Вопрос 2. Сетка Томаса и конфликты

Вопрос 1. История становления конфликтологии

История:

1. Древние времена. 7-8 век до нашей эры китайская философия считали что конфликт — это источник развития всего существующего это конфликт между инь и янь, которые находятся в постоянном противобортве. Аристотель рассматривал как конфликт между обществом государством и человеком. Платон рассматривал конфликт как зло и будет существовать «золотое время» тогда люди будут любить друг друга. 2. Средние века. Никколо Миккавили отошел от божественных взглядов божественного развития и стал видеть позитивную сторону конфликта. Томас Гоббс разработал концепцию войны всех против всех 3. Новое время. Адам Смит считал что в основе конфликта лежит деление общества на классы и экономическое соперничество. Гегель считал что причина конфликта это социальная поляризация между накопленным богатством и привязанным к труду классу.

Существуют две точки зрения что первично общество государство или человек. 1. Аристотель в решении вопроса о соотношении общества и индивида отдает приоритет обществу. Общество, государство это первичное начало, это целостность, отдельный человек это часть этого целого. Государство, право, справедливость разные стороны государственного общения, стремление к которому заложено око всем людям от природы.

2. Томас Гоббс считает, что естественное состояние общества это война всех против всех. Природа создала людей равными физических и … способностей и из разностей способности возникает равенство надежд и достижение целей.

Вопрос 2. Сетка Томаса и конфликты

Конфликт— столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьезное разногласие; спор, грозящий осложнениями. Если представить это в графической форме, то получим сетку Томаса-Килмена.

Противоборство, Сотрудничество, Уклонение, Уступчивость, Компромисс

1. Уклонение (избегание, уход) когда индивид не хочет отстаивать свои права, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора.

2. Противоборство (конкуренция) характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы, отсутствием сотрудничества при поиске решения. Индивид применяет все доступные ему средства для достижения поставленных целей: власть, принуждение, различные средства давления на оппонентов.

3. Уступчивость (приспособление) действия индивида направлены на сохранение и восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов.

18 стр., 8638 слов

Социальные конфликты 9

... ее развития. Таким образом, социальный конфликт – это открытое противоборство, острое столкновение двух или более ... и требующие разрешения.2 Без конфликтов существование и функционирование общества невозможны. Конфликт выступает источником изменений ... конфликтов больших социальных групп: социальных общностей (производственных, экономических, национальных и др.); социальных институтов (государства, ...

4. Сотрудничество означает, что индивид активно участвует в поиске решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но не забывая при этом свои интересы.

5. При компромиссе действия участников направлены на поиск решения за счет взаимных уступок.

Билет №2

  1. Предмет и объект конфликтологии

Конфликт— столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьезное разногласие; спор, грозящий осложнениями.

Конфликтология — это наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также принципах, способах и приемов его конструктивного решения.

Объектом её комплексного изучения являются конфликты в целом, или все те противоречия, проблемы, которые существуют в обществе.

Предмет— это общие закономерности их возникновения, развития и завершения.

В объекте выделяют три основных вида конфликтов:

  1. социальные — понимается наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия;
  2. внутриличностные — понимается выраженное негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности;
  3. зооконфликты.

Вопрос 2 Понятие «управление конфликтами»

Управление конфликтом есть целенаправленное воздействие на процесс конфликта, обеспечивающее решение социально значимых задач.

Управление конфликтом — это перевод его в рациональное русло деятельности людей, осмысленное воздействие на конфликтное поведение социальных субъектов с целью достижения желаемых результатов также это ограничение противоборства рамками конструктивного влияния на общественный процесс.

Управление конфликтами включает в себя:

1.прогнозирование конфликтов;

2.прекращение и подавление конфликтов;

3.регулирование и разрешение.

Билет №3

Вопрос 1 Методы исследования конфликтов

Основными методами являются:

  1. структурно – функциональный — способствует выявлению основных элементов конфликтного взаимодействия, определению роли каждого из них; 
  2. процессуально – динамический — позволяющим углубить исследование конфликта;
  3. метод типологизации — типологизация способствует более глубокому уяснению их устойчивых, сущностных признаков, проявляющихся в многообразии форм социального противостояния;
  4. прогностический — предвидение возможного будущего того или иного явления;
  5. разрешительный.

Вопрос 2 Технология рационального поведения в конфликтах

Под технологиями рационального поведения и общения мы понимаем такие способы, приемы и средства общения, которые в полной мере обеспечивают взаимное понимание и взаимную эмпатию партнеров по общению.

Существуют некоторые правила и нормы общения.

Приведем наиболее эффективные из них с точки зрения результата:

  1. концентрируйте внимание на говорящем, его сообщении;
  2. уточняйте, правильно ли вы поняли как общее содержание принимаемой информации;
  3. не перебивайте говорящего;
  4. не давайте советы;
  5. не критикуйте, не подводите итог;
  6. добивайтесь, чтобы вас услышали и поняли;
  7. используйте невербальные средства коммуникации: частый контакт глаз; кивание головы в знак понимания и т.д.

Билет №4

Вопрос 1. Социология и психология конфликтов. Существенные различия

10 стр., 4824 слов

IV. Основные виды вопросов и правила их постановки и формулирования.

... в рамках нормированного процесса общения в интервью происходит социально-психологическое взаимодействие интервьюера и респондента, эта "чистота" информации может быть нарушена либо ... беседу по жестко фиксированному опроснику, где четко представлены варианты ответа на вопросы. - полустандартизованное (полуформализованное) интервью. - нестандартизованное (свободное). Не предполагает жесткой ...

Вопрос 2. Конструктивная критика как одна из технологий рационального поведения в конфликте

Билет № 5

Вопрос 1. Конфликт как социальный феномен

Вопрос 2. Понятие внутриличностного конфликта

Внутриличностный конфликт — это конфликт внутри психологического мира личности представляющий собой столкновение личности противоположность направленных мотивов (потребностей интересов ценностей целей).

Особенности внутриличностного конфликта:

1. тут нет субъектов конфликтного взаимодействия в лице отдельных личностей или групп;

2. такой конфликт протекает в форме тяжелых переживаний и сопровождается специфическими состояниями (страх депрессия стресс);

3. Латентность (скрытость).

Внутриличностный конфликт не всегда легко обнаружить, часто человек сам не осознает, что находится в состоянии конфликта.

Билет № 6

Вопрос 1. Сущность конфликта

Конфликт— это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьезное разногласие; спор, грозящий осложнениями.

Для уяснения сути конфликта важно выделить его 2 основных признака:

  1. Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов или суждений. Такие мотивы и суждения являются необходимым условием возникновения конфликта;
  2. Конфликт – это всегда противоборство субъектов социального взаимодействия, которое характеризуется нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т. п.).

Вопрос 2. Формы проявления и способы разрешения внутриличностных конфликтов

Разрешение конфликта — это совместная деятельность его участников направленная на прекращения взаимодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению.

11 стр., 5302 слов

Тема 1.1. Основы теории конфликта. Причины возникновения конфликтов

... статьи, источник СМИ, дату просмотра. 2. Описать все причины возникновения рассматриваемого конфликта. Указать, тип причин конфликта (объективные, субъективные). Ответ аргументировать. 3. Сделать собственные выводы. ... nbsp;   Таблицу сдать в конце темы 1.1. 4. Самостоятельно приготовить вопрос 4 планов семинаров, используя список основной и дополнительной литературы. 5. Проанализировать ...

Для разрешения внутриличностных конфликтов важно:

  1. установить факт такого конфликта:
  2. определить тип конфликта и его причину;
  3. применить соответствующий способ разрешения.

Под разрешением внутриличностного конфликта понимается восстановление согласованности внутреннего мира личности. Установление единства сознания, снижение остроты противоречия, жизненных противоречий, достижение нового жизненного качества.

При конструктивном преодолении внутриличностного конфликта достигается душевное равновесие, углубляется понимание жизни, возникает новое ценностное сознание.

Факторы разрешения внутриличностного конфликта:

  1. глубина мировоззренческих установок;
  2. развитость волевых качеств;
  3. половозрастные особенности.

Билет № 7

Вопрос 1. Классификация конфликтов

Конфликт— столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьезное разногласие; спор, грозящий осложнениями.

Классификация — это научный метод, заключающийся в разъединении всего множества объектов, а затем их объединении в группы на основе какого либо признака.

Сфера проявления конфликтов экономические противоречия, когда экономические потребности одной стороны удовлетворяются за счет другой стороны, идеологические в основе лежат противоречия во взглядах установках людей на самые различные вопросы развития общества и государства;

Степень длительности и напряженности конфликта:

  1. бурно быстро протекающие конфликты возникают на основе индивидуальных, психологических особенностей личности, отличаются агрессивностью и граней враждебностью конфликтующие,
  2. остро длительные конфликты возникают при наличии глубоких трудно разрешимых противоречий,
  3. слабо выращенные вялотекущие конфликты связаны с не очень сложными противоречиями или пассивностью сторон,
  4. слабо выращенные быстро текущие конфликты связаны с поверхностными причинами).

По направленности конфликты делятся на «горизонтальные» и «вертикальные», а также «смешанные». К горизонтальным относят такие конфликты, в которых не замешаны лица, находящиеся в подчинении друг у друга. К вертикальным конфликтам относят те, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого.

По значению для группы и организации конфликты делятся на конструктивные деструктивные Первые приносят делу пользу, вторые — вред. От первых уходить нельзя, от вторых — нужно.

По характеру причин конфликты можно разделить на объективные и субъективные. Объективный конфликт чаще разрешается конструктивно, субъективный, напротив, как правило, разрешается деструктивно.

Вопрос 2. Понятия межличностного конфликта и его особенности

Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу. Это один из самых распространенных типов конфликтов. Они могут происходить как между сослуживцами, так и между самыми близкими людьми.

5 стр., 2493 слов

Конфликты в организациях

... за их реализацию. Не существует единого мнения относительно роли конфликтов в организации. Одни говорят, что конфликт в организации - это абсолютное зло и его нужно искоренять всеми ... кажущейся недооценки вклада личности, ее роли в решении задач организации. Конфликты справедливости Близки к позиционным конфликтам и конфликты справедливости. Они возникают на почве расхождений в оценке трудового ...

Отличительные особенности межличностного конфликта: В межличностных конфликтах противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу, в межличностных конфликтах проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных.

Межличностные конфликты отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами, Межличностные конфликты затрагивают интересы не только конфликтующих, но и тех, с кем они непосредственно связаны либо служебными, либо межличностными отношениями.

Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации.

Билет № 8

Вопрос 1. Причины конфликтов

Причины конфликтов — это явление события факты ситуации, которые предшествуют конфликту.

Организационно управленческие причины: этим причинам элемент субъективизма присуще в большей степени по сравнению с объективными причинами организационно управленческие причины связаны с созданием и функционированием организации.

Структурно организационные причины заключаются в несоответствии структуры организации требованием деятельности, которым она занимается.

Функционально организационные — вызваны не оптимальностью функциональных связей с внешней средой, между структурными элементами организации, между отдельными работниками.

Личностно функциональные причины — связаны с неполным соответствием работника профессиональным нравственным и другим качествам, которые требуются занимаемой должности.

Ситуационно управленческие причины — обусловленным ошибками,  которые допускаются  руководителями и подчиненными в процессе решения управленческих и иных задач принятие ошибочного управленческого решения объективно создает возможность конфликтов между авторами решений и его исполнителями.

Вопрос 2 Сферы проявления межличностных конфликтов

Основными сферами проявления межличностных конфликтов являются коллектив (организация), общество и семья.

Сферы проявления межличностных конфликтов:

1. Конфликты в коллективе (организации) развиваются по следующим схемам: «руководитель-подчиненный», «равный с равным», «служебный», «неслужебный»;

2. Конфликты в обществе развиваются по схемам «гражданин-общество» и «гражданин-гражданин». Основной их причиной является низкая психолого-педагогическая культура их участников;

3. Конфликты в семье представлены схемами «супруг-супруг», «родители-дети» и «супруги-родственники».

Билет № 9

Вопрос 1. Понятие структуры конфликтов

Структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта обеспечивающих их его целостность тождественность самого себе отличие от других явлений социальной жизни.

Кроме понятие конфликт используется понятие конфликтная ситуация — это частное понятие по отношены к конфликту это фрагмент конфликта это своеобразный фонографический снимок конфликта на определенный момент времени

Вопрос 2. Управление межличностными конфликтами

Управление конфликтами — это сознательная деятельность по отношению к конфликту осуществляемая на всех этапах возникновения развития и завершения, как самими участниками конфликта, так и третьей стороной.

11 стр., 5460 слов

Билет .1 Мир психических явлений (общая характеристика)

... Отрасли психологии: общая, детская, семейная, социальная, спортивая, птовчества политеская, космическая. Билет 2. Методика преподавания актерского мастерства на примере темы: «Сценическое ... индификация  установление тождественности неизвестного объекта известному на основании совпадения признаков Билет 6.Методика преподавания актерского мастерства на примере темы: «Сценическая вера» ...

Межличностный конфликт – это взаимные враждебные осознанные действия между партнёрами по общению или взаимодействию.

Межличностный конфликт включает в себя:

  1. действия по устранению первопричин конфликта
  2. действия, направленные на коррекцию поведения конфликтующих сторон;
  3. поддержание допустимого уровня конфликтности

Управление межличностными конфликтами делятся на:

  1. внутриличностные – направлены на самоконтроль и н умение организовать аргументированный отпор;
  2. структурные – решение конфликта на уровне организации;
  3. межличностные.

Билет № 10

Вопрос 1. Участники конфликта

Участники конфликта. Они могут выступать в конфликте как частные лица (семейный конфликт), как официальные лица или как юридические лица представители учреждений или организации.

Основные участники — это стороны противоборствующие силы те субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга.

Группа поддержки — они могут активными действиями или только свои присутствием молчаливой поддержкой могут коренным образом воздействовать на развитие конфликта влиять на его исход.

Другие участники – относят субъектов, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта. Это могут быть подстрекатель и организатор.

Организатор — это лицо, группа, которая планирует конфликт и обеспечивает его развитие.

Подстрекатель – это лицо, группа, которая подталкивает оппонентов к конфликту. Его задача это спровоцировать и развязать конфликт

Оппонент противоборствующие стороны — это ключевое звено любого конфликта, когда одна из сторон уходит с конфликта, конфликт прекращается.

Инициатор конфликта — тот, кто первым начал конфликтные действия.

Ранг оппонента —  это уровень возможностей оппонента по реализации своих целей в конфликте, это сила конфликта, которая выражается в сложности и влиятельности структуры связи.

Вопрос 2. Понятия групповых конфликтов

Групповой конфликт – противоборство, в котором хотя бы одна сторона представлена малой социальной группой.

Первая особенность связана со структурой конфликта. Субъектом в нем с одной стороны выступает личность, а с другой – группа. Стало быть, конфликтное взаимодействие протекает на основе столкновения личностных и групповых мотивов.  

Вторая особенность отражает специфику причин конфликта. Такие причины связаны непосредственно с положением индивида в группе.

Билет № 11

Вопрос 1. Понятие предмета конфликта

Под предметом конфликта мы понимаем объективно существующую или мыслимую (воображаемую) проблему, служащую причиной раздора между сторонами. Каждая из сторон заинтересована в разрешении этой проблемы в свою пользу.

4 стр., 1537 слов

Блок 1 вопрос 14.Стресс и обусловленные им нарушения психических ...

... фактором во всех случаях являются конфликты (внешние или внутренние), действие обстоятельств, вызывающих психологическую травму, стресс либо длительное перенапряжение эмоциональной и/или ... чаще развиваются истерические реактивные психозы. Неврозы отмечаются при длительных личностных конфликтах.   Психогеные патохарактерологические реакции проявляются различными отклонениями в поведении ...

Это может быть проблема власти, обладания теми или иными ценностями, проблема первенства или совместимости (в когнитивном конфликте это и есть то, что называют предметом дискуссии).

Поиск путей разрешения конфликта, как правило, начинается с определения его предмета, и сделать это часто оказывается весьма трудно.

Вопрос 2. Особенности организационных конфликтов

Особенности организационного конфликта определяются тремя моментами

  1. различия в объемах социальных систем. В сравнении с обществом организация более локальная и простая система, это система скоординированного поведения, где правила, регуляторы, стандартные процедуры и т.п., это всего лишь механизмы скоординированного поведения;
  2. ролевая структура организаций. Важным является тот факт, что люди в процессе вхождения в организацию жертвуют частью своей свободы и делают это с целью достижения личных и организационных целей, роль работника в организации — это набор ожидаемых поведенческих стереотипов, связанных с выполнением конкретной работы;
  3. организация — это «замкнутая община». Управление организацией включает в себя координацию человеческих и материальных ресурсов для достижения формальных целей организации.

Билет № 13

Вопрос 1. Психологические составляющие конфликта

Психологическими составляющими конфликта являются стратегии тактики поведения, восприятие конфликтной ситуации то есть те информационные модели конфликта, которые имеются у каждой из сторон и в соответствии, с которым оппоненты организуют свое поведение в конфликте.

Мотивы сторон. При объяснении активности и направленности действий оппонентов в конфликте можно говорить о мотивах целях интересах ценностях потребностях отдельных лиц социальных групп государств или сообществ.

Мотивы в конфликте — это побуждение к вступлению в конфликт связанные с удовлетворением потребностей оппонента это совокупность внешних и внутренних условий, которые вызывают конфликтную активность субъекта.

В конфликте часто сложно выявить истинные мотивы оппонентов, так как они в большинстве случаев скрывают их, предъявляя в позициях и декларируя в целях которые могут принципиально отличаться от первичных истинных мотивов

Вопрос 2. Конфликты в сфере управления

Конфликт — столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьезное разногласие; спор, грозящий осложнениями.

Управление конфликтами — это сознательная деятельность по отношению к конфликту осуществляемая на всех этапах возникновения развития и завершения, как самими участниками конфликта так и третьей стороной.

18 стр., 8623 слов

Методика преодоления конфликтов и стресса (на примере педагогического ...

... - март 2009г. 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНФЛИКТОВ И СТРЕССА 1.1 Конфликт: понятие, структура, причины В научной литературе конфликт трактуется неоднозначно. Существует множество определений этого термина. ... существующая или воображаемая проблема, служащая основой конфликта. Это то противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство11 Анцупов ...

Управление – это целенаправленное регулирование социальных отношений в соответствии с объективными законами.

Основная задача управленческой деятельности — это обеспечение целенаправленной, скоординированной работы объектов управления – Результат. Источник конфликта: противоречия.

Основным противоречием в сфере управления является противоречие между бюрократическими правилами системы управления и потребностью к свободе действий и самовыражению субъектов управления

Билет № 15

Вопрос 1. Функции конфликта

Функции:

  1. Позитивная (конструктивная)
  2. Негативная (деструктивная)

Конструктивные функции:

1. Конфликт позволяет более глубоко оценить индивидуально психологические особенности людей участвующих в нем способствует более глубокому познанию другого 2. Конфликт позволяет ослабить психическую напряженность снимается эмоциональное напряжение, снижается интенсивность отрицательных эмоций 3. Конфликт может улучшить качество индивидуальной деятельности 4. При отстаивании справедливых целей в конфликте оппонент повышает свой авторитет окружающих

Деструктивные функции: 1. Выраженое негативное воздействие на психическое состояние его участников 2. Конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием 3. Конфликт всегда сопровождается стрессом возрастает вероятность различного рода заболеваний 4. Конфликт формирует образ врага что выражается в предвзятости по отношению к оппонентам выполняемой работы 5. Конфликт закрепляется в социальной опыте человека и группы, насильственных способы решения проблемы

Вопрос 2. Переговоры в конфликтном взаимодействии Билет № 17

Вопрос 1. Стратегии поведения в конфликте

Соревнование — такой вид поведения в конфликте, в котором человек стремится добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересам другого. Такой человек будет настаивать на своем во, чтобы то ни стало, а позицию другого человека не будет принимать во внимания.

Приспособление — это такой способ поведения участника конфликта, при котором он готов поступиться своими интересами и уступить другому человеку ради того, чтобы избежать противостояния.

Избегание (уклонение) — в этом случае человек не отстаивает собственные интересы, но при этом не учитывает и интересы других.

Компромисс — это частичное удовлетворение интересов обеих сторон конфликта.

7 стр., 3463 слов

Посредничество как способ урегулирования конфликта и разрешения ...

... динамики переговорного процесса, направленной на движение сторон к разрешению конфликта; последовательность рассмотрения вопросов. Посредник может предложить сторонам порознь или совместно составить список ... улучшению или возобновлению прямого диалога между оппонентами. Участие посредника в разрешении конфликта может способствовать изменению динамики взаимоотношений между оппонентами и поддержать их ...

Сотрудничество — при выборе этой стратегии участник стремиться разрешить конфликт таким образом, чтобы в выигрыше оказались все. Он не просто учитывает позицию другого участника, но и стремится добиться, чтобы другая сторона тоже была бы удовлетворена.

Вопрос 2. Пути разрешения конфликтов

Разрешение конфликта оно может быть полное, то есть устранение всех причин предмета конфликта и конфликтной ситуации в целом и не полное разрешение, то есть устранение не всех причин, причем не полное разрешение может быть этапом на пути к полному разрешению

Существует, как правило, три пути разрешения конфликта:

  1. самый легкий, но не всегда реальный: изменить себя или изменить свое отношение к проблеме;
  2. самый трудный, поэтому практически нереальный: изменить оппонента, его мнение, повлиять на него;
  3. самый оптимальный и реальный: найти взаимоприемлемый вариант решения проблемы и бороться за его реализацию.

Возможные пути разрешения конфликта заключаются в поиске ответов на вопросы: что бы я сделал для разрешения конфликта? Что мог бы сделать для этого партнера? Каковы общие цели, во имя которых необходимо найти выход из конфликта?

Билет № 18

Вопрос 1. Мотивы конфликта

Мотив— это, с одной стороны, побудительная причина к какому-либо действию, система доводов в пользу чего-либо, с другой — осознанное побуждение к деятельности, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности.

Осознаваемый мотив— мотив-цель, направляющий дея­тельность индивида.

Неосознаваемый мотив— скрытый от осознания индиви­дом побудитель деятельности

Мотивы в конфликте — это побуждения к вступле­нию в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонента, это совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих конфликтную активность субъект

Мотивы в конфликте — это побуждение к вступлению в конфликт связанные с удовлетворением потребностей оппонента это совокупность внешних и внутренних условий, которые вызывают конфликтную активность субъекта.

В конфликте часто сложно выявить истинные мотивы оппонентов, так как они в большинстве случаев скрывают их, предъявляя в позициях и декларируя в целях которые могут принципиально отличаться от первичных истинных мотивов

Вопрос 2. Пути разрешения конфликта

Разрешение конфликта оно может быть полное, то есть устранение всех причин предмета конфликта и конфликтной ситуации в целом и не полное разрешение, то есть устранение не всех причин, причем не полное разрешение может быть этапом на пути к полному разрешению

Существует, как правило, три пути разрешения конфликта:

  1. самый легкий, но не всегда реальный: изменить себя или изменить свое отношение к проблеме;
  2. самый трудный, поэтому практически нереальный: изменить оппонента, его мнение, повлиять на него;
  3. самый оптимальный и реальный: найти взаимоприемлемый вариант решения проблемы и бороться за его реализацию.

Возможные пути разрешения конфликта заключаются в поиске ответов на вопросы: что бы я сделал для разрешения конфликта? Что мог бы сделать для этого партнер? Каковы общие цели, во имя которых необходимо найти выход из конфликта?

Билет № 19

Вопрос 1. Базовая классификация конфликтов

Вопрос 2. Стресс и конфликт

Конфликт— столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьезное разногласие; спор, грозящий осложнениями.

Стресс – это особое состояние организма человека, возникающее при воздействии на него разнообразных повреждающих факторов.

Основные черты психического стресса:

1) стресс — состояние организма, возникновение стресса предполагает взаимодействие между организмом и средой;

2) стресс — более напряженное состояние, чем обычное мотивационное; стресс требует для своего возникновения восприятия угрозы;

3) явления стресса имеет место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.

Билет № 20

Вопрос 1. Посредничество в конфликте

Посредничество в конфликте определяется как усилия нейтральной третьей стороны, которая по просьбе конфликтующих сторон помогает им в достижении приемлемого разрешения их конфликта.

Процесс посредничества в конфликте обеспечивает:

  1. Сокращение судебных издержек;
  2. Уменьшение нагрузки на суды;
  3. Снижение уровня стресса и напряжения у участников спора;
  4. Предоставление возможности одержать победу обеим сторонам.

Посредник помогает конфликтующим сторонам:

1. Взаимодействовать друг с другом.

2. Обозначить существенные вопросы и отделить их от эмоциональных.

3. Определить и уточнить предмет спора.

4. Произвести переоценку своих позиций.

5. Осознать и признать цели высшего порядка.

Вопрос 2. Стресс и дистресс в конфликте

Стресс – это особое состояние организма человека, возникающее при воздействии на него разнообразных повреждающих факторов.

Основные черты психического стресса:

1) стресс — состояние организма, возникновение стресса предполагает взаимодействие между организмом и средой;

2) стресс — более напряженное состояние, чем обычное мотивационное; стресс требует для своего возникновения восприятия угрозы;

3) явления стресса имеет место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.

Дистресс – вид стресса, характеризующийся наибольшей степенью выраженности, оказывающий существенное отрицательное воздействие на организм.

Дистресс оказывает выраженное негативное влияние на здоровье, выступает одним из типичных психических состояний, периодически возникающих у участников военных конфликтов.