Анализ современного урока

6

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему:

«Анализ современного урока»

Введение

Основополагающим условием развивающей и развивающейся школы является выполнение учителями основной функции — быть стимулирующим началом в развитии личности каждого ученика. Ориентируясь на гуманизацию обучения, на формирование личности учащегося, признание ее целостности и необходимости для современного общества.

За период своей профессиональной деятельности учитель в среднем дает более 25 тысяч уроков. Уроку отводится не менее 98% учебного времени. Каждый школьник за годы своего ученичества посещает почти 10 тысяч уроков. С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков. Каждый новый урок — это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры.

В связи с чем, считаю актуальным исследовать теоретические аспекты анализа современного урока.

Целью данной работы является исследование анализа современного урока. Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:

— Исследовано понятие современного урока, его функции и требования, предъявляемые к современному уроку;

— Дана схема комплексного психолого-педагогического анализа урока;

— Приведена справка по анализу урока.

1. Современный урок: понятие, функции, требования

Современный урок — это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

Для осуществления всех сложных задач не может быть раз и навсегда установленного типа урока, с застывшими навечно этапами и стандартной последовательностью их осуществления. В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. Развитие способностей ученика — основная задача личностно-ориентированной педагогики, и «вектор» развития строится не от обучения к учению, а, наоборот, от ученика к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию.

3 стр., 1395 слов

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАТЬИ

... Новизна работы определяется тем, что в ней: 1) осуществлен подход к психологическому анализу кризиса 3 лет в широком контексте концепции генезиса коммуникативной деятельности ребенка; 2) ... частота и распространенность. На основе этих данных вычислялся условный коэффициент значимости симптома. Анализ динамики развития симптомов включал определение сроков и последовательности появления каждого из них ...

Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки нужны), а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому учителем содержанию. Замысел современного урока заключается в создании учителем условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка.

Исходной идеей современного урока является представление о единстве обучения, воспитания и развития. В соответствии с этой идеей должен конструироваться и осуществляться каждый урок. В ней находит свое выражение логика современной теории обучения и в определенной степени социальный заказ общества системе образования. Образовательный аспект связан с расширением объема, развивающий — со структурным усложнением усваиваемого содержания, воспитательный — с формированием отношений.

Общей функцией урока является целостное формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения.

Под этим подразумевается следующее:

1. Вооружение учащихся глубокими и осознанными знаниями, использование этого процесса для всестороннего развития личности;

2. Обучение учащихся собственной деятельности по овладению знаниями;

3. Формирование прочных мотивов учения, постоянного самосовершенствования, самообучения, самовоспитания;

4. Эффективное воздействие урока на умственное развитие учеников;

5. Воспитание волевых качеств, мотивов и опыта поведения;

6. Формирование нравственных основ личности, ориентированных на общечеловеческие ценности;

7. Воспитание культуры чувств и т.д.

К современному уроку предъявляют следующие требования:

1. Логически завершенный, целостный учебно-воспитательный процесс;

2. Основная форма обучения и воспитания в школе;

3. На каждом уроке осуществляется комплексное решение задач образования, воспитания и развития школьников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

4. Урок строится на основе научно-теоретических положений;

5. Оптимальным называется такое обучение, которое обеспечивает достижение максимальных возможностей для данных условий результатов в образовании, воспитании и развитии при рациональном расходе времени;

6. На каждом уроке реализуется принцип научности, выражающийся в соответствии содержания урока, методов и форм организации учебной деятельности уровню современной науки;

7. Принцип научности предполагает ознакомление учащихся с доступными методами науки, формирование научного подхода к осмыслению действительности;

8. Каждый урок носит целенаправленно воспитывающий характер, т.е. решение задач умственного, трудового, нравственного, эстетического, физического воспитания;

9. Осуществляется основная дидактическая задача — вооружение глубокими знаниями, общеучебными навыками и умениями;

10. Развиваются умения самостоятельной работы, потребность в самообразовании;

11. Полноценный урок формирует у учащихся уровни усвоения знаний и способов деятельности, осознанное восприятие, применение по образцу и творческое их применение в разных ситуациях;

15 стр., 7309 слов

Применение средств наглядности на уроках обучения грамоте

... загромождать уроки большим количеством пособий, ибо это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. В практике обучения применение наглядных средств со словом учителя. Знание ... к изучению проблемы комплексного использования средств наглядности на уроках обучения грамоте в начальной школе 1.1. Принцип наглядности в трактовке отечественных и зарубежных педагогов и ...

12. На уроках необходимо осуществлять межпредметные связи как основы формирования системы мировоззренческих понятий;

13. На уроках систематически необходимо проводить повторение, закрепление знаний, умений, навыков, что должно быть направленно на осмысление и усвоение ключевых идей урока;

14. Существенной стороной урока является систематический контроль за качеством знаний, умений и навыков, позволяющий выявить пробелы и наметить пути их преодоления с учетом индивидуального подхода;

15. В соответствии с целями и задачами урока, его содержанием и методами необходимо применять разнообразные средства обучения, включая технические, дидактические, наглядные, максимально используя возможности кабинет;

16. Важной стороной урока является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода, как необходимое условие для всестороннего развития личности;

17. Урок можно считать эффективным, если на нем обеспечивается оптимальное решение всего круга учебно-воспитательных задач, побуждает и развивает познавательные интересы, формирует потребность в знаниях.

урок обучение учитель

2. Схема комплексного психолого-педагогического анализа урока

Комплексная схема урока позволяет проанализировать выполнение учителем различных дидактических принципов, степень учета педагогом психологических аспектов и целесообразность использования им тех или иных методов обучения, организаторскую деятельность учителя и учебно-познавательную деятельность учащихся. Она может использоваться как в полном объеме, так и частично для оценки указанных выше аспектов.

Выполнение дидактических принципов обучения

1. Принцип научности:

а) соблюдена логика изложения учебного материала;

б) содержание учебного материала не содержит фактических ошибок, соответствует развитию современных научных знаний;

в) в процессе изложения учитель не обходит научные проблемы, спорные вопросы, освещаются перспективы развития научных знаний.

2. Принцип проблемности:

а) учитель использует проблемное изложение учебного материала;

б) на уроке проводится поиск решения учебной задачи совместно с учителем;

в) в ходе занятия учащиеся ищут решение учебной задачи самостоятельно.

3. Принцип наглядности:

а) при обучении соблюдается мера в наглядном представлении изучаемого материала, не теряется главное его содержание;

б) наблюдения учеников систематизированы, соотношение причин и следствий могут быть ими установлены;

в) речь учителя информативна, выразительна, понятна.

4. Принцип активности и сознательности:

а) всем участникам учебного процесса понятны цели и задачи предстоящей работы;

15 стр., 7272 слов

Развитие математического мышления учащихся на основе дифференцированного ...

... целого на различные части, формы, ступени. Дифференцированное обучение - это: 1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них ... достижений; однако при достаточном времени и средствах эти дети способны усвоить заданный материал; их количество по разным оценкам колеблется в пределах 10-40%); —дети со ...

б) хорошо налажено взаимообучение, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно;

в) учение опирается не на авторитет учителя, а на доказательства и логику.

5. Принцип доступности:

а) на уроке выполняется правило постепенного усложнения учебного материала;

б) на учебном занятии используются те методы обучения, которые соответствуют данному возрасту детей и их развитию;

в) при первичном знакомстве с новым материалом изучается главное, а в дальнейшем вводятся новые факты, расширяются и углубляются знания.

6. Принцип систематичности и последовательности:

а) структура урока хорошо продумана учителем; не оставляется без внимания ни один вопрос;

б) обеспечивается преемственность обучения;

в) реализуется логика формирования теоретических знаний: объект изучения-теория-инструментарий-следствия-границы применения знаний.

7. Принцип завершенности обучения:

а) применяемые методы обучения соответствуют его содержанию;

б) переход от первого уровня усвоения знаний ко второму и третьему осуществляется с обязательной фиксацией факта усвоения;

в) применяются аналогии, сравнения, сопоставления, противопоставления.

8. Принцип развития учебной деятельности:

а) степень осознания учеником познавательной задачи, актуализации мотивов ее решения;

б) степень восприятия и понимания новой информации; в) вхождение ученика в «зону ближайшего развития» и перенос освоенных способов деятельности в новые условия.

9. Принцип воспитательного воздействия урока:

а) положительное влияние профессиональных, личностных, харизматических качеств учителя;

б) требования учителя не вызывают негативной реакции у учеников, в течение урока доминируют и развиваются положительные чувства и эмоции;

в) на всех этапах урока эффективно организована учебно-познавательная деятельность учащихся.

Учет психологических аспектов обучения:

1. Организация внимания учащихся

а) учитель способен мобилизовать внимание учащихся различными способами:

— через прямое требование;

— связывая изучаемый материал с жизнью школьников;

— с помощью использования занимательной информации и проблемных ситуаций;

б) учитель умеет поддержать и развить внимание через четкую организацию урока, его темп, динамику, разнообразие видов работы, самостоятельную умственную деятельность учащихся и их поощрение.

2. Использование различных видов памяти:

а) на уроке создаются условия для успешного запоминания и предупреждения забывания учебного материала: изучение материала с различных точек зрения, его смысловая и логическая группировка;

б) используются на уроке ситуации, во время которых «включаются» различные виды памяти (моторная, образная, словесно-логическая, эмоциональная).

3. Развитие мышления:

а) ставятся учебные задачи, требующие осмысления, объяснения, доказательства;

б) учитель добивается от ученика овладения приемами самоконтроля и самоанализа ошибок.

Целесообразность примененных методов обучения:

1. Объяснительно-иллюстративные методы обучения:

а) применение объяснительно-иллюстративных методов при объяснении нового и объемного материала в ходе рассказа учителя, его беседы с классом, чтения учениками учебника или дополнительной литературы, показа видеофильма;

11 стр., 5374 слов

Развитие критического мышления учащихся в процессе обучения физике

... традиционном уроке мало способствует пробуждению мотивации учащихся. Поэтому педагоги прилагают огромные усилия для совершенствования процесса обучения: ученики ... отношению к информации, необходимой ему для полноценной деятельности в изменяющемся обществе. На первый план ... развития умения обосновывать свои выводы и решения, учителя должны заинтересовать учеников необычными задачами и материалами. ...

б) резюмирование и краткое изложение учителем законченного фрагмента учебного материала, обобщение выводов по теме беседы;

в) предъявление учащимся готового плана изложения нового материала, переформулирование вопросов, облегчающих понимание учениками их смысла, инструктаж по выполнению учебных действий.

2. Репродуктивные методы:

а) применение для воспроизведения знаний по образцу, правилу, с опорой на схему или алгоритм;

б) воспроизведение уже изученного материала, для заполнения схем и таблиц, раскодирования алгоритма, описания объекта;

в) приведение учащимися собственных примеров, подтверждающих правило, свойство, закон.

3. Частично-поисковые и исследовательские методы обучения:

а) для организации творческой деятельности учащихся применялись: выдвижение и аргументация гипотез, поиск «скрытых» звеньев рассуждения, выбор правильного пути решения, поиск ошибок в «якобы» правильных рассуждениях;

б) организация наблюдений для постановки исследовательской проблемы самими учащимися, для вычленения сущности явления;

в) самостоятельное решение нестандартных заданий и задач повышенной трудности, составление учащимися аналогичных заданий.

Организационная деятельность учителя на уроке:

1. Готовность учителя к уроку:

а) классная доска содержит необходимые для урока записи;

б) подготовлены нужные наглядные пособия и оборудование;

в) учителем разработана тактика проведения урока на основании его целей и задач.

2. Целевая установка урока:

а) учитель может сформулировать цели и задачи урока в соответствии с местом урока в образовательном процессе и особенностями класса;

б) учитель способен донести до учеников цели и задачи урока на доступном для их понимания языке.

3. Эстетика учебного труда:

а) выполнение санитарно-гигиенических правил при организации образовательного процесса: освещение, вентиляция, посадка детей в классе;

б) соблюдение техники безопасности и требований по сохранению здоровья учащихся;

в) выполнение режима двигательной активности учащихся на уроке.

4. Индивидуальная работа с учащимися:

а) на уроке наблюдается пассивная работа учителя с учеником в виде предложения выполнять индивидуальное задание самостоятельно;

б) учитель активно работает с одним учеником или группой учащихся;

в) учитель организует обучение при помощи особых методических приемов, позволяющих индивидуально работать с большинством учащихся.

5. Мотивация учебной деятельности учащихся:

а) за счет четкой организации учебной деятельности;

б) эмоциональное поощрение и похвала учеников как стимуляция их работы в ситуации «здесь и теперь»;

в) выставление отметок с учетом нормативов и их стимулирующей функции.

6. Рациональное использование времени на уроке:

а) классическое распределение времени на комбинированном уроке (опрос, объяснение нового материала, закрепление, инструктаж по выполнению домашнего задания);

б) потери времени с точки зрения разумности и смысла происходящего в контексте нетрадиционного урока;

20 стр., 9630 слов

Использование современных информационных технологий с целью повышения ...

... «Использование современных информационных технологий с целью повышения познавательного интереса учащихся к учебной деятельности». Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе. Предмет исследования: использование ... серьезных недостатков в организации обучения. Проблема интереса — это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках; от ее решения зависит, ...

в) занятость учащихся учебно-познавательной деятельностью в течение всего урока.

7. Характер общения учителя с учениками:

а) наблюдается авторитарность и подавление личности ребенка непререкаемым авторитетом учителя, положение «над» детьми;

б) сотрудничество и взаимопонимание, помощь и поддержка в отношениях между педагогом и учениками, положение учителя «вместе» с детьми;

в) заискивание перед детьми, неумение учителя владеть ситуацией, управлять учебно-воспитательным процессом на уроке, положение «под» детьми.

Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке:

1. Готовность учащихся к уроку:

а) организация рабочего места, необходимых для проведения урока инструментов и материалов;

б) готовность учащихся отвечать на поставленные вопросы в течение всего урока;

в) умение учиться с оптимальной работоспособностью.

2. Внешние проявления умений и навыков на уроке:

а) грамотные и полные ответы учащихся у доски и с места;

б) демонстрация практических умений в предметной деятельности;

в) качество письменных ответов учащихся.

3. Самостоятельная учебная деятельность:

а) выполнение заданий «с опережением», «на удачу», повышенной трудности по собственному желанию;

б) умение самостоятельно выполнить предложенные учителем задания;

в) проявления инициативы при организации образовательного процесса, принятие организаторских функций учителя на себя или регулирование этого процесса с целью улучшения его эффективности.

4. Самоконтроль (взаимоконтроль) и самооценка (взаимооценка):

а) для самооценки и самоконтроля используются привычные нормативы и приемы, используемые на каждом уроке;

б) учащимся предлагается оценить работу друг друга без предъявления эталона решения учебной задачи, но с учетом обоюдного согласия;

в) на уроке появляется необходимость самим ученикам дать оценку деятельности товарища и обосновать свое решение.

5. Межличностное взаимодействие (парная и групповая работа):

а) осознание и реализация общей цели;

б) установление коммуникации и взаимопонимания, диктуемые характером включения учащихся в их совместную деятельность;

в) взаимоконтроль и рефлексия, через которую устанавливается адекватная коррекция совместной деятельности.

6. Развитие устной и письменной речи:

а) на уроке преобладают монологические или коллективные, «хоровые» ответы;

б) коррекция речи осуществляется самим учителем или к этому привлекаются ученики;

в) процесс формирования лексического запаса слов данной предметной области.

3. Справка по анализу урока

Анализ урока

Учителя (Ф.И.О.) ____________________________________________________

Школа __________________________ район ___________________________

Предмет __________________________________________________________

Программа ________________________________________________________

Класс _____________________________________________________________

Тема ______________________________________________________________

Тип урока _________________________________________________________

20 стр., 9730 слов

Развитие технического мышления учащихся в процессе трудового обучения

... условиях и др. Учителями трудового обучение накоплен не малый опыт, который помогает формированию и развитию именно технического мышления у учащихся на уроках технологии. Изучение ... психологические исследования, в которых особое значение придается обучению именно технической деятельности. В результате такого обучения происходит формирование способностей к изобретательству и конструированию, ...

I. Предварительное обоснование выбранного учителем варианта урока

1. Соответствие открытого урока исследуемой теме.

2. Тема, тип урока и место данного урока в системе уроков.

3. Формулировка целей и задач урока с учетом особенностей класса (уровень развития и уровень обученности) и требований программы к знаниям и умениям учащихся по данной теме.

4. Ожидаемый результат.

II. Оценка результативности урока

1. Степень реализации на уроке заявленных целей.

2. Продуманность методической системы урока:

а) целесообразность отбора содержания урока;

б) оптимальность выбора форм учебной работы, методов, приемов обучения;

в) использование различных средств обучения и системы обратной связи;

г) организация контроля усвоения знаний, умений, навыков учащихся.

3. Развивающий характер урока:

а) Формирование различных структурных компонентов учебной деятельности:

· мотивационного;

· операционного;

· регулирующего.

б) Характер учебной деятельности детей:

· репродуктивный;

· преобладающий;

· творческий, исследовательский.

в) Организация дифференцированного обучения.

г) Исследование элементов новых предметных технологий.

4. Организация общения учителя и учащихся (стиль общения, педагогическая культура, такт, педагогическая техника) и учебного сотрудничества.

III. Качество самоанализа

1. Умение учителя адекватно оценить результативность урока.

2. Умение учителя определять перспективы своей дальнейшей деятельности по исследуемой проблеме.

IV. Заключение экспертизы урока

Урок учителя ______________________________________________________

Ф.И.О.

____________________________ требованиям __________________________

(не) соответствует, частично (первой, высшей)

квалификационной категории.

Дата ______________________

Ф.И.О. Должность Подпись

Заключение

Современный урок — это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

Исходной идеей современного урока является представление о единстве обучения, воспитания и развития. В соответствии с этой идеей должен конструироваться и осуществляться каждый урок. В ней находит свое выражение логика современной теории обучения и в определенной степени социальный заказ общества системе образования. Образовательный аспект связан с расширением объема, развивающий — со структурным усложнением усваиваемого содержания, воспитательный — с формированием отношений.

Комплексная схема урока позволяет проанализировать выполнение учителем различных дидактических принципов, степень учета педагогом психологических аспектов и целесообразность использования им тех или иных методов обучения, организаторскую деятельность учителя и учебно-познавательную деятельность учащихся. Она может использоваться как в полном объеме, так и частично для оценки указанных выше аспектов.

Список использованной литературы

1. Ворошилова, Н. Анализ современного урока / Н. Ворошилова. — М., 2006.

10 стр., 4822 слов

Урок как форма учебно-воспитательного процесса: традиционные ...

... закономерностей и принципов учебного процесса; творцом, организатором и руководителем урока является учитель (педагог); урок в своей основе направлен на обучение, развитие и воспитание. Однозначно сформулировать определение урока сложно. В педагогической ...

2. Ермолаева, М.Г. Современный урок / М.Г. Ермолаева. — М., 2005.

3. Квашко, Л.П. Схема комплексного психолого-педагогического анализа урока / Л.П. Квашко // Практика административной работы в школе. — 2004. — №1.

4. Конаржевский, Ю.А. Анализ урока / Ю.А. Конаржевский. — М., 2006.

5. Кульневич, С.В., Лакоценина, Т.П. Анализ современного урока. Практическое пособие / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. — М., 2005.

Размещено на