Характеристика государственного экзамена

(С ВОПРОСАМИ)

ПСИХОЛОГИЯ

1. Социальная психология как отрасль научного знания

Краткий исторический очерк о возникновении социальной психологии как отдельной отрасли знаний. Предмет социальной психологии на современном научном этапе, интердисциплинарный и интрадисциплинарный подходы к нему. Задачи и области исследования социальной психологии. Уровни методологии социальной психологии (общая, частная, собственно методология).

Классификация и характеристика методов социально-психологического исследования (наблюдение, контент-анализ, анкетирование и т.д.).

2. Коммуникативная сторона общения

Понятие общения как социально-психологического феномена, его соотношение с понятием коммуникация. Специфика обмена информацией между людьми. Понятие и виды коммуникативных барьеров (внутренние и внешние барьеры; понимания: семантическое, фонетическое, логическое и стилистическое непонимание; социокультурных различий; отношений).

Модель коммуникативного процесса Г. Лассуэла. Средства коммуникации: вербальный и невербальный каналы общения, знаковые системы невербальной коммуникации (оптико-кинетическая, пара- и экстралингвистическая и т.д.), пространственно-временная организация общения, психологические условия эффективной коммуникации.

3. Проблема группы в социальной психологии

Подходы к понятию «группа», специфика социально-психологического подхода к определению группы, психологические характеристики группы (групповые интересы, потребности, нормы, ценности, цели, мнение).

Понятие «мы-чувства». Классификация социальных групп. Основные направления исследования малых социальных групп (социометрическое, социологическое, школа «групповой динамики»).

4. Феномен лидерства в социальной психологии

Лидерство и руководство: различия понятий. Теории происхождения лидерства (теория черт, ситуационная теория, системная теория лидерства, ценностного обмена).

Стиль лидерства и руководства.

5. Проблема социализации личности

Личность как предмет исследования в социальной психологии: понятие личности, отличия социально-психологического подхода к рассмотрению личности от социологического и общепсихологического. Понятие и содержание (сферы социализации: деятельность, общение и самосознание) процесса социализации. Стадии социализации (дотрудовая, трудовая, послетрудовая).

Институты социализации.

6. Психотерапия как отдельная отрасль науки и практики

Понятие психотерапии, её цели и задачи. Модели психотерапии (медицинская, психологическая, педагогическая, социальная, философская, интегративная).

14 стр., 6665 слов

Лекция 1. Психология девиантного поведения как социально-психологическая ...

... не определяется «прирожденными механизмами», обусловливаясь причинами социально-психологическими, в том числе характером микросреды, групповых взаимоотношений, ... социальная оценка отклонений должна осуществляться с исторических позиций и носить конкретный характер. 2. Подходы к трактовке понятия ... поведение, способствуют его развитию. В отечественной психологии (М.А. Алемаскин, Л.Н. Зюбин, К.Е. Игошев, ...

Сравнение медицинской и психологической моделей психотерапии. Основные направления психотерапии.

  1. Характеристика педагогической психологии как науки

Педагогическая психология среди других наук. Предмет и задачи педагогической психологии. Структура педагогической психологии. Историческое изменение предмета педагогической психологии.

  1. Психология педагогической деятельности

Педагогические способности, профессиональная я-концепция педагога, педагогическая социальная перцепция, педагогическая деятельность.

  1. Понятие «организация психологической службы»

Структура психологической службы в системе образования России и за рубежом. Нормативная база. Цели и задачи службы. Роль психологической службы в образовании. Становление психологической службы в системе образования России и за рубежом. Психологическая служба в образовательных учреждениях различного типа.

10. Организация деятельности педагога-психолога образовательного учреждения

Рабочее время педагога-психолога. Формы учета деятельности и отчетность педагогов-психологов. Требования к плану работы педагога-психолога. Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования. Журнал консультаций психолога. Журнал учета групповых форм работы. Карта психолого-медико-социальной помощи ребенку. Форма учета коррекционной работы. Аналитический отчет о работе педагога-психолога.

11. Основные направления деятельности школьного психолога

Психологическое просвещение. Формы психологического просвещения. Требования к реализации данного направления. Психологическая профилактика. Задачи и уровни психологической профилактики. Школьная прикладная психодиагностика. Цель школьной психодиагностики. Специфика школьной психодиагностической деятельности. Основные диагностические схемы. Психокоррекционная и развивающая работа со школьниками. Формы и принципы психокоррекционной и развивающей работы. Консультирование. Содержание и задачи консультирования. Социально-диспетчерская деятельность. Этапы социально-диспетчерской деятельности.

12. Этика психолога образовательного учреждения: сущность и практическое значение

Профессиональная пригодность и профессионализм психолога образования. Профессиональная этика психолога образования. Профессиональные и личностные качества психолога.

  1. Характеристика основных типов консультирования.

Основные классификации и виды психологического консультирования.

Виды психологического консультирования: интимно-личностное, семейное, психолого-педагогическое, деловое. Классификации психологического консультирования: пространственная организация консультации: контактное, дистантное (телефонное и письменное); по количеству клиентов – индивидуальное и групповое; с позиции сфер приложения – школьное консультирование, профессиональное, семейное, супружеское, ориентированное на проблемы личности и др.

7 стр., 3197 слов

Понятие и общая характеристика психологии адвоката по уголовным делам

... Скабелина, «…опытный, успешный адвокат - всегда хороший психолог, в житейском смысле этого слова, психолог по наитию, психолог-практик, мудрый, тактичный, ... точек соприкосновения с профессией психолога. При этом знание психологии является одним из важнейших факторов достижения адвокатом успеха в своей деятельности, поэтому, как отмечает Л.А. ...

14. Методологические основы психологического консультирования

Методологические вопросы психологического консультирования в различных подходах. Основное содержание консультирования: универсальные цели, ответственность за ход лечения. Принципы консультирования. Экзистенциальное консультирование и его основная цель. Психоаналитическое консультирование. Гельштальт-консультирование. Адлерианское консультирование. Рационально-эмотивное поведенческое консультирование. Стратегическое консультирование. Мультимодальное консультирование.

15. Этические принципы в психологическом консультировании

Принципы этики в индивидуальной и групповой психотерапии. Этические и правовые вопросы психологического консультирования. Конституция РФ, нормативные акты о правах человека. Профессиональный кодекс. Положение о службе практического психолога и статусе практического психолога. Правила отношений терапевта и клиента. Процесс принятия этического решения.

16. Познавательные процессы. Характеристика одного процесса по выбору преподавателя

Понятие и функции ощущений. Классификация ощущений: экстероцептивные, интероцептивные, проприоцептивные. Изменение ощущений.

Понятие восприятия. Свойства восприятия: предметность, целостность, константность, категориальность. Характеристика людей аудиального, визуального, кинестетического типов. Учёт закономерностей восприятия в деятельности. Восприятие визуальной и речевой информации. Возрастные особенности восприятия.

Внимание и его функции: активизирующая, тормозящая. Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Свойства внимания: объем, концентрация, распределение, устойчивость, переключение. Особенности формирования внимания в онтогенезе. Коррекция невнимательности. Регулирование внимания в трудовых процессах.

Понятие памяти. Виды памяти: кратковременная, долговременная, оперативная; механическая, логическая; зрительная, эйдетическая, слуховая, механическая, вкусовая, обонятельная; генетическая. Факторы, влияющие на память. Особенности процесса забывания. Приемы улучшения памяти.

Понятие мышления. Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Стили мышления: синтетический, идеалистический, аналитический, прагматический, реалистический. Мышление и интеллект. Измерение интеллекта.

Понятие воображения и креативности. Связь креативности и интеллекта. Виды воображения: активное (творческое и воссоздающее), пассивное. Развитие воображения. Влияние воображения на органические процессы. Методы исследования познавательных процессов.

17. Индивидуальные характеристики личности. Полная характеристика характера или темперамента, способностей, воли, эмоциональности по выбору преподавателя

Понятие личности, индивида, индивидуальности. Структура личности. Теории личности в основных направлениях психологии: в психоанализе, в гуманистической психологии, в бихевиоризме.

Понятие и характеристика темпераментов. Научные теории темперамента: функциональная (И.П. Павлов), структурная (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын).

Темперамент и деятельность.

Понятие характера. Характерология как наука о характере. Понятие и характеристика типов акцентуации характера. Воспитание и перевоспитание характера.

15 стр., 7240 слов

Психология управленческого воздействия в деятельности руководителя

... учений и школ, эти методы направлены на более совершенное самоуправление своей психической деятельностью, безотносительно к влиянию внешнего социального окружения. С другой стороны, существует ряд ... средства воздействия, используя которые, прибегают к перечисленным способам. Современный этап развития психологии воздействия характери­зуется определенным "идейным обменом" между основными научными направлениями ...

Понятие способностей и задатков. Спор о природе человеческих способностей: биологизаторская концепция способностей, социологизаторская концепция способностей. Характеристика общих и специальных способностей. Проблема измерения способностей.

Понятие и функции эмоций. Эмоциональные свойства личности: эмоциональная лабильность (реактивность), возбудимость, аффектированность, сила эмоциональных реакций, эмоциональная неустойчивость (устойчивость), экспрессивность. Эмоциональные типы: сентиментальный, страстный, фригидный, эмоциональный. Виды эмоций: эмоциональный тон, эмоциональный отклик, настроение; конфликтные эмоциональные состояния (стресс, аффект, фрустрация); высшие эмоции (чувства: практические, нравственные, эстетические, познавательные).

Общие закономерности эмоций и чувств. Управление эмоциями.

Понятие воли. Функции: активизирующая, тормозящая. Понятие и характеристика локуса контроля: интернальный, экстернальный. Развитие воли и волевая регуляция.

18. Деятельность как психологическая категория

Понятие деятельности и ее структура. Влияние мотивации на деятельность. Теории мотивации. Деятельность и тревожность. Мотивация беспомощности. Влияние самооценки на результат деятельности. Уровень притязаний и результативность деятельности. Способности и результативность деятельности.

19. Становление предмета и проблема метода в психологии

Предмет психологии. История формирования предмета психологии. Представление о человеке в основных направлениях психологии: бихевиоризм как наука о поведении; психоанализ — учение о бессознательной психике; самоактуализирующаяся личность в гуманистической психологии; гештальтпсихология — учение о целостности психических явлений; человек познающий в когнитивной психологии. Теория деятельности в советской психологии. Принципы психологии.

Понятие метода. Проблема метода в психологии. Методы описательной психологии. Методы психологической практики. Методы объективной психологии: наблюдение, эксперимент, тестирование, опрос, анализ продуктов деятельности, методы математической статистики. Этика психологического исследования.

  1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Факторы, определяющие развитие возрастной психологии как науки

Основные проблемы, рассматриваемые возрастной психологией (возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе).

Теоретические и практические задачи возрастной психологии. Методы возрастной психологии (общепсихологические, дневниковый метод, клиническая беседа Ж. Пиаже).

Факторы, определяющие развитие возрастной психологии как науки: развитие теории эволюции, индустриализация общества, развитие эмпирических методов в психологии.

  1. Основные категории возрастной психологии. Проблема соотношения обучения и развития. Общие закономерности детского развития. Понятие о сензитивных периодах в развитии психики ребенка. Возрастные кризисы

Основные категории возрастной психологии (развитие, возраст).

2 стр., 909 слов

Принцип развития в психологии 2

... посредством деятельности, приводящей к образованию новых свойств и качеств личности. Одни противоречия, преодолеваясь, сменяются другими. Если они не находят своего разрешения, возникают задержки развития, «кризисные» ... стремления к преодолению противоречий. Новое воз­никает гз старом посредством деятельности субъекта. Обучение и воспитание содействуют не только успешно­му преодолению возникающих в ...

Виды, типы развития. Типы возрастных преобразований. Физический, психологический и хронологический возраст. Проблема соотношения обучения и развития (позиции Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, бихевиористов).

Общие закономерности детского развития: цикличность развития, неравномерность развития, «метаморфозы» в детском развитии, сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. Понятие о сензитивных периодах в развитии психики ребенка. Возрастные кризисы: понятие, кризисы детства и взрослости: причины, признаки.

  1. Теории психического развития

Натуралистические концепции психического развития: теории рекапитуляции (С. Холл, Д. Болдуин), нормативный подход к психическому развитию ребенка (А. Гезелл), теория трех ступеней детского развития (К. Бюлер), теория конвергенции двух факторов (В. Штерн).

Социологический подход к изучению психического развития человека: французская социологическая школа (Э. Дюркгейм), генетическая психология (А. Валлон, Р. Заззо), теория культурной антропологии (М. Мид), межкультурные исследования познавательного развития детей (Д. Брунер).

Теории психического развития: психоаналитические теории (3. Фрейд, А. Фрейд, Э. Эриксон), бихевиоризм о закономерностях детского развития, теория развития ребенка по Ж. Пиаже, теория развития нравственности Л. Колберга, культурно-историческая концепция Л.С. Выготского.

  1. Периодизации психического развития. Критерии периодизации психического развития

Периодизация развития человека. Критерии периодизации психического развития ребенка: по внешнему критерию, по одному внутреннему признаку и по нескольким внутренним признакам детского развития.

Периодизации: 3. Фрейд, Э. Эриксон, стадии интеллектуального развития ребенка по Ж. Пиаже, нравственное развитие Л. Колберга, периодизация Л.С. Выготского, периоды и стадии детского развития по Д.Б. Эльконину, периодизация А.В. Петровского, Д.И. Фельдштейна, интегральная периодизация общего психического развития В.И. Слободчикова.

24. Основные понятия психодиагностики. Области применения психодиагностики

Понятия «психодиагностика», «психодиагностические методики». Предмет, объект психодиагностики как научной области и как практической деятельности. Задачи психодиагностики как научной и прикладной дисциплины. Стандартизированные и нестандартизированные психодиагностические методики.

25. Психологический диагноз

Понятия «диагноз», «психологический диагноз». Критерии установления диагноза. Типы диагноза по Л.С. Выготскому: симптоматический, этиологический, типологический. Психологический прогноз.

26. Предметная классификация психодиагностических методик (по выбору экзаменатора)

Диагностика интеллекта и умственного развития: понятия «интеллект» и «умственное развитие»; исследования А. Бине, интеллектуальные тесты (невербальные тесты интеллекта; шкалы измерения интеллекта Д. Векслера).

Диагностика умственного развития. Отечественные тесты умственного развития, ориентированные на социально-психологический норматив.

4 стр., 1673 слов

Ценностные ориентации студентов как основа развития их профессиональной ...

... с другими социально-психологическими образованиями они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Система ценностей отдельной личности или ... их обучения в вузе, обретения специальности; изменений в ценностной сфере профессионала; согласования личностных и профессиональных ценностей. Психологический анализ проблемы развития профессиональных ...

Диагностика достижений: сущность тестов достижений; типы тестов достижений (ориентация на норму и на критерий); разработка тестов достижений.

Диагностика природных психофизиологических особенностей человека: понятие о природных психофизиологических особенностях человека; методы диагностики природных психофизиологических особенностей.

Личностные опросники: теория типов, типологические опросники личности; теория черт, опросники черт личности.

27. Обзорная характеристика психологии труда

Психология труда как область научного знания о человеке и его трудовой деятельности. Предмет труда, субъект труда. Основные задачи психологии труда. Научные предпосылки становления психологии труда (теория научной организации труда Ф.Тейлора, отечественная и зарубежная психотехника).

28. Психологическая структура субъекта труда

Понятие «профессионально-важные качества» (ПВК) и «профессионально-значимые качества» (ПЗК).

Профессиональная направленность субъекта труда. Профессиональный опыт субъекта труда. Профессиональная одаренность субъекта труда. Профессиональное самосознание субъекта труда.

29. Профессиональное становление и реализация субъекта труда Основные подходы к разработке проблемы становления профессионала (по выбору экзаменатора): дифференциально-диагностическое направление (Ф. Парсонс, Г. Мюнстерберг), психодинамическое направление (З. Фрейд, А. Маслоу), теория профессионального развития (Э. Шпрангер, Д. Сьюпер).

Подходы отечественных ученых к проблеме становления профессионала (Т.В. Кудрявцев, Э.Ф. Зеер, Ю.П. Поваренков).

30.Психологические синдромы и направления их коррекции

Психологические синдромы, связанные с высоким уровнем демонстративности (негативное самопредъявление и демонстративный нигилизм, позитивное самопредъявление и гиперсоциальность).

Психологические синдромы, связанные с тревожностью и депрессивными тенденциями (хроническая неуспешность и тотальный регресс, уход от деятельности и психологическая инкапсуляция).

Психологические синдромы, связанные с трудностями социализации (социальная дезориентация и отверженность, семейная и групповая изоляция).

31. Принципы организации коррекционной деятельности

Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. Принцип единства коррекции и диагностики. Принцип приоритетности коррекции каузального типа. Деятельный принцип коррекции. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента. Принцип комплексности методов психологического воздействия. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе. Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов.

32. Индивидуальная и групповая коррекция

Индивидуальная психокоррекция, ее достоинства, необходимые условия. Показания к индивидуальной психокоррекции. Основные методы индивидуального психокоррекционного воздействия: убеждение, внушение.

Специфика групповой формы психокоррекции. Показания к групповой психокоррекции. Стадии развития психокоррекционной группы.

16 стр., 7942 слов

Психология и педагогика, основные понятия

... развития личности в процессе обучения, воспитания. 3. Возрастная психология изучает ... система поведения индивида, построенная на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием ... заболеваниями. На основе медицины, педагогики, психологии возникли школьная гигиена, ... эргономическая психология, психологическое консультирование. 5. Основные категории психологии: индивид, личность, ...

Педагогика

  1. Дидактика — отрасль современной педагогики

Становление дидактики как отрасли педагогической науки. Основные этапы в развитии дидактики. Анализ современных дидактических концепций. Основные категории дидактики: обучение, самообучение, учение, знание, умение, навык. Закономерности процесса обучения. Принципы обучения.

  1. Обучение в структуре целостного педагогического процесса

Сущность и логика образовательного процесса. Структурные элементы процесса обучения и связи между ними. Противоречия педагогического процесса как его основная движущая сила.

Обучение и развитие: их взаимосвязь и взаимозависимость. Обучающее развитие. Развивающее обучение в образовательном процессе.

Обучение как один из видов общественной деятельности. Функции процесса обучения: образовательная, воспитательная, развивающая.

  1. Содержание образования в школе

Понятие содержания образования. Компоненты содержания образования. Концепции содержания образования. Основные теории содержания образования. Уровни представления содержания образования. Принципы построения содержания образования.

  1. Государственный образовательный стандарт

ФГОС: содержание общего среднего образования. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Базисный учебный план и его компоненты: федеральный, региональный, школьный. Современные тенденции в формировании учебных планов: вариативность, интеграция, гибкость. Учебная программа, структура. Школьные учебники, основное требование к ним.

  1. Методы обучения

Общее понятие о методах и приемах обучения. Функции методов обучения в учебно-воспитательном процессе. Различные классификации методов обучения. Выбор методов обучения.

  1. Организационные формы обучения в истории образования

Понятие формы организации обучения. Классификация форм организации обучения. Формы организации обучения античности и средневековья. Массовое групповое обучение. Классно-урочная система. Белл-ланкастерская система обучения. Батавская система обучения. Маннгеймская система обучения. «Дальтон-план». «Метод проектов». «Бригадно-лабораторный метод». Современные модели организации обучения. Авторские школы.

  1. Современные формы организации обучения

Классно-урочная форма организация обучения, ее особенности. Требования к уроку. Типы и структуры уроков. Нестандартные уроки. Подготовка урока.

Виды форм обучения. Индивидуальные занятия. Лекционно-семинарская форма обучения. Групповые формы обучения. Экскурсии. Практикум. Деловая игра. Факультатив. Предметные кружки, мастерские, лаборатории. Олимпиады и конкурсы. Конференции. Консультации. Экзамен.

  1. Средства обучения

Современные средства обучения. Классификация средств обучения. Техника на уроке. Методика применения средств обучения. Медиаобразование. Методика использования видеоматериалов. Учебные компакт-диски. Электронный учебник. Образовательный веб-сайт.

  1. Оценка эффективности и результативности обучения

Диагностика и контроль. Характеристика понятий контроль, оценка, отметка. Функции контроля. Принципы диагностирования и контролирования успеваемости учащихся. Формы контроля. Методы контроля. Виды контроля. Этапы и звенья контроля. Оценка знаний и умений.

9 стр., 4469 слов

Учение В.И.Ленина о коммунистическом воспитании и образовании

... выявлению общественного назначения советской школы, небывало расширил ее задачи в области воспитания и образования молодых строителей нового общества, указал учительству правильный путь для творческой педагогической ... натаскать для буржуазии покорных и расторопных прислужников, старалась снизу доверху даже всеобщее обучение свести к тому, чтобы натаскать для буржуазии покорных и расторопных слуг, ...

10. Нормативно-правовые основы современного образования

Законодательство об образовании: международное правовое регулирование образования; законодательство РФ в области образования. Система образования: понятия и элементы. Государственные образовательные стандарты и образовательные системы. Понятия, виды и компетенции образовательных учреждений. Порядок создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений. Лицензирование образовательной деятельности. Аккредитация и аттестация образовательных учреждений.

11. Учитель как субъект педагогического процесса

Специфика педагогической деятельности. Позиция педагога. Общая характеристика педагогической профессии. Функции учителя современной школы (организаторская, коммуникативная, диагностическая и др.).

Профессиональная деятельность и личность педагога. Структура педагогической деятельности. Общая и профессиональная культура педагога. Требования государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога. Профессионально-личностное становление и развитие педагога. Педагогическая специальность, квалификация, специализация.

12. Педагогика как наука

Становление педагогической науки, факторы ее развития; основные этапы в развитии. Объект и предмет педагогики. Задачи педагогики. Основные категории педагогики (воспитание, обучение, образование, развитие, формирование, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс).

Взаимосвязь педагогики с другими науками. Современная педагогическая наука и ее отрасли (общая педагогика, специальная педагогика, социальная педагогика, этнопедагогика, профессиональная педагогика и др.).

13. Образование как общественное явление и как педагогический процесс

Роль образования в современной России. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека.Общая характеристика образования. Непрерывное образование. Звенья системы образования и их характеристика.

14. Методологический аппарат педагогического исследования

Понятие методологии. Основные методологические аспекты. Методологическая культура педагога. Функции методологии. Методологические принципы научно-педагогического исследования.Основные компоненты и этапы научного исследования

15. Педагогическая действительность и её изучение

Связь педагогической науки и практики. Методы и логика педагогических исследований. Методы изучения педагогического опыта.Специфика использования эмпирических методов. Количественные методы в педагогике. Педагогический эксперимент

5 стр., 2314 слов

Развитие педагогики и образования в Советском Союзе. Современное состояние

... принципов развития советской системы образования и воспитания, основных категорий советской педагогики, ряда ее фундаментальных идей ... советского образования, создатель экспериментальных учебно-воспитательных учреждений. Организовал первую опытную станцию по народному образованию, которая ... деятельность В.А. Сухомлинского (1918–1970), которому удалось не только выдвинуть множество проблем в воспитании ...

16. Воспитание в структуре целостного педагогического процесса

Воспитание как категория педагогики. Социально-историческая природа воспитания. Воспитание как система. Функции и задачи воспитания. Двусторонний характер воспитания. Важнейшие закономерности и принципы воспитания. Воспитание как фактор развития и формирования личности. Базовые теории воспитания и развития личности.

17. Содержание воспитательной деятельности

Структура содержания воспитания. Источники и универсальные единицы содержания воспитания. Уровни представления содержания воспитания. Концепции воспитания в России: И.П. Иванова; Т.Е. Конникова, Т.К. Ахаян, З.И. Васильева, К.Д. Радина; Л.И. Новикова, Н.Л.Селиванова, В.А. Караковский и др. (раскрыть одну на выбор студента).

Виды планов воспитательной работы. Компоненты базовой культуры личности и пути их формирования.

18. Проблема цели воспитания в педагогическом процессе

Цель воспитания как основополагающая категория педагогики. Социально-исторический характер целей воспитания. Представления о целях воспитания в разные исторические эпохи, в разных обществах и культурах. Взаимосвязь целей и содержания воспитания в современной школе. Общая и индивидуальные цели воспитания.

19. Методы воспитания

Понятие метода воспитания. Общие подходы к классификации методов воспитания. Двусторонний характер методов воспитания. Структура методов. Зависимость методов воспитания от целей, принципов, содержания, условий воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и уровня развития коллектива.

Методы формирования сознания личности (убеждение, положительный пример, беседа, рассказ, лекция, диспут).

Методы формирования опыта поведения (требование, приучение, упражнение, общественное мнение).

Методы коррекции и стимулирования поведения (одобрение и поощрение, осуждение и наказание, соревнование, переключение).

20. Формы воспитательной деятельности

Воспитательный потенциал формы. Разновидности форм воспитания. Организация воспитательных мероприятий. Классный час как форма воспитательной работы. Принципы конструирования форм организации воспитания: целенаправленности, научности, доступности, наглядности, сознательности и активности, связь с жизнью, систематичности и последовательности, прочности, учета возрастных и индивидуальных различий, воспитания в коллективе, единства требовательности и уважения к личности воспитанника.

21. Воспитательная система школы. Авторские воспитательные системы

Система воспитания, воспитательная система, система воспитательной работы.Этапы и методика становления и развития воспитательной систем. Структура, функции, критерии эффективности воспитательной системы школы. Характеристика воспитательных систем: Гуманистическая воспитательная система, «Педагогика общей заботы», «Педагогика успеха», Школа диалога культур, Воспитательная система сельской школы, Вальдорфская школа и др. (три на выбор студента).

22. Результативность воспитательной деятельности

Подходы к пониманию результата воспитательной деятельности. Результаты и эффекты воспитательной деятельности. Оценка результативности воспитательной деятельности. Выбор критериев оценки воспитательной деятельности. Показатели воспитанности. Оценка результатов воспитательной работы школы.

23. Теория коллектива в педагогической науке и практике отечественной школы 20 века

Понятия коллектива и воспитательного коллектива. Функции воспитательного коллектива. Структура воспитательного коллектива. Закон движения коллектива. Уровни формирования коллектива. Признаки сформированного коллектива. Модели развития отношений между личностью и коллективом: конформизм, гармония, нонконформизм.

24. Сущность, функции и система гражданско-патриотического воспитания школьников на современном этапе

Понятие гражданского и патриотического воспитания. История разработки вопросов гражданско-патриотического воспитания в педагогике: идеи Платона, Аристотеля, Ж.-Ж. Руссо, Г. Кершенштейнером, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского и др. Цель, функции и содержание гражданско-патриотического воспитания. Участие детей в общественном движении. Национальное своеобразие воспитания.

25. Формирование основ нравственной культуры личности

Основные понятия теории нравственной культуры. Роль нравственного воспитания в социализации личности школьника. Воспитание гуманности. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения.

26. Система работы классного руководителя

Основные функции классного руководителя, задачи. Требования к должности классного руководителя. Стили педагогического общения и руководства. Обязанности классного руководителя и содержание деятельности. Планирование воспитательной работы классного руководителя.

27. Социальная педагогика как наука о социальном воспитании

Понятие социальной педагогики. Объект и предмет социальной педагогики. Функции социальной педагогики. Структура социальной педагогики.

Социальное воспитание. Процесс социального воспитания. Сущность, принципы, ценности, механизмы и факторы социального воспитания. Взаимодействие в социальном воспитании. Объект и субъект социального воспитания. Принципы социального воспитания.

28. Основы семейного воспитания. Взаимодействие семьи и школы

Понятие семьи. Воспитание детей в семье. Основные социально-значимые функции семьи. Тенденции в развитии современной семьи, психолого-педагогические правила взаимодействия и установления контактов с семьей. Формы и методы работы с семьей.

29. Управление школой как социально-педагогической системой

Понятие управления и педагогического менеджмента. Государственно-общественная система управления образованием. Основные функции педагогического управления: педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация, регулирование и контроль. Принципы управления педагогическими системами.

  1. Основы коррекционной педагогики

Становление традиционной теории воспитания детей с проблемами в развитии. Интеграция детей с аномалиями развития в общество. Основы коррекционной педагогики: определение, предмет, объект, задачи. Основные категории коррекционной педагогики (норма, аномалия, дизонтогенез, дефект развития, первичный дефект, вторичный дефект, ребенок с особыми образовательными потребностями, социальная адаптация, социальная реабилитация, депривация, абилитация, коррекция, компенсация).

Предметные области коррекционной педагогики: олигофренопедагогика, тифлопедагогика, сурдопедагогика, педагогика детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, логопедия. Взаимосвязь с другими науками

31. Образование детей с аномалиями в развитии

Образование лиц с нарушениями умственного развития. Специальное образование детей с трудностями обучения. Педагогическая помощь детям с нарушениями речи. Специальное образование лиц с нарушениями слуха. Специальное образование лиц с нарушениями зрения. Специальное образование лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Специальное образование при аутизме и аутических чертах личности. Развитие и образование детей со сложными нарушениями развития.

32. Организация работы психолого-медико-педагогической консультации (комиссии) и консилиума, их роль в предупреждении и коррекции отклонений в развитии и поведении ребенка

Структура городской психолого-медико-педагогической консультации (комиссии) (ПМПК).

Функциональные обязанности специалистов ПМПК. Обследование ребенка в ПМПК. Документы ПМПК.

Особенности организации психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с трудностями обучения и развития. Специальное коррекционно-педагогическое сопровождение. Взаимодействие специалистов.