Классификация основных видов памяти

Билет 24

Память и её виды. Особенности развития памяти в раннем и дошкольном возрасте

Память — это психическое свойство человека, способность к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации. Другое определение, говорит: память — это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве. Память трудно свести к одному понятию. Но подчеркнем, что память — это совокупность процессов и функций, которые расширяют познавательные возможности человека. Память охватывает все впечатления об окружающем мире, которые возникают у человека. Память — это сложная структура нескольких функций или процессов, обеспечивающих фиксацию прошлого опыта человека. Память можно определить как психологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала. Три указанных функции являются основными для памяти.

Классификация основных видов памяти

Еще один важный факт: память хранит, восстанавливает очень разные элементы нашего опыта: интеллектуальный, эмоциональный, и моторно-двигательный. Память о чувствах и эмоциях может сохраняться даже дольше, чем интеллектуальная память о конкретных событиях.

Основные черты памяти 

Наиболее важные черты, неотъемлемые характеристики памяти — это: длительность, быстрота, точность, готовность, объём (запоминания и воспроизведения).

От этих характеристик зависит то, насколько продуктивна память человека. Данные черты памяти будут упоминаться ниже в этой работе, а пока — краткая характеристика черт продуктивности памяти:

1.  Объём — способность одновременно сохранять значительный объём информации. Средний объём памяти — 7 элементов (единиц) информации.

2.  Быстрота запоминания — отличается у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специальной тренировки памяти.

3.  Точность — точность проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации. Эта черта очень важна в обучении.

4.  Длительность – способность в течение долгого времени сохранять пережитый опыт. Очень индивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей спустя много лет (развита долговременная память), некоторые забывают их спустя всего несколько лет. Длительность памяти имеет выборочный характер.

17 стр., 8065 слов

Пути, приёмы и средства улучшения памяти человека 3

... количество информации наваливается на современного человека, из-за больших объёмов всё труднее становится процесс её усваивания. Поэтому в психологии память рассматривается как ... память человека. 1. Объем - способность одновременно сохранять значительный объем информации. Средний объем памяти - 7 элементов (единиц) информации. 2. Быстрота запоминания - отличается у разных людей. Скорость запоминания ...

5.  Готовность к воспроизведению — способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный раньше опыт.

Виды и формы памяти

Существуют разные классификации видов человеческой памяти:

1.  По участию воли в процессе запоминания;

2.  По психической активности, которая преобладает в деятельности.

3.  По продолжительности сохранения информации;

4. По сути предмета и способа запоминания.

По характеру участия воли.

По характеру целевой деятельности память подразделяют на непроизвольную и произвольную.

Схематическое изображение памяти

1)  Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий.

2)  Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.

Доказано, что непроизвольно запоминается материал, который интересен для человека, который важен, имеет большое значение.

По характеру психической деятельности.

По характеру психической деятельности, с помощью которой человек запоминает информацию, память делят на двигательную, эмоциональную (аффективную), образную и словесно-логическую.

1)  Двигательная (кинетическая) память есть запоминание и сохранение, а при необходимости, воспроизведение многообразных, сложных движений. Эта память активно участвует в развитии двигательных (трудовых, спортивных) умений и навыков. Все ручные движения человека связаны с этим видом памяти. Эта память проявляется у человека раньше всего, и крайне необходима для нормального развития ребенка.

2)  Эмоциональная память – память на переживания. Особенно этот вид памяти проявляется в человеческих взаимоотношениях. Как правило, то, что вызывает у человека эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на длительный срок. Доказано, что существует связь между приятностью переживания, и тем, как оно удерживается в памяти. Приятные переживания удерживаются гораздо лучше, чем неприятные. Человеческая память вообще оптимистична по природе. Человеку свойственно забывать неприятное; воспоминания о страшных трагедиях, с течением времени, утрачивают свою остроту.

Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека, а проявляет себя эта память очень рано: в младенчестве (около 6 мес.).

3)  Образная память — связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений между ними. Данная память начинает проявляться к возрасту 2-х лет, и достигает своей высшей точки к юношескому возрасту. Образы могут быть разными: человек запоминает как образы различных предметов, так и общее представление о них, с каким-то абстрактным содержанием. В свою очередь, образную память делят по виду анализаторов, которые участвуют при запоминании впечатлений человеком. Образная память может быть зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной и вкусовой.

13 стр., 6227 слов

Практические рекомендации по улучшению памяти, мнемотехнические ...

... момент, а и то, что имело место в прошлом. Память -- это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения. Память участвует уже в акте восприятия, так как без ... но и хранение определенного запаса ее. В нервной системе хранится два вида информации: информация, накопленная в процессе эволюции вида и закрепленная в безусловных рефлексах, или инстинктах, ...

У разных людей более активны разные анализаторы, но как было сказано в начале работы, у большинства людей лучше развита зрительная память.

·        Зрительная память – связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Люди с развитой зрительной памятью обычно имеют хорошо развитое воображение и способны «видеть» информацию, даже когда она уже не воздействует на органы чувств. Зрительная память очень важна для людей некоторых профессий: художников, инженеров, конструкторов. Упомянутое раньшеэйдетическое зрение, или феноменальная памят ь, также характеризуется богатым воображением, обилием образов.

·        Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки. Такая память особенно необходима при изучении иностранных языков, музыкантам, композиторам.

·        Осязательная, обонятельная и вкусовая память – это примеры памяти, (существуют и другие виды, которые не будут упомянуты), не играющей существенной роли в жизни человека, т.к. возможности такой памяти очень ограниченны и ее роль – это удовлетворение биологических потребностей организма. Эти виды памяти развиваются особенно остро у людей определенных профессий, а также в особых жизненных обстоятельствах. (Классические примеры: слепорожденные и слепоглухонемые).

4)  Словесно-логическая память — это разновидность запоминания, когда большую роль в процессе запоминания играет слово, мысль, логика. В данном случае человек старается понять усваиваемую информацию, прояснить терминологию, установить все смысловые связи в тексте, и только после этого запомнить материал. Людям с развитой словесно-логической памятью легче запоминать словесный, абстрактный материал, понятия, формулы. Этим типом памяти, в сочетании со слуховой, обладают ученые, а так же опытные лекторы, преподаватели вузов и т.д. Логическаяпамять при ее тренировке дает очень хорошие результаты, и более эффективна, чем простое механическое запоминание. Некоторые исследователи считают, что эта память формируется и начинает » работать» позже других видов. П.П. Блонский называл ее » память-рассказ». Она имеется у ребенка уже в 3-4 года, когда начинают развиваться самые основы логики. Развитие логической памяти происходит с обучением ребенка основам наук.

По продолжительности сохранения информации:

1)  Мгновенная или иконическая память

Данная память удерживает материал, который был только что получен органами чувств, без какой-либо переработки информации. Длительность данной памяти — от 0,1 до 0,5с. Часто, в этом случае, человек запоминает информацию без сознательных усилий, даже против своей воли. Это память-образ.

Индивид воспринимает электромагнитные колебания, изменения давления воздуха, изменение положения объекта в пространстве, придавая им определённое значение. Стимул всегда несёт в себе определённую информацию, специфичную лишь для него. Воздействующие на рецептор в сенсорной системе физические параметры стимула преобразуются в определённые состояния центральной нервной системы (ЦНС).

5 стр., 2016 слов

Восприятие информации человеком

... помощи органов чувств, а для осмысления этой информации применяется информация, которая содержится в памяти каждого человека. Восприятия информации человеком могут быть полными и неполными, точными и ... формировании восприятия сенсорной информации человеком, элементами являются ощущения, возникающие от разных свойств этого объекта, включая также память и мышление. Восприятия человека в отличие от ...

Установление соответствия между физическими параметрами стимула и состоянием ЦНС невозможно без работы памяти. Данная память проявляется у детей еще в дошкольном возрасте, но с годами ее значение для человека возрастает.

2)  Кратковременная память

Сохранение информации в течение короткого промежутка времени: в среднем около 20 с. Этот вид запоминания может происходить после однократного или очень краткого восприятия. Эта память работает без сознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее воспроизведение. В памяти сохраняются самые существенные элементы воспринятого образа. Кратковременная память » включается», когда действует, так называемое, актуальное сознание человека (т.е. то, что осознается человеком и как-то соотносится с его актуальными интересами и потребностями).

—            Информация вводится в кратковременную память с помощью обращения внимания на нее. Например: человек, сотни раз видевший свои наручные часы, может не ответить на вопрос: «Какой цифрой — римской или арабской — изображена на часах цифра шесть?». Он никогда целенаправленно не воспринимал этот факт и, таким образом, информация не отложилась в кратковременной памяти.

—            Объем кратковременной памяти очень индивидуален, и существуют разработанные формулы и методы для ее измерения. В связи с этим необходимо сказать о такой ее особенности, как свойство замещения. Когда индивидуальный объем памяти переполняется, новая информация частично замещает уже хранящуюся там, а прежняя информация часто безвозвратно исчезает. Хорошим примером могут быть трудности при запоминании обилия фамилий и имён людей, с которыми мы только что познакомились. Человек способен удержать в кратковременной памяти не больше имен, чем позволяет его индивидуальный объем памяти.

—            Сделав сознательное усилие, можно удержать информацию в памяти дольше, что обеспечит её перевод в оперативную память. Это лежит в основе запоминания путем повторения.

На самом деле, кратковременная память играет важнейшую роль. Благодаря кратковременной памяти перерабатывается громадный объём информации. Сразу же отсеивается не нужная и остается то, что потенциально полезно. В результате, не происходит перегрузки долговременной памяти излишними сведениями. Кратковременная память организовывает мышление человека, так как мышление «черпает» информацию и факты именно из кратковременной и оперативной памяти.

3)  Оперативная память – это память, рассчитанная на сохранение информации в течение определённого, заранее заданного срока. Срок хранения информации колеблется от нескольких секунд до нескольких дней.

После решения поставленной задачи информация может исчезнуть из оперативной памяти. Хорошим примером может быть информация, которую пытается вложить в себя студент на время экзамена: четко заданы временные рамки и задача. После сдачи экзамена снова наблюдается полная » амнезия» по данному вопросу. Этот вид памяти является, как бы переходным от кратковременной к долговременной, так как включает в себя элементы и той, и другой памяти.

4)  Долговременная память — память, способная хранить информацию в течение неограниченного срока.

Эта память начинает функционировать не сразу после того, как был заучен материал, а спустя некоторое время. Человек должен переключиться с одного процесса на другой: с запоминания на воспроизведение. Эти два процесса несовместимы и их механизмы полностью разные.

Интересно, что чем чаще воспроизводится информация, тем прочнее она закрепляется в памяти. Иными словами, человек может в любой нужный момент припомнить информацию с помощью усилия воли. Интересно заметить, что умственные способности не всегда являются показателем качества памяти. Например, у слабоумных людей, иногда встречается феноменальная долговременная память.

Почему же для восприятия информации необходима способность к её сохранению? Это объясняется двумя основными причинами. Во-первых, человек имеет дело в каждый момент времени лишь с относительно небольшими фрагментами внешнего окружения. Чтобы интегрировать эти разделённые во времени воздействия в целостную картину окружающего мира, эффекты предшествовавших событий при восприятии последующих должны быть, так сказать, «под рукой». Вторая причина связана с целенаправленностью нашего поведения. Приобретаемый опыт должен запоминаться в таком виде, чтобы его можно было успешно использовать для последующей регуляции направленных на достижение сходных целей форм поведения. Хранящаяся в памяти человека информация оценивается им с точки зрения значения её для управления поведением и в соответствии с этой оценкой удерживается в различной степени готовности.

Человеческая память ни в малейшей степени не пассивный хранитель информации – это активная деятельность.

 Развитие памяти в раннем детстве

Память в раннем возрасте отмечается стремительным расширением опыта Не случайно писатель Лев Толстой отмечал, что весь опыт человека состоит из двух одинаковых частей: тот, который она накопила до трех лет, и то, что пополнялся в течение остальной жизни.

Память ребенка раннего возраста все еще зависит от возможностей ее восприятия Овладение предметной деятельностью в раннем возрасте приводит к стремительному скачку в развитии восприятия, а именно в возможностях ребенка к выделению признаков в объектах. Растет и двигательная самостоятельность ребенка, к позволяет значительно расширить ее контакт с окружающим Ребенок различает ряд свойств предметов, особенно хорошо те из них, которые часто выступают условиями выполнения предметных действий: форму, размер, пространственные соотношения Хуже — цвет Успехи в развитии восприятия положительно сказываются на развитии памяти В узнавании он ориентируется прежде всего на знакомые ему свойства предметов, а не на их окружение, поэтому узнавание становится внеситуативно, более обобщенным Изменение некоторых внешних признаков объектов не вводит больше ребенка в заблуждение: она узнает маму и в платье, и в шубе.

Важным этапом в развитии памяти является ее дифференциация и интеграция среди психических процессов. Сразу после года память ребенка постепенно отделяется от процесса восприятия Вместо узнавания (т.е. то воспроизведение при повторном восприятии) возникает собственное воспроизводство с опорой на образ объекта при его отсутствии Все больше возрастает длительность хранения образов памяти: в 2 года ребенок узнает знакомое лицо после перерыва в 1,5-2 месяцев, а с 2-х лет — объекты, воспринятые год назад Запоминание по содержанию включает не только образы объектов, лиц, но и элементарные способы поведения и действий Ребенок усваивает, что можно, а что запрещено, как следует собираться на прогулку, здороваться с другими детьми, обращаться к старшим.

На основе развития речи становится возможной тесная интеграция этого процесса с памятью. В результате интенсивно развивается словесная память Начинает действовать принцип смысловой организации памяти, когда к лучше запоминается то, что хорошо понятно человеку Ребенок не только лучше понимает слова взрослого, но и стремится к этому На основе словесной памяти и процесса понимания речи резко возрастает ее лексический запас. Переход к активной речи обусловлен запоминанием слов, которые ребенок может уместно воспроизводить для построения высказываний .

Заключение об особенностях памяти в раннем детстве:

— развитие памяти обусловлено ростом возможностей восприятия и двигательной самостоятельности ребенка, возникающих в предметной деятельности;

— память отделяется от восприятия; появляется собственное воспроизводство;

— растет объем и длительность сохранения содержания памяти;

— содержанием памяти выступают объекты, лица, способы поведения и действий;

— происходит интеграция памяти с речью ребенка, что приводит бурное развитие словесной памяти

Виды памяти в дошкольном возрасте

Стремительный накопления опыта ребенка до 3-х лет ставит перед следующим этапом развития памяти главную задачу — упорядочение, систематизация запомненных материала

На протяжении дошкольного возраста образная память остается ведущей и достигает своего расцвета Ребенок активно знакомится с окружающим миром, получает значительный объем впечатлений, информации, которые требуют своего обобщения, группировки. Здесь на помощь приходит мышление, все больше включается в мнемические процессы. О соотношении памяти и мышления Л. С. Выготский заметил следующее: если для дошкольника подумать означает вспомнить, то для младшего школьника вспомнить означает подумать Таким образом, в дошкольном возрасте память по своим показателям опережает мышления Недостатки восприятия дошкольника также обнаруживаются в результате его недостаточного осмысления: ребенок, прежде всего, отличает те признаки предмета, которые \»бросаются в глаза\», то есть привлекают непроизвольное внимание, не замечая других, не так внешне выразительных, но существенных, выделение которых не связанное с мышлением, а не вниманием. Отсутствие единой смысловой основы опыта дошкольника приводит к фрагментарности, несогласованности, разорванности отдельных образов.

Запоминание происходит быстро, но хаотично, без определенного порядка в накоплении образов Так и воспроизведения — происходит быстро, но бессистемно Если дошкольника просят описать по памяти со ОБАК, он бессистемно вспоминает: у собаки хвост, он бегает, ест хлеб, у него четыре лапы…

Развитие мышления приводит к тому, что появляются простейшие формы обобщения, а это в свою очередь обеспечивает систематизацию представлений

протяжении дошкольного возраста наблюдается усиление связей между памятью и мышлением, которые предопределяют интеллектуализацию памяти, которая заключается в следующем:

o Увеличивается объем представлений памяти, усиливаются связи между отдельными образами;

o Благодаря овладению способами наблюдения схематические, слиты и расплывчатые представления предмета становятся более четкими, дифференцированными, осмысленными, приобретая более обобщенный характер;

o Увеличивается динамичность представлений, используется старшими дошкольниками в разной деятельности;

o Представление становятся связными и системными, объединяются в целостные картины определенной ситуации;

o Становясь осмысленными, представления все более подлежат управлению и внутренний переработке, воспроизводятся дошкольником согласно конкретной задачи [79, с 183]

Усвоение широкого спектра моторных и сенсомоторных навыков дошкольником не только становится возможным на основе двигательной памяти, но одновременно и способствует ее развитию. В результате двигательная память интенсивно развивается, растет ее объем, включает цепочку связанных и последовательных действий становится возможным начать обучение ребенка игре на музыкальных инструментах, танцам, видам спорта Благодаря усвоению сенсомоторных стереотипов ребенок становится фактически самостоятельной в бытовых процессах, придерживается культурно-гигиенических требований. Способность выполнять движения по образцу взрослого совершенствуется: ребенок может повторить сложные сочетания движений, контролирует себя при отсутствии образца на основе представлений о схеме движения. Своего расцвета достигают подвижные игры, предусматривающие не только запоминания движений, но и правил.

Возникают благоприятные условия для усвоения трудовых навыков, навыков владения орудиями труда (лопаткой, ведерком, иглой, ножницами).

Ребенок учится выполнять достаточно сложные трудовые операции, развивают мелкую моторику руки и готовят ее к овладению письмом (лепка, шитье, вышивание, вязание).

Словесная память дошкольника достигает значительных успехов, находит свою реализацию в описательном и пояснительной речи. Ребенок наизусть проговаривает доступны для ее понимания стихи, скороговорки, поговорки, загадки. На решение виток словесной памяти положительно влияет на процесс слушания и перевода произведений художественной литературы, общение со взрослыми и сверстниками.

Возникает еще один вид памяти — личностная, которая проявляется в новом виде воспроизведения -воспоминаниях о событиях из жизни ребенка, его успехи в деятельности, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками Дошкольник дольше запоминает те события и моменты своей жизни, вызвали глубокий эмоциональный отклик: под подарок любимой игрушки, появление меньшей ребенка в семье, болезни бабушки.

Заключение о развитии видов памяти в дошкольном возрасте:

— среди видов памяти ведущей остается образная;

— укрепляется связь образной памяти с мышлением, что позволяет систематизировать и обобщить содержание памяти;

— значительное развитие двигательной памяти становится основой для усвоения сложных сенсомоторных навыков трудовой, игровой, музыкальных, спортивной деятельности;

— развитие словесной памяти происходит в процессе слушания произведений художественной литературы и различного вида воспроизведение ее содержания;

— возникает личностная память — воспоминания

Структура и содержание основной образовательной программы дошкольного образования (ФГОС)

Разделы

Содержание

Целевой

2.11.1. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы.

Пояснительная записка должна раскрывать:

-цели и задачи реализации Программы;

-принципы и подходы к формированию Программы;

-значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее — дети с ограниченными возможностями здоровья). 

Содержательный

2.11.2. Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.

Содержательный раздел Программы должен включать:

а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;

б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;

в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.

В содержательном разделе Программы должны быть представлены:

а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;

б) способы и направления поддержки детской инициативы;

в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.

Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:

специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

выбор тех парциальных образовательных программ и форм организацииработы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;

сложившиеся традиции Организации или Группы.

Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образованиявключается в Программу, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.

В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения содержание данного раздела определяется Организацией самостоятельно.

Организационный

2.11.3. Устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.

Организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и /или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

В случае если обязательная часть Программы соответствует примерной программе, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу. Обязательная часть должна быть представлена развернуто в соответствии с пунктом 2.11 Стандарта, в случае если она не соответствует одной из примерных программ.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы.

Дополнительный

2.13. Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.

 

В краткой презентации Программы должны быть указаны:

1) возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если Программа предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей;

2) используемые Примерные программы;

3) характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей. 

Билет 24 — Стр 2

 2.8. Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:

1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

2) характер взаимодействия со взрослыми;

3) характер взаимодействия с другими детьми;

4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

2.9. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.

Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.6 Стандарта).

В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее — парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.

2.10. Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.