12. АССОЦИАТИВНО-МЕТАФОРИЧЕСКИЕ КАРТЫ

  1. Знакомство работы с ассоциативно-метафорическими картами.

Первая колода метафорических ассоциативных карт была создана в 1975 году Эли Раманом, канадским профессором искусствоведения. Он хотел вынести искусство из галерей и приблизить его к людям. Эта колода карт получила название «ОН» (междометие, в английском языке выражающее удивление).

Совместно с психотерапевтом Джо Шлихтером были разработаны правила и принципы использования  карт как психологического инструмента.

Эли Раман  Эли Раман, создатель «О-карт», жил со своей женой Джоан Лоуренс в штате Виктория на тихоокеанском побережье Канады. «О-карты» являлись центральной фигурой и изобретением в жизни этой пары.  В течение многих лет преподавания в Университете Ратгерс в Нью-Джерси Эли Раман исследовал наиболее предпочтительную, по его мнению, форму самовыражения, которую он называл «переменной структурой». К 1975 эта тема в его творчестве вместе с его давним увлечением игрой в карты легла в основу создания «О-карт». Картины карточного формата, созданные Эли Раманом, вдруг стали для него сильнейшим толчком развития и творчества, которые привели в результате к созданию уникальной «переменной структуры», которая может постоянно изменяться. Это уникальное изобретение, состоящее из колоды картин и рамочной колоды слов, получило название «О-карты» от английского междометия О!, что обозначает выражение удивления.  *»Все эти карты, которые могут поместиться в кармане, могут поместиться в руке, имеют бесконечное число вариаций и способов использования и приглашают стать сопричастным к искусству. Одним из пожеланий и устремлений Эли было сокращение расстояния между зрителем и искусством, с которым можно познакомиться только в галереях и музеях.

Это устремление также повлияло на создание этих уникальных колод метафорических карт.»* В 1983 году Эли Раман познакомился с Моритцом Эгетмейером, который разглядел в картах «О» столь долго искомый инструмент, с помощью которого можно было бы подтолкнуть клиента к откровенному разговору о себе и своих проблемах.  Моритц Эгетмейер  «Хотя я этого не предполагал и не планировал, но получилось так, что карты «О» стали смыслом моей жизни. Впрочем, в моей жизни много происходило такого, чего предвидеть невозможно. Уже в период учебы в гуманитарном университете, мой идеализм порядком усох. Еще удавалось — не без труда – воспарять духом, но размах был уж не тот, да и свобода маневра ограничена.  И вот тогда я открыл для себя карты «О»! * Эли Раман и я были друзьями. Эли был художником и интересовался психотерапией. Что касается меня, то я получил довольно эклектичное терапевтическое образование и питал интерес к искусству. Моя душа давно уже была открыта живописи. Мы с Эли прибыли из совершенно разных мест в одну определенную точку, а, встретившись, сразу ощутили какую-то гармонию и резонанс.  Географически, мы, независимо друг от друга, попали на остров у Канадского побережья Тихого океана.

8 стр., 3737 слов

Тесты психического развития ребенка второго года жизни. От года ...

... развивающие игры для ребенка второго года жизни. Занятия с ребенком от одного года до двух лет направлены на дальнейшее развитие ... доска стала гладкой". Похвалите ребенка. В пятнадцать месяцев жизни ребенок справляется с заданием на вкладывание круга. Начинайте ... можно провести горизонтальную и вертикальную линию. Ребенок полутора лет повторяет штрих, отдаленно напоминающий прямую линию. Тест на ...

Остров называется Кортес — в честь открывшего его испанского мореплавателя. Нашу встречу явно можно подвести под действие Юнговского закона синхронии, ибо Эли рос в Мексике, говорил по-испански, я же прибыл из Европы.  Его карты «О» показались мне прекрасным инструментом для подлинного самовыражения и аутентичного психотерапевтического раскрытия. В моем терапевтическом образовании целью всегда являлась именно аутентичность. Таким образом, эти три составляющих: Эли, карты «О» и я легко сформировали многообещающий треугольник. В последующие 24 года, вплоть до смерти Эли, эта устойчивая геометрическая фигура оставалась каркасом плодотворного союза. Я стал издателем «О» карт.  Сама природа карт «О» не совместима с какой бы то ни было догматикой. Они являются приятным в использовании инструментом, открытой системой, которую многие люди могут сделать своей. Не только психотерапевты, но также преподаватели живописи, литераторы, командные тренеры и многие другие люди, принадлежащие к многочисленным обучающим и помогающим профессиям. Карты «О» — это звезда со многими лучами. Они могут освещать все вокруг и привести к озарению, способствовать повышению уровня самосознания».  Сегодня карты «О» переведены на многие языки (21), в том числе и на русский, а кроме них существует еще 16 уникальных карточных колод, которые могут использоваться, как сами по себе, так и в любых комбинациях с любыми другими колодами ассоциативных карт.  В нашей стране метафорические ассоциативные карты появились сравнительно недавно.

Карты были приняты с воодушевлением, как специалистами помогающих профессий (психологами, социальными педагогами, психотерапевтами и социальными работниками), так и широким кругом людей интересующихся самопознанием и саморазвитием. Метафорические ассоциативные карты сталииспользоваться специалистами как удобный и качественный визуальный материал для проекции психологических феноменов человека.  Метафорические ассоциативные карты используются на индивидуальных консультациях и терапевтических сессиях, в тренингах, интерактивных беседах, на практических занятиях, являются профессиональным помощником психолога, так как позволяют наладить коммуникацию между людьми, создать атмосферу доверия, интереса к самоисследованию и саморазвитию, служат руководством для создания желаемого контекста, в котором каждый получает доступ к своему творческому началу.  Стоит отметить некоторые преимущества работы с картами. Они пробуждают и стимулируют следующие внутренние процессы:  1. Обход рационального мышления  2. Помощь в создании диалога между внешним и внутренним.  3. Карты/образы помогают нам выразить, сформулировать и конкретизировать события.  4. Карты / образы дают возможность для ассоциаций и проекции.  5. Комплексность процесса снижает наши защиты. Подводя итог, стоит напомнить о важном принципе проекции: приоритет проецируемого содержания над тем объектом, который послужил предметом проекции.

8 стр., 3985 слов

План воспитательной работы классного руководителя

... 12. – итоговый классный час (за 1-ое полугодие). Индивидуальный план работы. № п/п Содержание работы Сроки проведения 1 Беседа с руководством школы, учителями истории и обществознания, ... трудовое воспитание и профориентация; - общение и досуг, развитие креативности и эстетической культуры; - работа с родителями. Мероприятия, запланированные на вторую четверть: Ноябрь: - каникулы: поездка в Москву; ...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ АССОЦИАТИВНО-МЕТАФОРИЧЕСКИХ КАРТ КАК ПРОЕКТИВНОГО ИНСТРУМЕНТА

Ассоциативно-метафорические карты – это психологический инструмент, в основу работы которого заложен закон проекции. Он представляет собой набор карт с изображением окружающей нас действительности (людей, природы, предметов быта и т.д.).

1. Одним из основополагающих механизмов работы карт является закон проекции. По сути карты являются стимулом, вызывающий поток ассоциаций, содержащих информацию о внутреннем мире человека; объектом, на который накладывается проецируемый материал.

Прое́кция (лат. projectio — бросание вперед) — психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне. Человек приписывает кому-то или чему-то свои собственные мысли, чувства, мотивы, черты характера и пр., полагая, что он воспринял что-то приходящее извне, а не изнутри него самого. Впервые описан Зигмундом Фрейдом [4].

2. Немаловажную роль в работе данного инструмента также играет ощущение безопасности, которое проявляется в диссоциированом состоянии.

Диссоциа́ция — психический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. В результате работы этого механизма человек начинает воспринимать происходящее с ним так, будто оно происходит не с ним, а с кем-то посторонним. Такая «диссоциированная» позиция защищает от избыточных, непереносимых эмоций [2].

Состояние диссоциирования – это состояние, при котором человек ощущает себя находящимся вне события, глядящим на него и слушающим его со стороны.

Клиент, взаимодействуя с картой (рассказывая об изображенных героях, развивая сюжет), сохраняет ощущение волшебности, нереальности. Это, с одной стороны, придает ему уверенность в безопасности, а с другой — стимулирует его к активному поиску, раскрытию и самопознанию.

3. К базовым феноменам, лежащих в основе инструмента, относится метафора.

Метафора — это оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-то аналогии, сходства, сравнения. Метафора основана на подобии или сходстве; она выражает аналоговые отношения: Х относится к У, как А относится к В [3].

Вопросом метафоры занимаятся ученые разных наук (лингвисты, психологи, философы).

В данной статье мы рассмотрим лишь базовые теории.

Лингвисты, Бендлер и Гриндер наблюдали за клинической работой Эриксона, который часто использовал метафору в лечебных целях, и на основе этих наблюдений выстроили свое лингвистически-ориентированное представление о механизме воздействия метафоры.

Метафора, согласно их теории, действует по принципу триады, проходя через три стадии значения:

1) Метафора представляет поверхностную структуру значения, непосредственно выраженную в словах рассказа.

2) Поверхностная структура приводит в действие ассоциированную с ней глубинную структуру значения, косвенно соотнесенную со слушателем.

3) Это в свою очередь приводит в действие возвращенную глубинную структуру значения, непосредственно относящуюся к слушателю.

Приближение к третьей ступени означает, что начался трансдеривативный поиск, с помощью которого слушатель соотносит метафору с собой. Сама сюжетная линия служит лишь мостиком между слушателем и скрытом в рассказе посылом, сообщением, которое никогда не достигнет адресата без его невидимой глазу работы по установлению необходимой личностной связи с метафорой. Как только связь установлена, начинается взаимодействие между рассказом и пробужденным к жизни внутренним миром слушателя [3].

Приведенный краткий обзор основных механизмов работы ассоциативно-метафорических карт позволяет более осознанно использовать данный инструмент в психотерапевтической практике. Проведенный теоретический анализ не претендует на звание «всеобъемлющий», «фундаментальный». Он лишь обозначает основные феномены и стимулирует к дальнейшему поиску, исследованию.

Ассоциативно-метафорические карты является инновационным инструментом, в основу которого лежат «классические» психологические феномены. Раскрытие механизмов работы инструмента повышает эффективность использования ан практике, позволяет выявлять слабые места и внедрять модификации. Действия с картами создают положительную (то есть безопасную) обстановку, в которой могут быть осознанно осуществлены навыки коммуникации, обмен мнениями и пониманием, свободный от оценочных суждений. Карты применяются в таких областях: * Семейное консультирование и терапия * Коррекция детско-родительских отношений * Реабилитация * Развитие творческого потенциала и поиск ресурса * Стрессменеджмент * Разрешение конфликтов * В групповой терапевтической работе и бизнес-тренингах * Диагностика и управление персоналом * Бизнес-консультирование

Литература:

1. Вальтрауд, К. Клубника за окном [Текст] / К. Вальтрауд – OH Vergal, 2010. – 250 с.

2. Мак-Вильямс, Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе [Текст] / Н. Мак-Вильямс — Москва: Класс, 1998. — 480 с.

3. Миллс ,Дж., Кроули, Р. Терапевтические метафоры для детей [Текст] / Дж. Миллс, Р. Кроули – Москва: Класс, 2005. – 144 с.

4. Фрейд , А. Психология Я и защитные механизмы [Текст] / А. Фрейд — Москва: Педагогика-Пресс, 1993. — 68 с.

Правила работы с ассоциативно-метафорическими картами.

  1. Создание доброжелательной и доверительной атмосферы.
  2. Уважение к другим участникам и забота об их комфорте и безопасности. Конфедециальность.
  3. В работе нет правильных и неправильных ответов
  4. Работа в группе идет лучше, если игроки реагируют на выбранную карту спонтанно, используя больше свою фантазию, нежели логику
  5. Избегайте длительных философствование и монологов
  6. Можно отказаться от вытянутой карты, показав ее другим участникам или нет, а так же выбрать другую карту без каких-либо объяснений.
  7. Мы ценим чужой интеллект и воображение, чужое мнение.
  8. Мы не спорим, но можем задать вопрос, чтобы прояснить то, что не понятно, чтобы лучше понять другого и дать поддержку.
  9. Воздерживаемся от интерпретаций или реинтерпретаций карт другого человека
  10. Не прерывайте и не перебивайте рассказ других.
  11. Мы ценим индивидуальность друг друга и наши различия. Другой может видеть и чувствовать, не то что чувствуете и видите вы.
  12. Свое видение от собственного имени можно «складывать2 в воображаемую корзину, откуда другой может что-то взять для себя, или нет.

Упражнения на работу с семьей

Упражнение 1. «Семейные расстановки по Берту Хеленгеру» (Использование колоды «Persona», «Personita (face)»)

Цель: исследовать структуру семьи и себя в ней через призму поколений. Исследовать связь с родом.

Инструкция:

  • Выберете нужное количество карт, отображающих членов вашей семьи
  • Разместите их на поле 50Х50.
  • Поставьте, пожалуйста, стрелки, кто куда смотрит. Желательно от одного человека рисовать только одну стрелку в одну сторону. Поставив карты вертикально, мы расширяем пространство, делаем его трехмерным. Это колоссально увеличивает количество информации, которое можно получить во взаимодействии. Параметры (сами по себе или в комбинации друг с другом способствуют отображению реальных отношений фигур друг кдругу при её использовании), которые можно отследить:

— расстояние между фигурами,

— направление взгляда

— расположение на поверхности доски

— порядок появления фигур на доске

— конечная расстановка .

Это не отменяет возможность прорисовать границы, векторы и т.д. Исследовать можно систему (семья, организация), переживания, симптомы и т.д.

  • Исследуйте эти изображения. Поочередно берите карту и, анализируя чувства и мысли, двигайтесь к решению.
  • Обратить внимание на то, как разложены карты, их последовательность. Кто оказался в центре. Почему? На каком расстоянии другие члены, и т.д.
  • Просим обозначит коалиции
  • Приблизительные вопросы, задаваемые клиенту:
  • Что вы чувствуете на своем месте?
  • Что вы чувствуете на месте жены, мужа. Детей?
  • Действительно ли вы смотрите в эту сторону
  • Что хочет муж, что хочет жена..? Чего хочется вам?
  • Что или кто мешает этому?
  • Где бы хотелось быть? Что хочется изменить?
  • Что можно сделать, чтобы так было?

Можно придумать и заполнить таблицу. (По книге Екатерины Малютиной «Разноцветные зеркала»

События

Члены семьи

Кому за обедом лучший кусок?

Кто владелец TV-пульта?

Кого всегда выслушивают?

Кому покупают вещи, если мало денег?

Кто имеет право поспать подольше, если выходной?

Кто всегда должен сообщать о своем местонахождении?

Упражнение 2. «Работа с запросом» (Использование колоды «ОН»)

Цель: рефременг ( неожиданный взгляд) на проблемную ситуацию, создание условий для трудностей и поиска путей решения.

Инструкция:

  • Клиента просят задуматься над проблемной ситуацией и вынуть 1 карту-картинку и 1 карту-слово (из закрытой колоды).

    Начинаем исследовать свои ассоциации.

  • Когда проблема определена, клиенту предлагают вытянуть 1 карту-картинку и 1 карту-слово (из закрытой колоды), отображающие решение проблемы. Также исследуем ассоциации.

Упражнение 3 «Мои отношения» (Использование колоды «ОН»)

Цель: исследование альтернатив взаимоотношений.

Инструкция:

  • Клиента просят задуматься над отношениями и вытянуть вслепую пять пар карт (1 слово, 1 картинка)
  • Исследуем , полученные комбинации ,ассоциации по с вопросам:
  • Что не работает в отношениях?
  • Что я приношу в отношения?
  • Что вторая сторона приносит в отношения?
  • Что работает в отношениях?
  • Что должно произойти , чтоб улучшить взаимоотношения?
  • Обсудите возможные варианты достижения желаемого.

Упражнение 4. Групповая работа «Мои отношения» (Использование колоды «Persona», «Personita (face)»)

Цель: исследование альтернатив взаимоотношений, расширение картины отношений.

Инструкция:

  • Клиента просят выбрать карты, взаимоотношения с кем он хотел бы рассмотреть.
  • Просим разместить на листе листке А-4 и стрелками указать как происходит взаимодействие, ничего не комментируя.
  • Группу просим, чтоб она высказала свое представление о сложившейся «картине отношений».
  • Исследуйте все возможные взаимосвязи между картами, проговаривая любые приходящие в голову мысли и ассоциации.
  • Клиент молча слушает, и анализирует, как это относится с его ситуацией. После дает обратную связь.
  • Обсудите возможные варианты достижения желаемого.