Белопольская Н — копия

Белопольская Н.Л. Исключение предметов (Четвертый лишний): Модифицированная психодиагностическая методика: Руководство по использованию

Ранний вариант – Белопольская, Забрамная 1983 г.

Нет тайны псих.инструментария – дети могли видеть стимульный материал и уже работать с ним.

Требования к изменению:

  • Строгая процедура обследования
  • Широкий диапазон сложности заданий
  • Увеличение общего количества заданий
  • Изображение предметов, соответствующих современным реалиям, использование цвета
  • Наличие близких по сложности альтернативных вариантов заданий

Цели и ценность методики

Методика «Исключение предметов» направлена на исследование особенностей мышления человека. Она позволяет установить уровень обобщения, доступный ребенку или взрослому, а также выявить особенности протекания у них процессов анализа, сравнения и синтеза, приводящих к формированию категории, включающей только три из четырех предъявленных предметов.

Наглядная форма предъявления стимулов-предметов, а также возможность дать ответ в форме указания (словесного или двигательного) на «лишний» предмет провоцирует испытуемых на использование конкретных связей-ассоциаций, тогда как правильное решение обычно требует отрыва от наглядного образа и перехода на уровень словесного, более абстрактного обозначения группы предметов.

Варьирование степени сложности задач означает, что если самые легкие из них могут быть решены на уровне синкретичного, наглядно-действенного обобщения, то для решения более сложных задач нужно подняться уже на уровень житейских, обыденных понятий, а самые сложные могут потребовать обобщений на уровне научных понятий.

Оценить используемый при решении задачи на исключение предмета уровень обобщения помогает не только поступающий от испытуемого вариант ответа, но и развернутое словесное объяснение этого ответа, которое обязательно запрашивается экспериментатором.

Созданный Белопольской вариант методики «Исключение предметов» рассчитан на изучение мышления детей, начиная с трехлетнего возраста и до подросткового, детей с интеллектуальной недостаточностью, а также здоровых и психически больных взрослых людей.

Можно установить как возрастные возможности процесса обобщения, так и его качественные патологические особенности, к которым относится снижение и искажение уровня обобщения.

Методика может применяться и при исследовании детей с сенсорными дефектами (глухота, слепота), хотя для этого нужны ее модифицированные варианты. Затруднено применение этой методики для диагностики детей с выраженными двигательными нарушениями (парезы рук) и псевдобульбарной дизартрией, когда ребенку практически невозможно ни показать, ни назвать изображение на картинке. Однако методика вполне применима для детей и взрослых с речевой патологией, так как испытуемый может сообщать о сделанных обобщениях в наглядно-действенной форме, а люди, например, с сильным заиканием могут писать на бумаге названия предметов и обобщающих категорий.

3 стр., 1354 слов

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми (I уровень развития речи)

... словесные обобщения. Задания, которые требуют от ребенка что-то показать должны быть направлены на предметы, которые ребенок видит. Постепенно задание усложняется и ребенку даются задания о предметах, которые ... «му», «ав») и т. п. Организация коррекционно-развивающей работы с детьми (I уровень развития речи) Необходимость раннего (с 3-летнего возраста) комплексного систематического коррекционного ...

Характеристика стимульного материала

28 карточек-заданий. На каждой карточке изображены 4 предмета, три из которых имеют общий признак и, следовательно, могут быть обобщены, а у одного предмета, подлежащего исключению, этот признак отсутствует. Задания имеют разную степень трудности. Все задания разбиты на 7 групп. В каждой группе — по четыре карточки- задания.

Сложность заданий нарастает от Группы I к Группе VI. Задания из Группы VII содержат материал, который провоцирует проявление нарушений процесса обобщения. Их рекомендуется предъявлять в тех случаях, когда нужно дополнительно проверить предположения о конкретности и инертности мышления, об искажении процесса обобщения. Внутри каждой группы задания также располагаются от простого к более сложному. Каждая из включенных в данный набор карточек-заданий имеет одно правильное решение (за исключением некоторых случаев, где имеются два правильных решения).

Качество решения повышается в зависимости от того, принимается ли оно на уровне простого выбора лишнего предмета, объясняется ли данный выбор случайным набором признаков у трех объединенных предметов, их функциональными или существенными свойствами и используется ли для обозначения выбора соответствующая вербальная категория.

Группа I. «Простые обобщения»

  • I-1 — три цветка и кошка
  • I -2 — три дерева и цветок
  • I -3 — три игрушки и яблоко
  • I -4 — три ребенка и кукла

Группа II. «Стандартные обобщения»

  • II-1 — посуда и стол
  • II-2 — фрукты и сыр
  • II-3 — животные и птица
  • II-4 — транспорт и лошадь

Группа III. «Дифференцированные обобщения»

  • III-1 — одежда зимняя и купальник
  • III-2 — одежда верхняя и майка
  • III-3 — предметы мебели, на которых можно спать, и стол
  • III-4 — женская обувь и мужской ботинок

Группа IV. «Обобщения более сложные по существу и по названию»

  • IV-1 — кондитерские изделия и яблоко
  • IV-2 — молочные продукты и хлеб
  • IV-3 — напитки и мороженое
  • IV-4 — струнные музыкальные инструменты и звонок-колокольчик

Группа V. «Обобщения, требующие развернутого объяснения»

  • V-1 — принадлежности для шитья и очки
  • V-2 — вещи, внутрь которых можно что-то положить, и зонт
  • V-3 — предметы, имеющие отношение к электричеству, и пила
  • V-4 — принадлежности для младенца и молоток

Группа VI. «Задачи, имеющие два решения»

2 стр., 653 слов

Задания для зачета по возрастной психологии

... Появляется интерес к способам улучшения запоминания, т.к. чаще возникают проблемы с памятью. Задание № 166. Данная ситуация характерна для подросткового возраста. На этом этапе прослеживается ... как у юношей существует яркая потребность проявить свою индивидуальность.(+) 7.Педагогу следует давать задания, проводить различные мероприятия, в которых учащиеся смогут проявить себя с той стороны, ...

  • VI-1 — курица, утка, цыпленок и яйцо (первое решение — домашние птицы и яйцо, второе решение — лишняя утка, так как из яйца вылупляется цыпленок и превращается в курицу
  • VI-2 — корабль, самолет, вертолет, ракета (первое решение — транспорт и лишняя ракета, второе решение — корабль плывет, а остальное летает)
  • VI-3 — лезвие бритвы, нож, ножницы, молоток (первое решение — все режущее и молоток, второе решение — инструменты для работы и лезвие)
  • VI-4 — лыжи, коньки, самокат, санки (первое решение — все, на чем катаются зимой, и самокат, второе решение -— все, на чем катаются стоя, и санки)

Группа VII. «Задачи с провокацией»

  • VII-1 — желтые лимон, груша и перец и синий виноград (фрукты и перец, провокация по цвету)
  • VII-2 — висящие на ветках один персик, одна груша, одна шишка и две сливы (фрукты и шишка, провокация по количеству)
  • VII-3 — арбуз, чашка, нож и тарелка (посуда и арбуз, провокация ситуативного решения)
  • VII-4 — конечности: лапа животного, лапа птицы, нога человека и ухо (конечности и ухо, провоцирует страхи, препятствующие обобщению частей тела человека и животного)

Техника проведения исследования

Методику «Исключение предметов» используют только в ходе индивидуального обследования. Данные об испытуемом (дата обследования, фамилия и имя, год и месяц рождения, пол, сведения об образовании и, возможно, о предыдущем диагнозе) заносятся в протокол. Объяснение инструкции и проверку того, как она усвоена, проводят на карточках-заданиях из Группы I «Простые обобщения». Например, для задания I-1 (три цветка и кошка) инструкция дается следующим образом: «Посмотри! На этой карточке нарисованы четыре картинки: ландыш, колокольчик, василек и кошка [Экспериментатор последовательно показывает на каждую называемую им картинку]. Три из них подходят друг к другу, их можно назвать одним словом, а одна картинка — лишняя, сюда не подходит. Какая картинка здесь лишняя?»

Если испытуемый показывает на изображение кошки, то ему говорят: «Правильно! А теперь объясни, почему ты так решил?» При ответе испытуемого «Потому что здесь три картинки — цветы, а кошка — не цветок, она лишняя», его поощряют и предлагают следующую карточку-задание из той же группы, чтобы проверить усвоение инструкции. Теперь уже испытуемому говорят просто: «Какой предмет лишний на этой карточке?» Если испытуемый отвечает правильно, например, выполняя задание I-2 (три дерева и цветок), он указывает на цветок, то надо спросить: «Почему цветок здесь лишний?» Правильный ответ нужно принять с одобрением, говоря «хорошо» или «молодец». Если испытуемый дает ответ, который показывает, что он не понял инструкции, например, указывает первый попавшийся предмет и не может никак аргументировать такой выбор, надо попробовать повторить всю процедуру инструктирования и в случае ее неэффективности прекратить обследование.

Что следует учитывать:

  • Испытуемый может дать не тот ответ, который мы считаем правильным, и попытаться аргументировать его сходством трех предметов по несущественным признакам. В этом случае психологу нужно сказать следующее: «Да, ты прав. Но есть и другой, лучший вариант решения. Посмотри внимательней, какой еще предмет здесь можно считать лишним?»
  • Бывает и так, что испытуемый правильно указывает на лишний предмет, но дает совершенно неправильное объяснение. В подобных случаях нужно также попробовать побудить испытуемого к поиску лучшего обобщения, сказав ему примерно следующее: «Если цветок — лишний, то все остальные предметы можно назвать одним словом. Каким одним словом ты мог бы назвать и березу, и ель и дуб?»
  • Знакомы ли предметы на карточках испытуемому. Знают ли они названия предметов и их назначение. Так, предъявляя задание маленьким детям и всем испытуемым с заведомо сниженным интеллектом, надо, указав на каждую картинку, спросить сначала: «Что это?» — и только если все предметы им знакомы, давать основную инструкцию.
  • Методика будет иметь диагностическое значение только в том случае, если испытуемый не будет получать от экспериментатора какой-либо обратной связи о правильности решаемых им задач (за исключением первого задания), а также прямых или косвенных подсказок. Единственно, что допускается, — это рекомендация испытуемому подумать и дать лучший ответ. При этом в протоколе обязательно фиксируется как первое, так и повторное решение, а также сам факт побудительной инициативы со стороны психолога.
  • Для самых маленьких детей, а также для более старших детей с интеллектуальной недостаточностью и взрослых больных с деменцией процедуру исследования можно дополнить тем, что испытуемому даётся что-то, чем он мог бы закрыть лишний предмет. Подобные дополнения также должны быть обязательно отражены в протоколе.
  • Подросткам и взрослым с нормальным интеллектом следует специально пояснить, что им будет предложена серия заданий разной степени сложности, сначала легкие, а затем — более трудные. Если испытуемый понял инструкцию и правильно выполнил задание, ему предъявляют следующие задания по мере усложнения. Не обязательно показывать все карточки подряд. Ориентиром должны служить возраст ребенка и качество выполнения заданий.
  • Часто серьезные затруднения вызывают уже задания из групп начальной сложности. Тогда очень важно зафиксировать уровень возможных правильных обобщений испытуемого, а также характерные для него ответы, свидетельствующие о специфических особенностях мышления.
  • Вывод по 1 неправильному ответу делать нельзя
  • Следует отмечать те правильные решения, которые осуществляются только в наглядном плане (испытуемый правильно выделяет лишнюю картинку, но не может дать словесного объяснения)
  • Все субъективные и нестандартные решения, которые объясняются испытуемым в речевом плане, обязательно заносятся в протокол исследования.

Интерпретация результатов выполнения заданий

29 стр., 14144 слов

Применение экспериментальных методов в изучении процессов мышления

... Обобщение эмпирическое . 5. Обобщение содержательное 6. Пронстранственное мышление . 7. Образное мышление 2. Моделировка как форма продуктивного мышления .33 III Экспериментальные методы исследования мышления 1. Исследование влияния прошлого опыта на способ решения ... внешних действий с предметами, формируются наглядные представления. 3. Стадия конкретных операций с предметами. Она характерна для ...

Результаты выполнения методики «Исключение предметов» показывают уровень обобщений, характерный для мышления как взрослого человека, так и ребенка. При анализе обобщений, произведенных испытуемым, учитывается следующее:

30 стр., 14988 слов

Исследования; – изучение и обобщение сведений о предмете исследования

... теме исследования; изучение и обобщение сведений о предмете исследования; абстрактно-логический метод позволил ... А. 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННО АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 1.1 ... системы на предприятии; проанализировать состояние информационно-аналитического обеспечения управленческой деятельности газотранспортного предприятия; проанализировать финансовое ...

  1. План обобщений — наглядный и речевой
  • производит ли испытуемый обобщения в наглядном плане без речевых обобщений;
  • пользуется ли обобщениями в речи, владеет ли обобщающими словами;
  • дает ли развернутые обобщения в речи, способен ли объяснить свое решение в речевом плане;
  • способен ли видеть два возможных решения задачи;
  1. Уровень обобщений, максимальный для данного испытуемого, — на уровне какой из групп обобщений он справляется с заданием полностью, и на уровне какой группы частично
  • группа I: испытуемый способен понять задание на простые обобщения;
  • группа II: испытуемый владеет стандартными обобщениями;
  • группа III: испытуемый способен к дифференцировке стандартных обобщений;
  • группа IV: испытуемый способен к самостоятельному анализу и поиску обобщающего признака и формулирует его в словесной форме;
  • группа V: испытуемый знаком с функциями различных предметов и способен к сложным речевым формулировкам и объяснениям;
  • группа VI: испытуемый способен найти два возможных решения задачи на обобщение;
  • группа VII: выявляет нестандартные виды обобщения, которые встречаются при различной психической патологии;
  1. Особенности мышления
  • Снижение уровня обобщения — оно происходит по конкретным или ситуативным признакам, тогда как полноценное обобщение предполагает объединение предметов по существенным признакам. В качестве конкретных признаков рассматриваются цвет, форма, размер и др., которые как бы лежат на поверхности и одновременно не являются существенными. ( яблоко и мячик — круглые, а груша не круглая, «она не подходит») Ситуативные обобщения — это объединение испытуемым предметов, используемых в конкретных житейских ситуациях. ( «Арбуз, тарелка и нож подходят друг другу, так как арбуз кладут на тарелку и разрезают ножом, а чайная чашка — не подходит, так как в нее арбуз не влезет» ).

    Характерная черта конкретного мышления, что, в свою очередь, может свидетельствовать о снижении интеллекта: задержке психического развития, умственной отсталости или деменции. Иногда ситуативные обобщения можно встретить у маленьких детей, что свидетельствует лишь о синкретизме их мышления.Взрослые больные с признаками деменции могут сохранять в речи обобщающие слова, однако при выполнении методики часто применяют их неадекватно. (*посуда* «Это мебель, нет, не мебель, но похоже, тоже к столу относятся»)

  • Искажение уровня обобщения — объединение предметов по «латентным», скрытым признакам. Главным признаком для группировки становится признак, который не только не является существенным, но практически никогда не встречается в мышлении обычного человека. Искажение процесса обобщения считается одним из характерных признаков шизофренического мышления ( девочка-подросток назвала лишней широкую вазу, сказав, что три остальные предмета — «стройные», а широкая ваза — «не стройная и им не подходит»).

    Следует отметить, что иногда и при правильном определении лишнего предмета объяснение содержит важную диагностическую информацию. Так, больной, правильно назвав для корабля, самолета и вертолета обобщающее слово «транспорт» и выделив в качестве лишнего предмета ракету, объясняет свое решение так: «Ракета засоряет атмосферу на космическом уровне, а остальные на земном».

  • Разноплановость мышления.. Наблюдается в основном у взрослых больных шизофренией, но может встречаться у детей и подростков. В этом случае наблюдается неравномерность при выполнении операции обобщения. Он мыслит как бы одновременно на разных уровнях. В этих случаях большую диагностическую ценность имеют объяснения и высказывания больного во время проведения исследования.
  • Эмоциональное решение задач на исключение лишнего предмета исследовано мало. Однако подобный тип решений встречается как у дошкольников с нормальным психическим развитием, так и у детей с невротическими проявлениями. В большинстве случаев это связано с конкретной социальной и микросоциальной ситуацией развития ребенка. ( избалованный ребенок ( торт, шоколад, яблоко и конфета) — «ничего лишнего здесь нет, все вкусное!», ребенок, у которого отец – алкоголик выделяет в качестве лишней картинку с «кружкой пива» на карточке с изображением разных напитков (чай, сок, квас) и мороженного. Он говорит о том, что «пиво пить вредно, станешь пьяницей») Следует отметить, что в последнее время дети часто определяют напиток в кружке на нашей картинке как пиво, хотя несколько лет назад абсолютно все определяли его как квас. По всей вероятности, это связано с активной телевизионной рекламой пива, которую дети, конечно же, тоже смотрят. Эмоциональное решение некоторых задач на исключение лишнего предмета не должно помешать правильно оценить интеллект ребенка и его способность к обобщению. Однако присутствие такого рода решений дает дополнительную диагностическую информацию при целостном психологическом исследовании ребенка.

Диагностические особенности выделения «лишнего предмета» детьми и взрослыми с различными отклонениями и психическими заболеваниями

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... процесс развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогические условия развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в ... деятельности. Она эстетизирует их, развивая при этом наблюдательность, память, мышление, интуицию, воображение. Дошкольный возраст является наиболее подходящим для развития ...

  • Дети с олигофренией в степени имбецильности часто не понимают инструкции к заданию. Если ребенка с имбецильностью 9-10 лет и удается научить выделению простейших вариантов из Группы I, то спустя короткое время оказывается, что он ничего не помнит. Дети с олигофренией в степени дебильности обнаруживают конкретность и инертность мышления. Инертность мышления может проявляться в том, что, поняв какой-то один принцип обобщения, ребенок может применять его и в работе с другими картинками, плохо переключаясь с одного задания на другое. Затруднения у таких детей вызывают речевые обобщения. Даже если в словаре ребенка есть какие-то обобщающие понятия, он не пользуется ими адекватно. Нахождение общих качеств часто подменяется описанием отдельных характеристик нарисованных предметов или их различий. Нередки случаи, когда дети дают нелепые объяснения, пытаются угадать правильный ответ или отказываются отвечать. Дети с олигофренией в степени дебильности в основном не усваивают «категориальный» способ обобщений, а запоминают готовые решения. Без тренировки, спустя какое-то время они вновь обнаруживают конкретные способы построения обобщений.
  • Дети с задержкой психического развития 6-7 лет могут выполнять стандартные обобщения, но плохо знают обобщающие слова (транспорт, мебель) и испытывают затруднения в заданиях, в которых требуется дать развернутое обобщение в речи («вещи, в которые можно что-то положить»).

    20 стр., 9859 слов

    Рассогласование декларируемых и реализуемых типов отношений родителей ...

    ... результатов. Объектом исследования выступают типы родительских отношений к детям с ограниченными возможностями. Предметом исследования является рассогласование между декларируемыми и реализуемыми типами ... является интенсивное развитие функциональных действий с предметами и образующееся противоречие между возросшими потребностями и возможностями ребенка и прежними отношениями с взрослыми, когда ...

    Дети, получавшие специальную психолого-педагогическую помощь, обнаруживают намного лучшие результаты по сравнению с теми детьми, которые ее не имели. В диагностическом отношении необходимо учитывать, стал ли категориальный метод построения обобщений естественным способом мышления ребенка или научение осталось на уровне запоминания. Этот момент является диагностически значимым для различения задержки психического развития и умственной отсталости.

  • Дети со снижением слуха и недоразвитием речи могут оказаться несостоятельными при предъявлении речевой инструкции, но они могут правильно выполнить задание после показа на одном-двух примерах. Дети с сохранным интеллектом понимают цель задания. Обычно эти дети следят за реакцией взрослого, контролируя тем самым правильность своих решений.
  • Дети с наличием деменции различного происхождения обнаруживают прежде всего неравномерность производимых обобщений. Наряду с категориальными обобщениями, они дают обобщения по сильным признакам или ситуации, «забывают» обобщающие слова и т.д. Качественные характеристики их мышления зависят и от основного заболевания, вызвавшего дементное состояние.
  • Слабовидящие дети с сохранным интеллектом не испытывают никаких специфических затруднений при выполнении заданий, если достаточно хорошо рассмотрели картинки и поняли, что на них изображено.
  • Дети и подростки с шизофренией (от 6 лет) обнаруживают искаженное обобщение, то есть обобщение по несущественным, латентным, необычным признакам. Если при этом присутствуют и конкретные обобщения, то можно говорить о разноплановости и возможном дементном состоянии.
  • Дети с эпилепсией от 6 лет обнаруживают выраженную инертность психических процессов, которая выражается в застревании на деталях при разглядывании картинок, медленном усвоении инструкции, малом объеме выполненных заданий. Качество произведенных обобщений зависит от уровня их интеллектуального развития.
  • Взрослые больные шизофренией обнаруживают искажение обобщения и разноплановость мышления.
  • Взрослые больные алкоголизмом, часто демонстрируют свой специфический «алкогольный» юмор или отвлекаются на посторонние рассуждения, начиная выполнять задания на обобщение.
  • Взрослые умственно отсталые обнаруживают конкретность мышления, часто строят обобщения по конкретным и ситуативным признакам. Даже если раньше их обучали, они могут не помнить многих обобщающих слов, так как в речи ими не пользуются. Могут называть обобщающие слова неправильно, например, не мебель, а «небель» и т.д.
  • Взрослые дементные больные в большинстве случаев помнят ряд формальных обобщений и могут справляться с отдельными заданиями. Больных этой категории часто затрудняют новые для них обобщения, не столь стандартные. Затрудняет их и построение развернутого обобщения в речи. Объяснения этих больных в основном довольно путанные.
  • Взрослые больные эпилепсией обнаруживают прежде всего инертность психических процессов, замедленность произведения обобщений, застревание на отдельных деталях рисунка или на одном рисунке на карточке. Качество производимых обобщений зависит от состояния их интеллекта и колеблется от нормального до конкретного. Если есть признаки деменции, то уровень обобщения будет снижен.

Соотнесение результатов выполнения методики «Исключение предметов» с результатами выполнения других методик

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ... определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( ...

Материал, полученный при выполнении испытуемыми заданий по методике «Исключение предметов», дает чрезвычайно важную информацию для диагностики интеллектуального развития ребенка и уровня интеллекта взрослого человека. Полученные результаты сопоставляются с результатами выполнения других психологических методик. Наиболее близкой по направленности является методика «Классификация предметов» (Рубинштейн, 1970), где также исследуется уровень обобщений. Поскольку эта методика достаточно трудоемка, требует много времени для выполнения, а также хорошей работоспособности испытуемых, ее редко предлагают детям. Другое дело, если необходимо исследовать именно особенности процесса обобщения у больного, например, с шизофреническим процессом. В этом случае целесообразно использовать обе методики и сопоставить полученные результаты. Для оценки уровня интеллектуального развития применения одной методики «Исключение предметов» или одной классификации — недостаточно. Представления об уровне обобщений обязательно должны быть дополнены результатами выполнения методик на выделение существенных признаков, на понимание смысла картинок и рассказов, ориентировку в окружающем и др. Только на основании анализа всех этих результатов могут делаться выводы о снижении интеллекта у ребенка или взрослого или наличии патологии мышления