Пути повышения эффективности образования

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Елабужский институт Казанского федерального университета

Кафедра Экономики и Менеджмента

Реферат на тему:

«Социально-экономическая эффективность образования»

Работу выполнил: студент

343 группы Яковлев Я. В.

Проверил:  ассистент кафедры

экономики и менеджмента

Ахметшин Э.М.

Елабуга 2014 г.

Оглавление:

Глава 1. Сущность эффективности образования.

Глава 2 . Теория и практика определения экономической эффективности образования.

Глава 3. Взаимосвязь экономической эффективности учебных заведений и платы за обучение.

Глава 4. Пути повышения социально-экономической эффективности образования.

Заключение

Глава 1. Сущность эффективности образования.

Сущность эффективности образования как интегрированного показателя взаимодействия его педагогической, социальной и экономической плодотворности. Многофункциональность образовательного комплекса приводит к тому, что эффективность просвещения имеет несколько аспектов. Общеобразовательная школа все в меньшей степени обеспечивает создание равных стартовых условий в трудовой жизни молодежи. Высшая школа в любом обществе помимо воспроизводства интеллектуальных ресурсов выполняет роль воспроизводства социальной структуры. Высшее образование не одинаково доступно представителям социальных слоев, о чем свидетельствует таблица “Социально-экономическая стратификация общества и структура студенчества” Страта % Социальный статус % студентов из страты Богатые Крупные предприниматели, чиновники, криминалитет Состоятельные Предприниматели, чиновники, интеллект. элита, криминалитет Новые средние Предприниматели, менеджеры, чиновники, криминалитет Старые средние ИТР, интеллигенция, военнослужащие, высококвалифицированные рабочие Аутсайдеры Низко квалифицированные рабочие, крестьяне, интеллигенция, ИТР, беженцы, бомжи Высшая школа стала выполнять охранительную функцию кастовых различий. В “Программе социальных реформ в РФ на период 1996-2000 гг.” записано, что “Главной целью дальнейшего развития образования является удовлетворение потребностей граждан в образовании, гармоническое развитие личности и творческих способностей человека, повышения интеллектуального и культурного потенциала страны, с соблюдением принципа равных стартовых условий при минимальных государственных гарантиях”.

17 стр., 8482 слов

Психологические особенности женщины-предпринимателя

... предприниматель, предпринимательство В современной экономике предпринимательство рассматривается как общеэкономическая функция, одна из форм хозяйственного и экономического развития, ... 2.      Исследовать коммуникативные и организаторские склонности у женщин предпринимателей. .        Оценить степень выраженности потребности в достижении. ...

Своеобразие эффективности образования состоит в том, что здесь проявляется необходимость рационального сочетания экономического результата с социальной справедливостью. Уровень образования населения относится к числу основных показателей его благосостояния. Он же предопределяет статус государства, укрепляет его безопасность. Экономическая эффективность образования включает: факторы: экономию за счет более рационального использовании ресурсов в отрасли и в образовательных учреждениях; экономического эффекта от непосредственного вклада работника образования при повышении качества образовательных услуг и увеличении, таким образом, национального дохода; прирост материальных благ в отраслях материального производства за счет более высокого образовательного и профессионального уровня работников; относительной и абсолютной экономии на ресурсах, полученной в результате получившего образование и профессии. Теория человеческого капитала применима в качестве инструмента для определения экономической эффективности образования. С точки зрения индивида, расходы на образование рассматриваются, с одной стороны, в виде затрат на обучение, с другой стороны, в плане упущенного дохода. Под ним понимается доход, который человек мог бы получить, работая, а не учась.

Несмотря на то, что затраты на образование превышают затраты варианта при расчете упущенного дохода, сумма соответствующей прибавки к заработку, полученная благодаря высшему образованию, оказывается значительной, если учитывать ее на протяжении все5й трудовой деятельности. В странах с развитой рыночной экономикой высококвалифицированный труд профессионалов высоко оплачивается. Так, в США ежегодный доход высококвалифицированного специалиста в 1992 г. составлял 74,5 тыс. долл., доктора наук –,9, человека с высшим образованием — боле 19,6, а не закончившего среднюю школу –только 12,8 тыс. долларов. Теоретики человеческого капитала рассматривали эффект образования и в абсолютных размерах, и в его быстром приросте, и в увеличении ВНП от затрат или инвестиций на образование. В 60-х гг. Т. Шульц определил размеры человеческого капитала следующим образом. Стоимость одного года обучения каждого уровня (с учетом потерянных заработков) умножалась на число человеко-лет образования, накопленных населением к тому или иному моменту времени. Образовательный капитал, воплощенный в населении в 1969 г. составлял 1307 млрд. долл.; образовательный капитал, воплощенный в рабочей силе — -873 млрд.

долл.; воспроизводимое национальное богатство — — 1617 млрд. долл. С 1929 г. по 1969 г. темп роста образования опережал темп роста физического капитала примерно в два раза и составил соответственно 4,1 и 2%. Те же тенденции сохранились и в последующие годы. Уровень вооруженности рабочей силы США фондом образования (по издержкам на него) в 1983 г. составил 21,5 тыс. долл., а вооруженность работника вещественным капиталом –,3 тыс. долл., т.е. почти на треть ниже. Народнохозяйственная отдача фонда образования –это количество произведенного ВНП на единицу образовательного фонда страны: Эонх= ВНП/ФО, где Эонх — народнохозяйственная эффективность образования, ФО –фонд образования. Этот показатель можно рассчитывать на единицу образовательного фонда всего населения, и работающей его части. В первом случае объем воспроизведенного богатства страны делится на образовательный капитал, воплощенный во всем населении а во втором –в рабочей силе: /1307 = 1,2 долл., 1617/873=1,9 долл. Наряду с экономической эффективностью большое значение имеют и другие положите5льные эффекты образования: уменьшение зависимости населения от систем социального обеспечения; снижение преступности; повышение уровня культуры в обществе; улучшение функционирования государственных и общественных учреждений и т.д.

12 стр., 5974 слов

Стратегическое планирование дошкольного образовательного учреждения ...

... управленческой деятельности в системе дошкольного образования руководителю крайне необходимы знания особенностей управления дошкольным образовательным учреждением. В работах Л.М.Денякиной, Т.Н.Дороновой, Т.С. ... участников образовательного процесса. В современных условиях реформирования системы образования особую значимость приобретает проблема планирования деятельности образовательного учреждения. ...

Это свидетельствует о плодотворности отрасли образования в стране. 9.2. Формирование эффективных экономических отношений в образовании В ходе модернизации образования государство намерено наращивать его финансовую поддержку до нормативной потребности. В образовании невозможно добиться высокого качества и эффективности без построения таких экономических механизмов, которые должны обеспечить фактически новые принципы и систему финансирования отрасли. В целях формирования эффективных экономических механизмов модернизации и развития образования необходимо: введение нормативного бюджетного финансирования общего среднего и начального профессионального образования, с учетом обеспечения государственных образовательных стандартов и необходимых условий образовательного процесса; осуществление бюджетного финансирования учреждений (организаций) высшего и в перспективе среднего профессионального образования на базе дифференцированных нормативов, отражающих характер образовательных программ и уровень подготовки абитуриентов, показанный на государственных испытаниях; создание системы государственного образовательного кредитования, субсидирования граждан для получения профессионального образования с целью обеспечения государственных приоритетов и поддержки студентов из малообеспеченных семей и отдаленных территорий; выделение средств на развитие образования в бюджетах всех уровней, включающих средства на приобретение оборудования и информационно-вычислительной техники, развитие библиотек и информационных ресурсов, а также централизованные средства на повышение квалификации преподавателей; достижение прозрачности межбюджетных отношений в сфере образования; изменение системы финансирования из центра расходов дотационных регионов на нужды образования, перевод соответствующих средств из трансфертов в целевые субвенции (субсидии), направляемые на места через органы казначейства; нормативно-правовое обеспечение экономической самостоятельности, в том числе на основе увеличения разнообразия организационно-правовых форм образовательных учреждений и организаций (путем внесения соответствующих поправок в Гражданский и Бюджетный кодексы РФ и в другие нормативно-правовые акты); последовательная реализация принципа экономической автономии учебных заведений, включая свободу ценообразования и распоряжение собственными средствами; обеспечение прозрачности финансовой деятельности образовательных учреждений, повышение их финансово-экономической ответственности; создание условий для привлечения дополнительных средств в учреждения образования; широкое использование льгот, в том числе налоговых, на частные вложения в образование (по подоходному налогу; освобождение от налогообложения благотворительных пожертвований; предоставление права предприятиям и организациям при исчислении налога на прибыль включать расходы на подготовку и переподготовку кадров в затраты на производство и реализацию товаров и услуг); расширение на базе образовательных учреждений дополнительных платных образовательных услуг, в том числе для населения, как средства удовлетворения повышенного образовательного спроса и как внутреннего ресурса финансирования образовательных учреждений, развития содержания и структуры образования, разнообразия рынка образовательных услуг, стимулирования инновационных образовательных процессов; сосредоточение переподготовки высвобождающегося и незанятого населения в учреждениях начального и среднего профессионального образования; создание на базе образовательных учреждений (особенно в сельской местности) культурно-образовательных, учебно-производственных, детских медико-оздоровительных центров; разработка и принятие комплекса мер по обновлению материально-технической базы системы образования; поддержка профильного учебного производства на базе образовательных учреждений; предоставление возможности использовать средства Федеральной программы развития образования для финансирования программ развития всех типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений, направленность этой программы строго на цели развития образования. Система образования должна быть ориентирована не только на заказ со стороны государства, но и на постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий. Именно ориентация на реальные потребности конкретных потребителей образовательных услуг должна создать основу для привлечения в систему образования дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов. Последнее особенно актуально, поскольку в ближайшее историческое время Россия должна будет сохранять и развивать высокий образовательный потенциал, сопоставимый с потенциалом образования развитых стран, в условиях относительно низкого среднедушевого уровня ВВП и бюджетных доходов. В этих условиях особенно необходимо сочетание бюджетных и внебюджетных средств в образовании, что было отчетливо обозначено в Послании Президента РФ Федеральному собранию (2001 г.).

17 стр., 8457 слов

Учреждение образования 18

... ОСРБ 1-01 01 02 — 2008 Образовательный стандарт. Высшее образование. АК-1. Владеть и применять базовые научно-теоретические знания ... старший преподаватель кафедры дошкольного образования учреждения образования «Барановичский государственный университет»; Н. Г. Кузьменкова — преподаватель кафедры дошкольного образования учреждения образования «Барановичский государственный университет»; ...

Следует при этом учитывать, что призывы к инвесторам и благотворителям о поддержке образования не получат адекватного ответа без введения системы разумных налоговых льгот и преференций, без создания механизма влияния тех, кто вкладывает средства в образование (от крупных инвесторов до родителей школьников), на принимаемые здесь решения, в частности, — через систему попечительских и иных общественных советов. По отношению же к самим образовательным учреждениям необходимо принять дополнения и изменения в бюджетное и налоговое законодательство РФ — в части реализации налоговых льгот, необходимых для ресурсного обеспечения образования.

12 стр., 5550 слов

Образовательный процесс в дошкольном учреждении

... занимались многие психологи, философы, педагоги. Развитие творческих способностей - важнейшая задача образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает ... дошкольного возраста, как проблема воспитания». Объект исследования -образовательный процесс в дошкольном учреждении. Предмет исследования - процесс развития творческого воображения у детей дошкольного ...

Глава 2 . Теория и практика определения экономической эффективности образования

В процессе обучения очень важно обеспечить максимальную эффективность данному процессу. Таким образом, необходимо поработать над качеством процесса образования. Объем полученных знаний не зависит от того, сколько времени вы потратите на обучение, а от того как вы именно будете учиться. Важно не какое количество информации вы пересмотрите за единицу времени, а то, что вы сможете за это время освоить. Собственно в этом и заключается успех в обучении.

В первую очередь эффективность обучения зависит от самой образовательной системы и от того, как она именно составлена. Второе, что имеет значение, так это учебники. Третий пункт обязан педагогам, которые должны уметь преподавать предмет и не в последнюю очередь важно то, как именно относится сам школьник или студент ко всему этому. Дети не хотят учиться тогда, когда видят, что можно купить оценки на деньги, заработанные нечестным путем. Также они не хотят получить высшее образование, когда видят, что люди со средним образованием получают зарплату больше.

Чтобы повысить эффективность обучения нужно:

Определить и поддерживать интерес к обучению

Установить чем поможет обучение в будущем

Учится постоянно, тогда и появляется желание учиться

Стремится к успеху, они подпитывают новой волной оптимизма

Воплощать теорию на практику. Чаще всего именно практика помогает понять, для чего нужна теория, да и навыки потом пригодятся.

Отдохните, когда перестаете что-либо понимать, переходите к другому предмету, потом вернетесь если что.

Повторите пройденный материал, пока вы его не освоите.

Найдите себе цель и стремитесь к ней, чтобы вы точно знали, что это все не зря. Не учитесь только для того, чтобы учится.

Формирование эффективных экономических отношений в образовании. В ходе модернизации образования государство намерено наращивать его финансовую поддержку до нормативной потребности. В образовании невозможно добиться высокого качества и эффективности без построения таких экономических механизмов, которые должны обеспечить фактически новые принципы и систему финансирования отрасли. В целях формирования эффективных экономических механизмов модернизации и развития образования необходимо: введение нормативного бюджетного финансирования общего среднего и начального профессионального образования, с учетом обеспечения государственных образовательных стандартов и необходимых условий образовательного процесса; осуществление бюджетного финансирования учреждений (организаций) высшего и в перспективе среднего профессионального образования на базе дифференцированных нормативов, отражающих характер образовательных программ и уровень подготовки абитуриентов, показанный на государственных испытаниях; создание системы государственного образовательного кредитования, субсидирования граждан для получения профессионального образования с целью обеспечения государственных приоритетов и поддержки студентов из малообеспеченных семей и отдаленных территорий; выделение средств на развитие образования в бюджетах всех уровней, включающих средства на приобретение оборудования и информационно-вычислительной техники, развитие библиотек и информационных ресурсов, а также централизованные средства на повышение квалификации преподавателей; достижение прозрачности межбюджетных отношений в сфере образования; изменение системы финансирования из центра расходов дотационных регионов на нужды образования, перевод соответствующих средств из трансфертов в целевые субвенции (субсидии), направляемые на места через органы казначейства; нормативно-правовое обеспечение экономической самостоятельности, в том числе на основе увеличения разнообразия организационно-правовых форм образовательных учреждений и организаций (путем внесения соответствующих поправок в Гражданский и Бюджетный кодексы РФ и в другие нормативно-правовые акты); последовательная реализация принципа экономической автономии учебных заведений, включая свободу ценообразования и распоряжение собственными средствами; обеспечение прозрачности финансовой деятельности образовательных учреждений, повышение их финансово-экономической ответственности; создание условий для привлечения дополнительных средств в учреждения образования; широкое использование льгот, в том числе налоговых, на частные вложения в образование (по подоходному налогу; освобождение от налогообложения благотворительных пожертвований; предоставление права предприятиям и организациям при исчислении налога на прибыль включать расходы на подготовку и переподготовку кадров в затраты на производство и реализацию товаров и услуг); расширение на базе образовательных учреждений дополнительных платных образовательных услуг, в том числе для населения, как средства удовлетворения повышенного образовательного спроса и как внутреннего ресурса финансирования образовательных учреждений, развития содержания и структуры образования, разнообразия рынка образовательных услуг, стимулирования инновационных образовательных процессов; сосредоточение переподготовки высвобождающегося и незанятого населения в учреждениях начального и среднего профессионального образования; создание на базе образовательных учреждений (особенно в сельской местности) культурно-образовательных, учебно-производственных, детских медико-оздоровительных центров; разработка и принятие комплекса мер по обновлению материально-технической базы системы образования; поддержка профильного учебного производства на базе образовательных учреждений; предоставление возможности использовать средства Федеральной программы развития образования для финансирования программ развития всех типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений, направленность этой программы строго на цели развития образования. Система образования должна быть ориентирована не только на заказ со стороны государства, но и на постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий. Именно ориентация на реальные потребности конкретных потребителей образовательных услуг должна создать основу для привлечения в систему образования дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов. Последнее особенно актуально, поскольку в ближайшее историческое время Россия должна будет сохранять и развивать высокий образовательный потенциал, сопоставимый с потенциалом образования развитых стран, в условиях относительно низкого среднедушевого уровня ВВП и бюджетных доходов. В этих условиях особенно необходимо сочетание бюджетных и внебюджетных средств в образовании, что было отчетливо обозначено в Послании Президента РФ Федеральному собранию (2001 г.).

11 стр., 5477 слов

Примерная основная образовательная программа образовательного ...

... общего образования образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, с учётом типа и вида этого образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса. Основная образовательная программа образовательного учреждения является программой развития данного образовательного учреждения. Целями ...

3 стр., 1418 слов

Общее представление о ситуативной мотивации в школе Курта Левина. ...

...   Общее представление о ситуативной мотивации в школе Курта Левина. Уровень притязаний и мотивация достижения. Влияние мотивов на ... более высоком уровне в тех видах деятельности. Но он уже был описан не в школе Левина! Мак-Клеланд ... завершить, а имеет представление об ожидаемом результате действия- уровень притазаний УП-сообщаемое экспериментатором и внутренне принимаемая испытуемым ...

Следует при этом учитывать, что призывы к инвесторам и благотворителям о поддержке образования не получат адекватного ответа без введения системы разумных налоговых льгот и преференций, без создания механизма влияния тех, кто вкладывает средства в образование (от крупных инвесторов до родителей школьников), на принимаемые здесь решения, в частности, — через систему попечительских и иных общественных советов. По отношению же к самим образовательным учреждениям необходимо принять дополнения и изменения в бюджетное и налоговое законодательство РФ — в части реализации налоговых льгот, необходимых для ресурсного обеспечения образования.

Глава 3. Взаимосвязь экономической эффективности учебных заведений и платы за обучение

Эффективность образования как интегральный показатель взаимодействия его педагогической, социальной и экономической плодотворности. Теория и практика экономического эффекта образования. Взаимосвязь экономической эффективности учебных заведений и платы за обучение. Сущность эффективности образования как интегрированного  показателя взаимодействия его педагогической, социальной и экономической плодотворности. Многофункциональность образовательного комплекса приводит к тому, что эффективность просвещения имеет несколько аспектов. Общеобразовательная школа все в меньшей степени обеспечивает создание равных стартовых условий в трудовой жизни молодежи. Высшая школа в любом обществе помимо воспроизводства интеллектуальных ресурсов выполняет роль воспроизводства социальной структуры. Высшее образование не одинаково доступно представителям социальных слоев, о чем свидетельствует таблица “Социально-экономическая стратификация общества и структура студенчества” Страта % Социальный статус % студентов из страты Богатые Крупные предприниматели, чиновники, криминалитет Состоятельные Предприниматели, чиновники, интеллект. элита, криминалитет Новые средние Предприниматели, менеджеры,  чиновники, криминалитет Старые средние ИТР, интеллигенция, военнослужащие, высококвалифицированные рабочие Аутсайдеры Низко квалифицированные рабочие, крестьяне, интеллигенция, ИТР, беженцы, бомжи Высшая школа стала выполнять охранительную функцию кастовых различий. В “Программе социальных реформ  в РФ на период 1996-2000 гг.” записано, что “Главной целью дальнейшего развития образования является удовлетворение потребностей граждан в образовании, гармоническое развитие личности и творческих способностей человека, повышения интеллектуального и культурного потенциала страны, с соблюдением принципа равных стартовых  условий при минимальных государственных гарантиях”. Своеобразие эффективности образования состоит в том, что здесь  проявляется необходимость рационального сочетания экономического результата с социальной справедливостью. Уровень образования населения относится к числу основных показателей его благосостояния. Он же предопределяет статус государства, укрепляет его безопасность. Экономическая эффективность образования  включает: факторы:  экономию  за счет более рационального  использовании ресурсов в отрасли и в образовательных учреждениях;  экономического эффекта от  непосредственного вклада работника образования  при  повышении качества образовательных услуг и увеличении, таким образом, национального дохода;  прирост материальных благ в отраслях материального производства за счет более высокого образовательного и профессионального уровня работников;  относительной и абсолютной экономии на ресурсах, полученной   в результате получившего образование и профессии. Теория человеческого капитала применима в качестве инструмента для определения экономической эффективности образования.  С точки зрения индивида, расходы на образование  рассматриваются, с одной стороны, в виде затрат на обучение, с другой  стороны, в плане упущенного дохода. Под ним понимается доход, который человек мог бы получить, работая, а не учась. Несмотря на то, что затраты на образование превышают затраты варианта при расчете упущенного дохода, сумма соответствующей прибавки к заработку, полученная благодаря высшему образованию, оказывается значительной, если учитывать ее на протяжении все5й трудовой деятельности.  В странах с развитой рыночной экономикой высококвалифицированный труд профессионалов высоко оплачивается.  Так, в США  ежегодный доход высококвалифицированного специалиста в 1992 г. составлял 74,5 тыс.  долл., доктора наук –,9, человека с высшим образованием  — боле 19,6, а не закончившего среднюю школу –только 12,8 тыс. долларов. Теоретики человеческого капитала рассматривали эффект образования и в абсолютных размерах, и в его быстром приросте, и в увеличении ВНП от затрат или инвестиций на образование. В 60-х гг. Т. Шульц определил размеры человеческого капитала следующим образом. Стоимость одного года обучения каждого уровня (с учетом потерянных заработков) умножалась на число человек-лет образования, накопленных населением к тому или иному моменту времени. Образовательный капитал, воплощенный в населении в 1969 г. составлял  1307 млрд. долл.; образовательный капитал, воплощенный в рабочей силе — -873 млрд. долл.; воспроизводимое национальное богатство — — 1617 млрд. долл. С 1929 г. по 1969 г. темп роста образования  опережал темп роста физического капитала примерно в два раза и составил соответственно  4,1 и 2%. Те же тенденции сохранились и в последующие годы. Уровень  вооруженности рабочей силы США  фондом образования (по издержкам на него) в 1983 г. составил 21,5 тыс. долл., а вооруженность работника вещественным капиталом –,3 тыс. долл., т.е. почти на треть ниже. Народнохозяйственная отдача фонда образования –это количество произведенного ВНП на единицу образовательного фонда страны: Эонх= ВНП/ФО,  где Эонх — народнохозяйственная эффективность образования, ФО –фонд образования. Этот показатель можно рассчитывать на единицу  образовательного фонда всего населения, и работающей его части. В первом случае объем воспроизведенного богатства страны делится на  образовательный капитал, воплощенный во всем населении  а во втором –в рабочей силе:  /1307 = 1,2 долл.,  1617/873=1,9 долл. Наряду с экономической эффективностью большое значение  имеют и другие  положите5льные эффекты образования:  уменьшение  зависимости населения от систем социального обеспечения; снижение преступности; повышение уровня культуры в обществе; улучшение функционирования государственных и общественных учреждений и т.д. Это свидетельствует о плодотворности отрасли образования в стране. 9.2. Формирование эффективных экономических отношений в образовании В ходе модернизации образования государство намерено наращивать его финансовую поддержку до нормативной потребности. В образовании невозможно добиться высокого качества и эффективности без построения таких экономических механизмов, которые должны обеспечить фактически новые принципы и систему финансирования отрасли.  В целях формирования эффективных экономических механизмов модернизации и развития образования необходимо:   введение нормативного бюджетного финансирования общего среднего и начального профессионального образования, с учетом обеспечения государственных образовательных стандартов и необходимых условий образовательного процесса;  осуществление бюджетного финансирования учреждений (организаций) высшего и в перспективе среднего профессионального образования на базе дифференцированных нормативов, отражающих характер образовательных программ и уровень подготовки абитуриентов, показанный на государственных испытаниях;  создание системы государственного образовательного кредитования, субсидирования граждан для получения профессионального образования с целью обеспечения государственных приоритетов и поддержки студентов из малообеспеченных семей и отдаленных территорий;  выделение средств на развитие образования в бюджетах всех уровней, включающих средства на приобретение оборудования и информационно-вычислительной техники, развитие библиотек и информационных ресурсов, а также централизованные средства на повышение квалификации преподавателей;  достижение прозрачности межбюджетных отношений в сфере образования; изменение системы финансирования из центра расходов дотационных регионов на нужды образования, перевод соответствующих средств из трансфертов в целевые субвенции (субсидии), направляемые на места через органы казначейства;  нормативно-правовое обеспечение экономической самостоятельности, в том числе на основе увеличения разнообразия организационно-правовых форм образовательных учреждений и организаций (путем внесения соответствующих поправок в Гражданский и Бюджетный кодексы РФ и в другие нормативно-правовые акты);  последовательная реализация принципа экономической автономии учебных заведений, включая свободу ценообразования и распоряжение собственными средствами; обеспечение прозрачности финансовой деятельности образовательных учреждений, повышение их финансово-экономической ответственности;  создание условий для привлечения дополнительных средств в учреждения образования; широкое использование льгот, в том числе налоговых, на частные вложения в образование (по подоходному налогу; освобождение от налогообложения благотворительных пожертвований; предоставление права предприятиям и организациям при исчислении налога на прибыль включать расходы на подготовку и переподготовку кадров в затраты на производство и реализацию товаров и услуг);  расширение на базе образовательных учреждений дополнительных платных образовательных услуг, в том числе для населения, как средства удовлетворения повышенного образовательного спроса и как внутреннего ресурса финансирования образовательных учреждений, развития содержания и структуры образования, разнообразия рынка образовательных услуг, стимулирования инновационных образовательных процессов;  сосредоточение переподготовки высвобождающегося и незанятого населения в учреждениях начального и среднего профессионального образования;  создание на базе образовательных учреждений (особенно в сельской местности) культурно-образовательных, учебно-производственных, детских медико-оздоровительных центров;  разработка и принятие комплекса мер по обновлению материально-технической базы системы образования;  поддержка профильного учебного производства на базе образовательных учреждений;  предоставление возможности использовать средства Федеральной программы развития образования для финансирования программ развития всех типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений, направленность этой программы строго на цели развития образования.  Система образования должна быть ориентирована не только на заказ со стороны государства, но и на постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий. Именно ориентация на реальные потребности конкретных потребителей образовательных услуг должна создать основу для привлечения в систему образования дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов.  Последнее особенно актуально, поскольку в ближайшее историческое время Россия должна будет сохранять и развивать высокий образовательный потенциал, сопоставимый с потенциалом образования развитых стран, в условиях относительно низкого среднедушевого уровня ВВП и бюджетных доходов. В этих условиях особенно необходимо сочетание бюджетных и внебюджетных средств в образовании, что было отчетливо обозначено в

6 стр., 2585 слов

Изучение уровня психологического комфорта в НФ ТПУ и его влияния ...

... Гипотеза исследования: психологический климат обучение студент Уровень психологического комфорта может оказывать влияние на уровень результатов обучения студентов очной формы обучения. Студенты, оценивающие взаимоотношения с ... сотрудниками вуза, то у него появляется положительная мотивация к получению образования, формируются здоровые личностные и гражданские качества. И напротив, напряженная ...

26 стр., 12937 слов

Психологическая оценка эффективности дистанционного обучения

... государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается ... с проблемой изменения эффективности обучения. Определение эффективности какого-либо метода, технологии ... школа, лицей - колледж - вуз) и учебно-научно-производственные объединения (ассоциации) с участием научных, производственных и других учреждений и организаций. Образование ...

Глава 4. Пути повышения социально-экономической эффективности образования

Пути повышения эффективности образования. Тема повышения эффективности образования представляет обширное поле для изучения. Данный вопрос всегда будет актуален и интересен. Это обусловлено тем, что с развитием человеческого общества, происходит развитие всех форм деятельности. Развитие науки и техники, медицины и других неотъемлемых сфер жизнедеятельности, приводят к тому, что нужно повышать эффективность образования. Безусловно, на ранней стадии человеческого образования, например, детский сад или школа, закладываются основы мышления, создается необходимый базис для дальнейшей жизни и дальнейшего обучения. В высших учебных заведениях закладываются более глубокие и узкоспециальные знания, которые помогают стать человеку специалистом в той или иной области. Дальше, человек на протяжении всей своей жизни совершенствует и углубляет знания. И на всех стадиях нужно задумываться над тем, насколько эффективно ты получаешь, используешь и совершенствуешь свои знания. Эффективность образования играет немаловажную роль. Ведь учиться можно по разному. Например, если взять двух людей и обучать их одному и тому же, но разными способами — первого — по старым методика, а второго с помощью новых способов и средств, то в результате мы получим, что второй научился быстрее и более качественно, чем первый. Конечно, достаточно трудно утверждать истинность данного примера, но скорее всего именно так и получиться. Безусловно, в 90-е годы уровень образования намного шагнул вперед, нежели чем в 80-е. Доказать это можно на элементарном примере. Скажем если взять программу средней школы в 80-м году, и 90-м и сравнить их, то различия будут очень существенны, в пользу последней. Даже если сравнивать программы по годам, то например в 98 году в школьную программу добавились другие предметы, которых не изучали в 97. Безусловно, это должно сопровождаться повышением уровня материальной, методической и технической базы. Но в нашей стране, по сравнению со странами запада, это наблюдается далеко не всегда. Но, тем не менее наша система образования остается одной из самых лучших в мире. Исходя из контекста вышеизложенного, хотелось бы определиться с целью данной работы: n рассмотреть способы повышения эффективности образования в нашей стране, доступные на период с 1997 по 98 гг.

Частные школы.

Одним из нововведений в последнее время стали частные школы. По сравнению с обычными государственными, они имеют ряд преимуществ и ряд недостатков. Но, тем не менее, уровень образования, которое можно получить в частных школах существенно выше, чем в государственной. «Помните ли вы свою школу? Постоянно орущую математичку, политинформации про ситуацию в Буркина — Фасо, исписанные разными словами парты ? Если все это вам знакомо, значит, вы окончили обычную школу. А теперь ответьте: вы хотите, чтобы ваш ребенок учился в такой же? Если да — отдавайте его в ближайшую среднюю. Вы ничем не рискуете. Не считая, конечно, риска оставить ребенка без хорошего образования. Спору нет, отправляя ребенка в частную школу, вы рискуете тем же. Плюс — своими деньгами. Однако при удачном выборе ваши инвестиции окупятся сторицей. В настоящее время в России их примерно полтысячи. Многие из них называют себя гимназиями, лицеями, колледжами. Пусть это вас не смущает. Поскольку от обычных частных школ они не отличаются. Большинство школ – 256 — работают в Москве. Только около 80 из них — полные (обучение ведется с 1- й по 11-й класс).

Частная школа должна иметь лицензию. Этот документ подтверждает, что в школе все в порядке с материально-технической базой и санитарно — эпидемиологической ситуацией. Однако лицензия совсем не гарантирует высокий уровень обучения. Другое дело, если у школы есть государственная аккредитация. Получить ее школа может только после того, как сделает три выпуска учащихся. И только при условии, что более половины выпускников получат в результате аттестации положительные оценки. Аккредитация означает, что школа ведет преподавание в соответствии с государственным стандартом. С одной стороны, у этого есть свои недостатки. Существует так называемый базисный учебный план, которого должны придерживаться все аккредитованные школы. В этом плане сказано, сколько часов должен заниматься ваш ребенок. Например, ученик 11-го класса должен заниматься в школе как минимум 33 часа в неделю. Прибавьте к этому времени дополнительные занятия, которые есть почти во всех частных школах (например, в школе «Премьер» у старшеклассников бывает до 9 занятий в день).

А активная подготовка старшеклассников к поступлению в вуз увеличивает количество часов, проведенных в школе, до бесконечности. Так, в школе

«Юность» в дополнение к основным занятиям по 12 часов в неделю преподают профессора из Финансово — экономического института. С другой стороны, подобные жертвы не напрасны. О том, что учеба с утра до вечера увеличивает шансы поступить в вуз (если, конечно, до этого момента ребенок не подорвет свое здоровье), и говорить не стоит. Частные школы, имеющие аккредитацию, соответствуют минимальным государственным требованиям. Однако даже аккредитованные школы сильно отличаются друг от друга. Поскольку понятие «хорошая частная школа» помимо аккредитации включает в себя массу других параметров. Самый важный, конечно

— качество обучения. А оно зависит как минимум от трех составляющих. Первое — углубленное изучение определенных предметов. Набор таких предметов в частных школах стандартный. Так, практически во всех преподают как минимум два иностранных языка (по программе специализированной языковой школы).

Если сил хватит, ученик может изучать еще пару языков. Хотя, по словам директора школы «Эрудит», в их школе только четыре ученика изучают сразу три иностранных языка. Возможность попрактиковаться в иностранном языке дают заграничные стажировки, которые организуют некоторые школы. Правда, за них родителям приходиться платить отдельно. Во всех школах к тому же преподают хореографию, музыку, этику и т.д.

Кроме того, в любой школе для каждого ребенка разрабатывают индивидуальный план. Так, в «Премьере» уровень способностей ребенка определяется еще в момент его поступления в школу, и исходя из них формируется индивидуальный план. Однако в большинстве школ такие планы разрабатываются уже в старших классах. Вторая составляющая — высокий уровень преподавателей. Чем больше в школе учителей высшего (13 или 14) разряда, тем лучше. В идеале должно быть не менее 80 % общего числа всех учителей. Директор школы «Премьер» не без гордости заявила, что в этой школе преподают 6 заслуженных учителей, 5 лауреатов премии Сороса и 8 учителей — авторов учебников. Средняя составляющая качественного образования — число учащихся в одном классе. В хорошей школе классы должны быть маленькими (но, по мнению педагогов, в них должно быть не меньше десяти человек).

В этом случае у ребенка нет возможности мирно подремать на последней парте все занятия.

Заглянув в кабинеты таких школ, как «Самсон» и «Интеллект XXI век», мы обнаружили в классах по 2-3 человека. В большинстве же школ в классах по 10-15 учеников. Кстати, в договоре с родителями школы обычно оговаривают число учеников в классе. Поэтому в приличные школы, соблюдающие эти условия очень трудно попасть: новые классы формируются не так уж часто. Все это способствует главной цели — поступлению ребенка в престижный вуз».

Негосударственные вузы.

Наряду с частными школами в последнее время появились негосударственные ВУЗы. «Конечно, на образование денег не жалко. Но только в том случае, если за ваши деньги вам гарантируют высокий уровень обучения и беспроблемное трудоустройство. Однако не во всех коммерческих вузах учат качественно. Это касается и тех, что имеют государственную аккредитацию. И выдают дипломы государственного образца. Вообще-то аккредитацию вузы получают при наличии лицензии и лишь после прохождения процедуры аттестации, подтверждающей, что уровень образования в вузе в целом соответствует государственным стандартам. Однако известны случаи, когда вузы получали аккредитацию без прохождения необходимой экспертизы. То, что негосударственные вузы не всегда дают качественное образование, признаю и в самих учебных заведениях. По словам ректора одного из коммерческих вузов, это происходит потому, что у них недостаточно опыта и, главное, не хватает высококвалифицированных преподавателей. В некоторых негосударственных не разработаны собственные методики преподавания, учебные дисциплины зачастую вводятся по принципу «есть преподаватель — есть и дисциплина». Не спасают положения и приглашенные из государственных вузов профессора — их курсы не всегда соответствуют специфики учебного заведения. «Чужой» профессор может вообще не приехать на занятие. В идеале соотношение «своих» и «чужих» преподавателей — 80:20, но реальность далеко не такова. Зато во многих негосударственных вузах сильные преподаватели иностранного языка. К примеру, в ИМПЭ (институт международного права и экономики) язык изучают десять часов в неделю, некоторые анятия ведут носители языка из западных стран-партнеров. По окончании вуза студенты могут получить второй государственный диплом по специальности «переводчик в сфере профессиональной коммуникации». Выпускники международного университета, по словам Геннадия Ягодина, владеют тремя языками.

О качестве обучения в вузе можно судить и по некоторым другим признакам: стоит задуматься об уровне вуза, если единственным критерием при отборе абитуриентов является их платежеспособность. Экзаменов почти нигде нет — например, для поступления в МНЭПУ достаточно пройти тест и собеседование; экзамен нужно сдать только при поступлении на юридический факультет. Да и о тестах в негосударственных вузах иной раз предпочитают не распространяться, чтобы не отпугнуть абитуриентов. Правда, при этом в большинстве вузов утверждают, что у них бывает конкурс 2-3 человека на место. Только в Гуманитарном институте нам заявили, что информация о конкурсе — коммерческая тайна.

Наиболее серьезными нам показались вступительные экзамены в Международном университете: посупающие на юридический факультет сдают TOEFL, русский язык и историю.В негосударственные вузы не только легко поступить — учиться в них тоже можно не напрягаясь. В МНЭПУ, например, учатся 24 часа в неделю (как ученики первого класса средней школы).

Кроме того, можно пропускать хоть половину занятий – скорее всего вас за это не отчислят. Потому что для коммерческого ВУЗа потеря студента означает потерю денег. Правда, в Международном университете нам сказали, что отчисляют за неуспеваемость 20 % студентов. Добавив при этом, что студент должен доучиться семестр до конца — наверное, для того, чтобы вузу не пришлось возвращать студенту деньги. В МНЭПУ кандидатами на отчисление являются студенты, имеющие пять «хвостов». Негосударственный вуз отчисляет студента незамедлительно только в том случае — если тот не может заплатить за обучение».

Заключение

Таким образом, эффективность просвещения имеет несколько аспектов. В отличие от общеобразовательной школы, которая все в меньшей степени обеспечивает создание равных стартовых условий в трудовой жизни молодежи, высшая школа в любом обществе помимо воспроизводства интеллектуальных ресурсов выполняет роль воспроизводства социальной структуры. Своеобразие эффективности образования состоит в том, что здесь проявляется необходимость рационального сочетания экономического результата с социальной справедливостью. Именно ориентация на реальные потребности конкретных потребителей образовательных услуг должна создать основу для привлечения в систему образования дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов.

В процессе обучения очень важно обеспечить максимальную эффективность данному процессу. Таким образом, необходимо поработать над качеством процесса образования. Эффективность обучения зависит:

Во – первых — от самой образовательной системы и от того, как она именно составлена.

Во – вторых – от учебников

В – третьих – от умении педагога вести предмет

Многофункциональность образовательного комплекса приводит к тому, что эффективность просвещения имеет несколько аспектов.