Экзаменационный билет № 5 2

Экзаменационный билет № 5

1.Понятия «развитие» и «формирование» в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке. Факторы формирования и развития личности. Виды деятельности в развитии. Уровни развития личности и критерии их оценки.

2.Ситуация личностного развития в подростковом возрасте. Кризис отрочества.

3.А.В. Луначарский считал, что общая культура общества зависит от того, насколько оно «педагогизировано». Как Вы это понимаете и каково Ваше мнение?

Что же по-Вашему тогда педагогическая профессия дает человеку, посвятившему ей жизнь?

1.Понятия «развитие» и «формирование» в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке.

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. В зарубежной педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития выделяются три основных направления — биологическое, социологическое и биосоциальное.

Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З.Фрейд и др.).

Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности. Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие. Отечественная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, т.е. результаты социальной жизни, которые, определяя весь облик личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (вспыльчивость, стеснительность и т.п.).

Личность, по определению Л. С. Выготского, — это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Существуют различия и в понимании сущности развития личности в отечественной и зарубежной педагогике. Метафизики рассматривают развитие как процесс количественного накопления, как простое повторение, увеличение или уменьшение изучаемого явления. Отечественная педагогика при рассмотрении этого вопроса исходит из положений диалектического материализма, который рассматривает развитие как неотъемлемое свойство природы, общества и мышления, как движение от низшего к высшему, как рождение нового и отмирание или преобразование старого. При таком подходе развитие личности представляет собой единый биосоциальный процесс, в котором происходят не только количественные изменения, но и качественные преобразования. Развитие это процесс количественных и качественных изменений унаследованных и приобретенных свойств и качеств личности. Решающую роль в развитии человека играет его собственная активность. Развитие личности осуществляется двумя путями: созревание и формирование. Созревание происходит с учетом возрастных периодов.

4 стр., 1810 слов

Анализ концепции личности в современных направлениях зарубежной психологии

... день. Цель работы: проанализировать концепции личности в современных направлениях зарубежной психологии. Задачи: 1. Проанализировать работы авторов концепций личности. 2. Проанализировать работы других исследователей, ... как и сами эти деятельности, процесс их объединения - возникновения, развития и распада связей между ними - есть процесс особого рода, подчиненный особым закономерностям. ...

Под формированием личности понимается процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий (социальной среды, социально организованного воспитания и обучения); процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений и различных видов деятельности.Развитие и формирование личности тесно взаимосвязаны: личность развивается, формируясь, и формируется, развиваясь. Формирование личности можно назвать процессом и результатом социализации, воспитания и саморазвития. Формирование означает становление, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств. Формировать — значит придавать форму чему-либо, устойчивость, законченность, определенный тип. В отечественной и западной науке имеются различные классификации факторов социализации. Однако мы считаем наиболее логичной и продуктивной для педагогики ту, которую предложил А.В.Мудрик. Он выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы: макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах; мезофакторы (мезо — средний, промежуточный) — условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.); микрофакторы, к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей: семья, группы сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание — учебные, профессиональные, общественные и др.Микрофакторы, как отмечают социологи, оказывают влияние на развитие человека через так называемых агентов социализации, т.е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учител; биологические факторы. Этому фактору в зарубежной педагогике в целом ряде случаев отводится первостепенная роль. влияние биологического фактора на формирование личности игнорировать нельзя уже потому, что человек — это живой организм, жизнь которого подчинена как общим законам биологии, так и специальным законам анатомии и физиологии. Но по наследству передаются не качества личности, а определенные задатки. Задатки — природная расположенность к той или иной деятельности. Различают задатки двух видов — общечеловеческие (строение мозга, центральной нервной системы, рецепторов); индивидуальные различия природных данных (особенности типа нервной системы, анализаторов и т.п.).Отечественная педагогика не отрицает влияния биологического фактора на формирование личности, но и не отводит ему решающей роли, как это делают бихевиористы. Разовьются ли задатки, станут ли они способностями — это зависит от социальных условий, обучения и воспитания, т.е. влияние наследственности всегда опосредуется обучением, воспитанием и социальными условиями. Этот тезис верен и в отношении индивидуальных различий, лежащих в основе индивидуальных способностей. Таким образом, природные особенности являются важными предпосылками, факторами, но не движущими силами формирования личности. В то же время нельзя переоценивать и роль социальных факторов формирования личности. Признание деятельности личности ведущим фактором ее формирования ставит вопрос о целенаправленной активности, саморазвитии личности, т.е. непрерывной работе над собой, над собственным духовным ростом. Саморазвитие обеспечивает возможность последовательного усложнения задач и содержания образования, реализации возрастного и индивидуального подходов, формирования творческой индивидуальности школьника и в то же время осуществления коллективного воспитания и стимулирования самоуправления личностью своим дальнейшим развитием.

3 стр., 1398 слов

Проанализировать значения игровой деятельности в развитии личности ...

... исследования: Проанализировать значения игровой деятельности в развитии личности дошкольника, разработать рекомендации по организации игровой деятельности в дошкольном учреждении. Объект - исследования личности дошкольника. Предмет- игра - как средство развития личности дошкольника. Задачи: 1.Выевить природу ...

Виды деятельности в развитии.

Деятельность людей многообразна, но при этом ее можно свести к «трем основным видам: учебной, трудовой и игровой. Иногда выделяют спортивную деятельность, а также общение как своеобразный вид деятельности. Общение — первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд. Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми. При непосредственном общении люди находятся в прямых контактах друг с другом, знают и видят друг друга, прямо обмениваются вербальной или невербальной информацией, не пользуясь для этого никакими вспомогательными средствами. Игра — это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта (за исключением деловых и конструкторских игр взрослых людей и детей).

Существует несколько типов игр. Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповые — включают несколько индивидов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Наконец, игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников. Нередко в жизни встречаются смешанные типы игр: пред- метно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т. п.

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... ­ря о единстве формы и содержания, он был первым, кто выдвинул идею развития. В человеке Аристотель различал тело и душу, которые существуют нераздель­но. Он считал, ... формулируются гипотезы о развитии и есть попытки их экспериментальной проверки. Так, К. Гален (200—130 гг. до н.э.), выде­ляя разные виды деятельности мозга, впервые выдвинул ...

Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида.

Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития.Человеку почти в любом возрасте свойственны все три вида деятельности, но в разные периоды жизни они имеют разное значение. У ребенка до поступления в школу основной вид деятельности — игра, хотя в детском саду он и немного учится и трудится по силам. Основной вид деятельности школьника — учение, но и труд занимает в его жизни известное место, а в свободное время он охотно играет. Для взрослого труд — основная деятельность, но вечерами он может учиться (самостоятельно или в вечерней школе, на вечернем факультете), свободное время посвящать играм (спортивным, интеллектуальным).Деятельность можно разделить на материально-предметную и духовную. Первая направлена на изменение природы и общества. Духовная деятельность связана с преобразованием сознания людей. Психологи всегда придавали огромное значение этим видам деятельности в истории человечества и в обосновании собственного социального идеала.

Уровни развития личности и критерии их оценки.

Уровни развития личности — это те этапы, который проходит человек на пути к самосовершенствованию. Основной показатель высокого развития личности — это способность человека самому определять свою жизнь, преодолевать давление обстоятельств.

Выготский выдвинул 4 критерия уровня развития детей в пед.процессе: 1.наличие культуры восприятия.2. осознанность ребенком всех умств.и практич.действий.З.Произвольность.4. наличие саморегуляции.

На данный момент существует множество концепций развития личности, каждая из которых выделяет свои уровни или этапы развития. Развитие личности движется кризисами. Привычная гармония существования прерывается, когда человек выходит на новую ступень развития. Переживая кризис, мы учимся существовать по-новому.

Одной из самых популярных возрастных периодизаций уровней развития личности считается система, предложенная Л.С. Выготским.

Кризис новорожденность (1-2 месяца): перестраиваются все системы жизнеобеспечения организма (дыхание, пищеварение, выделительная система и т.д.), замена безусловных рефлексов условными, первые социальные реакции (улыбка, реакция на голос и т.д.).

11 стр., 5369 слов

Причины кризисов развития личности по А.В. Петровскому

... уже подчеркивать, традиционный подход к проблеме развития ребенка не знал различения развития личности и развития психики. Между тем подобно тому как личность и психика являются нетождественными, хотя и ... психологической науки. М., 1967; Индивид и его потребности быть личностью. [В соавт.] // ВФ. 1982. №3; Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982; История и теория психологии. Избр. труды. ...

Приход в наш мир – это не только кризис, но и новый этап развития для ребенка.

Младенческий возраст (2 месяца -1 год): развитие мышц ребенка, подготовка к развитию речи, основная деятельность ребенка – общение с взрослым.

Кризис 1 года: связан с прямохождением. Меняется плоскость восприятия действительности, ребенок более подвижен, его тянет узнавать окружающий мир. В этом возрасте остро воспринимаются любые запреты родителей. У младенца появляется «автономная речь»: все предметы он называет на своем, непонятном взрослым языке.

Раннее детство (1 – 3 года): овладение вертикальной походкой, активное развитие речи, развитие мелкой моторики за счет основной деятельности периода – манипуляции с предметами. Ключевое событие в развитии личности – выделение своего «Я» из окружающей среды к концу периода.

Кризис 3 лет: ребенок впервые выделяет себя из окружающего мира. Соответственно ему необходимо учиться по-новому строить взаимоотношения с окружающими. Ребенок все пытается делать сам: одеваться, умываться, идти по улице самому, а не за ручку. Он узнает себя на фотографиях и в зеркале. Родители трехлеток часто жалуются на непослушание, упрямство. Ребенок отвергает все, что ему предлагают. К концу кризиса, если он пройдет удачно, ребенок начинает гордиться своими достижениями, относиться к себе в зависимости от того, чего он смог добиться. Этот кризис также важен в развитии волевой и эмоциональной сферы личности.

Дошкольный возраст (3-7 лет): возраст игры. Ребенок через игру осваивает культурные нормы общества, приемлемое и не приемлемое поведение.

Кризис 7 лет. Во–первых, ребенок идет в школу. Он осваивает новую социальную роль, принимает на себя непривычные обязательства. Обучение в школе дает мощный толчок в развитии психических функций (мышления, речи, внимания и т.п.).

Во-вторых, ребенок впервые открывает свой внутренний мир и переживания, связанные с ним. Это тот возраст, когда ребенка можно долго звать, но он будет смотреть в одну точку и не откликаться – он находится в своем внутреннем мире. Все это делает его «Я» более устойчивым, развивает эмоциональную сферу личности.

Школьный возраст (7-13 лет).

Основная деятельность в этом возрасте – учеба. Продолжают активно развиваться психические функции, внутренний мир ребенка.

Кризис подросткового возраста (13-17 лет): Это пик физического, интеллектуального и культурного развития человека. Полностью оформляется личность и мировоззрение подростка. Появляются жизненный план и перспектива, заканчивают свое формирование смысловые структуры личности, гендерные представления.

11 стр., 5247 слов

Роль ‘материнской поэзии’ в формировании личности ...

... в деятельности ребенка, становится ведущей, которая ведет за собой развитие личности ребенка и психики. .2 Значение произведений материнской поэзиидля формирования личности ребёнка раннего возраста Слово «фольклор», ... характера. Кризис переходного периода от младенчества к раннему детству, его причины. Первые признаки поведенческой самостоятельности и саморегуляции. Осознание себя как личности и ...

Ранняя юность (17-20 лет): личность практически созрела. После подросткового нигилизма, когда авторитет родителей был полностью подавлен, юноше приходится учиться по-новому строить взаимодействие с миром взрослых. Появляется способность полноценно прогнозировать будущее.

Кризис 17 лет: связан с осознанием ответственности за свою жизнь, необходимостью выбора профессии, скорым переходом в самостоятельную жизнь.

Поздняя юность (20-23 года): период личностного роста, самоопределения, ухода от родительских корней.

Взрослость (23 года – 50-53 года): возраст свершения деяний, когда человек наиболее полно реализует себя в работе и семье.

Кризис 30 лет: связан с расхождением между тем, что человек имеет сейчас, и что он мог и/или хотел бы иметь. Создание более упорядоченной и продуманной структуры жизни

Кризис среднего возраста (40-45 лет): распад внутреннего мира, переоценка всех ценностей, в том числе своей идентичности. Осознание приближающейся старости. Основная задачи кризиса – сопоставление реально достигнутого с мечтой юности.

Кризис поздней взрослости (55-60 лет): связан с выходом на пенсию, прекращением трудовой деятельности.

Стоит отметить, что если человек «застрял» на каком-то из этих уровней, дальнейшее его продвижение невозможно, пока не будет преодолен конфликт, который тормозит развитие личности. «Застрять» же можно на любом из вышеперечисленных уровней.

Значимость именно этой системы развития личности в том, что это единственная система, связанная напрямую не только с духовным, психическим, но и физиологическим развитием человека.

Г. Олпорт, крите­рии оценки уровня развития и сформированности личностной зрелости человека

а) психологически зрелый человек имеет широкие границы своего Я», активно проявляет себя, свою позицию в различных сферах деятель­ности, межличностных отношениях, объективно оценивает и видит себя со стороны;

б) способен к доброжелательным социальным отношениям, сочувст­вию, уважительному отношению к другим, отличается терпимостью к различиям в людях, в их взглядах;

в) демонстрирует эмоциональную устойчивость, терпимо относится к разочаровывающим, раздражающим явлениям, собственным недостат­кам, не ожесточаясь, не озлобляясь в случае неудачи, стараясь не мешать своими отрицательными эмоциями окружайщим;

г) демонстрирует реалистичные восприятия, притязания, вследствие чего он прежде всего — реалист, стремящийся к достижению личностно значимых и реальных целей;

д) демонстрирует способность к самопознанию, наделен чувством юмора, имеет четкое представление о своих сильных и слабых сторонах;

е) обладает целостной жизненной философией, видя наиболее значи­мое в собственной жизни, свои ценностные ориентации, которые прида­ют значимость и смысл всему тому, что он делает.

Таким образом, процесс развития личности предполагает постоянную трансформацию «Я-образа», самооценки, самоуважения человека, в конечном итоге — динамику его самосознания.

11 стр., 5330 слов

Кризисы психического развития человека

... сущности кризисов личности, особенностям их проявления и преодоления. Объект исследования: кризисы возрастного развития. Предмет исследования: психологические особенности человека в кризисные периоды его жизни. Задачи исследования: . Изучить понятие кризиса психического развития человека. . Рассмотреть ...

2. Ситуация личностного развития в подростковом возрасте. Кризис отрочества. Социальная ситуация: Основная роль в психическом развитии подростка принадлежит устанавливающейся системе социальных взаимоотношений с окружающими. Особенность – бурное физическое и половое развитие. Подростки очень чувствительно относятся к своей внешности, под влиянием желез внутренней секреции повышается возбудимость н.с. подростка, поэтому у них – высокая раздражительность, обидчивость, вспыльчивость, резкость и т.д. Физическое и половое развитие порождает интерес к др. полу (1-я любовь, повышенный сексуальный интерес).

Своеобразие социальной ситуации развития подростка в том, что он включаются в новую систему отношений и общения со взрослыми и сверстниками, занимая среди них новое место, выполняя новые функции.

Ведущая деятельность: общение с ровесниками. Потребность в общении со сверстниками становится одной из центральных потребностей. Наиболее значимо общение групповое общение, общение в компании. Группа создает чувство «мы». В группе подросток реализует потребность в самоутверждении. Группа защищает подростка, дает ему поддержку, одновременно предъявляет к нему жесткие требования (подросток подчиняется нормам и правилам группы, группа оказывает большое влияние на поведение и нравственные качества подростка) мнение сверстников очень важно для подростка.

Новообразования: чувство взрослости (считают себя взрослыми, при этом перенимаются в 1-ю очередь доступные, чувственно воспринимаемые стороны взрослости: косметика, манера поведения, лексикон).

Подросток стремится расширить свои права и ограничить права взрослых, грубость и дерзость в отношениях со старшими. В этом возрасте происходит бурное развитие самосознания, интереса к себе как к личности. Подросток стремится понять себя, свои возможности и особенности, свою уникальность неповторимость, происходит переход от ориентации на оценку окружающих на самооценку, формируется представление о «Я–идеальном». Этот возраст относится к критическим периодам. Противопоставление себя взрослым, активное завоевание новой позиции являются не только закономерными, но и продуктивными для формирования личности подростка. Через борьбу за независимость, подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждения.

Кризис проходит 3 фазы: 1 негативную (предкритическую) – фаза ломки старых привычек, стереотипов. 2 кульминационную (13 лет), 3 посткритическую, т.е. период формирования новых структур, построения новых отношений.

Два пути протекания кризиса: кризис независимости (симптомы – строптивость, упрямство, негативизм, обесценивание взрослых, «-» отношение к их требованиям, протест-бунт), кризис зависимости (симптомы – чрезмерное послушание, зависимость от старших, регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения).

Кризис независимости – это рывок вперед (Я уже не ребенок), а кризис зависимости – возврат назад, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности (Я ребенок и хочу оставаться им).

Учебная деятельность остается главным видом деятельности. Но учитель для них уже не авторитет, они предъявляют высокие требования к поведению, деятельности и личности преподавателя. Они пост, оценивают его, и свое отношение строят на основе этих оценочных суждений. Часто у подростка снижается интерес к учению, происходит внутренний отход от школы. Причина – несформированность новых приемов учебной деятельности, это не дает подростку удовлетворять потребность в самоутверждении. Поведении в привлекают самостоятельные формы организации занятий, возможность самому строить свою деятельность.

22 стр., 10904 слов

Категории психологии. (образ, мотив, отражение, психика, сознание, ...

... выполняющей определенные функции). Категория общения. Общение - многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый мотивами совместной деятельности. Общение включает в себя ... коммуникативный, интерактивный и перцептивный аспекты. Коммуникативный аспект общения связан с выявлением специфики ...

3.А.В. Луначарский считал, что общая культура общества зависит от того, насколько оно «педагогизировано». Как Вы это понимаете и каково Ваше мнение?

Что же по-Вашему тогда педагогическая профессия дает человеку, посвятившему ей жизнь?

Школа плохо готовит выпускников к адаптации в новой образовательной среде, с этим связаны трудности. Слабо развитые навыки самообразования, поэтому сложно работать с профессиональной литературой. В школе преобладает механ-ч заучивание над логической памятью, нет опыта творческой деятельностью. У учеников слабо развит синтез. Логическим приёмам в школе учат («выдели главное»), а синтезу уделяется мало внимания (олимпиады, творческие задачи).

Плохо изуч-ся индивидуальные возм-ти учащихся, учитель настаивает, что бы дети делали задания как он, при этом не учитывает хар-р интеллекта, особенности эмоц-ой сферы, скорость протекания психических процессов. Индивидуальные особенности ребенка диктуют способы работы с информацией (одни- таблицы, графики, схемы, а другие формулируют вопросы и так далее).

В школе наблюдается чрезмерная опека, навязывание своих способов работы с материалом.2) Нужно большое внимание уделять индивидуальную развитию ребёнка, самообразовательной работе, развивая логику мышления нужно усилить обучению синтезу и комбинаторике (творческие задания).

Планка в настоящее время планка в общем образовании снижена. Нужно создавать гетерогенную среду, где каждый ученик сможет выбирать ту деятельность которая ему интересна. Это даёт возможность гуманизировать пед. процесс.