Сформулируйте методологический аппарат по следующим темам исследования

Практическое занятие 1

Тема «Методологические основы педагогических исследований как фактор развития педагогической науки»

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

I. Педагогика как наука в системе современного человекознания.

1. Предмет педагогики, ее основные категории

2. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками. Объекты и типы связи различных наук. Функции педагогической науки

II. Методологические проблемы педагогики.

1. Понятие «методология» педагогической науки

2. Методологическое обеспечение преобразований в педагогике. Классификация педагогических исследований.

3. Взаимосвязь теоретического и эмпирического уровней научного познания в педагогике. Соотношение теории и практики образования.

4. Функции методологии в науке и практике образования. Функции образовательных инноваций

5. Методологические принципы и подходы к проведению педагогического исследования

— системный подход;

— аксиологический подход

— личностный подход

— деятельностный подход

— полисубъектный

— культурологический подход

— этнопедагогический подход

— антропологический подход

7. Теоретические основы и проблематика современных психолого-педагогических исследовний.

ЗАДАНИЕ

Составить конспект следующих статей:

1. Бим-Бад Б.М. Проблемы педагогики как науки

2. Блонский П.П. Педагогика как наука и как искусство

Статьи находятся в учебном пособии Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. — М.: Изд-во УРАО, 1997.

Литература для подготовки к практическому занятию:

1. Борытко Н.М., Моложавенко А.В., Соловцова И.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. стр. 35−43, 47−53, 62−64., 68−73

2. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Академия, 2001. стр.13−32, 39−49

7 стр., 3273 слов

8. Психолого-педагогические и методологические основы теоретического обучения

... дисциплины. Методологическую основу теоретического обучения составляют: современные принципы изучения процессов интеграции в системе профессионально-педагогического образования (В ... . В теории обучения существуют различные подходы к их классификации. Одни делят ... мировоззренческой значимости содержания знаний; показ достижений современной науки; показ связи общеобразовательного предмета с техникой, ...

3. Лихачев Б.Т. Педагогика. — М.: Прометей, 1992 стр. 84−97

4. Педагогика и психология высшей школы. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. стр. 22−38

5. Педагогика/ Под. ред П.И. Пидкасистого. М., 2001 стр. 6−31, 32−36, 55−61

6.Педагогика/ Под. ред С.А. Смирнова. М., 1999 стр. 15−18, 29−32

7. Подласый И.П. Педагогика. — М.:Гуманит.изд.центр. ВЛАДОС, 2000. КН.1: Общие основы. Процесс обучения. стр. 10−13, 32−41, 44−48

8. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.И. Педагогика.- М.: «Владос», 2002 — Часть 1. стр. 9−13, 28−33, 43−52 64−83

9. Скалкова Я. и коллектив. Методология и методы педагогического исследования. — М.: Педагогика, 1989. стр. 5−9, 180−195, 201−219

Практическое занятие 2

Тема «Методы педагогического исследования»

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

I. Понятие метод. Подходы к классификации методов педагогического исследования.

II. Характеристика методов педагогического исследования.

1. Характеристика эмпирических методов

2. Характеристика теоретических методов

3. Характеристика сравнительно-исторических методов

4. Математические методы статистики в педагогическом исследовании

— Основные понятия математической статистика (средняя арифметическая, медиана, дисперсия, связи переменных (корреляция))

5. Социометрический метод в педагогическом исследовании

11 стр., 5324 слов

Методы психолого-педагогического исследования; Теоретические методы исследования

... результате его ответов на целенаправленные вопросы. Это специфичный для педагогической психологии метод исследования поведения учащегося. Диалог между ... терминах реального поведения, т. е. регистрируемые характеристики должны быть как можно более описательными и ... смыслов позволит корректно применять в педагогике данные других наук. Однако гуманитарно-педагогическая интерпретация данных других наук — ...

ЗАДАНИЕ

1. Разработать вопросы исследовательской беседы. Четко поставить цель беседы и прописать все вопросы. (Тема исследования, объект для беседы выбирается самостоятельно.) Например, тема: «Влияние средств массовой информации на уровень тревожности ребенка дошкольного возраста». Цель беседы с родителями: определить время проводимое ребенком перед телевизором, предпочитаемы передачи и преобладающее эмоциональное состояние (проявление состояние страха или тревоги после просмотра).

Литература для подготовки к практическому занятию:

2. Разработать анкету. Выделить в ней все структурные элементы. Четко поставить цель анкеты и прописать все вопросы. (Тема исследования, объект для анкеты выбирается самостоятельно.)

1. Борытко Н.М., Моложавенко А.В., Соловцова И.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. стр. 143−221, 232−243.

2. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Академия, 2001. стр.89−154

3. Лихачев Б.Т. Педагогика. — М.: Прометей, 1992 стр. 97−101

4. Педагогика/ Под. ред П.И. Пидкасистого. М., 2001 стр. 44−55

5. Педагогика/ Под. ред С.А. Смирнова. М., 1999 стр. 18−24

6. Подласый И.П. Педагогика. — М.:Гуманит.изд.центр. ВЛАДОС, 2000. КН.1: Общие основы. Процесс обучения. стр. 49−69

7. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.И. Педагогика.- М.: «Владос», 2002 — Часть 1. стр. 55−60

8. Скалкова Я. и коллектив. Методология и методы педагогического исследования. — М.: Педагогика, 1989. стр. 55−167

Практическое занятие 3

6 стр., 2916 слов

Эмоционально — личностное развитие детей старшего дошкольного возраста во взаимоотношении со сверстниками

... принципы нашей педагогики строятся на трёх китах: любовь, понимание, объяснение. Родителей волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как понять ... осуществления – важное психологическое обеспечение развития личности ребёнка. Актуальность темы: Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей. Эмоции детей дошкольного возраста хотя и яярки, но ...

Тема «Характеристика и логика педагогического исследования»

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

I. Структура и логика педагогического исследования.

1. Основные компоненты и этапы педагогического исследования

2. Научная проблема

3. Педагогический факт как категория педагогического познания

4. Категориальный аппарат как основа научного знания. Система научных понятий и образовательная концепция

5. Функция гипотезы в развитии научного познания в педагогике

ЗАДАНИЕ

Сформулируйте методологический аппарат по следующим темам исследования.

Дошкольная педагогика

«Педагогические условия развития трудолюбия у детей дошкольного возраста»

«Особенности проявления учебных умений у детей старшего дошкольного возраста»

«Взаимодействие ДОУ и семьи как фактор социально-нравственного воспитания дошкольников»

Теория и методика игровой деятельности

«Педагогические условия развития сюжетно-ролевой игры старших дошкольников»

«Особенности проявление выбора детей в процессе создания предметно-игровой среды»

«Театрально-игровая деятельность как средство развития воображения дошкольников»

Теория и методика развития элементарных математических представлений

«Дидактическая игра как средство развития вычислительной деятельности у дошкольников»

«Педагогические условия развития элементарных геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

«Педагогические условия обеспечения преемственности между ДОУ и школой в разделе математика по программе „Развитие“»

Теория и методика развития детского изобразительного творчества

«Педагогические условия развития детского изобразительного творчества»

" Рисование как средство подготовки руки ребенка к письму"

«Развитие эстетического вкуса дошкольников средствами живописи»

Теория и методика экологического воспитания

«Формирование системы знаний о комнатных растениях у детей старшего дошкольного возраста»

«Формирование системы знаний о животных у детей дошкольного возраста»

«Дидактическая игра как средство развития экологических представлений у дошкольников»

Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью

«Дидактическая игра как средство развития планетарного сознания и дружелюбного отношения к жителям Земли»

«Педагогические условия патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

«Развитие сорадования и сострадания у детей дошкольного возраста»

Теория и методика развития речи

«Педагогические условия развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»

«Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста»

«Формы работы по подготовке детей к изучению грамоты»

История педагогики

«Теория и практика педагогики М. Монтесорри»

«Теория и практика дополнительного образования. История и современность»

«Гуманистическая педагогика. История и современность»

Введение в социальную педагогику

«Семья как фактор развития личности ребенка»

«Этнос как фактор развития личности ребенка»

«Влияние средств массовой информации на развитие личности ребенка»

Семейная педагогика и домашнее воспитание

«Особенности проявления детской ревности в условиях семьи»

«Развитие трудолюбия у дошкольников в условиях семейного воспитания»

«Полоролевое воспитание детей в семье»

Управление ДОУ

«Методическое сопровождение начинающего педагога»

«Влияние стиля руководства заведующей ДОУ на психологический климат в коллективе»

«Индивидуально-дифференцированный подход в управлении ДОУ»

Педагогика среднего специального образования

«Педагогические условия развития самостоятельности студентов колледжа»

«Активные методы обучения в педагогическом колледже»

«Тест как средство контроля знаний студентов педагогического колледжа»

Выберите 1 тему:

— сформулируйте проблему научно-педагогического исследова­ния, дайте краткое обоснование ее актуальности;

— определите объект, предмет, тему, цель, задачи исследования;

— попытайтесь построить гипотезу и составить план экспери­ментальной работы.

РАЗДЕЛ 4. Рассмотрение различий в подходах разных авторов к одной проблеме

— На сегодняшний день в науке существует ряд противоречащих друг другу подходов к пониманию проблемы. Диапазон представлений по проблеме простирается от … (чего?) (Ф.И.О. исследователей) до … (чего?) (Ф.И.О. исследователей) до … (чего?) (Ф.И.О. исследователей)

— Некоторые авторы акцентируют внимание на … (чем?) (Ф.И.О. исследователей), другие на (чем?) (Ф.И.О. исследователей)

— В психолого-педагогической литературе существуют различные, подчас
противоречивые, взгляды по проблеме. Так (Ф.И.О.) считал, что …, а другие (Ф.И.О.) доказывали, что…

— Существуют противоречивые мнения о том, что важнее … (Ф.И.О.).

Одни считают, что … (Ф.И.О.), другие доказывают, что … (Ф.И.О.)

— Проблема решалась в нескольких направлениях. Первое направление (его суть) (Ф.И.О.).

Второе — … (его суть) (Ф.И.О.).

— Вопрос о ____ Остается проблематичным. Одни специалисты предлагают … (Ф.И.О.), другие … (Ф.И.О.)

— Анализ современных исследований показывает, что в психолого-педагогической литературе нет пока единого подхода к трактовке …(чего).

Ряд исследователей (Ф.И.О.) рассматривают В работах (Ф.И.О.)

РАЗДЕЛ 5. Определение своей позиции к подходам решения проблемы

Мы разделяет точку зрения авторов (Ф, И.О.) которые доказывают_______________

Для нас наиболее важны подходы к этой проблеме … (кого)

ВАРИАНТЫ КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО ГЛАГОЛ
— Данные нашего — Проведенное — Результаты — В результате нашего — Результаты, полученные в ходе — Методика данного — Полученные данные (результаты, материал) — ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТ — показывают — убеждают в том, что — свидетельствуют — говорят о том, что — доказывают — помогли выявить — вскрывают закономерность — подтвердили гипотезу — явились — могут служить основанием — позволяют выявить (говорить, определить, обнаружить, судить, утверждать, думать, что…; представить, что…;констатировать, применить)

Думается, этот подход наиболее эффективен, так как…

В дошкольной педагогике наиболее ценным, на наш взгляд, является исследование… (кого).

Последняя точка зрения, на наш взгляд, наиболее правильная, так как…

Такое определение … (чего) кажется нам неполным (спорным, не учитывающим)…

Наиболее полным, на наш взгляд, является определение, разработанное в исследованиях … (кого).

Они считают, что…

Наибольший интерес в русле нашего исследования представляют работы … (кого)

Для нас существенное значение имеют исследования (кого), раскрывающие…

РАЗДЕЛ 6. Описание результатов эксперимента

ВАРИАНТЫ КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО ГЛАГОЛ
— Полученные — Собранные — Представленные — Экспериментальн ые — Полученные в результате исследования — Анализ МАТЕРИАЛЫ ДАННЫЕ — заставили пересмотреть — открыли путь к решению (изучению) — дали возможность — актуализируют необходимость — могут быть использованы

РАЗДЕЛ 7. Формулирование выводов исследования

Обобщая результаты исследования, можно сделать следующие выводы: 12 3

Итак, результаты проведенного исследования показали: 1,2,3.

По представленному материалу можно сделать следующие выводы:…

Подводя итоги, следует отметить:…

Изложенные данные позволяют делать следующие выводы:…

Все вышесказанное позволяет сделать в заключение следующие выводы:…

Таким образом, результаты проведенного исследования убеждают в том, что: 1,2,3.

Экспериментальные данные позволяют сделать заключение, что…

В заключение следует отметить, что 1,2,3.

Анализируя фактический материал, можно сделать следующие выводы: 12 3

РАЗДЕЛ 8. РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ

Речевая функция Лексические средства
Причина и следствие. Условие и следствие — (и) поэтому, потому, так как — поскольку — отсюда (откуда) следует — вследствие — в результате — в силу (в виду) этого — в зависимости — в связи с этим, согласно этому — в таком (в этом) случае — в этих (при таких) условиях — (а) если (же)…, то… — что свидетельствует (указывает, соответствует, говорит, дает возможность, способствует, позволяет, имеет значение и т. д.)
Временная соотнесенность и порядок изложения — сначала, прежде всего, в первую очередь — первым (последующим, предшествующим) шагом — одновременно, в то же время, здесь же — наряду с этим — предварительно, ранее, выше — еще раз, вновь, снова — затем, далее, потом, ниже — в дальнейшем, в последующем, впоследствии — во-первых, во-вторых, и т. д. — в настоящее время, до настоящего времени — в последующие годы, за последние годы — наконец, в заключение
Дополнение или уточнение — также и, причем, при этом, вместе с тем — кроме (сверх, более) того — главным образом, особенно
Сопоставление и противопоставление — однако, но, а, же — как…, так и …, так же, как и… — не только, но и… — по сравнению, если…, то… — в отличие, в противоположенность, наоборот — аналогично, также, таким же образом — с одной стороны, с другой стороны — в то время как, между тем, вместе с тем, тем не менее
Ссылка на предыдущее или последующее — тем белее, что — в том числе, в случае, то есть, а именно — как было сказано (показано, упомянуто, отмечено, установлено, получено, найдено, обнаружено) — как говорилось (указывалось, отмечалось, подчеркивалось) выше — согласно (сообразно, соответственно) этому — в соответствии (в связи) с этим — в связи с вышеизложенным — данный, названный, рассматриваемый… — такой, такой же, подобный, аналогичный, сходный, подобного рода, подобного типа — следующий, последующий, некоторый — многие из них, один из них, некоторые из них — большая часть, большинство


Обобщение, вывод — таким образом, итак, следовательно — в результате, в итоге, в конечном счете — отсюда (из этого) следует (вытекает, понятно, ясно) — это позволяет сделать вывод — это сводится к следующему — это свидетельствует — наконец, в заключение
Иллюстрация сказанного — например, так, в качестве примера — примером может служить такой как (например) — в случае, для случая — о чем можно судить, это очевидно
Введение новой информации — Рассмотрим следующие случаи… — Остановимся подробно на них Приведем несколько примеров — основные преимущества этого метода… — некоторые дополнительные замечания… — несколько слов о перспективах исследования

Литература для подготовки к семинарскому занятию:

1. Борытко Н.М., Моложавенко А.В., Соловцова И.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. стр. 80−98, 268−287

2.Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. Ростов-н/Д: Феникс, 2001.

3. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Академия, 2001. стр. 163−197

4. Скалкова Я. и коллектив. Методология и методы педагогического исследования. — М.: Педагогика, 1989. стр. 31−36.


СПИСОК ВОПРОСОВ ВЫНОСИМЫХ НА ЭКЗАМЕН

вопрос источник
1. Педагогика как наука в системе современного человекознания
2. Современная стратегия обновления и развития образования
3. Теоретические основы и проблематика современных психолого-педагогических исследований. Классификация педагогических исследований (фундаментальные, прикладные, разработки)
4. Характеристика методологического знания и педагогического сознания, методы научного познания.
5. Функции педагогической науки. Роль методологии в определении перспектив развития педагогической науки
6. Условия и источники развития исследовательской деятельности.
7. Методологические принципы психолого-педагогического исследования
8. Характеристика основных подходов в изучении педагогических явлений (личностный, деятельностный, полисубъектный, культурологический, этнопедагогический, антропологический)
9. Аксиологический подход в изучении педагогических явлений. Характеристика педагогических ценностей
10. Структура и логика научно-педагогического исследования педагогического исследования.
11. Критерии успешности исследовательской деятельности
12. Этапы практического преобразования в психолого-педагогическом исследовании
13. Классификация методов психолого-педагогического исследования (Скалкова Я, Подласый И.П., Смирнов С.А., Смирнов В.И.)
14. Методы опроса. Их сущность, требования к разработке методики и проведению опроса. Сбор и анализ результатов
15. Тестирование как метод получения информации в психолого-педагогическом исследовании
16. Анализ психолого-педагогической литературы и обобщение передового педагогического опыта как методы психолого-педагогического исследования
17. Метод беседы. Виды, требования к разработке методики и проведению исследовательской беседы. Сбор и анализ результатов.
18. Метод эксперимента. Виды, требования к разработке методики и проведению эксперимента. Характеристика комплексного педагогического эксперимента.
19. Характеристика метода изучения продуктов деятельности и обобщения передового педагогического опыта.
20. Наблюдение как метод психолого-педагогического исследования
21. Сущность и специфика теоретических методов познания
22. Характеристика сравнительно-исторических методов психолого-педагогического исследования
23. Характеристика основных методов математической статистики
24. Характеристика социометрического метода психолого-педагогического исследования
25. Языково-стилистическое оформление психолого-педагогического исследования
26. Оформление результатов психолого-педагогического исследования.
27. Методологические ошибки в педагогических исследованиях. Характеристика требований к постановке вопросов в исследовательской деятельности.
28. Системный подход в психолого-педагогическом исследовании.
29. Педагогическая деятельность и педагогический процесс как предмет педагогической науки
30. Методологическое обеспечение преобразований в педагогике.

Литература

1. Борытко Н.М., Моложавенко А.В., Соловцова И.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. -320 с.

2. Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. Ростов-н/Д: Феникс, 2001.

3. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Академия, 2001.

4. Краевский В.В. Методы и методология педагогического исследования. — М., 1990

5. Лихачев Б.Т. Педагогика. — М.: Прометей, 1992

6. Педагогика и психология высшей школы. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.

7. Педагогика/ Под. ред С.А. Смирнова. М., 1999

8. Педагогика/ Под. ред П.И. Пидкасистого. М., 2001

9. Подласый И.П. Педагогика. — М.:Гуманит.изд.центр. ВЛАДОС, 2000.

10. Скалкова Я. и коллектив. Методология и методы педагогического исследования. — М.: Педагогика, 1989.

11. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.И. Педагогика.- М.: «Школа-Пресс», 1998.

12. Смирнов В.И. Общая педагогика. — М.: Педагогическое общество России, 2002.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector