Сформулируйте методологический аппарат по следующим темам исследования

Практическое занятие 1

Тема « Методологические основы педагогических исследований как фактор развития педагогической науки»

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

I. Педагогика как наука в системе современного человекознания.

1. Предмет педагогики, ее основные категории

2. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками. Объекты и типы связи различных наук. Функции педагогической науки

II. Методологические проблемы педагогики.

1. Понятие «методология» педагогической науки

2. Методологическое обеспечение преобразований в педагогике. Классификация педагогических исследований.

3. Взаимосвязь теоретического и эмпирического уровней научного познания в педагогике. Соотношение теории и практики образования.

4. Функции методологии в науке и практике образования. Функции образовательных инноваций

5. Методологические принципы и подходы к проведению педагогического исследования

— системный подход;

— аксиологический подход

— личностный подход

— деятельностный подход

— полисубъектный

— культурологический подход

— этнопедагогический подход

— антропологический подход

7. Теоретические основы и проблематика современных психолого-педагогических исследовний.

ЗАДАНИЕ

Составить конспект следующих статей:

1. Бим-Бад Б.М. Проблемы педагогики как науки

2. Блонский П.П. Педагогика как наука и как искусство

Статьи находятся в учебном пособии Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. – М.: Изд-во УРАО, 1997.

Литература для подготовки к практическому занятию:

1. Борытко Н.М., Моложавенко А.В., Соловцова И.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. стр. 35-43, 47-53, 62-64., 68-73

2. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Академия, 2001. стр.13-32, 39-49

3. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.: Прометей, 1992 стр. 84-97

4. Педагогика и психология высшей школы. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. стр. 22-38

5 стр., 2083 слов

К.Д. Ушинский. Вклад в развитие педагогической науки

... искусство». Ушинского одним из первых вопросов волновал вопрос о связи и соотношении между двумя аспектами педагогики – педагогики как науки и педагогики как искусстве. Свое видение отобразил в своих первых трудах: «Лекции о камеральном образовании» (1846-1848), «О пользе педагогической литературы»(1857), «О ...

5. Педагогика/ Под. ред П.И. Пидкасистого. М., 2001 стр. 6-31, 32-36, 55-61

6.Педагогика/ Под. ред С.А. Смирнова. М., 1999 стр. 15-18, 29-32

7. Подласый И.П. Педагогика. – М.:Гуманит.изд.центр. ВЛАДОС, 2000. КН.1: Общие основы. Процесс обучения. стр. 10-13, 32-41, 44-48

8. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.И. Педагогика.- М.: «Владос», 2002 – Часть 1. стр. 9-13, 28-33, 43-52 64-83

9. Скалкова Я. и коллектив. Методология и методы педагогического исследования. – М.: Педагогика, 1989. стр. 5-9, 180-195, 201-219

 

 

Практическое занятие 2

 

Тема « Методы педагогического исследования»

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

I. Понятие метод. Подходы к классификации методов педагогического исследования.

II. Характеристика методов педагогического исследования.

1. Характеристика эмпирических методов

2. Характеристика теоретических методов

3. Характеристика сравнительно-исторических методов

4. Математические методы статистики в педагогическом исследовании

— Основные понятия математической статистика (средняя арифметическая, медиана, дисперсия, связи переменных (корреляция))

5. Социометрический метод в педагогическом исследовании

ЗАДАНИЕ

1. Разработать вопросы исследовательской беседы. Четко поставить цель беседы и прописать все вопросы. (Тема исследования, объект для беседы выбирается самостоятельно.) Например, тема: «Влияние средств массовой информации на уровень тревожности ребенка дошкольного возраста». Цель беседы с родителями: определить время проводимое ребенком перед телевизором, предпочитаемы передачи и преобладающее эмоциональное состояние (проявление состояние страха или тревоги после просмотра).

Литература для подготовки к практическому занятию:

2. Разработать анкету. Выделить в ней все структурные элементы. Четко поставить цель анкеты и прописать все вопросы. (Тема исследования, объект для анкеты выбирается самостоятельно.)

1. Борытко Н.М., Моложавенко А.В., Соловцова И.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. стр. 143-221, 232-243.

2. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Академия, 2001. стр.89-154

3. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.: Прометей, 1992 стр. 97-101

4. Педагогика/ Под. ред П.И. Пидкасистого. М., 2001 стр. 44-55

5. Педагогика/ Под. ред С.А. Смирнова. М., 1999 стр. 18-24

6. Подласый И.П. Педагогика. – М.:Гуманит.изд.центр. ВЛАДОС, 2000. КН.1: Общие основы. Процесс обучения. стр. 49-69

11 стр., 5324 слов

Методы психолого-педагогического исследования; Теоретические методы исследования

... в результате его ответов на целенаправленные вопросы. Это специфичный для педагогической психологии метод исследования поведения учащегося. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один ... науками, стоит выделить в педагогической психологии три класса методов: 1. Эмпирические, при которых осуществляется внешне реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования. 2. Теоретические, когда субъект ...

7. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.И. Педагогика.- М.: «Владос», 2002 – Часть 1. стр. 55-60

8. Скалкова Я. и коллектив. Методология и методы педагогического исследования. – М.: Педагогика, 1989. стр. 55-167

 

Практическое занятие 3

 

Тема « Характеристика и логика педагогического исследования»

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

I. Структура и логика педагогического исследования.

1. Основные компоненты и этапы педагогического исследования

2. Научная проблема

3. Педагогический факт как категория педагогического познания

4. Категориальный аппарат как основа научного знания. Система научных понятий и образовательная концепция

5. Функция гипотезы в развитии научного познания в педагогике

ЗАДАНИЕ

Сформулируйте методологический аппарат по следующим темам исследования.

Дошкольная педагогика

«Педагогические условия развития трудолюбия у детей дошкольного возраста»

«Особенности проявления учебных умений у детей старшего дошкольного возраста»

«Взаимодействие ДОУ и семьи как фактор социально-нравственного воспитания дошкольников»

Теория и методика игровой деятельности

«Педагогические условия развития сюжетно-ролевой игры старших дошкольников»

«Особенности проявление выбора детей в процессе создания предметно-игровой среды»

«Театрально-игровая деятельность как средство развития воображения дошкольников»

Теория и методика развития элементарных математических представлений

«Дидактическая игра как средство развития вычислительной деятельности у дошкольников»

«Педагогические условия развития элементарных геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

«Педагогические условия обеспечения преемственности между ДОУ и школой в разделе математика по программе «Развитие»»

Теория и методика развития детского изобразительного творчества

«Педагогические условия развития детского изобразительного творчества»

« Рисование как средство подготовки руки ребенка к письму»

«Развитие эстетического вкуса дошкольников средствами живописи»

Теория и методика экологического воспитания

«Формирование системы знаний о комнатных растениях у детей старшего дошкольного возраста»

«Формирование системы знаний о животных у детей дошкольного возраста»

«Дидактическая игра как средство развития экологических представлений у дошкольников»

Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью

«Дидактическая игра как средство развития планетарного сознания и дружелюбного отношения к жителям Земли»

«Педагогические условия патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

«Развитие сорадования и сострадания у детей дошкольного возраста»

Теория и методика развития речи

«Педагогические условия развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»

«Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста»

«Формы работы по подготовке детей к изучению грамоты»

История педагогики

«Теория и практика педагогики М. Монтесорри»

«Теория и практика дополнительного образования. История и современность»

«Гуманистическая педагогика. История и современность»

Введение в социальную педагогику

«Семья как фактор развития личности ребенка»

«Этнос как фактор развития личности ребенка»

«Влияние средств массовой информации на развитие личности ребенка»

Семейная педагогика и домашнее воспитание

«Особенности проявления детской ревности в условиях семьи»

«Развитие трудолюбия у дошкольников в условиях семейного воспитания»

«Полоролевое воспитание детей в семье»

Управление ДОУ

«Методическое сопровождение начинающего педагога»

«Влияние стиля руководства заведующей ДОУ на психологический климат в коллективе»

«Индивидуально-дифференцированный подход в управлении ДОУ»

Педагогика среднего специального образования

«Педагогические условия развития самостоятельности студентов колледжа»

«Активные методы обучения в педагогическом колледже»

«Тест как средство контроля знаний студентов педагогического колледжа»

Выберите 1 тему:

— сформулируйте проблему научно-педагогического исследова­ния, дайте краткое обоснование ее актуальности;

— определите объект, предмет, тему, цель, задачи исследования;

— попытайтесь построить гипотезу и составить план экспери­ментальной работы.

 

РАЗДЕЛ 4. Рассмотрение различий в подходах разных авторов к одной проблеме

— На сегодняшний день в науке существует ряд противоречащих друг другу подходов к пониманию проблемы. Диапазон представлений по проблеме простирается от … (чего?) (Ф.И.О. исследователей) до … (чего?) (Ф.И.О. исследователей) до … (чего?) (Ф.И.О. исследователей)

— Некоторые авторы акцентируют внимание на … (чем?) (Ф.И.О. исследователей), другие на (чем?) (Ф.И.О. исследователей)

— В психолого-педагогической литературе существуют различные, подчас
противоречивые, взгляды по проблеме. Так (Ф.И.О.) считал, что …., а другие (Ф.И.О.) доказывали, что…

— Существуют противоречивые мнения о том, что важнее … (Ф.И.О.).

Одни считают, что … (Ф.И.О.), другие доказывают, что … (Ф.И.О.)

— Проблема решалась в нескольких направлениях. Первое направление (его суть) (Ф.И.О.).

Второе — …. (его суть) (Ф.И.О.).

— Вопрос о ____ Остается проблематичным. Одни специалисты предлагают … (Ф.И.О.), другие …. (Ф.И.О.)

— Анализ современных исследований показывает, что в психолого-педагогической литературе нет пока единого подхода к трактовке …(чего).

Ряд исследователей (Ф.И.О.) рассматривают В работах (Ф.И.О.)

 

 

РАЗДЕЛ 5. Определение своей позиции к подходам решения проблемы

Мы разделяет точку зрения авторов (Ф,И.О.) которые доказывают_______________

Для нас наиболее важны подходы к этой проблеме … (кого)

 

ВАРИАНТЫ КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО ГЛАГОЛ
— Данные нашего — Проведенное — Результаты — В результате нашего — Результаты, полученные в ходе — Методика данного — Полученные данные (результаты, материал) —     ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТ — показывают — убеждают в том, что — свидетельствуют — говорят о том, что — доказывают — помогли выявить — вскрывают закономерность — подтвердили гипотезу — явились — могут служить основанием — позволяют выявить (говорить, определить, обнаружить, судить, утверждать, думать, что…; представить, что…;констатировать, применить)

 

Думается, этот подход наиболее эффективен, так как…

В дошкольной педагогике наиболее ценным, на наш взгляд, является исследование… (кого).

Последняя точка зрения, на наш взгляд, наиболее правильная, так как…

Такое определение … (чего) кажется нам неполным (спорным, не учитывающим)…

Наиболее полным, на наш взгляд, является определение, разработанное в исследованиях … (кого).

Они считают, что…

Наибольший интерес в русле нашего исследования представляют работы … (кого)

Для нас существенное значение имеют исследования (кого), раскрывающие…

 

РАЗДЕЛ 6. Описание результатов эксперимента

ВАРИАНТЫ КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО ГЛАГОЛ
— Полученные — Собранные — Представленные — Экспериментальн ые — Полученные в результате исследования — Анализ МАТЕРИАЛЫ ДАННЫЕ — заставили пересмотреть — открыли путь к решению (изучению) — дали возможность — актуализируют необходимость — могут быть использованы

РАЗДЕЛ 7. Формулирование выводов исследования

Обобщая результаты исследования, можно сделать следующие выводы: 12 3

Итак, результаты проведенного исследования показали: 1,2,3.

По представленному материалу можно сделать следующие выводы:…

Подводя итоги, следует отметить:…

Изложенные данные позволяют делать следующие выводы:…

Все вышесказанное позволяет сделать в заключение следующие выводы:…

Таким образом, результаты проведенного исследования убеждают в том, что: 1,2,3.

Экспериментальные данные позволяют сделать заключение, что…

В заключение следует отметить, что 1,2,3.

Анализируя фактический материал, можно сделать следующие выводы: 12 3

 

РАЗДЕЛ 8. РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ

 

Речевая функция Лексические средства
Причина и следствие. Условие и следствие — (и) поэтому, потому, так как — поскольку — отсюда (откуда) следует — вследствие — в результате — в силу ( в виду) этого — в зависимости — в связи с этим, согласно этому — в таком (в этом) случае — в этих (при таких) условиях — (а) если (же)…, то… — что свидетельствует ( указывает, соответствует, говорит, дает возможность, способствует, позволяет, имеет значение и т.д.)
Временная соотнесенность и порядок изложения — сначала, прежде всего, в первую очередь — первым (последующим, предшествующим) шагом — одновременно, в то же время, здесь же — наряду с этим — предварительно, ранее, выше — еще раз, вновь, снова — затем, далее, потом, ниже — в дальнейшем, в последующем, впоследствии — во-первых, во-вторых, и т.д. — в настоящее время, до настоящего времени — в последующие годы, за последние годы — наконец, в заключение  
Дополнение или уточнение — также и, причем, при этом, вместе с тем — кроме (сверх, более) того — главным образом, особенно
Сопоставление и противопоставление — однако, но, а, же — как…, так и …, так же, как и…. — не только, но и… — по сравнению, если…, то… — в отличие, в противоположенность, наоборот — аналогично, также, таким же образом — с одной стороны, с другой стороны — в то время как, между тем, вместе с тем, тем не менее
Ссылка на предыдущее или последующее — тем белее, что — в том числе, в случае, то есть, а именно — как было сказано (показано, упомянуто, отмечено, установлено, получено, найдено, обнаружено) — как говорилось (указывалось, отмечалось, подчеркивалось) выше — согласно (сообразно, соответственно) этому — в соответствии ( в связи) с этим — в связи с вышеизложенным — данный, названный, рассматриваемый… — такой, такой же, подобный, аналогичный, сходный, подобного рода, подобного типа — следующий, последующий, некоторый — многие из них, один из них, некоторые из них — большая часть, большинство


Обобщение, вывод — таким образом, итак, следовательно — в результате, в итоге, в конечном счете — отсюда (из этого) следует (вытекает, понятно, ясно) — это позволяет сделать вывод — это сводится к следующему — это свидетельствует — наконец, в заключение
Иллюстрация сказанного — например, так, в качестве примера — примером может служить такой как (например) — в случае, для случая — о чем можно судить, это очевидно
Введение новой информации — Рассмотрим следующие случаи… — Остановимся подробно на них Приведем несколько примеров — основные преимущества этого метода… — некоторые дополнительные замечания… — несколько слов о перспективах исследования

 

 

Литература для подготовки к семинарскому занятию:

 

 

1. Борытко Н.М., Моложавенко А.В., Соловцова И.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. стр. 80-98, 268-287

2.Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. Ростов-н/Д: Феникс,2001.

3. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Академия, 2001. стр. 163-197

4. Скалкова Я. и коллектив. Методология и методы педагогического исследования. – М.: Педагогика, 1989. стр. 31-36.


СПИСОК ВОПРОСОВ ВЫНОСИМЫХ НА ЭКЗАМЕН

вопрос источник
1. Педагогика как наука в системе современного человекознания  
2. Современная стратегия обновления и развития образования  
3. Теоретические основы и проблематика современных психолого-педагогических исследований. Классификация педагогических исследований (фундаментальные, прикладные, разработки)  
4. Характеристика методологического знания и педагогического сознания, методы научного познания.  
5. Функции педагогической науки. Роль методологии в определении перспектив развития педагогической науки  
6. Условия и источники развития исследовательской деятельности.  
7. Методологические принципы психолого-педагогического исследования  
8. Характеристика основных подходов в изучении педагогических явлений (личностный, деятельностный, полисубъектный, культурологический, этнопедагогический, антропологический)  
9. Аксиологический подход в изучении педагогических явлений. Характеристика педагогических ценностей  
10. Структура и логика научно-педагогического исследования педагогического исследования.  
11. Критерии успешности исследовательской деятельности  
12. Этапы практического преобразования в психолого-педагогическом исследовании  
13. Классификация методов психолого-педагогического исследования (Скалкова Я, Подласый И.П., Смирнов С.А., Смирнов В.И.)  
14. Методы опроса. Их сущность, требования к разработке методики и проведению опроса. Сбор и анализ результатов  
15. Тестирование как метод получения информации в психолого-педагогическом исследовании  
16. Анализ психолого-педагогической литературы и обобщение передового педагогического опыта как методы психолого-педагогического исследования  
17. Метод беседы. Виды, требования к разработке методики и проведению исследовательской беседы. Сбор и анализ результатов.  
18. Метод эксперимента. Виды, требования к разработке методики и проведению эксперимента. Характеристика комплексного педагогического эксперимента.  
19. Характеристика метода изучения продуктов деятельности и обобщения передового педагогического опыта.  
20. Наблюдение как метод психолого-педагогического исследования  
21. Сущность и специфика теоретических методов познания  
22. Характеристика сравнительно-исторических методов психолого-педагогического исследования  
23. Характеристика основных методов математической статистики  
24. Характеристика социометрического метода психолого-педагогического исследования  
25. Языково-стилистическое оформление психолого-педагогического исследования  
26. Оформление результатов психолого-педагогического исследования.  
27. Методологические ошибки в педагогических исследованиях. Характеристика требований к постановке вопросов в исследовательской деятельности.  
28. Системный подход в психолого-педагогическом исследовании.  
29. Педагогическая деятельность и педагогический процесс как предмет педагогической науки  
30. Методологическое обеспечение преобразований в педагогике.  

 

Литература

1. Борытко Н.М., Моложавенко А.В., Соловцова И.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. -320 с.

2. Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. Ростов-н/Д: Феникс,2001.

3. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Академия, 2001.

4. Краевский В.В. Методы и методология педагогического исследования. – М., 1990

5. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.: Прометей, 1992

6. Педагогика и психология высшей школы. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.

7. Педагогика/ Под. ред С.А. Смирнова. М., 1999

8. Педагогика/ Под. ред П.И. Пидкасистого. М., 2001

9. Подласый И.П. Педагогика. – М.:Гуманит.изд.центр. ВЛАДОС, 2000.

10. Скалкова Я. и коллектив. Методология и методы педагогического исследования. – М.: Педагогика, 1989.

11. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.И. Педагогика.- М.: «Школа-Пресс», 1998.

12. Смирнов В.И. Общая педагогика. – М.: Педагогическое общество России, 2002.