Специальная педагогика 4

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры социальной педагогики и акмеологии Протокол №1 от 01.09.2014 г.

Зав. кафедрой Кузьменко И.В.

Вопросы к зачету по дисциплине «Специальная педагогика»

для студентов 2 курса (4 года обучения) заочной формы обучения, факультета физической культуры, направление подготовки 034400.62 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) профиль

«Физическая реабилитация»

2014/2015 уч. год Составитель: доцент, канд. психол. наук Седова С.С.

  1. Специальная педагогика как система специального обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
  2. Научные основания специальной педагогики: философские, социокультурные, правовые, психологические.
  3. Научные основания специальной педагогики: экономические, клинические, лингвистические и психолингвистические.
  4. Дидактика специальной педагогики: содержание и методы специального образования.
  5. Дидактика специальной педагогики: принципы и формы организации специального обучения.
  6. Система специального образования в РФ.
  7. Логопедия: цель, задачи, объект, предмет и методы логопедии как науки. i
  8. Обучение и воспитание детей с нарушениями речи в специальных— (коррекционных) образовательных учреждениях.
  9. Сурдопедагогика: предмет, цель, задачи, принципы и методы.
  10. Билингвистическая и коммуникационная системы обучения глухих.
  11. Дидактика обучения глухих: содержание, принципы, методы и технологии обучения.
  12. Дидактика обучения слабослышащих: содержание, принципы, методы и формы организации обучения.
  13. Воспитание в семье ребёнка с нарушенным слуха.
  14. Тифлопедагогика: предмет, цель, задачи, принципы и методы.
  15. Специальное обучение детей с нарушениями зрения.
  16. Специальные коррекционные занятия для детей с нарушенным зрением: ритмика, лечебная физкультура, социально-бытовая ориентировка и ориентировка в пространстве, коррекция нарушений речи.
  17. Воспитание в семье детей раннего возраста и дошкольников с нарушениями зрения.
  18. Семейное воспитание школьников с нарушениями зрения.
  19. Организация и содержание обучения лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
  20. Физическое воспитание детей с ДЦП.
  21. Семейное воспитание ребёнка с ДЦП.
  22. Семейное воспитание детей с РДА.
  23. Коррекционно-педагогическая помощь при РДА.
  24. Психолого-педагогические основы развития и образования лиц со сложными нарушениями.
  25. Физическое, двигательное и познавательное развитие слепоглухих.
  26. Коррекционно-развивающее обучение детей с ЗПР: организация и содержание.
  27. Олигофренопедагогика: объект, предмет, цель, задачи, принципы и методы.
  28. Типы и структура уроков в специальной (коррекционной) школе 8 вида.
  29. Школьное обучение как ведущий фактор развития умственно отсталых учащихся.
  30. Содержание и методы обучения в специальной (коррекционной) школе 8 вида.
  31. Особенности воспитания учащихся с нарушениями интеллектуального развития.
  32. Физическое воспитание учащихся в специальной (коррекционной) школе 8 вида.
  33. Семейное воспитание умственно отсталых детей.
  34. Общее и специальное образование: интеграция и дифференциация.

Экзаменационный билет включает в себя 1 вопрос. Всего 34 экзаменационных билета.

11 стр., 5341 слов

Особенности коррекционного обучения, воспитания детей с нарушениями речи

... второстепенных раздражителях и не реагируют на основные. Итак, дети с нарушениями речи требуют создания оптимальных условий обучения. Изменение привычных условий предопределяет неустойчивость, потерю внимания. Воля ... высших психических процессов органического генеза у детей с нарушением речи особенно заметна в первые годы обучения в школе. Например, одни дети действуют очень быстро, импульсивно, не ...

С.С.Седова

Доцент, канд. психол. наук

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для

освоения дисциплины

Основная литература:

  1. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии. [Электронный ресурс] : учебное пособие / С.С. Седова .- Шуя : ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2009 .- Режим доступа: http://rucont.ru/efd/151762?cldren=0
  2. Специальная педагогика : учебник для бакалавров / Д. И. Чемоданова [и др.] ; под ред. JI. В. Мардахаева, Е. А. Орловой. — Москва : Юрайт, 2012. — 447 с. — 2

(Бакалавр. Базовый курс).

— ISBN 978-5-9916-1894-6 —

  1. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ : методическое пособие / под ред. М. С. Староверовой. — Москва : Владос, 2011.- 167 с.
  2. Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии : учебное пособие [Электронный ресурс] / под ред. В.И. Селиверстов,

О.А. Денисова, Л.М. Кобрина. — М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009. — 360 с. — ISBN978-5-691-01748-3. -URL:

http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id:=59264

Дополнительная литература:

  1. Андреева Л. В. Сурдопедагогика : учебник для студентов вузов / Л. В. Андреева. — Москва: Академия, 2005. — 576 с.
  2. Ануфриев А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения / А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина. — Москва: Ось-89, 1999.-224 с.
  3. Апраушев А.В. Стать человеком: Кн. для учителя. Из опыта работы. (Обучение слепоглухонемых).

    8 стр., 3701 слов

    Педагог-психолог Сурикова н.В. Школы №1861 юао города Москвы ...

    ... структурировать время и создавать внешние опоры для этого. Тревожные дети - для тревожных детей учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать ... высокой мобильности и переключаемости. Особенностью этой категории детей часто является также невысокая значимость учебных достижений, сниженная учебная мотивация. Процедура ЕГЭ требует высокой собранности, ...

    — М.: Просвещение, 1992.

  4. Аросипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. Доречевой период : книга для логопеда / Е. Ф. Аросипова. — Москва : Просвещение, 1989. — 79 с.
  5. Басова А. Г. История сурдопедагогики: учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов / А. Г. Басова, С. Ф. Егоров. — Москва : Просвещение, 1984. — 296 с.
  6. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учебное пособие / Л. Н. Блинова; Министерство

образования РФ, Управление специального образования. — Москва: НЦ ЭНАС, 2002.- 136 с.

  1. Боскис P.M. Учителю о детях с нарушениями слуха. — М.: Просвещение, 1975.
  2. Веневцев С. И. Адаптивный спорт для лиц с нарушениями интеллекта : методическое пособие / С. И. Веневцев. — Москва: Советский спорт, 2004. — 92 с.
  3. Веневцев С. И. Оздоровление и коррекция психофизического развития детей с нарушением интеллекта средствами адаптивной физической культуры / С. И. Веневцев, А. А. Дмитриев ; Министерство образования и науки РФ, Красноярский гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, Российская академия медико­социальной реабилитации. — Москва : Советский спорт, 2004. — 104 с.
  4. ВинникМ. О. Задержка психического развития у детей : методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы / М. О. Винник. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. — 160 с.
  5. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / И. М. Бгажнокова [и др.]; под ред. И. М. Бгажноковой. — Москва: ВЛАДОС, 2007. — 240 с.
  6. Выготский JI. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. — Санкт-Петербург : Лань, 2003. — 656 с.
  7. Гилленбранд К. Коррекционная педагогика. Обучение трудных школьников : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / К. Гилленбранд ; пер. с нем. Н. А. Горловой. — 2-е изд. ; стер. — Москва : Академия, 2007. — 240 с.
  8. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. -М.: Академия, 2002.
  9. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики : учебное пособие для вузов / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева ; Международная академия педагогического образования ; под ред. В. А. Сластенина. — 4-е изд., стер. — Москва : Академия, 2007. — 272 с. — (Высшее профессиональное образование).
  10. Гордеева А.В. Прикладная реабилитационная педагогика: учебно-методическое пособие / А. В. Гордеева, В. В. Морозов. — Москва: Академический Проект, 2004.
  11. Демирчоглян Г. Г. Специальная физкультура для слабовидящих школьников / Г. Г. Демирчоглян, А. Г. Демирчоглян. — Москва : Советский спорт, 2000. — 160 с.
  12. Дети с задержкой психического развития / под ред. Т. Власовой [и др.]. — Москва: Педагогика, 1984. -256 с.
  13. Дети с ограниченными возможностями : проблемы нарушенного развития и инновационные тенденции в обучении и воспитании : хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / сост. Н. Д. Соколова, Л. В. Калинникова. — Москва : Аспект Пресс, 2005. — 448 с.
  14. Дмитриев А. А. Физическая культура в специальном образовании : учебное пособие / А. А. Дмитриев. — Москва : Академия, 2002. — 176 с.
  15. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М. Г уманит, изд. центр ВЛАДОС, 2000. -240 с.
  16. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. для студентов дефектол. фак. и ун-тов. — 2-е изд., перераб. — М.: Владос, 1995.
  17. Замский X. С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / X. С. Замский. — 2-е изд. — Москва : Академия, 2008. — 368 с.
  18. Коррекционная педагогика : учебное пособие / И. А. Зайцева [и др.]; под ред. В. С. Кукушина. — 2-е изд.; перераб. и доп. — Москва ; Ростов-на-Дону : МарТ, 2004.
  • 352 с.
  1. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с

отклонениями в развитии: учебное пособие / под ред. Б. П. Пузанова. — 3-е изд. ;

8 стр., 3812 слов

Цели, задачи и принципы коррекционного обучения.

... Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе ... процесса.   2. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности.   ... 2013 года №1014 г. Москва); - Санитарно-эпидемиологические требования к ... эффективности реализации индивидуальной программы развития ребенка. -формирование способов усвоения социального ...

доп. — Москва : Академия, 2001. — 160 с.

  1. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с

отклонениями в развитии: учебное пособие для студентов средних

педагогических учебных заведений / под ред. Б. П. Пузанова. — 2-е изд. ; стер. — Москва : Академия, 1999. — 144 с.

  1. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии: учебное пособие / под общ. ред. Л. В. Шапковой; Государственный комитет РФ по физической культуре и спорту. — Москва: Советский спорт, 2002. -212 с.
  2. Лапшин В.А., Пузанов В.П. Основы дефектологии: Учеб. пособ. для пед. ин-ов. -М.: Просвещение, 1990.
  3. Лебедева, С. А. Учебные материалы к курсу «Основы специальной педагогики и психологии» / С. А. Лебедева ; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «ШГПУ». — 2-е изд. ; доп. — Шуя : Весть ГОУ ВПО «ШГПУ», 2007. — 98 с.
  4. Левченко И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учебное пособие / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. — Москва : Академия, 2001. — 192 с.
  5. Литош Н. Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии : учебное пособие для вузов / Н. Л. Литош. — Москва : СпортАкадемПресс, 2002. — 140 с.
  6. Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / под ред. Л. С. Волковой. — 5-е изд. ; перераб. и доп. — Москва : Владос, 2008. — 703 с.
  7. Малофеев М.Н. Специальное образование в России и за рубежом. В 2-х частях. — М.: УПК «Федоровец», 1996.
  8. Мастюкова Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии : учебное пособие / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина ; под ред. В. И. Селиверстова. — Москва : Владос, 2004. — 406 с.
  9. Мишина, Г. А. Коррекционная и специальная педагогика : учебное пособие для студентов / Г. А. Мишина, Е. Н. Моргачева. — Москва : Форум : Инфра-М, 2007. — 144 с. — (Профессиональное образование).

    23 стр., 11039 слов

    Особенности полового воспитания детей дошкольного возраста

    ... иначе родители и воспитатели обычно не могут преодолеть в общении с детьми эмоциональные или предрассудочные поведенческие барьеры. Нередко порожденное этими затруднениями чувство собственной ... которой могут быть неадекватные воспитание, постановка диагноза и лечение. Так, освоению детьми младшего дошкольного возраста различий между полами нередко приписывают эротическое значение, воспринимая ...

    — ISBN978-5-91134-048-3 (Форум).

    -ISBN978-5-16-002874-3 (Инфра-М)

  10. Мозговой В. М. Основы олигофренопедагогики : учебное пособие / В. М. Мозговой, И. М. Яковлева, А. А. Еремина. — Москва : Академия, 2006. — 224 с.
  11. Морозова С. С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах : пособие для учителя-дефектолога / С. С. Морозова. — Москва : Владос, 2007. — 176 с.
  12. Никуленко Т. Г. Коррекционная педагогика : учебное пособие / Т. Г. Никуленко.
  • Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. — 384 с.
  1. Новоторцева Н. В. Коррекционная педагогика и специальная психология : словарь : учебное пособие / Н. В. Новоторцева. — 4-е изд. ; перераб. и доп. — Санкт-Петербург : Каро, 2006. — 144 с.
  2. Обучение детей с задержкой психического развития: пособие для учителей / под ред. Т. А. Власовой. — Москва: Просвещение, 1981. — 119 с.
  3. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (олигофренопедагогика): учебное пособие для вузов / под ред. Б. П. Пузанова. — Москва : Академия, 2003. — 272 с.