Анализ текста

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Факультет психологии

Кафедра социальной психологии

Отчет по теме:

«Составление комплексного личностного

портрета испытуемого»

Выполнил: студент 4 курса д/о, группа 402

Лидерс Иван Александрович

Преподаватель:

Мария Анатольевна Джерилиевская

Дата: 22 декабря

Москва 2011

Мы провели исследование с помощью методик личностной психодиагностики для составления интегративного портрета личности испытуемого. В выборе испытуемого были учтены следующие требования:

  • Возраст от 18 до 40 лет (нашей испытуемой 20)
  • Исследователь не имеет эмоциональных отношений с испытуемой
  • У испытуемой не наблюдалось явной психопатологии
  • Испытуемая не была знакома с психодиагностическими методиками
  • Испытуемая имеет достаточно высокий интеллектуальный и образовательный уровень

Объективные данные об испытуемом.

Пол: женский

Возраст: 20 лет

Образование: среднее специальное (учится на 5 курсе МФПА)

Работа: дизайнер

Свободное время: общение с семьей и друзьями, чтение, фотография, веб-дизайн.

Семья: живет с мамой, папой, бабушкой. Есть старшая сестра и еще одна бабушка в Крыму.

Отношения с членами семьи: хорошие, близкие.

Наиболее близкие отношения с мамой. Однако в последнее время часто ссорится с ней, возможно из за того что она становится взрослой и независимой, а мать не может это принять т.к. боится потерять ее.

С папой общается не очень часто, хотя и живёт с ним вместе.

Со старшей сестрой общается достаточно часто, она (сестра) иногда звонит, они встречаются, рассказывают о том, что у них происходит в жизни.

Друзья: «друзей хватает». Много общается со старыми, школьными друзьями – гуляют, общаются после учебы, в тёплую погоду сидят во дворе (многие из них близко живут).

22 стр., 10644 слов

Особенности межличностных отношений у подростков с умственной отсталостью

... исследования: 1.Провести анализ литературы по проблеме межличностных отношений; 2.Рассмотреть специфику межличностных отношений у подростков с умственной отсталостью; 3.Провести эмпирическое ... знаков) и невербальных (жесты, мимика, пантомимика); интерактивная - взаимодействие между общающимися индивидами (сотрудничество, компромисс, альтруизм, избегание, противодействие); перцептивная - восприятие и ...

С институтскими друзьями общается, но меньше.

Личные отношения: последнее время всё налаживается, хотя есть проблемы, но они не значительны и в большинстве своём решаемы.

Заболевания: Болеет часто, хронический аллергик, из того что вспомнила — аллергии на кошек, на цветение, острый бронхит и др.

Психологические травмы:

Смерть молодого человека, ссора с лучшей подругой. Постепенно отходит от всего этого, последнее время все более-менее спокойно.

Тревоги, стрессы: Бывают, но не часто. Чаще всего связаны с семьей (мамой), хотя бывают и с молодым человеком. Старается находить решение в любой ситуации.

Поведенческий портрет испытуемого:

Внешний вид: красиво одета (джинсы или брюки, кофта или блузка, куртка), внешне ухоженная, с прической, волосы чаще всего распущены. Одета скорее “по моде”.

Мимика: постоянно улыбается, смеется. При общении смотрит в глаза, иногда отводит взгляд. Речь соответствует мимике.

Пантомимика: в речи довольно сильно используется жестикуляция. Жестами помогает доносить мысли, часто показывает что-то руками.

Речь: средней громкости. Незначительные паузы. Темп речи средний. Улыбается очень часто.

Поведение в общении: активно и внимательно слушает, занимает равную позицию с собеседником. Почти на все имеет свою точку зрения. Однако при этом не отрицает чужого мнения, может легко согласиться, хотя иногда и упрямится.

Отношение к вещам: бережное, аккуратное. Аналогичное отношение к себе и людям, даже не очень близким.

Анализ методики свободного самоописания (МСС).

« Я человек, девочка, студентка. Возможно буду писать с ошибками. Я злая, наверное. Хотя очень многие говорят что я добрая. Говорят, что моя доброта меня погубит. Я очень многим хочу помочь, наверно супермены нынче в моде. Я очень свободолюбива. Очень сильно реагирую на ограничение моей внутренней свободы. Люблю людей, и ненавижу. Люблю свой город и ненавижу его. Вечно хочу сбежать отсюда. Иногда вспыльчива, но в основном держу свои эмоции при себе. Со мной вечно что-то случается, магнит для несчастья. Но я к этому привыкла. Вечно борюсь за права людей. В детстве мне говорили, что я стану политиком. Постоянно отстаиваю свою точку зрения, хотя умею признавать свои ошибки. Я вообще очень много ошибаюсь. Как будто не учусь на ошибках, хотя очень хочу этого. Иногда мне кажется, что я несу боль дорогим мне людям, хотя конечно же не хочу этого. Хочу все знать, многое уметь. Но очень часто бросаю то, что начинаю. Не хватает терпения, а может просто не могу найти что-то свое. Стараюсь не врать, хотя не всегда получается. Стараюсь быть сильной, когда хочется быть слабой. Если я срываюсь на человека – значит он мне очень дорог. Вообще я очень противоречивый человек. Реалист с долей пессимизма, критики и цинизма. Возможно всё, что я написана – полный бред. Конец »

12 стр., 5709 слов

Психологические аспекты восприятия рекламных текстов

... Основные понятия: реклама, рекламный текст, методы психологического воздействия. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕКЛАМНОГО ТЕКСТА 1.1 Понятие рекламного текста Общепринятое определение текста звучит как: текст (от лат. ткань, ... определения этого термина. Например, М. А. Измайлова считает, что: «Рекламный текст -- это текст, содержащий рекламную информацию. Его отличают следующие признаки: во-первых, он ...

(текст перепечатан с листа мною — было исправлено

несколько орфографических ошибок, но содержание не изменено)

Испытуемая восприняла данную методику достаточно эмоционально. Смеялась, говорила, что не знает, что написать, пыталась узнать у меня. Также спросила, сколько необходимо написать. Пришлось дать ответ в соответствие с заданием: «столько, сколько нужно, чтобы стало понятно, что Вы за личность».

Дальнейшее поведение испытуемой можно охарактеризовать как сдержанное. Она спокойно сидела и писала, пару раз высунула язык, смеялась, уточняла, как пишутся сложные слова.

Задание выполняла достаточно долго — примерно 30-40 минут.

Написанный текст занял ровно 1 страницу А4.

Текст, на мой взгляд, вполне выразительный. В нем присутствует обращение к читателям, образность, метафоричность, однако выделенные качества не полностью раскрывают личность автора, она упоминает не очень многое. Также текст довольно эмоционален. В конце она пишет: «Возможно всё, что я написана – полный бред».

Эмпирические показатели текста:

  1. Текст не очень короткий, но и не слишком длинный – он написан средним почерком, и занимает ровно 1ну страницу А4.
  2. Присутствует лаконичность высказываний — преобладают простые предложения, некоторые личностные качества констатируется, но не раскрываются.
  3. Мне кажется, текст написан довольно сухо, есть некоторое стремление к объективному фактологическому изложению — факты о себе излагаются по очереди, один за другим.
  4. Связность: смысловая целостность в принципе присутствует, текст имеет начало и конец (о котором она даже упомянула) – можно говорить о тематически-композиционном единстве текста, всё написано довольно последовательно, сильных скачков от темы к теме нет.
  5. Противоречивость портрета. Отдельные высказывания входят в противоречие друг с другом, однако присутствующие в тексте противоположные характеристики, как правило, соотносятся между собой — т.е. эти противоречия осознаны. Испытуемая сама говорит о себе, как о сильно противоречивом человеке.
  6. На мой взгляд, текст скорее закрытый – местами встречается уход от самораскрытия различными способами (краткость, некоторая формальность, уход в абстрактные рассуждения, перечисление социально-желательных самохарактеристик).

    Хотя, с другой стороны, в тексте также встречается и раскрытие собственных недостатков, о которых испытуемая пишет довольно искренне – что в свою очередь говорит об открытости текста.

  7. Пессимистичность настроя: недовольство собой, подавленность, негативные эмоции.

Интонационно-стилевые характеристики:

В тексте присутствуют как четкость, определенность и категоричность высказываний, так и не большая доля ироничности (демонстрация остроты мысли, рефлексивности).

5 стр., 2308 слов

Человек, индивид, личность, индивидуальность

... только после их совершения. То есть целерациональноь уступает место рефлексивности. Сегодня личность предстает как идентичность. Идентичность (от лат. identificare – отождествлять, позднелат. ... смысле говорят о личностях рядовых, талантливых, выдающихся, гениальных.   Социальный тип личности. Личность – это явление частое, закономерное, повторяющееся. Личность представляет собой единство ...

Еще хочется отметить некоторую наивность, простодушие и неуверенность, неопределенность высказываний, присутствие сглаживающей интонации и большого кол-ва противоречивых высказываний.

Особенности языка текста:

  • неоднократное употребление слов, выражающих эмоциональное предпочтение или отвержение: люблю–не люблю, обожаю, ненавижу, не терплю, не выношу;
  • наличие личного местоимения “Я” в тексте;
  • наличие, но не преобладание пассивной формы личного местоимения «Я» (меня, мной, мне)
  • наличие отрицаний в тексте (частая встречаемость частицы «не»)
  • наличие слов, выражающих неуверенность (возможно, наверное)

Жанрово-стилевая типологии текста.

  • Самоанализ – само описание, с анализом причин, механизмов своего поведения. Большинство высказываний построено, как умозаключения.
  • «Честное» само описание (в соответствии с инструкцией).

    Много самокритики, но есть также и само похвала.

  • Исповедь – некоторое самобичевание, саморазоблачение.
  • Жалоба – жалоба на жизнь, констатация неудовлетворенности собой и жизнью, перечисление негативных обстоятельств.

Содержательные показатели текста

Черты — в ответе на вопрос «какой Я?» испытуемая сначала описывает себя как человека, студентку, девочку, а потом уже начинает говорить каких-то чертах своей личности. На мой взгляд в тексте фигурируют как позитивные черты: «добрая», «отзывчивая», «свободолюбивая», так и негативные: «злая», «пессимистичная», «не терпеливая». В само описание также упоминаются интересы личности, например «бороться за права людей». Все само описание придерживается одной линии – самоанализа, ответа на вопрос «какой Я?». Также хочется отметить постоянную игру на контрасте – «Я злая, наверное. Хотя очень многие говорят, что я добрая; Люблю людей, и ненавижу; Люблю свой город и ненавижу его». Интенциональная сторона личности — фиксация высказываний, раскрывающих отношение испытуемых к чему-либо — как позитивное, так и негативное (противоречивость высказываний).

Интенции (упоминает о своих целях, стремлениях) – хочет “всё знать, многое уметь”. Эмоции довольно негативно окрашены, много пишет о значимых для себя проблемах и переживаниях. Отношения с другими – в тексте о них говорится, только несколько раз подчеркивается значимость отношения к себе со стороны окружающих. Про свою внешность не пишет.

Содержание Образа-я

— основные составляющие образа Я, т.е. к каким группам относятся описываемые аспекты «Я» — в основном черты, интенции и чувства.

— наиболее важные для испытуемого сферы жизнедеятельности — психическое благополучие, общение, а также сфера познания, самореализация.

— области позитивной и негативной самооценки — самоотношение индивида можно охарактеризовать, как стремление сделать акцент на своих недостатках, однако также упоминается и о достоинствах. Преобладающий знак — скорее минус, самооценкавсё-таки явно занижена.

23 стр., 11250 слов

Влияние психолого-педагогических особенностей личности тренера ...

... формы Структуру личности тренера мы рассматриваем исходя из известной концепции К.К.Платонова, ... представляются нам особенно интересными. 1. Структура личности тренера Начало формы Быстрый поиск по Банку Рефератов: |Скачать архив с этим текстом|Перейти к списку похожих работ Конец ...

Качество рефлексии

Можно говорить о выраженном самопонимании , т.к. испытуемый дает в тексте объяснение своим поступкам, личностным особенностям, интересам. При этом в тексте нет противоречащих друг другу утверждений, а если противоречия и есть, то они осознаются испытуемым и объясняются.

Самоотношение.

В тексте видна сильная антипатия к себе.

  • Присутствует саморазоблачение, выражение недовольства своими человеческими качествами. Говорит о себе, как о злой, вспыльчивой личности. Считает, что не учится на своих ошибках.
  • Текст эмоционально негативно заряжен, слышатся презрительные, разоблачительные интонации в свой адрес.
  • Наиболее вероятен вариант, когда кажущееся тотальное неприятие себя скрывает те или иные защитные тенденции. Это значит, что можно говорить об амбивалентном или противоречивом самоотношении.

Однозначный общий вывод о самоотношении в целом сделать довольно трудно, в силу его противоречивости.

Интерпретация текста.

Явное наличие проблем, эмоциональная напряженность.

При нарастании у испытуемого проблем, усилении у него эмоциональной напряженности, в тексте усиливается выраженность соответствующей акцентуации и, следовательно, возрастает количество характерных для этой акцентуации выявляемых диагностических показателей. Увеличивается и частота встречаемости неспецифических признаков психологической дезадаптации: прямое указание на наличие проблем, жизненных трудностей, неразрешимых противоречий, противоречивость, непоследовательность, дезентегированность текста.

Тип личности.

По этой методике сложно дать полный портрет личности, так как самоописание получилось довольно сдержанное. Однако можно сказать, что у девушки на душе не спокойно, что она психастеник (боится сделать больно близким, опасается, что не учится на своих ошибках, хочет делать как лучше, а получается как всегда), а также о её депрессивности, тревожности. Гипотеза о типе личности: паранойяльный, психостеник, гипертемик.

Защитные механизмы.

В тексте можно выявить такие защитные механизмы, как отрицание, возможно — перенос проблем на других (довольно легко открывается, рассказывает о серьезных проблемах) и подавление. Наблюдается также некоторый инфантилизм из-за стилистики написания текста.

Характер.

Общительная, скорее спокойная (хотя не всегда – иногда бывает вспыльчивой), добрая, заботливая, веселая и легкая в общении. При этом обладает большим количеством внутренних противоречий, сама по себе довольно тревожная, депрессивная.

Мотивы и ценности

Мотивы – контроль за собой, и всем тем, что происходит вокруг. Ценности – общение и отношения с семьей и друзьями, самоутверждение, саморазвитие.

12 стр., 5561 слов

Проведение и интерпретация результатов комплекса методик, исследующего ...

... в себе, своих возможностях. Личности, профили которых акцентуированы по 2-й шкале, способны на отказ от ... Говорит разборчиво, грамотно, многоречива. Жаргонную речь не использует. Подчерк не разборчивый, без грамматических ошибок. Испытуемая ... испытуемая относится с уважением, следит за фигурой, за внешностью. К своему здоровью тоже подходит ответственно.В коллективе общении устанавливает довольно ...

Что у человека на душе?

Состояние не стабильное. Возможно, находилась или находится на стадии кризиса. Есть некоторые томления в душе, многие вещи сильно волнуют и, возможно, мешают достичь чего-то. Если всё это преодолеть – сможет достигнуть большего, добиться своих целей.

Вывод:

Проанализировав текст, я считаю, что можно сделать довольно благоприятный прогноз. Не смотря на явную эмоциональную напряженность и довольно негативных характер самоописания, испытуемая показывает нам свое стремление к саморазвитию, самореализации. Она знает, к чему ей нужно стремиться, и понимает, от чего нужно избавиться. Самооценка занижена, но не критично – она все-таки верит в себя и свои силы.

Хочется отметить, что у испытуемой были события в жизни, которые могли серьезно повлиять на благоприятное становление личности, однако несмотря на всё это она сумела научиться преодолевать свои неприятности, оставаясь спокойной, смогла двигаться дальше, доверять людям и т.п. Противоречия, которые хорошо заметны как в тексте, так и по поведению, разговорам с испытуемой, на мой взгляд, являются не проблемой, а лишь характеристикой личности. Также стоит упомянуть о том, что испытуемая – довольно активная личность. Она общительна, имеет “вкус к жизни” — занимается разными интересными вещами, и даже несмотря на то, что она часто бросает начатое, она продолжает искать что-то подходящее. Мне кажется, что если она постарается, и сможет преодолеть все стоящие перед ней препятствия — она сможет достигнуть собственной внутренней гармонии, забыв о депрессиях и своих тревогах.

Анализ методики многостороннего исследования личности (ммpi).

Получаемый профиль по этой методике характеризует особенности личности и актуальное психическое состояние

  • Тест правдивый, потому что разность значений по шкалам F-K = 2, что в свою очередь входит в диапазон для женщин. (Значения оценочных шкал — L = 43, F = 66, K = 39).
  • Сочетание 1-2-3 шкалы (1ая =63, 2ая=53, 3ая = 74) По этим шкалам можно сказать, что моей испытуемой близок конверсионный синдром, он же невротическая симптоматика. Конверсионный синдром – это функциональные расстройства чувствительно-двигательной сферы и деятельности внутренних органов, не обнаруживающие органической основы. То есть, если испытуемая не хочется что-то делать или куда-то ехать, то у него начинает болеть голова, конечности и т.д.

По шкалам и их сочетаниям:

Третья шкала – значение (74) говорит о том, что устранение тревоги достигается главным образом за счет вытеснения из сознания обусловливающих ее факторов. Повышение на третьей шкале отражает характерную для лиц с высокой способностью к вытеснению тенденцию к демонстративному поведению. Высокий уровень вытеснения позволяет игнорировать отрицательные сигналы со стороны окружающих, сохранять высокую самооценку и обусловливает самолюбование, стремление «играть себя» в соответствии с принятой в данный момент ролью. Как правило, лица с пиком профиля на третьей шкале стремятся быть в центре внимания, ищут признания и поддержки и добиваются этого хотя и косвенными, но настойчивыми действиями. Они склонны к фантазированию, которое иногда неузнаваемо преобразует для них реальную ситуацию.

Большое значение имеет соотношение уровня профиля на третьей шкале и шкале К. (74 и 39) Чем выше профиль на шкале К при пике его на третьей шкале, тем тоньше проявления демонстративности и тем реже встречаются грубые конверсионные симптомы. По-видимому, отражающаяся в повышении профиля по шкале К тенденция отрицать неуверенность, трудности и любые формы неблагополучия ограничивает наиболее яркие внешние проявления демонстративности, незрелости и эгоцентризма. В нашем случае значение по шкале K наоборот занижено – значит мы можем говорить о демонстративности и принятие неуверенности, трудностей.

Пятая шкала – самое высокое значение (88) = говорит о сильно завышенной мускулиности. По мере повышения профиля на пятой шкале у женщин повышаются непринужденность и уверенность в себе, предприимчивость и последовательность внутренне мотивированного поведения, доминантность и гетероагрессивные тенденции. Для женщин с выраженными повышениями профиля на пятой шкале характерны дифференцированные интересы, часто лежащие в области науки и техники, склонность к выбору мужских профессий и занятий, решительность и низкая сензитивность. В ситуациях, требующих принятия традиционно женской роли (в частности, при гетеросексуальных контактах), у них может возникать тревога, которая однако, уменьшается, если и в этих ситуациях удается сохранить привычную доминантность поведения. Повышение профиля на пятой шкале характерно для девушек, отличающихся мальчишескими формами поведения и недостаточно дифференцированной сексуальностью.

Восьмая шкала – довольно высокое значение по этой шкале (70) говорит о шизоидном типе личности испытуемой. Даже незначительные фрустрации ведут к возникновению стойких и длительных отрицательных эмоций, а компенсация достигается путем дистанцирования (т.е. тенденции к соблюдению “психической дистанции” между собой и окружающим миром, которая позволяет воспринимать происходящее как бы “со стороны”) и ухода из окружающей среды во внутренний мир. Для лиц с высоким уровнем профиля на восьмой шкале характерна ориентировка главным образом на внутренние критерии, утрата способности к интуитивному пониманию окружающих, к проигрыванию их ролей (т.е. способности поставить себя на место того или иного из окружающих людей) и в связи с этим нарушение адекватного эмоционального реагирования. Поскольку в силу неудовлетворенности и ранимости четко сформулированное представление о социальной ситуации у этих лиц часто оказывается источником напряженности, длительных и интенсивных отрицательных эмоций, они избегают ясных и четких формулировок и у них отсутствует четкое представление о том, как именно они должны вести себя в той или иной ситуации или чего именно ждут от них окружающие.

Снижение профиля по нулевой шкале говорит о том, что имели место широкие, но формальные и поверхностные контакты. Если склонность ориентироваться на внутренние критерии и коммуникативные затруднения сочетается с вызванной этими затруднениями тревожностью (что, в частности, характерно для юношей и девушек с выраженными чертами инфантильности), то профиль методики многостороннего исследования личности может характеризоваться изолированным и более или менее равномерным подъемом на седьмой и восьмой шкалах. Т.к. повышение профиля на седьмой и восьмой шкалах наблюдается при наличии и других пиков профиля, это значит, что их соотношение отражает склонность к возникновению устойчивых стереотипов отклоняющегося поведения (из за относительном преобладании восьмой шкалы над седьмой).

Девятая шкала – ее значение (71) говорит нам о гипертемия – оптимизме испытуемой, о том, что она часто отрицает свою тревогу.

Лица с умеренным повышением профиля на девятой шкале характеризуются оптимистичностью, общительностью, способностью к высокой активности, непринужденностью в общении. Они охотно вступают в контакты и при этом производят на окружающих впечатление людей приятных, веселых, отличающихся широкими интересами и энтузиазмом, охотно высказывающих свое мнение и готовых поделиться впечатлениями.

Для лиц этого типа характерны эмоциональная яркость, умение испытывать удовольствие от жизни, реалистическое, образное мышление и отсутствие приверженности к жесткой схеме. Они легко становятся “душой общества”, хорошо приспосабливаются к переменам и даже стремятся к ним. В том случае, если повышенная самооценка, способность игнорировать затруднения, большая, но плохо организованная активность, отражающиеся в пике профиля на девятой шкале, сочетаются с высокой способностью к вытеснению отрицательных сигналов, демонстративностью, эмоциональной незрелостью и эгоизмом, то в профиле методики многостороннего исследования личности обычно отмечается более или менее выраженное повышение и на третьей шкале. Часто это личности артистического склада, чей энтузиазм, способность к длительным усилиям и эффективность возрастают в присутствии большой аудитории. Высокая активность, постоянное стремление к действию в сочетании с тревожностью могут выражаться в подъемах профиля на седьмой и девятой шкалах. Высокая активность, отражающаяся в подъеме профиля на девятой шкале, обусловливает легкость совершения тех или иных поступков, часто недостаточно продуманных, а высокая тревожность, отражающаяся в подъеме профиля на седьмой шкале, приводит к последующему тщательному анализу своих действий, постоянным сомнениям в правильности уже совершенного. Если аутизация, ориентировка на внутренние критерии, затруднения межличностных контактов сочетаются с повышенной отвлекаемостью и неспособностью длительно фиксировать внимание, то в профиле методики многостороннего исследования личности это обычно отражается в повышении профиля на восьмой и девятой шкалах. Такое сочетание свидетельствует о недостаточной способности к последовательным действиям и логическим построениям в связи с тем, что результаты таких действий и умозаключений вызывают тревогу.

Нулевая шкала – значение по этой шкале (34) говорит о экстроверсии испытуемой. Снижение уровня профиля на нулевой шкале отражает стремление к межличностным контактам и интерес к людям. Испытуемые с таким типом профиля общительны, эмоционально отзывчивы, синтонны, у них хорошо развиты навыки общения. Лица этого типа охотно принимают на себя общественные обязанности, имеют большое количество межличностных контактов в различных сферах и испытывают от осуществления этих контактов большое удовольствие. Если профиль на нулевой шкале резко снижен, то обычно это свидетельствует о наличии настолько большого числа контактов, что их осуществление неизбежно сопровождается мимолетностью и поверхностью общения. В наибольшей мере выраженность экстраверсии определяется спонтанностью поведения (т.е. способностью к активным действиям, не вызываемым непосредственными внешними стимулами — качеством, высоко коррелирующим с биологическими характеристиками, определяющими преобладание эрготропного тонуса).

По мере увеличения спонтанности поведения в осуществлении межличностных контактов возрастает потребность в социальных связях, в общении с новыми людьми, живость эмоционального отклика, способность переносить неизбежные трения без реакций тревоги и подавленности, т.е. нарастает социальная экстраверсия. В этом случае в методике многостороннего исследования личности обычно наряду со снижением профиля на нулевой шкале отмечается повышение его на шкалах девятой и К, а нередко и на третьей шкале. (В нашем случае значения третей и девятой шкал завышены(74 и 71), однако значение по шкале К — довольно низкое (39)) Когда уровень профиля повышен на девятой шкале, а также отмечаются низкие показатели по шкале К – это говорит о том, что лица с таким характером профиля отличаются независимостью, упорством в достижении цели, склонностью руководить окружающими (особенно нижестоящими) и критически относиться к получаемым указаниям и господствующим авторитетам. Принципы, которыми они руководствуются, могут быть достаточно прочными, но обычно это принципы не конвенциально обусловленные, а формирующиеся на основе личного опыта. Пик профиля на восьмой шкале при снижении его на нулевой также отражает своеобразие подхода к межличностным отношениям, которые в этом случае выражаются в обширных, но плохо организованных и лишенных адекватной эмоциональной окраски контактах.

Вывод:

  • Сочетание 1-2-3 шкал говорит о невротической симптоматикик.
  • Различные показатели по разным шкалам и наличие нескольких пиков, говорит о том, что испытуемая – очень разносторонний человек => Тип личности – мозаичный.
  • Полученные результаты показывают нам а) тенденцию испытуемой к межличностному общению, её интерес к людям, б) шизоидность испытуемой, в) оптимизм испытуемой, то, что она часто отрицает свою тревогу, г) что устранение тревоги достигается главным образом за счет вытеснения из сознания обусловливающих ее факторов, д) завышенную мускулиность (доминантность и гетероагрессивные тенденции) испытуемой.

Анализ опросника 16 личностных факторов (16лф)

Фактор N низкий (2) – Наивная, прямая, бестактная. Эмоционально не дисциплинированна, непосредственна, довольна достигнутым, естественна, непочтительна. Низкие оценки свидетельствуют о грубости, бестактности, прямолинейности, неумении ясно мыслить, об отсутствии проницательности и социальной ловкости. Это обычно наивные, открытые люди, общительные, компанейские, любящие простые естественные вещи и чувственные радости. Они плохо понимают мотивы поведения окружающих, все принимают на веру, легко загораются общими увлечениями, сентиментальны, чувствительны, не могут обуздать логикой эмоции, не умеют хитрить и ловчить, ведут себя естественно, просто и грубовато. В групповых взаимоотношениях лица с низкими оценками по фактору N вызывают больше доверия и симпатии, особенно у детей.

Фактор H высокий (9) – смелость. Общительная, отзывчивая, оживляется в присутствии лиц противоположного пола, имеет эмоциональные и артистические интересы, дружелюбная, импульсивная и беззаботная, любит быть на виду. Высокие оценки свидетельствуют о невосприимчивости к угрозе, смелости, решительности, тяге к риску и острым ощущениям. Обследования лиц с Н+ показывают, что они свободно вступают в контакты, не испытывают трудности в общении, охотно и много говорят, не теряются при столкновении с неожиданными обстоятельствами, о неудачах быстро забывают, не делают надлежащих выводов из пережитых наказаний.

Фактор L очень высокий (10) – Ревнивая, недоверчивая, завистливая, фиксируется на неудачах, раздражительна, высокомерна — завышенная самооценка, склонна к соперничеству. Лица с высокими оценками по фактору с самого начала подходят ко всем людям с предубеждением, настороженно, во всем ищут тайны, ждут от всех подвоха, никому не доверяют, считают своих друзей способными не нечестность, неоткровенны с ними. В коллективе они держатся обособленно, пекутся только о себе, завидуют успехам других людей, считают, что их недооценивают, уделяют мало внимания оценке их достижений.

Фактор М высокий (8) – Увлечена фантазиями, поглощена идеями, неуравновешенна, легко приходит в восторг, ориентирована в основном на собственные желания, эксцентрична и интересуется абстрактными проблемами. Высокие оценки характерны для лиц с богатым воображением, выдумщиков, фантазеров, ориентированных только на собственные желания, погруженных в себя, витающих в облаках, не обращающих внимания на повседневные дела и обязанности. Их поведение отличается эксцентричностью и своеобразием. Они не заботятся о том, чтобы носить такую же одежду, как все, или делать то же самое, что все. У них самобытное мировоззрение и своя собственная, неповторимая манера поведения. Вероятно, это основная черта, отличающая творчески одаренных лиц независимо от рода деятельности.

Вывод:

Испытуемая является очень эмоциональным, общительным, открытым и наивным человеком, при этом, проявляющим большую смелость и решительность в столкновение с трудностями и неожиданными обстоятельствами. При этом к другим людям она явно относится с опаской, сразу никому не доверяет. Также она обладает довольно высокой самооценкой и часто фантазирует – бывает погружена в себя и свои мысли. На многое имеет свою собственную, своеобразную точку зрения, а также особенную манеру поведения.

Анализ методики исследования самоотношения (мис)

  • Шкала IV повышена (8) – “отраженное самоотношение”. Содержание данного фактора отражает представление субъекта о том, что его личность, характер и деятельность способны вызывать у других уважение, симпатию, одобрение, понимание и т.п. — или противоположные им чувства. Важно подчеркнуть, что речь идет не о действительном отношении других людей, а о предвосхищаемом, отраженном отношении других людей, то есть о самоотношении самого субъекта.
  • Шкала V (7) — “самоценность”. Положительный полюс фактора отражает ощущение ценности собственной личности и, одновременно, предполагаемую ценность своего “Я” для других. Шкала отражает эмоциональную оценку себя, своего “Я” по внутренним интимным критериям духовности, богатства внутреннего мира, способности вызывать в других глубокие чувства.
  • Шкала VI (5) — “самопринятие”. В основе фактора лежит чувство симпатии к себе, согласия со своими внутренними побуждениями, принятия себя таким, какой ты есть, пусть даже с некоторыми недостатками. Фактор связан с одобрением своих планов и желаний, снисходительным, дружеским отношением к себе.
  • Шкала VII понижена (2) – “самопривязанность”. Это говорит о сильном желание изменений, неудовлетворенности собой, тяге к соответствию идеальным представлением о себе, а также о желании развития собственного “Я”.

  • Шкала VIII повышена (8) – “внутренная конфликтность”. Связана с наличием внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой. Также просматриваются тенденции к чрезмерному самокопанию и рефлексии, протекающие на общем негативном эмоциональном фоне отношения к себе. По общему психологическому содержанию данный аспект самоотношения можно обозначить как чувство конфликтности собственного “Я”. Данная шкала отражает чувство конфликтности и амбивалентности, направленное на себя

  • Шкала IX (6) – “самообвинение”. Индивид, соглашающийся с самообвинением, отрицательными эмоциями в адрес своего “Я”, готов поставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки. Все связанные с этим переживания могут иметь место независимо от того, приписывает ли индивид собственные неудачи и промахи себе самому или некоторым неподвластным ему обстоятельствам.

Вывод:

У испытуемой сильно завышена самооценка, она считает, что всем и всегда должна нравиться, что все должны ее уважать. Однако она не полностью довольна собой, у нее есть стремление к развитию собственного “Я”. Общий эмоциональный фон отношения к себе – негативный, много внутренних конфликтов. Испытуемой свойственны противоречивость, не согласие, рефлексия и постоянное самокопание.

Анализ опросника кейрси.

Опросник Кейрси предназначен для диагностики типов личности, предложенных в описательной типологической концепции Майерс-Бригс источником для которой послужили некоторые представления и понятия К.Юнга о психологических типах. Согласно теории типологии, каждый из нас от рождения предрасположен к определенным личным предпочтениям. Существуют четыре пары противоположных предпочтений:

7 — Экстравертный (Е)

или

3 — Интровертный (I)

12 — Сенсорный (S)

или

8 — Интуитивный (N)

11 Мыслительный (T)

или

9 — Чувствующий (F)

13 Решающий (J)

или

7 — Воспринимающий (P)

(Перед названиями написаны получившиеся результаты)

SJ – тип.

Полученный нами результат составил следующую комбинацию предпочтений: ESTJ (Экстраверт, сенсорный (любит точные ответы на точные вопросы, делает, а потом думает) , мыслительный ( может быть невозмутима в разных ситуациях, может участвовать в спорах) , решающий (отводит место для каждой вещи, не любит сюрпризы).

ESTJ лидер, ответственный, долг, иерархия; порядок, практичный; открытый; все по плану, без глупостей и лишних выдумок; бесхитростный, исполнительный, цельная натура.

Также, при подсчете данных мы получили не яркую личность (10).

Анализ опросника уровня субъективного контроля (уск)

Получены данные: Ио – 5 стенов, Ид – 6 стенов, Ин – 5 стенов.

Шкала общей интернальности Ио.

Показатель по этой шкале составляет 5 стенов. Это соответствует среднему уровню контроля над любыми значимыми ситуациями. Испытуемая, считает, что события жизни являются как результатом его действий, что она может управлять событиями и чувствует ответственность за них, так и тем, что от него ничего не зависит и события жизни являются результатом случая.

Шкала интернальности в области достижений Ид

Показатель по этой шкале составляет 6 стенов. Это соответствует среднему уровню контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Испытуемая склона думать, как то, что всего хорошего в жизни она добилась сама и считает, что с успехом способна преследовать свои цели в будущем, так и то, что всё хорошее происходит случайно и всё зависит от удачливости человека.

Шкала интернальности в области неудач Ин

Показатель по этой шкале составляет 5 стенов. Это соответствует среднему уровню развития чувства субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям, что проявляется в склонности обвинять себя в разнообразных неудачах, неприятностях и страданиях, но и не забывать, что неудача может зависит не от неё, а от какой-нибудь случайности

Анализ краткого ориентировочного теста (кот).

Это тест умственных способностей. Испытуемая выполнила 30 заданий, 20 из которых оказались правильными. Это достаточно высокий уровень, который соответствует человеку, имеющему среднее образование,

но не дотягивает до нормы студента МГУ.

В ходе данного теста было выявлено:

  • Способность индивида к обобщению и анализу материала (задания на пословицы были успешно выполнены)
  • Гибкость мышления
  • Инертность мышления, переключаемость (вполне быстрое переключение с одного вида деятельности на другой)
  • Были замечены отвлечения в ходе выполнения задачи
  • Довольно быстрое и точное восприятие задания
  • Грамотность
  • Оптимальная стратегия – пропуск заданий, в которых необходимо долго считать

Анализ рисунка несуществующего животного.

(РНЖ)

Семантика пространства проективного рисунка.

Как свидетельствует практика и экспериментальные исследования, пространство рисунка семантически неоднородно. листе левая сторона и низ рисунка связаны с отрицательно окрашенными эмоциями, депрессией, неуверенностью, пассивностью. Правая сторона и верх – связаны с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действий. (На рисунке испытуемой самое основное – хвост и солнце — расположены справа, а слева сверху — написано имя животного).

Сдвиг вправо рисунка может свидетельствовать об акцентировании будущего, мужских черт характера, стремлении к контролю над ситуацией, ориентации на окружающих, экстраверсии.

Рисунок расположен по средней линии, чуть выше середины листа бумаги (это является нормой).

Голова, направленная влево — тенденция к рефлексии, к размышлению, «не человек действия». Лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализовываться. Нередко это также — нерешительность, страх перед активными действиями (вариант: отсутствие ли тенденции к действию или боязнь активности — следует решить дополнительно).

Графологические аспекты интерпретации

Уровень наличных технических средств воплощения образа в графике – рисунку характерна уверенная линия со средним равномерным нажимом и четкими соединениями — это соответствует норме. Контуры линий в некоторых местах не сходятся – это возможно трактовать как легкая напряженность, неуверенность и проблемы с самоконтролем. Рисунок занимает более 2/3 листа, это говорит об аффективности, эгоцентризме, придавание повышенного значения собственной персоне. В терминах типов личности это трактуется как демонстративность.

Содержательный анализ рисунка.

  • Фон – тревожность.
  • Морда повёрнута влево – ориентация на прошлое.
  • Пушистый хвост – чувствительность.
  • Волосы, хвост, ресницы – демостративность.
  • Хвост вниз – пессимизм.
  • Стоит не устойчиво – не уравновешена, не устойчива (а также тонкие ножки, можно сказать что их почти нет) .
  • Проблемы с реализацией инструментальных целей.
  • Маленькие крылья – не верит в свои силы, хочет много, делает мало.
  • Лапы с когтями – агрессия (плотоядное животное).
  • Тяжелый хвост – возможно что-то тянет вниз, в прошлое.
  • Толстые и четкие линии – тревожность, напряженность.
  • Штриховка, пятна – паранойяльность.

Общее впечатление

Видна экспрессия, некоторые признаки агрессии (когти), общая ориентация и тяга к прошлому, не устойчивость, тревожность, демонстративность, паранойяльность. Испытуемая относится к своему рисунку весьма трепетно, когда рисует – старается, можно говорить о идентификации с рисунком. Испытуемый тем тесней идентифицируется с образом, чем выше его оценивает. (Испытуемая осталась очень довольна своим рисунком, очень подробно рассказывала о нем, явно старалась)

Интегративный портрет личности.

Я опросил двух человек, которые общаются с испытуемой достаточно долго и часто. Им надо было рассказать о Кате — как они к ней относятся, а также — что она за человек.

Ксения, 20лет: Я знаю Катю довольно давно, еще со школы — она всегда была очень хорошей, доброй и отзывчивой как со мной, так и со всеми остальными. Я считаю ее одной из своих лучших подруг, потому что на нее всегда можно положиться, и потому что мне с ней всегда весело и интересно. Еще хотелось бы сказать, что она очень мирная, всегда решает все мирным путём. Со мной ссорится редко, со своим молодым человеком – чуть чаще, однако обычно всё заканчивается хорошо. Наверно, всё”.

Алексей, 20 лет: “С Катей я общаюсь уже около 4-5 лет, и на протяжении всего этого времени она не давала мне повода подумать о ней плохо. Я считаю ее по настоящему яркой и удивительной личностью, мне кажется, что такой человек будет к месту всегда и везде. Она очень общительная, дружелюбная, при чем со всеми. Зла долго в голове не держит, с ней не возможно ссориться. Побольше бы таких людей!

Проанализировав сказанное, можно сделать вывод, что испытуемая очень общительная, позитивная и легко идущая на контакт девушка. Не любит ссориться и ценит дружбу и общение с близкими ей людьми, готова всегда помочь и поддержать их в трудную минуту.

Интегративный портрет личности.

У испытуемой явно есть различные переживания, существует некоторый поиск самоутверждения, себя, она не сильно удовлетворена своими способностями, жизнью и личностными характеристиками. (Методика самоописания – говорит о себе в весьма негативном ключе) Внутренние конфликты (МИС – высокая 8ая шкала).

Испытуемая пытается оправдать ожидания окружающих ее людей, хочет чтобы все было “как надо”, но при этом пытается бороться со своими переживаниями и решать проблемы. Она также обладает хорошими умственными способностями, и набором хороших личностных характеристик. (Самоописание, результат КОТ – 20 из 30 решено верно, из результатов MMPI и 16ЛФ можно выделить полезные качества, такие как оптимизм, общительность(экстраверсия), смелость, уверенность).

Из методики самоописания — есть внутренние конфликты, выставляется на показ постоянная противоречивость. Хорошие результаты в методике МИC: шкала 4 повышена – считает, что должна всем нравиться, что говорит о завышенной самооценке, шкала 7 понижена – Не очень довольна собой, шкала 8 повышена – что говорит о внутренних конфликтах и несогласии. (Связь с противоречивостью в методике самоописания) На мой взгляд, это всё и правда так.

У испытуемой скорее всего хорошо работает механизм подавления тревоги, в связи с чем она оптимистична и общительна. В подтверждении — Методика 16ЛФ (повышение по фактору H — говорит о том, что она общительна, отзывчива и дружелюбна.) + экстраверсия в MMPI (0 шкала) и КЕЙРСИ (E).

Даже в РНЖ = “Она всегда хотела большую дружную семью, хотя ее роду это не свойственно” – говорит об открытости, желании соц. взаимодействия, общения, экстраверсии.

Состояния испытуемой можно охарактеризовать как нестабильное. Она общительная и открытая, но при этом тревожная и депрессивная. (MMPI) Она вечно мечтает о том, что могло бы быть, а не думает о реальной жизни. (16PF — шкала М завышена – увлечена фантазиями).

Чтобы управлять своими переживаниями, эмоциями, требуется одобрение, помощь других, близких ей людей — на пример молодого человека, сестры, друзей. (Самоописание, интервью) Несмотря на все сложные моменты, которые она пережила — она верит в себя, верит в людей вокруг, и не замыкается в себе, как могли бы сделать многие другие. Она смело встречается со всеми своими проблемами лицом к лицу. (16ЛФ – высокие показатели по шкале смелости(H))

Защитные механизмы испытуемого:

По результатам ЗМЛ можно выделить 2 защитных механизма — регрессию (на границе – 50%) и проекцию (выше нормы – 60%).

Регре́ссия (лат. Regressus — обратное движение) — защитный механизм, являющийся формой психологического приспособления в ситуации конфликта или тревоги, когда человек бессознательно прибегает к более ранним, менее зрелым и менее адекватным образцам поведения, которые кажутся ему гарантирующими защиту и безопасность.

Прое́кция (лат. projectio — бросание вперед) — психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне. Человек приписывает кому-то или чему-то свои собственные мысли, чувства, мотивы, черты характера и пр., полагая, что он воспринял что-то приходящее извне, а не изнутри самого себя. Впервые описан Зигмундом Фрейдом.

Если говорить в общем, по результатам всех тестов, то мы можем говорить о таких защитных механизмах, как отрицание (она не всегда признает все проблемы), подавление(уменьшает значимость проблем), противоречивость — мне кажется все эти противоречия используются как некий способ защиты, некоего упрощения. (См. методику самоописания, “НЕ Я”, интервью)

Наиболее соответствует испытуемой мозаичный тип личности — из методик ММPI, самоописания и др. — она является очень разносторонним человеком. Плюс к этому у нее присутствуют тревожные тенденции, паранойяльность — из самоописания, из РНЖ (когти, лапы), и из MMPI. Она общительная, открытая, слушает и прислушивается к мнению людей вокруг, а значит – она социально адаптивна. (MMPI, 16ЛФ, РНЖ + подтверждение со стороны 2ух опрошенных мною её знакомых)

Характер испытуемого.

Испытуемую нельзя назвать полностью эмоционально зрелой личностью. Это проявляется в не способности управлять своими эмоциями и настроением (тревожность, паранойальность из MMPI и РНЖ — штриховка), быть уверенной в себе — она может, но видимо не всегда и не во всём. Также у неё довольно сильно выражены мужественные черты — MMPI завышенные результаты по шкале 5.

Отношение к окружающим – испытуемая очень общительна, открыта. В то же время она не практична, не всегда уравновешена, и мечтательна — 16ЛФ, высокое значение по шкале М. Испытуемая чувствительна к замечаниям и упрекам — 16ЛФ (повышение по фактору О); самоконтроль чуть хуже среднего (Q3).

Она заботится о впечатлении, которое она производит на окружающих своим поведением, о своей общественной репутации и ей интересно, что о ней думают окружающие – РНЖ: волосы, хвост, ресницы – говорят о демонстративности.

Локус контроля у испытуемой находится в норме — УСК: Ио, Ид и Ин находятся в норме. (Значения — 5,6,5) Также у неё не плохие интеллектуальные способности — КОТ (из 30 решенных — 20 решено верно).

Также можно добавить, что испытуемая «добрая», «заботливая», «общительная», «ленивая» — из методики самоописания. Её можно охарактеризовать как человека долга, порядка, иерархии. Она открыта, делает все скорее по плану, отводит место для каждой вещи, возможно так пытаясь наладить свою жизнь. — КЕЙРСИ (ESTJ).

Особенности самооценки, самоотношения. Считает что должна всем нравиться, самооценка достаточно высокая. Это подтверждается высокой самоценностью — из опросника МИС (подъем по 4 шкале), в РНЖ, самоописании.

Мотивы испытуемого – быть успешной за счет своих способностей как умственных, так и черт характера, найти дело, которым ей по настойщему понравится заниматься. Ценности испытуемого – саморазвитие, самоутверждение, общение, семья, отношения — из методики самоописания, интервью и РНЖ — животное хочет иметь большую веселую семью, быть счастливым.

В отношении с другими испытуемая успешна. Она ориентируется в своем поведении на социальную оценку (социальное одобрение), это дает ей ощущение гармонии с окружающими и обеспечивает социальную адаптацию – РНЖ, демонстративность – хвост. При этом она производит впечатление человека благоразумного, доброжелательного, общительного, имеющего широкий круг интересов. Испытуемая умеет приспособиться к широкому кругу людей и благоприятно выглядеть в их глазах. – из автобиографии (рассказывает о своих друзьях, знакомых), мнения 2ух опрошенных знакомых. Хотя испытуемая бывает и не очень доверчива к окружающим — из методики 16ЛФ (повышение по фактору L).

В то же время наблюдается незначительная агрессия, защищенность от общества, тревожность — из методики РНЖ (особенности линий, когти).

Прогноз

Благоприятный. В жизни моей испытуемой были некоторые тяжелые моменты, которые ей было сложно пережить, однако были также и хорошие моменты, о которых она также не должна забывать. Она умна, целеустремленна и вполне перспективна. У нее множество разных увлечений, каждое из которых при желании может превратиться в полноценную деятельность, работу, дело всей жизни (которое она так ищет).

Ей нужно преодолеть свою лень, больше думать о том хорошем, что ее окружает. А окружают ее люди, которые относятся к ней очень хорошо — её доброжелательность и общительность затмевают все плохие качества, которых, к слову, у неё не так уж и много. Она явно хорошо адаптирована к жизни в социуме – что в свою очередь является прогностически благоприятным признаком. Такие люди просто обязаны жить счастливо и дарить это счастье окружающим. В будущем новых психологических кризисов быть не должно. Скорее наоборот, мне кажется, что скоро она расправится с остатками всех своих переживаний и разочарований, перестанет лишний раз “загоняться” и будет двигаться вперед, навстречу светлому будущему, в котором ее ждет только хорошее.

Обратная связь

В обратной связи я расскажу испытуемой о результатах каждой методики по отдельности, о своём общем впечатлении результатами всех методик, а также о том, о чём я писал в интегративном портрете и прогнозе. Затем я спрошу у неё, всё ли ей понятно, нет ли у нее каких-то вопросов по результатам. Если будут вопросы – я на них отвечу, если же их не будет – мы немного поговорим о её дальнейших планах и разойдёмся.

(?)