взаимодействия педагога и воспитанников при активности обеих сторон. Причем по мере взросления и развития воспитанника его позиция как объекта педагогического воздействия со стороны взрослых уменьшается, а позиция субъекта воспитания увеличивается, превращая процесс воспитания, с точки зрения воспитанника, в процесс самопознания и на этой основе самовоспитания, саморазвития. Меняется при этом и позиция воспитателя: ему в большей степени становятся присуши функции наставника, советчика, куратора, старшего друга — что позволяет ученику, воспитаннику более экономично и эффективно решать задачи самопознания и саморазвития. 4. Одним из основополагающих направлений, является создание оптимальных условий воспитания или воспитывающей среды. Эффективность тех или иных воспитательных воздействий и процесса воспитания в целом зависит от того, в какой среде он протекает. 5. Во — первых, — это организация освоения (как учащимися, так и педагогами) социально — культурных ценностей общества: экономики, политики, науки, всех видов искусства, жизненной практики во всех видах деятельности. Самой существенной характеристикой воспитания является формирование отношения к предметам, явлениям, факторам, событиям окружающего мира. Во — вторых, развитие индивидуальности школьника на основе его взаимодействия с педагогом в воспитательном процессе. 6. Воспитание — это процесс творческий. Прежде всего, овладение культурой носит творческий характер. Во — вторых, — индивидуальность воспитанников. В — третьих, — сама личность педагога «состоявшегося» обладает большим творческим потенциалом. 7. Оно осуществляется специально подготовленными людьми: учителями, воспитателями, журналистами и писателями, руководителями кружков и секций. Воспитание должно подготовить сегодняшнего ребенка и завтрашнего гражданина к жизни и работе в демократическом обществе, где действительными, а не мнимыми регуляторами поведения будут мораль и право. Современные базовые теории воспитания и развития личности, как правило, представляют собой синтез не только педагогических, но и философских, психологических, естественнонаучных теорий. Среди наиболее известных теорий воспитания и развития личности выделяются прагматизм, неопозитивизм, неотомизм, бихевиоризм. Общая черта этих теорий – их гуманистическая ориентированность, направленность на воспитание свободной, саморазвивающейся личности.

Прагматическаятеория воспитания и развития личности основывается на философии прагматизма которая признаёт в качестве главной ценности практическую пользу. Основные положения прагматической теории воспитания:

  • воспитание как приспособление к жизни, связь обучения и воспитания, школы и жизни;
  • опора в учебно-воспитательном процессе на собственную активность детей, поощрение и развитие их самостоятельности;
  • практическая направленность и полезность деятельности, выполняемой детьми в воспитательном процессе;
  • содержание образования должно полностью определяться интересами ребенка.

Главным недостатком этой теории было пренебрежение систематическими знаниями. прагматизм трансформировался в неопрагматическую теорию воспитания, сущность которой сводится к самоутверждению личности и усиливает индивидуалистическую направленность воспитания. Неопозитивизм («новый позитивизм» или новый гуманизм) – философско-педагогическое направление, пытающееся осмыслить явления, вызванные научно-технической революцией. Основные положения педагогики неопозитивизма

  • отказ в воспитании от устоявшихся идеологий, формирование у ребёнка рационального мышления;
  • гуманизация системы воспитания, установления между педагогом и воспитанником субект-субъектных отношений;
  • создание условий для свободного развития личности, отказ от манипулирования поведением ребёнка.

Неотомизм– религиозно-философское учение, получившее название от имени католического богослова и мыслителя Фомы (Томы) Аквинского (XIII в.).

Основное положение неотомизма состоит в двойственной природе человека как единства его «материальной и духовной сущностей».

Педагогика неотомизма утверждает христианские и общечеловеческие ценности в воспитании (воспитание доброты, гуманизма, честности, любви к ближнему и т.д.).

Иначе говоря, нравственное воспитание, согласно неотомистской теории, неизбежно приобретает религиозный характер.

Бихевиоризм– психолого-педагогическая теория воспитания. Согласно этой теории, воспитание должно основываться на новейших достижениях наук о человеке. Экзистенциализм признаёт личность высшей ценностью мира и провозглашает уникальность каждого человека.

12.Ценности и цели воспитания, динамика их развития. Педагогическое обоснование целей воспитания в современных условиях. Характеристика принципов воспитания.

Цель воспитания — это представление не о самой ценности, а о личности воспитанника, который систему суждений о ценностях принял в качестве руководства для собственной жизнедеятельности. Следовательно, цель воспитания реальна, если ей придана психологическая форма. В воспитании, основанном на трансцендентных ценностях, ориентация идёт на высшее божественное существо. В воспитании, основанном на социоцентрических ценностях, осуществляется ориентация на социальные потребности. В воспитании, основанном на антропоцентрических ценностях, происходит возвышение индивидуальности в структуре человеческих ценностей. Базовыми ценностями являются самореализация, автономность, удовольствие, польза, искренность, индивидуальность. В определении цели воспитания главенствующую роль приобретает выбор системы ценностей. Различают ценности: трансцендентные (абсолютные — в рамках религий); социоцентрические (общечеловеческие; групповые — расовые, национальные, профессиональные); антропоцентрические (индивидуальные).